Актриса яблочкина личная жизнь

Актриса яблочкина личная жизнь thumbnail

Биография

Александра Яблочкина — актриса, чье творчество прошло через несколько исторических эпох. Дама начинала играть при царской власти в дореволюционной России, а продолжила карьеру в советских театрах. Но какие бы изменения ни затрагивали страну, исполнительница оставалась верна делу жизни, блистала на сцене, создавая яркие и незабываемые образы.

Детство и юность

О детских и подростковых годах биографии артистки известно мало. Девочка родилась в ноябре 1866-го в Санкт-Петербурге. Дед и прадед будущей исполнительницы работали капельмейстерами и скрипачами при императорских дворах. Отец, Александр Яблочкин, занимал должность режиссера в Александрийском театре Петербурга, а после устроился в Малый.

Александра Яблочкина в молодости

Мать, Серафима Сорокина, была популярной драматической актрисой. Первое появление юной продолжательницы семейной династии на сцене состоялось, когда той было 6 лет. Позднее девушка серьезно занялась артистическим искусством. Первыми учителями для нее стали родители и Гликерия Николаевна Федотова, известная театральная исполнительница.

Личная жизнь

Страсть к игре не позволила построить Александре личную жизнь. В беседе с историком Леонардом Гендлиным дама призналась, что в 20 лет чуть не вышла замуж. Жених был не по душе петербурженке, однако родные уговаривали девушку дать согласие. Когда пара начала ходить на свидания, невеста с упоением говорила только о драматических постановках.

Молодому человеку это не нравилось — он ревновал возлюбленную к сцене. Поняв, что брак лишит ее возможности служить Мельпомене и Талии, артистка расторгла помолвку. Позже, уже работая в Малом театре, исполнительница увлеклась драматургом, потомственным князем Александром Ивановичем Южиным.

Мужчина красиво ухаживал за молодой девушкой, даже сделал ей официальное предложение. Однако оказалось, что Южин уже помолвлен. Это открытие стало настоящим ударом для Александры. После такого предательства она вычеркнула мысли о браке из жизни, полностью отдав себя любимому делу. Место детей заняли для нее спектакли.

Театр и фильмы

В 1885 году Александра начала играть на сцене Тифлисского театра русской драмы. Здесь в репертуар Яблочкиной вошли роли Катарины из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой», Эммы из «Трех пощечин» Петра Григорьева и другие. Через год артистка переехала в Москву, где была принята в труппу Театра Корша.

Здесь наиболее значительной для петербурженки стала работа в спектакле «Горе от ума», где она воплотила на сцене образ Софьи Фамусовой. Сама актриса отмечала, что игра в постановках комедийного жанра помогла преодолеть присущую ей с детских лет сдержанность и холодность.

С 1888 года началась новая страница в творческой карьере Яблочкиной. Исполнительница перешла в Малый театр, в котором прослужила больше 70 лет. Вместе с Александрой в спектаклях были задействованы Мария Николаевна Ермолова, Александр Павлович Ленский и другие мастера сцены. В репертуар входили постановки по пьесам Уильяма Шекспира, Виктора Гюго, Фридриха Шиллера.

Долгое время петербурженка мечтала играть в трагедиях и драмах. Однако Александр Южин, будучи в то время директором театра, отмечал, что ее призвание в другом, и утверждал актрису в водевильные проекты.

Александра Александрована Яблочкина, выдающаяся русская актриса.
В 1885 играла в Тифлисском Театре русской драмы роли, подготовленные вместе с отцом, режиссером А. А. Яблочкиным.

Опубликовано Georgian Crossroads Суббота, 29 декабря 2012 г.

Александра Яблочкина в спектакле «Мария Стюарт»

В пример мужчина приводил Элеонору Дузе, Сару Бернар, у которых уголки рта всегда были опущены — это сразу воспринималось зрителями как «печать скорби». У Яблочкиной же, по словам Южина, «рот был создан для комедии».

Исполнительница ответственно подходила к работе. Когда Александре давали роль в исторической пьесе, она внимательно изучала литературные, научные и художественные материалы, связанные с персонажем. Например, при подготовке постановки «Мария Стюарт» петербурженка пользовалась консультациями профессоров Московского университета, знакомилась с рисунками и гравюрами.

Также для артистки было важно предстать на сцене в исторических костюмах так, чтобы это выглядело естественно. За время служения в театре даме приходилось появляться перед публикой в античных одеяниях, платьях с кринолинами и фижмами.

Еще в молодости Александра тренировалась в ношении костюмов, рассматривала картины в музеях и художественных галереях России и Европы, чтобы понять, как женщины прошлых эпох носили те или иные фасоны, как держали веера, снимали шляпы. В дальнейшем это позволило артистке свободно и раскованно чувствовать себя на театральных подмостках в любом образе.

