Александр смеян биография и личная жизнь

Он выделялся среди других необычной внешностью и хрипловатым голосом. Долгое время артист вел подпольный образ жизни, рокеры были вне закона, о концертах знали только свои…

Павел Смеян

Счастливая жизнь Павла Смеяна закончилась после страшного приговора врачей – онкология. Обнаружили болезнь случайно, артист долго думал, что у него панкреатит. Но после диагностики, выяснилось, что у певца рак поджелудочной железы. Надо было сразу обратиться к врачам, не терпеть сильные боли. Артист этого не сделал, началась борьба за жизнь…

Павел Смеян родился в Москве 23 апреля 1957 года. Учился в музыкальном училище по классу саксофона. Вместе с братом-близнецов Александром играли в группе «Виктория». На тот момент концерты были подпольными, власти запрещали исполнять тяжелый рок. Рокеров заставляли работать в разных филармониях, Павел тоже «прописался» в пяти таких учреждениях и десять лет гастролировал по стране.

Павел Смеян

В 1980 году Марк Захаров пригласил Крис Кельми к себе в театр, нужно было заменить ушедшую группу «Аракс» новой. Крис позвал с собой и Павла. Первое впечатление у артистов о театре было отличное. Захаров придумал новое название группе – «Рок-Ателье». Александр Смеян чуть позже стал вокалистом и бас-гитаристом в новой команде. К сожалению, его жизнь рано оборвалась, парню было 23 года. 26 декабря 1980 года произошла драк, Александра смертельно ранили ножом. Новый год Павел не любил отмечать, главным праздником считал Рождество.

Группа набирала популярность, разыгрывала на сценах мини-спектакли, укрепила за собой статус театрального рок-ансамбля. Одним из самых зрелищных считался в то время спектакль «Распахни окно». Перед вокалистами на сцене ставили огромное стекло, и Павел в определенный момент разбивал его. Осколки эффектно разлетались во все стороны, освещенные лучами прожекторов. Зрелище было фантастическое.

На одном из таких концертов, Павел не рассчитал удар, осколки от зеркала порезали его тело. Музыкант продолжал играть, не обращая внимание на кровавые раны. Зрители ликовали и думали, что это бутафория, красная краска.

спектакль “Юнона и Авось”

Но, самым ярким своим спектаклем Смеян считал «Юнону и Авось». В 1981 году Захаров предложил артисту сыграть Главного Сочинителя, и он долгое время выходил с этой ролью на сцену «Ленкома». Павел бросал театр неоднократно, но окончательно с ним распрощался в 2007 году. Он решил уйти в монастырь. Пробыл там ровно год и опять вернулся в мирскую суету.

Смеян проявил себя как блестящий певец и в кинематографе. Николай Караченцев познакомил музыканта с Максимом Дунаевским. Он написал музыку для фильма «Трест, который лопнул». Все вокальные партии Регимантаса Адомайтиса спел Павел. Потом певец исполнил песни в фильмах «Мэри Поппинс, до свидания!», «Военно-полевой роман», «Поезд вне расписания», «Валентин и Валентина», «Случай в аэропорту», «Остров погибших кораблей», «Новогодний романс» и другие.

Павел Смеян

Эти произведения мгновенно стали хитами. Завоевали любовь публики, и мы до сих пор их с удовольствием слушаем. Позже, артист озвучивал компьютерные игры, работал на радио России. В советское время Павла приглашали в такие популярные передачи, как «Утренняя почта», «Шире круг», «Новогодний огонек», «Аншлаг».

За свою творческую жизнь, Смеян исполнил около ста произведений. Чаще всего по радио можно услышать песни «Непогода», «33 коровы», «Замыкая круг». В 2002 году певец записал свой сольный компакт-диск «Павел Смеян», а в 2004-м стал музыкальном продюсером спектакля «Воины духа». Одну из последних записей «Девонька» (2007) Смеян написал для жены Николая Караченцева, Людмиле.

