Актриса мария бабанова личная жизнь

Актриса мария бабанова личная жизнь thumbnail

Мария Бабанова

Мария Бабанова

Мария Ивановна Бабанова. Родилась 29 октября (11 ноября) 1900 в Москве – умерла 20 марта 1983 года в Москве. Советская актриса театра и кино, педагог. Лауреат Сталинской премии (1941) и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1972). Заслуженная артистка РСФСР (1933). Народная артистка Узбекской ССР (1943). Народная артистка РСФСР (1944). Народная артистка СССР (1954).

Мария Бабанова родилась 29 октября (11 ноября по новому стилю) 1900 в Москве.

Отец – Иван Бабанов, потомок цыганского барона.

Мать – Екатерина Прусакова, из купеческого рода.

Отец Бабановой выкрал ее мать и женился на ней вопреки воле родителей девушки.

Раннее детство Марии прошло у бабушки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в Замоскворечье.

В 1916 году окончила училище Московского общества распространения коммерческого образования и поступила на естественное отделение Московского коммерческого института, затем перевелась на Московские высшие женские курсы, которые в сентябре 1918 года были преобразованы во 2-й Московский государственный университет.

В 1919 году поступила в театральную студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО), руководимый Ф. Ф. Комиссаржевским и В. М. Бебутовым. Театр помещался в здании бывшего «Театра Зон», где Бабанова дебютировала как актриса в роли Фаншетты в спектакле «Свадьба Фигаро» Бомарше.

В 1920 году здание театра было передано созданному Всеволодом Мейерхольдом Театру РСФСР 1-му, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО во главе с В. М. Бебутовым.

Актриса поступила в Высшие режиссёрские мастерские Мейерхольда, позже влившиеся в Государственные высшие театральные мастерские. В сентябре 1921 года Театр РСФСР 1-й был закрыт и в 1922 году Бабанова стала актрисой созданного при Мастерских Театра Актёра, руководимого Вс. Мейерхольдом, позже преобразованного в Театр ГИТИСа, а в начале 1923 года переименованного в Театр имени Мейерхольда.

25 апреля 1922 года в Театре Актёра состоялась премьера спектакля «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка в постановке Вс. Мейерхольда. После премьеры М. Бабанова «проснулась знаменитой». Театральная критика приветствовала явление «новой актрисы».

Мария Бабанова в молодости

Мария Бабанова в молодости

В 1923 году Бабанова, работая одновременно в Театре имени Мейерхольда, дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в «Доходном месте» А. Н. Островского в постановке Мейерхольда. После спектакля критики стали писать о ней как о признанном мастере.

Мария Бабанова стала ведущей актрисой Театра им. Вс. Мейерхольда, но сам Вс. Мейерхольд видел главной актрисой только свою жену – Зинаиду Райх. Соперничество с Бабановой на сцене всегда было не в пользу Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Мейерхольда Бабанова покинула его театр.

Мария Бабанова в спектакле “Даёшь Европу”

Мария Бабанова в спектакле Даёшь Европу

Несмотря на глубокую обиду, нанесённую ей Мейерхольдом, актриса всю свою жизнь хранила высочайший пиетет перед гением своего учителя.

Работы Марии Бабановой в театре имени Вс. Мейерхольда:

1922 – «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, режиссёр Вс. Э. Мейерхольд – Стелла;
1924 – «Озеро Люль» А. М. Файко, режиссёр Вс. Э. Мейерхольд – Жоржетта Бьенемэ;
1924 – «Учитель Бубус» А. М. Файко, режиссёр Вс. Э. Мейерхольд. (Джаз-банд под руководством В. Я. Парнаха) – Теа Баазе;
1924 – «Д. Е.» («Даёшь Европу») М. Г. Подгаецкого по роману И. Г. Эренбурга «Трест Д. Е.» и произведениям Б. Келлермана, режиссёр Вс. Э. Мейерхольд. (Джаз-банд под руководством В. Я. Парнаха) – М. Бабанова была занята в танцевальных номерах: «Чонг» (партнёр – Д. Я. Липман), «Апашский танец» (партнёр – Л. Н. Свердлин), «Лесбос» (партнёрша – З. Н. Райх);
1926 – «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова, режиссёр В. Ф. Фёдоров – Бой;
1926 – «Ревизор» Н. В. Гоголя, режиссёр Вс. Э. Мейерхольд – Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская.

