Актриса людмила голубева личная жизнь

Актриса людмила голубева личная жизнь thumbnail

Людмила Ивановна Голубева, старейшая актриса РРТ имени Михаила Чехова, сегодня (8 мая) в родном театре актерским «капустником» отмечает вместе с коллегами и зрителями замечательный юбилей — 70-летие своего первого выхода на драматическую сцену. А на следующий вечер, 9 мая, она появится перед публикой в небольшом эпизоде премьерного спектакля Игоря Коняева по военной повести Вячеслава Кондратьева «Сашка», С настоящими собственными орденами и медалями на груди.

В следующем году эта удивительная характерная актриса, одно появление которой в любом спектакле на порядок повышает градус его художественной правды и достоверности, отпразднует еще и 60-летие своего пребывания на рижских подмостках. Но об этой странице ее биографии написано достаточно, да и на сегодняшнем актерском «капустнике» почитатели уникального дарования Голубевой узнают немало. Поэтому наш корреспондент решил подробнее расспросить Людмилу Ивановну о ее довоенном и послевоенном, ленинградском и рижском, периоде. О том, с чего для нее все начиналось в театре и как она играла с большим актерами в большом кино.

Стены ее квартирки на седьмом этаже бесконечной многоэтажки (один корпус перетекает в другой, в третий…) увешаны старыми фотографиями. А в ящичках шкафов прячутся самые дорогие памятные вещи, и рассказ свой она «иллюстрирует», извлекая то одно, то другое по мере необходимости. И кое-что актриса уже приготовила к нашей встрече, разложила на столе.

– А вот, смотрите! – Людмила Ивановна показывает пожелтевшую театральную программку спектакля Тамбовского областного театра драмы по «Кремлевским курантам» Погодина, с надписью поверх названия – 2 июня 1945 г. В списке действующих лиц и исполнителей читаю: студентка Сосина Людмила.

– Мальчишку Стёпку там играла, – поясняет она. – Тогда я носила еще папину фамилию. Дело была так. Мы жили в Ленинграде. Я училась, пела в школьном хоре, участвовала в танцевальном кружке.

1 июня 1941 года мне исполнилось 14, а вскоре грянула война, потом началась блокада. Но в школе в январе 42-го Снегурочку я еще играла.

В 43-м, когда кусок дороги был освобожден, нас вывезли из города. На Тамбовщину, в родную деревню отца. Отпаивали молоком, потому что все были чахлые и задохлые. И через какое-то время нашу самодеятельность отправили из района в центральный город, где мы и выступали в здании местного драмтеатра. Ко мне подошел дядечка, который потом оказался режиссером. Не хотите ли, говорит, в нашу актерскую студию? Я обрадовалась: «А если можно»…

Так в 17 лет и начала учиться, параллельно играя в спектаклях. И еще разъезжала по всем госпиталям в округе, читала перед ранеными стихи.

В конце 45-го вернулись мы в Ленинград. А руководивший тогда тамбовским театром режиссер Алексей Ларионов позвонил своему ленинградскому другу, и тот отвел меня в ТЮЗ, к знаменитому Брянцеву, который его возглавлял: «Слышал, у вас уже набрали курс, – не возьмете ли нашу Сосину?». Окончила я актерский курс, проработала до 1948-го в ТЮЗе, затем устроилась в филармонию. А в 51-ом, вслед за своей любовью, потянулась сюда, в Латвию.

– Как же случилась судьбоносная встреча с будущим мужем?

-Мы познакомились в том же 45-м! Юра был курсантом мореходки, в здании которой раньше располагалась моя школе. Танцевать мы к ним бегали, а как же! Голубев Юрий Васильевич, – показывает на фото. – Вот он совсем молодой, а вон наша с ним фотография.

– Какой симпатичный. И красивая пара.

-Потом их перевели в Высшее мореходное во Владивостоке, и мы четыре года с ним переписывались. Он был выпущен в звании лейтенанта, по результатам оказался в первой десятке и мог выбирать место службы. А так как его отец был уже здесь, Юра тоже попросился в Прибалтику. Его направили в Таллин, где он год с лишним тралил морское дно между Таллинном и Ригой. Вылавливали бомбы. А уже в должности старшего лейтенанта Юра получил назначен в Ригу, и был командиром звена торпедных катеров, в Болдерае.

