Александра платоновна усова биография личная жизнь

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Усова.

Александра Платоновна Усова (1898—1965) — советский учёный в области педагогики, специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук (1959), профессор (1960), член-корреспондент АПН СССР (1950).

Биография[ | ]

Родилась 30 октября 1898 года в прииске Надеждинский Иркутской губернии.

С 1921 года начала педагогическую деятельность — учителем в Иркутской начальной школе.

В 1926 году после окончания Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена была оставлена работать в институте в качестве преподавателя. С 1932 по 1941 годы — заведующий кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ. В период Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда участвовала в эвакуации детей[1].

С 1942 по 1945 годы заведовала Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 года работала в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, с 1960 года в — НИИ дошкольного воспитания АПН СССР[1].

В 1940 защитила кандидатскую диссертацию на тему «к вопросу о роли творческой игры в воспитании ребенка дошкольника», в 1959 году — докторскую диссертацию. В 1960 году А. П. Усовой присвоено звание профессора. В 1950 году А. П. Усова была избрана член-корреспондентом АПН СССР[1].

А. П. Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, исследовала пути оптимизации подготовки детей к поступлению в школу. А. П. Усовой заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению, она внесла значительный вклад в исследование проблемы детской игры, содержания, форм и методов обучения в детском саду. Результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Ряд работ А. П. Усовой посвящен разработке принципов сенсорного воспитания в детском саду, использованию народного творчества в воспитании дошкольников[1].

А. П. Усова была председателем объединённой комиссии АПН СССР по разработке комплексной программы воспитательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу. Результатом работы этой комиссии явилась «Программа воспитания в детском саду», которая была издана в 1963 году[1].

Умерла 16 июля 1965 года в Москве.

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002 г. — 527 с. — 475-476 с. — ISBN 5-85270-230-7
  • История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1988 г. — 446 с. — ISBN 5-09-000310-6
  • Советская педагогика: ежемесячный научно-теоретический журнал / АПН СССР. – М.: Педагогика, Вып. 7—12, 1965 г. — 158 с.

Источник

Х годов XX века

Период восстановления дошкольного образования после войны до

1959 г. Постановление правительства «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста»:

– задача создания единой системы воспитания детей дошкольного возраста;

– два типа дошкольных учреждений – ясли и детский сад объединены в единое дошкольное учреждение;

– пересмотр нормативной базы дошкольного воспитания (в том числе, введение должности воспитателя – методиста).

1960 г. – создание НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР.

В 60-70 годы последовательно решались вопросы, вызванные всевозрастающими требованиями к качеству дошкольного воспитания, выдвигаемые наукой.

В 80 г.- реформа школы: наметился переход к обучению с шестилетнего возраста; необходимость создания объединенных учреждений «школы – детские сады» или в школах классы для шестилеток, приближенные к детскому саду.

1962 г. – А.П.Усовой разработана «Программа воспитания в детском саду»; в 70-е годы она выходит как «Программа воспитания и обучения в детском саду» (последние издания 1982 г.).

Читайте также:  Мишель мерсье биография личная жизнь дата смерти

1984 г. – создана «Типовая программа воспитания в детском саду».

(1898 – 1965 г.г.)

– известный педагог; дидакт, разработавший концепцию дидактики детского сада.

