Александра платоновна усова биография личная жизнь
Ð Ðикипедии еÑÑÑ ÑÑаÑÑи о дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»ÑдÑÑ Ñ Ñамилией УÑова.
ÐлекÑандÑа ÐлаÑоновна УÑова (1898â1965) â ÑовеÑÑкий ÑÑÑнÑй в облаÑÑи педагогики, ÑпеÑиалиÑÑ Ð¿Ð¾ доÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаниÑ, оÑновоположник ÑовÑеменной дидакÑики деÑÑкого Ñада, докÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк (1959), пÑоÑеÑÑÐ¾Ñ (1960), Ñлен-коÑÑеÑÐ¿Ð¾Ð½Ð´ÐµÐ½Ñ ÐÐРСССР(1950).
ÐиогÑаÑиÑ[ | ]
РодилаÑÑ 30 окÑÑбÑÑ 1898 года в пÑииÑке ÐадеждинÑкий ÐÑкÑÑÑкой гÑбеÑнии.
С 1921 года наÑала педагогиÑеÑкÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ â ÑÑиÑелем в ÐÑкÑÑÑкой наÑалÑной Ñколе.
Ð 1926 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ñле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐенингÑадÑкого гоÑÑдаÑÑÑвенного педагогиÑеÑкого инÑÑиÑÑÑа имени Ð. Ð. ÐеÑÑена бÑла оÑÑавлена ÑабоÑаÑÑ Ð² инÑÑиÑÑÑе в каÑеÑÑве пÑеподаваÑелÑ. С 1932 по 1941 Ð³Ð¾Ð´Ñ â заведÑÑÑий каÑедÑой доÑколÑной педагогики ÐÐÐÐ. РпеÑиод Ðеликой ÐÑеÑеÑÑвенной Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð´Ñ ÐенингÑада ÑÑаÑÑвовала в ÑвакÑаÑии деÑей[1].
С 1942 по 1945 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð° ЦенÑÑалÑнÑм наÑÑно-меÑодиÑеÑким кабинеÑом по доÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐиниÑÑеÑÑÑва пÑоÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¡Ð¤Ð¡Ð . С 1945 года ÑабоÑала в ÐÐÐ ÑеоÑии и иÑÑоÑии педагогики ÐÐРРСФСР, Ñ 1960 года в â ÐÐРдоÑколÑного воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐÐРСССР[1].
Ð 1940 заÑиÑила кандидаÑÑкÑÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÐµÐ¼Ñ Â«Ðº вопÑоÑÑ Ð¾ Ñоли ÑвоÑÑеÑкой игÑÑ Ð² воÑпиÑании Ñебенка доÑколÑника», в 1959 Ð³Ð¾Ð´Ñ â докÑоÑÑкÑÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑиÑ. Ð 1960 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð. Ð. УÑовой пÑиÑвоено звание пÑоÑеÑÑоÑа. Ð 1950 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð. Ð. УÑова бÑла избÑана Ñлен-коÑÑеÑпонденÑом ÐÐРСССР[1].
Ð. Ð. УÑова ÑазÑабаÑÑвала ÑеоÑеÑиÑеÑкие оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей доÑколÑного возÑаÑÑа в ÑÑловиÑÑ Ð´ÐµÑÑкого Ñада и ÑемÑи, иÑÑледовала пÑÑи опÑимизаÑии подгоÑовки деÑей к поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑколÑ. Ð. Ð. УÑовой Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾-педагогиÑеÑкой конÑепÑии гоÑовноÑÑи к ÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑениÑ, она внеÑла знаÑиÑелÑнÑй вклад в иÑÑледование пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÑкой игÑÑ, ÑодеÑжаниÑ, ÑоÑм и меÑодов обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ. РезÑлÑÑаÑÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледований наÑли воплоÑение в пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² доÑколÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ Ð¡Ð¡Ð¡Ð . Ð Ñд ÑÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð. Ð. УÑовой поÑвÑÑен ÑазÑабоÑке пÑинÑипов ÑенÑоÑного воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ, иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñодного ÑвоÑÑеÑÑва в воÑпиÑании доÑколÑников[1].
Ð. Ð. УÑова бÑла пÑедÑедаÑелем обÑединÑнной комиÑÑии ÐÐРСССРпо ÑазÑабоÑке комплекÑной пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаÑелÑной ÑабоÑÑ Ñ Ð´ÐµÑÑми Ð¾Ñ Ñаннего возÑаÑÑа до поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑколÑ. РезÑлÑÑаÑом ÑабоÑÑ ÑÑой комиÑÑии ÑвилаÑÑ Â«ÐÑогÑамма воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ», коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла издана в 1963 годÑ[1].
УмеÑла 16 иÑÐ»Ñ 1965 года в ÐоÑкве.
ÐÑимеÑаниÑ[ | ]
ÐиÑеÑаÑÑÑа[ | ]
- ÐедагогиÑеÑкий ÑнÑиклопедиÑеÑкий ÑловаÑÑ / Ðл. Ñед. Ð. Ð. Ðим-Ðад. – Ð. : ÐолÑÑÐ°Ñ ÑоÑÑийÑÐºÐ°Ñ ÑнÑиклопедиÑ, 2002 г. â 527 Ñ. â 475-476 Ñ. â ISBN 5-85270-230-7
- ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÑовеÑÑкой доÑколÑной педагогики: Ð¥ÑеÑÑомаÑÐ¸Ñ / СоÑÑ. Ð. Ð. ÐÑедлидзе и дÑ.; Ðод Ñед. Ð. Ð. Ðолмаковой, Ð. Ð. Ðогиновой. – 2-е изд., пеÑеÑаб. и доп. – Ð. : ÐÑоÑвеÑение, 1988 г. â 446 Ñ. â ISBN 5-09-000310-6
- СовеÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ°: ежемеÑÑÑнÑй наÑÑно-ÑеоÑеÑиÑеÑкий жÑÑнал / ÐÐРСССР. – Ð.: Ðедагогика, ÐÑп. 7â12, 1965 г. â 158 Ñ.
Х годов XX века
Период восстановления дошкольного образования после войны до
1959 г. Постановление правительства «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста»:
– задача создания единой системы воспитания детей дошкольного возраста;
– два типа дошкольных учреждений – ясли и детский сад объединены в единое дошкольное учреждение;
– пересмотр нормативной базы дошкольного воспитания (в том числе, введение должности воспитателя – методиста).
1960 г. – создание НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР.
В 60-70 годы последовательно решались вопросы, вызванные всевозрастающими требованиями к качеству дошкольного воспитания, выдвигаемые наукой.
В 80 г.- реформа школы: наметился переход к обучению с шестилетнего возраста; необходимость создания объединенных учреждений «школы – детские сады» или в школах классы для шестилеток, приближенные к детскому саду.
1962 г. – А.П.Усовой разработана «Программа воспитания в детском саду»; в 70-е годы она выходит как «Программа воспитания и обучения в детском саду» (последние издания 1982 г.).
1984 г. – создана «Типовая программа воспитания в детском саду».
(1898 – 1965 г.г.)
– известный педагог; дидакт, разработавший концепцию дидактики детского сада.
Биографические сведения | Педагогические взгляды, проблемы воспитания и обучения дошкольника |
А.П.Усова родилась в Иркутской губернии на прииске «Надежденский». Педагогическую деятельность начала в 1921г. в г. Иркутске учителем начальной школы. 1922 – 1938г.г. обучение в ЛГПИ им. А.И. Герцена и работа там же в качестве преподавателя. 1938-1941г.г. заведовала кафедрой в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской. 1942-1945г.г. возглавляла Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 г. руководила секцией дошкольного воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. 1950 г. ей присвоено звание член-корреспондент АПН РСФСР. 1959 г. – присвоена ученая степень доктора педагогических наук. С 1960 возглавила лабораторию дидактики в НИИ дошкольного воспитания; возглавила комиссию по разработке комплексной программы воспитания в детском саду. | Основные труды: «Обязательные занятия в детском саду»; «Игра и организация жизни детей»; «Русское народное творчество в детском саду»; «Обучение в детском саду»; «Обучение в детском саду, его цели и характер». Особенно углубленно занималась вопросами дошкольной дидактики: – Обучение является средством прямого и непосредственного воздействия воспитателя на детей; такие свойства, как организованность, дисциплинированность, любознательность, наблюдательность, активность; такие качества психики как произвольное внимание, память, речь, воспитываются в процессе обучения. – Два уровня знаний, которыми могут овладеть дошкольники: первый – элементарные знания, приобретенные стихийно; второй – более сложные знания и умения, усвоенные в процессе целенаправленного обучения. В концепции дидактики детского сада – игра – приобретала статус самоценной детской деятельности и стала рассматриваться как широкое воспитательное средство, как форма организации детской жизни – как форма жизни детского самодеятельного общества. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Изучите документы по дошкольному воспитанию этого периода. Какие положения, на Ваш взгляд, следует отнести к авторитарной педагогике, а какие – к гуманной?
2. Какие рекомендации по дошкольному воспитанию дает А.П.Усова?
3. Изучите идеи и положения по поводу обучения детей дошкольного возраста. Определите свою позицию по отношению к ним.
Школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства (1945-1958 Г.Г.)
Задача: усиление идеологической работы против буржуазной идеологии, формирование советского патриотизма и преданности делу социализма.
1949 г. – переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению.
1954-55 уч. г. – введены новые учебные планы и программы.
Пересматривается содержание образования: переход к политехническому обучению. Включаются уроки труда в 1-4 кл., 5-7 классах практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках; в 8-10 классах практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.
1956 г. –создание школ-интернатов для сирот, детей, в семьях которых отсутствовали необходимые условия, детей одиноких матерей, инвалидов Войны и труда.
Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях».
В целях создания наиболее благоприятных условий для получения молодежью среднего и высшего образования плата за обучение с 1-го сентября 1956 г. отменена.
1945 г. –август – постановление СНК СССР «Об улучшении дела подготовки учителей», где сформулированы требования к подготовке учителей; ликвидированы краткосрочные курсы подготовки учителей: учительские институты реорганизуются в педагогические институты; увеличена заработная плата учителей, предусмотрены некоторые льготы: бесплатное предоставление квартир для учителей, проживающих в сельской местности; выделение земельных участков до 0,25 га; бесплатное пользование землей для выгона скота.
1948 г. –12 февраля – Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении учителей званиями и медалями за выслугу лет и безупречную работу:
– «Отличник народного просвещения»;
– «Отличник просвещения СССР»;
– медаль К.Д.Ушинского;
– медаль Н.К.Крупской;
– премии им.К.Д.Ушинского (25 000 руб. и 10 000 руб.);
– премии им. Н.К.Крупской (2 000 руб.);
– почетная грамота Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
Школу данного периода американцы назвали «секретным оружием» большевиков.
1958 г. –декабрь – принят Верховным Советом СССР Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР»; соединение обучения с производительным трудом , активное участие школы в общественной жизни, производственная практика школьников, увеличение доли политехнического образования; вводится обязательное восьмилетнее обучение.
В конце 50-х годов по международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:
– число молодых людей , получающих высшее образование (в % к численности населения). В 50-е годы у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. – меньше на 5 млн.);
– средняя продолжительность фактического обучения (тогда в СССР и США она составляла 7 и 8 лет /ныне 9 и 12 лет/);
– число, продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;
– число студентов дневного обучения вузов. Динамика с 50-х годов по настоящее время здесь такова: СССР – 1,7 до 4,5 млн., США – с 1,7 до 8,5 млн.;
– престиж образования.
Ð Ðикипедии еÑÑÑ ÑÑаÑÑи о дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»ÑдÑÑ Ñ Ñамилией УÑова.
ÐлекÑандÑа ÐлаÑоновна УÑова (1898â1965) â ÑовеÑÑкий ÑÑÑнÑй в облаÑÑи педагогики, ÑпеÑиалиÑÑ Ð¿Ð¾ доÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаниÑ, оÑновоположник ÑовÑеменной дидакÑики деÑÑкого Ñада, докÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк (1959), пÑоÑеÑÑÐ¾Ñ (1960), Ñлен-коÑÑеÑÐ¿Ð¾Ð½Ð´ÐµÐ½Ñ ÐÐРСССР(1950).
ÐиогÑаÑиÑ
РодилаÑÑ 30 окÑÑбÑÑ 1898 года в пÑииÑке ÐадеждинÑкий ÐÑкÑÑÑкой гÑбеÑнии.
С 1921 года наÑала педагогиÑеÑкÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ â ÑÑиÑелем в ÐÑкÑÑÑкой наÑалÑной Ñколе.
Ð 1926 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ñле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐенингÑадÑкого гоÑÑдаÑÑÑвенного педагогиÑеÑкого инÑÑиÑÑÑа имени Ð. Ð. ÐеÑÑена бÑла оÑÑавлена ÑабоÑаÑÑ Ð² инÑÑиÑÑÑе в каÑеÑÑве пÑеподаваÑелÑ. С 1932 по 1941 Ð³Ð¾Ð´Ñ â заведÑÑÑий каÑедÑой доÑколÑной педагогики ÐÐÐÐ. РпеÑиод Ðеликой ÐÑеÑеÑÑвенной Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð´Ñ ÐенингÑада ÑÑаÑÑвовала в ÑвакÑаÑии деÑей[1].
С 1942 по 1945 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð° ЦенÑÑалÑнÑм наÑÑно-меÑодиÑеÑким кабинеÑом по доÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐиниÑÑеÑÑÑва пÑоÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¡Ð¤Ð¡Ð . С 1945 года ÑабоÑала в ÐÐÐ ÑеоÑии и иÑÑоÑии педагогики ÐÐРРСФСР, Ñ 1960 года в â ÐÐРдоÑколÑного воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐÐРСССР[1].
Ð 1940 заÑиÑила кандидаÑÑкÑÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÐµÐ¼Ñ Â«Ðº вопÑоÑÑ Ð¾ Ñоли ÑвоÑÑеÑкой игÑÑ Ð² воÑпиÑании Ñебенка доÑколÑника», в 1959 Ð³Ð¾Ð´Ñ â докÑоÑÑкÑÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑиÑ. Ð 1960 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð. Ð. УÑовой пÑиÑвоено звание пÑоÑеÑÑоÑа. Ð 1950 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð. Ð. УÑова бÑла избÑана Ñлен-коÑÑеÑпонденÑом ÐÐРСССР[1].
Ð. Ð. УÑова ÑазÑабаÑÑвала ÑеоÑеÑиÑеÑкие оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей доÑколÑного возÑаÑÑа в ÑÑловиÑÑ Ð´ÐµÑÑкого Ñада и ÑемÑи, иÑÑледовала пÑÑи опÑимизаÑии подгоÑовки деÑей к поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑколÑ. Ð. Ð. УÑовой Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾-педагогиÑеÑкой конÑепÑии гоÑовноÑÑи к ÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑениÑ, она внеÑла знаÑиÑелÑнÑй вклад в иÑÑледование пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÑкой игÑÑ, ÑодеÑжаниÑ, ÑоÑм и меÑодов обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ. РезÑлÑÑаÑÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледований наÑли воплоÑение в пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² доÑколÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ Ð¡Ð¡Ð¡Ð . Ð Ñд ÑÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð. Ð. УÑовой поÑвÑÑен ÑазÑабоÑке пÑинÑипов ÑенÑоÑного воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ, иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñодного ÑвоÑÑеÑÑва в воÑпиÑании доÑколÑников[1].
Ð. Ð. УÑова бÑла пÑедÑедаÑелем обÑединÑнной комиÑÑии ÐÐРСССРпо ÑазÑабоÑке комплекÑной пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаÑелÑной ÑабоÑÑ Ñ Ð´ÐµÑÑми Ð¾Ñ Ñаннего возÑаÑÑа до поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑколÑ. РезÑлÑÑаÑом ÑабоÑÑ ÑÑой комиÑÑии ÑвилаÑÑ Â«ÐÑогÑамма воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ», коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла издана в 1963 годÑ[1].
УмеÑла 16 иÑÐ»Ñ 1965 года в ÐоÑкве.
ÐÑимеÑаниÑ
ÐиÑеÑаÑÑÑа
- ÐедагогиÑеÑкий ÑнÑиклопедиÑеÑкий ÑловаÑÑ / Ðл. Ñед. Ð. Ð. Ðим-Ðад. – Ð. : ÐолÑÑÐ°Ñ ÑоÑÑийÑÐºÐ°Ñ ÑнÑиклопедиÑ, 2002 г. â 527 Ñ. â 475-476 Ñ. â ISBN 5-85270-230-7
- ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÑовеÑÑкой доÑколÑной педагогики: Ð¥ÑеÑÑомаÑÐ¸Ñ / СоÑÑ. Ð. Ð. ÐÑедлидзе и дÑ.; Ðод Ñед. Ð. Ð. Ðолмаковой, Ð. Ð. Ðогиновой. – 2-е изд., пеÑеÑаб. и доп. – Ð. : ÐÑоÑвеÑение, 1988 г. â 446 Ñ. â ISBN 5-09-000310-6
- СовеÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ°: ежемеÑÑÑнÑй наÑÑно-ÑеоÑеÑиÑеÑкий жÑÑнал / ÐÐРСССР. – Ð.: Ðедагогика, ÐÑп. 7â12, 1965 г. â 158 Ñ.
Ð Ðикипедии еÑÑÑ ÑÑаÑÑи о дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»ÑдÑÑ Ñ Ñамилией УÑова.
ÐлекÑандÑа ÐлаÑоновна УÑова (1898â1965) â ÑовеÑÑкий ÑÑÑнÑй в облаÑÑи педагогики, ÑпеÑиалиÑÑ Ð¿Ð¾ доÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаниÑ, оÑновоположник ÑовÑеменной дидакÑики деÑÑкого Ñада, докÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк (1959), пÑоÑеÑÑÐ¾Ñ (1960), Ñлен-коÑÑеÑÐ¿Ð¾Ð½Ð´ÐµÐ½Ñ ÐÐРСССР(1950).
ÐиогÑаÑиÑ
РодилаÑÑ 30 окÑÑбÑÑ 1898 года в пÑииÑке ÐадеждинÑкий ÐÑкÑÑÑкой гÑбеÑнии.
С 1921 года наÑала педагогиÑеÑкÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ â ÑÑиÑелем в ÐÑкÑÑÑкой наÑалÑной Ñколе.
Ð 1926 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ñле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐенингÑадÑкого гоÑÑдаÑÑÑвенного педагогиÑеÑкого инÑÑиÑÑÑа имени Ð. Ð. ÐеÑÑена бÑла оÑÑавлена ÑабоÑаÑÑ Ð² инÑÑиÑÑÑе в каÑеÑÑве пÑеподаваÑелÑ. С 1932 по 1941 Ð³Ð¾Ð´Ñ â заведÑÑÑий каÑедÑой доÑколÑной педагогики ÐÐÐÐ. РпеÑиод Ðеликой ÐÑеÑеÑÑвенной Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð´Ñ ÐенингÑада ÑÑаÑÑвовала в ÑвакÑаÑии деÑей[1].
С 1942 по 1945 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð° ЦенÑÑалÑнÑм наÑÑно-меÑодиÑеÑким кабинеÑом по доÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐиниÑÑеÑÑÑва пÑоÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¡Ð¤Ð¡Ð . С 1945 года ÑабоÑала в ÐÐÐ ÑеоÑии и иÑÑоÑии педагогики ÐÐРРСФСР, Ñ 1960 года в â ÐÐРдоÑколÑного воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐÐРСССР[1].
Ð 1940 заÑиÑила кандидаÑÑкÑÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÐµÐ¼Ñ Â«Ðº вопÑоÑÑ Ð¾ Ñоли ÑвоÑÑеÑкой игÑÑ Ð² воÑпиÑании Ñебенка доÑколÑника», в 1959 Ð³Ð¾Ð´Ñ â докÑоÑÑкÑÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑиÑ. Ð 1960 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð. Ð. УÑовой пÑиÑвоено звание пÑоÑеÑÑоÑа. Ð 1950 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð. Ð. УÑова бÑла избÑана Ñлен-коÑÑеÑпонденÑом ÐÐРСССР[1].
Ð. Ð. УÑова ÑазÑабаÑÑвала ÑеоÑеÑиÑеÑкие оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей доÑколÑного возÑаÑÑа в ÑÑловиÑÑ Ð´ÐµÑÑкого Ñада и ÑемÑи, иÑÑледовала пÑÑи опÑимизаÑии подгоÑовки деÑей к поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑколÑ. Ð. Ð. УÑовой Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾-педагогиÑеÑкой конÑепÑии гоÑовноÑÑи к ÑколÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑениÑ, она внеÑла знаÑиÑелÑнÑй вклад в иÑÑледование пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÑÑкой игÑÑ, ÑодеÑжаниÑ, ÑоÑм и меÑодов обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ. РезÑлÑÑаÑÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледований наÑли воплоÑение в пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² доÑколÑнÑÑ ÑÑÑеждениÑÑ Ð¡Ð¡Ð¡Ð . Ð Ñд ÑÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð. Ð. УÑовой поÑвÑÑен ÑазÑабоÑке пÑинÑипов ÑенÑоÑного воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ, иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñодного ÑвоÑÑеÑÑва в воÑпиÑании доÑколÑников[1].
Ð. Ð. УÑова бÑла пÑедÑедаÑелем обÑединÑнной комиÑÑии ÐÐРСССРпо ÑазÑабоÑке комплекÑной пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаÑелÑной ÑабоÑÑ Ñ Ð´ÐµÑÑми Ð¾Ñ Ñаннего возÑаÑÑа до поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑколÑ. РезÑлÑÑаÑом ÑабоÑÑ ÑÑой комиÑÑии ÑвилаÑÑ Â«ÐÑогÑамма воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² деÑÑком ÑадÑ», коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла издана в 1963 годÑ[1].
УмеÑла 16 иÑÐ»Ñ 1965 года в ÐоÑкве.
ÐÑимеÑаниÑ
ÐиÑеÑаÑÑÑа
- ÐедагогиÑеÑкий ÑнÑиклопедиÑеÑкий ÑловаÑÑ / Ðл. Ñед. Ð. Ð. Ðим-Ðад. – Ð. : ÐолÑÑÐ°Ñ ÑоÑÑийÑÐºÐ°Ñ ÑнÑиклопедиÑ, 2002 г. â 527 Ñ. â 475-476 Ñ. â ISBN 5-85270-230-7
- ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÑовеÑÑкой доÑколÑной педагогики: Ð¥ÑеÑÑомаÑÐ¸Ñ / СоÑÑ. Ð. Ð. ÐÑедлидзе и дÑ.; Ðод Ñед. Ð. Ð. Ðолмаковой, Ð. Ð. Ðогиновой. – 2-е изд., пеÑеÑаб. и доп. – Ð. : ÐÑоÑвеÑение, 1988 г. â 446 Ñ. â ISBN 5-09-000310-6
- СовеÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ°: ежемеÑÑÑнÑй наÑÑно-ÑеоÑеÑиÑеÑкий жÑÑнал / ÐÐРСССР. – Ð.: Ðедагогика, ÐÑп. 7â12, 1965 г. â 158 Ñ.