Александр терехов писатель биография личная жизнь

Александр терехов писатель биография личная жизнь thumbnail

Александр Терехов  как писатель заявил о себе ещё в середине
90-х годов. Но по-настоящему заговорили о его творчестве после выхода романов
“Каменный мост” и “Немцы”. По своей основной специальности
Александр Терехов журналист, он окончил в 1991 году факультет журналистики МГУ.
Работал обозревателем «Огонька» и «Совершенно секретно», заместителем
главного редактора журнала «Люди», главным редактором газеты «Настоящее время».

Опыт журналистской, корреспондентской
работы сказался и на его художественном творчестве. В его произведениях находим
стремление отразить  процессы,
происходящие в современном российском обществе, пример тому  роман “Немцы”,  сборники рассказов. В других произведениях,
таких как романы “Крысобой”, “Каменный мост”, которые можно
рассматривать как политический или исторический детектив,  присутствует 
элемент журналистского расследования.

Наибольшая
популярность пришла к писателю после выхода романа “Немцы” (Москва:
АСТ, 2012). Возможно это произошло потому, что сюжет романа разворачивается в
сегодняшней России. В центре  книги подковёрная
борьба чиновников московского “Востоко-южного” (так в произведении)
округа. Эта борьба набирает обороты накануне выборов в московскую Думу.

Интерес к роману
подогревается ещё и тем, что наряду с вымышленными персонажами по ходу развития
действия появляются реальные политики:  Д. Медведев, М. Шаймиев, Р. Нургалиев, и реальные  партии, например, “Единая Россия”.

Главный герой
произведения – руководитель пресс-центра префектуры Эбергард. Его главная цель
– удержаться в своём кресле в ходе предвыборной борьбы, для этого используются
различные политические интриги и уловки. Конечно, не обошлось в романе без
любовной линии и семейных конфликтов.. Эбергард 
состоит во втором браке, соответственно первая жена в отместку не
разрешает ему видеться с двенадцатилетней дочерью Эрной. Политическая и
любовная линии в книге идут параллельно. Роман называется “Немцы”,
видимо, потому что главный герой романа и его близкие носят немецкие имена. В
этом тоже есть некий подтекст.

При написании книги
А.Терехов использовал личный опыт работы директором пресс-центра префектуры
Западного административного округа Москвы, опыт весьма солидный – с 1999 по
2008 год.

За роман
“Немцы” писателю в 2012 году была присуждена премия
“Национальный бестселлер”. Книга есть в фонде городской библиотеки и
активно читаема.

Александр Терехов
обладатель ещё одной престижной премии. В 2009 году его роман “Каменный
мост”( Москва: АСТ, 2009) занял второе место в конкурсе “Большая
книга”. Роман по внешним атрибутам сделан как документальная проза, но
критики обозначили жанр произведения термином мокьюментари, что означает
псевдодокументальная проза.  События,
описываемые в книге имели место, но их интерпретация – это художественный
вымысел автора.

В центре романа гибель
двух молодых людей на Каменном мосту в Москве в июне 1943 года. 15-летний сын
наркома Володя Шахурин застрелил свою любимую девушку, дочь посла, красавицу
Нину Уманскую, а потом застрелился сам.

Однако, в ходе
расследования неожиданно выяснилось, что в школе для кремлёвских детей
действовала организация подростков, имевшая внешние атрибуты фашистской.
Главарём организации был никто иной как Владимир Шахурин.

Любовной трагедии, по
версии Терехова, не было, молодых людей на мосту убили. Далее по сюжету
многостраничного романа раскручивается следствие, в котором никто не хочет
говорить правду. В произведении, как и в романе “Немцы”, действуют
как вымышленные, так и реальные персонажи. Например, сын наркома Анастаса
Микояна – Вано Микоян, министр иностранных дел  Андрей Громыко.

В ходе присуждения
премии А.Терехову за роман “Каменный мост” отмечалось высокое
качество текста, стилистическое своеобразие произведения, озабоченность
писателя обновлением языка прозы.  

В 2013 году вышла книга
рассказов писателя с интригующим заглавием “День, когда я стал
настоящим  мужчиной”( Москва: АСТ,
2013).  Это пока последняя книга,
вышедшая из под пера автора. В прошлом году городская библиотека этот сборник
рассказов приобрела.

