Журбин биография личная жизнь

Журбин биография личная жизнь thumbnail

Александр Борисович Журбин

Александр Журбин

Александр Борисович Журбин (урожденный Гандельсман). Родился 7 августа 1945 года в Ташкенте. Советский и российский композитор, автор песен, радио- и телеведущий. Заслуженный деятель искусств РФ (2003).

Александр Гандельсман, ставший широко известным как Александр Журбин, родился 7 августа 1945 года в Ташкенте в еврейской семье.

Отец – Борис Маркович Гандельсман, инженер.

Мать – Ада Александровна Литвак-Журбина (1920-2013), инженер.

Брат – Юрий Борисович Гандельсман, известный израильский и американский альтист.

Двоюродный брат – Владимир Гандельсман, поэт и переводчик.

Фамилию Гандельсман на Журбин сменил в 1972 году.

В 1963 году окончил Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу имени В.А. Успенского. Далее учился в Ташкентской консерватории по классу виолончели. Затем окончил Институт им. Гнесиных по классу композиции и аспирантуру Ленинградской консерватории – его диссертация была посвящена поздним симфониям Густава Малера.

Учился у таких мастеров, как Н. И. Пейко, Г. И. Литинский, А. И. Хачатурян, С. М. Слонимский и Ю. Г. Кон.

В 1970-1977 годы жил и работал в Ленинграде. Там он поставил первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика», которая была написана им в 1975 году, а поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории. Эта постановка принесла ему широкое признание.

Александр Журбин в молодости

Александр Журбин в молодости

С середины 1970-х начал писать музыку для кино. Его мелодии звучат в таких известных советских картинах как «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Мелодия на два голоса», «Эскадрон гусар летучих», «Бедная Маша», «Предел желаний», «Женатый холостяк», «Колье Шарлотты», «Голова Горгоны», «Джек Восьмёркин – “американец”», «Биндюжник и Король».

Работал в жанре лёгкой эстрадной музыки. Написал около двухсот песен, в том числе такие, как «Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка – жизнь», «Все к лучшему», «Послевоенное танго», «Тучи в Голубом».

Его песни исполняли Иосиф Кобзон, Кристина Орбакайте, Юрий Гуляев, Алла Пугачёва, Ирина Понаровская, Яак Йоала, Тамара Гвердцители, Николай Караченцов, Максим Леонидов, Павел Смеян, Наталья Ветлицкая, Михаил Боярский и другие известные певцы.

Активно работал в академических жанрах, сочинил пять симфоний, концерт для фортепиано с оркестром, концерт для альта с оркестром, концерт для виолончели с оркестром «Иерусалим», концерт для скрипки с оркестром, два квартета, фортепианный квинтет, сонаты, ряд произведений камерной музыки, а также вокальных циклов, ораторий и кантат.

В 1990-2002 годах композитор жил с семьёй в Нью-Йорке. В 1992 году организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звёзды».

В 2002 году вернулся в Россию, живёт на два дома – в Москве и в Нью-Йорке.

Александр Журбин признавал, что в Америке у него не получилось: “Да такое бывает редко, чтобы человек, родившийся в России и проведший здесь много лет, приехал на Запад в зрелом возрасте и выбился в люди… Есть довольно большой класс «наших» людей, живущих на Западе и входящих в так называемый middle class. Это врачи, юристы, программисты, профессора университетов, балерины, музыканты, играющие в хороших оркестрах. Они все довольны судьбой, они получают приличные деньги, у них обеспечены всякие «бенефиты»: медицина, страховки, пенсии и т. д. Эти люди не рвутся к известности и к славе, им достаточно сытой и комфортной жизни, они постепенно врастают в западную жизнь, а уж их дети становятся стопроцентными американцами (или канадцами, британцами, германцами). Но это не всех устраивает. Меня, например, не устроило. И я повернулся и поехал обратно… приехать в Россию и сказать: знаете, у меня там не получилось! – это непросто. Но я смог”.

В 2000-е продолжил писать музыку к фильмам – в его активе такие картины как «Московская сага», «Жизнь и смерть Лёньки Пантелеева», «Защита против», «Августейший посол», «Тяжёлый песок», «Странники терпенья».

композитор Александр Журбин

В 2003 году Журбину было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РФ.

С 2007 года – ведущий телепередачи «Мелодии на память» на НТВ.

Автор и ведущий радиопередач «Звуки мюзикла» (2008-2011) и «Музыкальные перекрёстки» (с 2011) на радиостанции «Орфей».

В 2010-2011 годах был колумнистом газеты «Известия».

Лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая музыка (композитор)» (2007).

Участник общественного совета Российского еврейского конгресса.

Награждён Орденом Почёта (2010).

