Владимир якунин биография личная жизнь
Биография
Якунин Владимир Иванович – государственный и общественный деятель, бывший президент ОАО «РЖД», дипломатический работник, научный сотрудник и преподаватель факультета политологии МГУ.
Владимир Якунин на трибуне
Выходец из советской разведки, В.И. Якунин после нескольких лет деятельности в инвестиционном и банковском бизнесе переходит на государственную службу, где в сферу его ответственности попадает железнодорожный транспорт.
В процессе реформы Министерство путей сообщения переформатируется в акционерное общество «Российские железные дороги», которые Якунин возглавлял на протяжении 10 лет. К 2015 году РЖД вышли на третье место в мире по объему грузоперевозок, будучи крупнейшим работодателем в России.
Детство и юность
Владимир Иванович Якунин родился в 1948 году во Владимирской области. Его детские годы прошли на эстонском побережье Прибалтики, где трудился отец – военный летчик. В 14-летнем возрасте переехал в Ленинград. Здесь получил высшее образование – окончил с «красным» дипломом Военмех.
Владимир Якунин
После учебы устроился в Государственный институт прикладной химии – по диплому его специальность была связана с разработкой баллистических ракет. Именно к этому времени относится информация о том, что Якунин связал свою судьбу со спецслужбами (с его собственных слов, работе в разведке он отдал 22 года своей жизни).
Владимир Якунин вспоминал в своих мемуарах, что в советской разведке видели два основных способа влияния на человека: через компромат и через дружбу, а сам он всегда предпочитал именно второй подход,
«так как возникающие при нем отношения гораздо надежнее и эффективнее».
В 1977 году Якунин заканчивает учебу в Краснознамённом институте КГБ СССР и переходит на работу в Госкомитет Совмина СССР по внешнеэкономическим связям на должность старшего инженера. По словам Якунина, это одно из ведомств, использовавшееся советской разведкой как официальная вывеска для работы за рубежом. С 1982 три года руководит отделом по работе с иностранцами в ленинградском Физтехе.
Государственный деятель Владимир Якунин
В 1985 году получает свою первую зарубежную командировку – отправляется в Постоянное представительство СССР при ООН в Нью-Йорк. Якунин работает в Комитете по использованию космического пространства в мирных целях, и одновременно трудится на Первое главное управление КГБ.
Находясь в США, он постепенно разочаровывается в непогрешимости и идеологической чистоте советского руководства, наблюдая за тем, как партийные бонзы время от времени прилетают в Нью-Йорк, но вместо работы часто предаются развлечениям, покупают предметы роскоши за государственный счет. Семья Якуниных возвращается в Советский Союз незадолго до его распада в 1991 году и видит перед собой уже совсем другую страну.
Бизнес
В 1991 году Владимир Якунин покидает государственную службу и начинает собственные бизнес-проекты в Санкт-Петербурге. В частности, создает предприятие по привлечению зарубежных инвестиций «Международный центр делового сотрудничества» – одну из первых в России площадок, ориентированных на организацию взаимодействия отечественных и иностранных компаний. Для работы Якунин и его партнеры арендовали бывший «Дом политпросвещения».
Владимир Путин и Владимир Якунин
Благодаря сфере деятельности Международного центра Якунин сближается с Владимиром Путиным, работавшем в те годы в петербургской мэрии и курировавшим внешние экономические связи города. Как пишет Якунин в своих воспоминаниях, Путина среди его коллег выделяла его способность держать слово.
Якунин активно зарабатывал деньги и интенсивно пользовался открывшимися в стране экономическими возможностями, включая в свою деятельность представителей нынешней экономической и политической элиты. При этом бизнесы были абсолютно разнопрофильными. Например, с братьями Фурсенко и Юрием Ковальчуком в он создал фирму «Темп», которая производила фильтры для очистки воды. С тем же Ковальчуком Якунин потом создал банк «Россия».
Дачный кооператив «Озеро»
В 1996 году вместе с Владимиром Путиным, Юрием Ковальчуком, Сергеем и Андреем Фурсенко и еще тремя бизнесменами создал дачный кооператив «Озеро». Как отмечал Якунин в интервью МК, территорию выкупили у самозахватчиков и благоустроили.
«Туалеты, как в известном фильме, с выгребными ямами стояли на берегу озера, и никого это не колыхало. Мы с властями регионам договорились и провели переговоры со всеми самозахватчиками, потому что мы были тогда официальными приобретателями прав на аренду и покупку земли. Как сейчас делают? Пустили бульдозеры, все снесли. Мы пошли по другому пути: с каждым договорились и предложили на территории, которую совхоз выделил, построить им нормальные домики».
