Воспитание здорового образа жизни у детей личным примером

Родительское собрание «Роль личного примера в воспитании детей и приобщение их к здоровому образу жизни»

Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. В связи с этим личный пример родителей по применению традиций в воспитании можно характеризовать как одно из педагогических условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей — самый мощный способ воздействия на ребенка. Как пишет А. С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей». В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь — работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям. В младшем школьном возрасте это особенно актуально, поскольку родители значимы для ребенка как образцы для подражания. Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Наша реальная жизнь показывает, что необходимо осознать и переосмыслить те глубинные деформации в психологии многих взрослых, которые росли в атмосфере дефицита семейного счастья и материнского тепла. Равнодушие и холодность отцов и матерей по отношению к детям объясняет недостаток внимания к их нуждам и запросам. Решению данной проблемы может способствовать только психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей. Большое значение в приобщении ребенка к здоровому образу жизни имеет личный пример родителей. Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки, делают физические упражнения), то и ребенок глядя на них с самого раннего возраста привыкает к физическим упражнениям, старается сам выполнять многие , может даже еще не понятные ему, упражнения. Маленький Артем, раздуваясь от гордости, заявил своей маме: «Когда я вырасту, тоже буду пить пиво и курить сигареты!». В воздухе повисла красноречивая тишина, ошарашенная женщина лихорадочно решала, что сказать сыну в ответ. Трудно признаться малышу в том, что твое поведение вовсе не образец для подражания, а скорее наоборот. Ведь для детей мы всегда остаемся самым лучшим примером, именно наше поведение они копируют, чаще всего неосознанно, но иногда и вполне сознательно. С тех пор, как существует этот мир, не утихают азартные споры о том, как лучше воспитывать детей, какие эффективные методы при этом использовать. Существует скептики, и вовсе сомневающиеся в том, что ребенка можно воспитать, сделав из маленького подопытного человека существо, близкое к идеалу, знающее, что хорошо, а что плохо, никогда не обижающее младших, не пререкающееся со взрослыми, выполняющее все требования родителей и т.д. Безусловно, каждый из нас желает счастья своему драгоценному чадо, но иногда все наши усилия разбиваются о капризы и равнодушие, а иногда и откровенный протест родного ребенка, сопротивляющегося насилию со стороны «воспитателей». И тогда измученная мама двух детей с разницей в возрасте два года, может обреченно посоветовать: «Не рожай больше детей! Живи для себя!». Трудно найти виноватых в том, что каждый день женщины превращается в поле битвы со своими детьми, ведь не существует школы образцовых пап и мам. И вряд ли имеет смысл ориентироваться на советы доморощенных педагогов в лице подруг и бабушек – соседок. Это не вовсе не означает, что нет в этом мире счастливых родителей – педагогов от Бога, дети которых являют собой искомый идеал, но таких абсолютное меньшинство. Чаще всего вопрос воспитания детей становится в семье камнем преткновения. Родители бьются в тщетной попытке понять, почему их ребенок совсем отбился от рук, не слушается, не делает уроки, и иногда и вовсе курит и т.д. Кто же виноват в метаморфозе, которая приключилась с их маленьким ангелочком, превратившимся в настоящее «исчадие ада». Зачастую навыки воспитания детей мы осваиваем на ходу. Но, как известно, в деле воспитания не существует стандартного набора инструкций, так как не все семейные ситуации одинаковы, и не все дети одинаково отвечают на методы родительского воспитания. Главное, что требуется от родителей – желание и возможность вкладывать в своего ребенка время, усилия и терпение, без которого не обойтись в ответственном деле воспитания своего чада. Первая и главная ошибка родителей заключается в том, что они забывают о том, что основным и самым действенным методом воспитания в любой возрастной период является – личный пример. Многие родители, считающие положительный пример решающим фактором успешности воспитания. Личный пример приобретает воспитательное значение лишь при признании авторитета родителей детьми. Действенность личного примера в семейном воспитании характеризуется изменением от преимущественного его использования в дошкольном и младшем школьном возрастах к снижению его доминирующей роли в воспитании, когда школьник уже накапливает немалый жизненный опыт и вступает в пору его нравственного осмысления. В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в поведении подражают своим родителям. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности. Благодаря эмоциональной связи любящих и понимающих свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями. Воздействие личности родителя на ребенка осуществляется с помощью наблюдения. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или других значимых в его жизни личностей, то есть так называемую «модель», не только подражает их простым действиям, но, прежде всего, перенимает общие тенденции их поведения. Ребенок вначале в общих чертах перенимает мотивацию того поведения, которое он наблюдает. Такое восприятие позволяет детям в какой-либо новой ситуации вести себя согласно поведению «модели», которой они подражают, причем они могут и не повторять её действий. Наблюдения за «моделью» способствует обогащению «репертуара» поведения детей, помогают им выбрать определенный тип поведения. Например, благодаря моделированию ребенок, подражая взрослому, может выработать выдержку и сдержанность в проявлении чувств. Однако чтобы воздействие личности человека с помощью моделирования стало возможным, ребенка надо в этом заинтересовать. У него должна появиться мотивация моделирования. А личностями, которыми маленький ребенок обычно больше всех интересуется, являются родители. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