Является членом Союза композиторов России, Союза кинематографистов России, Союза театральных деятелей РФ, Союза писателей России.

В 2017 году состоялась премьера его оперы композитора «Метаморфозы любви» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В том же 2017 году стал лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство».

“Надо сыграть так, чтобы публика в зале вдруг ощутила – а ведь здорово! Какую музыку написал композитор, а! И чтобы через 100 лет эта музыка звучала наравне с великой классикой. Вот задача для современного исполнителя”, – говорил Журбин.

Личная жизнь Александра Журбина:

Дважды был женат.

Первая жена – Лора Квинт, композитор. Поженились в 1971 году. Брак распался через несколько лет.

В браке в 1974 году родился сын Филипп Квинт, он окончил Джульярдскую школу в Нью-Йорке, скрипач, в США снялся в ряде телесериалов.

Лора Квинт – первая жена Александра Журбина

Лора Квинт первая жена Александра Журбина

Филипп Квинт – сын Александра Журбина

Филипп Квинт сын Александра Журбина

Вторая жена – Ирина Львовна Гинзбург, дочь переводчика Льва Владимировича Гинзбурга, поэтесса, переводчик, мемуаристка.
Познакомились случайно в феврале 1976 года у отца Ирины, к которому пришел в гости Журбин. На тот момент он был женат, также и Ирина состояла в отношениях. Затем Журбин пригласил ее на московскую премьеру «Орфея и Эвридики». Между ними начались отношения.

Поженились 14 января 1978 года, свадьбу играли в «Метрополе».

В браке в 1978 году родился сын Лев Журбин, композитор, альтист, автор музыки к фильмам, руководитель нью-йоркского ансамбля «Ljova & the Contraband».

Александр Журбин и Ирина Гинзбург

Александр Журбин и Ирина Гинзбург

Александр Журбин и жена Ирина Гинзбург

Во времена перестройки они переехали в Америку вместе с одиннадцатилетним сыном Львом. В Нью-Йорке Ирина была известной телевизионной ведущей. Они прожили в США 12 лет, в 2002 году Александр Журбин принял волевое решение вернуться в Россию.

В России Александр и Ирина много пишут, вместе выступают с концертами.

Александр Журбин и Ирина Гинзбург. Мелодия на два голоса

Фильмография Александра Журбина:

1986, 1987 – Джек Восьмёркин – “американец” – Александр Борисович, пианист и постановщик танца
1988 – Презумпция невиновности – эпизод (нет в титрах)
2008 – Культурный слой. Орфей и Эвридика (документальный)
2010 – Спето в СССР. Песня самогонщиков (документальный)

Вокал Александра Журбина в кино:

1979 – Дядюшка Ау (анимационный)

Работы Александра Журбина в кино как композитора:

1976 – Про дракона на балконе, про ребят и самокат
1977 – Деревья умирают стоя (фильм-спектакль)
1978 – Кто ж такие птички (анимационный)
1978 – Всё решает мгновение
1979 – Солнце в авоське (фильм-спектакль)
1979 – Дядюшка Ау (анимационный)
1979 – В моей смерти прошу винить Клаву К.
1979 – Вернёмся осенью
1980 – У матросов нет вопросов
1980 – Мелодия на два голоса
1980 – Лес
1980 – Ключ
1980 – Эскадрон гусар летучих
1980 – Быстрее собственной тени
1981 – Штормовое предупреждение
1981 – Провинциальный роман
1981 – Придут страсти-мордасти
1981 – Космические пришельцы (анимационный)
1981 – Девушка и Гранд
1981 – Бедная Маша
1982 – Предел желаний
1982 – Женатый холостяк
1982 – Этюд для домино с роялем (короткометражный)
1983 – Признать виновным
1983 – Новогодняя песенка Деда Мороза (анимационный)
1983 – Магия чёрная и белая
1984 – Шутки в сторону
1984 – Хочу луну (анимационный)
1984 – Снег в сентябре
1984 – Приходи свободным
1984 – Колье Шарлотты
1985 – Чужие окна (анимационный)
1985 – Остров капитанов (анимационный)
1985 – Новоселье (фильм-спектакль)
1986, 1987 – Джек Восьмёркин – “американец”
1986 – Трава зелена
1986 – Письма мёртвого человека
1986 – Как потерять вес (анимационный)
1986 – Голова Горгоны
1986 – Встречи в субботний вечер (короткометражный)
1986 – Ваша дочь Александра (фильм-спектакль)
1987 – Пощёчина, которой не было
1987 – Не зная кода… (анимационный)
1987 – Избранник судьбы
1987 – Джамайка
1987 – Где бы ни работать…
1987 – Волшебные колокольчики (анимационный)
1988 – Узники Ямагири-мару (анимационный)
1988 – Тайна золотого брегета
1988 – Презумпция невиновности
1988 – Поляна сказок
1989 – Биндюжник и король
1991 – Блуждающие звёзды
2003 – Бульварный переплет
2004 – Чайка. Настоящая оперетка (фильм-спектакль)
2004 – Московская сага
2006 – Любовь неизведанного пространства
2006 – Жизнь и смерть Лёньки Пантелеева
2007 – Защита против
2008 – Тяжёлый песок
2008 – Августейший посол
2010 – Владимирская площадь (фильм-спектакль)
2018 – Странники терпенья (Strangers of the Patience)