Дом Якунина и дачи его товарищей по кооперативу были построены из дерева, некоторые имели выход к водоему. Площадь дачи, по воспоминаниям, составляла приблизительно 240 квадратных метров.
Государственная деятельность
В 1997-2000 годах Владимир Иванович Якунин возвращается на госслужбу. Возможно, его пригласил Путин – он руководил Главным контрольным управлением при президенте РФ, начальником Северо-Западной окружной инспекции которого стал Якунин.
В октябре 2000 года Владимир Якунин назначен замминистра транспорта РФ. Его основной задачей стало налаживание взаимодействия различных частей транспортной инфраструктуры страны – в первую очередь, железнодорожной и портовой.
Владимир Якунин в 2000-е годы
В феврале 2002 года он полностью переходит на работу в железнодорожную отрасль, получив должность заместителя министра путей сообщения. Это период полномасштабной реорганизации ведомства, которая заканчивается в сентябре появлением ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В октябре Якунин Владимир Иванович входит в топ-менеджмент компании, а с лета 2005 года возглавляет ее.
Теперь Якунину нужно перевести деятельность бывшего министерства путей сообщения на рыночные рельсы. Во главе РЖД Владимир Иванович Якунин становится лоббистом больших инфраструктурных проектов: реконструкции Транссиба и БАМа, появления высокоскоростного ж/д сообщения («Сапсаны»), строительства железнодорожных подходов к морским портам в Ленинградской области.
Владимир Якунин и его сын Андрей (слева)
Якунин дал старт модернизации компании – были обновлены крупные вокзалы, в них появились популярные сети кафе и предприятий быстрого питания, проведено благоустройство привокзальных территорий и парковок. Были запущены новые типы поездов: «Ласточки» – дневные экспрессы, соединяющие соседние регионы, «Стрижи» – двухэтажные составы. В Москве появился «Аэроэкспресс». РЖД начали продавать билеты онлайн.
РЖД принимали активное участие в создании железнодорожной инфраструктуры Усть-Лужского порта, одного из крупнейших транспортных проектов, реализованных в России за последние десятилетия. На голой земле был построен крупный порт, который сегодня является главными торговыми воротами страны на северо-западе и позволяет не платить транзитные пошлины за пользование портами стран Прибалтики.
Владимир Якунин в кителе президента РЖД
При Якунине прошел ребрендинг РЖД – на смену синему фирменному стилю и зеленым поездам пришли оттенки красного и серого.
«Самой амбициозной задачей за всю свою жизнь» Владимир Якунин считает подготовку к сочинской Олимпиаде – строительство нового вокзала в Адлере и возведение с нуля большей части региональной транспортной инфраструктуры.
Во время работы Якунина в РЖД компания начала экспансию на внешние рынки. Так, в 2012 году у PSA Peugeot-Citroen за 800 млн был приобретен логистический оператор Gefco, присутствующий сегодня в большинстве стран мира, а среди его основных клиентов – ведущие производители, такие как “Пежо”, “Сименс”, “Бош”, “Икеа”, “Проктер энд Гэмбл”. Был подписан контракт на реконструкцию железных дорог в Сербии.
Владимир Якунин и президент России Владимир Путин в “Сапсане”
В 2012 году В.И. Якунина избрали председателем Международного союза железных дорог.
В 2014 году Якунину был присвоен ранг Чрезвычайного и полномочного посла.
После ухода из РЖД в 2015 году Якунин отказался от возможности стать сенатором от Калининградской области, поскольку выбрал для себя деятельность в сфере международных отношений.
Владимир Якунин передает пост главы РЖД Олегу Белозерову
На протяжении многих лет, в том числе будучи главой РЖД, Якунин называл своей задачей установление равноправного диалога между странами и цивилизациями, в частности примирения России и Запада. Для этого он создал и возглавил фонд «Диалог цивилизаций», ежегодно проводящий политический форум на Родосе, где собираются российские и западные политологи.
С 2016 года под руководством Владимира Якунина в Берлине работает исследовательский институт «Диалог цивилизаций».
Критика
В 2010 году имя Владимира Якунина упоминалось в контексте скандала о финансировании пророссийской Центристской партии Эстонии.
В 2013 и 2014 годах оппозиционеры критиковали Якунина за нежелание публиковать сведения о своей зарплате в РЖД. В 2015 году Владимир Якунин впервые раскрыл эту информацию – его доходы за 2014 год составили 93,5 млн. рублей.
Владимир Якунин
В августе 2018 года Якунина обвинили в подготовке к эмиграции, заметив его в консульстве Германии при получении визы, дающей право на жизнь и работу в ФРГ. Представитель Якунина Григорий Левченко отметил, что нет ничего необычного в получении рабочей визы страны, где расположен главный офис «Диалога цивилизаций» – без этого невозможно легально управлять институтом.
