Актриса александра завьялова биография личная жизнь

Актриса александра завьялова биография личная жизнь thumbnail

Биография

Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.

Актриса Александра ЗавьяловаАктриса Александра Завьялова

Уже в пожилом возрасте Завьялова сыграла в картине «Белые одежды», но после вновь наступило забвение. Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально. Она была убита накануне дня рождения, и в преступлении обвинили ее собственного сына.

Детство и юность

Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».

Александра Завьялова в молодостиАлександра Завьялова в молодости

Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.

Окончив школу, девушка перебирается в Ленинград и поступает в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслит себя актрисой кино – ее привлекает работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей достается служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова довольна поворотом судьбы.

Фильмы

Играя в театре, актриса отвергает предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удается уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист видит своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попадает в образ, что следом за ней в Сибирь прибывает увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспомнит, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.

Александра Завьялова в фильме «Люди на мосту»Александра Завьялова в фильме «Люди на мосту»

Уже в Москве Антонов знакомит Александру с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками становятся Юлиан Семенов и Аркадий Райкин. После дебюта в 1959 году предложения по съемкам сыплются на 23-летнюю актрису как из рога изобилия. В том же году Герасимов выпускает «Песню о Кольцове» – биографическую ленту о поэте, где Завьяловой снова достается главная женская роль.

В 1960 году биография артистки пополняется сразу тремя фильмами, самым заметным из которых становится «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством Михаила Ромма, посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым Леонидом Быковым, превращается в звезду советского кинематографа.

Александра Завьялова в фильме «Алешкина любовь»Александра Завьялова в фильме «Алешкина любовь»

Ее лицо не сходит с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимает фотограф американского «Лайфа», работающий только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводится в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее приглашают на званый ужин в посольстве США.

Любимой ролью актрисы становится Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ Андрея Платонова. В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она играет нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра соглашается стать блондинкой.

Александра Завьялова в фильме «Фро»Александра Завьялова в фильме «Фро»

Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появляется в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры становится многосерийная картина «Тени исчезают в полдень», показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.

Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатляет не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывают, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.

Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»

При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

После громкого успеха обрушивается тишина: Завьялова вдруг оказывается в негласной изоляции. Ей больше не предлагают ролей, не приглашают на светские мероприятия. Артистка переживает сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещает киностудии, но никто не дает ясного ответа о причине негласного бойкота.

Александра Завьялова в фильме «Белые одежды»Александра Завьялова в фильме «Белые одежды»

Только 30 лет спустя, когда артистку приглашают на встречу с поклонниками кино, ее замечает режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включает Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с Валерием Гаркалиным и Жанной Эппле в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказывается для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снимается.

Личная жизнь

Еще в годы учебы в институте Александра знакомится с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара женится, хотя родители Дмитрия выступают против его выбора, предвидя будущие трудности.

Александра Завьялова с сыном ПетромАлександра Завьялова с сыном Петром

В том же году на свет появляется дочь Таня. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорается роман с Резо Эсадзе. Завьялова признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после регистрации брака.

Читайте также:  Биография щедрина личная жизнь

Отношения с Эсадзе оказываются такими же недолговечными. С одной стороны, Завьялову не устраивает ревность возлюбленного, с другой – дочь Татьяна отказывается воспринимать нового спутника мамы как отца. Пара расстается.

Александра Завьялова в последние годыАлександра Завьялова в последние годы

Следующий роман Завьяловой стоит ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США проводит с актрисой две недели в Одессе. Однако обоим ясно, что роман обречен: Александра не переедет в Америку, ее избранник не останется в СССР.

После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.

Александра Завьялова и ее внучка ДаринаАлександра Завьялова и ее внучка Дарина

В 1976 году у Александры рождается сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не признается ни журналистам, ни родным. В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.

Смерть Александры Завьяловой

В 2016 году, накануне 80-летия, актрису нашли убитой в принадлежащей ей квартире. Смерть наступила от раны, нанесенной ножом. Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.

Документальный фильм «Александра Завьялова. Затворница»

В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда ему определен длительный срок заключения. Восемь лет сын Александры проведет в колонии строгого режима.

Сын Александры Завьяловой Сын Александры Завьяловой

Могила актрисы находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов.

Фильмография

  • 1959 – «Люди на мосту»
  • 1959 – «Песня о Кольцове»
  • 1960 – «Алешкина любовь»
  • 1960 – «Ждите писем»
  • 1964 – «Фро»
  • 1967 – «Клятва Гиппократа»
  • 1967 – «Сергей Лазо»
  • 1971 – «Тени исчезают в полдень»
  • 1992 – «Белые одежды»

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Завьялова.