Когда Хрущев начал резать надводный флот и там начались сокращения, муж послал документы в Ленинградский политехнический институт и его приняли на заочное. Вот и его диплом, по специальности «радиотехник». Ведь эти знаменитые маленькие приёмнички, транзисторы, в 60-м году именно его группа на Радиозаводе Им. Попова начала разрабатывать! Сейчас покажу. – Открывает тумбочку в прихожей, демонстрирует. – Вот они – «Рига», «Селга», «Банга»… Две бронзовые медали ВДНХ получили!

– А если бы вы не поехали к своему Юре в Латвию, что было бы дальше?

-Ну, просто продолжала бы работать в Ленинграде!

– И возможно, сделали бы кинокарьеру?   

– Ой, в 1949 году, в свои 22, у режиссера Алексадра Иванова

я снималась на Карельском перешейке в первом фильме по военной повести Эммануила Казакевича «Звезда». Мы с замечательной Лидией Сухаревской играли радисток, а в главных ролях были заняты Василий Меркурьев, Николай Крючков, Олег Жаков! С Крючковым мы песни пели.

Я начинала: «Танк танкетку полюбил, В лес гулять ее водил, От такого романа Вся роща переломана». А он мне отвечал: «Столько пыла и огня Было в их наружности, Что не осталось даже пня На десять верст в окружности!». Была самая младшая, они на рыбалку ходили, а я им уху варила. Жили мы в казармах воинской части и за нами следили, чтобы туда не шагнул, сюда не пошел… Оставалось еще много мин.

– Года через два вы вдруг вышли замуж в Риге, произвели на свет сына, начали играть в нашей Русской драме?

– Да, родила – и через год уже снялась на «Ленфильме» сразу в двух лентах: «Дело Румянцева», «Чужая родня»…

– Причем, в «культовом» «Деле Румянцева» Иосифа Хейфица вы играли с Алексеем Баталовым, Инной Макаровой! Алексей Владимирович ведь почти ваш ровесник, на год младше?

– Ой, а вы знаете, какие у нас были великолепные дружеские отношения!. А ведь Баталов москвич и после главной роли в «Большой семье» того же Хейфица уже сделался фантастически популярен. Знаете, на съемках как-то все очень хорошо друг к другу относятся, вот не было никаких склок.

А «Чужая родня» Михаила Швейцера, с Нонной Мордюковой и Колей Рыбниковым в главных ролях! Я играла Марию. С Ноннкой мы очень хорошо общались, и у меня даже фотографии наши есть. Великолепная была атмосфера. Много лет спустя мы столкнулись с Хейфицем в Горьком, на лестничной в гостинице. Он остановился и говорит: «Голубева?!». – Я смеюсь: «Точно».

А с Рыбниковым мы как-то встретились в Кишиневе, где наш театр был на гастролях. Я ехала в троллейбусе, выскочила, стою, он походит, хочет меня обойти, а я не даю, он не понимает, в чем дело, и вдруг: «Люська, ты что-ли?!».

– Как вы попали-то в эти картины?

– Приходили в театры помрежи с киностудии, смотрели нас, актеров. А когда у меня родился сын, я из Риги позвонила на «Ленфильм», напомнила о себе – и меня позвали!

– Сначала в кино у вас были роли, пусть и небольшие, а вот потом уже пошли эпизодики, как, например, в «Карьере Димы Горина» (1961), где играли Александр Демьяненко, Татьяна Конюхова, Владимир Высоцкий?

Читайте также:  Елена петрова актриса личная жизнь

– Их съемочная группа приезжала в Ригу, чтобы отснять эпизод, в котором была занята и я. Они арендовали помещение на Рижской киностудии, закончили свою работу – и группа уехала. Я никого толком и не видела даже.

– На этом и завершилась ваша российская кинокарьера, и только лет через пятнадцать началась латвийская. Был, например, эпизод в «Мастере» Стрейча, где играли Вия Артмане и Дзидра Ритенберг?

– Да, на ВЭФе все происходило. А с Артмане мы после этой картины часто сталкивались. Обе жили еще на улице Ленина (нынешней Бривибас) и частенько я встречалась в магазине, обязательно останавливались, пожелать доброго здоровья друг другу, расспросить обо всем… А вот питерские дружбы и приятельства мои не имели продолжения, – как уехала из Ленинграда, так всё и закончилось …

– Был у вас и эпизод в фильме Лайлы Пакалнини «Туфля». И роль соседки по квартире в нашем местном сериале «Билет до Риги», который длился аж с 2004 по 2006 год. А как же вы в тогда очутились в британском телепроекте «Архангел»?