Читайте также:  Владимир девятов биография личная жизнь 2016

Песни Александра Журбина:

«Тучи в голубом» (исп. Кристина Орбакайте, Иосиф Кобзон);
«Моя любовь» (исп. Евгений Головин);
«Имя твое» (исп. Юрий Гуляев, Евгений Головин);
«Не привыкай ко мне» (исп. Алла Пугачёва);
«Мольба» (исп. Ирина Понаровская);
«Песня о счастье» (исп. Яак Йоала);
«Лошадка жизнь» (исп. Тамара Гвердцители);
«Послевоенное танго» (исп. Иосиф Кобзон);
«Ради женщин» (стих. Илья Резник, исп. Николай Караченцов);
«Молдаванка» (стих. Асар Эппель, исп. Николай Караченцов);
«Летела пуля» (стих. Асар Эппель, исп. Максим Леонидов);
«Нервы, нервы, нервы…» (стих. Асар Эппель, исп. Роман Карцев);
«Мама с Молдаванки» (стих. Асар Эппель, исп. Зиновий Гердт);
«Иллюзия» (стих. Владимир Шлёнский, исп. Армен Джигарханян);
«Последний шанс» (стих. Владимир Шлёнский, исп. Павел Смеян);
«Трудная любовь» (стих. Владимир Шлёнский, исп. Павел Смеян и Наталья Ветлицкая);
«Входи» (стих. Михаил Танич, исп. Павел Смеян);
«Колыбельная моему сыну» (стих. Михаил Ромм, исп. Михаил Боярский);
«Фашизм – жив!» (стих. Михаил Ромм, исп. Михаил Боярский);
«Фашистские волки» (стих. Михаил Ромм, исп. Михаил Боярский);
«Знай, товарищ!» (стих. Михаил Ромм, исп. Михаил Боярский);
«Здесь враги не пройдут!» (стих. Михаил Ромм, исп. Михаил Боярский);
«Осенняя баллада» (стих. Сергей Бобков, исп. Михаил Боярский)

Театральные работы Александра Журбина:

Оперы:

1975 – «Орфей и Эвридика»
1979 – «Луна и детектив» (по Вилю Липатову)
1979 – «Разбитое зеркало» (по Б. Брехту)
1986 – «Нетерпение» (по Ю. Трифонову)
1988 – «Фьоренца» (по роману T. Манна)
1990 – «Good Health To the Tzar»
2005 – «Король и его дочери» («Лиромания») (по трагедии У. Шекспира «Король Лир»)
2010 – «Цезарь и Клеопатра» (по одноимённой пьесе Бернарда Шоу)
2011 – «Альберт и Жизель»
2012 – «Мелкий бес» (по Ф. Сологубу)
2014 – «Анна К.»
2016 – «Метаморфозы любви»
2019 – «Счастливый День» (опера-буфф)

Балеты:

1974 – «Красная птица»
1978 – «Западня» (по Б. Брехту)
1986 – «Женитьба» (по Н. В. Гоголю)

Мюзиклы:

1973 – «Принц и нищий» (по M. Твену)
1973 – «Дибук» (по Ш. Ан-скому)
1976 – «Хитроумная влюбленная» (по Л. де Вега)
1976 – «Три брата»
1976 – «Близнецы из Фив»
1979 – «Пенелопа»
1979 – «Жужа из Будапешта»
1982 – «Капитан Фракасс» (по Т. Готье)
1983 – «Агент 00»
1984 – «Мымра»
1984 – «Свадьба на старости лет»
1987 – «Пишите сумму прописью!» (по О. Генри)
1987 – «Неаполитанская история» (по Л. де Вега)
1987 – «Закат» («Молдаванка», «Биндюжник и король») (по И. Бабелю)
1988 – «Стакан воды» (по Э. Скрибу)
1988 – «Неизвестная любовь Наполеона»
1990 – «Скотный двор» (по Дж. Оруэллу)
1992 – «Нервное великолепие» (по Ф. Мортону)
1995 – «Шалом, Америка!» (по Ш. Эшу)
1997 – «Камера Обскура» («Губы») (по В. Набокову)
1998 – «Блуждающие звёзды» (по Ш. Алейхему)
2002 – «Мышеловка» (по Агате Кристи)
2003 – «Владимирская площадь» (по роману Ф. Достоевского «Униженные и оскорблённые»)
2004 – «Чайка» (по Чехову)
2007 – «8 женщин» (по Р. Тома)
2009 – «Доктор Живаго» (по Б. Пастернаку)
2010 – «Мёртвые души» (по Н. В. Гоголю)
2012 – «Он и она» (по пьесе А. Марданя)
2013 – «Щелкунчик» (по Гофману)
2015 – «Недоросль» (по Д. И. Фонвизину)
2017 – «Продавец Игрушек»
2019 – «Куртизанка»

