Александр дольский биография личная жизнь

Александр дольский биография личная жизнь thumbnail

Биография

В седьмой день лета 2018 года поздравления с солидным юбилеем принимал советский бард Александр Дольский, снискавший уважение не только публики, но и коллег по цеху. Александр Галич пророчил славу великого поэта, признавал его сам Владимир Высоцкий, а строчки из произведений, услышанные раз, заседали и крутились в голове, заучивались аккорды и исполнялись во всех уголках СССР.

Детство и юность

Закулисье Свердловского театра – здесь в раннем возрасте впервые прикоснулся к искусству мальчик Саша, сын танцовщицы балета и оперного певца. Наблюдая за работой взрослых, потихоньку научился различать классические партии, развивал слух и интересовался музыкой.

Александр Дольский в молодостиАлександр Дольский в молодости

Дебютный выход на сцену оказался незапланированным – в 3 года перепутал спектакль, в котором участвовали знакомые артисты, с репетицией и предстал перед зрителями с кошкой Муськой в руках. Впрочем, появление получилось органичным и без неблагоприятных последствий. А через 7 лет выходил на подмостки уже в составе хора в «Кармен» и «Пиковой даме» за отдельную плату в 25 руб.

Со стороны главы семейства Александра Викторовича в роду сплошь представители духовенства, дед по матери был портным, чьи искусно созданные костюмы носили великие Сергей Есенин и Федор Шаляпин, а белье – последний российский император Николай II. Мастерство отца Елизаветы Александровны в голодные послевоенные годы спасло жизнь будущему представителю авторской песни.

Александр ДольскийБард Александр Дольский

Гитара, выменянная на самоцветы, попала в руки в школьную пору и больше уже не выпускалась – многочасовые тренировки, познание тонкостей игры благодаря товарищу и даже нарушение родительской воли. Стихотворчество тоже пришло примерно тогда же – помогли русские классики и случайная, но крепкая дружба с преподавателем литературы и истории живописи.

«Меня учили Пушкин, Бодлер, Ронсар, Гумилев, Лермонтов, Тютчев. Вот мои учителя. Что до музыки, то Верди, Чайковский, Мусоргский, Массне – это был мой воздух», – говорил маэстро.

Когда пришло время определяться с высшим учебным заведением, послушал совета наставника Льва Воинова и попал в политехнический институт. Здесь увлечение продолжил в студенческом оркестре, где, помимо семиструнной, освоил саксофон и контрабас, пробовал сочинять мелодии к твисту и року. И за это его, по собственному признанию, хвалили и лелеяли. Параллельно начались концерты в местной филармонии. Позже, покорив и аспирантуру, ненадолго посвятил себя преподаванию и науке.

Музыка

Искусством артист занимался, кажется, везде и всегда. В молодости параллельно с вузом окончил музыкальное училище, являлся участником Всесоюзного эстрадного конкурса и получил почетное «серебро». Создавал музыку для постановок и кинофильмов, постоянно совершенствовал свои поэтические произведения и мелодии к ним. В середине 60-х песни попали на радио, стартовали гастроли по СССР, открылся путь на телевидение.

Песня Александра Дольского «Мне звезда упала на ладошку»

Переехав в Северную столицу, начал с НИИ градостроительства, а закончил сотрудничеством с Аркадием Райкиным в Театре миниатюр и победой на очередном престижном фестивале. Кстати, один из главных героев творчества – Ленинград, или Петербург, что прослеживается по содержанию отдельных сочинений, например, «Старики».

В 1980-м свет увидела первая пластинка Дольского с приставкой гигант, где разместились лирические и любимые многими «Мне звезда упала на ладошку», «Сентябрь. Дожди», «Удивительный вальс», «Посещение Маленького Принца». Переиздание альбома на компакт-диске прошло через 15 лет.

Песня Александра Дольского «Посещение Маленького Принца»

Отличительная особенность манеры исполнения Александра Александровича в том, что гитаре не отведена роль сопровождающего инструмента, а она наделена равными полномочиями с произносимым текстом. Бард участвовал в съемках кинофильмов, написал композиции к ним, выпустил несколько сборников стихов и роман в стихах, похожий на «Евгения Онегина».