Николай Караченцев и Павел Смеян

Павел Смеян был красивым мужчиной, всегда нравился женщинам. Наталья Ветлицкая стала его первой женой. Музыкант был старше девушки на семь лет, Наташа давала уроки хореографии и сразу понравилась Павлу. Когда они поженились, певице едва исполнилось 18. Они часто выступали дуэтом, считались одной из самых красивых пар Советского Союза. Но семейная жизнь не заладилась, музыкант любил выпить и мог поднять руку на супругу. После трех лет совместной жизни, они расстались.

Наталья Ветлицкая и Павел Смеян

Второй гражданской женой была Виктория, на тот момент она работала в кукольном театре. Вместе прожили пять лет, расстались из-за сложного характера музыканта.

Третьей, законной женой, стала Людмила, ранее работала мюзик-холле танцовщицей. В январе 2009 года у супругов родился долгожданный сын Макарий. Павел был счастлив и строил планы. С первых дней рождения сына всю заботу взял на себя, старался, как можно больше времени проводить с малышом.

Людмила Смеян

И вот, страшный диагноз разрушил все планы музыканта. Химиотерапия не помогла, и Павел поехал в Германию, там ему сделали операцию. Деньги на лечение собирали, как говорится, всем миром. Помог родной «Ленком», откликнулись все, начиная от уборщицы и заканчивая режиссерами. Помог фонд поддержки старых артистов Марии Мироновой.

В последнее время Павел уже не мог сам передвигаться, а после операции встал на ноги, по телефону бодрым голосом говорил:

– Еще спою!

Павел Смеян

Два месяца врачи боролись за жизнь артиста, вторая операция не помогла, Павла готовили к третьей. Последний раз Людмила слышала голос мужа 24 июня, он держался молодцом, с уверенностью сказал:

– Я поехал на третью операцию, через пару дней созвонимся!

После третьей операции врачи ввели Павла в искусственной сон, чтоб организму было легче справиться с болями, но сердце музыканта не выдержало, и он скончался 10 июля 2009 года.

Павел Смеян

Страшную весть Людмила узнала на следующий день, она осталась одна с шестимесячным сыном на руках и со своей бедой. На помощь пришли друзья из того же «Ленкома», помогли переправить тело Павла в Москву.

Похоронили талантливого рок-певца и музыканта рядом с родителями и братом-близнецом Александром.

Понравилась статья? Что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Источник

Павел Смеян — биография

Павел Смеян — известный музыкант, композитор, певец, актер. Служил в московском театре «Ленком». Его песни звучали саундтреком в картинах «Мэри Поппинс, до свидания», «Военно-полевой роман», «Трест, который лопнул», «Валентин и Валентина».

Недолгая жизнь Павла Смеяна была наполнена музыкой и творчеством. У  него был неподражаемый тембр голоса, композиции в его исполнении принесли ему всесоюзную популярность. Он писал для кинематографа, и сам пел свои песни. Они получались красивыми и запоминающимися, буквально после первого исполнения приобретали славу и известность.

Детство

Родной город певца — Москва. Именно там, в столице СССР он и родился 23 апреля 1957 года в творческой семье. Через сорок минут после него родился его брат-близнец Александр, как две капли воды похожий на Павла. Отца звали Евгений Смеян, он работал в «Совэкспортфильме», мама- Галина Смеян, была главным администратором киностудии «Мосфильм».

Павел посещал не только обычную школу, но и музыкальную, где учился игре на духовых инструментах. После окончания девятого класса он отправился в Ленинград, поступать в мореходку. Но потом отказался от этой затеи. Вернулся в столицу, поступил в музыкальное училище им.Гнесиных на эстрадное отделение. Основным профилем Смеяна был класс саксофона, но за годы обучения он освоил трубу, флейту, гитару, альт, клавишные. Его любимыми группами были «Led Zeppelin» и  «Deep Purple».