Сделать героинь фактурными, выразительными петербурженке помогали отточенные жесты. Сама Яблочкина училась этому искусству у прославленных мастеров — Элеоноры Дузе, эстрадного певца Александра Вертинского. Выразительность движений последнего восторгала актрису — она называла руки мужчины его «вторыми глазами».

Читайте также:  Личная жизнь актрисы светланы ходченковой

Кроме того, для создания незабываемых образов важны были не только эмоции, пластика тела, но и четкая речь, поставленный голос. Исполнительница часто вспоминала, как в детстве отец просил ее читать вслух басни и стихотворения со сложными речевыми оборотами. У дамы был неплохой музыкальный слух — она пела романс Ларисы Огудаловой в постановке «Бесприданницы», песню Офелии в шекспировском «Гамлете».

В зрелые годы Яблочкина не только блистала на сцене, но и обучала подрастающее поколение артистов. Она была требовательна, но молодые актеры любили ее, преклонялись перед талантом. В 1915-м дама встала во главе Русского театрального общества и оставалась председателем организации до конца жизни.

95595

95595 01.01.1950 Александра Александровна Яблочкина (1866-1964 г.г.), народная артистка СССР актриса Малого театра СССР. Елизавета Микулина/РИА Новости

Опубликовано Театральный мир Четверг, 15 ноября 2018 г.

Александра Яблочкина в старости

В середине XX столетия Яблочкина снялась в кино. В 1956-м на экраны вышел фильм-спектакль «Крылья», в котором женщина исполнила роль Александры Алексеевны Горицвет. Также в ее фильмографии числятся несколько документальных лент, связанных с жизнью деятелей искусства.

С работой служительницы Мельпомены и Талии в театре связывают много анекдотов и баек. В них звучат цитаты Яблочкиной за разные годы. При этом нет канонических версий описываемых событий. Так, в знаменитой истории с ограблением, когда в квартиру актрисы пробрались воры, есть два варианта развития событий.

Согласно одному, обнаружив злоумышленников, пытавшихся похитить ее драгоценности, Александра попросила оставить украшения, поскольку те были нужны ей в спектаклях, а взамен предложила взять деньги. Согласно другому, петербурженка позволила забрать вещи, так как они были бутафорскими и не имели ценности.

Смерть

Артистки не стало 20 марта 1964 года. Информации о причинах смерти нет в открытом доступе. Яблочкина не дожила до 98-летия несколько месяцев. Исполнительница похоронена на Новодевичьем кладбище. К ее могиле до сих пор приносят цветы.

Спектакли

  • 1888 — «Горе от ума»
  • 1889 — «Сон в летнюю ночь»
  • 1891 — «Орлеанская дева»
  • 1895 — «Король Лир»
  • 1898 — «Волки и овцы»
  • 1901 — «Кориолан»
  • 1904 — «Бешеные деньги»
  • 1907 — «Доходное место»
  • 1919 — «Ревизор»
  • 1923 — «Юлий Цезарь»
  • 1926 — «Свадьба Кречинского»
  • 1943 — «Пигмалион»
  • 1961 — «Ярмарка тщеславия»

Источник

Александра Яблочкина. Так знала ли она жизнь?

Яблочкина родилась в актерской семье и на сцену вышла рано — шести лет, в Тифлисе. Потом, повзрослев, играла в театре русской драмы в Тифлисе и в театре Корша в Москве. Наконец, в 1888 году, 22-х лет дебютировала в Малом театре. И уж тут играла до конца жизни.

А прожила немало — 98 лет (1866—1964). Замужем не была, да и вообще, если верить актерским слухам, прожила без романов, что породило в этой далекой от целомудрия среде множество анекдотов.

Но были с нею житейские истории, похлеще всяких анекдотов.

Например, приехав на гастроли в Ленинград, остановилась в «Астории». Администратор театра, зайдя к ней в номер, осведомился:

Как, Александра Александровна, у вас тут все в порядке? Претензий нет?

— В порядке-то, голубчик, в порядке. Но вот, слышала я, горничные между собой переговаривались. Будто как раз в этом номере передо мной жил молодой тенор из Большого… Ну, как его?..

Козловский, что ли?

Нет, другой тенор. Поменьше росточком.

— Лемешев?

— Вот-вот. Так он, горничные говорили, на этой самой постели… что-то вроде взрывов… или фейерверка… Ну, чем мальчишки из пугачей стреляют?

Пистонами, что-ль?

Вот-вот! Горничные говорят: пистоны ставил. Тут администратор остолбенел и, лишь придя в себя, выдавил:

Так и что, Александра Александровна?

А уж вы, голубчик, либо сами, либо распорядитесь. Пусть проверят, не оставил ли чего? Как бы и мне не взорваться.

Все бу в поря… — еле произнес администратор и выскочил из номера.

И еще правдивая история.

