Зелинская актриса театра сатиры
Биография
Советская и российская актриса театра и кино Зоя Зелинская отдала профессии 60 лет жизни. За годы, проведенные в театре и на телевидении, женщина приобрела армию поклонников. Государство тоже не раз отмечало ее заслуги. В Польше она стала заслуженным деятелем культуры, а в РСФСР получила награду как народная артистка.
Детство и юность
Зоя Николаевна родилась зимой 1929 года в Москве. Ее отец работал в области транспорта в Моссовете, они жили в 1-комнатной квартире в столице. Детские годы биографии Зелинской были сложными. Глава семейства недолго занимал видную должность. Его родственника посадили в тюрьму, и тогда мужчину отправили на Колыму строить дорогу.
Зоя Зелинская.( Ющук.)
Курс Б. А. Покровского. А. А. Гончарова.??
(актеры Музыкального театра.)
1949/1954Опубликовано Николаем Холошиным Четверг, 5 сентября 2019 г.
Зоя Зелинская в молодости
Когда началась Великая Отечественная война, как и другие дети, Зоя работала вдали от Москвы. Затем с семьей она вернулась в столицу. Творческие задатки девочки с юных лет отмечали все, кто был в ее окружении. Она занималась вокалом, а еще, не успев окончить школу, устроилась в Дом моделей манекенщицей.
В молодости природная привлекательность будущей актрисы вместе со стройной фигурой (рост и вес неизвестны) не оставляли равнодушным ни одного юношу. Главным свидетельством тому служат фото Зои Николаевны прошлых лет, а также кадры из старых фильмов. Занятия помогли Зелинской поверить в себя и покорять новые вершины. Так она решила поступать в театральный институт и изучать сценическое мастерство.
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал известный режиссер Георгий Зелинский, создавший «Кабачок 13 стульев». Она познакомилась с ним, еще будучи студенткой ГИТИСа. Вместе пара была 10 лет, но сохранить отношения не удалось, и супруги развелись.
Зоя не отчаялась и предприняла вторую попытку построить личную жизнь. На этот раз избранником Зелинской стал Валерий Леднев, он работал журналистом. Вскоре после свадьбы женщина подарила ему сына, которого назвали Сергеем.
Фильмы
Дебют Зелинской на сцене состоялся сразу после выпуска из вуза. Девушка быстро стала получать хорошие роли, а вскоре и вовсе вошла в главный актерский состав Московского театра сатиры, которому впоследствии отдала 60 лет жизни. В пьесе «Тень» Евгения Шварца она сыграла принцессу.
Эта постановка возымела успех, новость о ней быстро распространилась, а потому билеты раскупались моментально, посмотреть на главную героиню приходили целыми семьями. Помогли этому и новаторские идеи постановщиков, которые использовали для спектакля всевозможные механизмы. Не меньшее внимание уделялось подбору костюмов артистов, декорациям, свету и другим элементам.
За этим последовали и другие роли, а также первые лавры славы. Женщина играла утонченных лирических персонажей. Самой удачной работой Зелинской называют постановку Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Зоя Зелинская и телеведущий Владимир Глазунов
В 1956 году состоялся дебют Зои и в кинематографе, причем это сразу была культовая картина «Карнавальная ночь», правда, там ее персонажа почти не заметили. Вслед за этим последовали съемки в фильмах «Маленькие комедии большого дома», «Мужчины и женщины», «Когда море смеется» и другие. Роль пани Терезы в проекте Георгия Зелинского «Кабачок “13 стульев”» стала для нее самой значимой, там женщина играла с 1966 по 1980 год.
Работа в «Кабачке» принесла ей бешеную популярность во всем Советском Союзе, но одновременно с тем забрала большое количество времени. Актрисе не единожды приходилось отказываться от перспективных ролей, а некоторые полагали, что и в театре она уже не сыграет ярких персонажей. Но, как показало время, Зелинская еще не раз проявляла себя в самых разных картинах. Ее фильмография с каждым годом увеличивалась, а в дальнейшем в списках работ появилось и озвучивание. Голос артистки звучал в картинах «Чужие следы», «Шиворот-навыворот» и «Чертенок № 13».