Читайте также:  Марина дюжева биография личная жизнь фото дети

Павел Смеян

Отслужив в армии, прошел обряд крещения, постоянно бывал на церковных службах, тщательно постился. В 1977-м Павел и Александр отправились на собеседование в ВИА «Виктория». Павла приняли в коллектив в качестве солиста. Рок-группа получила невероятную популярность, они не уступали по известности другим прославленным коллективам — «Високосное лето» и «Машина времени». На протяжении года коллектив вел гастрольную деятельность, а потом группа «Виктория» в полном составе оформилась в филармонию. Спустя некоторое время музыканты стали сотрудниками «Росконцерта».

Музыка

Начиная с 80-го года прошлого века Смеян выступал вместе с рок-группами «Фестиваль» и «Воскресение». Потом получил предложение от Криса Кельми, который собирал музыкальный коллектив для театра «Ленком». Павел и Александр Смеян оказались в группе «Рок-ателье». Музыканты засветились в спектаклях «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Тиль», режиссером которых был Марк Захаров.

Павел Смеян в спектакле «Юнона и Авось»

Жизнь Александра Смеяна трагически оборвалась в декабре 1980 года. В следующем году Павлу предложили роль в спектакле «Юнона и Авось». Он перевоплотился в Сочинителя. Автором музыки к этой постановке стал Алексей Рыбников. Премьера прошла с небывалым успехом, и вскоре после этого записали аудиоверсию постановки. Все мужские вокальные партии в этой постановке звучали в исполнении Павла Смеяна. Композиция «Я тебя никогда не забуду» с первого дня приобрела статус хита, и звучала достаточно часто.

В 1980-м на экраны вышла картина «Трест, который лопнул», где тоже звучит голос Павла. На этом настоял артист Николай Караченцов. В следующем году Максим Дунаевский позвал Смеяна для участия в проекте под названием «Мэри Поппинс, до свидания». Режиссером этого фильма стал Леонид Квинихидзе. Павел исполнил партию Роберта Робертсона. В исполнении Павла прозвучали композиции «Непогода», «33 коровы», получившие впоследствии невероятную популярность.  Партию Мэри Поппинс исполняла Татьяна Воронина, в дуэте с которой Павел исполнил песню под названием «Ветер перемен». Эта лента сыграла важную роль в биографии Смеяна.

Фильм тепло приняли зрители, хвалили критики. И как результат, Смеян оказался на студии «Мосфильм». Он участвовал в съемках двадцати картин периода СССР, где исполнял все вокальные партии. Его голос звучит в картинах «Валентин и Валентина», «Поезд вне расписания», «Случай в аэропорту», «Они и мы», «Новогодний романс». Пел Смеян и в мультипликационных фильмах — «Парадоксы в стиле рок», «Пес в сапогах», «32 декабря», «Домовые или Сон в зимнюю ночь».

В 1984-м Смеян оставил работу в театре, и начал сотрудничать с эстрадным оркестром РСФСР, которым руководил Максим Дунаевский. В 1986-м Павел предложил ансамблю Дунаевского «СВ» войти в состав Государственного эстрадного оркестра России.

В 1990-м Павел и группа «Апостол» записали общий диск под названием «Апостол №1». Смеян стал частым гостем на телевидении, его можно было увидеть в музыкальных передачах «Шире круг!», «Утренняя почта», «Новогодний огонек». В 1987-м Павел участвовал в постановке рок-оперы «Джордано», где стал исполнителем главной партии — графа Мочениго. В следующем году музыкант участвовал в записи клипа на композицию «Замыкая круг».

В 1993 году Смеян стал послушником Валаамского монастыря, где пробыл целый год. В 1994-м он восстановился на работе в театре «Ленком». В конце 90-х музыкант выступал вместе с коллективом «Черный Кофе». В 1999-м он написал собственную рок-оперу под названием «Слово и дело», в основу которого легло произведение «Князь Серебряный» Алексея Толстого. Позже вышел диск с записью этой рок-оперы. Сам Смеян исполнял партию автора и Василия Блаженного, другие партии прозвучали в исполнении Виктора Ракова, Дмитрия Певцова, Сергея Чонишвили, Александра Лазарева.

