Актриса мария скуратова личная жизнь

Актриса мария скуратова личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скуратова-Бельская.

Царица Мари́я Григо́рьевна, урождённая Скура́това-Бе́льская (ок. 1552 — 10 (20) июня 1605, Москва) — русская царица (1598—1605), жена Бориса Годунова, дочь Малюты Скуратова. Непродолжительное время регентша при сыне — малолетнем Фёдоре II Годунове.

Биография[править | править код]

Родилась около 1552 года в семье опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова и его жены Матрёны. Сыновей у Малюты не было, и трем своим дочерям он нашел хорошие партии: на старшей дочери женился двоюродный брат царя Ивана князь Иван Михайлович Глинский, третью, Екатерину, взял в жены Дмитрий Иванович Шуйский (брат будущего царя).

Для средней, Марии, отец в 1571 году выбрал в женихи племянника другого видного царского сподвижника Дмитрия Ивановича Годунова — 18-летнего Бориса Годунова. Благодаря женитьбе на дочери столь видного царского приближённого, Годунов смог укрепить своё положение при дворе. В том же году во время 3-й женитьбы царя Ивана Грозного на Марфе Собакиной была свахой со стороны царицы[1].

В браке родилось трое детей: дочь Ксения (1582—1622), сыновья Иван (умер в младенчестве) и Фёдор (1589—1605).

Исаак Масса — в целом, автор пристрастный, пишет о ней: «Эта женщина, по имени Мария, имея сердце Семирамиды, постоянно стремилась к возвышению и мечтала со временем стать царицей, и надежды её возрастали, ибо у царицы Александры не было детей; и [Мария] постоянно убеждала своего мужа в том, что никто кроме него по смерти Фёдора не может вступить на престол, хотя ещё живы были другие, а именно Димитрий, сын тирана от седьмой его жены Марфы. (…) Могут подумать, каким образом Борис, не умевший ни читать, ни писать[L 1], был столь ловок, хитер, пронырлив и умен. Это происходило от его обширной памяти, ибо он никогда не забывал того, что раз видел или слышал; также отлично узнавал через много лет тех, кого видел однажды; сверх того во всех предприятиях ему помогала жена, и она была более жестока (tiranniger), чем он; я полагаю, он не поступал бы с такою жестокостью и не действовал бы втайне, когда бы не имел такой честолюбивой жены, которая, как было сказано выше, обладала сердцем Семирамиды.»[2]

Царица[править | править код]

С восшествием мужа на престол 1 сентября 1598 года Мария стала царицей.

Николай Ге. «Царь Борис и царица Марфа». Эскиз неосуществленной картины. 1874

После появления в 1602—1603 гг. слухов о «возвращении» царевича Дмитрия в Польше, Борис Годунов приказал привезти в Новодевичий монастырь Марию Нагую (инокиню Марфу). Мать погибшего царевича Борис допрашивал о том, жив ли её сын, вместе с патриархом Иовом, а затем к ним присоединилась его жена. «На это инокиня Марфа будто бы отвечала, что она точно сама не знает; тогда царица Мария Григорьевна, как истая дочь Малюты Скуратова, схватила горящую свечу и захотела выжечь старице глаза»[1].

Верховной боярыней при царице под конец царствования была княгиня Пожарская, Мария Фёдоровна, мать будущего героя. Сначала она состояла боярыней при дочери царя Ксении, но была настолько в чести и настолько близка к самой царице Марии Григорьевне, что иногда соперничала даже с верховной боярыней, состоявшей при царице Марии Григорьевне, — Марией Лыковой (женой Михаила Лыкова), пользовавшейся большим авторитетом. Частые опалы, иногда казавшиеся беспричинными, от царя Бориса многие объясняли наветами и доносами Пожарской.

Вдовствующая правительница[править | править код]

После смерти Бориса 13 апреля 1605 года — непродолжительное время была регентшей при несовершеннолетнем сыне Фёдоре. На следующий день, 14 апреля, царица приняла присягу народа на своё имя и имя сына[1].

