Актер жаров биография личная жизнь

Актер жаров биография личная жизнь thumbnail

Биография

Михаил Иванович Жаров родился в Москве в семье служащего печатной типографии Ивана Жарова и бывшей крестьянки Анны Семеновны Дроздовой в 1899 году. История появления отца будущего актера неизвестна, так как он был подкидышем Николаевского приюта. Фамилию Иван получил от своей няни из детского заведения. 

Жаровы жили бедно, с детства маленький Миша пошел помогать отцу в типографию. Но при этом он не забывал шалить во дворе и устраивать для своих друзей представления.

Михаил Жаров в молодостиМихаил Жаров в молодости | 1001material

В 15 лет юноша поступил на работу в Оперу С.И. Зимина, где поначалу выполнял мелкие поручения директора, а затем долговязого мальчишку определили на роли статистов. Через год Мише посчастливилось сыграть в первом своем фильме в массовке. Главную роль в «Псковитянке» тогда исполнил сам Федор Шаляпин. 

Окрыленный мечтой о настоящей актерской карьере, Михаил Жаров предпринимает попытки поступить в театральное училище, но ни в одно из московских учебных заведений его не взяли.

Михаил ЖаровМихаил Жаров | Ностальгия по советскому

Проработав к середине 20-х в нескольких театральных коллективах, Михаил Жаров определяется в театр Мейерхольда, где в полной мере раскрывается его комедийный талант. После этого Михаил Жаров поменял еще несколько театров, в том числе Камерный, и нашел свое место в Малом драматическом театре, где прослужил до конца своей жизни. 

В памяти поклонников Михаил Жаров остался как исполнитель ролей Мурзавецкого в постановке «Волки и овцы», Городничего в «Ревизоре», Прохора в «Вассе Железновой», пьяницы Иннокентия в пьесе «Сердце не камень» и Дикого в «Грозе».

Фильмы

Триумфальным дебютом в звуковом кино стала роль Жигана в фильме Николая Экка «Путевка в жизнь», после этой роли Михаила стали узнавать на улицах даже бандиты, которые сразу приняли его за своего. Затем последовали фильмы Трауберга и Козинцева «Юность Максима» и «Выборгская сторона», где Жаров блестяще исполнил эпизодическую роль Дымбы. Песни «Менял я женщин, как перчатки» и «Цыпленок жареный» в исполнении Михаила Ивановича прославили актера на весь Советский Союз.

Но артисту предлагали не только роли представителей криминального мира, сыграл он и исторический персонаж: князя Меншикова в фильме «Петр Первый», за что был награжден Сталинской премией. Перед войной Михаил Жаров становится одним из самых известных и востребованных актеров, поэтому понятно, что во время кровопролитных боев именно с его участием создается комедия о буднях войны. 

В конце 50-х в кинематографе Михаил Жаров переходит уже на возрастные роли в таких фильмах, как «Анна на шее», «Девушка с гитарой», «Красные листья», «Внимание! В городе волшебник!», «Старшая сестра».

Михаил Жаров в фильме "Деревенский детектив"Михаил Жаров в фильме “Деревенский детектив” | Кино-Театр

Мастер эпизода в конце 60-х создает настоящий шедевр – образ деревенского милиционера Анискина, человека уже в возрасте, в меру философа и, как оказалось, талантливого детектива. После первых двух фильмов «Деревенский детектив» и «Развод по-нарымски», в которых Михаил Жаров играет главную роль Федора Ивановича, актер решает выступить в роли режиссера следующих серий киноповести про деревенского сыщика, несмотря на свое уже неважное здоровье. Так появляются ленты «Анискин и Фантомас» и «И снова Анискин».

Личная жизнь

Всего у Михаила Жарова было четыре жены. С началом революции, которую 18-летний юноша встретил с энтузиазмом, он отправляется на восточный фронт с большевистским передвижным театром. Из своеобразных гастролей Михаил Жаров вернулся с первой женой Диной, которая оказалась старше его на два года. Родители будущего комика встретили невестку прохладно, но впоследствии стали считать ее своей дочерью. Через три года у молодых появляется первенец – Евгений, который в будущем стал артистом Ленинградского театра.

Михаил Жаров в молодостиМихаил Жаров в молодости | Кино-Театр

В конце 20-х годов Михаил Жаров женится во второй раз на Людмиле Полянской. Во втором браке у него родилось два сына, которые умерли во младенчестве. После сильных переживаний Люся впала в депрессию и стала отдаляться от мужа, несмотря на то, что он к тому времени уже многого добился и даже получил квартиру на Тверском бульваре. Брак просуществовал 14 лет, после чего распался.

Михаил Жаров и Людмила ЦеликовскаяМихаил Жаров и Людмила Целиковская | Кино-Театр

Прекрасной партнершей в киноленте «Ночной извозчик» Михаила стала звезда экрана Людмила Целиковская, которая была на 20 лет моложе Жарова. Разница в возрасте не помешала возникновению между ними бурного романа.

После съемок влюбленные сыграли свадьбу. Окрыленный возвышенным чувством Жаров выбивает для супруги роль в кинофильме С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный», где они сыграли вместе. Затем пишет под нее сценарий фильма «Беспокойное хозяйство», который вышел в свет после победы над фашизмом. К сожалению, звездный брак распался через 7 лет. Причиной развода стало новое увлечение артистки архитектором Каро Алабяном, который был в то время их соседом по лестничной клетке.

Михаил Жаров и Людмила ЦеликовскаяМихаил Жаров и Людмила Целиковская | Личности

Михаил Жаров перенес от расстройства микроинсульт, после чего по путевке уехал в санаторий. Но недолго продолжалась холостяцкая жизнь легенды экрана. В пансионате он познакомился с интеллигентной четой врачей еврейского происхождения Гиндой и Элиазаром Гельштейнами, которые отдыхали с дочками Майей и Викой. 

Очарованный молодостью и красотой Майи Михаил влюбляется в девушку, и та отвечает ему взаимностью. Через некоторое время, получив одобрение отца семейства, влюбленные сыграли свадьбу. У новобрачных родилось двое детей – девочки Анна и Елизавета. Это был последний и самый долговечный брак актера, он обрел свое счастье в личной жизни.

Михаил Жаров с женойМихаил Жаров с женой Майей и детьми | Femalemail

В начале 50-х начинаются репрессии по делу о врачах. Процесс затронул и родителей Майи: их отправляют в лагерь. Вику, младшую сестру жены, Михаил приютил у себя на квартире. В связи с этими событиями Михаила Жарова прекращают снимать в кино и перестают давать роли в театре. Такое положение дел продолжалось до смерти вождя. 

Михаил Жаров с детьмиМихаил Жаров с детьми | Кино-Театр

Сам актер не любил журналистов, и всегда, просмотрев материал своего интервью, отказывался от него и запрещал печатать. Поэтому Жаров написал свою биографию сам. Его мемуары «Жизнь. Театр. Кино» и «Мои встречи с временем и людьми», которые были выпущены в последнее десятилетие жизни актера, представляют собой два тома воспоминаний о его работе с гениальными представителями театра и кино. 

Умер актер в конце 1981 года в больнице, куда лег на обследование сердца. Но причиной его смерти стал перитонит, который просмотрели врачи. Его последняя жена Майя сильно переживала уход любимого мужа. Она скончалась спустя 16 лет после его смерти.

Фильмография

  • Дорога к счастью – (1925)
  • Путевка в жизнь – (1931)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров – (1932)
  • Окраина – (1933)
  • Гроза – (1934)
  • Любовь и ненависть – (1935)
  • Три товарища – (1935)
  • Возвращение Максима – (1937)
  • Петр Первый – (1937)
  • Выборгская сторона – (1938)
  • Медведь – (1938)
  • Ошибка инженера Кочина – (1939)
  • Степан Разин – (1939)
  • Человек в футляре – (1939)
  • Богдан Хмельницкий – (1941)
  • Секретарь райкома – (1942)
  • Воздушный извозчик – (1943)
  • Юный Фриц – (1943)
  • Иван Грозный – (1944 – 1945)
  • Беспокойное хозяйство – (1946)
  • Мичурин – (1948)
  • Счастливый рейс – (1949)
  • Анна на шее – (1954)
  • Девушка с гитарой – (1958)
  • Старшая сестра – (1966)
  • Деревенский детектив – (1968)
  • Развод по-нарымски – (1972)
  • Анискин и Фантомас – (1973)
  • И снова Анискин – (1978)

Источник

Михаил Жаров — биография

Михаил Жаров — советский комедийный актер театра и кино, режиссер. Имел звания Народного артиста СССР и Героя Социалистического труда. Трижды был награжден Сталинской премией. Сыграл более 60 ролей в кино и более 30 в театре.

Читайте также:  Андрей бородин биография личная жизнь

Михаил Иванович Жаров родился 27 октября 1899 г. в Москве. Его отец Иван работал в типографии Бахмана, а мать Анна была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. После Михаила у Жаровых родились еще три дочери: Лида, Шура, Нина. Уже в детстве Михаил, который очень любил шутить, знал, что хочет стать актером.

Фото: Михаил Жаров

Он прожил долгую, интересную жизнь, большая часть которой прошла в стенах Малого театра. Михаил Иванович лично знал Шаляпина, Маяковского, работал с Эйзенштейном и Мейерхольдом. В его биографии были почет и разочарование. Но, как бы ни складывались обстоятельства, актер никогда не сдавался.

Детство и юность

Жаровы жили очень бедно. Несмотря на это, все члены семьи любили литературу и увлекались искусством. В школе Миша постоянно корчил рожи и получал замечания от учителей, а во дворе разыгрывал сцены из любимых произведений. Он мечтал о театре уже тогда, но в 14 лет пошел работать наборщиком к отцу в типографию. В это же время Ивана Жарова повысили в должности, что улучшило материальное положение семьи. Через год Мише улыбнулась удача: его приняли в частный театр “Опера С. И. Зимина”. Худой, долговязый, лохматый подросток выполнял мелкие поручения мецената Зимина: продавал билеты бедным слоям населения, играл бессловесные эпизодические роли.

Фото: Михаил Жаров в молодости

Вскоре Мише довелось сняться в массовке в немом фильме “Псковитянка”, где роль Ивана Грозного играл сам Федор Шаляпин. Жаров в костюме опричника появился в кадре лишь на долю секунды.

В 1916 г. Михаил пришел на прослушивание в театр-кабаре “Летучая мышь”, который недавно открылся. Юношу не приняли.

Тогда Жаров решил пойти учиться, но его не приняли ни в училище Малого театра, ни в Школе-студии МХАТ. Члены приемной комиссии объяснили это тем, что у Миши невнятная речь. Но Владимир Тодди, режиссер Первого передвижного театра Красной Армии, пригласил Жарова к себе, и молодой актер отправился на свои первые гастроли.

Карьерный путь

Молодой актер во время гастролей давал уроки актерского мастерства в кружках художественной самодеятельности. Вернувшись в Москву, Жаров поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Будучи студентом, он дебютировал на сцене театра в роли Шута в комедии Шекспира “Виндзорские проказники”. К середине 20-х молодой актер сменил несколько театрального коллективов. Вскоре он попал к Всеволоду Мейерхольду, который помог Михаилу раскрыть комедийный талант в полной мере.

В биографии молодого актера уже были приглашения сниматься в немом кино, он считался непревзойденным мастером эпизода. В 1925 г. Жаров сыграл красноармейца Егора в фильме “Дорога к счастью”. А в 1930 г. режиссер Николай Экк пригласил Михаила на роль бандита Жигана в первый советский звуковой фильм “Путевка в жизнь”. Жарову понравился сценарий, но не роль. Он возмущался: “Почему я должен играть бандита? Разве я похож на убийцу?”

После выхода фильма Жарова стали узнавать на улицах и приглашать в кино. Роли были одна интереснее другой: Кудряш в “Грозе”, Смирнов в “Медведе”, а на роль Меншикова в “Петре Первом” актера выбрал сам Алексей Толстой — автор романа. За эту роль Жаров был награжден Сталинской премией.

В 1939 г. Михаила Ивановича приняли в труппу Малого драматического театра, где он проработал до конца своих дней. Актера к тому времени любила вся страна, люди приходили в театр для того, чтобы увидеть своего кумира.

В 1946 г. ради своей третьей жены Людмилы Целиковской Жаров взялся за режиссуру. Фильм “Беспокойное хозяйство” провалился в прокате из-за вынужденной смены актера, игравшего главную роль. Жаров очень переживал, и к режиссерской работе вернулся только спустя 27 лет.

Жаров был одним из любимых актеров главы СССР,. Но в 1952 г. за поддержку врачей-евреев, родителей четвертой жены актера, Жаров был снят с должности партийного секретаря Малого театра и попал в списки запрещенных актеров. Коллеги и бывшие поклонники с ним перестали здороваться. Актер вернулся в кино только после смерти Сталина.

Актер перестал сниматься в кино за 3 года до смерти. Его последняя роль — деревенский участковый милиционер Анискин. Первый фильм кинотрилогии снял режиссер Иван Лукинский, а продолжение снимал сам Михаил Жаров.

Личная жизнь

Михаил Иванович был женат четыре раза. Свою первую жену он встретил во время революции, когда в составе труппы большевистского передвижного театра он давал концерты на Восточном фронте. В Москву Жаров вернулся с молодой учительницей Диной Гузовской. Избранница Михаила была на два года его старше. Сначала родители актера были против этого союза, но всё-таки приняли Дину и полюбили, как родную дочь. В 1921 г. у Михаила и Дины родился сын Евгений, который впоследствии стал известным актером.

Фото: Михаил Жаров с семьей

В 1928 г. Михаил познакомился с актрисой Людмилой Полянской и влюбился. Мать Михаила приняла его выбор и потребовала, чтобы он заботился о своем сыне. Дина с маленьким Женей остались жить с родителями актера. Жаров ушел к Полянской и женился на ней. Сначала они жили в коммунальной квартире. Популярность Михаила росла с каждым днем, и вскоре он получил квартиру на Тверском бульваре. Главной страстью актера были книги, и в своей новой квартире он собрал огромную библиотеку. Людмила родила ему двух сыновей, но они оба умерли в раннем детстве.
От сильных переживаний актриса впала в затяжную депрессию и стала отдаляться от мужа. Спустя 14 лет совместной жизни актер развелся с супругой, оставив ей роскошную квартиру вместе со всеми книгами.

Его новой любовью стала Людмила Целиковская. Она была на 20 лет младше Жарова и в 40-е годы пользовалась огромной популярностью. Актера покорили ее красота, жизнелюбие и всесторонняя развитость: Целиковская увлекалась игрой в теннис и вязанием, ходила в походы, в совершенстве знала английский язык. В 1943 г. Жаров и Целиковская поженились. Актер очень любил жену, покупал ей дорогие подарки. В 1948 г. красавица познакомилась с архитектором Каро Алабяном и ушла к нему.

Михаил Иванович тяжело переживал развод, но он недолго прожил в одиночестве. Вскоре после развода с Целиковской он отправился на отдых в Истринский санаторий. Там актер познакомился с известными врачами — Элиазаром Марковичем Гельштейном и Гиндой Хаимовной Быховской. У них было две дочери: Майя и Виктория. Жаров влюбился в Майю, которая была его младше на 29 лет. Девушка испытывала к нему ответные чувства, однако скрывала это.

Михаил Иванович признался Майе в любви, а вскоре официально попросил ее руки и сердца у Элиазара Марковича. В начале 1950-х в СССР началась травля врачей-евреев. Гельштейна и Быховскую арестовали, от семьи известных врачей отвернулись все, кроме Жаровых. Несмотря на то, что у Михаила Ивановича и Майи росла дочь Аня и вскоре должен был родиться второй ребенок, они поселили Викторию в своей квартире. В 1953 г. у актера появилась вторая дочь — Лиза.

Смерть

В 1981 г. Михаил Иванович стал часто и тяжело болеть, перестал выходить из дома. Звездой Героя Социалистического Труда Жарова наградили в его собственной квартире. Актер был уверен, что у него рак, но в конце года он попал в больницу с диагнозом “аневризм аорты”. Жаров до последнего дня шутил, надеялся, что скоро выйдет из больницы, выписывал журналы и книги. Вскоре у актера начались сильные боли в боку.

Фото: Могила Михаила Жарова

Врачи не заметили, что у Жарова аппендицит, и 15 декабря 1981 г. он скончался от перитонита. На его рабочем столе осталась записка: “Ничего не трогать, скоро приду”.

Читайте также:  Бектимиров дмитрий равильевич биография личная жизнь

Избранная фильмография

  • 1941 — «Волки и овцы»
  • 1946 — «Ревизор»
  • 1952 — «Васса Железнова»
  • 1956 — «Власть тьмы»
  • 1962 — «Гроза»
  • 1972 — «Самый последний день»
  • 1974 — «Пучина»

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 сентября 2020; проверки требуют 16 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жаров.

Михаи́л Ива́нович Жа́ров (15 (27) октября 1899, Москва — 15 декабря 1981, Москва) — советский актёр и режиссёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1949). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947). Член ВКП(б) c 1950 года.

Биография[править | править код]

Михаил Жаров родился 15 (27) октября 1899 года (по другим данным и по официальным документам 15 (27) октября 1900 года) в Москве в семье типографского рабочего. Его отец был подкидышем, которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном»[2]. Фамилию получил от своей наставницы; повзрослев, освоил профессию печатника.

Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии[3]. В девять лет осталась круглой сиротой. Тогда старший брат, работавший обер-кондуктором на железной дороге, помог перебраться ей в Москву и устроил на работу в прачечную Ольшванга. Там она и познакомилась с Иваном Жаровым. В браке родились сын и три дочери[2].

Семья жила рядом с Екатерининским парком, где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах[2]. В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.

В театре[править | править код]

С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.

В 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где обучался у Аркадия Зонова и Валерия Бебутова. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы». По окончании студии в 1920 году некоторое время служил в Опытно-героическом театре, затем — в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии. В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, однако в том же году перешёл в Театр ГИТИСа, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении «Синяя блуза»[4].

Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.

Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ в «Зойкиной квартире» (1927) по Михаилу Булгакову, балагур Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927) по Всеволоду Иванову, демобилизованный будённовец в «Первой Конной» (1929) и грубоватый матрос Алексей в «Оптимистической трагедии» (1933) по Вcеволоду Вишневскому.

В 1926—1927 и в 1929 годах играл в Бакинском рабочем театре, в 1928 году — в Казанском Большом драматическом театре, в 1930 году — в Реалистическом театре. В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года[5].

С 1938 года и до конца жизни служил актёром Малого театра, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.

Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.

В кино[править | править код]

В кино дебютировал эпизодической ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915)[2]. Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).

Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

В 1930-е годы благодаря кино к артисту пришла всенародная слава. Он был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. В 1931 году он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР «Путёвка в жизнь» Николая Экка. В фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1938) он исполнил роль самодовольного конторщика Дымбы.

У Владимира Петрова он снялся в двух фильмах: «Гроза» (1934) в роли весёлого озорника Кудряша и «Пётр Первый» (1937—1938) в роли добродушного, неунывающего царедворца Меншикова. У Исидора Анненского он сыграл сразу несколько чеховских ролей: громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова в водевиле «Медведь» (1938), жизнерадостного учителя Коваленко в комедии «Человек в футляре» (1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова в драме «Анна на шее» (1954).

В военные годы сыграл удалого казака Перчихина в историко-революционной эпопее братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942) и Малюту Скуратова — хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя — в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).

После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией «Беспокойное хозяйство» (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой Людмилой Целиковской, с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943—1948 годы).

Всего актёр снялся более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин. Его приключения составили целый мини-сериал: «Деревенский детектив» (1968), «Развод по-нарымски» (1972, телеспектакль), «Анискин и Фантомас» (1973) и «И снова Анискин» (1978). Последние два фильма он также снял как режиссёр. Роль для актёра была программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве от перитонита. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9)[6].

Личная жизнь[править | править код]

Михаил Жаров
и Людмила Целиковская

  • Первая жена (1919—1928) — Надежда Гузовская (1898—?), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Жила в Москве на улице Новопесчаной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией — в Минске.
    • Сын — Евгений (1921—1995), актёр театра в Ленинграде, жена Яна, дочь Елена.
  • Вторая жена (1928—1942) — Людмила Полянская. В браке родились 2 сына, умершие во младенчестве.
  • Третья жена (1943—1948) — Людмила Васильевна Целиковская (1919—1992), актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1963).
  • Четвёртая жена (с 1949) — Майя Гельштейн-Жарова (1930—1991), дочь известного врача-кардиолога Элиазара Гельштейна.
    • Дочери — Анна (род. 1951), актриса Малого театра, и Елизавета (род. 1953), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».

Михаил Жаров увлекался филателией, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках»[7]. Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало[7]. Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.

Читайте также:  Биография михаила пореченкова личная жизнь

Театральные работы[править | править код]

Театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций[править | править код]

  • 1919 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира — Шут

Опытно-героический театр[править | править код]

  • «Гроза» А. Н. Островского — Кудряш и Тихон
  • «Копилка» Э. Лабиша — Шанбурси
  • «Женитьба» Н. В. Гоголя — Анучкин

Передвижной фронтовой театр и Рогожско-Симоновский театр имени А. К. Сафонова[править | править код]

  • «Буря» У. Шекспира — Тринкуло
  • «Каменный гость» А. С. Пушкина — Лепорелло
  • «Золотой петушок» по А. С. Пушкину — Звездочёт
  • «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу — Дринкоутер

Бакинский рабочий театр[править | править код]

  • «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Солдат
  • «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — Васька-Окорок

ГосТиМ[править | править код]

  • 1921 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — мадам Брандахлыстова
  • 1925 — «Учитель Бубус» А. М. Файко — секретарь
  • 1925 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана — денщик

Камерный театр[править | править код]

  • 1933 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского — Алексей

Малый театр[править | править код]

  • 1939 — «Волк» Л. М. Леонова — Кукуев
  • 1941 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Аполлон Викторович Мурзавецкий
  • 1945 — «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина — Гололоб
  • 1946 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
  • 1947 — «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва — капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов
  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Морфи
  • 1947 — «Великая сила» Б. С. Ромашова — Шибанов
  • 1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Толбухин
  • 1949 — «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова — Лавров
  • 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва — капитан Вальтер Кидд
  • 1951 — «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева — Бобров
  • 1952 — «Васса Железнова» М. Горького — Прохор Борисович Храпов
  • 1952 — «Северные зори» Н. Н. Никитина — Фролов
  • 1954 — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Иннокентий
  • 1955 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев
  • 1956 — «Деньги» А. В. Софронова — Андрей Николаевич Татарников
  • 1956 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) — Митрич[8]
  • 1958 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука — Морж
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Павел Кириллович Лебедев
  • 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Маршалов
  • 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета — Ягуб
  • 1962 — «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) — Савёл Прокофьевич Дикой[9]
  • 1963 — «Луна зашла» Дж. Стейнбека — Мэр Оурден
  • 1964 — «Страница дневника» А. Е. Корнейчука — Гроза
  • 1967 — «Джон Рид» Е. Р. Симонова — Панчо Вилья
  • 1968 — «Мои друзья» А. Е. Корнейчука — Касьян
  • 1969 — «Золотое руно» А. Гуляшки — полковник Манов
  • 1970 — «Так и будет» К. М. Симонова — Воронцов
  • 1972 — «Самый последний день» Б. Л. Васильева — Ковалёв
  • 1974 — «Пучина» А. Н. Островского — Боровцов

Режиссёрские работы в театре[править | править код]

  • 1938 — «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр)
  • 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным)
  • 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр)

Работа в кино[править | править код]

Роли в кино[править | править код]

  • 1915 — Царь Иван Васильевич Грозный — опричник
  • 1916 — Тот, кто получает пощёчины — берейтор
  • 1924 — Аэлита — мужик
  • 1924 — Папиросница от Моссельпрома — служащий и носильщик
  • 1925 — Дорога к счастью — Егор Миронов
  • 1925 — Его призыв — рабочий
  • 1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — маляр
  • 1926 — Мисс Менд — унылый половой
  • 1926 — Последний выстрел — приказчик Журкин
  • 1926 — Случай на мельнице — Ефим, сын Герасима
  • 1927 — Аня (Тайна Ани Гай)  — Ждан
  • 1927 — Дон Диего и Пелагея — Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»
  • 1927 — Кто ты такой? — студент
  • 1927 — Человек из ресторана — официант
  • 1928 — Без ключа (короткометражный) — студент Коля
  • 1928 — Белый орёл — чиновник
  • 1929 — Два-Бульди-два — председатель РевКома
  • 1929 — «Живой труп» — свидетель
  • 1931 — Манометр – 2
  • 1931 — Никита Иванович и социализм (короткометражный)
  • 1931 — Путёвка в жизнь — Фомка «Жиган»
  • 1932 — Двадцать шесть бакинских комиссаров (фильм) — меньшевик
  • 1932 — Мёртвый дом — офицер
  • 1933 — Окраина — студент Краевич
  • 1933 — Гроза — Ваня Кудряш
  • 1933 — Марионетки — начальник пограничного поста
  • 1934 — Мечтатели — Хайлов
  • 1935 — Любовь и ненависть — Куква
  • 1935 — По следам героя — милиционер
  • 1935 — Три товарища — Зайцев
  • 1937 — Возвращение Максима — Платон Васильевич Дымба, конторщик, «король петербургского бильярда»
  • 1937 — Пётр Первый — Александр Данилович Меншиков
  • 1938 — Выборгская сторона — Платон Васильевич Дымба, анархист
  • 1938 — Медведь (короткометражный) — Григорий Степанович Смирнов
  • 1939 — Ошибка инженера Кочина — следователь Ларцев
  • 1939 — Степан Разин — Лазунка
  • 1939 — Человек в футляре — Коваленко
  • 1941 — Богдан Хмельницкий — дьяк Гаврила
  • 1942 — Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») — дед
  • 1942 — Оборона Царицына — казак Перчихин
  • 1942 — Секретарь райкома — партизан Гаврила Русов
  • 1943 — Актриса — артист Жаров (камео)
  • 1943 — Во имя Родины («Русские люди») — военфельдшер Иван Иванович Глоба
  • 1943 — Воздушный извозчик — лётчик Иван Кузьмич Баранов
  • 1943 — Юный Фриц (короткометражный) — Фриц
  • 1944 — Иван Грозный (1-я серия) — Малюта Скуратов
  • 1945 — Близнецы — Вадим Спиридонович Еропкин + вокал
  • 1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») — Малюта Скуратов
  • 1946 — Беспокойное хозяйство — старшина Семибаб + вокал
  • 1947 — За тех, кто в море — Михаил Михайлович Харитонов
  • 1948 — Мичурин — Семён Семёнович Хренов
  • 1949 — Счастливый рейс — шофёр Зачёсов
  • 1954 — Анна на шее — Артынов
  • 1954 — Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») — Лаптев
  • 1957 — Сапоги (короткометражный) — Павел Александрович Блистанов
  • 1958 — Девушка с гитарой — Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина
  • 1958 — Красные листья — Казимир Шипшинский
  • 1959 — Млечный путь — Михаил Силович
  • 1961 — Чужой бумажник (короткометражный) — Николай Никанорович Старосельцев
  • 1963 — Внимание! В городе волшебник! — повар
  • 1963 — Каин XVIII — военный министр
  • 1966 — Старшая сестра — дядя Митя Ухов
  • 1968 — Деревенский детектив — Фёдор Иванович Анискин, муж Глафиры Лукьяновны, отец Пети и Зины, сельский участковый, лейтенант милиции
  • 1972 — Горизонт № 8 (научно-популярный) — ведущий
  • 1973 — Анискин и Фантомас — Фёдор Иванович Анискин, муж Глафиры Лукьяновны, сельский участковый, старший лейтенант милиции
  • 1978 — И снова Анискин — Фёдор Иванович Анискин, муж Глафиры Лукьяновны, сельский участковый, майор милиции

Телеспектакли[править | править код]

  • 1953 — Васса Железнова — Прохор Борисович Храпов
  • 1966 — Театральные встречи БДТ в Москве
  • 1972 — Развод по-нарымски — Фёдор Иванович Анискин, лейтенант милиции
  • 1973 — Самый последний день — Семён Митрофанович Ковалёв
  • 1973 — Так и будет — Воронцов
  • 1974 — Дом Островского — Лыняев
  • 1974 — Сэр Джон Фальстаф — Фальстаф
  • 1977 — По страницам «Голубой книги» — рассказчик
  • 1978 — Власть тьмы — Митрич

Режиссёр кино[править | править код]

  • 1946 — Беспокойное хозяйство
  • 1973 — Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом)
  • 1977 — И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым)

Озвучивание[править | править код]

  • 1943 — Сказка о царе Салтане (анимационный) — Царь Салтан

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1970 — Жаров рассказывает (документальный)
  • 1973 — Наш друг Максим (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 1977 — Любите ли вы театр? (документальный)
  • 2005 — Михаил Жаров (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Сны и явь Михаила Жарова (документальный)
  • 2010 — Михаил Жаров (из документального цикла «Острова (телепередача)|Острова»)
  • 2010 — Михаил Жаров (из документального цикла об актёрах советского и российского кино «Человек в кадре» на телеканале «Время»)
  • Легенды Мирового Кино (из цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура») (документальный)

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (4 ноября 1974)
  • Заслуженный артист Республики (1935)
  • Народный артист РСФСР (21 апреля 1944)
  • Народный артист СССР (26 октября 1949)
  • Народный артист Азербайджанской ССР (18 июня 1964)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938)
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия)
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  • Три ордена Ленина (1967, 1970, 1974)
  • Орден Октябрьской Революции (1979)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1949)
  • Орден Красной Звезды (1944)
  • Медаль «За трудовое отличие» (1967)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • ВКФ (Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив», 1970, Минск)
  • Премия МВД России (посмертно)