Жак брель биография личная жизнь
Эта двойственность была заложена в генах Бреля, в самой немногословной географии, внутри которой ему суждено было родиться 8 апреля 1929‑го. «Я точно не уверен, что такое быть бельгийцем, – скандализировал молодой Жак брюссельскую прессу, – но точно знаю, что это – тяжкое бремя». Ближе к старости шансонье был конкретнее: «Французы продали нас голландцам, чтобы купить мирный договор, а потом не пустили обратно домой. С тех пор у нас нет своего языка. Страна с двумя языками – не страна. Наш французский – на деле patois, местная феня. Наш фламандский – это голландский, рассыпавшийся на диалекты. Дерево по-нашему – boom, но в Антверпене скажут bien, а в Брюсселе bun, так что не понимать друг друга для нас в порядке вещей. Бельгийцам некуда бежать, поэтому мы бежим в себя и рождаем Брейгеля, Магритта, сюрреалистов и сумасшедших».
Это страна безумия и обжорства, а я люблю и то, и другое». Карликовую родину Брель люто любил и нежно ненавидел.
Он вырос в Брюсселе в семье, где говорили в основном по-фламандски – певец до конца жизни не чувствовал себя полностью своим ни в одной языковой среде (примерно то же, к слову, чувствовал молодой клерк Франц Кафка, мечтавший поджечь Градчаны и стереть с лица земли город, где он так и не смог найти себе места). Есть мнение, что благодаря этому Брель с каждым поколением становится все популярнее на родине – в глобализировавшейся Бельгии похожим образом ощущает себя немало молодых людей. Самые ироничные песни Жака полны презрения к насосавшимся пива брюссельским бюргерам и пышнотелым хамоватым фламандкам – и тем не менее у Бреля не найти песни нежнее задумчивой Lʼostendaise, поэтичнее всенародно обожаемой Le Plat Pays («на моей плоской земле соборы – единственные горы, черные колокольни – грязные мачты, а мерное течение дней – великое плавание») и жизнелюбивее непоседливой Bruxelles.
Проходя в филармонической табели о рангах в категории поэта-шансонье, Жак считал себя прежде всего актером. И действительно, каждый номер программы он «играл» с саморазрушительной самоотдачей, на предельном накале страстей. Брель на сцене напоминал оживший кубистический портрет кисти Пикассо – неправильное, вытянутое, вечно гримасничающее лицо с огромными зубами, торчащими из-под вечной полуулыбки асимметричного рта, по которому носились тени эмоций, сменявших друг друга в бешеном танце, – от презрения и циничной насмешки до мольбы и плача. Словно слетевший с катушек артист оригинального жанра, Брель кривлялся, как пьяный подросток, и жестикулировал длиннющими руками, напоминая что-то вроде огромного неуправляемого пропеллера. «Если вам посчастливилось сидеть в первом ряду на концерте Бреля, – вспоминал импресарио Жан-Мишель Борис, – вы уходили покрытые плотными слоями слюны и пота. Жак источал их декалитрами». В телесном актерстве Бреля легко распознать ту же фламандскую приземленность, сочную рембрандтовскую плотскость, поиском которой в песне Брель занимался всю жизнь. Поэтому он никогда не разговаривал с публикой – с ней разговаривали песни – и никогда не выходил на бис. На вопросы: «Почему?» – Брель попросту отнекивался: «Вы когда-нибудь видели актера в театре, который заново играл бы свою сцену после того, как пьеса закончилась?» И правда, по сравнению с ужимками плюшевого плейбоя Монтана и позерством маленького генерала Азнавура проживание своей «роли» Брелем было артистическим подвигом масштаба Сары Бернар.