В 1920-1930 несколько раз сыграла в кино.

Мария Бабанова в фильме “Одна”

Мария Бабанова Одна

В 1927 году окончательно перешла в Театр Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). На его сцене создала свои выдающиеся роли – Гога («Человек с портфелем» А. М. Файко), Анка («Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина), Джульетта («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Таня («Таня» А. Н. Арбузова), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Мари («Сыновья трёх рек» В. М. Гусева) и другие, которые вошли в историю русского театрального искусства XX века и в хрестоматию актёрского мастерства.

Борясь за сборы, Театр Революции решил поставить в середине 30-х веселую, лиричную и «костюмную» комедию Лопе де Вега «Собака на сене». Бабанова получила роль графини Дианы де Бельфлер.

Мария Бабанова в спектакле “Собака на сене”

Мария Бабанова в спектакле Собака на сене

Феномен Марии Бабановой на русской сцене состоял в том, что форма роли всегда была отшлифована до той степени прозрачности, когда сквозь неё был ясно виден весь ход внутренней жизни образа, созданного виртуозным мастерством актрисы.
На сцене театра актриса появилась в последний раз в 1975 году.

Работы Марии Бабановой в Театре Революции (Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского):

1923 – «Доходное место» А. Н. Островского, режиссёр Вс. Э. Мейерхольд – Полина Кукушкина;
1925 – «Кадриль с ангелами» по мотивам пьесы А. Франса, режиссёр А. Л. Грипич – Бушотта;
1925 – «Воздушный пирог» Б. С. Ромашова, режиссёр А. Л. Грипич – Рита Керн;
1928 – «Человек с портфелем» А. М. Файко, режиссёр А. Д. Дикий – Гога;
1928 – «Когда поют петухи» Ю. Н. Юрьева, режиссёры М. А. Терешкович и К. А. Зубов – Грета;
1929 – «Гоп-ля, мы живем» Э. Толлера, режиссёр В. Ф. Фёдоров – Лотти;
1931 – «Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина, режиссёр А. Д. Попов – Анка;
1932 – «Мой друг» Н. Ф. Погодина, режиссёр А. Д. Попов – Колокольчикова;
1934 – «После бала» Н. Ф. Погодина, режиссёр А. Д. Попов – Маша;
1935 – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, режиссёр А. Д. Попов – Джульетта;
1937 – «Собака на сене» Л. де Вега, режиссёр Н. В. Петров – Диана де Бельфлер;
1939 – «Таня» А. Н. Арбузова, режиссёр А. М. Лобанов – Таня Рябинина;
1940 – «Бесприданница» А. Н. Островского, режиссёр Ю. А. Завадский – Лариса Дмитриевна Огудалова;
1941 – «Питомцы славы» А. К. Гладкова, режиссёр С. А. Майоров – Шура Азарова;
1944 – «Сыновья трёх рек» В. М. Гусева, режиссёр Н. П. Охлопков – Мари;
1946 – «Круг» С. Моэма, режиссёр Ф. Н. Каверин – Элизабет;
1947 – «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву, режиссёр Н. П. Охлопков – Любовь Шевцова;
1949 – «Сампаны Голубой реки» В. Д. Пушкова, режиссёр Н. П. Охлопков – китаянка;
1951 – «Зыковы» А. М. Горького, режиссёр В. Ф. Дудин – Софья Зыкова;
1954 – «Гамлет» У. Шекспира, режиссёр Н. П. Охлопков – Офелия;
1956 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, режиссёр В. Ф. Дудин – Любовь Андреевна Раневская;
1958 – «Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова, режиссёр В. Ф. Дудин – актриса Бережкова (театральный суфлер тетя Капа);
1959 – «Украденная жизнь» К. Моримото, режиссёр И. Окадо – Нунобики Кей;
1963 – «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова, режиссёр В. Ф. Дудин – бывшая актриса Александра Ильина;
1964 – «Встреча» («Мари-Октябрь») Ж. Робера, Ж. Дювивье, А. Жансона, режиссёр М. И. Бабанова – Мари-Октябрь, участница французского Сопротивления;
1970 – «Мария» А. Д. Салынского, режиссёр А. А. Гончаров – Лидия Самойловна (мать главной героини);
1971 – «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского, режиссёр М. И. Кнебель – Марья Александровна Москалёва;
1975 – «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова, режиссёр А. А. Гончаров – Лидия Васильевна Жербер.