Читайте также:  Елена лифанова личная жизнь жена дети фото

      В качестве подсказки предлагаю родителям несколько основных принципов воспитания силой личного примера:

 · Единство слова и дела. Основополагающий принцип – если родители будут требовать от своего ребенка правдивости и честности, а на деле не будут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения не будет.

 · Разумная любовь и уважение к детям. Самые действенные средства в воспитании – любовь и ласка. С их помощью несложно вызвать в ребенке добрые чувства, воспитать хорошие привычки и приучить к порядку, труду и послушанию.

 · Единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны родителей, учителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость сведут на нет все «совместные» усилия по лепке из ребенка «идеала». Вопрос воспитания ребенка никогда не потеряет своей актуальности. Думаю, сколько бы научных трудов не публиковалось на эту животрепещущую тему, в любом случае все будет происходить по давно знакомому всем пути проб и ошибок. Я призываю родителей к одному – помните о том, что ваши дети смотрят на вас. Воспитывайте их самым эффективным способом – на положительном личном примере.

Источник

Формирование у детей здорового образа жизни задача не столько образовательных учреждений, сколько родителей, семьи. С появлением в нашей семье детей, возникла и масса забот. Но первостепенной проблемой стало здоровье малышей.

Дети часто болели, а детское отделение больницы стало нашим вторым домом. Возникла острая необходимость что-то предпринимать, ведь речь шла о ценности, которую нельзя купить и очень сложно восстанавливать. В нашей семье здоровому образу жизни стало уделяться большее внимание. Хочется поделиться некоторыми секретами, которые в комплексе привели к ощутимому положительному результату.

Самое важное – личный пример

Испокон веков неизменной остаётся одна незыблемая истина: самый лучший способ воспитания – личный пример родителей. В нашей семье нет места вредным привычкам. Кроме того, мы с мужем не игнорируем необходимые гигиенические процедуры и приучаем к этому детей. 

Правильное питание

При организации здорового питания у нас возникла необходимость создать определённые правила и зафиксировать их на бумажном носителе (с подписями всех членов семьи). Сначала это было игрой (ведь главное детей заинтересовать), но постепенно вошло в привычку. Эти правила относительно просты.
– Не забудь помыть руки перед едой!

– Ежедневное употребление в пищу фруктов и овощей;

– Исключение из рациона чипсов, газированных напитков, майонеза, кетчупа, жирной пищи, острых специй;

– Едим не три раза, но помногу, а шесть раз, но по чуть-чуть;

– Ограничение употребления кондитерских изделий, сладостей;

– Меньше соли! 

– Больше молока, кефира, творога, рыбы;

– Предпочтение блюдам тушёным, пареным, отварным;

– Питание максимально разнообразить!

– Соблюдаем чувство меры!

Кроме того, необходимо позаботиться о том, чтобы был организован строгий режим питания и дня. В нашей семье принято летом запасаться различными лечебными травами (здесь неоценимую помощь оказывает бабушка). Так что зимой мы часто можем позволить себе выпить травяной чай.

Следует признаться, что пришлось потрудиться, прежде чем правилам стали следовать. Запаситесь терпением и помните, что на чаше весов здоровье, а значит и будущее ваших детей.