Апофеозом раздвоенности брелевской судьбы была его личная жизнь. Женившись на подруге юности Терезе Мишельсен (Миш), Брель быстро стал отцом трех дочерей и впоследствии пытался (без особого рвения) перевезти их из Брюсселя в Париж, чтобы совместить семью и профессию. Миш, однако, любила тихую, размеренную жизнь в Брюсселе – одинокое существование в ожидании покоряющего мировые столицы мужа мадам Брель не прельщало совершенно. В итоге после трех лет мучений, в 1958-м, Тереза приняла волевое решение – она возвращается с детьми в Брюссель и занимается поддержанием домашнего очага, а Жак, как раз о ту пору вкусивший первых плодов парижских успехов, остается в метрополии и получает карт-бланш на богемный образ жизни. В который, разумеется, входили все имеющиеся в наличии дурные привычки и сексуальные эскапады. Обоюдоострый договор с Миш продлится два десятилетия, до самой смерти Бреля – она будет растить детей, читать в газетах о новых похождениях своего любвеобильного супруга и принимать его таким, какой он есть. В 1960-м Брель переехал со своей любовницей Сильви Риве – пресс-атташе звукозаписывающей компании – из Парижа на побережье и принялся творить и концертировать в полном согласии с собой и миром.
Самолет – одно из поздних увлечений Бреля, поселившегося на острове Хива-Оа.
В Брюссель он наведывался раз в месяц на пару дней. «Все несчастья в жизни происходят от ощущения несвободы», – говорил Брель, и Тереза понимала, что с этой мертвой мировоззренческой точки муж не сдвинется никогда. И она давала ему эту свободу, зная, что навсегда останется для него маяком, на который он сможет выплыть из любой любовной и житейской бури. И, конечно, поэтому свое состояние и авторские права на песни Жак завещал именно жене и дочерям. Отцовство, кстати, существовало в сознании Бреля в еще более туманной форме, чем супружеские обязанности: «Я вообще не верю в отцовские чувства. Материнская любовь – да, незаменима. Но я не верю, что у отца может быть хоть какой-то настоящий контакт с детьми. Можно, конечно, сюсюкать, пока язык не отвалится, но обычно это не приводит ни к чему хорошему. Я и не стремился никогда, чтобы дочки запомнили меня с трубкой во рту и в тапочках. Я хочу, чтобы они запомнили меня звездой». Средняя дочь шансонье Франс Брель вспоминает: «Разумеется, он не был отцом в обычном смысле слова. Мы видели его три-четыре дня в месяц, он сваливался на нас как с другой планеты, и на той планете для детей не было места. Но мать все равно любила его. Это трудно понять, но, увидевшему их вместе, все становилось ясно».
Интересно, что в женском вопросе Брель проявлял весьма неприхотливый вкус: и Миш, и певица Сюзанн Габриэлло, разрыву с которой посвящена главная песня Бреля – Ne Me Quitte Pas, и его последняя любовь, актриса-мулатка Маддли Бами, мягко говоря, неземной красотой не отличались. Может, виновато женоненавистничество Бреля, в котором его обвиняли недалекие критики. Брель отвечал им так: «Настоящие женоненавистники – это мужчины, угождающие женщинам просто потому, что любят щипать их за задницы. Я люблю женщин за то, что они женщины, а ненавижу за то, что они играют с любовью».
Брель предпочитал простых, приземленных женщин, из чьих гнезд ему было легко улетать на поиски новых острых ощущений.
Тем невероятнее кажется уход Бреля со сцены в 1966-м – именно она дарила ему самые острые ощущения. Под занавес прощального концерта публика требовала Жака на сцену без малого 20 минут, и он все-таки вышел на бис – в халате, с банкой пива и сигаретой в зубах. Он не стал петь, а просто произнес улыбаясь: «Это объясняет 15 лет любви, спасибо». Хотя вру, то был не единственный бис Бреля. За полтора года до этого – в октябре 1965-го – певца допросилась на поклон публика московского Театра эстрады, где он дал пять аншлаговых концертов, венчавших пятинедельные гастроли по СССР (Брель побывал также в Ленинграде, Тбилиси, Ереване и Баку). Забавные воспоминания о московской гастроли певца оставил Евтушенко: «У меня в гостях был выдающийся французский шансонье бельгийского происхождения Жак Брель. Я пригласил Булата Окуджаву и Александра Галича, и все втроем они устроили импровизированный концерт друг для друга. Но вот что поразительно: ни один из них не пел собственных песен. Галич пел старинные романсы, Окуджава – вагонные песни, а Брель – народные фламандские». А вот как запомнился Брель Людмиле Гурченко: «Вела концерт и переводила содержание песен женщина-конферансье. Перевод был лаконичным и, мягко говоря, ничего общего не имел с истинно глубоким смыслом песен-баллад, написанных Брелем. «…Он говорит ей: не покидай меня, мне будет без тебя очень плохо, очень… Так что, пожалуйста, не покидай меня, не покидай меня, не покидай меня!» – бодро переводила ведущая. Она бросала очаровательную улыбку Брелю и, громко стуча каблучками, скрывалась за кулисами. А Жак Брель, сжавшись от неловкости, «пережидал».
