Актриса бирман личная жизнь

Актриса бирман личная жизнь thumbnail

Серафима Бирман. Сегодня имя этой неординарной талантливой актрисы почти забыто. А когда-то ею восхищался сам Станиславский, и многие знатоки театрального искусства ставили ее имя в один ряд с величайшими актрисами мира. О биографии этой женщины, ее творчестве и личной жизни поведает читателям наша статья.

Начало биографии

Серафима Бирман родилась в Молдавии, в городе Кишиневе. Ее матерью была Елена Ивановна Ботезат, отцом – Герман Михайлович Бирман. Глава семьи имел воинское звание штабс-капитана и служил в резервном пехотном батальоне.

Атмосфера в семье отличалась особой строгостью. Отец Серафимы был чрезвычайно требовательным как к себе, так и к окружающим.

Серафима Бирман хорошо училась и окончила женскую гимназию с золотой медалью. Затем девушка уехала к старшей сестре, которая работала врачом в большом селе Чернолевка.

Местный помещик К. Ф. Казимир устраивал в своем имении небольшие любительские спектакли, в которых доводилось участвовать Серафиме. Казимир разглядел в нескладной дурнушке настоящее актерское дарование. Он оказал девушке финансовую помощь, чтобы та смогла постигать азы актерского ремесла у профессиональных педагогов.

В 1908 году Серафима Бирман переезжает в Москву и начинает посещать драматическую школу Адашева. С нею вместе в то время учился Евгений Вахтангов. Позже актриса вспоминала, каким убогим был их студенческий быт. Они питались одними консервами и черным хлебом. В 1911 году обучение было закончено.

серафима бирман биография

Знакомство со Станиславским

Теперь у Серафимы Бирман было актерское образование. Молодая неопытная актриса смело отправилась на прослушивание в Московский Художественный Театр.

Члены комиссии, увидев нескладную худенькую девчонку с огромным носом, решили быстро от нее избавиться и предложили ей сходу сыграть импровизацию на тему соблазнения. К их удивлению, Бирман ничуть не смутилась и не растерялась.

Костлявая девушка направилась к самому важному экзаменатору, кокетливо уселась рядом и начала беззастенчиво с ним заигрывать. Станиславский (именно он оказался в роли соблазняемого) замахал руками и закричал: “Верю! Верю!”. Все члены вступительной комиссии единогласно проголосовали за то, чтобы принять Бирман в МХТ.

Работа в театре

Серафима Бирман органично влилась в легендарную Первую Студию МХТ. Вместе с ней там служили Софья Гиацинтова, Евгений Вахтангов, Михаил Чехов. В коллективе царил “культ системы Станиславского”.

С 1913 по 1924 гг. Бирман играла в следующих постановках: “Хозяйка гостиницы” (Гальдони); “Село Степанчиково” (Достоевский), “Смерть Пазухина” (Салтыков-Щедрин), “Плоды просвещения” (Л. Толстой).

В 1924 году Первая Студия МХТ перестала существовать. Организовался МХАТ, в котором Бирман работала до 1936 года. Во МХАТе она становится одной из ведущих актрис и играет очень много. Самые известные ее роли тех лет: королева Анна Стюарт (спектакль “Человек, который смеется”), Улита (“Тень освободителя”), Виоланта (“Испанский священник”), Двойра (“Закат”).

После 1936 года Серафима Бирман служила в Театре МОСПС. Там она решила попробовать себя в качестве режиссера и поставила мощный спектакль “Васса Железнова”, в котором исполнила главную роль.

В 1938 году актриса участвует в создании Театра им. Ленинского Комсомола. Там она прослужила до 1958 года. Потом до конца своей жизни работала в Театре имени Моссовета.

В труппе Моссовета в то время была звездой Фаина Раневская, которая, как и Бирман играла острохарактерные роли. Известно, что эти две великие женщины соперничали друг с другом. Они были во многом похожи.

актриса серафима бирман

Роли в кино

Карьера Серафимы Бирман в кино была не столь успешна, как в театре. Актриса отличалась специфической внешностью и ее приглашали играть, в основном, эпизодические роли. Но даже в эпизодах на экране видна мощь актерского темперамента Бирман.