Биографические сведения Педагогические взгляды, проблемы воспитания и обучения дошкольника
А.П.Усова родилась в Иркутской губернии на прииске «Надежденский».
Педагогическую деятельность начала в 1921г. в г. Иркутске учителем начальной школы. 1922 – 1938г.г. обучение в ЛГПИ им. А.И. Герцена и работа там же в качестве преподавателя.
1938-1941г.г. заведовала кафедрой в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской.
1942-1945г.г. возглавляла Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР.
С 1945 г. руководила секцией дошкольного воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР.
1950 г. ей присвоено звание член-корреспондент АПН РСФСР.
1959 г. – присвоена ученая степень доктора педагогических наук.
С 1960 возглавила лабораторию дидактики в НИИ дошкольного воспитания; возглавила комиссию по разработке комплексной программы воспитания в детском саду.
Основные труды:
«Обязательные занятия в детском саду»; «Игра и организация жизни детей»; «Русское народное творчество в детском саду»; «Обучение в детском саду»; «Обучение в детском саду, его цели и характер».
Особенно углубленно занималась вопросами дошкольной дидактики:
– Обучение является средством прямого и непосредственного воздействия воспитателя на детей; такие свойства, как организованность, дисциплинированность, любознательность, наблюдательность, активность; такие качества психики как произвольное внимание, память, речь, воспитываются в процессе обучения.
– Два уровня знаний, которыми могут овладеть дошкольники: первый – элементарные знания, приобретенные стихийно; второй – более сложные знания и умения, усвоенные в процессе целенаправленного обучения.
В концепции дидактики детского сада – игра – приобретала статус самоценной детской деятельности и стала рассматриваться как широкое воспитательное средство, как форма организации детской жизни – как форма жизни детского самодеятельного общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Изучите документы по дошкольному воспитанию этого периода. Какие положения, на Ваш взгляд, следует отнести к авторитарной педагогике, а какие – к гуманной?

2. Какие рекомендации по дошкольному воспитанию дает А.П.Усова?

3. Изучите идеи и положения по поводу обучения детей дошкольного возраста. Определите свою позицию по отношению к ним.

Школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства (1945-1958 Г.Г.)

Задача: усиление идеологической работы против буржуазной идеологии, формирование советского патриотизма и преданности делу социализма.

1949 г. – переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению.

1954-55 уч. г. – введены новые учебные планы и программы.

Пересматривается содержание образования: переход к политехническому обучению. Включаются уроки труда в 1-4 кл., 5-7 классах практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках; в 8-10 классах практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.

1956 г. –создание школ-интернатов для сирот, детей, в семьях которых отсутствовали необходимые условия, детей одиноких матерей, инвалидов Войны и труда.

Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях».

В целях создания наиболее благоприятных условий для получения молодежью среднего и высшего образования плата за обучение с 1-го сентября 1956 г. отменена.

1945 г. –август – постановление СНК СССР «Об улучшении дела подготовки учителей», где сформулированы требования к подготовке учителей; ликвидированы краткосрочные курсы подготовки учителей: учительские институты реорганизуются в педагогические институты; увеличена заработная плата учителей, предусмотрены некоторые льготы: бесплатное предоставление квартир для учителей, проживающих в сельской местности; выделение земельных участков до 0,25 га; бесплатное пользование землей для выгона скота.

Читайте также:  Земляникин биография личная жизнь дети

1948 г. –12 февраля – Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении учителей званиями и медалями за выслугу лет и безупречную работу:

– «Отличник народного просвещения»;

– «Отличник просвещения СССР»;

– медаль К.Д.Ушинского;

– медаль Н.К.Крупской;

– премии им.К.Д.Ушинского (25 000 руб. и 10 000 руб.);

– премии им. Н.К.Крупской (2 000 руб.);

– почетная грамота Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

Школу данного периода американцы назвали «секретным оружием» большевиков.

1958 г. –декабрь – принят Верховным Советом СССР Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР»; соединение обучения с производительным трудом , активное участие школы в общественной жизни, производственная практика школьников, увеличение доли политехнического образования; вводится обязательное восьмилетнее обучение.

В конце 50-х годов по международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:

– число молодых людей , получающих высшее образование (в % к численности населения). В 50-е годы у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. – меньше на 5 млн.);

– средняя продолжительность фактического обучения (тогда в СССР и США она составляла 7 и 8 лет /ныне 9 и 12 лет/);

– число, продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;

– число студентов дневного обучения вузов. Динамика с 50-х годов по настоящее время здесь такова: СССР – 1,7 до 4,5 млн., США – с 1,7 до 8,5 млн.;

– престиж образования.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Усова.