Личная жизнь

Любимому делу поэт-песенник обязан не только возможностью раскрыть талант, найти своего благодарного слушателя, а также продолжением славного бардовского наследия, но и устроенной личной жизнью. Надежда приехала в Свердловск в составе ансамбля, где виртуозно играла на скрипке творения будущего мужа. Александр пришел на выступление, увидел девушку на сцене и влюбился. Несмотря на то, что он не сразу приглянулся красавице, в конце концов, ее покорил характер молодого человека. Вспыхнули чувства, последовала свадьба.

Жена и дети Александра ДольскогоЖена и дети Александра Дольского

В браке, как в детской сказке, родились трое сыновей сына – Александр (1977), Павел (1978) и Петр (1983). Старший занимается медициной, средний – живописью, младший последовал примеру родителей. Дольский также – трижды дедушка. На вопрос о тайнах счастливых семейных отношений, откровенно заявляет:

«Нет никакого секрета. Я их всех очень люблю. Я с самого начала хотел, чтобы все было всерьез и навсегда. Мне очень повезло с женой».

Самым смелым и романтическим подвигом ради дамы сердца со всей серьезностью назвал женитьбу на ней, учитывая, что долгое время не расставался со статусом холостяка.

Картина Александра Дольского «Осень»Картина Александра Дольского «Осень»

Любимые писатели – Андрей Платонов и Михаил Зощенко, хобби – изобразительное искусство, лучшая еда, по его мнению, – каша, яблоки и молоко. Считает себя верующим человеком, но не по церковным канонам:

«Сейчас в моем понятии Бог – это некое информационно-энергетическое поле, в котором живут все знания, все науки, вся память, все законы справедливости и несправедливости».

Подробная биография, новости и фотографии певца представлены на официальном сайте, а также в группе во «ВКонтакте».

Читайте также:  Маменко биография личная жизнь дети

Александр Дольский сейчас

В преддверии 80-летия, в 2018 году, заслуженный артист СССР дал развернутое интервью российскому изданию, где рассуждал о будущем России, способах достижения гармонии с собой и окружающими, критике и вероисповедании.

Александр Дольский в 2018 годуАлександр Дольский в 2018 году

В июле 2018-го Александр стал почетным гостем псковского фестиваля «Изборская крепость».

На странице в социальной сети, где одним из администраторов является сын Павел, можно найти подробную афишу предстоящих концертов в Санкт-Петербурге и Москве и единомышленников среди поклонников творчества.

Дискография

  • 1979 – «Музыка над моей головой»
  • 1979 – «Старинные часы»
  • 1980 – «Звезда на ладони»
  • 1981 – «Государство синих глаз»
  • 1983 – «Ленинградские акварели»
  • 1985 – «Теплые звезды»
  • 1987 – «Прощай, ХХ век»
  • 1987 – «Пейзаж в раме»
  • 1988 – «Оглянись не во гневе»
  • 1991 – «На круги своя»
  • 1991 – «Тайная вечеря»
  • 1995 – «Возвращение в Петербург»
  • 1996 – «Ангел-хранитель»
  • 1997 – «Трава и ветер»
  • 2000 – «Российские барды. А. Дольский»

Источник

Александр Александрович Дольский – поэт, актер театра Аркадия Райкина, музыкант, виртуозно владеющий гитарой. Проводятся выставки его художественных работ.

Родился в Свердловске 7 июня 1938 года. Отец – Дольский Александр Викторович (1913 г. рожд.), Заслуженный артист России, солист оперы Свердловского академического театра имени А.В. Луначарского, а затем Куйбышевского театра оперы и балета. Мать – Дольская Елизавета Александровна (1912 г. рожд.), балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой. Супруга – Дольская Надежда Александровна (1950 г. рожд.). Сыновья: Александр (1977 г. рожд.), Павел (1978 г. рожд.), Петр (1983 г. рожд.).

