Актриса виктория горшенина личная жизнь

Актриса виктория горшенина личная жизнь thumbnail

Актриса Виктория Горшенина была королевой эпизода советского юмора. Каждый фильм с ее участием превращался в маленький шедевр. Их смотрели тогда, когда они только появлялись на экранах, смотрят и сейчас, когда самой королевы уже нет в живых. И каждый раз, смотря на такое знакомое лицо, можно на какое-то мгновение вернуться в детство, ведь эти фильмы знакомы каждому с ранних лет жизни.

Краткая биография

Горшенина Виктория Захаровна родилась в китайском Харбине в 1919 году в семье эмигрантов, бежавших после революции. Но потом, во время строительства КВЖД, все вернулись в Советский Союз. Девушке было всего пятнадцать, когда в страшные тридцатые годы ее отца арестовали, а маму и братьев отца расстреляли. Всех их подозревали в шпионаже в пользу Японии. Да и сама Виктория едва не попала в сталинские лагеря. Ей с сестрой пришлось еще много лет жить в очень тяжелых условиях.

Виктория Захаровна была студенткой Челябинского педагогического училища. После окончания учебы она выходила на сцены театров Ленинграда и Свердловска.

Во время войны училась при Малом театре в Театральном училище, причем еще до того, как Горшенина получила диплом, в 43-ем ее зачислили в ленинградскую труппу Аркадия Райкина.

Виктория Горшенина и Аркадий Райкин

На съемочную площадку Горшенина Виктория, актриса, почти не выходила, потому что Райкин не одобрял, когда его актеры снимались. И все же ей это удавалось, правда, либо в маленьких ролях, либо в эпизодических. А в самом театра актриса работала более сорока лет, до 1987 года. А когда в этом году Райкина не стало, она ушла из театра. Спустя пять лет она с мужем эмигрировала в Германию, где жила их дочь Алена. Ее супругом был знаменитый режиссер Ян Фрид. Они прожили долгую и счастливую жизнь, поженившись в знаменательный для всего Советского Союза день — День Победы.

Ее лучшие киношные работы

Как же прекрасна была Виктория Горшенина в каждой своей роли. Чего стоит только ее дуэт с Михаилом Светиным, который как бы переходил из фильма в фильм. Эта парочка была так мила в фильме Яна Фрида «Летучая мышь!»: «Воды! Шампанского!». Только мастера советского кинематографа могли сказать в кадре пару слов, но как же филигранно они это играли! А если вспомнить ее красивые глаза, ее лучезарность… Виктория Захаровна — поистине великолепная актриса!

Еще один фильм, о котором невозможно не вспомнить – «Дон Сезар де Базан». Это история обедневшего дворянина Сезара де Базана, которого первый министр короля дон Хосе уговаривает жениться на цыганке Маритане. Ведь дворянина должны застрелить сразу после свадьбы. Так надо для того, чтобы в жизнь мог воплотиться хитроумный план дона Хосе, который задумал отомстить королеве за то, что она не приняла его любовь. Но случается то, чего дон Хосе никак не мог предвидеть: дон Сезор остается жив, и он влюбился в собственную жену.

Виктория Горшенина и Михаил Светин

В этом двухсерийном фильме, режиссером-постановщиком которого является Ян Фрид, он снова снимал супругу. Виктория Горшенина снова играла в дуэте с Михаилом Светиным. Согласно сценарию они были виконтессой Касильдой де Монтехо и виконтом де Монтехо, и именно они должны были обучить супругу дона Сезара всем светским манерам.

Последний приют

После переезда в Германию на ПМЖ актриса уже не снималась. В начале двухтысячных, находясь в весьма почтенном возрасте, написала автобиографическую книгу «Прошлое не отменяется».

Виктория Горшенина и Ян Фрид

Восьмого сентября 2014 года источник «Телеграфа» сообщил, что Виктория Горшенина ушла из жизни в одной из немецких клиник после долгой болезни. Великолепная актриса Советского Союза нашла последнее пристанище там же, в Штутгарде, рядом со своим супругом, выдающимся режиссером Яном Фридом, с которым они прожили 58 лет.

Источник

Германия – Россия
Утрата

Актриса виктория горшенина личная жизнь

Виктория Горшенина: «Жизнь была счастливой»

В Штутгарте на 95-м году жизни после продолжительной болезни скончалась актриса Виктория Захаровна Горшенина, вдова известного российского кинорежиссёра Яна Фрида.
 