– Даже не знаю, кто меня туда привел! Они недалеко от Лиелупе арендовали помещение, пригласили на кастинг. Расспросили – и сразу взяли. Я старуху играла, внучка которой как бы со Сталиным встречалась, как будто любовь у них была. И вот шли воспоминания этой старухи. Все остались довольны. У них во время съемок знаете, как: отдельная машина тебе, стол накрыт для одного человека! Главная «стоянка» была группы в Вильнюсе, а здесь они выбирали мызы – поместья.

Но последние несколько лет у меня в кино больше ничего не было. Да я, знаете ли, когда звонят насчет кастинга, отвечаю: «Оставьте меня в покое с вашим кастингом. Раньше это в кино называлось – пригласить на встречу, поговорить. Или приглашали на пробу. Сразу фотографировали, и всё: подошла – значит, подошла!

– Вы испытали блокаду, потом были в эвакуации. После Победы играли в военном фильме… И награды у вас есть. А как обычно празднуете День Победы – и как отметите ее 70-летие?

– Что касается 9 мая, наш директор говорит: «Пока я здесь, в этот день всегда будет встреча». А на этот раз у меня 9 мая у меня спектакль о войне «Сашка». Вот видите, – достает она из шкафа костюм, увешанный наградами, – это всё моё собственное. Здесь к юбилеям Победы. Это медаль к 300-летию Санкт-Петербурга. Ветерану труда. А это почетные медали блокадника…

– Но работать в блокаду вам не довелось, работали ваши старшие сестры?

– Как же! Вы знаете, как мы пахали, – освобождали здание школы и делали там госпиталь. Еще тушили зажигательные бомбы, это да. Меня ребята не пускали на крышу, потому что я оттуда однажды чуть не сверзилась, с пятого этажа.

– Ваш дом не разбомбили? По какому адресу вы жили?   

– 12-я Красноармейская, дом 34, квартира 3! Рядом с Балтийским вокзалом. Снаряды, в основном, через нас летели в центр. На нас только зажигалки бросали, и мы с этими зажигалками расправлялись, как могли.

А у меня самое главное дело было: как только тревога, я сразу же в подвал и закручиваю гайки – закрываю воду. Потому что заливало подвалы, а там были бомбоубежища.    

…Вот еще медали за шефство над вооруженными силами, это уже за рижский актерский период. Наконец, орден Трех звезд, за заслуги перед Латвией… И все потом спрашивают – и все это её?! А я сначала, когда ставивший «Сашку» Игорь Коняев сказал мне надеть свои медали и ордена, удивилась: «Как, на сцене же, в спектакле, должны быть просто муляжи!». Он так на меня посмотрел и говорит: «А вы попытайтесь в своих». И знаете, это совсем другое ощущение и настроение.

Я уже многое забываю, а вспоминается иногда бог знает что. Сегодня полночи пела военные песни, времен Гражданской! И про Буденного, и про Ворошилова, и про Лазо… В «Сашке», я на сцену выхожу: «От Сулеймана вам привет!». Это режиссер попросил что-нибудь вспомнить из 30-х и я начала: «От Сулеймана вам привет, Страна цветет для вас, ребята, В стране для вас встает рассвет, Для ваших умных глаз, ребята». Стихи дагестанского народного поэта Сулеймана Стальского. Потом песню спела, немножечко хулиганскую (с ней по вагонам ходили, а детский ум все впитывает). И Коняев стал все это как-то в атмосферу спектакля включать.

– Театр же задолго до премьеры просил всех приносить вещи времен войны?

– Да-да-да, и я тоже многое отнесла.

– Вот заслуги ваши перед Латвией отмечены орденом Трех звезд. А обнародованном списке ваших театральных ролей я нашла лишь одну вашу давнюю работу в латышской классике – Бебене в спектакле «Дни портных в Силмачах». Были и другие?

-Первая роль у меня в латышской классике была 50-е, в спектакле «В какую гавань?» по Арвиду Григулису. (В нашем театре тогда знаменитая Дзидра Ритенберг работала!) Я играла молодую соседочку, а еще за кулисами пела латышские песни, на латышском. И все вахтеры поднимались наверх и слушали.