Зоя Зелинская сейчас
В 2019 году Зоя отметила 90-летний юбилей. Сейчас женщина не снимается в кино и давно не работает в театре. Вместо этого актриса сосредоточила силы на обучении начинающих артистов. На изумленные комментарии посторонних людей о собственной работоспособности она с улыбкой отвечает, что пока имеет интерес к жизни, старость ей не страшна.
Фильмография
- 1956 – «Карнавальная ночь»
- 1968-1980 – «Кабачок “13 стульев”»
- 1979 – «Мужчины и женщины»
- 1991 – «Линия смерти»
- 1993 – «Предсказание»
- 1995 – «На углу у Патриарших»
- 1998 – «Тесты для настоящих мужчин»
- 1999 – «Директория смерти»
- 2002 – «Провинциалы»
- 2003 – «Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант»
- 2004 – «Сыщик без лицензии»
- 2005 – «Внимание, говорит Москва!»
- 2009 – «Воротилы»
Родилась 8 декабря 1929 года.
Заслуженная артистка РСФСР (16.10.1974).
Народная артистка РСФСР (20.05.1991).
Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики (1976).
Еще в школе начала работать манекенщицей в Доме моделей.
По окончании факультета актеров музтеатров ГИТИСа с 1954 года – в Московском театре сатиры.
На последнем курсе вышла замуж за Г. Зелинского, будущего режиссера “Кабачка 13 стульев”. Через 10 лет супруги расстались. В браке с журналистом В. Ледневым родила сына Сергея.
Ведущая актриса театра, известная по роли пани Терезы в популярном “Кабачке 13 стульев” (1965-1982).
Зоя Зелинская – актриса яркого темперамента, прекрасных внешних данных, смелой, острой характерности. Её героиням свойственно тяготение к гротеску, иногда некоторая шаржированность.
Московский театр Сатиры:
Газетчица – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Хор – «Где эта улица, где этот дом…»
Артистка театра – «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленский
Шаферица – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Посажённая мать – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Лунатичка – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Комсомолка – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Фосфорическая женщина – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Мадам Мезальянсова – «Баня» В. Маяковский (постановка Н.В. Петрова, В.Н. Плучека, С.И. Юткевича)
Чёрт – «Мистерия-буфф» В. Маяковский
Сюзанна – «Господин Дюруа»
Надежда – «Приезд Василия Ивановича»
Рая – «Чужой ребенок» В. Шкваркин
Зоя – «Свадебное путешествие»
Кукла – «Поцелуй феи» З. Гердт, М. Львовский (режиссер Э.Б. Краснянский)
Грациэла – «Ложь для узкого круга»
Зоя – «Дым без огня»
Люся – «А был ли Иван Иванович?»
Дочь судьи – «Дамоклов меч» Н. Хикмет (постановка В.Н. Плучека)
Принцесса – «Тень» Е. Шварц
Шейла – «Будем знакомы»
Лиза Стратова – «Женский монастырь» Вл. Дыховичный, М. Слободской (постановка В.Н. Плучека, режиссёр О.П. Солюс)
Элли – «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (постановка В.Н. Плучека)
Шансонетка – «Памятник себе…» С. Михалков (постановка В.Н. Плучека)
Студентка – «Золотой телёнок» И. Ильф, Е. Петров (постановка Э.Б. Краснянского)
Миссис Марроу – «Над пропастью во ржи» Дж.З. Сэлинджер (постановка А.Б. Шатрина)
Абигайль Уитни – «Чудеса в гостиной» Д.Г. Лоусон (постановка Е.Я. Весника и А. Столбова)
Марийка – «Яблоко раздора»
Мария Токарчук – «Интервенция» Л. Славин (постановка В.Н. Плучека)
Донна Эльвира – «Дон Жуан, или любовь к геометрии» М. Фриш (постановка В.Н. Плучека)
1969 – Марселина – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше
(постановка В.Н. Плучека)
1970 – Мама – «Затюканный апостол» (постановка Е.В. Радомысленского)
1974 – Розалия Павловна – «Клоп» В. Маяковский (постановка В.Н. Плучека)