Поддержание физического здоровья

Каждое утро совместно с детьми мы делаем зарядку. Чтобы было интереснее, мы назначаем ответственных за её проведение. Даже график составили. Если погода позволяет, то заканчивается разминка лёгкой пробежкой вокруг дома. Умываемся исключительно холодной водой. Ребята тоже к этому уже приучены. А вечером, перед сном, все вместе мы идём на прогулку. Это занятие особенно любимо нашими детьми. Прогуливаясь, мы вспоминаем и делимся друг с другом информацией, как прошёл день. Папа, к сожалению, не всегда с нами присутствует, но при возможности делает это с удовольствием.

Два раза в неделю посещаем бассейн. По возможности стараемся ходить пешком, ведь это тоже укрепляет организм, улучшает работу сердца. Перед отправлением на прогулку обязательно открываем окна, чтобы помещение проветрилось в наше отсутствие.

Читайте также:  Денис васильев актер личная жизнь жена и дети

В нашем доме много комнатных растений, цветов. Чистый воздух – важный компонент экологического образования, а для укрепления здоровья этот аспект имеет не последнее значение.

Организация совместного досуга

Самым любимым и приятным занятием для нашей семьи остаётся организация совместного досуга, как правило, активного отдыха. Обычно этому посвящены выходные. В летний период мы купаемся в речке, а на берегу устраиваем подвижные игры с мячом (волейбол, пионербол). Любим кататься на велосипедах, что несомненно полезно для здоровья. 

Одним из приятнейших занятий нашей семьи является собирание грибов. А для этой цели необходимо отправиться в лес. Зимой наши совместные походы на каток вызывают восторг не только у детей. 

Сон

Ведя активный образ жизни, необходимо не забывать и о полноценном сне, который также является залогом здоровья любого человека. Сон должен быть длительным и глубоким. В нашей семье этому вопросу уделяется также особое внимание. Перед сном не стоит проводить никакую активную и подвижную деятельность, необходимо успокоиться. Дети спят, в общей сложности, не менее 10 часов, мы 8-9 ч.

Психологический климат в семье

Немаловажным компонентов здорового образа жизни является создание психологического климата, ведь отрицательная обстановка в семье способна привести к расстройствам нервной системы. В нашей семье царит взаимопонимание, доброжелательность, терпение и стремление прийти на помощь. Чтобы этого добиться, нужно научиться не просто слушать ребёнка, а слышать его, понимать.

Помните о том, что сразу результата не будет. Привитие ребёнку культуры здорового образа жизни дело не одного месяца, а длительный и непростой процесс. Всегда помните о том, что здоровье — это драгоценность, на которую не нужно жалеть ни времени, ни сил. Но результат стоит того! В нашей семье он ощутим. Дети стали меньше болеть, окрепли.

Борщ Оксана Геннадьевна, г. Калуга

Источник

Татьяна Климакова
Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

2 слайд

От жизнерадостности и бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия“. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.

3 слайд

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как

• Закон РФ “Об образовании” (ст. 51,

• “О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения”,

• Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”,

• “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации”

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

4 слайд

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

5 слайд

Основные компоненты здорового образа жизни.

1. Рациональный режим. .

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

• Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон – залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

• Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

• Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

• Формирование культурно-гигиенических навыков.

• Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

• Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

6 слайд

2. Правильное питание.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основныепринципы рационального питания:

• Обеспечение баланса

• Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

• Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

Читайте также:  Софико шеварднадзе личная жизнь дети

7 слайд

3. Рациональная двигательная активность.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности

• Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна) ;

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

8 слайд

4. Закаливание организма

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.

Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.

9 слайд

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. .

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрастезначение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основойпсихологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

10 слайд

6. Соблюдение правил личной гигиены

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.

Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

11 слайд

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

– направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников

– комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

– созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

– формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

12 слайд

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

1. Формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья

2. Воспитывать навыки здорового поведения

3. Любить двигаться

4. Есть больше овощей и фруктов

5. Мыть руки после каждого загрязнения

6. Быть доброжелательным

7. Больше бывать на свежем воздухе

8. Соблюдать режим.

9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

11. Вырабатывать навыки правильной осанки

12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Источник