Меня вообще-то удивляет, что я до сих пор на ногах. Что до сих пор в театре. Вот что значит – ни одной пакости не сделала, ни хамства не допустила – ничего! До сих пор прихожу, как в дом родной. И это меня поддерживает.

– Но теленовости, наверное, стараетесь не смотреть?

– Нет, смотрю, и имею на все собственное мнение. Иногда не вытерплю, встаю и ухожу. В страшном сне все это не приснится! Вспоминаются мне звуки метронома, в блокаду, по радио… А вот ночью приходят разные мысли, еще и сама с собой спорю, но о чем – не скажу! (Смеется. Перебирает старые фотографии.) Вот смотрите, что на обороте написано: Людмила, 1948. Это я дома, мне 21 годочек. А тут мой сынуля, Дмитрий, во времена службы во флоте. И мой десятилетний правнук Даниэль, который живет с папой и мамой, моей внучкой, в Германии, где внучка вышла замуж. По-русски мальчик говорит, и как-то заявил мне по телефону: «Бабушка, я плохо знаю, а ты совсем плохо знаешь немецкий». (Смеется.) Недавно они побывали у нас, во время школьных каникул. Там еще и второй мой правнук, которому год и два месяца! Так что я одно говорю: немцы нас гнобили в блокадном Ленинграде, а нынче у меня родственники в Германии! И правнук лопочет по–немецки.

– Где-то читала, что у родителей вашей мамы было 12 детей?

– Нет, 14! Восемь ребят и пять девчонок. Одна сестра умерла рано. Все сыновья – мои дядья – ушли на фронт, шестеро погибли, осталось только двое.

Читайте также:  Татьяна полосина актриса личная жизнь

А мы в блокаду жили так. Сестры Римма, которая старше меня на четыре года, должна была попасть в армию, у нее даже винтовка стояла у станка на Кировском заводе, где она проверяла снаряды в ОТК. Но она сломала ногу. Нина (я на три года младше нее) на хлапчато-бумажной фабрике имени 1-го Мая шила ватники для солдат. А еще была девочка Ольга. Ее до войны привез друг отца, чтобы она окончила здесь школу.

Отец мой, работая на Кировском заводе старшим мастером чугунно-литейного цеха, в 43 года, когда началась война, пошел добровольцем в дивизию завода!

Когда он заскочил в июне домой, у него оружия было – гранта (я даже в руке ее держала) и пистолет. 30 сентября (в именины – Вера, Надежда, Любовь) он уже получил шесть ранений в правую руку. И встретились мы с ним уже 9 октября в ленинградском госпитале. Ходили к нему туда через Неву. Уже начался голод, так соседи-раненые обязательно оставляли у него на тумбочке что-нибудь съестное: «для ваших девочек»…

А паек на пять человек в нашей семье получался такой – 875 граммов хлеба…. Буханку резали пополам, на утро и вечер. Потом шла солдатская дележка: кому? – Людмиле, – кому? – Нине…Каждой по кусочку. Только благодаря тому, что мы отоваривали все карточки вместе, кое-как удавалось выжить. И делали тюрю: воду посолить, хлебца покрошить, поперчить… Помните классику? «Кушай тюрю, Яша, молочка-то нет»…

– А есть ли у вас теперь родственники, помимо сына, его детей и внуков?

– Двое племяшек, в Ленинграде и в Тамбове. Вот и всё. Я теперь осталась самой старшей в семье, и по маминой линии Конаваликовых, и по папиной Сосиных – тоже.

Ой, а какая у меня мама-то, я вам покажу фото! Читайте: «Любовь Конавалинкова, дочь унтер-офицера»… Дед мой был начальником станции Инжавино Тамбовской губернии. И это мама запечатлена в годы учебы в гимназии, пять классов которой окончила еще до революции, и все пять лет ездила туда, из Инжавино на Тамбов. Как еще жива фотография!

Мне в июне стукнет 88, на этом остановлюсь, а там видно будет. Но до 90 еще попробую дотянуть.

– Почему бы и нет? Вот ваш земляк Владимир Зельдин отметил 100-летие, а играет вовсю!