Библиография Александра Журбина:

1999 – Как это делалось в Америке. Автобиографические заметки
2002 – Александрzhurbin. Comпозитор
2005 – Композитор, пишущий слова
2006 – Орфей, Эвридика и я
2007 – Звуки мюзикла
2011 – Моя музыкальная жизнь
2014 – Моя история музыки или музыкальные перекрестки
2016 – О временах, о музыке, и о себе

Источник

Александр Журбин — биография

Родился в Ташкенте в семье инженеров Бориса Марковича Гандельсмана и Ады Александровны Журбиной. Есть младший брат – Юрий Гандельсман, альтист. Двоюродный брат Владимир Гандельсман – поэт.
В 1963 году окончил Республиканскую среднюю специальную музыкальную школу имени Успенского по классу виолончели. Отслужив в армии, поступил в Ташкентскую консерваторию, по окончании которой поехал в Москву и поступил на композиторское отделение в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Учился у Николая Пейко и Генриха Литинского.
С 1970 по 1977 год жил в Ленинграде. Окончил аспирантуру в Ленинградской консерватории и защитил диссертацию по симфоническому творчеству Густава Малера. Занимался у таких мастеров, как Сергей Слонимский, Юзеф Кон, консультировался у Дмитрия Шостаковича.
В 1972 году взял фамилию матери и стал Журбиным, решив, что с фамилией Гандельсман жить трудно, так как она труднопроизносимая.
После появления рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», как и многие молодые композиторы, стал сочинять рок-оперу. Был первым в СССР, кому удалось не только придумать и написать, но и поставить рок-оперу – «Орфей и Эвридика», премьера которой состоялась в 1975 году в оперной студии Ленинградской консерватории (в главных ролях выступали Ирина Понаровская и Альберт Асадуллин).
В1990 году уехал в США. В 1992 году организовал в Нью-Йорке первый русско-американский театр – «Блуждающие звезды». Ставил музыкальные спектакли, сочинял. Играл на фортепиано и пел в известном нью-йоркском ресторане «Русский самовар».
В 2000 году получил несколько заказов из России. В 2001 году покинул США и вернулся на родину.
В начале карьеры много работал в академических жанрах. Сочинил четыре симфонии, несколько концертов – для фортепиано, альта, виолончели, скрипки с оркестром, два квартета, сонаты, ряд произведений камерной музыки, а также вокальные циклы, оратории и кантаты.
Написал оперы: «Разбитое зеркало» (1979), «Луна и детектив» (1979), «Нетерпение» (1986), «Фьоренца» (1988), «Good Health To the Tzar» (1990), «Лиромания» (2005), «Цезарь и Клеопатра», «Альберт и Жизель» (2012), а также балеты: 1974 — «Красная птица» (1974), «Западня» (1978), «Женитьба» (1986).
Является автором мюзиклов: «Принц и нищий» (1973), «Близнецы из Фив» (1976), «Tри брата» (1976), «Хитроумная влюбленная» (1976), «Жужа из Будапешта» (1979), «Пенелопа» (1979), «Капитан Фракасс» (1982), «Агент 00» (1983), «Свадьба на старости лет» 1984), «Мымра» (1984), «Пишите сумму прописью!» (1987), «Закат» (1987), «Неаполитанская история» (1987), «Неизвестная любовь Наполеона» (1988), «Стакан воды» (1988), «Скотный двор» (1990), «Нервное великолепие» (1992), «Шалом, Америка!» (1995), «Камера Обскура» (1997), «Блуждающие звезды» (1998), «Владимирская площадь» (2003), «Чайка» (2004), «8 женщин» (2007), «Доктор Живаго» (2009), «Мертвые души» (2010), «Мышеловка» (2012).
Написал музыку к фильмам и сериалам: «Все решает мгновение» (1978), «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), «Вернемся осенью» (1979), «Солнце в авоське» (1979), «Быстрее собственной тени» (1980), «Ключ» (1980), «Лес» (1980), «Мелодия на два голоса» (1980), «У матросов нет вопросов» (1980), «Эскадрон гусар летучих» (1980), «Бедная Маша» (1981), «Девушка и Гранд» (1981), «Придут страсти-мордасти» (1981), «Штормовое предупреждение» (1981), «Предел желаний» (1982), «Этюд для домино с роялем» (1982), «Женатый холостяк» (1983), «Магия черная и белая» (1983), «Признать виновным» (1983), «Колье Шарлотты» (1984), «Шутки в сторону» (1984), «Голова Горгоны» (1986), «Письма мертвого человека» (1986), «Где бы ни работать» (1987), «Джамайка» (1987), «Джек Восьмеркин – американец» (1987), «Пощечина, которой не было» (1987), «Презумпция невиновности» (1988), «Тайна золотого брегета» (1988), «Биндюжник и Король» (1989), «Блуждающие звезды» (1991), «Бульварный переплет» (2003), «Московская сага» (2004), «Тяжелый песок» (2007).
Сочинил около двухсот песен, которые исполняли такие звезды, как: Ирина Понаровская, Николай Басков, Кристина Орбакайте, Николай Караченцов, Тамара Гвердцители, Михаил Боярский, Наталья Ветлицкая, Иосиф Кобзон и др.
Выпустил книги: «Как это делалось в Америке» (1999), «Александрzhurbin. Comпозитор» (2002), «Композитор, пишущий слова» (2005), «Орфей, Эвридика и я» (2006), «Звуки мюзикла» (2007), «Моя музыкальная жизнь» (2011).
В 2010-2011 годах был колумнистом газеты Известия».
На радио «Орфей» подготовил ряд цикловых авторских программ, в том числе «Звуки мюзикла». В настоящее время ведет авторскую программу «Музыкальные перекрестки».

