Актриса эмма цесарская личная жизнь

Актриса эмма цесарская личная жизнь thumbnail

Изначально она не вписывалась в советский кинематограф 20-х годов, акцентирующий внимание, по большей части, на авангардно-революционную составляющую. Но уже спустя десятилетие, ранее никому не известная Эмма Цесарская превратится в знаменитую киноактрису. Она обладала не только магнетическим обаянием и красотой, но и внутренней самодостаточностью. Популярность кинодивы СССР стала ошеломительной, после того как на роль Аксиньи в «Тихом Доне» была утверждена Эмма Цесарская. Биография, фильмография актрисы, возможно, сложились бы иначе, если бы не арестовали ее мужа… Однако она стойко выносила все удары судьбы и старалась преодолевать жизненные неурядицы. Каким же был творческий путь звезды советского кино? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Биографическая справка

Эмма Цесарская родилась на Украине, в городе Екатеринославле (Днепропетровск). Произошло это 3 июня 1909 года. С детских лет девочка хотела стать известной пианисткой. Но также у нее появился огромный интерес к «великому искусству». Эмма Цесарская, биография которой, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, уже в шестнадцатилетнем возрасте решает отправиться в советскую столицу, чтобы учиться на актрису.

Эмма Цесарская

Родственники помогли ей с выбором учебного заведения, посоветовав киношколу Бориса Чайковского, руководитель которой хотя и не был именитым режиссером, но зато смог выучить таких корифеев советского кинематографа, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. В 1928 году Эмма Цесарская становится выпускницей вышеуказанного заведения.

Первые роли в кино

Незадолго до окончания киношколы девушку приглашают принять участие в киноленте «Бабы рязанские», режиссерами которой стали Иван Правов и Ольга Преображенская. Ей достается одна из главных ролей. Эмма Цесарская должна играть крестьянку, которая вынуждена противостоять домострою и пережиткам старого строя. Она блестяще справляется с поставленной актерской задачей. Затем последовала еще одна яркая работа Цесарской. В 1929 году режиссеры Дмитрий Познанский и Александр Штрижак-Штейнер утверждают Эмму Владимировну на роль большевички Прасковьи, потерявшей любимых мужчин в Первую мировую войну.

Первая Аксинья советского кино

В конце 20-х годов великий советский писатель Михаил Шолохов завершает работу над «бессмертным» произведением «Тихий Дон».

Цесарская Эмма Владимировна

Режиссеры Иван Правов и Ольга Преображенская, недолго думая, решили экранизировать этот знаменитый роман. На главную роль Аксиньи была приглашена актриса Эмма Цесарская. Список фильмов советской кинодивы пополнился картиной «Тихий Дон». Ее ждал настоящий успех. Актриса сыграла образ темпераментной и обаятельной казачки. Зрители с удовольствием ходили в кино смотреть «Тихий Дон». Печатное издание «Дейли Уолкер» (США) написало заметку о Цесарской: «Тот, кто пожелает в ближайшие дни посмотреть экранизацию великого романа, сможет насладиться талантливой игрой перевоплощения этой красивой и колоритной актрисы, которой может гордиться вся страна».

Сам автор «Тихого Дона» был в восторге от высокой степени мастерства, которую демонстрировала Эмма Владимировна на съемочной площадке. Вместе с тем следует отметить, что фильм подвергся жесточайшей критике со стороны цензоров: режиссеры, которые сняли классику, были исключены из Ассоциации работников революционной кинематографии. Мотивировка была простой: «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя».

Эмма Цесарская фильмы

Фильм длительное время пылился на полке, и только личное вмешательство Михаила Шолохова исправило ситуацию.

Расцвет карьеры

Цесарская Эмма Владимировна прославилась не только благодаря роли Аксиньи. Ее популярность умножили работы в кинолентах «Одна радость» (И. Правов, О. Преображенская, 1933), «Восстание рыбаков» (М. Доллер, Э. Пискатор, 1934). Советским зрителям понравился также образ вдовы Василисы, возглавившей «бабий бунт» в киноленте «Любовь и ненависть» (А. Гендельштейн, 1935). Поклонники кино аплодировали, когда слышали: «Эмма Цесарская». Фильмы с ее участием старались никогда не пропускать. К середине 30-х она имела все шансы называться актрисой № 1 в СССР. Даже иностранные кинопродюсеры восторгались талантом выпускницы киношколы Б. Чайковского, безоговорочно утвердив ее на образ Груши в «Братьях Карамазовых».