В 2001-м вышла вторая сольная пластинка Павла Смеяна — «Актер и песня». В начале 2000-х музыкант участвовал в авторских концертах Юрия Саульского, Максима Дунаевского, Евгения Дога, где исполнял их композиции. В 2004-м прошла премьера музыкального спектакля «Воины духа», в котором Смеяну достался образ ключевого героя.

Павел Смеян в мюзикле «Воины духа»

Удивительный голос певца звучит и в компьютерных играх. В эфире «Радио России» голос Смеяна звучал в озвучке цикла передач о рок-музыке под названием «Мистериус». В 2007-м Павел участвовал в создании последней рок-оперы Евгения Евтушенко и Глеба Мая под названием «Идут белые снеги». Параллельно с этим музыкант начал подготовку к записи еще одного сольного альбома, который получил название «Страшные сказки». Павел успел записать только несколько песен — «Съеденный бультерьером», «Авиакатастрофа», «Девонька», «Батюшка».

Фильмы

Сотрудничество Павла с кинематографом было недолгим. В 1983-м он перевоплотился в главного Сочинителя в картине «Юнона и Авось». Эту же роль он играл и в театре «Ленком». Потом был перерыв длиной в девять лет, и только после этого Смеян вновь появился на экране. Он побывал на съемочной площадке картин «На Дерибасовской хорошая погода», или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и «Ваш выход, девочки».

В телеспектакле «Юнона и Авось», который вышел в 2004-м, Павел сыграл первого солиста. Спустя четыре года артист снялся в ленте «Автобус», где ему достался образ Ложкина.

Личная жизнь

Официальных браков у музыканта было два. Первый раз он женился на Наталье Ветлицкой, которая только начинала свою певческую карьеру. Именно с ней он записал композицию «Непогода». Они прожили вместе всего три года и развелись. После этого у Павла был гражданский брак длиной в пять лет. Его супругой стала актриса кукольного театра Виктория.

Павел Смеян с Натальей Ветлицкой

Перемены в личной жизни музыканта наступили в 1996-м. Именно в том году он снова женился. Его избранницей стала бывшая актриса санкт-петербургского мюзик-холла Людмила. В 2009 году у Смеяна родился первый ребенок — сын Макарий. На тот момент Смеяну уже исполнился 51 год, Людмила была на четыре года моложе.

Смерть

Проблемы со здоровьем начались у Павла к концу 2008-го. Симптоматика указывала развивающийся панкреатит, но артист все же решил досконально исследоваться. Полное обследование он сделал в марте 2009-го, и диагноз привел его в полный шок. Доктора обнаружили у него онкологию. На помощь Павлу поспешили друзья, благотворительный фонд Марии Мироновой, Фонд им.Леонова при театре «Ленком». В мае того же года удалось собрать нужную сумму, чтобы оплатить дорогостоящую операцию в Германии.

Вместо одной, музыканту понадобилось целых три операции, которые стали большой нагрузкой на его сердце. Оно не выдержало такого напряжения и остановилось. Павла не стало 10 июля 2009 года. Он так и не пришел в сознание после третьей операции. Его смерть привела в шок жену и маму, у которых на руках остался грудной ребенок. Смеяна удалось перевезти в Москву. Местом его упокоения стало Хованское кладбище, он похоронен недалеко от брата и отца.

Могила Павла Смеяна

Память о Павле Смеяне живет в трех альбомах, выпущенных в 2011-м — «Последний шанс», «Две любви», «В жарком тумане дня». Все композиции звучат в исполнении Смеяна. В 2017-м с помощью друзей Павла появился еще один сборник, получивший название «Выдержанное вино». В нем звучат композиции Смеяна — «Чтобы встретить тебя», «Все начинается с любви», «Не верьте янтарю», и песни из ленты «Мэри Поппинс, до свидания».