Рассказы, вошедшие в
книгу довольно разные по настроению, тематике, проблематике. Несколько
рассказов, оставляют сильное эмоциональное впечатление, а в целом все написаны
довольно уверенной рукой человека, который чувствует слово, умеет
заинтересовать читателя.  Немаловажно и
то, что у Терехова свой сформировавшийся взгляд на жизнь, на процессы,
происходящие в ней.

Остановимся на
некоторых произведениях сборника. Открывает книгу рассказ, заглавие которого
вынесено на обложку книги – “День, когда я стал настоящим мужчиной”. Рассказ
ведётся от первого лица и есть все основания полагать, что он в определенной степени
автобиографичен.  Хотя известно, что
авторы, как правило, склонны отрицать причастность к своим литературным героям.
При всей загадочности заглавия, любителей интимных подробностей может
постигнуть разочарование.

Мужчиной, в
интерпретации автора, герой рассказа становится на занятиях, не удивляйтесь,
физкультурой. Случилось это  в
студенческую пору, когда  молодой человек
учился в вузе, в МГУ на факультете журналистики.  Преподаватель физкультуры, Светлана
Михайловна, буквально “терроризировала” весь курс.  Физические упражнения и нагрузки,
предлагаемые ею студентам, были разнообразны и сложны. Светлана Михайловна
требовала беспрекословного подчинения её указаниям, уклониться от занятий не
представлялось возможным. Лекции не редко прогуливались,  в том числе и героем рассказа, но  физкультуру проигнорировать было невозможно,
это грозило незачётом, а тогда – прощай сессия.

Читайте также:  Дарья хмельницкая биография личная жизнь муж

Терехов рассказывает
забавные, почти трагикомические ситуации, в которые попадает герой, в стараниях
избежать встречи с грозной Светланой Михайловной. Но в результате физические
упражнения делали своё дело на пути к возмужанию.

Рассказ
“Миллионы” совсем другой по тональности, настроению, типажам. Герой
–  московский предприниматель, в столицу
он в своё время приехал из глубинки. По сюжету он едет на родину, в некую
Волоконовку, для того, чтобы купить там дом. В самом начале поездки его
раздражает буквально всё в поезде, где по словам героя: “грязь, помойка,
не туалет, а параша”. Проводница ему предлагает пройти в купе, почти никем
не занятое по причине дороговизны. В купейных вагонах ситуация не лучше, там
чище, но в каждом из купе герою попадаются весьма странные соседи. Он переходит
из одного купе в другое, но пристанища найти не может,  почти кафкианская ситуация.

Главный герой в рассказе
назван не по имени, а по сокращённой фамилии : Шкр-ов. В этом – авторский
замысел, о котором скажу несколько позже. Наконец, Шкр-ов прибывает к месту
назначения. В своём городке он хотел встретить патриархальный покой,
умиротворенность вдали от суетливой Москвы. Но был неприятно удивлен, что в
Волоконовке произошли очевидные перемены. “В его отсутствие этот город
стал похож на Москву, подравнялся. Всё такое же. Но поменьше”.  Герой видит мобильники в кулаках у прохожих,
бутылки кока-колы,  ресторан с кальяном и
многие другие столичные приметы. Даже в церкви, куда Шкр-ов заходит
договориться об освящении своего строящегося особняка расценки почти столичные.
Ну и под занавес бабка-целительница, которая обязательно присутствует во всех
городах и весях. К ней  героя рассказа
уговаривают съездить, и которая оказывается Дуськой Гусаковой, которую Шкр-ов
знал с детства.

На мой взгляд, главная
мысль автора такова: обладание большими деньгами  даёт больше материальных благ, но не спасает
от проблем, которые вокруг человека, от проблем общества, в котором он живёт.
От них не укрыться в вагоне СВ, в комфортном, богатом особняке. Имя героя,
приведённое не полностью, через дефис, тоже не случайно. Не смотря на своё
богатство,  свои миллионы он внедрён в
социум со всеми его особенностями и никуда не спрятаться, даже возведя высокий
забор, будь ты Иванов или Шкр-ов.