– Правильно, мужчина может прожить до ста лет, за ним ухаживали, его кормили-поили и так далее. А женщина – только вкалывай. Когда мой Юра вышел в отставку и купил домик на Украине, я туда приезжала и целыми дням и у плиты, и во саду-огороде. Великолепно отдыхала!

– Вы с 1956 года работаете в нашей Русской драме. Застали поколение Бунчук, следующие были Горин, Дзерук… Вас можно причислить к третьему в этом ряду поколением, за вами пришло, наверное, еще три. В Ленинграде вы начинали с амплуа травести, а тут сыграли пару раз мальчиков – и перешли на вполне взрослые роли?

– Если бы я всё это играла! Вот, смотрите, бумажке сто лет. Это было в нашей стенгазете, на какой-то праздник. Подпись к фото: «Голубева у стенда с распределением ролей». С биноклем, в надежде найти себя в списке. Вот так-то.

– И вам удалось сохранить оптимизм, независтливый свой характер?  

– А как иначе! Кому я нужна такая («надевает» уныло-недовольное выражение лица)? Да и сейчас, несмотря ни на какие неприятности и болячки, иду и гуляю. Обязательно сделаю макияжик, оденусь – и хожу полтора-два часа в парке у дома. Мне говорят: «Вы бы присели!». А я отвечаю, что присесть могу и дома.

– Где-то вы недавно сказали, что главное, – чтобы телефон не замолкал. Не замолкает?

– Замолкает… Но дети-внуки, конечно, не забывают! С ними только и треплемся. «Мам, блинов не напечешь?». Я говорю – напеку. У них плита какая-то непонятная, а у меня простая газовая. Плюс у меня сковородки-то стародавние! Одна чугунная, которую у меня просят, продать. Она приехала со мной 1991 году аж из Хабаровска. Это был наш последний шефский концерт в вооруженных силах (в рамках гастролей театра: Хабаровск, Владивосток, Иркутск). На островах, у пограничников. И в свои 64 я полезла там на вышку, чтобы посмотреть-то на Китай! Спускаться было страшно. (Смеется.)

– Такая огромная жизнь – какие-то правила для себя вывели?

– Никаких! Но повторяю – подлости не сделаю. Шушукаться не умею. И разглагольствовать. Я шесть лет была председателем месткома. И сразу прямо сказала на худсовете, что работы актеров не буду оценивать, это не мое дело. На меня так дико посмотрели, но ничего, поняли.

Источник

Людмила Голубева

Людмила Ивановна Голубева (1 июня 1927, Тамбовская обл.) – актриса Рижского Русского театра им. М.Чехова.

Самая озорная,
самая веселая, никогда неунывающая актриса Рижского русского театра им.
М. Чехова. Казалось, что своим приходом в труппу она перевернула весь театр.
Бывают такие люди, от которых вокруг становится светлее.

1 июня 2012 года одной
из самых любимых публикой и коллегами актрис, заслуженной артистке
Латвии (1979) Людмиле Ивановне Голубевой исполнилось 85 лет. В юбилейной
афише можно было прочитать: По такому случаю будет представлена комедия
Александра Островского «Не все коту масленица», а по завершении спектакля –
веселый «капустник» от артистов театра и студентов актерского курса.

На бенефисе, который вели Игорь Чернявский
и Нина Незнамова объявили, что поздравляют “старейшую молодую
актрису”, зрительный зал встал и аплодировал стоя.

Родилась Людмила Ивановна 1 июня 1927 года в
Тамбовской области, Бондарский район, село Нащекино. Когда ей исполнилось три
года, отец Иван Петрович  вместе с женой
и дочуркой переехали в Ленинград, который стал ей родным городом. Отец  работал на Кировском заводе старшим мастером
чугунно-литейного цеха, мама –домохозяйка, а 
Людочка  училась в простой советской
школе. С детства пела в хоре и занималась в балетной студии. Однажды на новогоднем празднике,
когда  встречали 1942 год в родной школе,
Люся так сердечно сыграла снегурочку, что получила билет в Пушкинский театр на спектакль
“Три мушкетера. «Это был незабываемый день, – вспоминает актриса,- всех
приглашенных детей  накормили. Суп я тогда
съела, а вот второе принесла домой для всех, но самое главное, что спектакль “Три
мушкетера” поразил меня в самое сердце. Я впервые заболела театром. Я буду
актрисой!». Решила и пошла учиться на артистку.