«После смерти царя Бориса осталась супруга его, как вдовствующая горлица, имеющая при себе только две отрасли: именно сына, называемого даром божиим, (…); и дочь, девицу, жившую в тереме, вполне уже созревшую для брака» («Временник Ивана Тимофеева»)[3]

После смерти мужа вдовствующая царица тот час распорядилась о возвращении в Москву своего двоюродного брата Богдана Яковлевича Бельского, который, по словам современников, сразу же в качестве бывшего гонимого оказался «в большой чести у простого народа». Однако с приближением Лжедмитрия к Москве Богдан подтвердил личность «спасшегося царевича» и стал его сторонником[4].

В июне того же года в столице начался бунт. Очевидец Конрад Буссов, находившийся в Москве, писал, что царица Мария Григорьевна «выслала на площадь бояр, сохранивших верность её сыну. Чтобы пресечь агитацию посланцев „Дмитрия“, бояре пригласили их в Кремль. Однако толпа помешала попытке убрать Пушкина и Плещеева с площади»[5].

1 июня во время антигодуновского восстания, как писал анонимный английский автор отчета о посольстве сэра Томаса Смита, «во время бегства царицы-матери в более безопасное место, с её шеи было сорвано жемчужное ожерелье, и она должна была считать себя счастливою, что ей удалось ускользнуть, и то с великим трудом; сам же молодой царевич не испытал иной большей кары или невзгоды, как (о, сколь тягостно для царственной особы!) пощада со стороны рабов, которым недоступно понимание страданий лиц благородных»[6].

Фёдор был свергнут и вместе с матерью и сестрой отправлен из дворца в их прежний боярский дом в Кремле — подворье Годуновых. Годуновы, по-видимому, подверглись аресту не в самый день восстания, а позже[1].

Константин Маковский. «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». 1862

Как пишет Иван Тимофеев, Лжедмитрий эту «вдову, родившую раньше этих обоих детей, вместе с её сыном, ту и другого — как-то бессмысленно и насильственно решил убить и прежде своего вступления в город победителем, послав пред собою некоторых из своих приближенных в их наследственный дом, увы! предал тайно смерти»[3].

Там 10 июня царя и его мать задушили агенты Лжедмитрия I — Василий Мосальский-Рубец, Василий Голицын и другие. (Царевну Ксению оставили в живых, она сперва находилась у Мосальских, а потом стала наложницей самозванца. В дальнейшем девушку постригли в монахини Новодевичьего монастыря).

Читайте также:  Актриса татьяна орлова личная жизнь муж

Автор «Повести како отомсти» пишет об этом: «И послал своих слуг вперед себя и повелел палачам предать злой смерти Борисову жену Марию и сына её Фёдора, души их от тела отторгнуть, а дочь повелел в живых оставить, чтобы красоты её насладиться, что и случилось»[1].

Согласно «Московской хронике» Конрада Буссова, находившийся в Серпухове Самозванец ставил ликвидацию Годуновых условием, при котором он соглашался прибыть в столицу;[7] причём это распоряжение было не секретным, а передано москвичам в открытом послании. После ареста патриарха Иова на подворье Годуновых явился со стрельцами Василий Голицын и приказал убить Фёдора;[8] при этом с ним были князь Мосальский, дьяки Молчанов и Шерефединов.[9] Однако, по словам бывшего в то время в Москве шведа Пера Эрлесунда (Петра Петрея), непосредственным исполнителем убийства был подьячий Иван Богданов, якобы тайно присланный для этого в Москву.[10] Крепкий и сильный юноша, Фёдор оказал сопротивление убийцам, которые вчетвером едва справились с ним. Официально было объявлено, что Фёдор и его мать отравились; однако их тела, выставленные на всеобщее обозрение, имели следы борьбы и насильственной смерти, как свидетельствует Петрей: «и следы от верёвки, которой они были задушены, я видел собственными глазами вместе со многими тысячами людей».[10]

Царица была непопулярна в народе, в том числе — и из-за воспоминаний о её отце. По Москве ходили слухи о её непомерной жестокости, поэтому о её смерти сожалели меньше, чем о гибели сына и судьбе дочери[1].