Актриса Эмма Цесарская

Они нисколько не сомневались, что только ее мастерство и талант может в полной мере отобразить сущность героини классического произведения. За работу в экранизации романа Федора Достоевского актриса Эмма Цесарская должна была получить солидный гонорар. Однако кинодива была вынуждена отказаться от этой работы из-за «давления сверху»…

Поворот в судьбе

Весной 1937 года произошло событие, которое кардинально изменило жизнь актрисы. «Чекисты» взяли под арест супруга Цесарской – Макса Станиславского. Его отправили в ссылку, и актриса ничего не знала о его судьбе. Только в конце 50-х Эмме Владимировне вручили документы, из которых она узнала, что ее мужа приговорили к смерти летом 37-го. После его ареста кинодива лишилась собственного жилья, имущество было конфисковано, а актерская карьера резко пошла на спад. Окончить работу в фильме «Дочь Родины» ей так и не удалось. Режиссеру Корш-Саблину пришлось искать замену. Долгие месяцы вынужденная сидеть в «четырех стенах», актриса Эмма Цесарская не находила себе места, когда слышала шаги на лестничной площадке, морально готовясь к тому, что это пришли за ней.

Эмма Цесарская биография

Больше всего ее тревожила судьба сына, которому исполнился только один год. Ситуация была практически безвыходной.

Помощь великого писателя

Справиться с жизненными трудностями актрисе помог писатель Михаил Шолохов, которому советская власть благоволила. Только заступничество автора «Тихого Дона» спасло Эмму Владимировну: ей вернули жилье и дали возможность продолжить кинокарьеру. В 1939 году на советские экраны выходит фильм «Девушка с характером», снятый режиссером Константином Юдиным. В нем Цесарская сыграла жену командира. Перед съемками режиссер робко поинтересовался: «Эмма, вы готовы к съемкам?» И ответ был положительным. В довоенных фильмах Цесарской чаще всего доверяли образы жизнерадостных и волевых героинь, но играть их актрисе было нелегко. Это признавала сама Эмма Владимировна. «Я старалась много трудиться, чтобы оттачивать свой актерский талант, но для меня было не менее важным суметь вырастить и воспитать сына», – заявляла она.

Карьера после войны

Еще в 1944 году Эмма Владимировна вошла в состав труппы Театра-студии киноактёра. В этом храме Мельпомены она прослужила до 1963 года. После войны она реже выходила на съемочную площадку, получая от режиссеров предложения сыграть роли второго плана.

Читайте также:  Актриса анастасия задорожная личная жизнь муж

Эмма Цесарская биография фильмография

В 50-е годы зрителю Цесарская запомнилась по фильму А. Роу «Майская ночь, или Утопленница», в котором ей досталась роль свояченицы. Однако желание повторно сыграть Аксинью в постановке Сергея Герасимова осталось нереализованным: к сожалению, возраст брал свое, и режиссер сделал выбор в пользу Э. Быстрицкой.

В 60-е Цесарская блеснула в таких картинах, как: «Нахаленок» (Е. Карелов, образ попадьи), «Високосный год» (А. Эфрос), «Спящий Лев» (А. Файнциммер). Знаменитый актер и режиссер Евгений Моргунов, снимая короткометражный фильм «Когда казаки плачут», пригласил выпускницу киношколы Б. Чайковского на главную роль Дарьи, которую актриса сыграла филигранно и талантливо, заслужив восторженные отзывы публики.

Начиная со второй половины 60-х годов, можно говорить об окончании кинокарьеры Эммы Владимировны Цесарской.

Заключение

Она скончалась 28 февраля 1990 года. Актрису похоронили на первом участке Донского кладбища столицы.

Эмма Цесарская список фильмов

На траурной церемонии партнер по фильму «Девушка с характером» актер Михаил Глузский сказал следующее: «Цесарская Эмма Владимировна была замечательной актрисой и обаятельной женщиной. Она останется для всех нас бесценной реликвией кино СССР эпохи 20-40-х годов».

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Цесарская.

Эмма Владимировна Цесарская (3 июня 1909 — 28 февраля 1990) — советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935).