Александра Семёновна Завьялова (4 февраля 1936, Титовка, Сосновский район, Тамбовская область, РСФСР, СССР — 3 февраля 2016, Санкт-Петербург, Россия[1][2]) — советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка Российской Федерации (1994).

Биография[править | править код]

Родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области.

В 1958 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, после чего её по распределению направили в Брестский драматический театр[3]. В этом театре работала около года, отказываясь от приглашений на киносъёмки: считала себя театральной актрисой. Но от приглашения режиссёра Александра Зархи на роль в фильме «Люди на мосту» она отказаться не смогла.

Обратно в Брест она уже не вернулась. Последовала роль в лирической комедии «Алёшкина любовь». Актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблён робкий парень, геолог-буровик Алёшка (Леонид Быков). Об Александре Завьяловой заговорили, появилились приглашения от режиссёров. Один за другим вышли фильмы с её участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодёжная киноповесть «Будни и праздники».

В 1961 году фотография актрисы попала на страницы американского журнала «Лайф». Фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова[4].

В 1963 году она вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина и переехала в Ленинград. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и актриса перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.

Во время Московского международного кинофестиваля, единственная среди советских актрис, получила приглашение на званый ужин в американское посольство, где хозяином вечера был помощник президента США по особо важным делам Гарриман. По поручению руководства фестиваля она принимала у себя дома в Ленинграде итальянскую делегацию, в состав которой входила Джульетта Мазина. В своих контактах с иностранцами актриса не видела ничего предосудительного[4].

В 1964 году она познакомилась с 50-летним американским бизнесменом, совладельцем крупной судоходной компании. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ. Спецслужбы заподозрили бизнесмена в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему покинуть СССР. За актрисой закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец её семейной жизни — актриса развелась с мужем[4].

В 1964 году актриса снялась в фильме режиссёра Резо Эсадзе «Фро» по рассказу Андрея Платонова о 1930-х годах — времени пятилеток, в роли оставленной жены, осознающей необходимость учиться и жить ради всеобщего счастья. В 1967 году вышел ещё один фильм Эсадзе «Четыре страницы одной молодой жизни» с Завьяловой в одной из главных ролей. Актрису и режиссёра связывали личные отношения. По словам Завьяловой, причиной разрыва стали ревность и деспотизм Эсадзе[4].

В 1969 году режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). Съёмки продолжались три года. Актриса начинала играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет.

Пистимея. Бывшая богачка, потом монахиня, лютая врагиня советской власти. Классическая злодейка мелодрамы, так-то оно так, но зритель живо почувствовал масштаб и непростоту героини. Ведь на стороне Пистимеи — образы старого мира: иконы, свечи, святые слова, крепость семьи и строгость нрава. Ведь в ней, как в лесном скиту, живёт древняя русская сила. Это суровое прекрасное лицо каждым своим тревожным появлением на каком-нибудь советском празднике в игрушечной деревне Зелёный Дол — мгновенно придаёт всему иное измерение. Веселитесь? Ну-ну… Завьялова не только дала целый национальный тип гордой русской женщины, она, можно сказать, символ. Символ глубинных тайн жизни, которая не подвластна конкретному времени со всеми его глупостями…[5]

Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, оказался последним в советском периоде жизни Александры Завьяловой. После этой картины актрису не снимали более 20 лет. Полное забвение в кино вылилось у неё в глубокую депрессию.

Читайте также:  С лемох биография личная жизнь

В 1975 году её, оторвав от детей, поместили в психиатрическую больницу[4]. Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы. За это время дочь Татьяну забрал к себе её отец, а маленького сына определили в детский дом. Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год её снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребёнком. Впоследствии художник Дмитрий Бучкин усыновил сына актрисы Петра.

Спустя много лет в 1994 году она была удостоена звания заслуженной артистки России.

Жила на Гаврской улице в доме 6, в Санкт-Петербурге. Дочь Татьяна — художник-дизайнер. Сын Пётр работал в строительстве.

Убита 3 февраля 2016 года накануне 80-летия, найдена в своей квартире 4 февраля. В убийстве подозревался сын Завьяловой Пётр[1][2][6]. 10 апреля 2017 года Выборгский районный суд Санкт-Петербурга признал его виновным в убийстве и приговорил к восьми годам колонии строгого режима[7].

Похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге[8].

Признание и награды[править | править код]

  • Заслуженная артистка Российской Федерации (12 января 1994 года) — за заслуги в области киноискусства[9].

Творчество[править | править код]

Фильмография[править | править код]

  • 1959 — Люди на мосту — Лена
  • 1959 — Песня о Кольцове — Дуня
  • 1960 — Алёшкина любовь — Зинка
  • 1960 — Ждите писем — Римма
  • 1960 — Хлеб и розы — Любаша Тиунова
  • 1961 — Будни и праздники — Светлана
  • 1964 — Одиночество — Наташа
  • 1964 — Фро — Фро
  • 1965 — Клятва Гиппократа — Валентина Томилова
  • 1967 — Сергей Лазо — Ольга Грабенко
  • 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни — Полина
  • 1969 — Встреча у старой мечети — Маша
  • 1971 — Тени исчезают в полдень — Пистимея Макаровна Морозова (Серафима Аркадьевна Клычкова)
  • 1992 — Белые одежды — Раечка

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Александра Завьялова. Затворница. Телеканал ТВЦ (4 февраля 2016). Дата обращения 5 февраля 2016.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник

Александра Завьялова — биография

Александра Завьялова, Заслуженная артистка РСФСР. Сыграла в телефильме «Тени исчезают в полдень» и во многих других.

Имя Александры Завьяловой известно многим людям, не только знатокам советского кино. Она блистала в шестидесятые годы, многие сравнивали ее с Гретой Гарбо. Но, конечно, у неё была своя неподражаемая красота и творческая поступь. Александра Завьялова родилась в феврале 1936 года. Родители не имели отношения к искусству и были простыми рабочими, поэтому многих удивляло, откуда у неё столь благородная аристократическая внешность.

Фото Александра Завьялова

О детстве ее известно мало, но она не сомневалась, что станет актрисой и выдержала весьма серьезный конкурс в Ленинградский театральный институт имени Островского, который успешно закончила в 1958 году.

Первые шаги в искусстве

Многие говорят о том, что Александра Завьялова считала себя не актрисой кинематографа, а сугубо театральной. Она проработала некоторое время в Брестском драматическом театре, оттачивала мастерство. Ее привлекательная внешность, волевые черты привлекали режиссеров, они видели в ней талант, который прекрасно будет смотреться на экране. Долгое время она отказывалась от предложений, однако Александр Захри сумел уговорить ее сняться в своем фильме «Люди на мосту».

Фото: Александра Завьялова в юности

Это стало дебютом актрисы, после которого режиссеры смогли воочию убедиться в том, что ее талант, колоритная внешность идеально подходят для кинематографа. Предложения стали сыпаться один за другим, и актриса плавно, но органично перешла в кинематограф.

Далее последовал фильм «Песня о Кольцове», где ей досталась главная роль, с которой она справилась на отлично. «Песня о Кольцове» непростой фильм, который повествует о судьбе поэта, вынужденного всю жизнь заниматься предпринимательством, купечеством, чтобы идти по стопам отца. Но единственная отдушина его жизни — стихи и любовь к простой крестьянской девушке. Поэту так и не дали быть счастливым, он умер в возрасте 33 лет. Главную роль в картине сыграла Александра Завьялова и сделала это так мастерски, что о ней всерьез заговорили, а публика стала узнавать ее, проявлять больше внимания к творчеству.

Пик славы

Далее в фильмографии последовали фильмы «Алешкина любовь», «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники» и многие другие. Эти фильмы выходили один за другим, и режиссеры делали ставку на красивую внешность женщины, ее колдовской взгляд, который словно гипнотизирует зрителей.

Несомненно, Александра Завьялова настоящая актриса кинематографа, хотя, как она думала изначально, она являлась сугубо театральной актрисой. Жизнь всё расставила по местам. Пик популярности ее приходится на середину шестидесятых годов.

В мелодраме «Алёшкина любовь» она сыграла очаровательную и озорную девушку, которая работала простой стрелочницей, но умело влюбляла в себя мужчин. Можно сказать, что это психологическая драма, которая созвучна многим простым людям страны. Актриса так филигранно вжилась в роль, что жена Леонида Быкова, исполнявшего главную мужскую роль, очень ревновала и всегда находила повод, чтобы присутствовать на съёмках.

Читайте также:  Быковский биография и личная жизнь

Самый главный фильм

Одним из самых культовых фильмов в ее фильмографии можно отметить «Тени исчезают в полдень». Это очень сложная картина, которая требует большого мастерства и самоотдачи. Возможно, эта работа сказалась на психике актрисы, ведь известно, что она неоднократно пребывала в психиатрической клинике в начале 70-ых годов прошлого века. В этом фильме она сыграла красивую наследницу богатого рода, но очень коварную, умную. Актриса перевоплощалась в разные возрастные категории: представала молодой особой и женщиной в солидном возрасте. Она была очень убедительна на экране.