Октябрь 1964-го. Очередное выступление Бреля, певца и великого актера.
Тонко подмеченная Людмилой Марковной «неловкость» Бреля была частью его сценического имиджа. На концертах он неизменно представал в классической черной двойке с галстуком – формальный дресс-код удачно контрастировал с мимическими выходками артиста и служил чистой черной доской, по которой певец рисовал поэтическим мелом свои брутальные сценки. На обложках пластинок и в жизни Брель проецировал совсем другой образ – элегантного богемного джентльмена в костюме и водолазке с облегающим шею «черепашьим» воротником, с вечной сигаретой (редко – с трубкой). По мере прогрессирующей болезни тщательно поддерживаемый образ начал распадаться – певец отрастил беспорядочную шевелюру до плеч и забросил брить щетину. Именно такой Брель второй половины 1970-х оставил неизгладимый отпечаток в воображении австралийского юноши Ника Кейва, который вот уже тридцать с лишним лет с огромным успехом воспроизводит тот поздний брелевский образ.
Как бы то ни было, но к моменту ухода со сцены Брель уже все всем доказал. Он выпустил восемь великолепных пластинок, пропитавших архаичный жанр французского шансона экзистенциальной проблематикой, дотоле в нем неслыханной. Одновременно атеист и «аббат Брель» (прозвище, данное ровесником и другом Жоржем Брассенсем), он уже все спел о поисках Бога на дне бутылки и в объятиях проституток. Он вдоволь посмеялся над набожными старушками, всласть помаршировал в солдатский бордель и поиздевался над погрязшими в стяжательстве буржуа. Он приглашал весь мир в постель своей жены, а смерть – к себе в гости! К его ногам летали букеты и аплодисменты из черных бездн «Олимпии», Альберт-холла и Карнеги-холла. Пора было отправляться на поиски новых приключений! И он отправился. Вслед за Элвисом, с головой ушел в кинематограф. Научился водить самолет и купил яхту, на которой в июле 1974-го ушел в кругосветное плавание. В октябре, однако, Брелю пришлось вернуться – он плохо себя чувствовал, и врачи обнаружили раковую опухоль в левом легком. В ноябре 1975-го яхта Бреля бросила якорь на острове Хива-Оа во Французской Полинезии. Там Жак проживет еще три года, в течение которых, несмотря на частые вылазки в парижские клиники, ему становилось все хуже. Впрочем, он успел главное – в своем островном раю Брель написал песни для последнего, фантастического альбома Brel (другое название – Les Marquises), который прилетел записывать в Париж уже с одним легким. Альбом вышел в ноябре 1977-го, сопровождаемый колоссальным ажиотажем – количество предварительных заказов на пластинку достигло миллиона, люди стояли в очередях и сметали альбом с прилавков, вынуждая владельцев магазинов вывешивать табличку «Бреля нет».
Жак умер через 11 месяцев после выхода пластинки в больнице в парижском пригороде Бобиньи в возрасте 49 лет. Его последняя спутница Маддли Бами отвезла прах певца на Хива-Оа, где Брель нашел свое последнее пристанище – в нескольких метрах от могилы Гогена, который умер от сифилиса на том же острове ровно за три четверти века до Бреля.
Материал был впервые опубликован в номере GQ за май 2010 года.
Фото: Getty Images
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Биография
Жак Брель – бельгийский шансонье, актер, постановщик и поэт, чье творчество полно экспрессии и эмоций. Певец покинул сцену, находясь на пике популярности. В этот период он был кумиром миллионов, демонстрировал всего себя, сменяя на выступлениях десятки образов. Сама Эдит Пиаф признавала неисчерпаемый талант исполнителя.
Детство и юность
Жак Ромен Жорж Брель родился 8 апреля 1929 года в Схарбеке в семье владельца фабрики по производству картона и бумаги. Мальчик рос вместе со старшим братом и получил классическое католическое воспитание с бойскаутской закалкой. Его родители вступили в брак достаточно поздно, поэтому детей часто принимали за внуков.