Карамзин писал: «Многие смотрели только с любопытством, но многие и с умилением: жалели о Марии, которая, быв дочерью гнуснейшего из палачей Иоанновых и женою святоубийцы, жила единственно благодеяниями и коей Борис не смел никогда открывать своих злых намерений; ещё более жалели о Феодоре, который цвел добродетелию и надеждою: столько имел и столько обещал прекрасного для счастия России, если бы оно угодно было Провидению!»

Автор отчета Томаса Смита поверил официальной версии о самоубийстве Федора и оставил душераздирающее описание «тройного самоубийства» (Ксения будто бы тоже хотела покончить с собой, но выпила слишком малую дозу яда)[L 2].

Захоронение[править | править код]

20 июня 1605 года в Москву въехал самозванец Лжедмитрий I, а через месяц венчался на царство[11][12].

Тела Фёдора и Марии Годуновых, вместе с извлечённым из гробницы в Архангельском соборе телом умершего 13 апреля Бориса Годунова, были захоронены по приказу Лжедмитрия безо всяких почестей во второстепенном московском женском Варсонофьевском монастыре. В 1606 году по распоряжению царя Василия Шуйского останки семьи Годуновых торжественно перенесли в Троице-Сергиев монастырь (гроб Фёдора Борисовича несли 20 бояр[13]), где в особой усыпальнице (возведённой в 1783 году) они покоятся и сейчас.[14]

В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов было перемешано, черепа не сохранились[15]:302 и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить.

Шитьё[править | править код]

Дворцовые мастерские шитья традиционно управлялись царицами, однако ещё при Рюриковичах женщины семейства Годуновых (в особенности жёны Дмитрия Ивановича) отличались своими вышивками. Произведения мастерской Марии Григорьевны «выполнялись очень тщательно, с большим техническим мастерством, для них характерно обилие жемчужного низания. После 1598 года (воцарение Бориса Годунова), работы мастерской отличаются особой нарядностью и роскошью». Обилие жемчуга можно увидеть на сударе «Агнец божий» (Патриаршие палаты, Кремль)[16].

В искусстве[править | править код]

Небесной покровительницей царицы была святая Мария Магдалина, которая фигурирует на семейных иконах Годуновых.

Сцена допроса инокини Марфы фигурирует в картине Н. Ге и стихотворении М. Цетлина.

в кино

  • Людмила Коршакова — «Борис Годунов» (1987)
  • Елена Шевченко — «Борис Годунов» (2011).
  • Светлана Ходченкова — «Годунов» (2018).

Комментарии[править | править код]

  1. ↑ Разумеется, предположение о безграмотности Бориса ошибочно — автографы царя сохранились
  2. ↑ Он пишет следующее: «…к молодому царевичу некоторые (в особенности же его мать, эта вторая Иезавель) приставали с советом покинуть царство прежде, чем оно само отступится от него, и последовать доброму примеру его родителя, прибегнув к самоубийству, разделить с ним которое изъявляли готовность и его мать (это вместилище бедствий, эта колыбель жестокости!), и его единственная возлюбленная сестра. Были составлены письма и подосланы гонцы, чтоб осуществить это отчаянное вероломство относительно его невинной жизни; так что уже через несколько дней (ибо злу крыльями служат мысль и решительность) все трое сговорились (о, печальное единодушие!) погубить самих себя, предпочитая скорее наложить насильственные руки на свою ненавистную жизнь, чем дать врагу повод проявить свою жестокость, совершая над ними казнь, о чём царь Димитрий, конечно, никогда и не думал, решив, что царевич останется полноправным правителем какой-либо обширной области с княжеским титулом. И что же? Ни надежда, ни жалость, ни высокий сан не придали им сил; но словно их жестокость к самим себе равнялась суду совести, мы видим здесь мать утратившею нежную привязанность к своим детям, сына пренебрегшим естественною любовью к собственной матери, сестру осудившею самое себя в лице их обоих (…). И вот они решаются (о, сколь невыразимо содеянное ими зло!) принять отраву. Царственная мать первая выпивает яд в напутствие своему благородному сыну в его могилу, а он отвечает ей сильным глотком, столько же придав этим энергии своему дико-беззаконному послушанию, сколько выразив свою полную несостоятельность перед настоящим. И они, рука в руку, в сердечном единении, в объятиях один другого, повалились и умерли зараз, — мать, будучи деятельною внушительницей, тогда как сын являлся страдательным последователем. Но вот пример, где проявляется осторожность наряду с жалостью к самому себе, самостоятельность наряду с послушанием: царевна также выпила яду, но умеренно, как приличествует девице, и таким образом, как недостаток скромности был смертелен для матери, так та же скромность обезпечила жизнь дочери. Едва разыгралась эта трагедия, как в покой вошли некоторые знатные лица, встреченные горестною вестью, что уже нет на земле того, кто мог бы быть их государем, и его родительницы, охватившихся руками в кротком объятии смерти, и что молодая царевна, распростёртая на полу, остается, как свидетельствовало о том её дыхание, лишившеюся матери и брата девою, — от неё-то потом и узнали о их предсмертном настроении духа: между тем как царица была исполнена решимости, царевич был достоин сожаления, — оба равно заслуживая быть оплаканными. Несомненно, это было дурное дерево, которому суждено было дать прекрасный, но безвременный плод!»
Читайте также:  Валентина ананьина актриса личная жизнь ее дочь