Биография[править | править код]

Родилась 3 июня 1909 года в Екатеринославе (Российская империя) в еврейской семье. Родители: Владимир Яковлевич Цесарский, инженер, и Софья Эммануиловна. С детства Эмма мечтала стать пианисткой. В 16 лет приехала в Москву и, по совету родственников, поступила в киношколу Бориса Чайковского, второразрядного режиссёра, но крепкого ремесленника-педагога, выучившего таких звёзд, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. Закончила она её в 1928 году.

Через два года после начала учёбы в школе она с другими студентами попала на кинофабрику «Совкино» для участия в массовках. Увидев фотопробы девушки в облике свахи, режиссёры О. Преображенская и И. Правов, восхищённые её красотой, пригласили дебютантку на главную роль Василисы в фильме «Бабы рязанские» (1927). Эта первая роль в кино принесла 18-летней актрисе известность.

  • В 1930 году снялась в роли Аксиньи в экранизации романа М. Шолохова «Тихий Дон» (тогда ещё немой фильм, однако в 1933 году его озвучили). Картина делалась при участии германской кинофирмы «Дерусса», которая поставила условие, чтобы Аксинью играла только Цесарская. На эту роль актриса была утверждена без проб за девять месяцев до начала съёмок. После выхода картины для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни. С лика Цесарской писал свою Аксинью художник Орест Верейский[3], иллюстрировавший роман Михаила Шолохова.
  • В 1934-м кинопродюсеры трёх стран — Германии, Франции и Англии — официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».
  • В 1935 году Э. В. Цесарской присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
  • В марте 1937 её муж, работник среднего управленческого звена НКВД капитан госбезопасности Макс Осипович Станиславский, в процессе внутренних чисток НКВД был арестован по обвинению в «шпионаже» и в июне того же года расстрелян[4]. После ареста мужа всё имущество семьи было конфисковано, а Цесарскую с годовалым сыном выселили из квартиры в дощатый барак на окраине Москвы. Ветхое сооружение лагерного типа было набито жёнами репрессированных ответственных работников. Вскоре мать и брат забрали Цесарскую с сыном в квартиру на Средне-Кисловском переулке. Из кино Цесарская была фактически изгнана. Ей даже не позволили завершить работу над ролью в фильме «Дочь Родины», хотя она снялась почти во всех сценах картины. Вместо Цесарской взяли другую актрису.
  • В августе 1938 года Цесарская по совету Шолохова, который покровительствовал ей после «Тихого Дона», написала письмо В. М. Молотову. Её принял новый председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР С. С. Дукельский, после чего Эмме Цесарской разрешили сниматься в кино в небольших эпизодических ролях.

С 1944 по 1963 год работала в Центральной студии киноактёра, где сыграла ряд драматических ролей.

Умерла 28 февраля 1990 года, похоронена на Донском кладбище города Москвы.

Фильмография[править | править код]

  • 1927 — Бабы рязанские — Василиса
  • 1928 — Светлый город — Тоня
  • 1929 — Её путь — Прасковья
  • 1930 — Иуда — Настя
  • 1931 — Две матери — Вера, жена Андрея
  • 1931 — Тихий Дон — Аксинья
  • 1933 — Одна радость — Евгения Яковлевна
  • 1933 — Изменник родины — крестьянка
  • 1934 — Восстание рыбаков — жена Неера
  • 1935 — Любовь и ненависть — Василиса
  • 1935 — Вражьи тропы — Фешка
  • 1939 — Девушка с характером — Катерина Иванова, жена командира
  • 1940 — Бабы — Ольга
  • 1940 — Шуми городок — Арина Тимофеевна
  • 1941 — Богдан Хмельницкий — шинкарка
  • 1946 — Освобождённая земля — Надежда Васильевна Притуляк, председатель колхоза “Возрождение”
  • 1952 — Майская ночь — Свояченица
  • 1958 — Тревожная ночь — Аксинья
  • 1959 — На диком бреге Иртыша — Лаврова
  • 1960 — Из Лебяжьего сообщают — буфетчица
  • 1961 — Нахалёнок — попадья
  • 1962 — Високосный год — Надежда Борташевич
  • 1964 — Когда казаки плачут — Дарья
  • 1965 — Спящий лев — Анна Ивановна, буфетчица

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Телеканал «Россия» — Эмма Цесарская: из кино я была фактически изгнана

Источник

Жизнь уже сложилась и пройдена. Что толку гадать: как бы все получилось, если бы… Но, когда политики вмешиваются в жизнь и творчество звезд, этот процесс необратим. Ведь каждый актер – это целая эпоха в театре или кино. Она может быть долгой или короткой, но всегда неповторимой.

