Актриса маргарита куприянова фото

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 августа 2019;
проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Куприянова.

Маргарита Григорьевна Куприянова (24 ноября 1924 — февраль 2005, Москва) — советская и российская театральная актриса. Народная артистка РФ (1992), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1985).

Биография[править | править код]

Маргарита Куприянова родилась 24 ноября 1924 года в семье Куприяновых Григория Афанасьевича (1891—1949) и Марии Алексеевны (1903—1984). В 1944—1948 годах училась в студии при Центральном детском театре (сейчас Российский академический молодёжный театр).

После окончания студии была принята в ЦДТ. Главным образом играла в амплуа актрисы-травести роли мальчиков, но параллельно с этим создала несколько значительных женских образов в пьесах В. С. Розова «В поисках радости» (Лена) и «В добрый час!» (Катя). Сыграла в театре более 60 ролей.

Умерла в феврале 2005 года на 81-м году жизни, похоронена на Преображенском кладбище в Москве.

Награды и премии[править | править код]

  • Заслуженная артистка РСФСР (10 мая 1962)
  • Народная артистка Российской Федерации (20 января 1992)[1] — за большие заслуги в области театрального искусства
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1985) — за роль сестры Симплиции в спектакле «Отверженные» по В. Гюго
  • Орден Почёта (14 января 2002)[2] — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (30 мая 1997)[3] — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997) — за исполнение роли Констанс в спектакле «Маленький лорд Фаунтлерой» по Ф. Э. Бёрнетт

Работы в театре[править | править код]

  • «Два капитана» по B. А. Каверину — Катя
  • «Её друзья» В. С. Розова — Светлана
  • «Страница жизни» В. С. Розова — Наташа
  • «В добрый час!» В. С. Розова — Катя
  • «В поисках радости» В. С. Розова — Леночка
  • «Традиционный сбор» В. С. Розова — Агния
  • «Конёк-Горбунок» по П. П. Ершову — Царь-девица
  • «Волынщик из Стракониц» Й. К. Тыла — Зулика
  • «Димка-невидимка» В. Н. Коростылева и М. Г. Львовского (режиссёрский дебют О. Н. Ефремова, 1955) — Димка
  • «Сомбреро» С. В. Михалкова — Шура Тычинкин
  • «Рамаяна» Н. Р. Гусевой — Сита
  • «Король Матиуш I» по Я. Корчаку — Матиуш
  • «Снежная королева» Е. Л. Шварца по Г.-Х. Андерсену — Кей и Снежная королева
  • «Настоящий друг» В. А. Любимовой — Рита Вольская
  • «Чужая роль» С. Михалкова — Пучеглазик
  • «Сказка о потерянном времени» Евг. Шварца — Маруся
  • «Двенадцатая ночь, или Что угодно» Шекспира — Виола и Себастьян
  • «Враги» М. Горького — Клеопатра
  • «Отверженные» по В. Гюго — Cестра Симплиция
  • «Маленький лорд Фаунтлерой» по Ф. Бернетт — Констанс
  • «Большие надежды» по Ч. Диккенсу — Миссис Хэвишем
  • «Три толстяка» Ю. Олеши — тётушка Ганимед
  • «Алёша» В. Ежова — Старая женщина
  • «Сон с продолжением» С. Михалкова — Снежная королева
  • «Любовь к трем апельсинам» К. Гоцци — Джулия и Моргана
  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна

Фильмография[править | править код]

Актриса[править | править код]

  • 1976 — Рамаяна — Сита

Озвучивание мультфильмов[править | править код]

  1. 1954 — Танюша, Тявка, Топ и Нюша — Кошечка
  2. 1954 — Царевна-Лягушка — Василиса Прекрасная
  3. 1959 — Янтарный замок — Юрате
  4. 1961 — Впервые на арене — Слонёнок Тимка

Аудиопостановки[править | править код]

  • 1962 — «Приключения Чиполлино», грампластинка — Чиполлино (композиция З. Потаповой и С. Богомазова, музыка Н. Пейко. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия»)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А-Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014.