Кинозрители помнят актрису Викторию Горшенину по музыкальным комедиям Яна Фрида «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан», «Сильва» и «Тартюф». Но кино было не главным в её жизни. Виктория Горшенина училась в Щепкинском училище при Малом театре, много лет служила в театре Аркадия Райкина и была его неизменным партнёром по сцене.

Жизнь актрисы начиналась непросто. Она родилась в 1919 году в Манчжурии. Когда Вике было 15 лет, её отец, инженер-строитель железной дороги, был арестован по подозрению в шпионаже в пользу Японии. Виктория и её сестра долгие годы прожили с клеймом «дочерей врага народа»… Воспоминания юности, работы в кино и в театре Аркадия Райкина легли в основу книги Горшениной «Прошлое не отменяется», которая в 2000 году вышла в свет в Москве.

В середине 90-х Виктория Горшенина и её муж, режиссёр Ян Фрид, переехали из Ленинграда в Германию, где жила их дочь Алёна. В 2003 году известного мастера, поставившего любимые миллионами зрителей фильмы, не стало…

Виктория Захаровна была удивительно чистым и жизнерадостным человеком, никогда не жаловалась на болезни и недуги, свойственные её возрасту. Её дом в Штутгарте бы всегда открыт для гостей, как когда-то в Ленинграде. Она любила жизнь и людей, несмотря на годы.

Кажется, совсем недавно в Германии весело отмечали её 90-летие. «Как чувствуете себя в канун столь серьёзной даты?» – спрашивала журналистка «РГ/РБ» у актрисы. «Да, девяносто лет, что ж делать… В газете была статья обо мне, где написали: „Это, наверное, арифметическая ошибка“. Нет, никакой ошибки нет. Бог дал жизнь и надо жить», – отвечала, как всегда бодро, Виктория Захаровна.

Актриса не дожила до 95-летнего юбилея всего несколько месяцев. «Мы счастливо жили, и как мне кажется, судьба к нам благоволила», – вспоминала она о своём долгом браке с Яном Борисовичем. А мы вспомним об ушедшей актрисе и прекраснейшем человеке с грустью, но и с улыбкой, когда в сотый раз будем пересматривать замечательные комедии Яна Фрида. Увидим виконтессу в картине «Дон Сезар де Базан» или вредную графиню в «Сильве» и улыбнёмся…

Актрису Викторию Горшенину похоронили рядом с Яном Борисовичем Фридом, на одном из кладбищ Штутгарта.

Ирина Фролова

№ 39, 2014. Дата публикации: 26.09.2014

 
 

В память о Виктории Горшениной приводим фрагменты интервью, данные актрисой журналистке «РГ/РБ» в разные годы.

