Алена охлупина актриса личная жизнь
Алёна Охлупина (Мюзар)
Алёна Игоревна Охлупина (в замужестве Мюзар). Родилась 21 августа 1964 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РФ (1999). Народная артистка РФ (2006).
Алёна Охлупина родилась 21 августа 1964 года в Москве в актерской семье.
Отец – Игорь Леонидович Охлупин, советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, ведущий актер Театра имени Маяковского.
Мать – Наталья Михайловна Вилькина (1945—1991), советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, ведущая актриса Малого театра.
Бабушка – Тамара Николаевна Бундикова (1923-2002), хирург-гинеколог. Имела польские корни, ее мать Ванда Миклашевская была цирковой акробаткой.
Дед – Леонид Давыдович Охлупин (1915-1983), советский театральный деятель, актёр Свердловского государственного академического театра драмы, народный артист РСФСР, почётный гражданин Свердловска.
Дядя – Александр Михайлович Вилькин, народный артист Российской Федерации, профессор, художественный руководитель Государственного Московского театрального центра «Вишнёвый сад» под руководством Александра Вилькина».
С ранних лет Алёна пребывала в творческой атмосфере, ее детство прошло за театральными кулисами, где работали родители. Поэтому вопросов относительно будущей профессии у нее не возникало. Она решила продолжить семейную династию.
В 1985 году окончила Школу-студию МХАТ, курс В.П. Маркова.
После окончания Школы-студии была принята в труппу Государственного академического Малого театра. Стала одной из ведущих актрис Малого театра.
Театральные работы Алёны Охлупиной:
Софья – «Недоросль» Д.И. Фонвизина;
Анюта – «Из воспоминаний идеалиста» А.П. Чехова;
Степка – «Зыковы» М. Горького;
Эля – «Сон о белых горах» В. Астафьева;
Аннушка – «Накануне» И.С. Тургенева;
Таня – «Игра» Ю. Бондарева;
Паж – «Человек, который смеется» В. Гюго;
4-я княжна – «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
Аня – «Вишневый сад» А.П. Чехова;
Катя – «Дети Ванюшина» С.И. Найденова;
Иоанна – «Царь Иудейский» К. Романова;
Настя – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского;
царица Мария Федоровна – «Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого;
Маша – «Чайка» А.П. Чехова;
Зинаида – «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского;
Поликсена Григорьевна – «Трудовой хлеб» А.Н. Островского;
Рогожинская – «Воскресение» Л.Н. Толстого;
придворная дама – «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба и Е. Легуве;
Графиня-внучка – «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
Боровцова – «Пучина» А.Н. Островского;
Ольга – «Три сестры» А.П. Чехова;
Шарлотта – «Священные чудовища» Ж. Кокто;
Анна Тихоновна – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского;
Анна Перепелицына – «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского;
Таисия Семёновна – «Последний идол» А.Г. Звягинцева
Алёна Охлупина в спектакле “Три сестры”
Ряд спектаклей с участием актрисы были экранизированы – «Чайка» (Маша), «Пучина» (Дарья Ивановна), «Царь Иоанн Грозный» (Царица Мария Федоровна), «Последний идол» (Таисия Семёновна), «Село Степанчиково и его обитатели» (Анна Перепелицына) и другие.
С середины 1980-х и до начала 1990-х снималась в кино. Дебютировала в 1986 году с роли Тани в драме Бориса Яшина «Аэропорт со служебного входа». Позже снялась в лентах «То мужчина, то женщина», «Наша дача», «Любовь», «На тебя уповаю».
Алёна Охлупина в фильме “Аэропорт со служебного входа”
В 2006 году была удостоена почётного звания народной артистки России.
В 2011 году ей была вручена памятная медаль Министерства культуры РФ «150-летие А. П. Чехова».
Личная жизнь Алёны Охлупиной:
Была замужем, разведена. Имеет дочь.