Ссылки[править | править код]

  • РАМТ. Куприянова Маргарита Григорьевна
  • РАМТограф. Страница памяти. Большой секрет маленького короля.
  • Энциклопедия Кругосвет. Маргарита Куприянова
  • Margarita Kupriyanova (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Могила Маргариты Куприяновой

Источник


Народная артистка СССР Маргарита Куприянова

…Масштаб дарования этой актрисы особенно проявился в ролях мальчиков – в ролях, доступных и подвластных амплуа травести, её, Куприяновой, амплуа.
Поколения молодых москвичей 50-х – 70-х воспитывались также и её героями – от шпанистого Шуры Тычинкина до маленького мечтателя, грустного и озорного Короля Матиуша – героями разными, но равно отмеченными исключительной личностью самой актрисы, неповторимостью её художественной манеры. Юные герои Маргариты Куприяновой никогда не покидали художественной реальности ради панибратских симпатий зала. Оттого, вероятно, сверстникам, сидевшим в зрительном зале, герои актрисы никогда не казались “своими”, они являлись из иного, далёкого и сказочного мира. Их схожесть со зрителями была только мнимой. На самом деле сценические герои актрисы, все без исключения, были чуть-чуть не от мира сего. Кем бы ни представала Куприянова – пионером-сорванцом, оборванцем или принцем – её герои заставляли зрителей испытывать горькое, но возвышающее чувство недоступности, влюбляли в себя, ибо вопреки своей юности, сами они воплощали идеалы добра и правды, юности особенно дорогие, но, увы, недостижимые…

Асаф Фараджев

Сентябрь 1984

* * *

Улетела.
Маленькая царственная пленительная волшебница сцены, зачаровала таинственной эфемерностью Театра, околдовала на всю жизнь, поддерживала своим существованием совсем рядом, на Театральной площади. Теперь улетела, оставив сиротами видавших её, веривших через неё в непременную победу добра, справедливости, честности и чистоты. Память о ней поддерживает вера в то, во что верили её герои, во что верила она сама.

Читайте также:  Актер юрий батурин биография

Асаф Фараджев

*******************************************************************

Февраль 2005

Автор: Ирма (193.233.73.—)
Дата: 15 Мар 2005 14:14

Уважаемый Асаф!
Я скорблю вместе с Вами. Я помню немногое из того, что можете помнить Вы (время рождения – непостижимая вещь) и я благодарна Вам за то, что пишете о Маргарите Григорьевне Куприяновой.
Заметьте, что умирающий театр не откликнулся на смерть Мастера. Я имею ввиду, что на официальном сайте РАМТа нет слова художественного руководителя и пр. Я знаю, что они были, но многие хотят видеть это в виртуальном мире – не все бывают на реальных проводах Человека, не все произнесенные слова остаются.
Помню свое удивление, когда увидела ее вне сцены. Маленькая, воздушная, в феерической куртке с рюкзаком за плечами, она пронеслась мимо меня, обдав энергией солнца. Я смотрела вслед… малое количесто людей сохраняют ее до конца.