Читайте также:  Актриса нина усатова личная жизнь

Мария Бабанова в спектакле “Гамлет”

Мария Бабанова в спектакле Гамлет

В 1979 году, после долгого перерыва, в преддверии своего 80-летнего юбилея, Мария Бабанова гастрольно вышла на сцену МХАТа, куда её пригласил Олег Ефремов на роль Жены в спектакль по пьесе Э. Олби «Всё кончено». Партнёрами актрисы в этом спектакле были «великие старики» второго поколения МХАТ – А. И. Степанова и М. И. Прудкин. Это была её последняя роль.

Особое место занимает в творчестве Бабановой ее радиотеатр. Уникальная мелодика бабановского голоса, умеющего передавать тончайшие психологические нюансы разных образов, сделали ее незаменимой на Студии звукозаписи. Высокий, скользящий, богатый тембрами голос Марии Ивановны Бабановой сохранили радиопостановки «Оле-Лукойе» и «Маленький принц», а также радиоспектакль «Портрет Дориана Грея». Она принимала участие в дублировании фильма «Алишер Навои» в 1947 году и озвучании анимационных фильмов «Сказка о царе Салтане» в 1943 году, «Сказка о рыбаке и рыбке» в 1950 году, «Оранжевое горлышко» в 1954 году и других мультфильмов.

Мария Бабанова 3

Принимала участие в озвучивании мультфильмов.

Преподавала в Театральном училище при Театре Революции. В числе ее студентов – драматург Виктор Розов и актриса Татьяна Карпова.

Мария Бабанова скончалась 20 марта 1983 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище, участок № 10.

Актриса Фаина Раневская писала о смерти Бабановой: «Умерла Бабанова – величайшая актриса нашего времени. Всё время с тоской о ней думаю».

С 1933 по 1983 годы М. И. Бабанова прожила в кв. 79 дома № 5 по улице Москвина (ныне Петровский переулок) в Москве, на фасаде которого в её честь установлена мемориальная доска.

Личная жизнь Марии Бабановой:

Трижды была замужем.

Первый раз вышла замуж совсем юной и об этом браке, оказавшемся скоротечным, ничего не известно.

Второй муж – Давид Яковлевич Липман (1903-1973), актер, режиссёр, педагог, заслуженный аритист РСФСР.

Третий муж – Фёдор Фёдорович Кнорре (1903-1987), прозаик, драматург, сценарист, режиссёр и актёр. Состояли в браке с 1939 года до начала 1950-х.