Личная жизнь
Владимир Якунин женат. Со своей супругой, Натальей Викторовной, познакомился в 9 классе, поженились на четвертом курсе «Военмеха».
Наталья Якунина
В начале «нулевых» была предпринимателем. Занимается благотворительностью. Глава и соучредитель женевского фонда «Диалог цивилизаций». У Якуниных два сына и четыре внука.
Владимир Якунин сейчас
Сейчас В.И. Якунин возглавляет фонд «Диалог цивилизаций», занимается благотворительностью и научно-исследовательской деятельностью.
Интересные факты
- Когда Соединенные Штаты и ЕС ввели санкции против высокопоставленных российских чиновников, в поддержку Якунина с открытым письмо выступили профессора университетов из США, Британии, Канады, Италии, Австрии, Германии. В результате Владимир Якунин не был включен в европейский санкционный список.
- Якунин является основателем и руководителем ряда благотворительных организаций. Основанный им фонд Андрея Первозванного восстановил традицию принесения в Россию из Иерусалима Благодатного огня. Именно тогда, в 2003 году, в возрасте 54 лет Владимир Иванович пришел к сознательной вере.
Владимир Якунин приносит благодатный огонь из Иерусалима
- В книге «Коварная колея» Якунин рассказывает, как спросил однажды президента компании Siemens, почему Меркель не использует в общении с представителями России русский язык, которым неплохо владеет. А через некоторое время канцлер пригласила его на встречу и рассказала, что это связано с историей из ее детства, когда советский солдат украл у нее велосипед. Владимир Иванович в ответ сказал, что готов скупить все велосипеды в соседнем магазине, если это может хоть чем-то помочь исправить ситуацию.
- В 2005-2007 гг. становится сначала кандидатом, а затем доктором политических наук. С 2010 года – заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ.
- Имеет государственные награды, а также ряд наград Русской православной церкви.
Биография Владимира Якунина
Владимир Иванович Якунин – госслужащий, экс-глава ОАО «Российские железные дороги», чрезвычайный и полномочный посол РФ.
Forbes оценил его доход за 2014 год в $11 миллионов, поместив на 9 место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских руководителей. Однако Григорий Левченко, пресс-секретарь экс-главы монополии, опроверг эти данные, заявив в СМИ, что в действительности сумма заработка Владимира Ивановича была почти в 5 раз меньше и составляла $2,4 миллиона.
После своего ухода из власти летом 2015 года бывший хозяин железных дорог не дал согласия стать кандидатом в сенаторы – по предложению руководителя Калининградской области Николая Цуканова представлять его регион в СовФеде. Отказаться от предварительного намерения его заставила юридическая несовместимость данного статуса с возможностью продолжения деятельности в сфере международных отношений, на которой он планирует сконцентрироваться после отставки.
Детство Владимира Якунина
Появился на свет будущий высокопоставленный управленец 30 июня 1948 года на родине своей матери во Владимирской области. В те годы его папа-летчик министерства госбезопасности, служил в эстонском городе Пярну, где была сложная политическая обстановка. Поэтому из соображений безопасности тот отправил жену рожать в деревню к ее родителям. После улучшения ситуации она вместе с сыном вернулась обратно на место службы мужа.
Детство Володи прошло на эстонском побережье Балтийского моря, в портовом и курортном городке. Его мама была бухгалтером, папа в свободные от службы часы увлекался карточной игрой в преферанс. В 1964 году отец уволился, и семья перебралась из Пярну в город на Неве. Там Владимир окончил школу и высшее учебное заведение «Военмех».
Начало карьеры Владимира Якунина
После получения в 1972 году высшего образования молодой инженер трудился в Государственном институте прикладной химии (с подчинением 6-му Управлению), где разрабатывались составы для боеприпасов, систем воздействия на атмосферные явления.
В 1974 году он поступил на работу в органы госбезопасности. В 1977 году он заочно окончил Высшую школу КГБ и был направлен в госкомитет экономических связей при Совмине. В период 1982-1985 гг. он руководил отделом по работе с иностранцами столичного Физтеха, являясь офицером контрразведки КГБ.
С 1985 года Владимир Иванович находился на дипломатической службе в США.
Предпринимательская деятельность Владимира Якунина
В 43 года Якунин занялся бизнесом. В партнерстве с прежними сослуживцами он учредил Международный центр делового сотрудничества, принимал участие в становлении банка «Россия», НПП «Темп», руководил автоцентром «Бикар».
Под контролем возглавляемого Владимиром Путиным отдела по внешним связям администрации Северной столицы Якунин занимался экспортом цветных металлов. Одновременно он трудился в компании «Стрим», экспортируя лес, хлопок, нефтепродукты. Дача Якунина находилась в кооперативе «Озеро» – аналоге московской «Рублевки», учредителем которого он стал вместе с будущим главой государства.