Самой известной киноролью актрисы является Ефросинья Старицкая в ленте Эйзенштейна “Иван Грозный”. За эту работу Бирман в 1946 году получила Сталинскую премию.

серафима бирман фильмы

Писательский талант

Серафима Германовна была не только талантливой актрисой и режиссером. Она написала книги: “Труд актера”, “Путь актрисы”, ” Судьбой дарованные встречи”, “Актер и образ”. Все эти труды были изданы при ее жизни.

Кроме этого, на протяжении всей своей актерской карьеры Серафима Германовна вела активную переписку с почитателями ее таланта, а таких людей было немало. Бирман, несмотря на сильную занятость, отвечала на каждое письмо.

серафима бирман личная жизнь

Личная жизнь актрисы

Из нашего рассказа видно, что все свое время актриса целиком посвящала творчеству. А как же личная жизнь? Серафима Бирман была замужем за писателем Талановым Александром Викторовичем. Он был на 11 лет моложе своей супруги и очень ее любил, да и она тоже души в нем не чаяла.

В работе знаменитая актриса всегда проявляла жесткий непростой характер. Дома она была совсем другой: нежной, мягкой, любящей. Об этом рассказывали друзья семьи, часто бывавшие в доме Бирман и Таланова.

Читайте также:  Актриса лина шишова личная жизнь

Детей у супругов не было. У Александра Викторовича было слабое здоровье. Когда он заболевал, Серафима Германовна очень переживала за мужа, о чем не раз писала друзьям.

В 1969 году, когда Серафима Бирман гастролировала вместе с театром по Прибалтике, из Москвы пришло известие, что ее супруг скончался. Окружающие говорили, что на актрису было больно смотреть, настолько она была подавлена этим трагическим известием.

После смерти супруга Бирман погрузилась в одиночество. Многие стали ее сторониться, что еще больше способствовало ухудшению ее психического состояния.

Болезнь и уход из жизни

Через несколько лет после смерти мужа актриса Серафима Бирман ушла из театра. Но жить вне творчества она не умела, была совершенно беспомощна в быту. Сначала за ней ухаживала домработница, к которой Бирман была очень привязана, но вскоре и этот человек умер.

Родственники увезли беспомощную старую актрису в Ленинград. Там ее поместили в сумасшедший дом. В довершении ко всем несчастьям, Серафиму Бирман поразила слепота.

Находясь в психическом расстройстве и будучи абсолютно слепой, актриса жила в каком-то своем мире. Она как будто все время что-то репетировала. Умерла Серафима Германовна Бирман 11 мая 1976 года в возрасте 85 лет. Прах актрисы захоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

могила серафимы бирман

Фильмография

Фильмов с Серафимой Бирман немного, вот их список:

  • “Закройщик из Торжка”;
  • “Девушка с коробкой”;
  • “Победа женщины”;
  • “Черный барак”;
  • “Человек с ружьем”;
  • “Подруги”;
  • “Иван Грозный”;
  • “Друзья”;
  • “Безумный день”;
  • “Остров ошибок”;
  • “Обыкновенный человек”;
  • “Дон Кихот”;
  • “Шторм”.

Несмотря на короткий список элементов ее фильмографии, она надолго запомнилась зрителям театра и кино своей неподражаемой игрой.

Источник

Даже те, кто совершенно далек от советского кино сталинской эпохи, знаком с персоной зловещей царской тетки, в картине «Иван Грозный» режиссёра Эйзенштейна. Настолько силен этот образ, что за ним сложно увидеть «великую старуху», стоявшую у истоков советского театра и советской актерской школы.

Имя Серафима в переводе означает пламенеющая. Только таким эпитетом, возможно, описать ее яркий актёрский дар, пробуждённый лучшими дореволюционными театральными педагогами.

Девочка с неординарной внешностью родилась в самом конце девятнадцатого века в Кишинёве. Отец офицер, был умным и добросовестным человеком. Потому дослужился до личного дворянства. Однако отсутствие галантных манер, состояния и протекции сделали их семью изгоями для высшего света. Зато родители приучили дочь к честности и трудолюбию.