Эмма Цесарская

Таким же неповторимым было актерское творчество яркой звезды театра и кино Эммы Цесарской. Политические события и советская реальность оставили в ее жизни глубокий след. А вернее – борозды, исковеркав и перевернув целый пласт в ее артистической душе.

Сначала арестовали мужа. Ее и годовалого ребенка выбросили из квартиры. Признанной в Советском Союзе и за рубежом, артистке пришлось жить в бараках на окраине Москвы… Как она выдержала такие удары судьбы? Что помогло ей жить дальше?

Читайте также:  Актриса горбань мария александровна личная жизнь

Путь в кино девушки из Екатеринослава (Днепропетровска) начался с роли Василисы. На экраны кинотеатров вышла лента «Бабы рязанские» (1927 г., режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов). Гордая и сильная Василиса сразу завоевала внимание зрителя и его симпатию. Это была женщина, протест которой против мужского произвола, борьба за свое человеческое достоинство вдохновляли женщин. Актрису полюбили.

фильм “Бабы рязанские”

А после роли Прасковьи в ленте «Ее путь» признали самой привлекательной, яркой актрисой тех лет. Прасковья, жаждущая любви молодая крестьянка, потеряла мужа. Село занимают красные и героиня влюбляется в красного командира. Любовь была не долгой: ее любимого убивают. Прасковья, решающая продолжить его путь, заменяет своего возлюбленного в рядах красного отряда. Фильм был признан и в своей стране, и за рубежом. Там он вышел на экраны под названием «Казачка и большевик».

Цесарская была не похожа на актрис, снимающихся в фильмах 20-х годов. Жеманные и безвольные, они не соответствовали бурным переменам в обществе. Актриса создавала образы простых, но живых, сильных женщин. И это стало открытием новой эпохи в кинематографе молодой страны.

фильм “Тихий дон”

Но, полное признание, популярность и всеобщая любовь зрителей пришла к актрисе после исполнения роли Аксиньи в «Тихом Доне» (1930) по роману Михаила Шолохова. Кода Преображенская и Правов прочли роман, они сразу поняли – на роль главной героини нужно утверждать Цесарскую. Ее взяли без проб, задолго до начала работы. Аксинья на экране – пышущая энергией и привлекательностью казачка. Даже сам Шолохов, наблюдавший за ходом экранизации, был безмерно доволен ее игрой (по словам современников, Михаил тогда тайно влюбился в актрису. Да так, что в последствии помогал справиться с бедами).

Зарубежные критики писали об Эмме: «Цесарская – это гордость страны Советов».

К средине 30-х Эмма уже снялась во многих фильмах. Ее приглашали даже зарубежные кинорежиссеры. На роль Грушеньки в «Братьях Карамазовых» прочили только Цесарскую. Это был совместный международный проект (участвовали английские, французские и германские кинорежиссеры). Оплачивалась работа большой суммой. Но от роли пришлось отказаться: не разрешили власти выехать. Сотрудничество с буржуазными кинематографистами было равно предательству, а за это полагался расстрел.

фильм “Девушка с характером”

Впрочем, Эмме пришлось столкнуться с произволом властной верхушки государства, и на себе ощутить заботу «слуг народа». Шел жуткий 1937 год. Доносы и аресты были обыденными событиями советской жизни. Но для каждой семьи они становились крушением надежд и потерей близкого человека.

Когда за дверью послышались звуки кованных сапог, Эмма поняла: жизни и карьере– конец. Мужа, работника среднего звена НКВД, капитана госбезопасности Макса Осиповича Станиславского, арестовали по подозрению в шпионаже.

Цесарская с ужасом прислушивалась к каждому шороху за дверью. Все казалось, что чекисты придут и за ней. Боялась не за себя. За годовалого сына. Вскоре имущество семьи конфисковали, а ее с годовалым сыном выселили из квартиры в деревянный барак на окраине столицы. Власти не посмотрели на заслуги актрисы, на ее популярность и любовь народа. Понятие презумпции невиновности в Советском Союзе не существовало.

фильм “Бабы”

Как же выжила актриса с ребенком на руках без нормального жилья, без работы? Ведь на съемках картины в это время ее пришлось заменить. Жена врага народа не имела права сниматься в кино.