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Читайте также:  Кирилл сафонов и его биография личная жизнь

Мало, кто знает, что он написал рок-оперу и был послушником Валаамского монастыря

Для кого-то он был неистовым рокером-неформалом, для большинства – его имя ассоциируется, в первую очередь, с культовыми спектаклями «Ленкома» – «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакины Мурьетты», с хитами «Непогода» и «33 коровы» – из «Мэри Поппинс, до свиданья!»

Болезнь застала его врасплох в один из самых счастливейших периодов жизни: в январе 2009-го у них с супругой Людмилой родился сын – Макарий. Этого события они ждали 12 лет. «Наконец, – говорил он, сияя, – только в 51 год Бог послал!»

Незадолго до этого мы встретились у него дома. На радостях Павел был не по-рокерски словоохотлив и откровенен, хотя всегда был напрочь «закрыт» от журналистов. Рассказывал о своих наполеоновских планах – «растить мужика», попутешествовать всей семьей по миру, о своих новых проектах. Мечтал искать и раскручивать певческие таланты, снимать кино, ставить спектакли. Шутливым тоном добавлял: «Если, конечно, успею…»

Как оказалось, это было вообще его последнее интервью.

РОКОВОЕ ВЛИЯНИЕ ДВОРА И БАХА

Братья-близнецы Смеяны появились на свет в Москве 23 апреля 1957 года – с разницей в 20 минут, сначала Паша, потом Саша. Павел рассказывал: «Вообще-то мой отец родился под фамилией Смиян, наши предки были казаками из Запорожской сечи. Причем, писали ее на старый лад, через «i» – Смiян. Когда же папа получал диплом во ВГИКе, то букву переправили на новый лад. С тех пор мы – Смеяны».

В семейном фотоальбоме хранится вырезка из газеты со снимком, где братьям года по полтора. С такой подписью: «Фотошутка. Мать этих близнецов – старший администратор Галина Смеян, отец – студент сценарного факультете ВГИКа. Близнецы тоже хотят работать в кино. У них прекрасные данные. Смотрите!» Так или иначе, но надпись пророческая. С самого раннего детства у обоих братьев увлечение номер один на всю жизнь – музыка. Правда, был еще и двор, по признанию Павла, оказавший на него поистине «рОковое» влияние.

– Мы жили на Ленинском проспекте, рядом с гостиницей «Спутник», – рассказывал Павел в том интервью. – Учились в английской спецшколе №44 в Нескучном саду. Ходили с братом в музыкалку. Бывало, прогуливали занятия нещадно, а потом папа нам ремешка влеплял…

В нашем дворе жил Сережа Шевкуненко (он сыграл главные роли в «Кортике» и «Бронзовой птице»), мы дружили. Он был заводилой в нашей дворовой компании – всегда придумывал штучки на грани фола. Помню, на Новом Арбате стояли торговые ряды – там персики в лотках продавали. Сергей выбивал лоток, персики рассыпались, продавец бежал за ним. А мы в это время спокойно подбирали добычу… Это Серегина придумка была. И портвейн мы впервые попробовали вместе лет в двенадцать – он уже активно снимался тогда. Выпили этого «Солнцедара» и потом куролесили, конечно. Но никто не ожидал, что он станет известным преступным авторитетом, «доном», «смотрящим». Мы с ним перестали общаться, когда он вернулся с первой отсидки. Я переехал в другой район, и мы больше не виделись.

Павел вспоминал, что классической музыке он учился охотно. Особенно нравились «сложные» композиторы – Раков, Слонимский, Дебюсси. Ему было интересно постигать законы гармонии, голосоведения… Непререкаемый для него авторитет в музыке – Бах. №2 – Глинка. Его Смеян называл «первым рокером» («Он хоть и сочинил «Жизнь за царя», всю жизнь, как истинный рокер, бунтовал против всего»). Под Чайковского – Павел засыпал и вообще музыку Петра Ильича считал попсой. Из современных музыкантов выделял Элиса Купера, Оззи Осборна, «Битлз».