У Александра Дольского с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители, а в 10-летнем возрасте впервые вышел на профессиональную сцену – выступал в театре в составе хора мальчиков в операх “Пиковая дама” и “Кармен”.
Вскоре у него возникло желание самому научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Александр выбрал гитару. Вопреки мнению матери, опасавшейся, что занятия гитарой отрицательно повлияют на успехи сына в школе, он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. Позднее Александр экспериментировал на многих других инструментах: с 1-го курса Политехнического института играл в студенческом ансамбле на контрабасе, саксофоне, банджо, конферировал и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям – року и твисту. Однако так и остался преданным рыцарем гитары.

Уже в 3-м классе Александр Дольский начал сочинять стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню “Плакала девчонка, слезы не унять…”. Ее судьба оказалась неожиданной: песню узнали, а потом многие годы пели дети в разных городах страны, считая народной.

Жизнь бросала А.Дольского в разные стороны. Трудовую деятельность он начал слесарем-инструментальщиком на заводе “Уралэлектроаппарат” (1956-1957), потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле. В 1958 году поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института. В 1959-м одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары у преподавателя Владимира Савиных.

Вскоре Дольский попал в руки известного на Урале гитариста и педагога Л.А. Воинова. Услышав игру начинающего музыканта, влюбленный в гитару Лев Алексеевич сам предложил с ним заниматься и несколько лет отдавал Дольскому не только время, но и душу. Он не щадил своего ученика, ставил перед ним сложные профессиональные задачи, заставлял играть классику: Э. Гранадоса, И. Альбениса, Э. Вилу-Лобоса, современных композиторов. Недаром в репертуаре А.Дольского есть песня, посвященная этому инструменту “влюбленных и романтиков”:

Оркестрик бродяг и скитальцев –
На вид и легка и послушна.
До крови изранены пальцы
У тех, кто постиг ее душу.

Благодаря своему большому опыту, а может, интуитивно, Л.А. Воинов угадал настоящее призвание Дольского, понял, что игра на гитаре для него лишь ступень к чему-то большему. И когда Александр окончил музыкальное училище, учитель сказал ему: “Думаю, что в консерваторию поступать тебе не следует. Пусть гитара станет для тебя не работой, а радостью. Ведь круг твоих интересов гораздо шире, ты способен в искусстве ко многому…” Эти слова запали ему в душу.

Между тем после окончания института А. Дольский работал инженером-конструктором в тресте “Уралстальконструкция” (1963-1966), потом окончил аспирантуру Уральского политехнического института (1966-1969) и преподавал математические методы студентам кафедры “Экономика и организация строительного производства” (1969-1974), вел научные исследования. Ему предстояла бы, возможно, большая научная карьера. Однако его методика удешевления строительного проектирования была встречена в штыки, ибо противоречила личным интересам тысяч функционеров от науки.

Все эти годы Александр Дольский не порывал с творчеством. Еще будучи студентом он стал выступать в концертах Свердловской филармонии как солист-гитарист. Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института “За индустриальные кадры”.

Читайте также:  Илья алексеев биография личная жизнь жена

На концертах он играл произведения испанских классиков – Альбениса, Гранадоса, Тарреги, переложенные для гитары, европейских классиков –
Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов 19-20 веков, написанные для гитары.
Участвовал в джазовых ансамблях. В 1961 году был приглашен для участия в первом послевоенном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
Участвовал в третьем туре в Москве и стал дипломантом конкурса. После чего получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности
солиста-инструменталиста (гитара).

Постепенно (1962-1966 гг.), работая со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочиняя
песни для спектаклей, для видовых и научно-популярных кинофильмов Свердловской киностудии, Александр Дольский находит свою творческую манеру
– его песни начинают отличаться подлинной поэтичностью, насыщаются неброской, не парадной романтикой,
в них проступает какая-то особенная, светлая грусть; мелодии его пленяют акварельной прозрачностью;
даже мажорные произведения лишены и намека на какую-либо разухабистость.

Как человек требовательный к своему искусству, Александр Дольский понимал, что стихи требуют поиска фундаментальной для его органики просодии,
блестящей лёгкости формы и одновременной глубины чувства и мысли. Александр ночами просиживает над книгами, изучая теорию стихосложения, по-новому прочитывая Пушкина и Шекспира, открывая для себя Уитмэна, Бодлера, Жака Превера, переводя зонги Бертольда Брехта. И настал момент, когда представительство музыки и поэзии в его творчестве становится равным. Это дает ему толчок к занятию теорией композиции.

С 1966 года начались активные поездки и выступления с сольными концертами по всему Советскому Союзу. Александра Дольского начинают приглашать на Свердловское радио, он пишет музыку для местных театров и киностудии. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции “Юность”, куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева, Ю.Визбор. В 1967 году он впервые выступил на телевидении.

Но по-настоящему вера в себя пришла к нему на фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были состязания бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске и Челябинске. Пробным камнем стал для него Фестиваль авторской песни в Москве, происходивший в 1967 году в Большом зале МГУ имени М.В.Ломоносова, где он успешно выдержал соревнование с такими уже признанными авторитетами, как С. Никитин и Б. Вахнюк.

В 1968 году А. Дольский принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление и победа на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина, который проходил на озере Майстрюково под Куйбышевым (ныне – Самара).

В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными во всей стране, но содержание их, столь близкое публике, находившей в его поэзии источник жизнеутверждения, остается под запретом цензуры – как и все в литературе и театре, что было чуждо официальному, партией разрешенному искусству. Часть его многочисленных песен принадлежит в это время культуре андерграунда, но и здесь они разнятся от песен других авторов: их отличает высокая музыкальность, виртуозность исполнения и высокий поэтический смысл.

В 1974 году Александр Дольский переезжает в Ленинград. Он все сильнее стал ощущать тяготы своей раздвоенности. Как старший научный сотрудник Ленинградского НИиПИ градостроительства он занимался серьезными исследованиями в области экономики, а как музыкант и певец при первой возможности выезжал, вылетал во все концы страны на встречи со своими слушателями, каждый свободный час отдавал сочинительству. Именно тогда он окончательно отошел от любительства.

Переход в иное качество для А.Дольского был вполне закономерен, хотя и здесь, как это часто бывает, не обошлось без вмешательства случая. На этот раз судьба приняла облик Народного артиста СССР А.И. Райкина. В преддверии VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в 1979 году в Ленинграде, он сказал Дольскому: “Саша! Не настало ли для тебя время определиться? Есть для этого прекрасная возможность – начинается эстрадный конкурс. Я верю в твой успех. А в случае чего… Наука от тебя не уйдет”. Мнение Райкина, его веское слово сделали свое дело. Александр Дольский решил попробовать свои силы на конкурсе и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, бросившего вызов профессионалам, стало своеобразной сенсацией. Следует заметить, что это первое и последнее участие поющего поэта в профессиональном конкурсе. Ни до, ни после ни один бард не принимал участия в подобных смотрах. Несмотря на первый значительный успех, сомнения не оставляли Дольского. Однако и тут Аркадий Исаакович не оставил его наедине со своими колебаниями. “Я верю – ты артист, – сказал он Александру, – и твое призвание – сцена”. Дальнейшие раздумья стали неуместными после того, как Аркадий Райкин предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр.

В театре А.И. Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни, выступал как актер. В 1979 году его избирают членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став, как принято говорить, “свободным художником”. В том же году выходит его первая пластинка-гигант “Звезда на ладони”.

Читайте также:  Биография юрия беляева личная жизнь дети

С 1989 года начались активные поездки А.Дольского с творческими выступлениями по России, Германии, США, Израилю, Австралии, Чехословакии, Сербии, Франции, Голландии, Великобритании. Пластинки Александра Дольского, выпущенные миллионными тиражами, распроданы полностью, его концертов ожидают во всех концах бывшего Советского Союза, и они собирают даже тысячные аудитории. Многие его песни стали в полном смысле слова народными, семейными и передаются от родителей к детям. Его творчество изучается в школах и в гуманитарных вузах. Его философия стиха – прекраснейшая, глубокая и вселенская. Юмор стиха – яркий, сочный, без тени опошливания. Мелодии – хороши, голос – в полной гармонии с душой.

В творчестве Александра Дольского есть одна особенность, выгодно отличающая его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре (как любителей, так и профессионалов). Если у них гитара играет подчиненную роль и аккомпанемент не выходит из пределов пресловутой тональности ре-минор, то гитара Дольского – его равный партнер, и ей принадлежит половина успеха. Пальцы его в свое время были “изранены струнами” не зря. Он владеет инструментом виртуозно, любимая им гитара плачет и смеется, по его желанию может отозваться хрустальным звоном клавесина, рассыпаться трелью балалайки, простучать сухой дробью барабана. И он с полным основанием включает в свои программы музыкальные пьесы, демонстрируя игру мастерскую, изящную, темпераментную.

Особенно взыскательно относится Александр Дольский к выбору репертуара, меняет его в зависимости от состава зала, строго придерживается последовательности исполнения песен в своих сольных концертах. Его выступление превращается в театр одного актера, в своеобразный спектакль, где перед зрителями проходит целая галерея персонажей – от романтика, влюбленного в свой город, до озорного шутника.

Дольский поет песни политические и детские, песни, сочиненные на стихи английских, американских, французских авторов. Ряд вещей написан им в модных танцевальных ритмах, однако их содержание да и манера исполнения чаще всего окрашены нотками некоторой пародийности. Но главной в его творчестве остается тема лирическая.

При всей разноплановости творчества он как автор и исполнитель ни одну из тем не решает в лоб, биение его мысли спрятано в тончайшем кружеве подтекста, оно всегда подкреплено чувством. И хотя в одной из своих песен он утверждает, что “не чувство, а мысль” призваны будить у людей сопереживания артисту, задушевность его песен все же рождается не только поэтическим обращением к разуму слушателей, но и мелодией и интонациями исполнения. За кажущейся простотой, безыскусственностью многих его строчек стоит общечеловеческое, близкое каждому.

К настоящему времени дискография Александра Дольского включает диски-гиганты, выпущенные фирмой “Мелодия”: “Музыка над моей головой”, “Старинные часы” (1979), “Звезда на ладони” (1980), “Государство синих глаз” (1981), “Ленинградские акварели” (1983), “Теплые звезды” (1985), “Прощай, ХХ век” (1987), “Оглянись не во гневе” (1988), “Пейзаж в раме” (1987), “На круги своя”, “Тайная вечеря” (1991), “Российские барды. А. Дольский” (2000), а также компакт-диски: “Возвращение в Петербург” (1995), “Звезда на ладони” (1995), “Ангел-хранитель” (1996), “Недострелянная птица” (1996), “Туманы и дожди” (1997), “Русский вопрос” (1997), “Трава и ветер” (1997). С 1996 года вышли 10 компакт-дисков со старыми и новыми песнями: “Старинные часы”, “Государство синих глаз”, “Ленинградские акварели”, “Теплые звезды”, “Прощай, ХХ век”, “Оглянись не во гневе”, “Пейзаж в раме”, “Музыка над моей головой”, “На круги своя”.

А.Дольский – автор песен к кинофильмам “Трактир на Пятницкой”, “Когда святые маршируют”, сам снялся в художественных фильмах киностудии “Ленфильм” “Когда святые маршируют”, “Новая Шехерезада”, а также в русско-японской картине “Рин”. С 1985 года вышли в эфир несколько ТВ программ-концертов А.Дольского. Он принимал активное участие в программах “Взгляд” и Пятое колесо”.

Несмотря на то что первые публикации стихов автора относятся еще к началу 1960-х годов, его книги выходят только с началом перестройки. К настоящему времени выпущено 8 поэтических сборников поэта, в том числе: “Пока живешь” (Библиотека журнала “Огонек”, 1989), “Синий автопортрет”, “Каменные песни”, “Четыре Ангела” (1991), “Благословение” (1993). В 1994 году вышла первая книга прозы А. Дольского “Я пришел дать Вам выпить”.

С 1992 года А.Дольский активно участвует в редакционном совете альманаха “Петрополь”. С 1994 года он входит в состав учредителей “Царскосельской премии”, присуждаемой за достижения в области русской культуры.

В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра Дольского. Вторым поэтом была Вероника Долина. Идея не была реализована по не зависящим от Б.Окуджавы и А.Дольского причинам.

В 1989 году А.Дольскому присвоено звание Заслуженного артиста России. За большой вклад в русскую культуру ему уже второй год присуждается Президентская стипендия. В 2002 году он удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

В свободное время Александр Александрович увлекается живописью.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Источник