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 Мария Григорьевна // Славянская энциклопедия: XVII век в 2-х томах. A-M. Том 1
  2. ↑ Исаак Масса. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей. www.vostlit.info. Дата обращения 30 марта 2019.
  3. 1 2 Временник Ивана Тимофеева
  4. ↑ Богдан Яковлевич Бельский // Славянская энциклопедия: XVII век в 2-х томах. A-M. Том 1
  5. ↑ БОРИС ГОДУНОВ. Царь Борис пытался упрочить позиции России на Северном Кавказе и направил туда одного из лучших своих воевод Ивана Бутурлина. www.bibliotekar.ru. Дата обращения 22 февраля 2019.
  6. ↑ СЭРА ТОМАСА СМИТА ПУТЕШЕСТВИЕ И ПРЕБЫВАНИЕ В РОССИИ
  7. ↑ Конрад Буссов. Московская хроника // Смута в Московском государстве, с. 280.
  8. Р. Г. Скрынников. Борис Годунов. — М.: Наука, 1978., с. 182.
  9. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т. XI, гл. III. Царствование Феодора Борисовича Годунова
  10. 1 2 Петрей. Достоверная и правдивая реляция // Смута в Московском государства, с. 186
  11. Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 374—375.
  12. Морозова Л. Е. Смута на Руси. Выбор пути. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. — С. 74—75.
  13. ↑ Буссов, с. 323
  14. ↑ Усыпальница Годуновых
  15. Маясова Н. А. Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья // Труды Отдела древнерусской литературы. Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Отв. ред. Д. С. Лихачев.. — М.; Л.: Наука, 1966. — Т. 22: Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. — С. 294—311.
  16. ↑ Музеи московского кремля: ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ. patriarchs-palace.kreml.ru. Дата обращения 22 февраля 2019.

Источник

12 октября в кинотеатре «Иллюзион» состоится премьера первого за 4 года полного метра Дмитрия Месхиева «Два билета домой». Накануне московской премьеры фильма Киномания пообщалась с исполнительницей главной роли, дебютанткой Марией Скуратовой и выяснила, каково это заходить в мир большого кино, да еще и не читая сценария.

Картина «Два билета домой» была снята Дмитрием Месхиевым по идее Сергея Гармаша – актера, который не раз работал с режиссером («Свои», «Человек у окна» и т.д.) Это достаточно жесткая история про выпускницу провинциального интерната по имени Люба. Она мечтает покинуть наконец стены опостылевшего заведения, но когда это происходит, она вдруг узнает, что у нее на самом деле есть отец, о существовании которого она даже не подозревала…

После конъюнктурного «Батальона»  – последнего полного метра Месхиева, вышедшего еще четыре года назад – такая пронзительная история как нельзя кстати. Для него это определенно шанс подправить реноме. Поэтому есть все основания полагать, что над «Двумя билетами» режиссер работал по гамбургскому счету. Данное предположение подтверждает и выбор актеров. Если отца – что логично – сыграл сам Гармаш, то на роль Любы Месхиев взял дебютанта в кино, совсем молодую актрису Марию Скуратову. Мало того, для повышения «жизненности» он не давал ей читать сценарий, надеясь, что таким образом актриса плотнее прикипит к своему персонажу.

