Жизнь и судьба пушкин

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кулебакский металлургический колледж»
Методическая разработка открытого мероприятия :
«Пушкин: жизнь и судьба»
Подготовила Быкова А.И.
2017г
Ежегодно 6 июня в нашей стране отмечается Пушкинский день. Студенты 1-го курса Кулебакского металлургического колледжа (преподаватель А.И. Быкова) стали участниками I молодежного квиза «Пушкин: жизнь и судьба».
Цель квиза – привлечь молодежь к творчеству русских писателей, углубить знания по творчеству А.С. Пушкина. Сотрудник городской библиотеки №4 Т.В. Колосова рассказала ребятам, что такое квиз (это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы) и объяснила правила игры.
Молодые люди (гр 16АМ) разделились на 4 команды: «Поэты», «Пушкинисты», «Кудрявые» и «Болдинская осень», и прошли 4 раунда квиза: «Биография А.С. Пушкина», «Иллюстрации из произведений», «Творчество поэта», «Золотой раунд». В упорной интеллектуальной борьбе победила команда «Болдинская осень»!
КВИЗ «Пушкин: жизнь и судьба»
Цель игры: обобщить и углубить знания по данной теме, привлечь учащихся к творчеству русских писателей.
Интерактивная игра состоит из 4 раундов, отвечающих определенной тематике.
Участники делятся на 3-4 команды (примерно по 4-5 человек в команде). Названия они придумывают сами (желательно, чтобы те отвечали теме урока) и пишут их на листе.
Каждой команде раздается по 4 листочка – отдельный для каждого раунда (листочки подписывают именем команды). Капитан команды пишет номер вопроса и букву варианта ответа. После каждого раунда подводится итог: объявляются правильные ответы, напротив каждого правильного ответа команды ставят 1 балл.
За правильные ответы Золотого раунда присваивается 2 балла.
По сумме всех баллов выявляется команда-победитель.
Раунд 1. Биография
1. Годы жизни А.С. Пушкина:
а) 1802-1841
б) 1788-1837
в)1799-1837
г) 1805-1840
2. Пушкин родился в …
а) Санкт-Петербурге
б) Казани
в) Москве
г) Царском селе
3. Как звали няню А. С. Пушкина?
а) Арина Родионовна
б) Маргарита Сергеевна
в) Наталья Гончарова
г) Регина Дубовицкая
4. Сколько лет было Пушкину, когда он начал писать стихи?
а) 7
б) 10
в) 16
5. Какой урок был любимым у Саши Пушкина?
а) Математика
б) Чтение
в) Рисование
6. В каком лицее учился Пушкин в 1811-1817 годах?
а) Царскосельский лицей
б) Московский лицей
в) Петербургский лицей
г) Киевский лицей
7. Кто из великих русских поэтов XVIII века заметил в Пушкинелицеисте будущего гения поэзии?
а) Вяземский
б) Жуковский
в) Державин
г) Ломоносов
8. Как звали жену Пушкина?
а) Мария Измайлова
б) Наталья Гончарова
в) Екатерина Сушкова
г) Арина Яковлева
9. Какой журнал основал Пушкин?
а) «Дневник»
б) «Русский мыслитель»
в) «Современник»
10. По какой причине Пушкин оказался в Михайловском?
а) путешествовал
б) поехал улаживать имущественные дела
в) был в ссылке
г) там у него была назначена встреча
11. В скольких дуэлях участвовал Александр Пушкин за всю свою жизнь?
а) 1
б) 2
в) 10
г) 21
12. По какой причине Пушкин был отправлен в ссылку на юг в 1820 году?
а) Политическая лирика
б) Дуэль с сыном губернатора
в) Отказ служить императору
г) Карточные долги
13. Пушкин погиб …
а) от болезни
б) на дуэли
в) от старости
14. Кто виновен в смертиПушкина в 1837 году?