С глубоким уважением к Вам и Вашему творчеству,
Ирма

___________________________________________ __________________________________

Автор: Асаф Фараджев(—.rusmedia.ru)
Дата: 15 Мар 2005 19:14

Не хотел бы здесь и сейчас писать моих воспоинаний о Ней. Не место и не время. Чуть-чуть.
Начало 60-х годов прошлого века. Мне 5 или 6 лет, а уже успел наесться доморощенной унылой советской казенщины – “домашнему ребёнку” со Сретенки хватило детсада на Каляевке и на Трубной. В противовес, как удар грома, – Театр. Боюсь ошибиться, что было первым – “Синяя птица” во МХАТе или “Димка-невидимка” и “Сомбреро”в ЦДТ. Кажется, второе. Точно знаю, что лучшая часть моей души на всю жизнь изваяна МХАТовской “Синей птицей” и Маргаритой Куприяновой во всех Её ролях. В сущности, это равновеликие явления. И в жизни Она была не от мира сего, и Её сценические герои были таковыми. Это действовало на советских детей, сознание коих с рождения коверкалось тотальной фальшью, ханжеством и лицемерием, – гипнотически. Она была для нас Маленьким Принцем в любой роли, даже самой советской, самой михалковской – и Шура Тычинкин, шпана в сомбреро – всё равно был не очень наш, с другой планеты, из другого, прекрасного, мира. Она завладевала нашими душами потому, что владела секретами искусства Театра, а её герои олицетворяли идеал вечного мальчишества – “питерпенства”, идеал не менее высокий и трагический, нежели идеал вечной женственности…

Смотрю на её фотографии на стене и снова говорю себе – никогда не прощу Ей, что позволила записать на телевидении “Короля Матиуша 1” с другой актрисой. Старой, видите ли, не хотела запечатлеваться. А то, что без Неё это невозможно смотреть, что Пётр Наумович на Неё и для Неё ставил – это как?
И не осталось ничего от Матиуша. Ни кадрика. Не прощу.
То, что фотку свою мне так и не подписала – простил, а то, что себя в Матиуше не оставила – никогда!

За полгода до Её 60-летия, постоянно думая над статейкой о Ней, я впервые увидел Её вне сцены, “живьём”, через 20 с лишним лет после первого Ею мне подаренного волшебства.

1984. Май. Сказочно солнечный день. Я, в белом, тогда ещё стройный и почти юный, встречал Её в фойе ТЮЗа. Она спускалась по лестнице с бельэтажа, словно сказочный эльф, тоже в белом… Четыре часа гуляли по Тверскому бульвару – от Никитской к Пушкинской и снова к Никитской. Я робел, осознавая, что сбылось несбыточное – по левую руку от меня театральная Богиня. Вначале боялся собственного голоса, с тщанием подбирал каждое слово. Потом нам стало легко и прекрасно. Ей было нескучно. Иначе она бросила бы меня и ушла. Я знаю.
В ноябре вышла моя маленькая статейка. Она позвонила и счастливо произнесла: “Даже о Мадлэн Рено не писали так, как Вы, Асаф, обо мне.” Был счастлив я…

Ой, что-то я заболтался, Ирма :))) Спасибо Вам.

Напоследок: в день Её похорон (чушь какая, такие не умирают) один хороший актёр, с которым Она часто играла, стоя у Её гроба, рассказал, что получили они с Ней квартиру в одном и том же доме. Дом был бандитский: половина сидела, половина до поры на воле. Поздно возвращаться боялись, на лестничных пролётах собиралась вся эта публика, пила, дралась, материлась. И только когда Она проходила мимо, возвращаясь домой, всё стихало – бандюки восхищенно шептались между собою: “Куприянова идёт”.

Это стоит не меньше детских смеха и слёз, которые она нам по-королевски дарила…

___________________________________________ __________________________________

Автор: Ирма (—.Moscow.dial.rol.ru)
Дата: 16 Мар 2005 20:52

Две строчки без рифмы с ритмом считалки:
Отсчитайте сорок дней
От седьмого февраля…

