Агриппина биография личная жизнь

Агриппина биография личная жизнь thumbnail

Агриппина Владимировна Стеклова (р. 1973) – популярная киноактриса и театральная прима. За яркую творческую деятельность в театре и кинематографе, а также за и иные заслуги в области искусства удостоена почетного звания Заслуженная артистка России.

Характерная рыжеволосая актриса известна российскому зрителю по театральным проектам в «Сатириконе», талантливо сыгранным ролям в художественных кинолентах «Охота на изюбря», «Географ глобус пропил» и исторической драме «Жила-была одна баба», а также по вызвавшим большой интерес у российских телезрителей приключенческому сериалу «Корабль» и многосерийной мелодраме «Мама по контракту».

Дата появления на свет: 15.02.1973 г.

Место рождения: Российская Федерация, г. Краснодар.

Родители: мать – Л. Мощенская – актриса, ради семейного счастья оставившая сценическую деятельность и работавшая в театре на административной должности, отец – Народный артист России Владимир Стеклов.

Семейное положение: замужем, муж – Заслуженный артист России В.И. Большов.

Дети: сын Даниил.

Образование: Российская академия театрального искусства.

Профессиональная деятельность: актриса театра («Сатирикон», La’ Театр, ЦДР, НТЦ, Театр на Малой Бронной, Театр имени Ермоловой) и кино (58 работ).
Возраст: 46 лет.

Особенности внешности: волнистые огненно-рыжие волосы, большие серо-зеленые глаза.

Знак Зодиака – Водолей.

Детские годы будущей актрисы

Свое редкое имя девочка, родившаяся в самой середине зимы 1973 г. в семье студентов Астраханского театрального института, приобрела в наследство от бабушки Груни, такой же зеленоглазой и рыжеволосой русской красавицы.

Агриппина Стеклова
Так выглядела Агриппина Стеклова в детстве

Впоследствии именно эти штрихи ее индивидуальности – многочисленные веснушки, усыпающие все лицо, ярко-рыжий цвет волос, а также необычное имя – стали предметом бесконечных подтруниваний сверстников, часто напевавших ей вслед известную песенку о дяде Ване и тете Груне, а также о конопатом Антошке.

Это интересно!
Профессиональными актерами у Агриппины были не только родители, но и бабушка с дедушкой. Династию продолжили дети.

В «неформатной», по выражению самой Стекловой, внешности отразились черты не только матери, но и отца, которого девочка боготворила. Однако в семнадцатилетнем возрасте ей пришлось пережить трагедию, связанную с уходом из семьи отца – человека, от которого она не могла ожидать предательства, потому что бесконечно доверяла. Его женитьба на актрисе Александре Захаровой стала для девушки одним из самых сильных жизненных потрясений. Боль утраты смягчило то, что родители смогли сохранить хорошие взаимоотношения.

Юношеские годы

Актерские судьбы родителей, бабушки и дедушки, а также творческая атмосфера в доме повлияли на выбор девушкой профессионального пути. Самую значительную роль в этом сыграл отец, создавший десятки запоминающихся ролей в художественных фильмах и сотни в театральных постановках. Он был для нее самым большим авторитетом в жизни.

Продолжая актерскую династию, Граня решила поступать в ГИТИС, самый знаменитый театральный вуз страны. Провалив экзамены, она со свойственным ей упорством на следующий год все же стала студенткой и по счастливому стечению обстоятельств была зачислена на курс Марка Захарова.

Еще не окончив учебу, Агриппина стала работать в «Сатириконе» под покровительством знаменитого К. Райкина, всегда восторгавшегося ее профессионализмом и внешностью.

А.В. Стеклова в молодости
А.В. Стеклова в молодости

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что творческая биография Агриппины Стекловой буквально с первых дней стала складываться весьма удачно. Но не потому что ей помогали знаменитые родители, а благодаря собственным стараниям, профессионализму и незаурядной внешности.

Театральные роли

Впервые на сцену актриса вышла в детском возрасте. В одном из спектаклей ее партнером был С. Шакуров в роли Уильяма Шекспира, а маленькая Граня исполнила роль дочери поэта. Кроме этой роли, были и другие, сыгранные в детских спектаклях, но к своей ранней сценической деятельности Агриппина не относилась сколь-нибудь серьезно. Для нее это была, скорее всего, игра.

Перечень женских образов, созданных талантливой актрисой в театре, довольно длинный. Тем не менее театральные критики выделяют десятку триумфальных ролей А. Стекловой, без упоминания о которых разговор о ее творчестве лишен смысла.

Название спектакляРоль, сыгранная А.В. Стекловой
МакбетЛеди Макбет, Леди Дункан, Первая ведьма
Ричард IIIКоролева Елизавета
Кьюджинские перепалкиДонна Либера
Трехгрошовая операПроститутка
Ромео и ДжульеттаГорожанка
ТартюфДорина
Жак и его ГосподинТрактирщица
Смешные деньгиДжейн Перкинс
Гедда ГаблерФру Теа Эльвстед
Король ЛирРегана

Даже этот небольшой список позволяет сделать справедливое заключение о том, что актриса способна блистательно исполнить практически любую роль – от простой горожанки до коронованной особы.

Агриппина Стеклова
Агриппина Стеклова – одна из немногих российских актрис, обладающих абсолютной узнаваемостью

Ее высокий профессионализм не остался незамеченным. Стеклова была награждена премией «Чайка» за роль Регины, блестяще исполненную ею в спектакле «Король Лир», поставленном по одноименной драме В.Шекспира.

Столь же почетно и награждение за лучшую роль второго плана премией «Звезда театрала». Награда получена в связи с премьерой спектакля «Тартюф», где она предстала перед зрительской аудиторией в образе Дорины.

Неслучайно Константин Райкин, характеризуя творчество актрисы, назвал ее неподдельной драгоценностью, безупречной в своем профессионализме.

В артистической биографии театральной примы было немало, цветов, аплодисментов, восторженных взглядов поклонников, но главная награда – звание Заслуженной артистки Российской Федерации.

Роли в художественных фильмах

В киноиндустрии Агриппина дебютировала в 16-летнем возрасте, уже тогда заявив о себе как о талантливой актрисе в экранизации для детей «Транти-ванти». Потом ею было создано несколько эпизодических образов, после чего кинематографическая деятельность прервалась. На некоторое время Стеклова предпочла театральные подмостки. Но кинематографический опыт ей все же предстояло приобрести. Сама актриса своим дебютом в кино считает небольшую роль в художественном фильме «Мелкий бес».

На сегодняшний день фильмография В.А. Стекловой – это более 30 реализованных проектов.

Сама она считает наиболее интересными для себя такие роли:

  • завуч в фильме Александра Велединского, посвященном школе, – «Географ глобус пропил» (2013);
  • Татьяна в телесериале Мирослава Малича «Личная жизнь доктора Селивановой» (2007);
  • Панька в драме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» (2011);
  • Надежда Соломатина в фантастическом российском сериале Михаила Макеева, снятом по подобию испанской теленовеллы, «Корабль» (2014–2015).
Читайте также:  Судзиловская олеся биография личная жизнь 2016

Как в спектаклях, так и в кинолентах она играла и главных героинь, и эпизодические роли. Наиболее яркие образы главных героинь созданы ею в детективе «Танго с ангелом», а также в высоко оцененной кинокритиками мелодраме «Холодное сердце».

Вряд ли будет преувеличением утверждение о том, что каждая кинематографическая работа актрисы – это запоминающийся образ, который становится таковым, благодаря ее яркой индивидуальности.

Личная жизнь

На 2-м курсе театрального Агриппина стала встречаться с юношей, от которого случайно забеременела. Но он, к сожалению, не собирался становиться отцом ее сына. Заботу Даниле девушке пришлось взять на себя.

Справляться с проблемами часто помогала мама.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, в личной жизни Агриппины Стекловой произошли события, ставшие судьбоносными. Однажды, разговорившись с коллегой, мать-одиночка каким-то внутренним чутьем поняла, что именно с этим человеком хотела бы создать семью. А человеком этим был Владимир Большов, ставший счастливая любовью ее жизни.

Агриппина Стеклова с сыном и отцом
Семейное фото с сыном и отцом

Несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте, Владимир и Агриппина создали крепкую и дружную семью сразу из четырех человек. Дело в том, что у Володи тоже был ребенок – четырехлетняя дочь Мария, которая росла без рано умершей матери.

Агриппина Стеклова с мужем
Актриса с мужем

Существование у обоих супругов детей от первых браков не стало препятствием к семейному счастью. Девочка сразу приняла жену отца, а Владимир довольно быстро нашел общий язык с сыном жены. Вместе они ездили на рыбалку, играли в футбол, устраивали пикники на природе, делали ремонт. А для Маши Агриппина стала настоящей матерью. Совместных детей у пары нет. Даниил и Мария считают себя братом и сестрой.

Это интересно! Свою любимую Владимир никогда не называет полным именем. Он обращается к ней, ласково называя ее Граней. А себя в шутку величает Золушкой, так как легко справляется с любыми домашними делами и прекрасно готовит.

Официальное оформление супружеских отношений у этой семьи произошло спустя 10 лет совместной жизни по настоянию детей. А вскоре состоялось и таинство венчания.

Дети, воспитанные в этой по-настоящему счастливой дружной семье, продолжили актерскую династию. Родители надеются, что и будущие внуки выберут ту же стезю, о чем заявил глава семейства в передаче «Пока все дома».

А.В. Стеклова – одна из немногих российских актрис, популярность которых не поддерживается сенсациями, интригами, скандальными историями и сплетнями. Известной она стала, благодаря неординарным внешним данным, непревзойденному трудолюбию и истинному профессионализму. Ее сценические образы всегда безупречны, впрочем, как и она сама. На сцене Агриппина Владимировна не играет, а живет. Возможно, поэтому зритель ей верит и с нетерпением ждет новых проектов с ее участием.

Источник

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова

Агриппина Яковлевна Ваганова. Родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге – умерла 5 ноября 1951 года в Ленинграде. Русская и советская артистка балета, балетмейстер, педагог. Основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии I степени (1946).

Агриппина Ваганова родилась 14 июня (26 июня по новому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге.

По национальности – армянка.

Отец – Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов, из персидских армян, родом из Астрахани, служил унтер-офицером, после отставки переехал в Петербург, был капельдинером Мариинского театра.

Именно благодаря отцу она полюбила балет, хотя в детстве Агриппина (в семье ее звали Груня) была пухленькой. Часто находясь за кулисами во время выступлений, она влюбилась в балет.

В девять лет она сдала экзаменовку в училище, проявив замечательные гибкость, артистичность, чувство ритма – и антропология ей не помешала. В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья», затем перешла в класс Екатерины Вазем.

Как вспоминала Ваганова, в училище она обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель Облаков выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?», спрашивала Агриппина, получившая репутацию дерзкой девчонки.

Тем не менее, несмотря на то, как раздражала бесконечными вопросами и соображениями Ваганова учителей – те не могли не признавать за ней дарование, и девочка, вместе с наставлениями быть поскромнее, получала свои первые роли. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов. Играла Амурчика в «Спящей красавице» вместе с легендарной Анной Павловой. Для девочки было главным успеть понять, как Павлова творит на сцене свои чудеса. На репетиции, пока ждала выхода, Агриппина, не ленясь, повторяла за прославленной балериной все движения.

В 1897 году окончила училище. На выпусканых экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных.

Далее была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций».

Агриппина Ваганова в молодости

Агриппина Ваганова в молодости

В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства и низко оценивал ее таланты в своем дневнике.

Агриппина Ваганова проявила себя как новатор в балете, она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Агриппина Ваганова 3

Агриппина Ваганова 4

Репертуар Агриппины Вагановой:

pas de six из балета «Маркитантка» (Красносельский театр, солисты – Анна Павлова и Михаил Фокин);
«Волшебное зеркало»;
pas de trois – «Баядерка»;
pas de trois – «Корсар»;
Геба – «Пробуждение Флоры»;
Царь-девица- «Конёк-горбунок»;
Повелительница дриад – «Дон Кихот»;
Наила – «Ручей»;
Жизель – «Жизель»;
Одетта-Одиллия – «Лебединое озеро».

Читайте также:  Майкл маларки биография личная жизнь

Агриппина Ваганова 5

В 1916 году оставила сцену и занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году.

В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно.

Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

Среди её учениц – Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

Агриппина Ваганова с ученицами

Агриппина Ваганова с ученицами

С 1931 по 1937 год Ваганова – художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В 1933 году Ваганова возобновила в репертуаре Мариинского театра балет «Лебединое озеро». Её редакция потеряла сказочные черты и носила мелодраматический характер: Одетта погибала от выстрела Ротбарта, Зигфрид закалывался, потеряв любимую.

Так же Ваганова возобновила балет «Эсмеральда».

Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. В книге Ваганова подробно излагает свои педагогические взгляды. Выдержала много переизданий и переведена на многие языки мира.

В Великую Отечественную войну Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию.

В 1943 году ее утвердили на должности главного хореографа Большого театра, но Ваганова отказалась – хотела работать только в Ленинграде в своем родном училище. Она вернулась в Ленинград и преподавала до самой смерти.

Агриппина Ваганова в старости

Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие создано в 1953 году (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов).

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года – Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой.

В 1958 году на фасаде дома № 4 по Гороховой улице (в то время – ул. Дзержинского), где начиная с 1937 года и до конца жизни (с перерывом на время блокады, 1942-1944) жила А. Я. Ваганова, была установлена мемориальная доска архитектора М. Ф. Егорова с надписью «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии». В 1990-х мраморная доска была заменена на гранитную.

В 1988 году хореографическое училище им. Вагановой учредило балетный конкурс для воспитанников балетных училищ СССР – «Ваганова – Prix». Начиная с 1995 года конкурс приобрёл международный статус.

Личная жизнь Агриппины Вагановой:

Гражданский муж – Андрей Александрович Померанцев, полковник царской армии. При этом официально Померанцев был женат на другой. В Рождество 1917 года Андрей Александрович застрелился прямо под елкой.

13 января 1904 года у них родился сын Александр Померанцев. В свидетельстве о крещении сына было записано, что Померанцев «усыновил Александра, рожденного вне брака от девицы Агриппины Вагановой».

Внучка – Людмила Померанцева.

Внучка ее гражданского мужа Андрея Александровича Померанцева – Марина Андреевна Померанцева – была ученицей Вагановой (выпуск 1940 года). Она стала солисткой балета, затем несколько лет преподавала в балетной школе, носящей имя ее сводной бабушки.

Архив Вагановых, собранный её сыном, Александром Померанцевым, был передан им в театральный музей. Именно ему история балета обязана множеством материалов, касающихся Вагановой – сын бережно собирал и хранил их много лет, передав впоследствии в театральный музей.

Александр Померанцев – сын Агриппины Вагановой

Александр Померанцев сын Агриппины Вагановой

Фильмография Агриппины Вагановой:

1986 – Агриппина Ваганова (документальный)
2004 – Вспоминая великую Ваганову (документальный)
2009 – Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
2010 – Татьяна Вечеслова. Я – балерина (документальный)

Библиография Агриппины Вагановой:

1934 – Основы классического танца

Звания и награды Агриппины Вагановой:

– Народная артистка РСФСР (1934)
– Сталинская премия первой степени (1946) – за выдающиеся достижения в области хореографического искусства
– Орден Трудового Красного Знамени

Источник

Ее танцевальные вариации называли легендарными — или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру.

Агриппина Ваганова родилась в Санкт-Петербурге в 1879 году. Она была младшей из трех дочерей. Ее отец, Акоп Ваганов, служил унтер-офицером в Астрахани, а в столицу переехал после отставки. В Санкт-Петербурге он работал капельдинером в театре. Семья жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице.

Ваганова с детства мечтала танцевать. Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Привлекало будущую танцовщицу и то, что успешных учениц принимали на полный пансион — так она могла избавить свою семью от лишнего рта.

«Бедность в танцевальном училище была «неуместна», и ее невероятно стыдились. При всей детской любви к сладкому, мы — дети бедных родителей — копили излишки сахара и передавали их домой, часто скрывая это друг от друга. Как меня мучила моя бедность, как я постоянно скрывала отсутствие у меня даже мелочи на необходимые расходы…»

Первым учителем Вагановой стал Александр Облаков. Он показывал классу танцевальные движения, которые ученицы отрабатывали снова и снова, пока они не становились безукоризненными. Девочке занятия давались нелегко, но она много занималась и вскоре стала одной из первых учениц. В конце первого года обучения Агриппина Ваганова попробовала сложить элементы, которые изучила, в коротенький танец — «вариацию».

Читайте также:  Владислав галкин биография личная жизнь дети

Уже во втором классе юные балерины получали роли в спектаклях. Первым образом Агриппины Вагановой стал маленький амур в балете «Спящая красавица» (Мариинский театр). Потом она играла пажа, спутницу феи Сирени, танцевала в «крестьянском вальсе». Ваганова старалась не просто справиться с партией, но и успеть «подсматривать» технику танца у профессиональных балерин, чтобы потом отрабатывать движения самостоятельно.

Через несколько лет танцовщицу перевели в класс Екатерины Вазем. Здесь девочки вместе с преподавательницей разбирали технику исполнения элементов, выполняли упражнения, понимая, как эти навыки пригодятся им в будущем. Екатерина Вазем была строгой, требовательной и внимательной к своим ученицам. Агриппина Ваганова писала: «Каким бы большим ни был класс, Вазем все видела, никто не ускользал от ее взгляда».

В 1895 году Ваганова окончила училище, получив на выпускном экзамене 11 баллов из 12. Однако ей пришлось остаться здесь до 17-летия: в театр до этого возраста не принимали. Она занималась хореографией в классе Павла Гердта, а через год Агриппину Ваганову зачислили в артистки кордебалета Мариинского театра. Свое первое выступление она вспоминала так: «Спеша на сцену, я поскользнулась и скатилась с лестницы, ударяясь затылком о ступени. Искры посыпались из глаз, но, встав, я оправилась и побежала. Да, таков был мой плачевный «дебют».

У Агриппины Вагановой не было природных задатков, нужных, чтобы стать балериной: она не была высокой, изящной, пластичной. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала свою технику: изучала приемы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой. Занимаясь с Николаем Легатом классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения. Николай Легат поставил для своей ученицы сольную партию.

«Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда . Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра».

Критики прозвали Агриппину Ваганову «царицей вариаций». Однако, несмотря на все высокие оценки, сольных партий танцовщица так и не получала. Позже она напишет в своих воспоминаниях: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».

Агриппина Ваганова на уроке

В эти годы Ваганова познакомилась с отставным полковником Андреем Померанцевым и стала его гражданской женой. В 1904 году у танцовщицы родился сын Саша. Когда ее сестра умерла, они с мужем взяли в семью оставшихся сиротами племянников.

В 1914 году Агриппине Вагановой предложили станцевать партию в «Шопениане». Вышло это случайно: Тамара Карсавина, исполнявшая в постановке главную роль, подвернула ногу. Ваганова вспоминала: «Мне, не избалованной судьбой на сцене, улыбнулось большое счастье. Моя «дерзость» понравилась, успех был большой». Однако даже после триумфа на организованные Сергеем Дягилевым Русские сезоны ее не пригласили. Только через год ей дали сольную партию в балете «Ручей», который имел оглушительный успех. Потом Ваганова играла Одетту–Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке».

В 1914 году артистке исполнилось 36 лет. Ее карьера в Мариинском театре закончилась «за выслугой лет». С наступлением 1917 года в жизни Вагановой начались тяжелые времена: ее муж не смог смириться с политическими потрясениями в стране и покончил с собой. Чтобы прокормить детей, Ваганова выступала с концертами и начала преподавать. Устроившись преподавателем хореографии в частную школу, она поняла, что учить танцам — это ее призвание.

В 1921 году ее взяли на работу в Театральное училище (позже — Ленинградское хореографическое училище, сегодня — Академия русского балета имени Вагановой). Она вырабатывала свою методику преподавания: комбинировала танцевальные упражнения, складывая их в небольшие вариации. Ваганова объясняла будущим балеринам, как работают мышцы, как сделать движения более изящными и легкими. В 1923 году Агриппина Ваганова выпустила своих первых учениц — Ольгу Мунгалову и Нину Млодзинскую, через год — Наталью Камкову и Елену Тангиеву. В 1925 году на сцену вышла Марина Семенова. После ее выступлений критики писали: «Если бы Ваганова выучила так танцевать одну только Семенову, уже этого было бы достаточно, чтобы она оставила о себе славу лучшего педагога своего времени… Это она открыла и мастерски отшлифовала драгоценный бриллиант, заставив сверкать его ярче солнца».

«Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты «школы Вагановой».

В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. Спустя два года она поставила на его сцене «Лебединое озеро». Балерине присвоили звание народной артистки РСФСР (1934 год), балет шел в Мариинке еще 10 лет. В эти годы Агриппина Ваганова выпустила свою книгу «Основы классического танца» (1934 год). Она переиздавалась шесть раз и была переведена на многие европейские языки. Книгу называли «трудом, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета».

В 1937 году Ваганову освободили от должности художественного руководителя и предложили вернуться к преподаванию. Она вновь искала новые приемы, совершенствовала свою педагогическую методику. После эвакуации Ленинградского хореографического училища в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр. Через два года она вернулась в Ленинград и продолжила работу в училище.

Агриппина Ваганова умерла после тяжелой болезни в Ленинграде в 1951 году. Она похоронена на Волковском кладбище. На надгробии балерины изображена танцовщица с книгой в руках.

Источник