а) Л. Геккерн
б) Н. Мартынов
в) А. Дельвиг
г) Ж. Дантес
Раунд 2. Иллюстрации
1. На каком из портретов изображен Пушкин? (за каждую названную фамилию на других портретах – дополнительный балл)
а) Л. Толстой
б) А. Грибоедов
в) А. Пушкин
г) Ф. Достоевский
2.На каком из портретов изображена жена А.С. Пушкина Наталья Гончарова?(а)
3. На каком снимке изображена усадьба Пушкина в Большое Болдино?(б)
4. Какая иллюстрация относится к роману «Евгений Онегин?(г)
5. Какая иллюстрация относится к «Сказке о золотом петушке»?(б)
6.Какая из картин называется “Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года”?(а)
Раунд 3. Творчество
1. Как звали царя в сказке о золотом петушке?
а) Гвидон
б) Дадон
в) Салтан
2. Из какой сказки Пушкина строки «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку. А неведомузверюшку…»?
а) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
б) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
в) Сказка о золотом петушке
3. Какой старик в сказке Пушкина о рыбаке и рыбке?
а) Беззаботный
б) Злой
в) Мягкотелый
4. Что делает кот, когда идёт направо в сказке Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»?
а) Над златом чахнет
б) Песнь заводит
в) Сказку говорит
5. Кто укусил князя в сказке Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»?
а) Змея
б) Пчела
в) Собака
6. Какой смысл в сказке Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
а) Не стоит гоняться за дешевизной
б) Нужно любить и почитать попов
в) Лучше не работать, а на печи лежать
7. Что такое «лукоморье»?
а) Морской залив
б) Гора у моря
в) Болото
8. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”
Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …
а) Татьяна
б) Ольга
в) няня Татьяны
г) помещица Ларина в девичестве
9. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье?»
а) Прасковье Александровне Осиповой
б) Татьяне Лариной
в) Анне Петровне Керн
10. После написания какого из приведенных произведений Пушкина начали считать одним из величайших литераторов среди современников?
а) «История Пугачёва»
б) «Руслан и Людмила»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
г) «Кавказский пленник»
11. Какие исторические персонажи действуют в романе «Капитанская дочка»?
а) Степан Разин и Александр I
б) Петр I и Емельян Пугачев
в) Екатерина II и Степан Разин
г) Емельян Пугачев и Екатерина II
12. Кого Пушкин имел в виду, восклицая:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз»?
а) лицеистов
б) декабристов
в) героев своих произведений
г) коллег
13. Как Онегин узнает о любви Татьяны?
а) ему рассказал Ленский
б) из письма Татьяны
в) из письма Ольги
г) ему рассказала няня Татьяны
14. Какой эпиграф выбрал Пушкин для повести “Капитанская дочка”?
а) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”
б) “Береги честь смолоду”
в) “У сильного всегда бессильный виноват”,
г) “Встречают по одёжке, а провожают по уму”
Раунд 4. Золотой раунд
1. Сколько лет Пушкин учился в Царскосельском лицее?
а) 4
б) 6
в) 8
2. Во время путешествия Пушкина на Кавказ, Россия воевала с …
а) Англией
б) Польшей
в) Турцией
3. Сколько лет было Наталье Гончаровой, когда Пушкин сделал ей предложение?
а) 16
б) 18
в) 20
4. Поступать в Царскосельский лицей юный Пушкин приехал в сопровождении:
а) отца Сергея Львовича;
б) матери Надежды Осиповны;
в) дяди Василия Львовича
г) няни Арины Родионовны.
5. В каком произведении Пушкина главным героем является разбойник?
а) «Пиковая дама»
б) «Евгений Онегин»
в) «Дубровский»
г) «Кавказский пленник»
6. Как называется место на окраине Санкт-Петербурга, где произошла дуэль между А.С. Пушкиным и Дантесом?
а) Летний сад
б) Дворцовая площадь
в) Черная Речка
г) Эрмитаж
Дополнительные вопросы:
1. Назовите полное название «Сказки о царе Салтане» (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
2. Как звали лицейского друга А.С. Пушкина? (Иван Иванович Пущин)
3. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер)
Урок литературы а. с. пушкин: жизнь и судьба
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью, истоками поэзии А. С. Пушкина; познакомить с высказываниями современников и потомков о Пушкине.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя «Пушкин в признаниях его современников и потомков».