Читайте также:  Станислав бондаренко биография личная жизнь сейчас 2017 год

Звания

▪ Заслуженный деятель искусств РФ (2003)

Награды

▪ Премия «Музыкальное сердце театра» в номинации «Автор лучшей музыки» (2007)
▪ Орден Почета (2010)

Семья

Первая супруга – Лора Квинт, композитор (поженились в 1971 году, развелись в середине 1970-х)
Вторая супруга – Ирина Гинзбург, поэтесса, переводчик
Сын – Филипп Квинт, скрипач (1974), от первого брака (живет в США)
Сын – Лев Журбин, скрипач, композитор (18.08.1978), от второго брака (живет в США) Внуки (дети Льва): Бенджамин и Иосиф

Источник

Композитор Александр Журбин, отмечающий 7 августа 75-летие, рассказал АиФ.ru о том, почему делать карьеру русскому музыканту в Америке — бесполезное дело, а рэп — это движение вниз, чего испугался Никита Михалков, как Юрий Антонов мстил членам Союза композиторов СССР, а Борис Березовский поддержал Филиппа Киркорова, а также о том, какие свои произведения он считает главными и большом юбилейном фестивале, рассчитанном на полгода.  

Владимир Полупанов, «АиФ»: Александр Борисович, вы являетесь членом нескольких творческих союзов, в том числе союза композиторов. А ведь Юрия Антонова, песни которого распевала вся страна, в союз в свое время не принимали. Вам сложно было туда попасть и какие привилегии давало членство?

Александр Журбин: Хорошо помню, как Антонова не принимали в Союз композиторов СССР. Он очень злился по этому поводу. Мы многие годы с ним знакомы. Расскажу о том, что видел своими глазами. Антонов был человеком небедным во времена СССР, получал большие авторские. И иногда он приходил в Союз композиторов и арендовал там ресторан целиком — заказывал еду, все столы сдвигались. И он сидел за большим столом один или вдвоём с приятелем. И если приходил какой-нибудь член Союза композиторов и хотел поесть, ему говорили: «Закрыто на спецобслуживание. Юрий Антонов за всё заплатил». Вот так Юра мстил.

Певец, композитор Юрий Антонов.

Я действительно член нескольких творческих союзов — писателей, журналистов, театральных деятелей, кинематографистов, композиторов. Очень приятно иметь эти членские билеты, но они никаких привилегий сегодня не дают. Всё это чистой воды декорация. Единственное удостоверение, которое действует, — «корочка» члена союза журналистов.

В Союз композиторов я вступил в 1970 году, то есть 50 лет назад. Туда принимали не всех. Но у меня трудностей не было, потому что за плечами был институт Гнесиных, диплом композитора. С ним, как правило, принимали очень легко. Материально это ничего не давало. Но зато была возможность поехать в дом творчества, где можно было почти бесплатно или за очень небольшие деньги получить на месяц коттедж в Рузе, Репино, Прибалтике, Крыму. 

Это было сказочное время. Там был рояль, кормили 3 раза в день. Но сейчас ничего этого нет. Я бываю в союзе композиторов раз в несколько лет, когда прихожу платить взносы. Банковские карточки там почему-то не принимают, только наличные.