– Впервые я услышал пару «шейков» в битловском исполнении – на «ребрах». Мы их называли «шейк в родильном доме», потому что сначала визжали фанатки, а потом звучали первые аккорды. Были в то время продвинутые люди, они с магнитофонами ходили через наш двор в вечернюю школу. Заходили в подъезд, выпивали бутылочку водки, устраивали нам дискотеку, рассказывали про «Битлз» или «Дорз». И – в школу. То есть «университеты» у нас во дворе были еще те…

В конце девятого класса Павел чуть не бросил музыку. То ли из-за «кризиса подросткового возраста», то ли на волне романтики путешествий, он поехал поступать в питерскую мореходку. Сдал все экзамены, а потом сбежал. «Запахло казармой», – объяснил он причины побега.

После десятилетки в армию все же пришлось пойти. Правда, служил Смеян в духовом оркестре музроты. Потом Гнесинка – он закончил эстрадное отделение по классу саксофона. Параллельно освоил клавишные, бас-гитару, флейту, альт и басовую трубу. Диплом защищал по «своему любимому Баху».

«АРХАНГЕЛЫ» ГОНЯЛИ

Первая группа братьев Смеян – «Виктория». Павел играл на саксе, Саша сочинял музыку, тексты, пел. Репертуар в основном из «Deep Purple», «Led Zepellin», тяжелый рок. Хотя хиппарями себя не считали, носили длинные волосы, джинсы с аппликациями, в цветочек. Павел вспоминал: «В 1972-м около подъезда меня поймали пьяный замначальника по угро и оперативник. Отвезли в отделение, всю ночь били – потом мама снимала с меня рубашку вместе мясом… Никакого бунтарства в этом не было. Просто ходили, как нравилось ходить, играли то, что хотели».

Концерты «Виктории», как и большинства рок-групп, были «полуподпольные» – место и время держалось в секрете, знали только свои. По словам Смеяна, рокеры тех лет «туго жили». Цены были договорные – концерт «стоил» 250 рублей. Из них чистыми музыкантам перепадало по двадцатке. Остальное уходило на перевозку аппаратуры, гонорар звукорежиссеру, костюмы, грим. При этом постоянно «архангелы» гоняли.

– У нас был один арест очень громкий – в Соколово, в 1978-ом. Там есть озерцо, где наши московские шустрые организаторы решили устроить «Вудсток». Привезли автобусами огромное количество хиппи, установили аппаратуру. Успели спеть по одной песне только «Високосное лето» и «Машина времени», а мы должны были выступать следом. Но даже звука не издали… Понаехали «воронки» с милиционерами – арестовали всю аппаратуру, всех затолкали в «автозаки», довезли до Москвы и выкинули.

В конце семидесятых андеграунд был вне закона. Отправили за решетку лидера группы «Воскресенье» Алексея Романова. Официально – за незаконную коммерческую деятельность, но все знали – за подпольные концерты. Остальных стали, по выражению Смеяна, «плющить», заставляя оформляться в государственные учреждения – в филармонии, Росконцерт, Союзконцерт. Иначе – полный запрет деятельности под страхом уголовной статьи.

– Первыми официальный статус артистов Москонцерта получили «машинисты» – «Машина времени». Мы в «Виктории» тоже хотели официальный статус, но не хотели рабских условий, сдачи программ людям, которые ни черта не понимают в рок-музыке. В этот момент Крис Кельми откуда-то узнал, что «Ленкому» нужны музыканты, приехал к нам на базу с нотами «Звезды и смерти Хоакина Мурьетты» и предложил авантюру: за ночь отрепетировать все песни из этого спектакля и утром показать их худсовету. Мол, если «Ленком» нас возьмет, то это будет супер статус.