В 1948 году окончила актерскую студию при Ленинградском ТЮЗе и была
принята в труппу этого театра. Сотрудничала с Ленинградской филармонией,
работала на Ленфильме. Много снималась в кино:  в “Чужой родне”,  “Деле Румянцева”,
 «Карьера Димы Горина» вместе с известным
актерами А. Баталовым, актрисой Н. Мордюковой, Н. Рыбниковым. Помнит, как
предложили  роль девчонки Васки в будущем
фильме “Звезда” по роману Казакевича. Но картину закрыли, сочли, что
в романе и в сценарии что-то есть против партийной линии. 

Впервые она приехала в Ригу за любимым человеком, военным
моряком,  в 1951 году, думала ненадолго, а
оказалось навсегда. Мое амплуа в то время было травести, – рассказывает Людмила
Ивановна, – я играла девчонок и мальчишек, и первой ролью стал мальчишка в
спектакле по Толстому «Воскресенье». В 1953-м у нас
с мужем родился сын, а уже в 1956-м году зам. главного режиссера театра Ю. И.
Юровский официально пригласил юную артистку Люсю Голубеву в Рижский  театр русской драмы. Так началась ее
творческая жизнь в Риге, и она сразу же сыграла ребенка – девчонку в постановке
“Когда цветет акация”. Вот так дети озарили  начало ее пути.

Читайте также:  Актриса елена стародуб личная жизнь

 «Самым
хорошим временем были 25 лет с режиссером Аркадием Кацем. Самый счастливый
период. Даже какие-то неудачи вспоминаются очень светло. Какая дружба, какое
единство, как мы общались! Да и востребована я была
больше всего именно в это время». В последние годы Людмила Ивановна играла в
спектаклях: “Три девушки в голубом” (старуха), «Чонкин» (Баба Дуня), «Царевич Алексей»
(Марфа), «Камера обскура» (Хозяйка комнаты), «Касатка» (Анна Ополосовна),
«Соколы и вороны» (Лизавета Фоминична), «Игра с кошкой» (Тетушка), «Онегин,
добрый мой приятель» (Няня), «Священные чудовища» (Люлю), «Господин Пунтила и
его слуга Матти» (Официантка). Няня
(«Аленький цветочек»), Гертруда («Жасмин»), Молодая актриса
(«Спектакль-капустник»), Пациентка («Любовь как диагноз»). А.Островский «Не все коту масленица».  За 56 лет своего служения, (а раньше так и говорили, не работаю,
а служу в театре) – было сыграно 80 ролей.

Когда
зрители приходят в театр, им порой невдомек, какая уникальная судьба скрывается
за яркими и веселыми образами актрисы. Людмила Ивановна Голубева  «блокадница», пережившая ужасы осажденного
Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Она ветеран той страшной
войны, о которой мы знаем только по книгам и фильмам. Конечно же, все эти
события навсегда остались в памяти, поэтому за кажущейся легкостью восприятия
жизни, в каждой ее роли скрываются глубокие чувства. Чтобы она не играла, это
всегда основательный, настоящий характер, не придуманный, а взятый из жизни.
Многое прошедшая, видевшая и выжившая она с необыкновенной трепетностью
относится к своему служению в театре. И вот что поразительно. Такие люди –
опора в театре. Они всегда готовы прийти на помощь и не только на сцене, но и в
настоящей жизни. Она знает, какова цена истинных страданий и цена
неподдельной  радости, и подлинной любви
к друг другу, поэтому так правдивы все ее героини. Так запомнилась всем
зрителям ее пронзительная по мироощущению роль
бабушки главного героя Билли в спектакле по пьесе Мак-Донаха “Калека с
острова Инишмаан. Как поражались все ее коллеги ее умению работать с молодыми
актерами, без назидания передавать им свой жизненный опыт, а у Людмилы Ивановны
он богатейший и глубже любых современных обобщений. Еще бы! 875 граммов
блокадного хлеба на пятерых она запомнила на всю жизнь. Наверное, многое в ее
характере определило блокадное отрочество, когда и люди были другими, и
отношения между ними такие, которые удивили бы современного человека. Так и
сегодня сама жизнь на пределе выявляет людские натуры.