Мария Бабанова и Фёдор Кнорре

Мария Бабанова и Фёдор Кнорре

Народная артистка СССР Татьяна Карпова рассказывала о Марии Бабановой: “Бабанова была абсолютно не светская женщина, не посещала, как теперь говорят, тусовки. Совершенно была равнодушна и к тому, как одета. Сыграет спектакль, надвинет шапчонку на глаза и быстренько уходит, чтобы ее не видели, чтобы с ней не разговаривали. Как бы это получше объяснить: вот появилась на небе звездочка, загорелась, посветила и исчезла. Вот появилась на сцене актриса Бабанова, отыграла спектакль, заворожила зрителя и исчезла. Ей было присуще абсолютное отсутствие житейского чванства. Эти огромные голубые глаза, этот неповторимый, нечеловеческий голос, который проникал в самое сердце… Она была как сказка. Ведь сказка – это прекрасно, но в сказке не все то, что может происходить в жизни. Так вот, она – из сказки, и потому не могла жить нормальной человеческой жизнью. В человечьей жизни она больше всего любила природу (у нее была дача, где она копалась в земле), любила сердцем собак, подбирала бездомных. И реагировала на события иначе, чем все люди. Никто не смеется, она – смеется. Никто не плачет, она – плачет. Когда шла на сцену твердой походкой, по дороге себя не любила, ругала себя: мол, и толстая она, и это у нее не так, и то не так. А на сцене появлялся ангел невообразимого обаяния. После спектакля вновь двигалась твердой походкой и вновь ругала всех на чем свет стоит: и рабочих, и актеров, и себя. Я при виде ее становилась такой маленькой-маленькой: “Здрасьте, Марья Иванна!” Молчит. Я снова: “Здрасьте, Марья Иванна!” Молчит. Нет, думаю, добьюсь своего. И снова: “Здрась…” Резко: “Ну, здравствуй, здравствуй!” Она была вся в своих делах, а мне следовало заниматься своими. Существо неземное. Ну с неземным существом можно ли все время рядом находиться? Не признавала мирской суеты. Никогда не тратила на это времени. Единственно, что не преходящее и не пустое, – это ее присутствие на сцене… …Круг друзей Марии Ивановны Бабановой с годами становился все уже и уже. Жила она замкнуто на улице Москвина, дом 5, на пятом этаже в доме без лифта – его поставили к концу ее жизни”.

Фильмография Марии Бабановой:

1924 – Старец Василий Грязнов (короткометражный), дочь раскольника
1925 – Сердца и доллары – Джэн, американка
1931 – Одна – жена председателя сельсовета
1980 – Все кончено (фильм-спектакль) – Жена

Озвучивание Марии Бабановой:

1943 – Сказка о царе Салтане (анимационный) – Царевна Лебедь
1947 – Алишер Навои
1950 – Сказка о рыбаке и рыбке (анимационный) – золотая рыбка
1951 – Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (анимационный) – царица
1952 – Аленький цветочек (анимационный) – Любава (нет в титрах)
1954 – Оранжевое горлышко (анимационный)
1957 – Снежная королева (анимационный) – Снежная королева
1957 – В некотором царстве (анимационный)
1962 – Королева Зубная щётка (анимационный) – Королева Зубная щётка (нет в титрах)
1971 – Весёлая карусель (анимационный) – читает стихи
1972 – Фаэтон – сын Солнца (анимационный) – диспетчер на Земле
1974 – Как козлик землю держал (анимационный) – Голубка

Читайте также:  Актриса хизер грэм личная жизнь

Радиопередачи и радиоспектакли Марии Бабановой:

«Айога» (нанайская народная сказка) – текст от автора;
«Оле Лукойе» (по мотивам сказок Г. Х. Андерсена) – Оле Лукойе;
«Дюймовочка» Г. Х. Андерсена – текст от автора;
«Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсена – Королева (Мелодия, 1981);
«Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсена – текст от автора;
«Ель» Г. Х. Андерсена – текст от автора;
«Соловей» Г. Х. Андерсена – текст от автора;
«Мотылёк» Г. Х. Андерсена – текст от автора;
«Плохой мальчик» Г. Х. Андерсена – текст от автора;
«Золушка» Ш. Перро – Фея;
«Том Сойер» М. Твена – Бекки Тетчер;
«Домби и сын» Ч. Диккенса – Флоренс;
«Хозяйка Медной горы» П. П. Бажова – текст от автора;
«Серая шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка – текст от автора;
«Спящая красавица» Ш. Перро – Фея Сирени;
«Убийство в Восточном экспрессе» А. Кристи – миссис Хаббард;
«Отшельник и роза» Б. В. Заходера;
«Цыганы» А. С. Пушкина – Земфира;
«Дома» А. П. Чехова – текст от автора;
«Мальчики» А. П. Чехова – текст от автора;
«Гриша» А. П. Чехова – текст от автора;
«Житейская мелочь» А. П. Чехова – текст от автора;
«Анна на шее» А. П. Чехова – текст от автора;
«Слепой музыкант» В. Г. Короленко – текст от автора;
«Гнев отца» А. С. Грина – текст от автора;
«Три толстяка» Ю. К. Олеши – Суок;
«Звёздный мальчик» О. Уайльд – Звёздный мальчик;
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд – текст от автора;
«Волшебник Изумрудного города» А. М. Волков – Виллина;
«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери – Маленький принц, Роза;
«Кошка под дождем» Э. Хемингуэя – текст от автора;
Собака на сене Л. де Вега – Диана, графиня де Бельфлёр;
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова – Нина Арбенина (Арбенин – М. Ф. Астангов, баронесса Штраль – Ц. Л. Мансурова);
«Коляска» Н. В. Гоголь – Жена (партнер – Р. Я. Плятт);
«Таня» А. Н. Арбузова – Таня Рябинина;
«Зыковы» А. М. Горького – Софья Зыкова;
«Старомодная комедия» А. Н. Арбузова – Лидия Васильевна Жербер (в радиоспектакле исполняла песню на музыку В. В. Плешака, стихи Б. А. Ахмадулиной, а партнёром был В. Я. Самойлов, 1978);
«Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевский – Марья Александровна Москалёва;
«Всё кончено» Э. Олби – Жена;
Творческий портрет. М. И. Бабанова

Звания и награды Марии Бабановой:

Заслуженная артистка РСФСР (1933);
Народная артистка Узбекской ССР (1943);
Народная артистка РСФСР (1944);
Народная артистка СССР (1954);
Сталинская премия второй степени (1941) – за большие достижения в области театрально-драматического искусства;
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1972) – за исполнение роли Лидии Самойловны в спектакле «Мария» А. Д. Салынского;
Орден Ленина (1970);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1980);
Орден «Знак Почёта» (1945);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946);
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948);
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
Медаль «Ветеран труда»;
Памятная бронзовая медаль театра «Комеди Франсез» (Париж, начало 60-х гг.)

Источник

Эту хрупкую, необычайно одаренную девчонку с ее хрустальным голоском, помнят многие почитатели таланта Марии Бабановой. Все, кто слышал этот серебряный голосок, уже никогда его не смог забыть. Ей был дан Божий дар свыше – сага при жизни.

Родилась Маша в семье купца, об искусстве здесь не принято было говорить. Все подчинялись бабушке, она управляла домом и хозяйством своей твердой рукой. Маленькой Мусе не дали ни тепла, ни ласки, ни материнской нежности.  От нее требовалось не шуметь, сидеть тихо, вышивать. Но Маша, от природы энергичный, подвижный ребенок, терпеть не могла сидеть спокойно, любила бегать и прыгать. Вообще в семье приветствовались ровные, даже равнодушные отношения, и впоследствии все это отразилось в характере Марии. Девушка выросла своенравной, дерзкой, капризной.

Учеба давалась Маше хорошо, благодаря прекрасной памяти. Сначала училище, потом Коммерческий институт, затем ВЖК. Во время учебы Мария вышла замуж за школьного друга. Об этом событии семью предупредить не посчитала нужным. Замужество кардинально повлияло на судьбу Маши. Новая семья отличалась гостеприимностью и образованностью, беседовали об театре и искусстве. В один из прекрасных вечеров, к ним пожаловала знаменитая Елена Грановская, которая едва услышала пение Машеньки, сказала, что с таким голосом только на сцене выступать.