Ее последняя роль… Чехов/”Вишневый сад”/Шарлотта Ивановна
Видели ли Вы?
Заменила Маргариту Куприянову молодая актриса. Так нелепо звучат слова “Я не знаю, сколько мне лет. Мне все кажется, что я молоденькая.” У меня начинались приступы “каргизма” (это мой термин, означающий тяжесть навалившейся старости и некрасивости для окружающих – как старая карга). Я утешала себя себя тем, что в Средние века я давно бы умерла от болезней или голода или мало-ли-причин. Завидовала. Я смотрела четыре раза – больше не получилось. Объясню почему так много для такой не лучшей постановки (впрочем, я согласилась с Григорием Чхартишвили, что постановка Бородина для зрителя более приемлема, чем постановка Някрошуса) – в последние годы у Куприяновой не было ролей.
Проблема театров в подборе репертуара: мало того, что мировой репертуар (99%) создан для мужчин, так еще и труппы с политикой ее подавляющей незанятости на сцене. Не всегда надо давать дорогу молодым. Как быстро становятся знаменитыми, как быстро угасают. Когда я говорю о том, что надо искать пьесы, перерабатывать ну делать хоть что-то, чтобы были заняты в спектаклях актеры старше шестидесяти. Самые долго живущие профессии знаете? Две категории: ученые и библиотекари/актеры и учителя – одинаковые нагрузки на психику, память, одинаковые проценты риска смерти на работе от травм (ох уж эти падающие декорации и взрывающиеся пробирки, инфаркты и падение с лестниц:)))
Заболталась я что-то:)))
Когда приближается дата
Приходят печальные мысли.
___________________________________________ __________________________________

Читайте также:  Жена нагиева фото нынешняя 2017 анна спектор

Автор: Асаф Фараджев(—.rusmedia.ru)
Дата: 16 Мар 2005 23:19

Ирма, Вы мельком задели очень важные общетеатральные темы. Позвольте мне вместо продолжения разговора на эти темы рассказать о моём последнем, практически виртуальном свидании с Ней.

Это было год назад, прошлой весною. Прикупив подлинный автограф М.Чехова (как всё связано в нашей жизни), я шел из музея МХАТ (где получил доказательство подлинности автографа) по Камергерскому напрямик в некогда дом М.Чехова, мой любимый ЦДТ. К Ней. В папке с фотографией и автографом Михаила Александровича лежала ещё одна, Её, без автографа, которую я нарочно вынул дома из рамки, с тем, чтобы она, наконец, поставила в специальном белом паспарту свой драгоценный автограф. Купил цветов, дивные тёмносиние ирисы. Четыре часа дня. Я знал, что вечером у Неё “Вишневый сад”.
Зашел в театр, осведомляюсь – когда Она придёт. Сказали, что пока Её нет, будет ближе к спектаклю. Я прождал два с половиной часа, периодически звонил в репертуарную контору справиться – не пропустил ли, хотя пройти Она могла только мимо меня. Нет, не пришла. Около половины седьмого чувствую – что-то не так, дозвонился до Её костюмера. Та удивилась – а Маргарита Григорьевна с утра в театре и не уходила.
Да вот она идёт.
Костюмерша: Маргарита Григорьевна, Вас к телефону!
Слышу в трубке её удивлённый мальчишеский басок – Меняяя?
Её неповтоимое – Аллёоооу.

Я: Маргарита Григорьевна, это Асаф.-
Она: У меня спектакль, Вы невовремя звоните.-
Я: Ну хоть цветы подарить можно….?
Она (нетерпеливо, с раздражением): Асаф, я не люблю цветов.
Я: Костюмерше подарите.
Она: Мне сейчас на сцену, я не могу разговаривать…

Пришел домой, цветы подарил маме, Её фотографию водрузил на место. Прошел год. К Ней на похороны я пришел без цветов.
У изголовья Её гроба объяснил Ей, – почему…
___________________________________________ __________________________________