Детство худой и бледной девочки нельзя назвать счастливым. Сверстники издевались, из-за ее внешности, но зато Серафима рано научилась читать и писать. Большую часть свободного времени она проводила за книгой.

Жизнь девочки перевернулась при первом посещении театра. Тогда ее впервые посетило неуемное желание к творчеству. У Серафимы родилась мечта, мечта посвятить театру всю свою жизнь без остатка.

Гонимая мечтой девушка перебралась к сестре. Сестра работала деревенским фельдшером неподалеку от Петербурга. Долгое время она помогала сестре, барышня недотрога, погруженная в книги и грезы, увидела жизнь без прикрас.

Своей мечты о театре она не оставляла. Узнав, что в одном из соседних поместий устраивается театральное представление, напросилась принять в нем участие. Хозяин дома был известным меценатом. Он по достоинству оценил талант девушки, и оплатил ее учебу в театральном училище. Отучившись, она начнет свою блистательную творческую жизнь в том же любительском театре, где впервые вышла на сцену.

Набравшись опыта и уверенности в себе, девушка поехала в Москву, где поступила в театральную школу. Там преподавали именитые мастера, попасть на обучение, к которым мечтали многие начинавшие артисты. Для того, что бы оплатить учебу, она и другие безденежные студенты участвовали в комедийных представлениях. Ставил их тогда еще никому не известный Евгений Вахтангов. Тогда в ней и проснулся комедийный талант. Но в рамках строгой, еще только опробуемой, системы Станиславского. Строгие педагоги не позволяли расцвести ее незаурядному дару.

Ее нехотя взяли во МХТ на второстепенные роли. Она очень старалось удержаться в легендарном театре. И усердность застенчивой девушки с нестандартной внешностью была замечена Константином Сергеевичем Станиславским.

Набравшись практики в выступлениях на таком высоком уровне, еще до революции она получила главные роли. В 20-ые годы Серафима уже входила в ту блистательную МХАТовскую плеяду, уже состоявшихся молодых артистов. Которые стали лицом нового советского театра и сохранили в нем все лучшее дореволюционные традиции.

Когда птенцы гнезда Станиславского разлетелись по советским культурным учреждениям. Серафима Бирман начала свой самостоятельный творческий полет в Театре имени Моссовета. Там она поставила свою первую пьесу «Васса Железнова». Сама же исполнила роль Вассы. Автор пьесы Максим Горький высоко оценил как режиссёрское видение, так и игру Серафимы.

Новый этап в творческой жизни начался, когда знакомые еще по МХАТу товарищи пригласили поднимать, тогда еще никому не известный, полу любительский театр имени Ленинского комсомола. С Бирман театр обрел новое дыхание. Сформировалась великая ленкомовская троица Берсенев- Гиацинтова-Бирман.

Читайте также:  Актриса вера житницкая личная жизнь

При становлении одного из крупнейших театров страны советов такие ее качества как честность и упорность пригодились не меньше чем талант. Не имея никакой частной жизни за стенами театра, она всю себя отдала искусству. Бирман проявила себя не только как великая актриса, крупный театральный деятель, но и как выдающийся педагог.

О ее беспощадности к начинающим актерам ходили легенды. По ее твердому убеждению, если человек не способен освоить тяжёлое актерское ремесло. Он, не имеет права, прохлаждается, изображая из себя артиста. Пока другие трудится на заводах.

При всем своем почтении к классике Бирман была театральным новатором. Многие смелые экспериментальные постановки в советских театрах состоялись благодаря тому, что Серафима Германовна обрушивалась всем своим гневом и авторитетом на замшелых ретроградов.

Кого бы ни играла Бирман, она всегда создавала сильные и незабываемые образы. Каждый взгляд, каждая реплика, пронзали зрителя. В кино она, к сожалению, снималась мало. Ефросинья Старицкая из «Ивана Грозного» пожалуй, самая крупная ее роль. Но какая роль. На антагонизме ее героине с Иваном Грозным в блистательном исполнении Николая Черкасова построена основная драматургия картины ставшей классикой мирового кино.