Александра Платоновна Усова (1898—1965) — советский учёный в области педагогики, специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук (1959), профессор (1960), член-корреспондент АПН СССР (1950).

Биография

Родилась 30 октября 1898 года в прииске Надеждинский Иркутской губернии.

С 1921 года начала педагогическую деятельность — учителем в Иркутской начальной школе.

В 1926 году после окончания Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена была оставлена работать в институте в качестве преподавателя. С 1932 по 1941 годы — заведующий кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ. В период Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда участвовала в эвакуации детей[1].

С 1942 по 1945 годы заведовала Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 года работала в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, с 1960 года в — НИИ дошкольного воспитания АПН СССР[1].

В 1940 защитила кандидатскую диссертацию на тему «к вопросу о роли творческой игры в воспитании ребенка дошкольника», в 1959 году — докторскую диссертацию. В 1960 году А. П. Усовой присвоено звание профессора. В 1950 году А. П. Усова была избрана член-корреспондентом АПН СССР[1].

А. П. Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, исследовала пути оптимизации подготовки детей к поступлению в школу. А. П. Усовой заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению, она внесла значительный вклад в исследование проблемы детской игры, содержания, форм и методов обучения в детском саду. Результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Ряд работ А. П. Усовой посвящен разработке принципов сенсорного воспитания в детском саду, использованию народного творчества в воспитании дошкольников[1].

Читайте также:  Биография василия степанова личная жизнь

А. П. Усова была председателем объединённой комиссии АПН СССР по разработке комплексной программы воспитательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу. Результатом работы этой комиссии явилась «Программа воспитания в детском саду», которая была издана в 1963 году[1].

Умерла 16 июля 1965 года в Москве.

Примечания

Литература

  • Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002 г. — 527 с. — 475-476 с. — ISBN 5-85270-230-7
  • История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1988 г. — 446 с. — ISBN 5-09-000310-6
  • Советская педагогика: ежемесячный научно-теоретический журнал / АПН СССР. – М.: Педагогика, Вып. 7—12, 1965 г. — 158 с.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Усова.

Александра Платоновна Усова (1898—1965) — советский учёный в области педагогики, специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук (1959), профессор (1960), член-корреспондент АПН СССР (1950).

Биография

Родилась 30 октября 1898 года в прииске Надеждинский Иркутской губернии.

С 1921 года начала педагогическую деятельность — учителем в Иркутской начальной школе.

В 1926 году после окончания Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена была оставлена работать в институте в качестве преподавателя. С 1932 по 1941 годы — заведующий кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ. В период Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда участвовала в эвакуации детей[1].

С 1942 по 1945 годы заведовала Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 года работала в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, с 1960 года в — НИИ дошкольного воспитания АПН СССР[1].

В 1940 защитила кандидатскую диссертацию на тему «к вопросу о роли творческой игры в воспитании ребенка дошкольника», в 1959 году — докторскую диссертацию. В 1960 году А. П. Усовой присвоено звание профессора. В 1950 году А. П. Усова была избрана член-корреспондентом АПН СССР[1].

А. П. Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, исследовала пути оптимизации подготовки детей к поступлению в школу. А. П. Усовой заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению, она внесла значительный вклад в исследование проблемы детской игры, содержания, форм и методов обучения в детском саду. Результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Ряд работ А. П. Усовой посвящен разработке принципов сенсорного воспитания в детском саду, использованию народного творчества в воспитании дошкольников[1].

А. П. Усова была председателем объединённой комиссии АПН СССР по разработке комплексной программы воспитательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу. Результатом работы этой комиссии явилась «Программа воспитания в детском саду», которая была издана в 1963 году[1].

Умерла 16 июля 1965 года в Москве.

Примечания

Литература

  • Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002 г. — 527 с. — 475-476 с. — ISBN 5-85270-230-7
  • История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1988 г. — 446 с. — ISBN 5-09-000310-6
  • Советская педагогика: ежемесячный научно-теоретический журнал / АПН СССР. – М.: Педагогика, Вып. 7—12, 1965 г. — 158 с.

Источник