 Вы написали «Орфея и Эвридику» в 1975 году в жанре рок-оперы. Интерес к року с той поры вы потеряли?

— Я кое-что делал в этом жанре и после этой рок-оперы. Например, выпустил виниловую пластинку в начале 80-х на стихи Цветаевой и Хлебникова «Два портрета». Как ни странно, стихи Хлебникова хорошо легли на музыкальную рок-основу. Этот альбом бы популярен и даже в чартах тех времен занимал первые места. Есть у меня еще одна рок-опера, которая так и не была по-настоящему поставлена. Но сегодня я от этого, правда, отошел и в основном пишу серьёзную музыку.

— Почему у вас пропал интерес к песенной форме?

—  Я не хожу сегодня на концерты. Но иногда по телевизору или по радио что-то слышу, набредаю на что-то в интернете. И это всё меня не то что не радует — раздражает. Всё, что создают наши нынешние шлягеристы (не хочу никого называть и обижать), очень слабо. И с музыкальной точки зрения, и с точки зрения поэзии. Или это пошлые песни, которые почему-то называются словом шансон — этого я вообще терпеть не могу. Или так называемые эстрадные песни, которые тоже, как правило, очень пошлые, крутятся вокруг одних и тех же тем. В какой-то момент была интересна Земфира. Но новых достойных песен у нее сегодня нет. Иногда бывает интересен Сергей Шнуров. Но не с точки зрения музыки, а как придумщик. У него очень яркие видеоклипы с забавными сюжетами. Но это всё почти не имеет отношения к музыке. Поэтому меня песенный жанр перестал интересовать.

Продюсер Игорь Матвиенко.

 Игорь Матвиенко сказал, что все главные открытия в популярной массовой музыке уже сделаны. Может, поэтому и интерес пропал?

— Лучшие времена развлекательной музыки прошли. Когда кончилась эпоха рок-музыки (а она безусловно закончилась), началась эпоха диско. А хип-хоп-культура, рэп-музыка, на мой взгляд, уже не достижение, а движение вниз, в обратную сторону. Мне современная развлекательная музыка совсем не нравится. В 70-е и 80-е у рок-исполнителей было очень много музыкальных находок. Ноты были, интересные аккорды, фактура, модуляции. Сейчас ничего этого нет. Сегодня на тебя наваливается гигантская ритмическая волна из очень мощных динамиков, и под эту волну выкрикивают какие-то слова, которые, как правило, с ненормативной лексикой. И часто там присутствует тема наркотиков. Меня это совершенно не увлекает. Я, очевидно, очень сильно отстал и остался в 70-х и 80-х.

 Музыка вообще перестала иметь глобальное значение, которое у неё было в 60-е, 70-е, 80-е и отчасти в 90-е годы. Сегодня и к музыке, и к музыкантам мало пиетета, уважения. С чем это связано? 

— Мне кажется, это связано с тем, что сегодня всё слишком доступно. Надо заплатить немного денег, чтобы купить любые треки вашего любимого исполнителя или группы, будь то «Радиохэд», «Куин» или что угодно. А иногда платить не надо. Поэтому музыка потеряла ценность и притягательность. Когда-то мы действительно гонялись за музыкальными новинками.  За виниловые диски платили большие деньги. Иногда за пару дисков уходила месячная зарплата. Было интересно обмениваться новинками, обсуждать. А сейчас кого это интересует? 

Наверное, в этом причина того, что музыка стала менее привлекательным, важным для жизни, сердца, карьеры искусством.  Я об этом с прискорбием говорю. Для меня как человека старшего поколения по-прежнему дорога та музыка, которую я слышал в своей молодости. Это всегда так, у всех людей — они любят то, что слышали в молодости. Если мне хочется послушать музыку, я ставлю The Beatles, Creedence Clearwater Revival, Queen, Pink Floyd — то есть то, к чему я привык. А новые группы для меня интереса не представляют. 

 В 1990-м вы уехали в США, где прожили 12 лет. Вы много раз говорили, что поехали туда не за колбасой, а творчески реализоваться. Но несмотря на высокий уровень вашего профессионализма, больших успехов вы там не добились. Вы же писали не только песни, но и делали музыку для кино, театра. А инструментальная музыка без слов — универсальный язык. Почему у вас не получилось?