Смеян вспоминал: той ночью они не спали ни минуты. В 10 утра приехал худсовет – Марк Захаров, Збруев, Караченцов, завлит Махаев. Послушали основные партии «Хоакина Мурьетты», потом их «тяжелую» сорокаминутную программу. Захаров сказал: «Все ясно! Спасибо…» На следующий день они вышли на сцену «Ленкома» и сыграли первый спектакль. Так появилась группа «Рок-Ателье». Это был 1980-й год.

Читайте также:  А дементьева биография личная жизнь

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком» рассказывал: «Павел Смеян знаковая фигура для «Ленкома». Мы его очень любили. Он не был заметен поначалу, начинал скромно. Участвовал в коллективе «Рок-ателье», изумительно пел. Его голос с небольшой хрипотцой и изумительным тембром был милостью Божьей. Он просто покорял слушателей. Помимо этого, он замечательно играл на флейте и проявил удивительный артистизм. А я этого не очень ожидал от музыканта».

Что любопытно, петь Павел Смеян не любил, он признавался, что «всегда певцов держал за недоразвитых».

– Я начал петь, когда братишка погиб в 80-ом году (по официальной версии Александр Смеян – покончил жизнь самоубийством, хотя Павел считал, что его убили. – FLB). Саша был ведущий вокалист в группе «Рок-Ателье», а я подпевал. Вот он-то был уникален – основной композитор и поэт группы. «Уникален» – это я мягко сказал, он прожил 23 года, как и положено гению. Если бы брат был жив, я бы до сих пор «шлангом» притворялся. А так – запел…

9 июля 1981 года прошла премьера рок-оперы Андрея Вонесенского и Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». Смеян сыграл там роль Первого Сочинителя. Так «Ленком» на долгие годы стал «его театром», а спектакль «Юнона и Авось» – стал его «звездным» часом.

ЖИЛ КАК ДЖЕК-ПОТРОШИТЕЛЬ

Из интервью Павла Смеяна:

– Вывеска театра помогала, конечно. Но все равно – рокеру там тесно. И именно поэтому я три раза оттуда «выпархивал». Как ни крути, это подрежимное существование. А любая обязаловка – это веревка, клетка, тюрьма. Первый раз я ушел из «Ленкома» в 1984-ом. Картина «Мэри Поппинс» вышла – имя надо было «выращивать», карьеру делать. К тому же я же живой музыкант. А музыкант нуждается в постоянных обновлениях.

Фильм «Мэри Поппинс, до свиданья!» вышел на экраны в 1983 году и мгновенно стал популярным, а песни из него, в том числе «Непогода» и «33 коровы», которые спел Павел Смеян, – хитами. Он ушел из «Ленкома» и следующие семь лет провел в бесконечных гастролях с ВИА «Фестиваль» под управлением Максима Дунаевского «по Руси-матушке». Началась полная приключений кочевая жизнь. Якутия, Красноярский край, Омск, Томск, Новосибирск, Кемерово, Благовещенск.

– Мой рекорд, – рассказывал об этом периоде жизни Павел, – 110 концертов в месяц в 1989 году. Первый у нас начинался в восемь утра – в детском саду, и в первом ряду у нас обязательно все сидели на горшках. Кстати, это самая лучшая публика – первый ряд. Выходил Марик – двухметрового роста дядька, усы, страшные глаза. Детишки испуганно замирали: «Карабас-барабас…» И вдруг: «Я – Водяной, я – Водяной…» Потом я пел «33 коровы». И все – весь детский сад наш, хоть хороводы води.

Параллельно появилось новое увлечение – я стал заядлым охотником. Бил кабана или лося из карабина на 400 метров, без оптики. Но охотился я не ради убийства, это неинтересно, а потому что нужно было многочисленных родственников кормить. Время было тяжелое – продукты по карточкам. Я жил в лесу, а в Москву приезжал как Джек Потрошитель – за багажником моей машины кровавый след тянулся. Даже на гастроли выезжал с собакой и винтовкой.