Ознакомится с самыми заметными ролями актрисы в кино, можно в материале по ссылке.

Как это часто бывает с гениальными и экспрессивными людьми Серафима Германовна обладала тяжелым, скандальным характером. Совладать с которым, мог только, руководивший театром Ленинского Комсомола Иван Николаевич Берсенев. После смерти Берсенева Бирман покинула родной театр.

Актриса перешла в уже знакомый Театр имени Моссовета. Там легенда отечественного театра и сыграла свои последние роли.

После смерти мужа, писателя Александра Таланова, единственным близким человеком для нее осталась домработница Груша. За внешним колоритом актрисы долгое время скрывалось гложущее из нутра одиночество.

Единственное, что у нее было – это театр. Но когда на восьмом десятке лет, по состоянию здоровья, Великая Старуха больше не смогла выходить на сцену. Ее разум помутился.

Легендарная актриса умерла всеми забытая в психиатрической клинике. Не понимая где находится, она до последнего репетировала сцены из своего прошлого репертуара.

Серафима Бирман всю жизнь считала, что преклонение перед искусством это и есть душа. Свою душу она не потеряла даже в заведении для душевно больных.

Источник

Сима Бирман - великолепная гротескная актриса.

Сима Бирман – великолепная гротескная актриса.

Тощая, бледная с огромным носом Сима Бирман блистала на театральной сцене и в кино, и многие называли её величайшей актрисой мира. Она же всю жизнь поклонялась своему учителю Станиславскому и рвалась к нему даже из психбольницы, где оказалась под конец жизни.

В конце девятнадцатого века в многонациональной семье кадрового военного Бирмана родилась девочка. Бог не наделил маленькую Симу ни каплей привлекательности. Черты ее лица были резкими и грубыми. Когда Серафима подросла, дети не хотели с ней играть из-за отталкивающей внешности, и тогда девочка твердо решила стать артисткой, потому что была уверена: некрасивых актрис не бывает.

Театральный талант

По окончании гимназии в родном Кишиневе Сима поехала погостить к сестре в село. Каждый вечер девушка устраивала представления для местных жителей, куда однажды пришел владелец имения, находившегося неподалеку. Несмотря на неординарную внешность Симы, ее орлиный нос, сутулость и неуклюжесть движений, было в ней что-то такое гротескно-трагическое, что заставляло души зрителей трепетать. Состоятельный хозяин имения, разглядевший в девушке театральный дар, предложил ей поступать в театральную школу и даже оплатил ее обучение.

Сима Бирман в молодости.

Сима Бирман в молодости.

Нескладная провинциалка в странном одеянии, на которую оборачивались с удивлением студенты, не сомневалась, что обязательно будет играть на сцене. Ведь смогла же когда-то великая Стрепетова, горбатая от рождения, покорить Петербургских театралов.

Первый просмотр, сцену из Шиллера, Серафима с треском провалила. Настойчивая абитуриентка не отчаялась, а стала настаивать, чтобы ей разрешили повторный просмотр. Чтобы избавиться от этой несуразной девицы, члены комиссии предложили ей сыграть сцену соблазнения. Как могла это сделать неопытная шестнадцатилетняя девушка, за плечами которой не было ни одного намека на роман?

Читайте также:  Актриса мария поезжаева личная жизнь

Сима закурила сигарету, зазывно тряхнула головой, подсела к одному из преподавателей, томно вздохнула, невидимым движением подтянула юбку, оголив колени, и заглянула ему в глаза с таким вдохновением, что мужчине показалось, что к нему приближается бывалая дама из-под “красного фонаря”. Он закричал:”Верю!” Тогда будущая звезда сцены еще не знала, что это был сам Станиславский.

Религия Станиславского

Приемная комиссия во главе с Константином Сергеевичем приняла единогласное решение, что Бирман актрисой быть! Ее зачислили в штат Художественного театра столицы. Серафима Германовна всю жизнь боготворила и обожала своего учителя и наставника сценического искусства. Она преклонялась не только перед его талантом служителя Мельпомены, но и сложным искусством быть настоящим человеком, читающим души. Как вспоминала позже сама актриса, Станиславский был, пожалуй, единственным, кто не пренебрег ею, а разглядел в неуклюжем существе редчайший самородок. Только рядом с мэтром Сима забыла свои горькие детские слезы около зеркала и школьные годы, когда мальчишки кричали, что ее нос на семерых рос, а одной достался.