Автор: Ирма (—.Moscow.dial.rol.ru)
Дата: 17 Мар 2005 22:26

Был у нас в МГУ профессор Кузнецов, который с нетерпением выкрикивал:”Ну! Говорите, говорите же!”, даже если его собеседник не прерывался ни на минуту. Вы столько можете рассказать!
Я когда-то читала книгу Горфункель о ЦДТ. Это 1960-е годы, если мне не изменяет память. Желтая бумага, фотографии из крупных черно-серо-белых точек. Огромная, поразившая меня глава о Куприяновой. Уже тогда – почти 20 лет работы в театре, тогда – оценка ее таланта. Я читаю Ваши воспоминания (громкое слово, правда? не верится)… Хочется вытянуть из из Вас больше, копнуть химическую оболочку памяти глубже.
Спустя 25 лет после смерти еще одной великой актрисы ЦДТ – Валентины Сперантовой вышла книга воспоминаний о ней. Книга, возможно, не лучшая по построению материала, по расставленным акцентам. Важно, что она появилась.
Маргарита Куприянова достойна того, о чем мы говорили с Вами раньше – чтобы помнили. Читаю воспоминания о рано ушедшем французском актере Жераре Филипе. Именно обрывочные рассказы современников, старших коллег (он слишком рано ушел, чтобы оставить учеников) делают книгу особенной. Кто-то вспоминает о работе, кто-то о случайных ситуациях, кто-то о внезапном мистрале, о шутках. Обрывисто, человечно, просто и сложно – лоскутки создают полотно. Ваши мгновения – похожие лоскутки, которые я добавляю к своим, к ним слова других… et cetera, как писали латиняне. “Говорите, говорите же!”
___________________________________________ __________________________________

Автор: Асаф Фараджев(—.rusmedia.ru)
Дата: 18 Мар 2005 08:37

Ирма, мне всегда было труднее писать о тех, кого особенно люблю, кто менял мою собственную жизнь, навсегда становясь её частью.
Как театровед, я написал бы о Маргарите Григорьевне отстраннёно, на театроведческом “жаргоне”, а как восхищённый зритель…могу лишь оплакивать утерянную возможность видеть её на сцене. Конечно, теперь я ненавижу себя за то, что всё откладывал посмотреть её в последних её ролях. Признаюсь, что, с раннего детства очарованный ею, как неповторимой травести, позже не хотел смотреть её в женских ролях, которые могли размыть эти детские и юношеские впечатления от её прежних, главных для её амплуа ролей.
Конечно же, видел в конце 60-х “Рамаяну”, понимаю, что Сита была сыграна прелестно, но и сегодня не могу поставить её рядом с Матиушем или Шурой Тычинкиным. Последняя мощная работа Куприяновой, которую я видел – сестра Симплиция в “Отверженных”.
Спектакль шел в два вечера, снова блистали звёзды театра – Воронов, Андросов, Она… . Роль маленькая, эпизод второго вечера, но какой! Кто видел – никогда не забудет. Не знаю, что удерживало меня посмотреть её Шарлотту, вероятно, инстинктивный страх наслоения нового впечатления на слишком горячо любимые старые…

Читайте также:  Михаил левитин режиссер личная жизнь

В любом случае когда-нибудь, даст Бог, найду ёмкие и точные слова, чтобы написать о ней, как о неповторимой актрисе. Неповторимость – единственное, ради чего стоит нести актёрский крест.

Есть “Чиполлино”, есть “Рамаяна” на пластинках, и когда я соскучусь по её неповторимому голосу, глядя на её фотографии в ролях и в жизни, что висят у меня на стене, я поставлю пластинку, и оживут счастливые воспоминания моего детства.

___________________________________________ __________________________________

Автор: Ирма (—.Moscow.dial.rol.ru)
Дата: 20 Мар 2005 20:24

Как я поняла, Евгений Николаевич Редько велел своим неофициальным сайтчикам сделать страницу Маргариты Григорьевны https://www.eugeneredko.narod.ru/kuprijanova/kuprijanova.html и там дана ссылка на Ваш сайт. Хороший подбор фотографий.

Как Вы понимаете, мне не суждено было увидеть то, что видели Вы, мои родители, и никакая пластинка не заменит ЕЁ пластику.
Как театровед… я грущу о том, что умирает само направление – травести. Если когда-то они были тем, что сейчас называется “звездами”, то я не могу назвать в современной Москве – гигантском театре – ни одного имени. Не кем быть околдованным.

О “Вишневом саде” не переживайте. Хорошее должно остаться навсегда, проходящее – исчезнуть. “Отверженные” – пусть останутся.