Обычно лавровый венок осеняет гения спустя многие годы, иногда столетия после ухода его из жизни… Но как вы встретите стихотворение, написанное в 1815 году и посвященное отроком-поэтом своему сверстнику:
«Кто, как лебедь цветущей Авзонии…»
Кто, как лебедь цветущей Авзонии,
Осененный и миртом и лаврами,
Майской ночью при хоре порхающих,
В сладких грезах отбился от матери, –
Тот в советах не мудрствует; на стены
Побежденных знамена не вешает;
Столб кормами судов неприятельских
Он не красит пред храмом Ареевым;
Флот, с несчетным богатством Америки,
С тяжким золотом, купленным кровию,
Не взмущает двукраты экватора
Для него кораблями бегущими.
Но с младенчества он обучается
Воспевать красоты поднебесные,
И ланиты его от приветствия
Удивленной толпы горят пламенем.
И Паллада туманное облако
Рассевает от взоров, – и в юности
Он уж видит священную истину
И порок, исподлобья взирающий!
Не называем пока имени автора, а вот адресат стихотворения:
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
1815
Да, это о Пушкине! Удивило вас стихотворение? Как оно написано? (Певучим, протяжным, торжественным стихом без рифм, напоминающим величавые строки Гомера, поэтов Эллады и Рима.)
Откроем секрет этих строк. Что сказала вам дата: 1815? Ваши предположения относительно автора?
…Да, это гимн Пушкину, пропетый Антоном Дельвигом: лицеист славит лицеиста. Причем без тени сомнения в будущей громкой славе друга!
(Учитель перечитывает последнюю строфу.)
Поясните эти неожиданности стихотворения: Пушкину всего-то 15 лет! И почему гимн вылился в стихотворение «античное», «гомеровское»?
Дельвигу вторит Кюхля – верный друг и поклонник таланта юного Пушкина Вильгельм Кюхельбекер:
Счастлив, о Пушкин, кому высокую душу Природа,
Щедрая Матерь, дала, верного друга – мечту,
Пламенный ум и не сердце холодный толпы! Он всесилен
В мире своем; он творец! Что ему низких рабов,
Мелких, ничтожных судей, один на другого похожих, –
Что ему их приговор? Счастлив, о милый певец,
Даже бессильною завистью Злобы – высокий любимец,
Избранник мощных Судей! Огненной мыслию он
В светлое небо летит, всевидящим взором читает
И на челе и в очах тихую тайну души!
Сам Кронид для него разгадал загадку Созданья, –
Жизнь Вселенной ему Феб-Аполлон рассказал.
Пушкин! питомцу богов хариты рекли:
«Наслаждайся!» –
Светлою, чистой струей дни его в мире текут.
Так, от дыханья толпы все небесное вянет, но Гений
Девствен могущей душой, в чистом мечтанье – дитя!
Сердцем выше земли, быть в радостях ей не причастным
Он себе самому клятву священную дал!
1818
Сравните со стихами Дельвига… Тот же «гомеровский» склад, высокий полет стиха и слова. Откуда эта склонность лицейских поэтов к греко-римскому началу? Но между ними есть и различия. В чем, по-вашему, отличие «пушкинского» стихотворения Кюхельбекера от такового же дельвига?
Открыло ли оно вам судьбу мальчика-поэта?
(Предположения учащихся.)
Но это – сверстники, приятели. А как отозвались на создания Пушкина его прославленные, маститые современники? Вот короткое послание Н. И. Гнедича, переводчика «Илиады», «по прочтении сказки о царе Салтане и проч.»: «…Пушкин, Протей! / Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений…»
Наконец, В. А. Жуковский в письме 25-летнему Пушкину: «Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рожден быть великим поэтом: будь же этого достоин… Плыви, силач!.. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе». Имел ли подобное «полномочие» Жуковский и как вы встретили его слова о Пушкине? (Рассуждения учащихся.)