— Универсальный язык музыки — это легенда, миф. Если вы приедете в Пакистан и послушаете местную музыку, вы ее не поймете, не почувствуете. Русская и американская музыка — это тоже два разных языка. Условно говоря, композитор Леонард Бернстайн сильно отличается от композитора Андрея Эшпая. Если прислушаться, то вы поймете, ухом отличите — вот это американская музыка, это французская, это итальянская, а это венгерская. Когда я приехал в Америку, то думал: «Я всю жизнь слушал американскую музыку, я в этом деле всё понимаю». На деле оказалось — ничего подобного. Я пытался входить в эту среду, делал для этого очень много — общался с продюсерами, режиссерами, директорами театров. У меня были некоторые успехи там. Мой мюзикл поставили в солидном бродвейском театре. Я написал музыку к паре фильмов. Но в основном это была ерунда. Не мой уровень. Я приехал туда, когда мне было 45 лет. Никаких шансов у меня не было.

Я был там чужой. Конечно, говорил по-английски, но с ужасным акцентом. И это сразу чувствовалось. И никуда меня по большому счету не пускали. Когда я приходил к продюсеру и показывал своё резюме, он мне говорил: «Отлично! Вижу, что вы написали музыку для кино, театра. А что вы сделали в Америке?» Я отвечал: «Пока ничего». «Вот когда сделаете что-то в Америке, тогда приходите», — сказал он. Получался замкнутый круг. Поэтому я там прожил 12 лет и понял, что борюсь с ветряными мельницами. И вернулся в Россию.

Читайте также:  Оксана лаврентьева биография личная жизнь

Композитор Александр Журбин с супругой Ириной.

Композитор Александр Журбин с супругой Ириной. Фото: РИА Новости/ Виталий Аньков

 Американский продюсер и композитор русского происхождения Уолтер Афанасьев рассказывал мне, что к нему обращался Филипп Киркоров с просьбой написать англоязычный репертуар. Он хотел выпустить альбом в Америке. Но Афанасьев ему отказал, мотивируя тем, что в Америке так никто не поет. Сама манера, звукоизвлечение сложно монетизировать на Западе. Так ли это, на ваш взгляд? 

— Да, это так. У нас есть певцы, музыканты, которые пожили в Америке и научились там чему-то. Когда-то наша группа «Парк Горького» имела там пусть небольшой, но успех. Группа «Тату» тоже была популярна в Европе и Америке, хотя они пели в основном по-русски. Но вообще, попытка завоевать иностранный рынок — это абсолютно бесполезное дело.

Пение Филиппа Киркорова, к которому я симпатией отношусь, — это совершенно не американский товар. Если его альбом выпустить там, он будет продан в количестве от силы 100-200 пластинок. О миллионах не может быть и речи. 

Я расскажу вам забавную байку. Уж не знаю, насколько она правдива, но мне её рассказывали серьёзные люди. В 90-е годы Филипп Киркоров решил заказать Эндрю Ллойд Уэбберу рок-оперу про Петра Первого. Его поддержал тогда, как говорят, сам Борис Березовский, который обещал взять на себя все расходы. Помощники Березовского связались с агентом Уэббера, тот назвал сумму, условно, 5 млн долларов. Но Березовский настоял на личном разговоре с самим композитором. Агент сначала стал уклоняться, говорить, что это невозможно. «Тогда мы заказ аннулируем», — сказал Березовский. И агент обещал переговорить с маэстро. В конце концов перезвонил и сказал: «Я вам дам прямой номер телефона мистера Уэббера. Но имейте в виду, что ему можно звонить в определенное время по нью-йоркскому времени — с часу дня и до двух». Березовский удивился и спросил: «Почему только в это время? В час дня он, наверное, только просыпается и завтракает. А после двух почему нельзя?» И агент, понизив голос, сказал: «А после двух он будет совершенно пьян». Может быть, эта история неправдивая, но забавная. 

Я пару раз в жизни встречался с Уэббером. В какой-то период жизни, возможно, он действительно сильно пил. Но сегодня он наверняка следит за своим здоровьем.  

 Какой период вашей жизни был самым сложным в Америке? 

— Самый сложный период я пережил в Америке 11 сентября 2001 года, когда произошло нападение на Всемирный торговый центр. В момент атаки на башни-близнецы я находился на расстоянии 50 метров от них и, в принципе, мог погибнуть. Обломки самолёта, который протаранил их, нашли на крыше того здания, где находился мой офис. Это были страшные дни, месяцы. Никогда этого не забуду. Это был шок. Сейчас я живу в Москве и Подмосковье. И мы все видим по телевизору, что сейчас в Америке тоже не лучшие времена. Уличные протесты, снос памятников, грабеж магазинов, конфликты белых и черных. Меня это очень пугает и огорчает. Но я верю, что это рано или поздно кончится. 

 Вы готовили кинофестиваль русского кино, когда случился этот теракт. Он состоялся в итоге? 