Алёна Охлупина с бывшим мужем
Алёна Охлупина с дочерью
Фильмография Алёны Охлупиной:
1986 – Аэропорт со служебного входа – Таня
1989 – То мужчина, то женщина – Лена, дочь актрисы Нади
1990 – Наша дача – Лена, жена Володи
1991 – Любовь – эпизод
1992 – На тебя уповаю – девица
1998 – Чайка (фильм-спектакль) – Маша
1998 – Чтобы помнили. Наталья Вилькина (документальный)
1999 – Трудовой хлеб (фильм-спектакль) – Поликсена Григорьевна, жена Потрохова
2002 – Горе от ума (фильм-спектакль) – графиня-внучка
2003 – Пучина (фильм-спектакль) – Дарья Ивановна, жена Боровцова
2005 – Три сестры (фильм-спектакль) – Ольга
2009 – Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль) – Царица Мария Федоровна
2014 – Последний идол (фильм-спектакль) – Таисия Семёновна, жена Юсина
2015 – Тайны советского кино. Школьный вальс (документальный)
2016 – Село Степанчиково и его обитатели (фильм-спектакль) – Анна Перепелицына
Свадьба родителей
Фото: из личного архива А. Охлупиной
Училась Наташа на одном курсе с Никитой Михалковым и Анастасией Вертинской, но никакой дружбы с этими звездами не было: Михалков ушел из училища с четвертого курса, а Вертинская держалась особняком. Зато другие мамины сокурсники — Николай Бурляев, Нонна Терентьева, Витя Персик — постоянно собирались у нас на кухне, как шутила мама, «в доме открытых дверей». Часто к ним присоединялись и ее друзья детства — Володя и Саша Горелики (Саша впоследствии стал призером Олимпийских игр по фигурному катанию). Скидывались по десять копеек на пачку пельменей, батон хлеба и бутылку красного вина. Строили планы на будущее, обменивались книгами, мама уже тогда с увлечением собирала свою библиотеку.
Роль Сергея, одна из главных в спектакле «Иркутская история», принесла папе невероятную известность, поклонницы дарили огромные букеты, ходили за ним толпами, а когда видели вместе с Наташей, кричали в ее адрес угрозы и проклятия.
Мама очень гордилась успехом мужа и не обращала на эти вопли никакого внимания.
В общем, жили весело, но бедно. Мама училась, папа — молодой актер, зарплата мизерная. Тамарочка, правда, уже работала в 9-й городской клинической больнице хирургом-гинекологом, но почти все деньги уходили на оплату кредита за мебель, ведь дед забрал даже кровати. В кулинарии тогда продавались котлеты: по семь копеек маленькие и по четырнадцать — большие. Дорогие бабушка не брала, не по карману. Зато в день зарплаты Тамарочка шиковала: покупала свой любимый торт «Прага» и обязательно какой-нибудь подарок мне.
Когда мама защитила диплом, ее приняли в труппу Театра Советской Армии, в те годы, как ни странно, самого свободного от цензуры.
Военное начальство не всегда угадывало подтексты и порой пропускало пьесы с острым социальным звучанием. Даже Любимов не мог себе такого позволить.
Это был счастливый период в маминой жизни. Играла в спектаклях «Два товарища» по пьесе Владимира Войновича и в «Дяде Ване» Чехова. Вместе с режиссером Леонидом Хейфецем и Сережей Шакуровым они составляли абсолютный союз, могли горы свернуть. Сережа, «хитрый татарин», как он себя называл, часто приходил к нам домой вместе с женой Натальей Оленевой и сыном Ваней. У Шакурова очень сильное мужское обаяние, харизма сумасшедшая, это трудно не почувствовать.
Алена Охлупина
Фото: Павел Щелканцев
Однажды мама сказала, что Сережа влюблен в нее, — может, ей хотелось так думать… Мне кажется, у них была духовная связь, как у многих постоянных партнеров.