1974 – Женщина с голосом – «Маленькие комедии большого дома» А. Арканов, Г. Горин (постановка А.А. Миронова и А.А. Ширвиндта, руководитель постановки В.Н. Плучек)
1977 – Проститутка-красавица – «Бег» М.А. Булгаков (постановка В.Н. Плучека)
1981 – Селия Пичем – «Трёхгрошовая опера» Б. Брехт (постановка В.Н. Плучека)
1983 – Эди Крамнэгел – «Крамнэгел» П. Устинов (постановка П.О. Хомского)
Юлия – «Гнездо глухаря» В. Розов (постановка В.Н. Плучека)
1986 – Маргарита Ивановна – «Самоубийца» Н. Эрдман (постановка В.Н. Плучека)
1986 – Безответственная – «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друце (постановка В.Н. Плучека)
Леди Маркби – «Идеальный муж» О. Уайльд (постановка В.Н. Плучека)
Секретарша с букетом – «Секретарши» (постановка Ю.Б. Васильева)
Белла Соломоновна – «Вышел ангел из тумана»
Страховой агент – «Как пришить старушку» Д. Патрик (постановка М. Зонненштраля)
Зоя Зелинская – «Триумф на Триумфальной»
Зоя Зелинская – «Грустно, но смешно»
Зоя Зелинская – «Нам все ещё смешно»
2018 – Вторая мать – “Где мы?!…» Р. Овчинников (постановка Р. Овчинникова)
Центральный Дом актера им. А.А. Яблочкиной:
2004 – Творческий вечер Зои Зелинской
2015 – “Десять лет спустя” (Цикл вечеров “Разные судьбы” Зоя Зелинская) (режиссер П.Тихомиров)
2016 – Исполнительница романса “Просто поём!..” (режиссёр П.Тихомиров)
2016 – Людмила Сельвестровна Пряхина “Этот мир мой!..” (Театральный роман) М.А. Булгаков (режиссёр П.Е. Тихомиров)
2018 – Партнерша Евгения Весника «Дарю, что помню…» Евгений Весник (режиссер П.Е. Тихомиров)
(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)
Орден Дружбы (29.06.2005).
Почетная грамота Правительства Москвы (2009).
последнее обновление информации: 23.04.20
После окончания ГИТИСа наша героиня была принята в труппу Московского академического театра Сатиры. Шел 1954 год. В этом году – 54-летие творческой деятельности. За это время актриса сыграла во многих ведущих спектаклях театра Сатиры: «Дом, где разбиваются сердца», «Баня», «Идеальный муж», «Крамнэгел»… А в знаменитой постановке «Клоп» она переиграла почти все женские роли.
– Зоя Николаевна, как Вы празднуете День театра?
– У кого хорошая роль или интересный спектакль, у того и праздник. А у меня настроение совсем не праздничное, потому что ни в одном спектакле я уже не играю. Увы, в нашем театре сейчас сложилась непростая ситуация, впрочем, как и во всей стране. Ведь «театр – это не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», – говорил Маяковский. И это совершенно верно.
Сегодня театр Сатиры держится все-таки на мужских ролях. Женских ролей здесь всегда было меньше. Мы играем в основном в классике, где все роли равноценны. Но классику уже всю переиграли. Да и сейчас классические произведения ставят в основном молодые режиссеры. Но они стремятся не пьесу донести до зрителя, а себя показать. Мол, «какой я умелец. Ах, как я могу перевернуть классику шиворот-навыворот».
– А как Вам работается с молодыми режиссерами?
– Признаюсь, я никогда с молодыми режиссерами и не работала. Я совсем недавно снялась в картине французского режиссера Лам Ли «Воротилы», где работали многие молодые актеры. Бедняги, они совершенно не высыпаются, света белого не видят. Дремлют только в машине, самолете или в поезде: фильм-то снимали и в Беларуси, и на Украине, и в России. А один из актеров поведал, что уже три месяца проезжает мимо дома, куда никак не может зайти: то на самолет опаздывает, то на поезд, то на съемки. Конечно, интенсивный ритм жизни хорош, но чем это закончится? Ведь актер не спит, не ест и ничего, кроме съемок, не видит. Радует, что актерская профессия сейчас приносит хоть какой-то доход.
– Я знаю, Вы давно за рулем. Что заставило Вас водить машину?