___________________________________________ __________________________________

Автор: Асаф Фараджев(—.rusmedia.ru)
Дата: 20 Мар 2005 21:09

Ирма, дорогая, спасибо. Спасибо за сердечный и талантливый разговор, за адрес этой страницы, которая стала чудесным подарком лично мне и всем, знавшим и видевшим Её!

Не прощаюсь 🙂
___________________________________________ __________________________________

Автор: Ирма (193.233.73.—)
Дата: 22 Мар 2005 13:23

Дорогой Асаф! Мне приятно говорить с Вами. Знаете, есть философская теория замкнутости в круги жизненных событий. Думала ли я в начале-середине 90-х, восхищаясь Вашей работой в спектаклях Романа Григорьевича, что найду с Вами хоть немного общий язык:)

___________________________________________ __________________________________

Автор: Асаф Фараджев(—.rusmedia.ru)
Дата: 22 Мар 2005 18:35

Ирма, откуда такой пессимизм? Я не театральный тусовщик и не Мальволио. Для тонких, умных, думающих, чувствующих и порядочных людей я всегда открыт.
Круг моих близких друзей вообще далёк от театра и искусства, так что общий язык со мной находят самые разные люди. Разве что мерзавцы, бездари и безликие анонимщики (в том числе сетевые :))) ) не могут на это расчитывать.

А у нас с Вами, Ирма, всё в порядке

___________________________________________ __________________________________

Автор: Александр Васильев (—.catv.ext.ru)
Дата: 25 Дек 2005 11:46

Мне было очень приятно и грустно читать Ваши теплые слова о Риточке Куприяновой, коллеге мой мамы, актрисы Татьяны Ильиничны Гулевич – Васильевой( 1924 – 2003 ) по ЦДТ. Они часто делили роли вместе – например Ситу в “Рамаяне” или Царь – девицу в “Коньке – Горбунке”. Дома у нас сохранлось несколько фоторгафий молоденькой Риточки в спектаклях с мамой – кажется это “Горе от ума” М. И. Кнебель. Помню как в 1967 году Рита пришла к нам домой покупать мамины сапоги из ФРГ, долго не решались…
Рита такая очаровательная , тонкая актриса великолепного театра… Я помню хорошо ее колег – Валентину Сперантову,Галю Иванову, Галю Новожилову, Надежду Румянцеву, Магду Лукашевич, Наталью Сальникову, Нелли Шеффер, Нелли Терновскую и Тосю Соболеву – каой состав и каие прекрасные, красивые женщины!
Светлая память

Александр Васильев

историк моды

Париж

___________________________________________ __________________________________

Автор: Асаф Фараджев(—.rusmedia.ru)
Дата: 26 Дек 2005 10:46

Дорогой Александр! Спасибо Вам за то, что откликнулись.
Я так Вам завидую, что Вы имели счастье в жизни близко соприкасаться с АКТРИСОЙ, подарившей мне навсегда любовь к ТЕАТРУ.

Галину Новожилову я многократно видел на сцене (как, впрочем, и большинство выдающихся артистов труппы ЦДТ 60-70 годов). Сама Маргарита Григорьевна при той нашей многочасовой встрече взахлёб рассказывала об актрисе Елисеевой, говоря примерно следующее: “Асаф, видели бы Вы на сцене Елисееву, – на меня внимания бы не обратили”.

Александр, я знаком с Вашей театральной родословной, я видел спектакли театра им.Моссовета с великолепной сценографией Вашего отца.

Не имея чести быть знакомым с Вами лично, хочу, пользуясь случаем, выразить Вам моё восхищение Вашими феноменальной эрудицией, художественным азартом коллекционера, талантом рассказчика и Вашим человеческим обаянием, пробивающим даже экран телевизора.

Даст Бог, может быть удастся встретиться с Вами лично, и тогда (я предвкушаю это) Вы расскажете мне о Ваших воспоминаниях, в которых фигурируют Маргарита Куприянова и целая плеяда выдающихся артистов ЦДТ, подробно и неспеша.

Ещё раз сердечно благодарю Вас и обнимаю

Асаф Фараджев

Источник