Фото: Александра Завьялова в фильме «Тени исчезают в полдень»

К сожалению, во многом этот образ также наложил отпечаток, как сейчас принято говорить, на имидж актрисы. К тому же, Комитет государственной безопасности признал ее неблагонадежность, и вскоре все возможности сниматься в фильмах были перекрыты. Так, если посмотреть на фильмографию актрисы, то картина «Тени исчезают в полдень», снятая в 1971 году, стала предпоследней в фильмографии. После этого актриса исчезла с экранов почти на 20 лет, она появилась только в 1992 году в фильме «Белые одежды», который и стал последним в ее фильмографии. Этот фильм был снят уже после развала Советского Союза, когда хватка КГБ и контроль государства за творчеством ослабли.

Неблагонадежность

К сожалению, актриса попала в список неблагонадежных, и произошло это из-за ее романа с американским гражданином. Актрису считали визитной карточкой СССР, она была вхожа во многие круги, присутствовала на разных мероприятиях, которые организовывало советское посольство.

В результате вспыхнул роман с одним американским бизнесменом, крупным предпринимателем, который был настолько очарован актрисой, что был готов даже оставить свою жену в США. Конечно, советские спецслужбы не могли допустить такого, он сразу был выслан из страны. А Александра Завьялова получило клеймо неблагонадежной. Это сказалось и на её последующем профессиональном пути, что заметно по ее фильмографии.

Личная жизнь

Официально брак у Александры Завьяловой только один. Она вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, и в этом браке родилась дочь Татьяна. Они прожили вместе до начала 60-ых годов, а затем произошла эта бурная встреча и роман с американским гражданином.

Фото: Александра Завьялова и ее муж

Известно, что у актрисы был и сын Пётр, но кто является его настоящим отцом, неизвестно, а сама артистка тщательно скрывала эту тайну. Однако с первым мужем Дмитрием отношения были хорошие, и когда впоследствии у неё начались проблемы с карьерой, с КГБ, она лежала в психиатрической больнице, то ее первый муж усыновил Петра.

В 1975 году она попала в психиатрическую клинику, ей не разрешили видеться с детьми. Это было огромным ударом для неё. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной такого срыва, но можно догадаться, что актриса устала от постоянного прессинга, слежки и клейма неблагонадежной. Это помещение в стационар было не единственным.

Трагическая смерть

В последние годы талантливая исполнительница вела замкнутый образ жизни. Возможно, она просто устала от повышенного внимания, может быть, настало время переосмыслить свою судьбу, биографию. Ее дочь Татьяна стала работать художником-оформителем, она пошла по стопам своего отца. А сын Пётр не проявлял творческие способности, он работал на обыкновенных работах, связанных со строительством. Известно, что из-за проблем актрисы с властью некоторое время Пётр воспитывался в детском доме. Возможно, трагическая биография Александры Завьяловой сказалась и на его психике. Считается, что сын ее был несколько странным, отчуждённым, он злоупотреблял алкоголем. Все последние годы женщина присматривала за ним, они проживали вместе. Конечно, она понимала, что ему будет тяжело в жизни и, возможно, он никогда больше не восстановится, не оправится и не избавится от вредных привычек. Конечно, она переживала из-за этого.

Фото: могила Александры Завьяловой

Сложно сказать, какие были отношения у неё с сыном, но в 2016 году произошла трагедия. Александра Завьялова была убита, и, как показало следствие, это было дело рук ее сына. Следствие длилось долго, многие люди не могли поверить в реальность случившегося. Но, так или иначе, суд признал виновным в этом деянии именно Петра и приговорил его к 8 годам заключения.

Актриса умерла в возрасте 79 лет, она была похоронена в городе Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. До сих пор не утихает интерес к ее творческой биографии, личной жизни и к этой трагедии. Периодически появляются статьи, выходят фильмы-воспоминания, а картина «Тени исчезают в полдень», возможно, одна из самых лучших, что были сняты за время существования СССР.

Можно рассматривать удивительное творчество Александры Завьяловой, в частности, в этом фильме, как учебное пособие для начинающих артистов, ведь это настоящий высший пилотаж в искусстве, образец для подражания.

Избранная фильмография

  • 1959 — Люди на мосту
  • 1960 — Алёшкиа любовь
  • 1961 — Будни и праздники
  • 1964 — Одиночество
  • 1964 — Фро
  • 1965 — Клятва Гиппократа
  • 1969 — Встреча у старой мечети
  • 1992 — Белые одежды

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник