Агриппина ваганова биография личная жизнь

Агриппина ваганова биография личная жизнь thumbnail

Ее танцевальные вариации называли легендарными — или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру.

Агриппина Ваганова родилась в Санкт-Петербурге в 1879 году. Она была младшей из трех дочерей. Ее отец, Акоп Ваганов, служил унтер-офицером в Астрахани, а в столицу переехал после отставки. В Санкт-Петербурге он работал капельдинером в театре. Семья жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице.

Ваганова с детства мечтала танцевать. Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Привлекало будущую танцовщицу и то, что успешных учениц принимали на полный пансион — так она могла избавить свою семью от лишнего рта.

«Бедность в танцевальном училище была «неуместна», и ее невероятно стыдились. При всей детской любви к сладкому, мы — дети бедных родителей — копили излишки сахара и передавали их домой, часто скрывая это друг от друга. Как меня мучила моя бедность, как я постоянно скрывала отсутствие у меня даже мелочи на необходимые расходы…»

Первым учителем Вагановой стал Александр Облаков. Он показывал классу танцевальные движения, которые ученицы отрабатывали снова и снова, пока они не становились безукоризненными. Девочке занятия давались нелегко, но она много занималась и вскоре стала одной из первых учениц. В конце первого года обучения Агриппина Ваганова попробовала сложить элементы, которые изучила, в коротенький танец — «вариацию».

Уже во втором классе юные балерины получали роли в спектаклях. Первым образом Агриппины Вагановой стал маленький амур в балете «Спящая красавица» (Мариинский театр). Потом она играла пажа, спутницу феи Сирени, танцевала в «крестьянском вальсе». Ваганова старалась не просто справиться с партией, но и успеть «подсматривать» технику танца у профессиональных балерин, чтобы потом отрабатывать движения самостоятельно.

Через несколько лет танцовщицу перевели в класс Екатерины Вазем. Здесь девочки вместе с преподавательницей разбирали технику исполнения элементов, выполняли упражнения, понимая, как эти навыки пригодятся им в будущем. Екатерина Вазем была строгой, требовательной и внимательной к своим ученицам. Агриппина Ваганова писала: «Каким бы большим ни был класс, Вазем все видела, никто не ускользал от ее взгляда».

В 1895 году Ваганова окончила училище, получив на выпускном экзамене 11 баллов из 12. Однако ей пришлось остаться здесь до 17-летия: в театр до этого возраста не принимали. Она занималась хореографией в классе Павла Гердта, а через год Агриппину Ваганову зачислили в артистки кордебалета Мариинского театра. Свое первое выступление она вспоминала так: «Спеша на сцену, я поскользнулась и скатилась с лестницы, ударяясь затылком о ступени. Искры посыпались из глаз, но, встав, я оправилась и побежала. Да, таков был мой плачевный «дебют».

У Агриппины Вагановой не было природных задатков, нужных, чтобы стать балериной: она не была высокой, изящной, пластичной. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала свою технику: изучала приемы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой. Занимаясь с Николаем Легатом классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения. Николай Легат поставил для своей ученицы сольную партию.

«Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда . Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра».

Критики прозвали Агриппину Ваганову «царицей вариаций». Однако, несмотря на все высокие оценки, сольных партий танцовщица так и не получала. Позже она напишет в своих воспоминаниях: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».

Агриппина Ваганова на уроке

В эти годы Ваганова познакомилась с отставным полковником Андреем Померанцевым и стала его гражданской женой. В 1904 году у танцовщицы родился сын Саша. Когда ее сестра умерла, они с мужем взяли в семью оставшихся сиротами племянников.

В 1914 году Агриппине Вагановой предложили станцевать партию в «Шопениане». Вышло это случайно: Тамара Карсавина, исполнявшая в постановке главную роль, подвернула ногу. Ваганова вспоминала: «Мне, не избалованной судьбой на сцене, улыбнулось большое счастье. Моя «дерзость» понравилась, успех был большой». Однако даже после триумфа на организованные Сергеем Дягилевым Русские сезоны ее не пригласили. Только через год ей дали сольную партию в балете «Ручей», который имел оглушительный успех. Потом Ваганова играла Одетту–Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке».

В 1914 году артистке исполнилось 36 лет. Ее карьера в Мариинском театре закончилась «за выслугой лет». С наступлением 1917 года в жизни Вагановой начались тяжелые времена: ее муж не смог смириться с политическими потрясениями в стране и покончил с собой. Чтобы прокормить детей, Ваганова выступала с концертами и начала преподавать. Устроившись преподавателем хореографии в частную школу, она поняла, что учить танцам — это ее призвание.

В 1921 году ее взяли на работу в Театральное училище (позже — Ленинградское хореографическое училище, сегодня — Академия русского балета имени Вагановой). Она вырабатывала свою методику преподавания: комбинировала танцевальные упражнения, складывая их в небольшие вариации. Ваганова объясняла будущим балеринам, как работают мышцы, как сделать движения более изящными и легкими. В 1923 году Агриппина Ваганова выпустила своих первых учениц — Ольгу Мунгалову и Нину Млодзинскую, через год — Наталью Камкову и Елену Тангиеву. В 1925 году на сцену вышла Марина Семенова. После ее выступлений критики писали: «Если бы Ваганова выучила так танцевать одну только Семенову, уже этого было бы достаточно, чтобы она оставила о себе славу лучшего педагога своего времени… Это она открыла и мастерски отшлифовала драгоценный бриллиант, заставив сверкать его ярче солнца».

«Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты «школы Вагановой».

В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. Спустя два года она поставила на его сцене «Лебединое озеро». Балерине присвоили звание народной артистки РСФСР (1934 год), балет шел в Мариинке еще 10 лет. В эти годы Агриппина Ваганова выпустила свою книгу «Основы классического танца» (1934 год). Она переиздавалась шесть раз и была переведена на многие европейские языки. Книгу называли «трудом, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета».

Читайте также:  Анжелика агурбаш биография личная жизнь после развода

В 1937 году Ваганову освободили от должности художественного руководителя и предложили вернуться к преподаванию. Она вновь искала новые приемы, совершенствовала свою педагогическую методику. После эвакуации Ленинградского хореографического училища в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр. Через два года она вернулась в Ленинград и продолжила работу в училище.

Агриппина Ваганова умерла после тяжелой болезни в Ленинграде в 1951 году. Она похоронена на Волковском кладбище. На надгробии балерины изображена танцовщица с книгой в руках.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ваганова.

Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова (14 [26] июня 1879, Санкт-Петербург, Российская империя — 5 ноября 1951, Ленинград, СССР) — русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934)[1]. Лауреат Сталинской премии I степени (1946).

Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца, вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета.

Биография[править | править код]

Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге[1], в семье капельдинера Мариинского театра[2]. Её отец – Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов – перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1890 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья»[3]:352, затем перешла в класс Екатерины Вазем. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций»[4]. В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такие записи: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…»[5][6].

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков[источник не указан 3562 дня].

Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. Среди её учениц — Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала шесть переизданий и переведена на многие языки мира.

Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года[1]. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища[7]. Надгробие (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов.) создано в 1953 году.

Могила Вагановой на Волковском кладбище

Репертуар[править | править код]

  • 1900 — pas de six из балета «Маркитантка» (Красносельский театр, солисты — Анна Павлова и Михаил Фокин)
  • 9 февраля 1903 — «Волшебное зеркало»
  • pas de trois — «Баядерка»
  • pas de trois — «Корсар»
  • Геба — «Пробуждение Флоры»
  • Царь-девица- «Конёк-горбунок »
  • Повелительница дриад — «Дон Кихот»
  • Наила — «Ручей»
  • 30 октября 1916,Жизель — «Жизель»
  • Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро»

Балетмейстерские работы[править | править код]

В 1933 году Ваганова возобновила в репертуаре Мариинского театра балет «Лебединое озеро». Её редакция потеряла сказочные черты и носила мелодраматический характер: Одетта погибала от выстрела Ротбарта, Зигфрид закалывался, потеряв любимую.

Также Ваганова возобновила балет “Эсмеральда”.

Звания и награды[править | править код]

  • народная артистка РСФСР (1934)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся достижения в области хореографического искусства
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медали
Читайте также:  Певица зара биография личная жизнь фото

Семья[править | править код]

Ваганова связала свою жизнь с полковником царской армии Андреем Александровичем Померанцевым. Брак не был официальным, так как Померанцев не разводился со своей первой женой. В 1904 году у них родился сын Александр. В Рождество 1917 года Андрей Александрович умер (возможно, покончил с собой). Родная внучка Вагановой — дочь Александра Померанцева Людмила. Внучка А. А. Померанцева Марина Андреевна Померанцева была ученицей Вагановой (выпуск 1940 года). Она стала солисткой балета, затем несколько лет преподавала в балетной школе, носящей имя её сводной бабушки.

Архив Вагановых, собранный её сыном, Александром Померанцевым, был передан им в театральный музей.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде[править | править код]

  • 1898—1899 — набережная Екатерининского канала, дом 82[8];
  • 1899—1900 — Офицерская улица, дом 50;
  • 1900—1904 — набережная Крюкова канала, дом 11[8];
  • 1904—1937 год — Бронницкая улица, дом 7, кв. 5 (теперь 12, 13, 14);
  • с 1937 и до своей смерти в 1951 году — улица Дзержинского, дом 4 (в 1942—1944 гг. была в эвакуации в Перми). В 1958 году на доме была установлена мемориальная доска (архитектор М. Ф. Егоров).

Память[править | править код]

Марка конверта, выпущенного в честь Вагановой. Почта России, 2004 год

  • В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой[1].
  • В 1958 году на фасаде дома № 4 по Гороховой улице (в то время — ул. Дзержинского), где начиная с 1937 года и до конца жизни (с перерывом на время блокады, 1942—1944) жила А. Я. Ваганова, была установлена мемориальная доска архитектора М. Ф. Егорова с надписью «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии». В 1990-х мраморная доска была заменена на гранитную[9].
  • В 1988 году хореографическое училище им. Вагановой учредило балетный конкурс для воспитанников балетных училищ СССР — «Ваганова — Prix». Начиная с 1995 года конкурс приобрёл международный статус[10]. Среди его победителей — Ульяна Лопаткина, Андриан Фадеев, Светлана Захарова.

Фильмография[править | править код]

  • 1986 — «Агриппина Ваганова» («Лентелефильм», режиссёр Виктор Окунцов)
  • 2004 — «Вспоминая великую Ваганову», передача «Царская ложа» (режиссёр Галина Мшанская)
  • 2009 — «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» — документальный фильм Никиты Тихонова

Сочинения[править | править код]

  • А. Ваганова. Основы классического танца. — Л.: ОГИЗ—ГИХЛ, 1934. — 192 с. — 3250 экз.

Книга многократно переиздавалась. Среди новых изданий:

  • А. Ваганова. Основы классического танца. — Лань, 2000. // Электронная библиотека

Библиография[править | править код]

  • Франгопуло М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.—М.: Искусство, 1948. — 28 с. — 4000 экз.
  • Богданов-Березовский В. М. А. Я. Ваганова. — Л.—М.: Искусство, 1950. — 112 с. — 5000 экз.
  • Кремшевская Г. Агриппина Ваганова. — Л.: Искусство, 1982. — 162 с. — 25 000 экз.
  • Агриппина Яковлевна Ваганова. Статьи, воспоминания, материалы. — Л.—М.: Искусство, 1958. — 344 с. — 7000 экз.
  • Красовская В. М. Ваганова. — Л.: Искусство, 1989. — 224 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00023-0.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.
  2. О. А. Амиржамзаева, Û В. Усова. Самые знаменитые мастера балета России. — Вече, 2002. — 488 с. — ISBN 978-5-94538-008-0.
  3. В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л. — М.: Искусство, 1963. — 552 с. — 10,000 экз.
  4. ↑ Agrippina Vaganova (Russian ballerina) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  5. ↑ Ваганова Агриппина Яковлевна, Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ. tonnel.ru. Дата обращения 5 января 2020.
  6. Lynn Garafola. Legacies of Twentieth-Century Dance. — Wesleyan University Press, 2005-01-28. — 498 с. — ISBN 978-0-8195-6674-4.
  7. ↑ Agrippina Vaganova (1879-1951) – Find A Grave… (англ.). www.findagrave.com. Дата обращения 5 января 2020.
  8. 1 2 Интерактивное оглавление к электронным копиям адресных и справочных книг Санкт-Петербурга — Ленинграда. nlr.ru. Дата обращения 5 января 2020.
  9. ↑ Энциклопедия Санкт-Петербурга. www.encspb.ru. Дата обращения 5 января 2020.
  10. ↑ Молодые танцовщики борятся за приз Вагановой. Радио Культура. Дата обращения 5 января 2020.

Ссылки[править | править код]

  • Биография А. Я. Вагановой на сайте АРБ
  • Заседание 1937 г. касательно Вагановой. Сюжет программы «Абсолютный слух» (недоступная ссылка)
  • «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» реж. Н. Тихонов, 2010 г.

Источник

Биография

Карьера Агриппины Вагановой как педагога-хореографа сложилась удачнее, чем в качестве балерины. Несмотря на трагедию в личной жизни, предательство учеников и социальные катаклизмы, ей удалось оставить глубокий след в методике балета.

Детство и юность

«Царица вариаций» родилась в июне 1879 года в семье отставного унтер-офицера, служившего капельдинером в Мариинском театре Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, рядом с местом работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых располагалась в подвале, который заливало при сильных дождях.

В детстве Агриппина, пользуясь должностью отца, пересмотрела все балеты в «Мариинке» и стала грезить порхающим искусством. Хотя родители считали, что коренастая девочка плохо подходит для фуэте, они смогли пристроить младшую дочь в Императорское театральное училище.

Агриппина Ваганова в молодости

Доводом для матери и отца стали не столько мечты Груши, сколько то, что успешно окончившие 1-й класс ученицы переводились на полный государственный пансион. Вагановы жили бедно и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего рта.

Обучение в училище разочаровало Ваганову. Педагоги (в частности Александр Облаков) только показывали па и требовали от учеников повторения, но не объясняли, как это сделать, не раскладывали движения на элементы.

Груша прослыла неудобной ученицей с ужасным характером: девочка изводила наставников вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала, что обучение Агриппины — пустая трата времени: физические данные строптивой танцовщицы были далеки от идеала, а лицо с кавказскими чертами не соответствовало «кукольным» балетным стандартам. Единственное, в чем нельзя было отказать девушке — это в упорстве и самоотдаче на репетициях.

Читайте также:  Сын валерия харламова биография личная жизнь

Хотя на выпускных экзаменах Ваганова получила 11 из 12 возможных баллов и влилась в труппу Мариинского театра, где царствовала Матильда Кшесинская, дочери армянского унтер-офицера не давали ведущие партии, которые она самозабвенно разучивала. Главный балетмейстер Мариус Петтипа называл исполнительскую манеру Агриппины ужасной, а когда вариациям балерины рукоплескала публика, утверждал, что Ваганова проплатила аплодисменты.

Личная жизнь

В молодости Агриппина пережила ряд ни к чему не обязывающих романов. Поклонники баловали балерину подарками и возили в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где она после нескольких бокалов шампанского сбрасывала туфли и танцевала под аплодисменты посетителей.

Все изменилось после знакомства с Андреем Померанцевым — полковником-путейцем в отставке, членом правления Екатеринославского строительного общества. Мужчина был в 2 раза старше балерины и, став ее возлюбленным, завалил дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась прислуга.

В апреле 1903 года на репетиции балерина упала в обморок. Очнувшись, Ваганова узнала, что причина недомогания — беременность. В голове девушки всплыла русская поговорка «Обещанного 3 года ждут» — она ждала сольных партий уже свыше пяти лет после окончания училища, а их все не было. Поразмыслив, Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.

Агриппина Ваганова и Майя ПлисецкаяАгриппина Ваганова и Майя Плисецкая / «Фейсбук»

Померанцев не смог получить развод от жены, но после рождения сына Саши поселился с Вагановой и до конца своих дней жил с танцовщицей как муж. Когда умерла старшая сестра Груши, племянники Леля и Сережа стали жить с Андреем Александровичем и Агриппиной Яковлевной. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом уморительно воспроизводить движения животных.

На революции 1917 года балерина почти не обратила внимания, однако муж становился все мрачнее и в ночь перед Рождеством застрелился. Из избалованной барыни и любимой жены Ваганова в одночасье превратилась в многодетную мать, лишенную средств к существованию, которой дворник из любезности дает раз в день вязанку дров.

Тем не менее Агриппина смогла вырастить детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-путейцем. Мужчина сохранил архив и мемуары матери.

Балет

В балет погрязшую в материнстве Ваганову вернул сын. Поглядев на фото матери в пачке и на пуантах, мальчик спросил родительницу, почему она больше не танцует, неужели разучилась. Агриппина начала показывать Саше, на что она способна, и пришедшая на работу няня с удивлением обнаружила разгоряченную барыню сидящей на шпагате.

После возвращения в «Мариинку» карьера Вагановой складывалась более удачно, чем в юности. За точность прыжков Агриппину прозвали Стальными ногами. Однажды балерине довелось заменить получившую травму Тамару Карсавину и станцевать главную партию, ведь все сольные роли Ваганова знала наизусть. Но в 1916 году дочку унтер-офицера списали по возрасту, а положенную пенсию после октябрьского переворота перестали выплачивать.

Чтобы прокормить сына и племянников, Агриппина танцевала перед рабочими, солдатами и матросами, преподавала танцы в клубах. А затем Ваганову пригласили работать в родное училище, воспитанники которого репетировали в неотапливаемых помещениях и жили впроголодь.

В наставничестве женщина нашла свое призвание. Строптивая ученица превратилась в резкую и безжалостную на язык преподавательницу, учившую балерин совершать танцевальные па вдумчиво и заботящуюся о каждой ученице как о родной дочери. Майя Плисецкая, которой в юности удалось получить несколько уроков у Вагановой, утверждала, что после занятий стала танцевать намного лучше и, главное, осмысленнее.

Балетный педагог Агриппина Ваганова с ученицами

Заслуги Агриппины Яковлевны заключаются и в разработке методики совершенствования мышц будущих звезд сцены, и в том, что она сумела объяснить важность русской балетной школы советской власти. Вначале вожди, говоря словами Владимира Маяковского, относились к классическому танцу как к «дрыгоножеству», а к Мариинскому театру — как к царской игрушке и пережитку прошлого. Но затем чиновники поняли роль балета в формировании престижа молодого советского государства на международной арене.

В 1931–1937 годах Ваганова работала художественным руководителем балетной труппы «Мариинки», которая называлась Ленинградским театром оперы и балета имени Сергея Кирова. Однако противники требовательной наставницы обвинили Агриппину Яковлевну в самодурстве и присвоении заслуг советской власти. Среди хулителей были и ученицы, в том числе Галина Уланова. И лишь Наталья Дудинская рискнула заступиться за любимого педагога.

Из Кировского театра Ваганову уволили, и она вновь сосредоточилась на любимом деле — преподавании в хореографическом училище. Опыт наставничества обобщен в знаменитой книге «царицы вариаций» «Основы классического танца».

Смерть

Агриппина Яковлевна скончалась 5 ноября 1951 года. Точную причину смерти балерины и педагога в биографиях не указывают, ограничиваясь словосочетанием «тяжелая болезнь». Известно, что за день до кончины Ваганова порывалась идти проводить занятие в училище на улице Зодчего Росси.

Документальный фильм «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная»

Агриппину Яковлевну похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища. Через 2 года после смерти на могиле Вагановой установили памятник — скульптуру танцовщицы с книгой в руках, а через 6 лет учебное заведение, с которым была неразрывно связана биография балерины, получило имя великого педагога. С 1991 года самая известная в мире российская хореографическая школа называется Академия русского балета имени Агриппины Вагановой.

Память

  • 1957 — Академия русского балета (Ленинградское хореографическое училище) имени А.Я. Вагановой
  • 1958 — Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на фасаде дома, где с 1937 года по 1951 год жила Ваганова
  • 1986 — Документальный фильм «Агриппина Ваганова»
  • 1988 — Международный балетный конкурс для воспитанников балетных училищ «Ваганова — Prix»
  • 2004 — Документальный фильм «Вспоминая великую Ваганову»
  • 2009 — Документальный фильм «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная»

Источник