Эту же тему
продолжает, но совсем под другим ракурсом рассказ “Гипноз”. В этом
рассказе история пенсионерки, бывшей медсестры детского сада, которая вынуждена
осваивать новую реальность. Она и не заметила, воспитывая детей, затем ухаживая
за больным мужем, что эта реальность, этот социум, в котором она живёт
кардинально поменялись. Если в рассказе “Миллионы”  автор даёт хотя бы в сокращённом виде имя
герою, то в “Гипнозе” имени у главного действующего лица
-пенсионерки, нет вообще.

Шкр-ову  не нравится то, что  обстоятельства в которых он живёт, не отвечают
уровню его потребностей, сформировавшихся  запросов. А к новой жизни и её законам он
давно готов. Вот его рассуждения: “Вовремя с Волоконовки свалил… На
сахаре подскочил – на семечке потерял. На масле поднялся – на винограде упал…”.

Пенсионерка из
рассказа “Гипноз”, оставшись после смерти мужа и сына одна (дочь
работает сутками и живёт на съёмной квартире),  приготовилась спокойно доживать положенный
срок. Совершенной неожиданностью для неё оказалось то, что город стали
заполнять совсем другие люди.” Она и не заметила, что с юга пришёл и
обжился в подвалах её города смуглый народ, разделённый на племена: укладчиков
асфальта, уборщиц, племя узкоглазых девочек в аптеках и сбербанке, племя
продавщиц в платках…”.

Но самое страшное
оказалось не это. Началось с покупки утюга на улице у двух симпатичных,
румяных, веселых молодых людей. Больше всего женщину подкупило то, что они были
в белых рубашках. С этим цветом могло быть связано всё самое благородное и
честное. Продажа состоялась под лозунгом открытия нового магазина, руководство
которого на радостях делает прохожим подарки. “Подарок” стоил две
тысячи, “так полагается, оказывается, если тебе дорогое дарят”. Дома
она всё поняла, дно у утюга оказалось картонным. Это потрясение (“ведь они
были в белых рубашках”), жестоко отрезвило. Начался новый этап жизни,
точнее новая жизнь, в которой “город затопили охотники за деньгами
стариков”. Женщина теперь ходила с опущенной головой, не реагировала на
просьбу о помощи, на миллионные посулы в ответ на участие в том или ином
конкурсе, на смс – обманки. Но зло всё-таки пролезло в её квартиру, унеся все
сбережения.

Самым большой обидой и
разочарованием для героини рассказа оказалось то, что участковый их района,
которого она давно знала и надеялась, что он найдёт воров, поступил с ней хитро
и жестоко. Он всё выслушал, обнадёжил, не отказался от обеда, а в следующий свой
визит, вновь отобедав, приняв от пенсионерки банки с домашними  солениями предложил написать заявление. Текст
заявления участковый продиктовал. Из заявления выходило, что деньги никто не
крал, они были отданы дочери, просто истица, в силу возраста, забыла об этом.
Приехавшая в выходные дочь, была поражена, как мать могла такое написать. В
ответ услышала: “Он меня загипнотизировал”.

Читайте также:  Паулина андреева биография личная жизнь фото

Рассказ очень
публицистичен, не даром за плечами Терехова факультет журналистики и большой
опыт корреспондентской работы. Публицистичность, на мой взгляд, вполне
оправдана, в рассказе воспроизведена типичная ситуация, характеризующая
сегодняшнюю реальность.

“Гипноз”
грустный, можно сказать, драматичный рассказ, есть в сборнике произведения, в
которых писатель ироничен, такая ирония с изрядной долей сатиры.  Вот,например, рассказ “За
дармоедами”. 

Герой рассказа “За
дармоедами”  “воскресный
папа”, везёт сына на международный футбольный матч.”Чтобы видеться с
сыном, я притворился болельщиком, и мы летим за нашим национальным позором, за
дармоедами – сборной Российской Федерации по футболу”. Этот рассказ советую
обязательно прочитать,чего стоят образы наших туристов за рубежом и  образы болельщиков как наших, так и
иностранных.