Детство не казалось ребенку счастливым. По признанию самого Жака, ему порой казалось, что отец приходится ему скорее дедом. Отношения с братом не ладились. Единственной отдушиной для него была мать.
Жак Брель в молодости
В 1941 году юношу устроили в колледж Святого Луи, престижное учебное заведение. Из всех предметов ученику больше всего нравились правописание и голландский язык. Уже в этот период молодой человек делал первые литературные зарисовки. В колледже вместе с приятелями Брель организовал драмкружок, где ставились спектакли. Парень запоем читал романы Жюля Верна, Джека Лондона и Антуана де Сент-Экзюпери.
Когда стало понятно, что к выпускным экзаменам Жак не готов, отец открыл для него двери семейного бизнеса. Парень также стал участником благотворительного проекта «Франш Корде». В 1949-м он возглавил организацию, для которой поставил несколько спектаклей.
Личная жизнь
Знакомство с Терезой Михильсен состоялось на одной из благотворительных встреч. Она стала подругой юности для Бреля, который спустя 2 года после встречи решил жениться на девушке. В браке родились 3 дочери: Шанталь, Изабель и Френс. По мере развития карьеры бард пытался перевезти семью в Париж, но супруга отдавала предпочтение тихой размеренной жизни и не стремилась во французскую столицу. Поддавшись на уговоры мужа, Тереза все же провела 3 года там, где супруг строил свою творческую биографию.
Не вынеся суеты и отсутствия Жака из-за большой занятости, его жена забрала детей и вернулась на родину, предоставив своей половине полную свободу действий. На протяжении 2 последующих десятилетий Тереза растила дочерей и узнавала из газет о похождениях любимого. Она принимала шансонье таким, какой он есть, несмотря на скорость, с которой менялись его женщины.
В 1960 году Брель вступил в романтические отношения с Сильвией Риве, пресс-аташе звукозаписывающего лейбла. Пара переехала на побережье, но музыкант периодически наведывался в Брюссель, чтобы навестить родных. Тереза оставалась для него человеком, к которому всегда можно было вернуться в моменты жизненных бурь и разочарований. Поэтому свое состояние вокалист оставил супруге и дочерям. Будучи ветреным отцом, мужчина хотел, чтобы дети не воспринимали его как родителя, а знали как звезду сцены.
Жак строил отношения со многими женщинами. Некоторым из них он посвящал свои песни. Например, композиции «Не покидай меня» и «Если ты уйдешь» родились после разрыва с Сюзанной Габриэлло.
Музыка и фильмы
В 1948 году Брель пошел служить в армию. Вернувшись на «гражданку», он не испытывал тяги к работе в конторе и подыскивал более активный род деятельности. К 1952-му он стал писать авторские песни. Некоторые из них Жак исполнял на семейных встречах или в кругу друзей в барах. Сложные тексты и специфичная манера подачи не находили отклика у публики, поэтому поддержки музыкант не получал.
В 1953-м он начал выступать в клубе «Черная роза». Концерты способствовали творческому развитию, и вокалист выпустил дебютный альбом. Исполнитель получил приглашение от продюсера Жака Канетти и переехал во Францию. Спустя год артисту повезло. Его композицию Ca va спела на концерте в «Олимпии» Жюльетт Греко. Через полгода Брель сам выступал на этой сцене. Затем последовали гастроли с Дарио Морено, Филиппом Кле и Катрин Соваж.
В 1955 году вышел новый альбом, а вскоре вокалист познакомился с Франсуа Робером. Пианист стал аккомпаниатором певца и отлично чувствовал его стиль. Позднее шансонье свел знакомство со вторым аккомпаниатором, Жераром Жуанне. В 1958-м была презентована пластинка Demain l’on se marie. В этот период карьера артиста пошла в гору: публика стала к нему благосклоннее.
Жак Брель во время записи альбома L’homme de la Mancha
Записи альбомов не заставляли себя ждать, череда гастролей составляла плотный график, и уже к концу 1959 года Брель был на пике успеха. Он оттачивал работу с голосом и исполнительской манерой. Совместные выступления с Сержем Генсбуром, а затем с Шарлем Азнавуром упрочили позиции вокалиста на сцене.