Есть актрисы эмоциональные, есть женственные, а есть умные, как Демидова, Купченко и — Вилькина. Наташе исполнился двадцать один год, но и Любовь Добржанская, и Алина Покровская, старшие и опытные, относились к ней очень уважительно, ценили ее ум и смелость говорить людям правду в глаза.
Не раздумывая, вслед за Хейфецем и Шакуровым она пошла против военных чиновников, когда из репертуара сняли спектакль «Два товарища». Все трое написали заявления об уходе и в тот же день покинули Театр Армии. Для молодой артистки добровольно отказаться от любимой работы, потерять заработок и уйти в никуда — это поступок.
К счастью, Хейфеца пригласили снимать фильм-спектакль «Обрыв» по роману Ивана Гончарова, и он взял на главные роли и Шакурова и Вилькину.
А в 1970 году мама поступила в Театр имени Маяковского.
Там дружеские отношения у нее сложились только с Бабановой. Мария Ивановна была гениальной артисткой, но с характером: все вокруг нее должно было вертеться. Летала по коридорам театра в пышном платье с кринолином, гоняла коллег: не дай бог кто-нибудь решит передохнуть. Как-то раз они с Наташей репетируют роли матери и дочери в «Дядюшкином сне» Достоевского. Бабанова диктует Вилькиной, куда ей встать, как сказать. Наташе все это не нравится, и она спрашивает:
— Мария Ивановна, у вас дети есть?
— Нет.
— А у меня дочь, и я знаю, как в этой сцене надо себя вести.
Бабанова в шоке — для нее это была больная тема, которой никто не смел касаться.
Широкому зрителю эта потрясающая актриса запомнилась скорее по фильму «Школьный вальс», вышедшему на экраны страны в 1977 году, где она сыграла Эллу Кнушевицкую, мать Зоси. Театральная жизнь её сложилась гораздо удачнее, чем кинематографическая, однако и в театре у неё далеко не всё шло гладко. Да и в личной жизни Наталья Вилькина сама с трудом выстраивала свой путь к счастью.
Наталья Вилькина
Таких уникальных актрис в 70-е — на рубеже 80-х возникла целая плеяда. Алла Демидова, Ия Саввина, Татьяна Лаврова, Алла Покровская, Наталья Вилькина. Это созвездие театр как-то сразу втянул в свою орбиту, а вот кинорежиссёры практически не знали куда и как приткнуть этих нестандартных, пришедших словно из другого века, актрис. Кино интеллектуальное, на грани человеческого нерва, где ставились острые психологические и нравственные вопросы, в 70-е в СССР только зарождалось. Но как правило, в таких фильмах первенство было за мужчинами. Именно поэтому многие острохарактерные яркие актрисы остались почти неизвестны широкому зрителю. Среди которых — и Наталья Вилькина.
Наталья Вилькина в фильме-спектакле “Заговор Фиеско в Генуе”
После окончания знаменитой Щуки, где её однокурсниками были Никита Михалков, Анастасия Вертинская, Николай Бурляев и Нонна Терентьева, она попала труппу ЦТСА (Центрального Театра Советской Армии). Её учителем, режиссёром и другом был Леонид Хейфец. Он был тогда начинающим режиссёром, и увидел её в дипломном спектакле «Жаворонок» в роли Жанны Д’Арк: «У стены – сжавшаяся в комок актриса. И сразу же почувствовалась боль, боль не играемая, боль своя, личная; видно, что всё − через собственное сердце. Мы будто бы споткнулись. Досмотрели до конца, никаких «стоп, дальше». Оставили на разговор. Девушка оказалась рослой. Белокурой. Угловатой: что-то было в ней от подростка. Никакого рабства: оставалась самой собой. Вилькиной предложили вступить в труппу театра».