– Когда я собралась стать матерью, поняла, что без машины пропаду. Ведь в театре у меня была самая большая загруженность. И «Кабачок «13 стульев» вынуждал с утра до ночи находиться на съемочной площадке в течение 15 лет. Кроме того, для «Кабачка» мы учили песни на разных языках: чешском, венгерском, польском и югославском. И необходимо было выучить песню идеально, чтобы попадать под фонограмму.
А в нашем театре я организовывала курсы по вождению. Собралась целая группа: Оля Аросева, Света Харитонова, жена Анатолия Папанова Надя Каратаева… Курсы прошли успешно, все сдавали экзамены, но водить машину почему-то стала только я (смеется).
Сейчас часто принимаю участие в различных телевизионных программах. Была и у Лолиты в гостях, и у Андрея Малахова… А на передаче «Малахов+» давала дельные советы от замечательной актрисы Татьяны Пельтцер, которая всему нас обучала. Я рассказывала, как она лечила нас от бронхита, как учила причесываться… Например, чтобы волосы хорошо росли, Татьяна Ивановна советовала их расчесывать по девяносто раз в каждую сторону.
– Актеры вообще должны уметь очень многое.
– Да, актерская профессия – это самая зависимая профессия. Во-первых, необходимо выбрать хорошую пьесу, чтобы там у тебя была хорошая роль и, конечно, хороший партнер. Во-вторых, важно, чтобы получился хороший спектакль и, в-третьих, чтоб на этот спектакль пошел зритель. И из всех этих условий складывается актерская судьба. Но порой приходится сидеть и ждать, когда тебя кто-нибудь позовет играть или сниматься. Это очень печально. И если бы я это знала еще в ранней юности, то подумала бы, кем быть.
– И кем?
– Когда я училась в ГИТИСе, у нас был урок истории музыки. Его вела потрясающий педагог из консерватории Людмила Горохова, лекции которой всегда сопровождались классической музыкой. Мы были счастливы на ее уроках. И однажды я подумала: «Боже мой, какая же это потрясающая профессия». А недавно и сама пробовала читать эти лекции. Меня пригласили вести концерты духовной музыки в костеле. Рассказывала о творчестве Баха, Моцарта, Бетховена… Играла живая музыка. Потрясающе!
– Зоя Николаевна, а в День театра у вас будет какой-нибудь капустник?
– Вот уж не думаю. У нас вообще в последнее время из театра все куда-то разбегаются. Труппу собирал спектакль «Нам все еще смешно», но его сняли с репертуара. Сегодня в театре создается ощущение пустоты. Я в этом спектакле играла вместе со Спартаком Мишулиным отрывок из «Трехгрошовой оперы» Брехта, кстати, в ней звучала очень актуальная дня наших дней тема.
А когда мы возили «Трехгрошовую оперу» в ФРГ, нас там приняли очень тепло. «Мы и не ожидали, – говорили немцы, – что Брехт будет сейчас так звучать. Мы его не ставим, потому что он социален. А постановка театра Сатиры очень осовременила основную тему пьесы». В этом спектакле был прекрасный актерский состав: Миронов, Мишулин, Державин.
– В ФРГ вы играли спектакль на немецком языке?
– Нет, на русском. Там же очень много людей, которые серьезно занимаются русским языком. А вот в спектакле «Секретарши» я пела на английском языке. Хотя из-за произношения он мне очень трудно давался.
– А зачем же Вы выбрали такую сложную для себя песню?
– Я очень долго не могла определиться с выбором песни. По возрасту-то я в этом спектакле была старше всех. И если бы взяла какую-нибудь молодежную песню, это могло вызвать несоответствие с моим обликом. Поэтому я остановилась на популярной песне Фрэнка Синатры «Странники в ночи». Вот и выбрала ее на свою голову.
– Зоя Николаевна, еще год назад я смотрел в театре три спектакля с Вашим участием: «Секретарши», «Вышел ангел из тумана» и «Нам все еще смешно». Как же получилось, что они в одночасье устарели и исчезли из репертуара?