Очень силён элемент сатиры
в рассказе “Двадцатка”, герой 
которого  ходит шесть месяцев по
судебным инстанциям, чтобы выбить двадцатку с того, кто разбил его машину.
Здесь типично всё, и порядки в службе судебных приставов, и фигура пристава
Леденца, и поведение людей в очереди. Кульминацией является момент ареста
Леденца прямо во время приёма посетителей, мотив – участие в похищении
предпринимателя. Но что самое удивительное, люди, на глазах у которых пристава
арестовали, не расходятся. “Старушка из очереди убеждённо сказала:
“Он не может не вернуться. Вон сколько людей его ждут”. Персонаж, от
лица которого ведётся повествование очередь покинул, но…   “Почему-то мне обидно, что я ушёл?
Словно знают они что-то, чего я никогда не узнаю…”    

В книге десять
рассказов, они все разные, но в каждом подняты проблемы сегодняшнего дня,
которые постепенно  переходят  в разряд вечных.

 Уже упоминалось, что после сборника рассказов
“День, когда я стал настоящим мужчиной”(2013 год) Александр Терехов
взял паузу. Будем надеяться, что это творческая пауза и прозаик Александр
Терехов ещё порадует читателей новыми произведениями. Кстати, 2016 год для
писателя юбилейный, в июне ему должно исполнится 50 лет, разве это возраст для
писателя.

Е. Е. Войтинская  

Источник

Очень трудно читать книгу, когда она написана, словно для того чтобы что-то написать. А еще трудно читать, когда ты словно в неухоженной башке героя сидишь и видишь обрывки его мыслей. Этакое рваное покрывало получается, которое еще и кошка подрала. Но, если взять себя в руки и перебраться через половину книги, то к стильчику уже привыкаешь и читать можешь без потерь нервов.

1. Я не знаю какой на самом деле писатель, но если у писателя появляются такие мысли, которые он корреспондирует герою, то он я должна вам сказать – латентный пидорас! И таких людей я терпеть не могу!
Я уже привыкла, что большая часть женщин описанных мужчинами – это дуры и шлюхи, чаще всего это еще и все вместе, но тут просто упорство автора в том, что баб надо держать в зверинце ибо недостойны. И видать зверинец этот потом взорвать к чертям собачьим чтобы не мешали:)
Можно, конечно, сказать на меня фу-бе, мол это все женская… ой, не знаю что, но знаете, если бы вся хрень с женщинами была в голове одного героя – это было бы еще ладно, но автор стал с упорством маньяка и во второго ведь всю эту хрень пихать! Слава богу, он третьего героя нам мысли с самого начала не показывал, а то это была бы история о том, какой автор все же латентный пидорас!

2. Таки про стильчик. Я порой так разговоры веду. Вот от мужчин я подобной ерунды не видела, а девочки часто открывают много веток в разговоре чтобы объяснить что-то. Ну, думаю многие встречались с таким, когда девушки рассказывают историю, они могут сказать Маша увидела у Вики в бассейне и продолжить тем, чтобы рассказать кто такая Маша, кто такая Вика, и где этот бассейн находится, а потом продолжить о том, что же она увидела. Так делают именно девочки! У них это все один рассказ, а не много рассказов. И вот автор ведет повествование вот именно так, как его вела бы в РАЗГОВОРЕ девочка (ну я же говорю! смотри пункт 1). И мне, человеку женского пола к подобному привыкшей, читать было трудно. Кто куда пошел, кто где бегал, кто кому что сказал, и когда он все это сказал, а сказал ли… И вот так всю книгу, где-то прям просто ужасно, где-то нормально, можно разобраться в происходящем буквально за пару строк.

3. Если постараться от всего абстрагироваться, то история про волчат или семейная сага – достаточно интересны. Но знаете, что страшно? Что ты вдруг встаешь на сторону Сталина и тоже готов всех стрелять и в лагеря сажать, как траву по весне. Я боюсь таких книг. Вот это как с Маусом, написано настолько, что ты ловишь себя на том, что согласен с фашистами и тебе надо походить с себя бред сивой кобылы скинуть, чтобы вспомнить, что не все так было или точнее не все были такими. Так и тут, нужно было выдохнуть и вспомнить что не все были такой мерзопакостной гадостью. Честно скажу, я не хочу читать такие книжки.

Читайте также:  Николай дорохин биография личная жизнь

4. Чувак, сидел пятнадцать лет в архивах, чтобы написать эту книгу. Про историческую составляющую я ничего сказать не могу. То есть верю во многое, но я же не сидела в архивах, поэтому верую с осторожность, в то, что хоть как-то точно знаю. Но по мне ему еще бы посидеть, но не в архивах, а за своей книжкой и хоть как-то стежки на одеяло наваять.

5. У меня возник в конце книги всего один вопрос, где главный герой работает, что такими суммами ворочает?

6. У меня муж как-то сразу с первых страниц сказал про главного героя, что он боится смерти и одиночества. Я до этого дошла в конце книги. Но он там про это много и долго пишет, но это все равно его не оправдывает!

Очень сложно выдать краткое содержание не раскрыв фабулу романа. Могу сказать, что главному герою заказали расследование преступления произошедшее в 1943 году, а живет он где-то в 90-х, 2000-х, и вот как ведут расследование, как находят документы и свидетельства, как все переплетается в косичку – это интересно, еще бы мыслей героев не знать и их личную жизнь не погружаться и была бы интереснейшая книга без равномерно размазанного говна.

Кто спрашивал меня про книгу, отвечаю: читать можно, но нужно быть бдительными. Я предупредила!

Источник

Алекса́ндр Миха́йлович Те́рехов (род. 1 июня 1966 года, Новомосковск) — русский писатель, журналист, обозреватель и киносценарист, редактор.

Биография

В 1983—1984 годах работал корреспондентом районной газеты в Белгородской области. Проходил срочную службу во внутренних войсках (1984—1986).

Окончил факультет журналистики МГУ в 1991 году[1]. Работал обозревателем «Огонька» и «Совершенно секретно», заместителем главного редактора журнала «Люди», главным редактором газеты «Настоящее время». Входил в жюри премии «Дебют»[2].

В 2015—2016 году сценарий Терехова в жанре мокьюментари был выбран среди десятка других продюсерами скандально нашумевшего ещё до премьеры фильма «Матильда» — о любви наследника русского престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской[3].

Премии

  • Лауреат второй премии «Большая книга» (сезон 2008—2009) за восьмисотстраничный роман «Каменный мост», сюжет которого основан на расследовании загадочного убийства и самоубийства двух парней и девушки из числа детей высшей сталинской элиты на Каменном мосту в 1943 году. Жанр — мокументари. Критики отмечали высокое качество текста книги[источник не указан 1177 дней], однако внимание было приковано также к неоднозначному освещению автором темы сталинизма и сделанным им неутешительным выводам о том, что прошлое ворошить не надо, истину установить невозможно, а история — лишь плод разных интерпретаций.
  • 3 июня 2012 года Терехову была присуждена премия «Национальный бестселлер» за роман «Немцы»[4], в котором писатель художественно переосмыслил свой опыт работы в должности директора пресс-центра префектуры Западного административного округа Москвы в 1999—2008 годах[5].

Библиография

  • Секрет: Очерки и рассказ. — М.: Правда, 1989. — 45, [2] с. — (ISSN 0132-2095; № 47).
  • Прошу простить. — М.: Глас, 1993
  • Окраина пустыни. — М.: Вагриус, 1995
  • Крысобой: Удивит. похождения участника тайной операции по расширению «Золотого кольца» России : Роман. — М.: Совершенно секретно, 1995. — 270, [2] с. — ISBN 5-85275-104-9.
  • Избранное. — М.: Терра, 1997
  • Крысобой. Мемуары срочной службы : роман, повесть. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
  • Каменный мост : роман. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 830, [1] с. — ISBN 978-5-17-058261-7 (АСТ)
  • Это невыносимо светлое будущее : повести и рассказы. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 508, [2] с. — ISBN 978-5-17-061487-5 (АСТ)
  • Немцы : роман. — М.: АСТ: Астрель, 2012. — 576 с. — ISBN 978-5-271-41571-5
  • Натренированный на победу боец : роман. — М.: Астрель, 2012. — 411, [5] с. — ISBN 978-5-271-42684-1
  • День, когда я стал настоящим мужчиной : рассказы. — М.: АСТ: Астрель, 2013. — 352 с. — ISBN 978-5-17-080912-7

Кино

  • «Матильда», 2017 (сценариcт).
  • «Дылда», 2019 (сценарист).

Примечания

Ссылки

  • Александр Терехов в «Журнальном зале»
  • «Большая книга»: Александр Терехов. Каменный мост.
  • «Производство правды — жестокое дело». «Новая газета» (29 апреля 2009).
  • Кто убил?. «Комсомольская правда» (10 ноября 2009).

Эта страница в последний раз была отредактирована 26 мая 2020 в 11:05.

Источник