В театральный её приняли не сразу, решили, что она не проходит по внешности. Слишком рослая, угловатая, этакая девочка в образе мальчика. Недаром её брат, Александр Вилькин, тоже актёр, называл её «девочка-мальчик». А её первый муж Игорь Охлупин, уже молодой актёр, с которым Наталья познакомилась накануне нового 1964 года, разглядел в ней этакий невероятный магнетизм, какую-то силу притяжения во взгляде, и практически за руку привёл её в театральный сразу на третий тур, где приёмная комиссия, наконец, рассмотрела юное дарование. С Игорем Охлупиным они поженились сразу, она вышла за него буквально из-за школьной парты. Он был старше Натальи на семь лет, и будучи успешным молодым актёром, конечно, имел немало поклонниц.
Наталья Вилькина родилась сразу после Победы над фашистом, 28 мая 1945 года, в семье известных медиков. Отец — Вилькин Михаил Исаакович, был хирургом, а мама — Бундикова Тамара Николаевна — гинекологом. На матери, которую в семье все любовно называли Тамарочка, держался весь дом. И даже после рождения дочери Алёны у молодых через год после свадьбы, бабушке Тамарочке пришлось взять все обязанности воспитателя. На Наталью Вилькину она имела огромное влияние. Эта была красивая, энергичная, не старая ещё женщина, которая много работала, успешно оперировала, и много курила, не вынимая сигарету изо рта.
Наталья Вилькина
Игорь Охлупин любил Наталью до самозабвения. По воспоминаниям дочери, он был нежным, деликатным, благодарным. А Наталья любила друзей, шумные компании, праздники. Друзей у неё было много. Она могла отправиться в гости и застрять там надолго, не приехать ночевать и забыть позвонить, тем более что мобильников в те годы не было. Тамарочка, которую в семье назвали «начальником паники», конечно, выговаривала дочери, а заодно и внучке Алёне, если та, задержится на улице на пять минут… Но больше всех выговаривал Наталье муж, который страшно за неё волновался. Вообще-то они частенько ссорились, поскольку темпераменты у них не совпадали. Он мог копить раздражения долго, но зато потом… А она, она тоже переживала свои внутренние драмы и трагедии внутри себя, а расходовать этот бешеный темперамент можно было только в театре. В кино интересных ролей не было.
А однажды в ЦТСА, когда шла репетиция спектакля «Два товарища» по пьесе Войновича, где были заняты Сергей Шакуров и Наталья Вилькина, режиссёра Леонида Хейфеца вызвали к директору театра и заявили, что спектакль закрывается, а он уволен. Вслед за другом и любимым режиссёром заявление написали Сергей Шакуров и Наталья Вилькина. Шакурова отпустили сразу, а Наталью заставили ещё отыграть гастрольные спектакли. Многие ли актёры способны на такое, даже сегодня? Актёрская профессия зависимая, а Наталья ради друзей могла пойти на любимые безумства. И ушла из театра в никуда.
Наталья Вилькина
В 1970-м Вилькину пригласили в Театр имени Маяковского, где она успешно играла в спектакле «Таланты и поклонники» по А.Н.Островскому (Александру Негину) и в пьесе «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому (Зинаиду). Хейфец к тому времени уже репетировал на сцене Малого театра новый спектакль «Перед заходом солнца», где одну из главных ролей Инкен Петерс должна была играть любимица директора театра Михаила Царёва. Он начал с ней репетировать, но никого, кроме Вилькиной в этой роли не видел. И зная, что может вылететь из театра, сказал Царёву, игравшему в этом же спектакле главную роль, что Инкен должна играть только Наталья Вилькина. Был жуткий скандал… И на полтора месяца репетиции остановились. Но прошло время, страсти улеглись и Царёв дал добро. Так Наталья попала в Малый театр.
Малый стал для Наташи домом. И хотя здесь тон задавали «старики», театр с традициями, со своим укладом, тем не менее, её — молодую актрису, не похожую такой же академической игрой, приняли. Её гримёрка стала настоящим центром притяжения для актёров. Здесь свободно можно было говорить обо всём на свете. В Малом она сдружилась с актёром Романом Филипповым. Помните, в фильме «Бриллиантовая рука», это он говорит: «Ну, будете у нас на Колыме…»? Однажды Роман Филиппов всю ночь читал свои крамольные стихи. «Возмущается народ: мало партия даёт. Наша партия не б…дь, чтобы всякому давать», – и дальше в таком роде… С актрисой Еленой Гоголевой Наталья Вилькина дружила несмотря на разницу в возрасте в 45 лет, она называла её на французский манер «ma tant» – «тётушка».
Наталья Вилькина
Также как и мать, Наталья много курила. С этой страстью она и не собиралась бороться, и никак не реагировала на замечания. Одевалась просто, как ей удобно, например, носила уже тогда рваные джинсы. Это сегодня модно. А в эпоху застоя, всё это могло эпатировать окружающих. Но Вилькина не собиралась этого делать, она просто была собой. Недаром назвала себя «рыжий на ковре». Рыжий клоун. Или, когда её спросили, народная ли она артистка, в смысле получила ли звание, Наталья ответила: «Я – и-народная».
Она мечтала сыграть Гамлета. И ей это вполне было под силу, если бы только дали. Она не была красавицей. Но мужчины сходили по ней с ума. Она была высокая и стройная, худенькая, у неё были красивые руки с точёными нервными пальцами. Жесты её были плавными. Одевалась она модно. Многие вещи друзья привозили ей из-за границы: модные сапоги, юбки-твигги, блузы рубашечного кроя, жилеты, джинсы. Она выглядела роскошно, как западная женщина. У неё была шикарная дублёнка, кстати в ней же она снялась и в фильме «Школьный вальс».
Наталья Вилькина в фильме “Школьный вальс”
Она двигалась естественно, всякое кокетство и наигранность презирала. Она не притворялась, она была такой. Женственной, органичной, её чувство юмора очаровывало, подкупало. Поэтому она нравилась. И тем не менее, в кино интересных ролей у неё не было, хотя она была создана для экрана. В театре тоже ей не давали играть то, что было под силу только ей. Она могла сыграть Раневскую в «Вишневом саде», Аркадину в «Чайке». Не дали. А после её смерти говорили, что это были абсолютно её роли…
Наталья Вилькина в фильме “То мужчина, то женщина”
Когда Галина Галина Волчек пригласила Вилькину в «Современник», где предложила ей роль Раневской, Михаил Царёв уговорил её не уходить из Малого театра. И она осталась доигрывать старый репертуар. Хейфец к тому времени уже ушёл из Малого в Театр Советской армии. Она была в расцвете лет, ей было около сорока. Но она работала на износ, и себя не жалела.
Зато умела жалеть других. Однажды принесла домой щенка обычной дворняжки. Его назвали Вова Вилькин. Потом Вова вырос в большую собаку, его знали все соседи, даже пьяницы во дворе. Наталье просто хотелось тепла и понимания, и даже в собаке она находила отдушину. А в семье давно наметилась трещина. С мужем они отдалялись всё дальше друг от друга.
С братом Александром.
Наталья Вилькина дружила с семьёй химиков, у которых была знакомая француженка из семьи русских эмигрантов. Эта француженка по имени Бьянка имела племянника Кирилла. Он был учёным, жил в Париже. И когда он прилетел в Россию, Наталью попросили сводить его в театр. Она пригласила в свой. Когда он увидел её на сцене, то влюбился с первого взгляда. Разговорились после спектакля. Выяснилось, что он происходит из аристократического рода, лицом похож на Романовых. По-русски говорит великолепно. И вовсе не скучный, а умнейший человек. Его предки оказались во Франции после революции.