Мария рассказала нам о первом киноопыте и о специфике работы с таким режиссером, как  Дмитрий Месхиев:

«Это моя первая главная роль и вообще первая роль в большом кино. До этого были только телевизионные проекты, сериалы. Но и их было не так много. Ощущение сопричастности к чему-то большому возникло даже не сейчас, накануне премьеры, и не на фестивалях – мы ездили на «Кинотавр» и во Владивосток на «Меридианы Тихого», а еще в процессе. Потому что Дмитрий Дмитриевич Месхиев, наш режиссер, и Сергей Леонидович Гармаш – такие личности, с таким опытом, таким багажом… Многому меня научили, были наставниками, это очень было интересно, здорово и познавательно.

На этапе проб я знала буквально 2-3 сцены. И у меня было какое-то общее представление  о том, что это история девочки-сироты, что потом оказывается у нее есть отец… Вот это все, что я знала. А вообще работать без сценария… я бы очень хотела, чтобы у меня случился еще один такой опыт. Это очень интересно, потому что ты проживаешь весь процесс практически со своим героем. Ты только накануне узнаешь про какое-то событие, что вот оно произошло в жизни героя, и у тебя свежие переживания, ты не продумываешь всю историю заранее.

Ну конечно, я абсолютно доверилась Дмитрию Дмитриевичу, он меня вел. И по истории и вообще. Потому что решение об участии в этом фильме связано для меня с большими переменами в жизни. Например, я ушла из театрального института ради этой роли. Поэтому это такой большой шаг доверия с моей стороны. Но с другой стороны, я была бесконечно рада, что из огромного числа претенденток выбрали именно меня.

Я думаю, очень многое можно себе позволить ради хорошего результата. А здесь была такая цель – сделать максимально по-настоящему. Режиссер хотел, чтобы я эту историю не сыграла, а именно прожила. И у меня это тоже абсолютно нашло отклик, то есть я за такие истории, я хочу проживать, хочу по-настоящему. На самом деле это самое лучшее, что может быть для актера, лучший опыт. Когда с тобой настолько серьезно работают.

Читайте также:  Анна снаткина актриса личная жизнь муж

Сейчас я снимаюсь в сериале «Последняя неделя» для канала «Россия», а потом предстоит большой исторический проект, тоже главная роль. Я не уверена, что могу говорить об этом. Но это очень интересная роль … Так что все хорошо, все идет в гору».

 

Источник

Мария Скуратова – одна из старейших и самых уважаемых актрис не только Театра Российской Армии, но и страны. Она служит актрисой с 1955 года, работала с прославленными режиссерами и актерами, играла в легендарных спектаклях. 6 февраля театр отметил 90-летие. Корреспондент “Дни.ру” поздравил с этой датой Марию Морицевну и расспросил ее о карьере и семье.

“Дни.ру”: Мария Морицевна, вы родились при Сталине, окончили Щукинское училище при Хрущеве, сегодня у власти Путин. А при каком правителе страны чувствовали себя наиболее счастливой?

МС: Много за мою долгую жизнь было хорошего – и в детстве, и в школе, и в театральном училище им. Щукина, и в Театре Российской Армии, и дома с семьей. Бывали и тяжелые времена, но как известно, плохое забывается, а хорошее остается надолго в воспоминаниях. К политике это не имеет никакого отношения. 

“Дни.ру”: 65 лет Вы выходите на сцену – цифра невероятная! Как изменились за годы Вашей службы зрители, репертуар? 