Помог Шолохов. Руководство страны допускало его некоторые вольности и свободные высказывания. По его совету Цесарская написала Молотову. Ей разрешили сниматься в эпизодах.

Эмма Цесарская, Михаил Шолохов и Элеонора Быстрицкая

Цесарская ждала весточки от мужа вплоть до конца пятидесятых. Только потом она узнала, что Макса расстреляли еще в 37-м.

Предложения от режиссеров поступали все реже. В средине 60-х закончилась актерская карьера одной из самых выдающихся актрис 20-30-х годов. О дальнейшей ее судьбе почти ничего неизвестно. Актриса не напоминала о себе, хотя и имела на это право. Ничего не просила. Цесарская тихо умерла в феврале 1990 года.

Эмма Цесарская

Жизненный путь Эммы Владимировны был типичным для советской интеллигенции довоенных годов. Но память о ней не должна исчезнуть. Ведь она – звезда немалой величины. А без звезд станет совсем темно.

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Источник

Быстрицкая только родилась, когда Цесарская уже снялась в двух фильмах, в том числе наделавших много шума «Бабах рязанских». 17-летняя девочка из интеллигентной еврейской семьи, еще не окончившая киношколу, она сумела создать такой сильный образ крестьянки Василисы и так передала на экране нелегкую женскую судьбу, что устоять перед ее обаянием, красотой и талантом не смогли даже иностранные критики. Немецкая «Volkes Zeitung» захлебывалась от восторга: «Великолепный, захватывающий, прекрасный русский фильм… Это самое неподдельное и превосходное, близкое земле из всего, что до сих пор появлялось на экране. Все прекрасно в этом фильме, но в особенности — Цесарская». 

Эмма Цесарская в фильме «Бабы рязанские» (1927)

Затем выходят еще четыре картины. И уже американская «Дейли Уоркер» называет Эмму «одной из… самых красивых актрис, являющихся гордостью Советского Союза». А германская кинокомпания планирует снимать «Пышку», в которой постановщиком выступил бы Роом, а главной героиней — Цесарская. 

Казачий адюльтер

Но тут режиссеры «Баб…» Преображенская и Правов прочитали два тома «Тихого Дона» Шолохова. И решили немедленно снимать. Подготовили сценарий, сделали акцент на запретной любви Григория и Аксиньи. Писатель был в восторге от игры яркой и чувственной Цесарской. Позже признавался ей и Абрикосову-Гришке: «Вы, черти, ходите у меня перед глазами!» Но…

Читайте также:  Актриса юлия галкина личная жизнь муж

Дорога к зрителю у картины была долгой и трудной. Высокие начальники поставили клеймо: «казачий адюльтер», «любование бытом казачества»… Фильму предстояло пылиться на полке. А режиссерам — сидеть без работы. «За потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей» Преображенскую и Правову исключили из «Ассоциации работников революционной кинематографии». 

В январе 1930-го Шолохов писал Эмме: «Что касается „Тихого Дона“ и того, что я будто бы способствовал или радовался его запрещению, — чушь! До таких вершин „дипломатии“ я еще не дошел. Разумеется, приеду, и, разумеется, буду делать все от меня зависящее и возможное, чтобы „Дон“ пошел по экрану. Но знаешь ли, мне не верится во все эти слухи, по-моему, это очередная инсинуация московских сукиных сынов и дочерей. Ну, да черт с ними!» 

Эмма Цесарская и Андрей Абрикосов в фильме «Тихий Дон» (1930)

В этом время в Москву приезжает потерявший от любви голову американский инженер. Насмотрелся фильмов с Цесарской и мечтает, чтобы она сделала карьеру в Голливуде. Ведет долгие переговоры, все тщательно записывает в дневник. Но… остается с носом. 

В 1934-м кинопродюсеры Германии, Франции и Англии приглашают Цесарскую на роль Грушеньки в совместной картине «Братья Карамазовы», сулят баснословные деньги. Но страна Советов ее, конечно, никуда не пускает. 


Впрочем, славы Цесарской хватало и дома. 

В 22 года Эмма уже звезда немого кино. Шолохов боготворит ее, говорят, даже тайно влюблен. Зрители «Тихого Дона» уверены, что Цесарская — донская казачка, настолько она получилась на экране настоящей. Спустя годы художник Верейский именно с Цесарской будет писать Аксинью, делая иллюстрации к роману. 