Вот она перед нами стоит на сцене маленькая, но
несгибаемая судьбой, жизнелюбивая, доброжелательная, открытая, задушевная,
отзывчивая. Удивляешься! Ее поколение, пережившее такое, что нам и не снилось…
Вот она заботливо приносит с собой в театр что-нибудь вкусненькое, домашнее,
испеченное своими руками, чтобы угостить коллег, с которыми выйдет сейчас
репетировать на сцену.  Именно эти люди
создают в театре атмосферу семьи, доброго содружества художников, их слаженности
и  взаимовыручки. И Людмила Ивановна
передает свои наработанные традиции молодым актерам, как жить в театре, что
театр, как писал незабвенный Щепкин: «Кафедра, с которой людям можно сказать
много добра».  Если таких людей не будет,
о чем же тогда театр сможет говорить со своим зрителям. Людмила Ивановна,
своего рода, история театра. Они соединяют уходящее поколение артистов с новыми,
вновь прибывшими новичками. Поэтому так важно сберечь это поколение. А порой, что греха таить, недальновидная политика
администрации театра с переводом на договор многих сократила в возрасте за 60. Марк
Лебедев, большой друг Голубевой в театре, Родион Гордиенко и др. – сокрушается
актриса.

Из интервью актрисы Л. Климановой: «Людмила
Ивановна это настоящий русский человек, открытая душа. Как она играет русскую
классику! Она одна – настоящая русская школа актерского мастерства. Но при этом
еще и с характером. Не зря она характерная актриса! Не умеет скрывать свое
отношение к тому, что считает недостойным. В ней мы, молодые, видим безумную
любовь к своему делу. Это легенда нашего театра. Она блестящий организатор, настоящая
заводила во всем. Вечера, встречи, поездки с концертами от театра в любую точку
Латвии, да что Латвии – планеты, это все Людмила Ивановна.  Ее природная натура просто фонтанирует
шутками, прибаутками, частушками, которые сочиняет на ходу, и которые потом
подхватывал весь театр. И сейчас она и поет, и танцует, и равных ей нет».

Подумать только,
 что
в свои 42 года она играла Кота в сапогах. У нее было вывихнуто предплечье и надо
было на шпагах драться, так она левой рукой дралась, слезы текли от боли, усы
кошачьи отклеивались, а играть надо было! Но зал ничего не заметил, и ее мастерству аплодировали и дети, и взрослые.  

Сейчас ласково в театре говорят, что это
самая лучшая в мире мамушка, нянюшка и бабушка. Так сердечно и чутко сыграны
эти роли в спектаклях. А всей своей творческой жизнью Голубева доказала, что
нет маленьких ролей есть бездарные, случайные люди в театре. Ее благодарная
публика давно считает ее любимой актрисой. И 1

18 ноября 2012 года Л.И.Голубевой вручили орден Трех Звезд – высшую награду Латвийской Республики.

Со своим крепким
характером она всегда на передовой. У нее, как у ветерана войны, есть и военные
награды – три медали в связи с разными годовщинами Великой Победы и Почетный
знак блокадницы. Есть три нагрудных знака “Шефство над Вооруженными силами
СССР”.
И не говорите ей про возраст, она
всегда в хорошей форме. Не так давно снималась
в латвийском сериале «Билет до Риги». «Мой секрет долголетия,- говорит Л.
Голубева, – прост! Никогда не делать людям гадостей, не завидовать, не ныть, не
вредничать, не интриговать, не сплетничать. Быть дружелюбной и сострадательной
– вот что продлевает жизнь. У меня это, к счастью, от родителей.

 В моей долгой
жизни были и война, и трудности, и потери. Но сейчас вспоминается только
хорошее, светлое! Я живу с легким сердцем».

Вот только душа болеть стала, что нет
больше рядом ее капитана, который привез ее когда-то с Тихоокеанского флота в житейское
море Риги… Но остались письма, в которых заключена главная роль ее жизни. Она
любимая жена, замечательная мама, добрая бабушка из «Аленького цветочка и
прабабушка, поэтому все цветы Риги, дорогая Людмила Ивановна, в этот день ваши.
И пусть аплодисменты в вашем родном театре еще долго будут звучать для вас.

Интервьюировала Л.И. Голубеву

Светлана
Видякина,

2015 год

Литература:

Рижский
театр русской драмы. – Рига, 1983 год.

Источник