А теперь – потомки. Марина Цветаева, ее «Мой Пушкин».
2. Чтение первых страниц книги «Мой Пушкин».
«Начинается как глава настольного романа наших бабушек и матерей – «Jane Eyre» – Тайна красной комнаты.
В красной комнате был тайный шкаф. Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери – «Дуэль».
Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.
Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и, – вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, – об этом животе поэта, который так часто несыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра. Больше скажу – в слове «живот» для меня что-то священное, – даже простое «болит живот» меня заливает волной содрогающегося сочувствия, исключающего всякий юмор. Нас этим выстрелом всех в живот ранили.
О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней узнала только взрослой. Жизнь спустя горячо приветствую такое умолчание матери. Мещанская трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было. Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт – и чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила – поэта. А Гончарова, как и Николай I, – всегда найдется.
– Нет, нет, нет, ты только представь себе! – говорила мать, совершенно не представляя себе этого ты. – Смертельно раненный, в снегу, а не отказался от выстрела! Прицелился, попал, и еще сам себе сказал: браво! – тоном такого восхищения, каким ей, христианке, естественно бы: «Смертельно раненный, в крови, а простил врагу!». Отшвырнул пистолет, протянул руку, – этим, со всеми нами, явно возвращая Пушкина в его родную Африку мести и страсти и не подозревая, какой урок – если не мести – так страсти на всю жизнь дает четырехлетней, еле грамотной мне.
Черная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, черное с белым окно: снег и прутья тех деревец, черная и белая картина – «Дуэль», где на белизне снега совершается черное дело: вечное черное дело убийства поэта – чернью.
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.
С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность, – я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.
Три таких картины были в нашем трехпрудном доме: в столовой – «Явление Христа народу», с никогда не разрешенной загадкой совсем маленького и непонятно-близкого, совсем близкого и непонятно-маленького Христа; вторая, над нотной этажеркой в зале – «Татары» – татары в белых балахонах, в каменном доме без окон, между белых столбов убивающие главного татарина («Убийство Цезаря») и – в спальне матери – «Дуэль». Два убийства и одно явление. И все три были страшные, непонятные, угрожающие, и крещение с никогда не виденными черными кудрявыми орлоносыми голыми людьми и детьми, так заполнившими реку, что капли воды не осталось, было не менее страшное тех двух, – и все они отлично готовили ребенка к предназначенному ему страшному веку».
– Какие картины вызвали в вашем воображении страницы книги Марины Цветаевой?
Мой Пушкин… А с вами происходит что-либо подобное? Как встретились с Пушкиным вы? Каким вы представляете Поэта? А его жизнь, судьбу? Попробуйте прочертить основные ее вехи…
3. Просмотр хронологической таблицы в хрестоматии, с. 171–172.
Пушкин для каждого из вас… Ваши любимые пушкинские строки, страницы…
Принимаете чтение? Не огрубили ли мы, не упростили ли Пушкина? Кто прочитает его строки иначе?
(Исповедальность читательских высказываний, воссоздание поэтических картин:«впервые я услышал Пушкина…», «Помню, как…», «Я был заворожен…», «Никогда не забуду…», «перечитываю…», «Передо мной встает…», «словно слышу…»)
II. Итог урока.
Домашнее задание: развитие речи.
1. Следующий урок литературы мы посвятим любовной лирике А. С. Пушкина, поэтому необходимо подготовить материал об адресатах этой лирики: коснемся судеб Е. Бакуниной, А. Керн, А. Олениной, Н. Гончаровой (оформить сменную выставку-обзор портретов с комментариями к ним). Мы вновь обратимся к стихам поэта, отметим глубину, изящество выраженных в них мыслей и чувств.
Одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения является подготовка к выразительному чтению стихотворения.
2. Исполнительский анализ, путь чтеца к поэту, – это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста.