В ее квартиру забрались через окно воры. Думали, она в театре, а прошли в спальню и видят: лежит в постели. Даже испугались — а вдруг поднимет визг.

Но Яблочкина этак спокойно на них взглянула и, увидав, что они нацелились на подзеркальник, где лежали ее драгоценности, сказала:

Читайте также:  Яна гладких актриса личная жизнь муж

— Это все стеклышки, голубчики, стекляшки. Но они мне очень нужны на спектаклях. Так что уж вы, голубчики, лучше деньгами — вот они там, в сумочке. Правда, немного, но что поделаешь. Одна просьба, будете уходить, окно-то закройте, через которое вы… А то дует. Простудите старуху.

Воры деньги взяли, драгоценности не тронули и, уходя, только что не поклонились почтительно. После чего старушка позвонила Молотову и сказала:

Голубчик, Вячеслав Михайлович, тут у меня ваши были и ограбили. Деньги взяли. Нет, я не к тому, чтобы их искать. Пока найдете, они их пропьют. Пусть уж, чего там, так и быть. А просто я теперь у вас, голубчик, без копейки осталась. Так что вы, будьте любезны, распорядитесь. Мой поклон вашей супруге.

И еще история.

Будучи председателем ВТО, она должна была выступить с официальным приветствием по какому-то поводу. А в те времена полагалось все начинать с благодарности Сталину. Это она знала, а потому, стоя перед микрофоном и держа в руке несколько листков, с чувством произнесла:

— Дорогой наш Иосиф…

И запнулась. Позабыла его отчество. Стала перебирать листки в поисках начала, но так как пауза тревожно за-

тягивалась, то из зала стали подсказывать громким актерским шепотом:

— Виссарионович… Вс-с… р-р… ныч-ч!..

Однако старушка, не обращая на это внимания, продолжала спокойно перебирать листки и, наконец, найдя начало, продолжила:

Ах, вот, — Виссарионович…

Ну и далее пошло по тексту. Без запинки. С чувством.

Под конец жизни она была уже совсем плоха, однако продолжала играть. На последние спектакли ее вывозили в кресле. Она должна была произнести сердитый монолог и, приподнявшись, гневно сбросить с невысокой колонки стоявшую на ней вазу с цветами.

Дублирующая ее (тоже почтенного возраста) Турчанинова, когда и ей предложили выезжать в кресле, рассердилась: «Это вы старуху выкатывайте! А я еще на своих хожу».

На одном из этих последних спектаклей я присутствовал и видел, как Яблочкина, отчеканив без запинки и всяческого изменения интонации монолог, приподнялась и, напряженно глядя на вазу, махнула рукой. Но — мимо. И еще раз. Опять не попала. Хотела с третьей попытки сбросить вазу, но стоящий рядом актер догадался и качнул колонку. Ваза упала. Старушка рухнула в кресло, и под аплодисменты ее укатили за кулисы.

А я подумал, как важно, все-таки, вовремя уходить отовсюду. В том числе и со сцены. Именно уходить. Не уезжать.

Были с нею и еще эпизоды, которые, возможно, позволяли судить, что преклонный возраст и необычная личная жизнь как бы изолировали актрису от повседневного людского быта прочих людей и мешали ей понять их.

Вот, к примеру, один из эпизодов.

Отдыхая перед войной в подмосковном санатории «Узкое», где обычно подлечивались академики и разные знаменитости, Александра Александровна после месячного пребывания вручила царственным жестом горничной, которая ухаживала за ней все это время, 20 копеек.

Та обомлела, приняла двугривенный, а потом, вся трепеща от негодования, выплеснула сестре-хозяйке:

Это ж надо — двадцать копеек! Я, как пришла в себя, даже хотела бросить их ей прямо в эту..! Я за ней целый месяц, как за малым дитем, ходила, а она!.. Нет, что вы на это скажете, Екатерина Дмитриевна?!

— Да успокойся, Шура, — промолвила сестра-хозяйка. — Успокойся. Уверена, она не хотела тебя обидеть. Просто — не знает меру деньгам. Ну — человек прошлого века. Нашей жизни не понимает. Ну — не от мира сего. Для нее что двадцать копеек, что…

— Да?! — вскипела Шура. — А зарплату получать, это она понимает? А сколько получать — понимает? Эх, дура я, дура, ругаю себя — зачем взяла?! «Не от мира сего!» Очень даже «сего»! Уж, кто-кто, но актрисы-то через мужиков такое про жизнь знают!..

Так в том-то и дело, Шура, что она… Ты разве не знаешь? Она же не только замужем не была, но даже вообще с мужчинами…

То есть? С бабами, что ль?

И никаких баб тоже. Ну — девственница.

Это неожиданно заставило Шуру задуматься. А потом она, ухмыльнувшись, выпалила:

— Вот что значит — у бабы мужиков не было! Они бы ей мозги вправили!