Мария Бабанова

Поверив в свои силы и талант, Муся поступает в театральную студию, где главным был величайший Комиссаржевский. Потом студию возглавил известный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Бабанова играла в театре и снималась в массовках. Сама не осознавая, уже становилась настоящей актрисой. Это был как бриллиант без огранки. Мейерхольд первый разглядел в ней прирожденный талант, да такой что, учить ее было нечему, она могла украсить любую сцену…

Театральная жизнь началась у Бабановой с пьесы о пикантной истории в «Великодушном рогоносце». Главной идеей спектакля была биомеханика, движение преобладало над беспокойством, заменяя значение — это был прогресс, что-то новое, сенсационное.
В этой механической обстановке, единственная живая душа была Стелла, которую играла Маша, такая нежная и хрупкая. Стелла оживляла собой мертвую тишину, она стала фишкой всей постановки «Рогоносца». Пьесу ждал ошеломительный успех. После премьеры «Великодушного рогоносца» Мария Бабанова стала знаменитой актрисой.

Мария Бабанова

Но актрису этот триумфальный успех почему-то не радовал. Было чувство несовершенства, разочарования, ей даже захотелось бросится под трамвай. К счастью, ходили они редко, так что, после этого дебюта пришлось сыграть немало героинь, радуя зрителей. Театр был самой большой страстью Бабановой, а Мейерхольд был для нее идолом и божеством. Маша, все наставления режиссера, выполняла беспрекословно и точно, незаметно превращаясь из прилежной ученицы в мастера театрального искусства.Театром она жила, он был ее вдохновение и смысл жизни.

У Марии на семью времени не оставалось, в следствии чего мужу надоело быть на втором плане, и они решили полюбовно расстаться. У Марии все мысли были о театре, все свои эмоции и душу могла раскрыть только там. Ей удавалось очень точно передать внутренний мир и духовную драму свободных, раскрепощённых женщин. На спектакли, где играла Бабанова, люди шли с удовольствием, ждали появления на сцене своего кумира, свою музу.

Мария Бабанова, роль Риты Керн в «Воздущном пироге»

Читайте также:  Александра попова актриса личная жизнь

В этот насыщенный период Мария начинает встречаться с партнером по театру, чутким, внимательным – Давидом Липманом. Он очень любил, можно сказать боготворил Машу, всячески помогал ей. И Мария поверив в новую любовь, выходит за него замуж.

И снова театр, репетиции, и опять роль соблазнительницы в «Воздущном пироге» – Рита Керн. В «Учителе Бубусе», роль развратной Теи (специально написанной для Марии), она сыграла как всегда блестяще. Во всех постановках раскрылся прирожденный талант Бабановой: уникальный голос, абсолютный слух и музыкальность, способность схватывать все на лету. Но Мейерхольд всё меньше уделял ей внимания на репетициях, старался не замечать ее, хотя игра была безупречна.

Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд

Скорее всего влияние на режиссера оказывала его ревнивая жена – Зинаида Райх. Бывшая супруга Сергея Есенина, имела на Мейерхольда несомненное влияние, безумно влюблен в свою Зинаиду, он позволял ей всё. Лучшие роли всегда доставались Райх. Зинаиду очень раздражал успех Бабановой, хотя ей все больше доставались небольшие роли. И тем ни менее, Муся готова была трудиться, сниматься в эпизодах, лишь бы ощутить внимание режиссера, услышать его мудрый совет, поймать восхищенный взгляд.

В спектакле «Рычи, Китай!», актриса получила роль китайского мальчишки, у нее было три выхода на сцену. Но как она его сыграла! На этих трех сценках держался весь спектакль.  Роль Боя считается высшим мастерством. Мария Бабанова взлетела на вершину театральной популярности. Зрительская любовь была невероятной, ее обожали, боготворили, подражали. Это очень раздражало Мейерхольда и его жену Райх, которая считала Бабанову своей соперницей.

Мария Бабанова в спектакле «Рычи, Китай!»

Однажды на гастролях по Грузии, рьяные поклонники завалили красавицу Бабанову розами, Мейерхольд кипел от злости, ведь почести достались Марии, а его ненаглядная жена, такого внимания не удостоилась.
В итоге, режиссер больше не хотел работать с Марией и попросил её уйти из театра. Бабанова была в отчаянии, но все равно боготворила своего Мастера. Понимала – две примы не уживутся на одной сцене.