В 1961-м презентовали альбом Marieke. Осенью состоялся триумфальный концерт в «Олимпии». Вместо Марлен Дитрих ангажемент получил бельгийский певец. Публика признала его звездой шансона и прославляла повсюду. Мировое турне изрядно вымотало артиста. Спустя год он сменил лейбл Philips, с которым сотрудничал с момента переезда в Париж, на Barclay.
1962-й ознаменовался выходом сразу 2 пластинок и записью песни Le plat pays. Брель основал собственный звукозаписывающий лейбл Arlequin, который позднее сменил нейминг на Pouchenel и предоставил руководство законной супруге. К 1964 году относится выпуск еще 2 альбомов и запись хита «Амстердам». Тогда же исполнитель получил высшую музыкальную награду Франции Grand Prix du Disque.
Жак Брель – Marieke
Оставить сцену певец решил в 1966 году, покольку заинтересовался постановкой мюзиклов. Артист стал выступать на драматическом поприще и пробовал реализоваться в кинематографе. В 1967-м состоялся его дебют в фильме «Опасная профессия» Андре Кайата. Затем последовали съемки в лентах «Дядюшка Бенжамен» и «Убийцы порядка». В 1971-м он выступил в качестве режиссера картины «Франц». В этот же период Брель снялся в ленте Клода Лелуша «Приключение есть приключение».
Спустя год компания Barclay сделала Жаку беспрецедентное предложение, заключив с ним контракт сроком на 30 лет. Новых композиций автор не создал, поэтому решил сделать аранжировки на уже известные песни. Параллельно он работал над съемками ленты «Дикий Запад», которая позже провалилась в прокате. Репутацию поправил фильм «Зануда», на съемочной площадке которого он сотрудничал с Лино Вентура.
Музыкант переехал с новой подругой на Маркизские острова, где не нашел себе места. Он тосковал по активной жизни, поэтому спустя год вернулся в Париж, где выпустил новую пластинку. Стихи для нее сочинитель написал еще в Полинезии.
Смерть
1970-е сопровождались для вокалиста ухудшением физического состояния. Врачи ставили неутешительные диагнозы и советовали не жить на островах, климат которых негативно влиял на здоровье артиста. В 1978 году самочувствие певца резко ухудшилось. У него диагностировали рак. 9 октября исполнитель скончался. Причиной смерти стала закупорка сосудов легких.
Прах бельгийского солиста погребен на острове Ива-Оа рядом с могилой Поля Гогена. После смерти мужчины многие его знакомые давали интервью, обсуждая личную жизнь музыканта, его работоспособность и творческую манеру. Песни Жака исполняли знаменитые певцы эпохи. В 1981 году Франс Брель открыла фонд имени отца для сбора средств на борьбу с раком и поддержания наследия родителя.
Фото, цитаты и видеозаписи знаменитого шансонье регулярно используются для создания передач о нем. Так, в 2003-м канал «Культура» выпустил документальный фильм об артисте под названием «Сцена жизни».
Дискография
- 1954 – Jacques Brel et ses chansons
- 1957 – Quand on n’a que l’amour, Heureux Pardons,…
- 1958 – Je ne sais pas, Au printemps,…
- 1959 – La valse à mille temps, Ne me quitte pas, Je t’aime, Isabelle, La mort, …
- 1961 – Marieke, Le moribond,…
- 1963 – Les Bigotes, Les vieux, La Fanette,…
- 1964 – Jef, Les bonbons, Mathilde,…
- 1965 – Ces gens-là, Fernand,…
- 1967 – 67 comprenant Mon enfance, À jeun,…
- 1968 – Vesoul, L’éclusier,…
- 1970 – L’Homme de la Mancha
- 1977 – Les Marquises
Фильмография
- 1968 — «Профессиональный риск»
- 1968 — «Банда Бонно»
- 1969 — «Мой дядя Бенжамен»
- 1970 — «Мон-Драгон»
- 1971 — «Убийцы во имя порядка»
- 1971 — «Франц»
- 1972 — «Приключение есть приключение»
- 1972 — «Бар у развилки»
- 1972 — «Дикий Запад»
- 1973 — «Зануда»