Все его совладельцы, включая Якунина, Юрия Ковальчука, братьев Сергея и Андрея Фурсенко, Николая Шамалова, в период президентства Владимира Владимировича заняли весомые должности во власти и бизнесе.
В частности, Якунин 2002 году стал замминистра путей сообщения, блестяще осуществив реорганизацию ведомства в ОАО. В 2005 году он стал главой Российских Железных Дорог.
Аналитики отмечали, что кандидатура Владимира Ивановича фигурировала в качестве преемника главы государства. Но Якунин, якобы, не имел желания баллотироваться на президентский пост, уступив место молодым претендентам, Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову.
Владимир Якунин – президент РЖД
В 2012 году в столице Франции на заседании генассамблеи Международного союза железных дорог он был назначен председателем данной организации, призванной гармонизировать отношения между железными дорогами стран Европы.
В 2013 году на возглавляемом Якуниным предприятии возникали финансовые проблемы. Для сохранения денежных ресурсов рабочих предприятия переводили на сокращенную неделю.
В 2014 году глава страны присвоил руководителю РЖД ранг чрезвычайного и полномочного посла. Благодаря оптимизации логистики, Якунину удалось увеличить на четверть объем грузоперевозок в контейнерах. В 2015 году совет директоров компании своим решением увязал размер премий своего руководителя с показателями финансовой деятельности. В августе президент РЖД распоряжением правительства был освобожден от занимаемой должности. Поговаривали, что он пойдет в сенаторы, но Якунин отказался от данного предложения.
Во время работы Владимира Якунина в РЖД в России появилось высокоскоростное сообщение: между Москвой и Санкт-Петербургом запустили «Сапсаны», развивающие скорость до 250 км/час. Были введены в эксплуатацию несколько серий нового подвижного состава: «Ласточки» (производящаяся в России адаптация немецкого Siemens Desiro), «Стрижи» и двухэтажные поезда. Тогда же были внедрены электронные билеты, а на вокзалах появился беспроводной доступ в интернет.
При Якунине началась масштабная кампания по реконструкции вокзалов и организации парковочных пространств. Благоустройство коснулось и привокзальных территорий – прилегающие к вокзалам площади начали очищать от беспорядочных ларьков, цветочников, нелегальных таксистов и бездомных. Запущены проекты по модернизации Транссиба и БАМа, был возрожден проект Малого кольца Московской железной дороги (известной сейчас как МЦК), аэропорты Москвы с центром связали Аэроэкспрессы. К Олимпиаде в Сочи был построен вокзал в Адлере, реконструирована железнодорожная инфраструктура всего южного побережья.
Личная жизнь Владимира Якунина
Экс-глава РЖД женат, имеет двоих сыновей – Андрея, 1975 года рождения, и Виктора, родившегося в 1978-м. Со своей супругой Натальей он познакомился еще в период учебы в ленинградской школе. Поженились они в 1971 году. Как и супруг, она окончила «Военмех».
В начале 2000-х она занялась бизнесом, являлась одним из руководителей «Миллениум банка». Сегодня она выступает в качестве соучредителя «Геленджикского курортного комплекса-Меридиан», ООО «МСК Трейд», занимается благотворительной деятельностью. Вместе с мужем она стала главой учрежденного в Женеве целевого фонда «Диалог цивилизаций».
Их старший сын – экономист, закончил университет Санкт-Петербурга. Вместе со своей семьей он проживает в Лондоне. У пары есть сын и дочка. Ему принадлежит гостиничная сеть из 20 отелей в городах России, он занимается также рядом крупных инновационных строительных проектов.
Сын Виктор – юрист, закончил тот же ВУЗ, что и брат. Затем он продолжил образование в школе бизнеса Лондона, позже – в школе при Колумбийском университете Нью-Йорка. Виктор – директор юридического подразделения крупнейшей международной энергетической группы компаний Gunvor. Он проживает с супругой и двумя детьми в Северной столице.
Экс-президент РЖД – доктор политических наук. Он является завкафедрой политологии МГУ, профессором экономической школы Стокгольма. Владимир Якунин имеет государственные награды, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орден Почета.
Владимир Якунин сегодня
После отставки Владимир Якунин сосредоточился на научной и общественной деятельности. Он – со-основатель Исследовательского Института «Диалог Цивилизаций», Председатель Попечительского Совета Фонда Андрея Первозванного, Председатель Попечительского совета Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».
В ноябре Якунин получил в Казани знак почетного гражданина города, которого был удостоен еще в 2013 году одновременно с Игорем Шуваловым и Виталием Мутко.