МС: Конечно, старая артистка могла бы ответить: раньше все в театре было лучше, трепетнее, ответственнее, качественнее и зритель был хороший, любящий, понимающий. Однако мне кажется, что в принципе ничего не изменилось. И раньше, и теперь в театре играют классику, современные пьесы, инсценировки. Да, стилистика и мода разная, но суть одна. Театр жив, и это хорошо. Был небольшой отрезок времени, когда театр ушел на второй план и основным искусством стало кино. Однако этот период быстро закончился, все встало на свои места. Кино осталось на экране, в телевизоре и интернете, а театр – в театре. Театр – живой организм, который живет, несмотря ни на что. Время над ним не властно. Очень хорошо, что суть театрального действа “живой актер – живой зритель” остается неизменной.

Марийка в спектакле

“Дни.ру”: Ваш отец – актер Мориц Шлуглейт – служил директором театра Корша. Мать – Александра Скуратова – актриса театра Сатиры. А во сколько лет Вы поняли, что хотите стать артисткой и продолжить славную династию?

МС: Мама – актриса, папа антрепренер, хозяин театра, директор. Они жили театральным делом и очень его любили. Именно поэтому у меня не возникало никаких сомнений в выборе профессии. Я всегда смотрела на маму на сцене, на репетициях, и мне хотелось повторить ее путь – служение театру.

Рита Осянина

“Дни.ру”: Когда в 1938-м арестовали Вашего отца, Вам было всего пять лет. Сохранились в памяти хоть какие-то воспоминания о нем? 

МС: Я была поздним ребенком, и поэтому папа меня баловал – гулял со мной, покупал игрушки, книжки, очень красивые платья. Незадолго до его ареста он сказал, что подарит мне пианино. Когда папу арестовали, я думала, что он поехал как раз-таки за пианино. Папа вернулся из тюрьмы (этого я не знала) без пианино. Я расстроилась, а он сказал, что теперь все будет хорошо, и вскоре я получу желаемый подарок. Через два месяца он умер. Я не плакала, потому, что плохо понимала, что такое “умер”. Я была на папиных похоронах. Помню, как любящие его актеры подарили мне большую фарфоровую куклу. Эта кукла была со мной до войны. В войну в наш дом попала бомба, и многие вещи сгорели, а кукла погибла.

Анфуса Тихоновна

“Дни.ру”: Ваша дочь – известный драматург, прозаик, поэт, художник Катя Рубина. А почему она не стала актрисой, как мать, дед, его братья, бабушка?

МС: Катю я прежде всего хотела видеть счастливым самодостаточным человеком, занимающимся любимым делом. Актрисой она никогда не хотела быть, хотя с детства любила театр. Она обожала рисовать, придумывать всякие смешные истории. В детстве устраивала кукольный театр со странными, ею нарисованными персонажами. Так до сих пор этим и занимается. Рисует и пишет странные истории и пьесы, которые идут в разных театрах.

Закладка "звезды" А. Д. Попова в 2019 году. Фото: Александра Авдеева.

“Дни.ру”: Вашим многолетним партнером был Владимир Зельдин. Он выходил на сцену даже на 102 году жизни, удивляя энергией, живостью. А каким он Вам сегодня вспоминается? 

МС: С Владимиром Михайловичем, действительно, мы играли много. Я была его дочерью, женой, сестрой, тещей на сцене. Он был хороший партнер. Но личной дружбы у нас никогда не было. Мы общались в основном в театре на репетициях. Никогда не ходили друг к другу в гости и вне работы не контактировали. Отношения у нас с ним были теплые, партнерские. Я уважала его, как старшего товарища по сцене и всегда удивлялась его трудоспособности и жизненной силе.

День рождения на даче в 2019 году. Фото: личный архив.

“Дни.ру”: А сегодня театралы находят эти же качества у Вас. Откройте секрет: как в 86 лет сохранять бодрость духа, силу тела и свежесть мысли?

МС: Свою хорошую форму я никогда не поддерживала. Ну, не объедалась никогда, и все. Я люблю гулять, не поздно ложиться спать, читать хорошую литературу. Не смотрю телевизор, иногда слушаю радио, но не новости, а радио “Орфей”. Музыка всегда приносит радость, а если человек живет в радости, то и форма у него получается неплохая.

Источник