– Виктория Захаровна, вспоминаете вашу жизнь с Яном Борисовичем?
– Конечно, каждый день. А портрет его в спальне висит так, что полное впечатление – он смотрит на меня. И когда я лежу в постели, он наблюдает за мной, как бы проверяя моё моральное поведение. Но ничего интересного не находит: рядом со мной всегда Лика, кошка.
– Никогда не слышала от вас недоброжелательного отзыва, о ком бы то ни было. Неужели не было в вашей жизни людей, оставивших плохие воспоминания?
– Наверно, я по натуре не завистливый человек, люблю людей, люблю общаться. А что касается дурных воспоминаний… Бывают, конечно, какие-то события, которые выводят из себя. Не люблю вранья, неправды. Вот читаю мемуары одной актрисы, много лет проработавшей в театре Райкина. Ну зачем рассказывать то, чего не было! О каких-то 25 любовных письмах, которые ей якобы написал Аркадий. Когда ему было писать, когда мы все были невероятно заняты: утром – репетиция, вечером – спектакль…
– А вам самой не обидно было так мало быть занятой у собственного мужа-режиссёра?
– Знаете, после войны Сталин негласно запретил режиссёрам снимать своих жён, исключение он сделал только для своего любимого Александрова. А потом в театре у Райкина была очень маленькая труппа, всего девять актёров, и каждый был на виду. Конечно, и сам Аркадий ревниво к артистам относился. «Ты наш артист, – говорил он. – Вот пусть публика и приходит к нам в театр, чтобы посмотреть на тебя». И когда Козинцев пригласил меня в свой фильм на роль жены Белинского, Райкин мне так сказал: «Ну что же, ты хочешь в кинозвезды вырваться? А что будет с театром, тебе всё равно?! Я против того, чтобы ты снималась!» Потом я у Яна уже втихаря стала сниматься, не докладывая Райкину. Но Ян шёл мне навстречу, организовывая съёмки в те дни, когда были выходные в театре. Впрочем, я сыграла и в некоторых «чужих» картинах – у Володи Венгерова, например, в фильме «Порожний рейс».
– Наверное, вы человек не самолюбивый, если отказывались от ролей, соглашаясь с Райкиным?
– Думаю, тут дело не в самолюбии. Хотя некоторые мужчины уходили из театра, потому что им хотелось играть то же, что Райкин – главные роли. Мне же артист Герка Новиков как-то написал посвящение:
Говорят во время оно – слухом полнится земля,
Ты играла Дездемону, это вот была роля!
Не грусти и нос не вешай! Дездемона? Леший с ней!
Ты играешь каждый вечер кучу всех секретарей.
И действительно, я столько секретарш переиграла, что и не сосчитать. Хорошеньких героинь я почему-то не любила, мне по душе были такие характерные персонажи, остросоциальные. Очень мне нравилось какую-нибудь кривоногую секретаршу изобразить, которая ходит – ноги «колесом». Или вот я с Аркадием играла его «жену», которую он привёз из деревни. Она была в короткой юбке, в длинном пиджаке (так тогда носили), а на голове я сделала такой невообразимый начёс – «халду». И когда Тамара Макарова, сидевшая на одном из спектаклей, увидела мою героиню, то захохотала на весь зал: «Это вылитая жена нашего водителя».
– Вашу квартиру в Ленинграде называли «домом открытых дверей». Кого вы вспоминаете сегодня из ваших друзей?
– Наверное, всех понемногу. Но, кстати, и в Штутгарте нас с Яном не забывали. Многие друзья приезжали в гости. Миша Боярский с Ларисой Луппиан не раз, например, бывали. Они, кстати, с моей Алёнкой в театральном институте вместе учились.
– У Яна Борисовича, по-моему, был непростой характер?
– Он, особенно в последние годы, любил покапризничать. Отчасти это было связано с возрастом, но по большому счёту с тем, что он понимал: в Германии ему уже не удастся реализоваться. Ян ведь и ехать поначалу не хотел. Ребята звали, Алёна звала, а папа отказывался. В России ему всё нравилось. Хотя, на мой взгляд, с ним там часто поступали не слишком красиво. В последние годы для того чтобы снять картину, нужно было постоянно унижаться, клянчить деньги на «Ленфильме». Звание народного артиста он получил только в Германии, а в России очень любили подчеркнуть, что известный режиссёр Фрид, оказывается, Фридланд по паспорту…
– Никогда не жалели о том, что уехали в Германию?
– Ни разу. Я очень довольна, что мы приехали в Штутгарт и жили здесь последние годы нашей жизни. Мы ни одного дня не чувствовали себя здесь чужими, к нам прекрасно относились, во всём помогали и помогают. Я и Яну говорила: «Очень может быть, что если бы мы остались в Петербурге, то нас бы давно уже не было на этом свете». Не вовремя пришла «скорая помощь», поздно сделали укол – и всё, человек умер… По крайней мере то, что мне вылечили тот перелом, который у меня был, это полностью заслуга немецкой медицины.
– Вы счастливо жили с Яном Борисовичем?
– Очень. Мы почти не ссорились. Ян объяснял это так: «С Викой невозможно поссориться, она всё переводит в штуку». Мы познакомились в мае 1945 года, и я как-то сразу в него влюбилась. Он был тогда неотразим, майор авиации – стройный, высокий, щеголеватый. Поженились уже через год и жили в большой ленинградской коммуналке, где соседка Шура Судомойкина говорила о нас: «В энтих двух комнатах живут аристократёры». Ян всегда был в творчестве, в искусстве. По магазинам, например, ненавидел ходить, и я сама себе часто подарки делала, а его потом благодарила: «Янушек, спасибо большое за то, что ты мне купил. Всё сидит идеально». – «Я очень рад, Викуля, что тебе понравилось. А что я тебе на этот раз подарил?»
Мы счастливо жили. Дочка родилась, наша любимая Алёнка, потом внук, сейчас уже правнук подрастает, тоже, кстати, Янушек. Дом всегда был полон друзей, интересных, весёлых людей. Все к нам забегали чайку попить, просто посидеть… И я всех помню. Я и в конце своей книги написала, что все дорогие мне люди, здравствующие и ушедшие, живут в моей душе, и я всё так же люблю их всех. Это правда…