— Теракт случился 11 сентября, а фестиваль начинался в начале октября. И мне приходилось в жестких условиях готовиться. Здание, в котором находился мой офис и соответственно готовились все фестивальные дела, было закрыто после нападения. Две недели спустя его открыли. Офис находился на 16-м этаже, лифт там не работал. И я 5 раз за день поднимался и спускался с 16-го и на 16-й этаж по ступенькам. Это было мучение. Но фестиваль состоялся. Приехали режиссёры, привезли свои фильмы. Но президент фестиваля Никита Михалков тогда струсил и не приехал. Заявил мне, что врачи ему ехать запрещают. И мы обошлись без него. 

 Неужели в Америке есть широкий интерес к русскому кино? Наверное, это всё-таки локальная история, рассчитанная на эмигрантов? Или я ошибаюсь?  

— Конечно, вы правы. Нам, конечно, хотелось привлечь внимание американцев к русскому кино. Поэтому мы всегда делали копии с английскими субтитрами, проводили рекламную кампанию в газетах, на радио, телевидении. Но интерес был узкий. Американцы иностранное кино почти не смотрят. Ни французское, ни итальянское, ни русское. Смотрят разве что английское. Ведь по сути это тот же самый голливудский кинематограф, только он снимается в Англии. 

На фестивалях — да, они могут посмотреть и иранское кино, и вьетнамское, и гонконгское. Но это так называемые «синефилы», которые любят смотреть кино вообще. Но, в принципе, они довольствуются своими фильмами. Голливуд снимает около 100 первоклассных лент класса A в год. У них всё в этом смысле в порядке, и чужое кино им не особенно нужно. 

 Вы не разочаровались в Америке? Допускаете мысль, что можете туда вернуться? 

— Не разочаровался. Я люблю Америку. Если доживу до пенсии… Хотя если говорить с точки зрения возраста и права, то я уже давно пенсионер, но пенсионером себя не чувствую. Потому что много работаю и передвигаюсь по миру. В этом смысле я совсем не пенсионер. Но если доживу до такого периода, когда совсем ничего делать не смогу, а буду просто еле-еле передвигаться, то допускаю мысль, что конец жизни, финальный период лучше всего провести во Флориде. Это замечательное место для стариков. Там чудесный климат, прекрасная инфраструктура. Пожалуй, там бы я мечтал провести свои последние годы. Но, надеюсь, до этого ещё далеко. 

 Вы как-то сказали, что «никогда великое произведение литературы не становилось основой для музыкального шедевра. Всегда такое что-то среднее». Почему так происходит?

— Ну, какие-то шедевры всё-таки становились. «Пиковая дама» Пушкина и опера Чайковского — шедевры. «Евгений Онегин» — то же самое, и поэма, и опера. Но они всегда сильно отличаются. «Пиковая дама» Пушкина и Чайковского — это два совершенно разных произведения. И время разное, и сюжет немного отличается. Музыкальное произведение живет по законам музыкальной драматургии.

«Травиата» Верди написана по мотивам довольно среднего романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». А «Риголетто» — по мотивам малоизвестной пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Сколько ни бились композиторы, ничего путного на сюжет «Мастера и Маргариты» не вышло. Существует порядка 10 музыкальных произведений (оперы, мюзиклы, балет) на эту тему, но музыкальных шедевров нет. Потому что литературный шедевр не требует, не нуждается в музыке. 

— С высоты прожитых лет и накопленного багажа можете сказать, какие свои музыкальные произведения вы считаете главными, «системообразующими»?  

— Моё творчество, его центр находятся в музыкальном театре, в жанре мюзикла, опер. Это мое главное занятие. И это то, что после меня, очевидно, останется. Могу назвать несколько своих произведений, которые считаю достойными упоминаний: мюзикл «Биндюжник и Король» по Бабелю (либретто Асара Эппеля), мюзикл «Униженные и оскорблённые» по Достоевскому (либретто Вячеслава Вербина), новая опера «Анна К.» по Толстому (либретто Анны Родионовой и Сергея Плотова), мюзикл «Чайка» (либретто Вадима Жука) и несколько моих песен, которые тоже, думаю, будут жить. Например, песня «Тучи в голубом». 

 Хорошо ее помню. Она впервые прозвучала в сериале «Московская сага»? 

— Совершенно верно. Она почти стала народной, ее все знают и поют за столом, что мне, конечно, очень приятно. 

 Над чем сейчас работаете?

— Сейчас для меня главное — это провести 5-й юбиленый фестиваль, который в этот раз называется «Серьёзно и легко» и будет продолжаться чуть ли не полгода (не каждый день, с большими интервалами) на разных концертных и театральных площадках Москвы. 

Так что в течение 6 месяцев у меня будет очень напряженный период. Когда я завершу фестиваль, то, скорее всего, захочу отдохнуть и поеду к теплому морю полежать на пляже, провести время с женой, внуками. А потом снова погружусь в работу. У меня масса планов, о которых я говорить не буду из суеверия.  

Источник