Владимир атлантов личная жизнь дети
Владимир Атлантов
Владимир Андреевич Атлантов. Родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и австрийский оперный певец (тенор), актер. Солист Большого театра СССР (1967-1988). Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1978). Каммерзенгер Австрии (1987).
Владимир Атлантов родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье оперных певцов.
Отец – Андрей Петрович Атлантов (1906-1971), певец, солист Ленинградского Малого театра оперы и балета (бас).
Мать – Мария Александровна Елизарова (1897-1978), певица, солистка Ленинградского Малого театра оперы и балета и Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (лирическое сопрано), пела с Ф.И. Шаляпиным, И.А. Алчевским, И.В. Ершовым, Г.М. Нэлеппом, затем консультант по вокалу в Театре им. С. М. Кирова, заслуженная артистка РСФСР.
В 1955 году поступил в Хоровое училище при Ленинградской государственной академической капелле (с 1954 – имени М. И. Глинки). Окончил обучение в 1956 году по специальности «хормейстер».
В 1959 году поступил на вокальный факультет Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс вокала П. Г. Тихонова, оперный класс А. Н. Киреева), который окончил в 1963 году по классу Н. Д. Болотиной. Будучи студентом последнего курса, в Оперной студии при консерватории спел партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Альфреда («Травиата» Дж. Верди) и Хозе («Кармен» Ж. Бизе).
В 1962 году, ещё будучи студентом 4-го курса, был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) стажёром, а в 1963 году, после успешного окончания консерватории, стал солистом этого театра.
Партии Владимира Атлантова в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова:
- 1963 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского – Ленский;
- 1963 – «Кармен» Ж. Бизе – Хозе;
- 1963 – «Травиата» Дж. Верди – Альфред;
- 1965 – «Сила судьбы» Дж. Верди – Альваро;
- 1966 – «Пиковая дама» П. И. Чайковского – Герман.
Владимир Атлантов в молодости
В 1963-1965 годах стажировался в Школе усовершенствования оперных певцов при миланском театре «Ла Скала» (Италия), где совершенствовал вокальную технику у маэстро Д. Барра и подготовил с дирижёром и концертмейстером Э. Пьяцца 4 партии на итальянском языке: Герцог («Риголетто» Дж. Верди) , Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини).
В 1964 году в составе труппы Большого театра пел на сцене «Ла Скала» во время первых обменных гастролей двух театров.
С 1967 по 1988 год – солист Большого театра в Москве, на сцене которого исполнил 18 партий.
Партии Владимира Атлантова в Большом театре:
- 1964 – «Травиата» Дж. Верди – Альфред;
- 1964 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского – Ленский;
- 1966 – «Кармен» Ж. Бизе – Хозе;
- 1968 – «Пиковая дама» П. И. Чайковского – Герман;
- 1968 – «Князь Игорь» А. П. Бородина – Владимир Игоревич;
- 1968 – «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини – Пинкертон;
- 1970 – «Дон Карлос» Дж. Верди – Дон Карлос;
- 1971 – «Тоска» Дж. Пуччини – Каварадосси;
- 1973 – «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова – Паоло;
- 1973 – «Семён Котко» С. С. Прокофьева – Семён;
- 1974 – «Иоланта» П. И. Чайковского – Водемон;
- 1974 – «Борис Годунов» М. П. Мусоргского – Самозванец под именем Григория;
- 1976 – «Садко» Н. А. Римского-Корсакова – Садко;
- 1976 – «Каменный гость» А. С. Даргомыжского – дон Жуан;
- 1978 – «Отелло» Дж. Верди – Отелло;
- 1978 – «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова – Моцарт;
- 1985 – «Паяцы» Р. Леонкавалло – Канио;
- 1986 – «Мазепа» П. И. Чайковского – Андрей.
Знаменитый композитор Георгий Свиридов говорил об Атлантове: «Мне не приходилось ещё встречать драматического тенора такой красоты, выразительности, мощи, экспрессии».