И, успокоившись, добавила:

Нет, я теперь этот двугривенный, пожалуй, сберегу. Куда ж это я его подевала? Сунула сгоряча, а он…

Читайте также:  Актриса евгения бордзиловская личная жизнь

Но, порывшись в фартуке, нашла.

А затем они обе, и Шура, и Екатерина Дмитриевна, поглядели на монету с интересом.

Вот и спросите меня после этого: знала ли жизнь Яблочкина и была ли «не от мира сего»? Или наоборот?

Не скажу. Не знаю.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

«Если бы ты знала, сколько у меня денег!»
Он несколько раз взмахнул руками перед своим лицом. Какое-то странное, страшное изображение… Это ни глаза, ни оскал, это та же стена мрака, вдруг меняющая свои очертания, приобретающая невиданные ранее формы. Рожа свиньи с разинутой

Александра Александровна Яблочкина
«Я – девушка». Этими словами великая русская актриса Александра Александровна Яблочкина начинала каждую встречу со студентами театрального училища имени Щепкина при Малом театре. А их было, как правило, две за учебный год. Эти встречи

Александра Бруштейн
Завидная жизнь
1. «Отшельник»В подмосковном писательском городке Переделкино есть дом. При входе в него — короткая, строгая надпись:
ПРОШУ ДАЖЕ САМЫХ БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ ПРИХОДИТЬ ТОЛЬКО ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ
«Что за человеконенавистник! — невольно подумает

Александра Яблочкина
«Я – девушка». Этими словами великая русская актриса Александра Александровна Яблочкина начинала каждую встречу со студентами театрального училища имени Щепкина при Малом театре. А их было, как правило, две за учебный год. Эти встречи – часть ее

ОНА ЗНАЛА МОИ СТРАННОСТИ, А Я ЗНАЛ ЕЕ ПРИЧУДЫ
– В чем, по-вашему, секрет долгой и счастливой семейной жизни?- Во-первых, мы подходили друг другу. Между нами не существовало никаких фундаментальных разногласий. Она знала мои странности, а я знал ее причуды. Жена ненасытна в

ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ГРИНА
Писатель Грин — Александр Степанович Гриневский — умер в июле 1932 года в Старом Крыму — маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или

«…ЧТОБЫ ЗНАЛА, ЧТО ЭТО СЕРЬЕЗНО»
Большинство исследователей биографии Высоцкого, говоря о его романах и увлечениях, признают, что они не сыграли в жизни артиста значительной роли. Действительно серьезными можно считать его взаимоотношения с Изой Высоцкой, Людмилой

«Ты меня не знал. Да и я себя не знала»
(Аполлинария Суслова, Ф. М. Достоевский)В начале шестидесятых годов XIX века в небольшой гостинице на праздничной и широкой университетской улице Суфло, что соединяет бульвар Сен-Мишель с площадью Пантеон, жила молодая, красивая

Константин Георгиевич Паустовский
Жизнь Александра Грина
Писатель Грин — Александр Степанович Гриневский — умер в июле 1932 года в Старом Крыму — маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.Грим прожил тяжёлую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так,

Дочь Малого театра (А. А. Яблочкина)

Старейшая русская актриса А. А. Яблочкина с большим удовольствием давала интервью, охотно делилась мыслями о театре, она очень любила вспоминать свою актерскую жизнь.1.Девяносто семь лет прожила великая русская актриса Александра

Мария Миронова
(жена Александра Менакера и мать Андрея Миронова)
Мать. «Я прожила жизнь хорошо»

ИЗ ДОСЬЕ:
«Мария Владимировна Миронова — актриса, народная артистка Советского Союза. Выступала на эстраде в дуэте со своим мужем, актером Александром Менакером. Дебютировала

«Песнь о Гайавате» я знала еще в предыдущей жизни
– Своим учителем дерзаю считать Александра Грина, а также Марка Твена, Купера и Стивенсона. Конечно же, впрямую влияли и поэты. Лонгфелло с его «Песнью о Гайавате», которую, как мне кажется, я знала еще в предыдущей жизни.

«Я хотела уйти, но не знала как»
Их первые два года были счастливыми. Но все изменилось за одну ночь.– Однажды он, как всегда, пришел домой ночью пьяный с губной помадой на щеках и пахнущий духами, – вспоминает Маргарет и передергивает плечами от омерзения. – И почти в

Жизнь Александра Грина
Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский – умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.Грим прожил тяжёлую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или

НИ РАВНОДУШИЯ, НИ ПОКОЯ НЕ ЗНАЛА
Повестью «Спутники» вошло в мою жизнь имя Веры Пановой, значительное не только само по себе, но и по тому, как оно прозвучало.Появятся потом и другие произведения писателя-прозаика и драматурга, приковавшего к себе обостренный интерес;

Источник