Исполнительский анализ слагается из следующих этапов:
1) чтение текста с отметкой отдельных слов и выражений, вызывающих те или иные сомнения;
2) чтение дополнительной литературы, помогающей, во-первых, разрешить возникшие сомнения, во-вторых, понять обстоятельства, повлиявшие на создание стихотворения;
3) осмысление идейно-художественных особенностей, помогающее правильно определить, что является предметом изображения в данном лирическом произведении. Средства достижения этой цели: наблюдение над ритмом, композицией, системой «ключевых» слов;
4) определение чтецкого подтекста и логики чтения. Чтецкий подтекст – это и мысль, заключенная в тексте, и отношение чтеца к тексту, и цель чтения, и реакция, которую он хочет вызвать у слушателя на свое чтение. Логика чтения – это соблюдение логических пауз, логических ударений, логической мелодии. Поиск правильной интонации.
3. Пользуясь этим планом исполнительского анализа, подготовьте выразительное чтение понравившихся стихотворений, помещенных в хрестоматии.
Пушкин всегда гордился своим родством со сподвижником Петра I Абрамом Петровичем Ганнибалом — крестником императора и сыном чернокожего африканского князя. Поэту Абрам Петрович приходится прадедом по материнской линии. Его судьба была отражена А. С. Пушкиным в неоконченном произведении «Арап Петра Великого», это одно из первых изданий, посвященных эпохе правления Петра I. Вообще, представители рода Ганнибалов отличались предприимчивостью, талантами и яркими характерами.
У родителей поэта, Сергея Львовича и Надежды Осиповны, было трое детей: старшая Ольга, средний Александр и младший Лев. В детстве Александр Пушкин не был любимым ребенком, он огорчал родителей неуклюжестью, полноватым телосложением и замкнутостью. По традиции того времени родители предоставили заботу, воспитание и образование своих чад няне Арине Родионовне и гувернерам. Последние учили детей писать и читать исключительно на французском. Поэтому свои первые сочинения маленький Александр пишет на языке Вольтера и Руссо.
Александр Сергеевич никогда не имел близких отношений с родителями, но каждый из них оценит сына, только произойдет это слишком поздно, и смерть разлучит их навсегда.
Все же светский образ жизни отца и матери оказал влияние на будущее поэта, в их доме бывали Карамзин, Батюшков и Дмитриев, а когда встал вопрос о выборе учебного заведения, отец определил Александра сдавать экзамены в новенький Царскосельский лицей.
Царскосельский лицей и Пушкин
Лицей воспитал много достойных людей, сыгравших знаменательную роль в государственной и культурной жизни России. В лицейские годы (1811−1817) характер Александра Сергеевича раскрывается в полной мере. Он умеет тонко чувствовать, остер на язык и обидчив, изобретателен на шалости и учится очень средне. В лицее он приобретает друзей на всю жизнь: Кюхельбекера, Дельвига, Пущина. Здесь Пушкин пишет свои первые произведения на русском языке, его талантом восхищаются не только лицеисты, но и Державин с Карамзиным.
Антон Антонович Дельвиг. (wikipedia.org)
После 6 лет учебы Александр Сергеевич получает должность коллежского секретаря в Государственной коллегии иностранных дел. Конечно, чин номинальный, толком Пушкин никогда не работал и не интересовался госслужбой. После Лицея его влечет светская жизнь, дуэли, азартные игры, женщины и писательство.
Молодой Пушкин
Однажды в Петербурге молодой Пушкин, на потеху себе и своим приятелям, побывал у немки-гадалки по имени Кирхгоф. Старушка предсказала ему много того, что сбылось в ближайшее время, и предрекла смерть в 37-летнем возрасте от белого коня или от белой головы, впрочем, если Александр перемахнет этот возраст — умрет от старости. Это предсказание Александр Сергеевич запомнил навсегда.
С каждым днем популярность Пушкина росла: он был членом литературного кружка «Арзамас» и общества «Зеленая лампа», его стихи зачитывали наизусть, он близко дружил с Жуковским и Чаадаевым. Александр Сергеевич любил шутить и эпатировать, был завсегдатаем театров и шумных вечеринок; при этом в широком кругу наотрез отказывался читать вслух и не был мастаком в этом деле.
Ввиду отсутствия денег многие отмечают небрежность в его одежде. Фирменным знаком поэта стали его всегда ухоженные длинные ногти, чистые и опрятные. Про Пушкина говорили, что он мал ростом, но фигуру имел стройную и подтянутую, сказывались долгие пешие прогулки и езда верхом; лицо не привлекательное, но выразительное.
Вспыльчивый и неугомонный, он был заядлым дуэлянтом, много тренировался на пистолетах и потому был отличным стрелком. Без устали его фантазия рождала эпиграммы. Он активно занимается изучением русского языка, наращивая виртуозное обращение со словом. За три года в Петербурге была написана первая резонансная поэма «Руслан и Людмила».
В 1820 г. до императора доходит информация о вольнодумных и резких произведениях поэта. В обществе прокатился слух, что Пушкина привели в тайную канцелярию и хорошенько высекли, на самом деле граф Милорадович вызвал поэта к себе и велел отчитаться. Источник утверждает, что Александру Сергеевичу, возможно, и грозила ссылка в Сибирь или на Соловки, но все же Александр I ограничился переводом Пушкина по его чиновничьим делам на юг. Ходили слухи, что ссылку активно протежировал Аракчеев, но влияние и авторитет Карамзина спасли поэта от тяжелой участи. Пушкину выдали 1000 рублей, взяли с него обещание не писать ничего против власти и отправили в дорогу. В итоге за время высылки Пушкин побывал: в Екатеринославе, Кишиневе, Каменке, Киеве, Одессе и на Кавказе (который вдохновил его на написание «Кавказского пленника»); беспрепятственно общался с членами «Союза благоденствия» и даже вступил в масонскую ложу.
Предположительно в 1822 году он пишет «Гаврилиаду», впоследствии она причинит Пушкину дополнительные проблемы с властью. В Одессе он приступает к «Евгению Онегину». В какой бы город Александр Сергеевич ни приезжал, его слава шла впереди и распространялась с огромной скоростью.
Пушкин в Михайловском
9 августа 1824 года поэт прибывает в Михайловское, поводом к отправке в родительское поместье стало амурное недоразумение с семейством Воронцовых. По совместительству Воронцов надзирал за поведением поэта и был его начальником. Не разделяя всеобщей любви к сумасбродному творцу, он всячески пытался избавиться от Пушкина, например, приказал считать полчища саранчи, а Александр Сергеевич выводит его из себя рапортом:
Саранча летела, летела,
И села,
Сидела, сидела — все съела
И вновь улетела.
Так Пушкин оказался в родовом поместье своей матери, где находилась его семья в полном составе. Но обстоятельства совместного проживания удручают поэта — отец переживает, что опальный сын бросит тень «немилости» на остальных членов семьи. Некоторое время Сергей Львович исполняет обязанности политического надзирателя за сыном, но скоро отказывается от этой должности и увозит домашних в Петербург, оставив Александра со старой няней.
Молодой, обладающий неуемной энергией Пушкин скучает в деревне, его развлечения — прогулки, езда верхом, сочинительство, изучение и перевод любимого Байрона. В своих воспоминаниях местные говорят, что Александр Сергеевич не стриг волосы, отпустил бороду, ходил в широких штанах, подпоясав рубаху кушаком, и его верной спутницей всегда была тяжелая металлическая трость. В Михайловском он работает над «Борисом Годуновым», пишет знаменитое стихотворение «Пророк».
Восстание на Сенатской площади
В 1825 году поэт, узнав о смерти императора и восстании декабристов, предпринимает попытку сорваться без разрешения в Петербург. Следствие же показало неутешительную для Пушкина картину, некоторые декабристы имели переписку с опальным поэтом, и практически у каждого в тетрадях были его стихи. Друзья защищают Александра Сергеевича и делают все возможное, чтобы доказать непричастность Пушкина к тайным обществам.