Подготовила Ирина Фролова

 
 

захаровна райкина актрису театре известного актриса горшенину аркадия фрида продолжительной горшенина штутгарте кино актрисы жизни викторию жизнь болезни виктория яна

 
 

Актриса виктория горшенина личная жизнь

Виктория Горшенина и Ян Фрид, 1998 год, Штутгарт

 

в той же рубрике:

 
 
 

Источник

Актриса виктория горшенина личная жизнь

Имена всех трех участников этой истории наверняка известны всем знатокам советского кино и театра, только вряд ли кто-то подозревал о том, как они были связаны между собой. Фильмы режиссера Яна Фрида пользовались огромной популярностью во всем СССР – «Летучая мышь», «Собака на сене», «Сильва», «Дон Сезар де Базан» и др. Викторию Горшенину знали как замечательную комедийную актрису, известную по небольшим, но очень ярким ролям в этих фильмах. А благодаря Аркадию Райкину в их судьбах случился крутой поворот…

Режиссер и сценарист Ян Фрид | Фото: kino-teatr.ru

Режиссер и сценарист Ян Фрид | Фото: kino-teatr.ru

Фильмы, которые его прославили на всю страну, Ян Фрид снял только после 65 лет. До того, как заслужить славу короля музыкальной комедии, он прошел долгий путь. Его настоящее имя – Яков Фридланд. После окончания режиссерского факультета Ленинградского театрального института и Киноакадемии при ВГИКе он работал на киностудии «Ленфильм», где снимал документальное кино, а также выпустил детский приключенческий фильм. Когда началась Великая Отечественная война, Ян Фрид ушел на фронт, воевал в летной части и встретил победу в Берлине. После войны он снял еще несколько фильмов, но всесоюзная слава пришла к нему только после того, как он начал работать в жанре музыкального кино.

Ян Фрид на съемочной площадке | Фото: kstati.net

Ян Фрид на съемочной площадке | Фото: kstati.net

Его первым музыкальным фильмом стала экранизация «Двенадцатой ночи» Шекспира. После выхода ее на экраны к Яну Фриду пришел первый громкий успех. На тот момент ему было уже 47 лет. Но только спустя 22 года на него обрушилась всенародная любовь и популярность, когда в 69 лет режиссер снял музыкальный фильм «Собака на сене» с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским в главных ролях. А затем один за другим последовали музыкальные фильмы, которые закрепили этот успех, – «Летучая мышь», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан».

Виктория Горшенина и Михаил Светин в фильме *Сильва*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина и Михаил Светин в фильме *Сильва*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Сильва*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Сильва*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Ян Фрид обладал безошибочной режиссерской интуицией – в каждом своем фильме он собирал блестящий актерский состав, при этом нередко раскрывал актерские таланты с неожиданных сторон: братья Соломины, редко снимавшиеся вместе и работавшие в других жанрах, в «Летучей мыши» предстали замечательными актерами оперетты, а в фильме «Дорога правды» сыграла свою дебютную роль в кино Людмила Гурченко. Благодаря Яну Фриду на экранах раскрылся комедийный талант актрисы Виктории Горшениной, которой доставались в кино эпизодические роли, а вот в судьбе режиссера она сыграла главную роль.

Аркадий Райкин | Фото: kinoistoria.ru

Аркадий Райкин | Фото: kinoistoria.ru

Викторию Горшенину знали как театральную актрису – на протяжении 44 лет она выступала на сцене Ленинградского театра эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Знаменитый артист не приветствовал участия актеров своего театра в съемках и редко позволял им отлучаться в киноэкспедиции, но для Виктории Горшениной он иногда делал исключения, и на это были свои причины.

Виктория Горшенина и ее муж Ян Фрид | Фото: kinoistoria.ru

Виктория Горшенина и ее муж Ян Фрид | Фото: kinoistoria.ru

Ян Фрид и Аркадий Райкин были знакомы еще с 1934 г. Незадолго до окончания войны Райкин выступал перед воинскими частями в Риге. Узнав об этом, руководство поручило Яну Фриду привезти артиста и к ним в часть – мол, раз уж сказал, что хорошо его знаешь, докажи это на деле! Режиссер рассказывал: «Я прилетел в Ригу, нашел Дом офицеров, где остановились артисты, иду по коридору, ищу Райкина. И тут идет мне навстречу в японском кимоно милейшая блондинка. Я козырнул, не отрывая от нее глаз, и спросил, где найти Райкина. Она оказалась артисткой, проводила меня к Аркадию Исааковичу. Выслушав меня, он сказал, что все их выступления расписаны политуправлением фронта, и нашей 15-й воздушной армии в этом списке нет. Я говорю: «Тогда я дезертирую! Без вас я вернуться не могу». Вдруг Райкин говорит: «Из Москвы в Ригу поездом мы ехали два дня. Вы же авиация! Дайте нам самолет до Москвы, и мы два дня сможем выступать у вас!» Так все и получилось. Райкин с труппой два дня был у нас, и я имел возможность ближе познакомиться с артисткой».