Рина Зелёная, Корней Чуковский и Сима Бирман.

Рина Зелёная, Корней Чуковский и Сима Бирман.

Константин Сергеевич стал для Бирман всем: отцом, учителем, Богом, ее религией. Эта религия была ее путеводной звездой до конца жизни, ведь даже, уже будучи в психиатрической лечебнице, Серафима рвалась к своему божеству.

В 1913-ом актриса подружилась с такими людьми, как Михаил Чехов, Евгений Вахтангов, Софья Гиацинтова и Алексей Дикий. Это была группа молодых единомышленников, которые стали основоположниками студии МХАТ. Это была первая студия, пронизанная идеями их любимого педагога – реформатора театральной системы.

Спустя некоторое время у последователей Станиславского появились некоторые разногласия с учителем. Он считал, что это нормальное явление для талантливых и ищущих людей, поэтому на основе первой была создана вторая студия МХАТ, что позволило ее актерам сохранить свою уникальность.

Великолепная актриса Сима Бирман.

Великолепная актриса Сима Бирман.

Здесь Бирман проработала двенадцать лет. В этом театре она достигла вершин творческого мастерства, и пресса впервые назвала ее гениальной актрисой. О ней писали, что она фантастически умеет изображать духовное уродство, страшную ярость или наивное шарлатанство. Серафима Бирман стала мастером минутного перевоплощения, чем удивляла и пленяла своего зрителя.

Когда актриса выходила на сцену, ее физические недостатки уходили на второй план. В ее уродстве сияла духовная красота необычайной силы, пример тому – ее Васса Железнова.

Женщина с нимбом

Серафима Бирман в фильме Иван Грозный.

Серафима Бирман в фильме Иван Грозный.

Отказавшись от простого женского счастья и посвятив себя театру, Бирман позиционировала себя как ангел небесный. Возможно, это была самоирония, которой женщина прикрывала свою неудачно слепленную природой внешность. Однажды Серафима пришла на студенческий капустник в белом одеянии с крыльями за спиной и нимбом над головой. Она вела себя так, словно неземная красота соизволила спуститься с небес на грешную землю. Окружающие смеялись до упаду, а “ангел” свысока и с достоинством взирал на них. Таково настоящее искусство – вжиться в роль и не снимать маски.

К 1936 году обстановка между властными структурами и руководством МХАТа накалилась до предела. После отъезда Михаила Чехова за границу труппа подвергалась постоянной травле, а репертуар был объявлен не соответствующим идеологии партии.

Когда МХАТ закрыли, Серафима Георгиевна сначала перешла в Театр Московских профсоюзов, где служила режиссером, а в 1938-ом – в Ленком.

Если сцена театра была для Бирман домом родным, то съемки в фильмах давались с трудом. Не потому, что не хватало таланта, а потому, что актриса не терпела штампов, фальши и полутонов. Именно поэтому у Бирман возникли разногласия с режиссером Эйзенштейном. Одно время она даже не могла выносить его вида и общалась с ним только в письменной форме.

Серафима Бирман в фильме *Обыкновенный человек* (1956)

Серафима Бирман в фильме *Обыкновенный человек* (1956)

Сергей Михайлович терпеливо относился к чудачествам звезды. Другую актрису он на ее месте не видел, – именно ее экспрессия и демонический шарм покорили режиссера. Так в творческих разногласиях родился несравненный образ русской боярыни Старицкой.

Последние дни жизни великой актрисы были очень трагичными. Ее, почти ослепшую и плохо осознающую действительность, поместили в психиатрическую больницу. Наследников у нее не было, друзья ушли в небытие. Но до последнего своего дня она за зарешеченными окнами продолжала репетировать сцены из “Синей птицы”…

Была среди плеяды ярких актрис и ещё одна обреченная на одиночество – Фаина Раневская, которая считала свой талант проклятием.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник