Зоя богуславская биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июня 2019; проверки требуют 16 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Богуславская.
Зо́я Бори́совна Богусла́вская (род. 16 апреля 1924 года[1], Москва, СССР) — советская и российская писательница, прозаик и эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Автор ряда культурных проектов в России и за рубежом. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2019), почётный член РАХ.
Биография[править | править код]
Зоя Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве.
Отец — Борис Львович Богуславский (род. 1XXX), был известным учёным в области кибернетики и машиностроения, автором ряда научных работ, монографий и учебных пособий («Токарные автоматы: основы расчёта, проектирования и эксплуатации», М. : Машгиз, 1958; «Токарные полуавтоматы и автоматизированные линии», М.: Профтехиздат, 1961; «Автоматы и комплексная автоматизация», М.: Машиностроение, 1964[2]; «Справочник металлиста» в 5 томах, 1976—1978). Мать — Эмма Иосифовна Богуславская.
Выбор профессии определило детское увлечение театром, литературой. Ещё в школе юная Зоя начала писать тексты для драмкружков и литературных вечеров.
В 1948 году Зоя Богуславская окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС), театроведческий факультет, а затем аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. После защиты диссертации работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям. Начав свой творческий путь как театральный и кинокритик, впоследствии З.Богуславская получила широкую известность как писатель новой волны.
В конце 1960-х годов ей принесли известность статьи о театре и кино, были опубликованы монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютирует в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена во Франции. В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались её книги «700 новыми», «Защита», «Наваждение», «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» — «Контакт» (театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещён). Прогрессивная критика причислила её к писателям, близким к трифоновской школе прозы, открывающим новые стороны жизни современного человека, — консервативная критика обвиняла в аполитичности, увлечении психологическими глубинами человека.
В 1998 году издается 2-томник Зои Богуславской «Зазеркалье», куда входят основные её произведения. Книга выпущена издательством «Культура» и включает 52 фотографии из личного архива, с портретом и обложкой кисти известного художника Рустама Хамдамова, оформлением А. Коноплева. Творчество З. Б. Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг её книг развертывались дискуссии, многие из них в своё время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались, переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира; к примеру, во Франции были переведены четыре повести.
Широко известен цикл эссе Зои Богуславской «Невымышленные рассказы» о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и др.
По мнению критиков, повести «Близкие», «Окнами на юг» можно считать первыми художественными произведениями об истинно новых русских; эссе «Время Любимова и Высоцкий», «Лайза и Барышников, Миша и Минелли», вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга «Американки» и в переиздании «Американки плюс», ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года. По сюжетам книги программой «Браво» в США была снята серия телефильмов[3].
Семья[править | править код]
Зоя Богуславская была замужем три раза.
- Первый раз она вышла замуж в 19 лет за Георгия Новицкого, актёра Ленинградского театра, впоследствии он стал актёром Театра имени Моссовета[4].
- Второй муж — доктор технических наук, профессор Борис Каган, конструктор в области автоматики и вычислительной техники и лауреат Сталинской премии[5].
- Во втором браке у Зои Богуславской родился сын Леонид Богуславский, известный российский инвестор и совладелец компаний Яндекс и Озон.ру.
- В 1964 году Зоя Богуславская третий раз вышла замуж, став женой Андрея Вознесенского. Их брак продлился 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нём Зоя Богуславская и её сын Леонид учредили премию «Парабола», одноимённую с одним из первых сборников стихов поэта, опубликованным в 1960 году. З. Богуславская и её сын также являются инициаторами создания в Москве культурного Центра Вознесенского, открывшегося в день рождения поэта, 12 мая 2018 г.[6]. Центр расположился в районе Замоскворечье г. Москвы, где прошло детство А. Вознесенского, а также состоялась встреча с Б. Пастернаком. Для реализации проекта у частного собственника на средства семьи была выкуплена бывшая усадьба штабс-капитана Демидова 1917 г., памятник архитектуры начала XIX века. Премия и Центр были учреждены во исполнение Указа президента России В. В. Путина[7].
Общественная деятельность[править | править код]
В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писательниц в России, затем Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. Она также является членом Исполкома Русского Пен-центра, членом редколлегий ряда журналов. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции, Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашённым писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
В 1991 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России Независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры Ю. Башмет, В. Васильев, Э. Климов, А. Битов, В. Абдрашитов, Е. Максимова, А. Вознесенский, О. Табаков, В. Спиваков и другие, и одноимённый Фонд, генеральным директором которого она стала. В 2010 году впервые прошло вручение молодёжной премии «Триумф» и учрежденная с фондом «Триумф-Новый Век» научная премия, которая вручается российским учёным, занимающимся фундаментальными и теоретическими исследованиями за «весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки».
Зоя Богуславская является автором многих других культурных акций, прежде всего связанных с «триумфовцами» — ежегодные фестивали искусств «Рождественская карусель» в Москве, Тольятти, Париже, а также инициатором других художественных событий: авторских вечеров, театральных и кинопремьер, концертов.
В 2000 году по проекту З. Б. Богуславской, на этот раз книжному, совместно с издательством «Эксмо» начинается публикация «Золотой коллекции „Триумфа“», в которую представляют авторские книги лауреаты и члены жюри премии «Триумф»: О. Табаков, М. Жванецкий, А. Битов, А. Демидова, А. Вознесенский, Б. Гребенщиков, Н. Ананиашвили, Ю. Давыдов, З. Богуславская и других.
В 2001 году подписала письмо в поддержку телеканала НТВ.
Сочинения[править | править код]
Критика[править | править код]
- «Леонид Леонов». М., 1960.
- «Драматург і театр: П’єси О. Корнійчука на сценах московських театрів». Київ, 1961.
- «Вера Панова: Очерк творчества». М., 1963.
Проза[править | править код]
- …и завтра: Повесть. М., 1967
- Транзитом: Повести и рассказы. М., 1972
- Защита: Рассказы, повесть, роман. М., 1979
- Повести., 1979
- Посредники: Повести. Роман. М., 1981
- Близкие: Букинистическое издание, 1988
- Гонки; Транзитом; Защита:1988
- Американки:1991
- Американки плюс:1993
- Зазеркалье: Сочинения в двух томах, 1997
- Повесть Веруня и джентльмены: М., 2009, журнал Юность
- Вымышленное. Том 1: в сборник вошли повести и рассказы «Защита», «Наваждение», «Окнами на юг», «Семьсот новыми» и др., 2009
- Невымышленное. Том 2: в сборник вошла художественная публицистика и эссеистика Зои Богуславской, а также литературные портреты писателей и деятелей культуры — Юрия Любимова, Василия Аксенова, Аллы Демидовой, Аркадия Райкина, Олега Табакова и др., 2009
- Предсказание: в книгу вошли лучшие повести и рассказы, а также воспоминания и интервью, оставшиеся от встреч с Владимиром Высоцким, Брижит Бардо, Михаилом Барышниковым, Вольфом Мессингом, Вангой, Нэнси Рейган, Марком Шагалом, Олегом Меньшиковым, Михаилом Жванецким и многими другими, 2009
- Рассказ Ошибка: М., 2010, журнал Юность
Драматургия[править | править код]
- Контакт: Психологическая хроника. М., 1979
Награды[править | править код]
- Заслуженный работник культуры Российской Федерации (16 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[8].
- Почётный член Российской академии художеств (2019 год) https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=54616
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Богуславская, Зоя Борисовна в «Журнальном зале»
Богуславская Зоя Борисовна – известная советская и российская писательница, драматург, эссеист и прозаик. Принимает участие в общественной деятельности, организует культурные проекты в России и за рубежом. Вдова известного поэта Андрея Вознесенского.
Детские годы
Зоя Богуславская, биография которой представлена в этой статье, появилась на свет в Москве 16 апреля 1929 года. Ее родители принадлежали к интеллигенции. Отец, Борис Львович, занимался инновационными разработками в сфере машиностроения. Был очень известным ученым, многие вузы занимались по его учебным пособиям. Будущая писательница признавалась, что отца любила намного больше, чем мать. Потому что папа любил детей, а мама – работу. Но Эмма Иосифовна была искренне привязана к дочери, хоть и не всегда могла это показать, именно она дала ей имя Зоя, что переводится с греческого как «жизнь».
В 25 лет Борис Львович был назначен главным инженером на заводе Орджоникидзе, а затем отправлен для повышения квалификации в ГДР. Мать в это время работала в клинике Штерна. Благодаря поездке Зоя Борисовна освоила в совершенстве немецкий язык еще в детстве. В Германии семья прожила с 1930 по 1932 год. После возвращения начались репрессии, большинство представителей интеллигенции (среди них было множество знакомых Богуславских) попали под следствие.
Начало карьеры
В школьное время Зоя Богуславская увлеклась театром, где пробовала себя и как актриса, и как драматург. Поэтому с выбором будущей профессии проблем у девушки не возникло. Зоя Борисовна поступила на факультет театроведения в ГИТИС, который окончила с красным дипломом. Затем поступила в аспирантуру Института истории искусств при Академии наук СССР. На отлично защитила диссертацию.
Однако юность будущей писательницы не была особенно радужной, это было страшное военное время. Богуславская не осталась в стороне и работала медсестрой в военном госпитале, а в свободное время вместе с другими студентами ГИТИСа разгружала баржи на Оке.
После окончания института девушка пошла работать редактором в издательство «Советский писатель». Одновременно с этим также подрабатывала в Высшем театральном училище. Упорная работа была высоко вознаграждена – Богуславская была назначена на должность руководителя Комитета по присуждению Ленинской премии.
Начало литературной карьеры
Свой творческий путь Зоя Богуславская начала в качестве театрального и кинокритика, но настоящую известность получила после выхода своих первых повестей «Защита» и «Семьсот новыми». Произведения были изданы в России и во Франции, принесли автору звание представителя новой волны в литературе и сделали ключевой фигурой культурного процесса реформистского времени.
А дебютировала Богуславская с повестью «И завтра», которая была опубликована в журнале «Знамя». Произведение сразу же было замечено критиками, а затем переведено на другие языки.
После публикации нескольких других произведений, включая рассказы и романы, Зою Борисовну причислили к писателям, работающим в рамках Трифоновской школы прозы. Прогрессивные критики видели в ее творчестве попытку описать новую сторону жизни современного общества. Однако консервативные представители литературного мира обвиняли писательницу в аполитичности и чрезмерном увлечении психологической стороной человеческой натуры. Психологизм для представителей соцреализма был вредным и ненужным явлением.
Драматургия и не только
В 70-е годы Зоя Богуславская начинает активно заниматься драматургией. Вскоре в журнале «Театр» вышли две ее пьесы «Контакт» и «Обещание». Первая драма была поставлена в театре им. Е. Вахтангова. Вторая оказалась под запретом еще на стадии репетиций, хотя должна была войти в репертуар МХАТа.
Большую известность принес писательнице цикл эссе «Невымышленные рассказы», в которых были описаны встречи с различными представителями американской, европейской и русской культуры, среди которых: А. Райкин, М. Шагал, Х. Кортасар, Л. Леонов, В. Панова, М. Рощин, А. Миллер, Ю. Любимов, М. Барышников, Н. Саррот, Б. Бардо и пр.
Произведения, изданные в 90-е
После развала СССР Зоя Богуславская (фото писательницы можно найти в этой статье), как и многие другие авторы, смогла опубликовать многие свои произведения, до этого запрещенные. Среди них оказались:
- Повести «Окнами на юг» и «Близкие», считающиеся самыми первыми художественными произведениями о «новых русских».
- Эссе «Лайза и Барышников», «Время Любимова и Высоцкого», которые вызвали бурную реакцию критиков.
- Публицистика «Американки», стоящая особняком среди произведений писательницы. Тем не менее книга стала бестселлером и получила несколько литературных премий.
Произведения Богуславской всегда вызывали интерес у критиков и возбуждали бурные дискуссии. Многие из книг были запрещены цензурой в советское время. Практически все произведения писательницы были переведены на разные европейские языки.
Общественная деятельность
В начале 60-х Зоя Богуславская решает создать Ассоциацию женщин-писательниц России, которая впоследствии превратилась в Международную ассоциацию со штаб-квартирой в Париже. Также она является членом Исполкома Русского Пен-центра и входит в состав редакторских коллегий нескольких журналов. Зоя Борисовна – частый гость на форумах и в университетах Франции, США, Великобритании. Постоянная участница книжных ярмарок в Германии, Испании и других европейских странах. Какое-то врем работала в Колумбийском университете Нью-Йорка.
Писательницу всегда отличали интерес к простым людям, желание помочь талантливой молодежи по всему миру и любовь к искусству. Богуславская считается признанным авторитетом в области литературы, театра и кино. Несмотря на преклонный возраст, пристально следит за появлением и развитием новых направлений в искусстве.
В свободное время Зоя Борисовна увлекается плаваньем и коньками, а также участвует в соревнованиях по волейболу. В настоящее время живет в Москве.
Зоя Богуславская: книги
Перечислим те произведения писательницы, которые можно найти на полках библиотек и книжных магазинов:
- Критическая литература: «Леонид Леонов», «Вера Панова».
- Прозаические книги: «…и завтра», «Транзитом», «Защита», «Посредники», «Близкие», «Гонки», «Зазеркалье», «Веруня и джентльмены», «Вымышленное» (в двух томах), «Ошибка».
- Пьесы: «Контакт», «Обещание».
Зоя Богуславская (биография): личная жизнь
Писательница трижды была замужем. Первым мужем Богуславской стал Георгий Новицкий, актер Ленинского театра, где и познакомились молодые люди. Для Зои это была первая настоящая любовь, девушке тогда только исполнилось девятнадцать лет. Однако счастье длилось недолго, и брак распался.
Затем Зоя Борисовна стала супругой Бориса Кагана, известного ученого, который был доктором технических наук и даже получил Сталинскую премию. Вскоре у четы появился ребенок – сын, которого назвали Леонидом. Но и этот брак долго не просуществовал.
В 1964 произошла роковая встреча Зои Борисовны с Андреем Вознесенским. Известный поэт практически вскружил голову молодой женщине. В этом же году она разводится с мужем и вступает в брак с Вознесенским. Эти отношения оказались для Богуславской самыми длинными. Вместе супруги прожили 46 лет. Все эти годы была по-настоящему счастлива Зоя Богуславская. Фото в молодости доказывают, что писательница была довольно привлекательной женщиной, поэтому вопросов о том, почему она пользовалась такой популярностью у мужчин, не возникает.
Зоя Богуславская
Зоя Борисовна Богуславская. Родилась 16 апреля 1924 года в Москве. Советская и российская писательница, прозаик, эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Жена поэта Андрея Вознесенского.
Зоя Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве.
Отец – Борис Львович Богуславский, инженер, учёный в области кибернетики и машиностроения, автор ряда научных работ, монографий и учебных пособий.
Мать – Эмма Иосифовна Богуславская.
С ранних лет Зоя увлекалась литературой и театром. В школьные годы писала тексты для драмкружков и литературных вечеров.
После окончания школы поступила в ГИТИС на театроведческий факультет, который окончила в 1948 году.
В 1949 году она пыталась стать актрисой. Однако отказалась от этой идеи. Сама она вспоминала: “Актрисой я не стала совершенно сознательно. Было это так. Однажды иду мимо Малого театра и вижу объявление о наборе артистов во вспомогательный состав. Чем черт не шутит – подумала я, зашла, прочитала какую-то басню… На следующий день вывесили списки принятых. И моя фамилия – среди них! Я всю ночь не спала. Ходила и думала: вот я выиграла счастливый билет. И что теперь делать? И решила – нет, не хочу! Не мое! Дело в том, что я не могу ничего повторять по нескольку раз. Не способна одинаково сказать, сделать, я все должна придумать заново, по-другому… Совершенно очевидно, что я не смогу играть одну и ту же роль годами, как это принято у актеров. И не хочу!”.
Она поступила в аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. Тема диссертации: «Советская драматургия московских театров».
Зоя Богуславская в молодости
В 1951 году в газете «Советское искусство» вышла ее первая критическая рецензия.
После защиты диссертации работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям.
Зоя Богуславская стала широко известной после двух публикаций: «Брижит Бардо – последняя суперстар», которая появилась в «Литературной газете» и была тут же перепечатана почти по всей Европе, и «Девушкой можно быть раз в жизни», напечатанной в «Московском комсомольце». Последняя статья была написана по итогам встречи с десятиклассницами нью-йоркской школы. Зоя Борисовна спросила одну из них: «А вы уже замужем?». На что та ответила: «Куда спешить?», а продолжила фразой, и ставшей заголовком нашумевшего материала.
Последующие за этими публикациями рассказы и повести «700 новыми», «Защита», а потом книга «Американки» сделали Зою по-настоящему знаменитым писателем.
Начав свой творческий путь как театральный и кинокритик, впоследствии Зоя Богуславская получила широкую известность как писатель новой волны.
В конце 1960-х годов ей принесли известность статьи о театре и кино, были опубликованы монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютирует в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена во Франции.
В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались её книги «Наваждение» и «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» – «Контакт» (театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещён). Прогрессивная критика причислила её к писателям, близким к трифоновской школе прозы, открывающим новые стороны жизни современного человека, – консервативная критика обвиняла в аполитичности, увлечении психологическими глубинами человека.
В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писательниц в России, затем Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. Она также является членом Исполкома Русского Пен-центра, членом редколлегий ряда журналов. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции, Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашённым писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
В 1991 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России Независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры Ю. Башмет, В. Васильев, Э. Климов, А. Битов, В. Абдрашитов, Е. Максимова, А. Вознесенский, О. Табаков, В. Спиваков и другие, и одноименный Фонд, генеральным директором которого она стала. В 2010 году впервые прошло вручение молодёжной премии «Триумф» и учрежденная с фондом «Триумф-Новый Век» научная премия, которая вручается российским учёным, занимающимся фундаментальными и теоретическими исследованиями за «весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки».
В 1998 году издается 2-томник Зои Богуславской «Зазеркалье», куда входят основные её произведения. Книга выпущена издательством «Культура» и включает 52 фотографии из личного архива, с портретом и обложкой кисти известного художника Рустама Хамдамова, оформлением А. Коноплева.
Творчество Зои Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг её книг развертывались дискуссии, многие из них в своё время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались, переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира. Во Франции были переведены четыре повести.
Широко известен цикл эссе Зои Богуславской «Невымышленные рассказы» о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и др.
По мнению критиков, повести «Близкие», «Окнами на юг» можно считать первыми художественными произведениями об истинно новых русских. Эссе «Время Любимова и Высоцкий», «Лайза и Барышников, Миша и Минелли», вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга «Американки» и в переиздании «Американки плюс», ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года.
По сюжетам книги программой «Браво» в США была снята серия телефильмов.
Зоя Богуславская является автором многих других культурных акций, прежде всего связанных с «триумфовцами» — ежегодные фестивали искусств «Рождественская карусель» в Москве, Тольятти, Париже, а также инициатором других художественных событий: авторских вечеров, театральных и кинопремьер, концертов.
Зоя Богуславская
Личная жизнь Зои Богуславской:
Трижды была замужем.
Первый муж – Георгий Новицкий, актер, служил в Ленинградском театре, позже стал актером Театра имени Моссовета. Вышла за него замуж в 19 лет.
Зоя Богуславская и Георгий Новицкий
Второй муж – Борис Каган, доктор технических наук, профессор, конструктор в области автоматики и вычислительной техники, лауреат Сталинской премии.
В браке родился сын Леонид Богуславский, известный российский инвестор и совладелец компаний Яндекс и Озон.ру.
Третий муж – Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), советский и российский поэт, публицист, художник, архитектор. Вознесенский долго ухаживал за Богуславской – еще когда она была замужем за Каганом. Он написал посвященную ей поэму «Оза». Поженились в 1964 году и прожили вместе 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нем Зоя Богуславская и ее сын Леонид учредили премию «Парабола».
Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский
Фильмография Зои Богуславской:
2008 – Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2011 – Высоцкий. Вот и сбывается всё. что пророчится… (документальный)
2011 – Больше, чем любовь. Борис Слуцкий и Татьяна Дашковская (документальный)
2012 – Белла Ахмадулина. “А напоследок я скажу…” (документальный)
Библиография Зои Богуславской:
1967 – …и завтра
1972 – Транзитом: Повести и рассказы
1979 – Защита: Рассказы, повесть, роман
1979 – Повести
1981 – Посредники: Повести
1988 – Близкие: Букинистическое издание
1988 – Гонки; Транзитом; Защита
1991 – Американки
1993 – Американки плюс
1997 – Зазеркалье: Сочинения в двух томах
2009 – Веруня и джентльмены
2009 – Вымышленное. В 2-х томах
2009 – Предсказание
2010 – Ошибка
Пьесы Зои Богуславской:
1979 – Контакт: Психологическая хроника