Виктория Горшенина и Аркадий Райкин | Фото: kinoistoria.ru

Виктория Горшенина и Аркадий Райкин | Фото: kinoistoria.ru

Виктория Горшенина и Аркадий Райкин | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина и Аркадий Райкин | Фото: kino-teatr.ru

«Милейшей блондинкой» оказалась актриса Виктория Горшенина. Отправившись на поиски Райкина, Ян Фрид нашел жену. Они сыграли свадьбу в 1945 г. и с тех пор не расставались. С Аркадием Райкиным, благодаря которому состоялось их знакомство, они дружили семьями, и за 50 лет дружбы ни разу не поссорились. При этом повод для ссор действительно был – Виктория Горшенина была ведущей актрисой театра, и на съемки Райкин отпускал ее крайне неохотно. И пока супруг зажигал звезды других актрис, его жена оставалась в тени. Она снялась только в последних его фильмах, да и то в эпизодических ролях, хотя именно они и принесли ей широкую известность – это графиня Экенберг в «Сильве», донья Касильда в фильме «Дон Сезар де Базан», Парнель в «Тартюфе».

Виктория Горшенина в фильме *Вольный ветер*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина в фильме *Вольный ветер*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru

Кинокритики называли ее королевой эпизода советского юмора, а сама она не переживала о том, что упустила шанс сыграть главные роли в фильмах своего мужа – своим главным делом она считала помощь мужу. Ян Фрид часто обсуждал с супругой предстоящие съемки и всегда прислушивался к ее советам – она вносила очень точные детали в каждый образ. У них в доме перед началом съемок часто собирались актеры, чтобы обсудить роли и мизансцены, и Виктория Горшенина принимала в этой работе активное участие. А сама себя она считала в первую очередь театральной актрисой, и о своем сотрудничестве с Райкиным говорила: «Я осталась с Аркадием Исааковичем навсегда. Считала, быть рядом с ним – почетно. Мы проработали больше 40 лет. И только когда Райкина не стало, ушла».

Виктория Горшенина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

В середине 1990-х гг. Ян Фрид и Виктория Горшенина переехали в Германию. О причинах режиссер говорил: «В наши годы уже нужно быть поближе к детям, внукам. Когда мы решили уезжать, наша дочь Алена уже несколько лет жила в Германии. Внук Алеша – студент, тоже живет здесь. Так вот, хочется попробовать еще что-то сделать в жизни. Я до сих пор не наговорил на диктофон ни одной кассеты воспоминаний… А вот моя жена уже заканчивает работу над книгой».

Виктория Горшенина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Ян Фрид и Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

Ян Фрид и Анна Самохина в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989 | Фото: kino-teatr.ru

В 2003 г. знаменитый режиссер ушел из жизни, а в 2014 г., не дожив несколько месяцев до своего 95-летия, скончалась его супруга. Об их на редкость крепком в актерской среде союзе Виктория Горшенина говорила: «Мы счастливо жили, и, как мне кажется, судьба к нам благоволила». А сын знаменитого артиста Константин Райкин, с детства хорошо знавший их семью, в одном из интервью сказал: «Для меня это всегда была красивейшая супружеская пара, почти декоративная, которую можно представлять на «выставке достижений человеческого хозяйства». Они вместе прожили несметное количество лет и олицетворяют собой нечто неразрывное и самодостаточное».

Виктория Горшенина и Лариса Удовиченко в фильме *Тартюф*, 1992 | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина и Лариса Удовиченко в фильме *Тартюф*, 1992 | Фото: kino-teatr.ru

Виктория Горшенина и ее муж Ян Фрид | Фото: autogear.ru

Виктория Горшенина и ее муж Ян Фрид | Фото: autogear.ru

За кадром фильмов Яна Фрида, которые стали классикой советского кино, осталось много интересного: Тайны «Летучей мыши».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Читайте также:  Актриса ольга олексий личная жизнь муж