Женщины-коллеги завидуют, мужчины — восхищаются. «Сильным эмоциональным толчком, настоящим творческим озарением стал для меня фильм „Тихий Дон“, где она играла Аксинью…», — вспоминал Николай Крючков. 

В 26 Цесарской присваивают звание заслуженной. Она счастлива с мужем — поляком Максом Станиславским, на 14 лет старше ее, сотрудником ОГПУ — НКВД. На свет появляется их сын. И вдруг… 

В один момент все заканчивается. И слава, и кино, и любовь А Эмме — всего 27 лет. 

Эмма Цесарская в фильме «Бабы» (1940)

Направление в барак

Стоял март 1937-го. Эмма была в гостях, когда позвонил взволнованный муж: «Срочно поезжай домой — меня вызывают к Ежову». 

Больше Эмма его не видела. Ночью в дверь их четырехкомнатной квартиры в Фурманном переулке настойчиво постучали. Вошли пятеро сотрудников НКВД и понятые…

«После ареста мужа все наше имущество было конфисковано, квартиру предложили освободить, а мне с годовалым сыном дали направление в барак на окраине города.., — вспоминала спустя годы Эмма Владимировна. — Я пошла туда вместе с тетей. Пройдя большое опытное поле за академией им. Тимирязева, мы увидели длинный мрачно-серый неутепленный барак в одну доску. Это ветхое сооружение лагерного типа было набито женами репрессированных ответственных работников. Узнав меня, они закричали, перебивая друг друга, что надо идти к Калинину и даже броситься перед ним на колени… Но мне комендант барака вернул паспорт: видимо, было указание меня пока не трогать. Обратно домой тетка вела меня под руку, и я каждую минуту оборачивалась, опасаясь преследования… Многие ночи подряд я проводила у окна.., ожидая ареста. Вскоре мать и брат забрали меня с сыном в квартиру в Средне-Кисловском переулке. Из кино я была фактически изгнана. Мне даже не позволили завершить работу… в фильме „Дочь Родины“, хотя я снялась почти во всех сценах. Взяли другую актрису».

Телефон молчал. Связь с женой врага народа могла обернуться для знакомых семьи трагедией. Но Михаил Шолохов не бросил Цесарскую и посоветовал написать председателю Совнаркома Молотову

Как она выжила, одному Богу известно. В страхе уничтожила письма из-за границы — от кинофирм и зрителей. Сожгла ценные документы. Что еще сделать? как защитить малыша? В такой ситуации никакие советы не действовали. В любой момент могло случиться самое страшное. 

«Нервы были так напряжены, что по ночам не спалось, и я совершенно точно определяла, на каком этаже и у кого открылась дверь, чьи шаги раздаются на лестнице и какая машина отъехала от дома. На улицу я просто боялась выйти: ко мне сразу подходили группы людей, спрашивали.., куда пропала». 

Эмма Цесарская в фильме «Освобождённая земля» (1946)

25 лет забвенья

Только осенью 1938-го актрису пригласили в Главное управление кинофотопромышленности. Цесарская положила перед начальником Дукельским газету с рекламой фильма «Тихий Дон», где вместо ее фамилии были… черные крестики. И начальник московского кинопроката тут же получил от Дукельского строгий выговор. 

Эмме разрешили вернуться в кино. Но картин было немного. Далеко не всегда ей предлагали главные роли. А об успехе «Баб рязанских» и «Тихого Дона» можно было только мечтать. Цесарская работала, чтобы выжить. И удовольствия от съемок уже не получала.

«Картины давались мне нелегко. Я изображала жизнерадостных и сильных героинь, но всё это было таким далёким от моей жизни! Я… думала о том, что обязана вырастить и воспитать сына». 

Надеялась ли она, молодая женщина, что когда-нибудь снова увидит любимого Макса? Верила ли в чудо? В 1959 году Эмма узнала, что чудес не бывает. Ей передали документы о посмертной реабилитации мужа. Обвиненного в шпионаже и расстрелянного летом 1937-го. 

В 1965-м Цесарская последний раз снялась в кино. В небольшой роли буфетчицы. После этого актриса прожила еще четверть века. Но о первой Аксинье советского кинематографа уже никто не вспоминал…

Еженедельник АиФ/Персона/3.06.2019

Источник