– Это раньше мы играли спектакли по 15-20 лет. «Затюканный апостол», например, «Клоп», «Дамоклов меч», «Дом, где разбиваются сердца»… Был бесконечный поток зрителей, который не успевал посмотреть наши спектакли. В зале – сплошные аншлаги. А сейчас и зритель другой, и время другое, и билеты дорогие. Ведь в царской России актеры обязательно играли благотворительные спектакли для студентов. Именно молодое поколение наиболее важно для будущего страны. Сегодня этого нет.
– Вы сейчас что-нибудь репетируете в театре?
– Нет. Вот в кино я сейчас фильм озвучила. Режиссер Галина Евтушенко, а автор сценария – Лев Рошаль. А недавно меня пригласили в новую картину. Она будет сниматься совместно с Голливудом.
– Вернемся к некогда популярному телеспектаклю «Кабачок «13 стульев». Ведь он открыл очень многих известных на сегодняшний день актеров. А какой след он оставил на Вашем творческом пути?
– Не открыл – биографию сделал. Ведь большинство играющих там актеров телезрители раньше не знали и не видели. А благодаря «Кабачку» многие артисты стали народными любимцами.
Когда начинались съемки, я была занята во многих спектаклях. И, признаться, не очень любила петь иностранные песни под фонограмму. Но у меня был прекрасный партнер Роман Ткачук. Работать с ним было радостью. А какой был великолепный режиссер (Е.В. Зелинский, режиссер, первый муж актрисы, – прим. авт.). Это невероятной доброты человек. В своих актерах он души не чаял. На съемках «Кабачка» всегда царила атмосфера доброты. И это, в первую очередь, заслуга режиссера. Он создавал атмосферу любви и уважения друг к другу. Заметьте, на экране не было ни одной противной физиономии. Сплошь и рядом – обаяние.
Но как только произошли события в Польше, «Кабачок» вмиг прекратил свое существование. Правда, мы уже все были награждены почетным званием «Заслуженный деятель Польской культуры».
– Какую параллель Вы можете провести между театром Сатиры 60-х годов и сегодняшним театром?
– О, это небо и земля. Прежде всего, актерский состав. По сути дела, мы лишились лучших актеров. Ведь комедийному дару не учит ни один факультет, ни один институт. Это должно быть в природе человека. Чувство юмора, острота взгляда на какое-то событие – все Богом данное. Трудно представить, чтобы в театре одновременно существовало такое созвездие актеров, как Папанов, Тенин, Весник, Менглет, Лепко… А в театре Сатиры все это было. Плюс у нас царила атмосфера доброты, потому что юмор не соседствует с коварством и злостью.
Сейчас в спектаклях нашего театра задействована в основном молодежь. Но это уже совсем другой театр, не тот, который был тогда. Очень хочется, чтобы он был в хороших руках, чтобы был качественный репертуар, а в зале – аншлаг!
Ну, а если говорить о нашем кино, хочется верить, что оно снова начинает возрождаться. Чего, увы, я не могу сказать о театре. Конечно, есть какие-то проблески, но…
– Зоя Николаевна, приближается 1 апреля, День смеха. Наверняка у Вас, актрисы театра Сатиры, есть веселые истории, связанные с вашим театром.
– В 40-е годы в нашем театре было два знаменитых комедийных актера: Владимир Хенкин – очень смешной и талантливый, и Павел Поль – совершеннейший барин с необыкновенным голосом. И когда началась война, Хенкин прибежал к Полю и кричит: «Паша, война началась!» «А что я могу сделать, Володя?!» – отвечает Поль.
Ездили мы на гастроли в Магнитогорск. Думаю, всем известно, что такое Магнитогорск. Какое там количество дыма! Спектакль мы играли на той стороне, где дыма много, а жили там, где дыма было меньше. Едем мы со спектакля в гостиницу, и неожиданно раздается голос Папанова: «Эх, скорей бы ночь прошла и снова за работу».
А в «Кабачке»:
– Ты куда? – спрашивал меня пан Владек.
– Я ухожу. У меня сеанс. Иду позировать художнику.
– А для какой картины?
– «Клеопатра и змея», – отвечаю я.
– Хм, любопытно, а с кого он пишет Клеопатру?…
Богдан Колесников
«Люберецкая газета» от 27 марта 2008 года
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.