А потом… По словам Павла, однажды он поймал себя на мысли, что все осточертело. «Начало девяностых. Кругом одни бандиты, нищета, мразь. Я устал убивать животных – мне их просто жаль стало…. И еда в стране появилась. Короче, я ушел в монастырь».

Получилось случайно: однажды по дороге в Финляндию друзья предложили Смеяну заехать в Валаам. В результате «съездил» и… остался.

– Сначала дрова рубил – до послушания все начинают с дров. Потом урядником стал. Суета была – несколько хозяйств, лесопилка, кузница, дровяные склады, ГСМ. Все – на моих плечах. Питание скудное – сечка с гречкой. Режим – круче, чем в армии. Но такая там благодать, как у Христа за пазухой находишься. Во! Так и провел бы там остаток жизни, но… Сначала папу похоронил. Вернулся в скит и спать не мог – мама плохо себя чувствовала… Ходил сам не свой. Схимник мне говорит: «Не дури, возвращайся и живи в миру! Женись. А жену у Бога проси!». Вот я и выпросил.

Первая жена Павла Смеяна – ныне известная поп-певица Наталья Ветлицкая. Когда познакомились, ей только исполнилось 18. По воспоминаниям самой Натальи, – именно он приобщил ее, профессиональную танцовщицу, к пению. Прожили они вместе не долго, и расстались «не очень тепло». Говорят, из-за аборта, который юная жена сделала, пока Смеян был на гастролях. Сам он об этом браке не любил вспоминать. Зато о Людмиле, с которой прожил 13 лет, рассказывал охотно. Бывшая балерина – когда-то танцевала в Ленинградском мюзик-холле. Потом уехала на пмж в Италию. По словам Смеяна, их встреча – целая цепочка фантастических (или мистических) совпадений. А объяснение одно: «Господь послал».

Из последнего интервью Павла Смеяна:

– Павел, вы периодически все бросаете и начинаете жизнь «с чистого листа». Полные залы, ажиотаж, любовь поклонников вас не интересуют?

– Не сотвори себе кумира»…Кумиром может быть и бутылка пива, и вот такая же страсть к победам, аншлагам, набитым стадионам. Я знаю людей, у которых денег – вал и заруба: хочу, чтобы на моем концерте был миллион зрителей.

– А у вас заруба какая?

– Прожить достойно жизнь, по заповедям божьим, сотворить то, что мне дано сотворить творцом, оставить память о себе. А что еще? Деньги? Там мне не нужны будут. Слава? Все это быстро тает. Умирает человек, и ничего кроме памяти не остается. Поэтому и надо прожить достойно, чтобы кто-нибудь когда-нибудь вспомнил, что был такой человек. А не вспомнят – тоже ничего страшного.

– Жизнь у вас яркая, бурная. Не собираетесь написать книгу воспоминаний?

– Я уже решил, когда буду писать мемуары – на смертном одре. Попрошу, чтобы сначала меня священник причастил, потом – чтобы меня вмазали каким-нибудь наркотиком. Вот тогда я расскажу на диктофон все-все-все. Вот так и уйду, разговаривая.

– Что считаете своим «звездным часом» – «Юнону», «Мэри Поппинс»?

– Все это – авансы. Звездного часа еще нет. Не помереть бы только, не дождавшись его…

Незадолго до болезни Смеян наконец записал и выпустил вторую часть своей рок-оперы «Слово и дело», где поют Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Сергей Чонишвили, Дмитрий Варшавский… Чувствовал уже себя неважно, но долго не шел к врачам, думал, что у него – панкреатит. В марте 2009 года врачи поставили диагноз – онкология. Опухоль удалили, но, к сожалению, чуда не произошло – 10 июля его сердце остановилось.

Источник