Михаил Астангов и Мария Бабанова в спектакле «Ромео и Джульетта»

Актриса переходит работать в Театр Революции, где ее ждали новые роли. Режиссер Попов замахнулся на Шекспира и поставил пьесу «Ромео и Джульетта». Ромео сыграл М. Астангов, в то время он бредил Гамлетом, и его герой получился не столь пылким, и каким-то уж очень зрелым. Бабанова играла Джульетту, но зритель не увидел юное создание. Она больше напоминала Лукрецию Борджиа, дерзкую, властную, расчетливую. Массовка скорее напоминала митингующую толпу, а не светских людей. Спектакль не имел успеха, и режиссер Попов покинул театр.

Мария Бабанова, роль Дианы в спектакле «Собака на сене»

В ТР перестали ходить, приняли решение ставить «Собаку на сене» Лопе де Вега, графиню де Бельфлер конечно играла Бабанова. И она покорила Москву! Восторженная публика ликовала, поэты посвящали ей стихи, восторгались ее красотой и блистательной игрой.

В личной жизни актрисы произошли перемены, она познакомилась с известным писателем Федором Кнорре. Дважды побывав замужем, уже не надеясь ни на что, приняла ухаживания красивого и талантливого человека. Он был единственным, которого она полюбила искренне, по-настоящему. У них с Федором оказалось много общих тем, как будто бы две родственные души наконец-то встретились. После свадьбы, актриса ощущала себя самой счастливой женщиной. Позже, Мария не раз говорила: –

– Это были лучшие мои годы!

Карьера Бабановой поднималась вверх, в 33-м году ей присваивают звание – заслуженная артистка РСФСР.

спектакль “Таня”

Своего Мастера Бабанова не забывала, неоднозначной была реакция, когда на пьесу пришел Мейерхольд. У Муси от волнения отнялись ноги, еле-еле доиграла пьесу до конца.
Бабанова очень правдиво передавала характер своих героинь. В пьесе Арбузова «Таня», она словно играла саму себя – женщину, которая ради любви, пожертвовала своим счастьем. Спектакль прошел на ура более чем 1000 раз, это был грандиозный триумф. Все, кто смотрел, хотели быть похожими на героиню пьесы. Копировали ее стиль одежды, прическу, манеры. Роль Тани Бабанова играла на сцене 17 лет.

Отдавая себя искусству, на что-то другое времени не оставалось, вот и опять личная жизнь не сложилась. Муж закрутил роман на стороне с Ниной Емельянцевой. Когда Мария узнала об измене, а прощать она не умела, прекратила всякие с ним отношения. Бабанова ради искусства выбрала одиночество, но с бывшим супругом продолжали общаться, сохранив хорошие отношения.

Мария Бабанова в спектакле «Старомодная комедия» (1973)

Перейдя пятидесятилетний рубеж, Бабанова тяжело справлялась с возрастом, природа подарила ей молодой голос, красивую девичью фигуру. Ей были чужды возрастные роли, в них она чувствовала себя не комфортно. Других ролей ей не предлагали, и актриса начала отказываться играть престарелых дам.

Оказавшись не у дел, Мария идет работать на радио. Сказки, прочитанные ее неземным, хрустальным голосом, помнят до сих пор. Маленький принц, Питер Пен, Оле Лукойе – говорили ее голоском и доносили до маленьких радиослушателей разумное, доброе, вечное.

Накануне 80-летия актрисы, специально для не написали сценарий по пьесе Э. Олби «Всё кончено». Мария, исполняя роль, вроде бы снова проигрывала свою жизнь заново, играя сильную женщину, не способную на самозабвение любви.

Это была ее последняя роль…

В искусстве Бабановой есть нечто завораживающее, всегда поддаешься обаянию ее чарующего голоса. Пройдет время, и все также будет звучать удивительный хрустальный голос Марии Бабановой –  голос самой сказки.

Заканчивая рассказ об этой удивительной женщине хочется добавить, что прожив длинную жить, она всегда придерживалась двум правилам: никогда не брала в долг и всегда засыпала в своей постели…

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Источник