Такого поворота событий Вилькина не ожидала, она предполагала, что они будут дружить, общаться. А он сделал ей предложение. Несмотря на то, что с Охлупиным они жили плохо, уходить от него Вилькина не хотела. Она говорила, что у неё один муж. Да и Охлупин не изменял ей, они продолжали жить вместе. И вот тут перед ней возникла действительно гамлетовская дилемма. Короче, «быть или не быть»… В этой ситуации, в отличие от Гамлета, женщина выбирает «быть». Это та нереализованность, нерастраченность в театре и кино, когда женщине хочется иметь твёрдую почву под ногами. Пусть нет страстной любви, и не надо. Зато, крепкое плечо рядом.
С Анастасией Вертинской и братом Александром
Чтобы быть рядом с любимой, Кирилл развёлся с женой, благо его двое детей были уже взрослыми, бросил карьеру, а ведь ему предлагали должность ректора Орлеанского университета, и наконец, оставил Францию. Он переехал в Россию, чтобы подле неё. Устроился преподавать физику в школе при французском посольстве. А она полюбила его не сразу, но притяжение к нему в ней чувствовалось.
Своего образа жизни Наталья не поменяла, это Кирилл его принял, и был рад. Но, главное, он влюбился в неё! В то, как она говорила, как курила свои длинные сигареты, держа их красивыми пальцами!.. Хрипловатый голос, бокал вина, юмор… Кирилл полюбил в ней всё, и любовь его проявлялась даже в мелочах. Например, перед спектаклем он заходил к Наталье в гримёрную и точил гримировальные карандаши, раскладывал всё необходимое на её столике… Он словно дал ей второе дыхание.
С Игорем Охлупиным Наталья всё-таки развелась, их отношения были трудными и зашли в тупик. Теперь была поставлена заслуженная точка. С Кириллом Чубаром они поселились в отдельной квартире на Кутузовском проспекте. Отец дочь оставил себе, и с бабушкой Тамарой они жили отдельно.
Однажды во время гастролей во Францию, один из местных режиссёров, увидев Вилькину в спектакле, предложил ей роль Марии Стюарт. Он не обманул, написал пьесу и прислал в Москву, где Кирилл перевёл её на русский, а сама Наталья написала литературную адаптацию. Она восхитительно писала. Прилетел из Франции режиссёр, ставить совместную постановку на сцене Малого театра. В тот день она должна была приехать в театр, договариваться обо всём с директором Виктором Коршуновым. Она была счастлива, ничего не предвещало беды. У неё давно болело в груди, но Вилькина по врачам не ходила и всё отмахивалась. И в тот день она сильно задыхалась. А потом, выйдя из кабинета, упала у входа в зрительный зал. Её не стало через несколько часов. Никто не мог поверить, ведь совсем недавно она была так счастлива, строила планы.
Наталья Вилькина в фильме “Раннее, раннее утро….”
Ей было 45 лет. Она ушла на пасхальной неделе, в первый день Пасхи и в праздник Благовещения.
Наталья Вилькина в фильме-спектакле “Любовь Яровая”. Фрагмент
Дочь Алёна Охлупина, актриса: «Помню, мы с мамой читали гороскоп в каком-то журнале, и там для людей её знака было написано: «Вам предстоит длинная дорога». Мама удивилась: «Я же только что вернулась из Франции…»
Леонид Хейфец, режиссёр: “Время от времени мы с ней виделись. Была одна встреча. Наташа позвонила неожиданно: «Время есть?» − «Да». – «Я приеду». – «Хорошо». Приехала в Театр Советской армии, куда я вернулся уже главным режиссёром. Пили кофе, Наташа – чашку за чашкой. Много курила, поставив возле себя маленькую пепельницу в виде шины. Гасила сигарету и сразу же закуривала следующую. И всё пила кофе. Я: «Наташ, не чересчур ли?» Она отшутилась. Так я и не понял, зачем она приезжала, но тревога осталась глубокая. А спустя полтора месяца случилось то, что случилось…»
Фильм из цикла “Чтобы помнили” Леонида Филатова. Наталья Вилькина
Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!