Восстание декабристов. (wikipedia.org)
В августе 1826 года новый император Николай I вызывает А. С. Пушкина на беседу, в ходе которой поэту дают возможность жить в столицах, а император становится его личным цензором. Прибытие Пушкина в Москву превращается в событие года, вся общественность стояла на ушах. Конечно, за ним установили слежку, о каждом шаге докладывали шефу Третьего отделения жандармов Бенкендофу. Знали всё: где поэт бывает, с кем дружит, что пишет и куда едет. Чаще всего Александр Сергеевич встречался с друзьями в доме Зинаиды Волконской, где обсуждали искусство, читали вслух и пересказывали самые последние события.
1828 году, когда Пушкин был Санкт-Петербурге, всплыла «Гаврилиада». Это произведение трактуется как оскорбление чувств верующих, Александр Сергеевич отказывается от авторства и утверждает, что у него был только список, еще с лицейских времен. «Гаврилиада» обостряет слежку за Пушкиным. Вскоре выходит «Полтава».
Героя этой статьи можно назвать первым поэтом, который коммерциализировал свою деятельность. Перед ним Державин, Дмитриев или Карамзин писали исключительно для своего удовольствия. Пушкин писал, чтобы заработать денег. Он более чем удачно продал «Бахчисарайский фонтан» и «Евгения Онегина», владение пером он доработал практически до совершенства, теперь он пишет быстро и четко.
Последние годы жизни Пушкина
Перед женитьбой (1829) на Наталье Николаевне Гончаровой поэт отправляется на турецкий фронт, чтобы осуществить свою мечту — понять, что такое бой. Для Пушкина это важный опыт, он не просто пишет свои произведения, он много времени проводит в архивах, изучает быт и особенности русского народа, анализирует тонкости русского языка. Поездка на войну была нужна, чтобы создать «Кавказ», «Обвал», «Делибаш» и многое другое.
В последние годы жизни поэт покровительствовал Николаю Гоголю, по утверждению писателя, Пушкин подарил ему идеи произведений «Мертвые души» и «Ревизор».
В 1830 г. он делает предложение Наталье Гончаровой, и она дает согласие. В подарок от отца Пушкин получает Болдино, едет оформлять документы, и там его застает холера, карантин не дает ему вернуться, а мир получает произведения, на которые вдохновили поэта аскетичное существование в деревне и осень. Здесь в разное время были созданы: стихотворения «Осень», «Бесы», поэмы «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», закончен «Евгений Онегин».
Казалось, Пушкин влюбился как никогда, но на пути к семейному счастью он все время натыкался на преграды: то родители невесты против, то карантин, то во время венчания падают за аналой крест и евангелие. Все равно Пушкин счастлив — он женился на самой красивой женщине. Реакция общества не заставила себя ждать. Говорили разное — Пушкин исписался, Пушкин изменился, жена слишком красива, а значит не верна.
Судьба действительно не благосклонна к поэту: умирает Дельвиг, умирает мать, императорскому двору пришлась по вкусу Наталья Гончарова, и для официального приглашения Пушкиных на придворные балы ему дают чин камер-юнкера — не по возрасту, не по положению и без всякого желания со стороны поэта, скучавшего на таких мероприятиях.
Наталья Гончарова в детстве. (wikipedia.org)
В конце жизни Александра Сергеевича заботит история, его принимают на службу в качестве историографа. Он пишет историю Петра I, «Историю Пугачева», «Пиковую Даму». В 1836 году Пушкин выпускает свой собственный журнал «Современник», который должен был способствовать снижению уровня цензуры и становлению новой журналистики в России.
Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января (10 февраля) 1837 года. На дуэли его смертельно ранил поручик Жорж Дантес — человек с белой головой. Пушкина мучило неприятное положение, нагнетаемое обществом против его жены, и насмешки над ним как над рогоносцем. Дуэлью он восстановил честь семьи, иначе не мог.
После смерти великого поэта император распорядился определить 25-летний срок собственности наследников на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет. У Пушкина осталось четверо детей. Наталья Николаевна вышла замуж повторно в 1844 году за Петра Ланского.