Оперный певец Сергей Лемешев отмечал: «Мне давно хотелось услышать Атлантова в такой опере, где бы его дарование раскрылось полностью. Каварадосси В. Атлантова очень хорош. Великолепно звучит голос певца, его итальянская манера подачи звука как нельзя более кстати в этой партии. Все арии и сцены с Тоской прозвучали прекрасно. Но то, как Володя Атлантов спел в третьем акте „О эти ручки, ручки дорогие“, вызвало у меня восхищение. Тут, пожалуй, итальянским тенорам надо у него поучиться: столько тонкой проникновенности, столько художественного такта показал в этой сцене артист. А между тем именно здесь легко было пойти на мелодраму. Думается, что партия Каварадосси пока что будет лучшей в репертуаре талантливого артиста. Чувствуется, что в работу над этим образом он вложил много сердца и труда».
С 1964 года снимался в кино. В 1966 году исполнил роль Дон Жуана в фильме «Каменный гость» режиссёра Владимира Гориккера – экранизации одноимённой оперы А. С. Даргомыжского на сюжет трагедии А. С. Пушкина.
В 1979-м сыграл Отелло в фильме «Отелло» режиссёра Виктора Окунцова – экранизации одноимённой оперы Джузеппе Верди на сюжет одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Роль Дездемоны сыграла Милена Тонтегоде.
Владимир Атлантов в фильме “Отелло”
Владимир Атлантов много выступал как концертный певец. Гастролировал за рубежом – Италия, ГДР, Канада, Австрия, Венгрия, Япония, Франция.
В 1987 году получил в Австрии почётное звание «каммерзенгер».
В 1988 году уехал из Советского Союза на Запад. Там выступал в крупнейших театрах мира – «Ла Скала» (Милан, 1990), Метрополитен Опера (Нью-Йорк, 1993, 1994), Венская государственная опера (1988-1993), Ковент-Гарден (Лондон, 1989, 1993), Опера Бастилии (Париж, 1991, 1992), театр Колон (Буэнос-Айрес, 1995), а также в оперных театрах Западного Берлина (1988, 1989, 1991, 1993), Гамбурга (1988, 1989, 1992, 1993, 1995), Мюнхена (1991, 1993, 1994), Штутгарта (1988-1993), Барселоны (1988, 1992), Рима (1990, 1994), Лас-Пальмаса (1988, 1989), Питтсбурга (1990), Сан-Франциско (1990, 1996), Коста-Меса (США, 1992, 1995, 1996), Бостона (1991), Японии (Нагасаки, Осака, Токио, 1991, 1994), на фестивалях в Брегенце (1991), Арена ди Верона (1994), Висбадене, Оранже.
1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия) состоялся спектакль с участием певца «Паяцы» Р. Леонкавалло.
В 2002 году дал ряд мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15 сентября 2002 года певец принял участие в концерте «Голоса России – великому городу», проходившем в Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На V Конкурсе имени Н. А. Римского-Корсакова, состоявшемся в Санкт-Петербурге в ноябре 2002 года, Владимир Атлантов учредил специальный приз «За артистизм», которым наградил Владислава Сулимского.
Постоянно проживает в Вене.
Личная жизнь Владимира Атлантова:
Дважды был женат.
Первая жена – Фарида Халилова, пианистка, преподаватель Московской консерватории. Дочь знаменитого азербайджанского математика, академика Захида Халилова.
В браке в 1963 году родилась дочь Лада.
Вторая жена – Тамара Андреевна Милашкина (урождённая Мирненко; род. 13 сентября 1934), советская и австрийская оперная певица (сопрано). Народная артистка СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1978).
Владимир Атлантов и Тамара Милашкина
Фильмография Владимира Атлантова:
1964 – Верьте мне, люди – оперный певец
1966 – Каменный гость – Дон Жуан
1969 – Чайковский – оперный певец в роли Германа
1970 – Поёт Ирина Богачёва (документальный)
1971 – Где б ни был я (документальный)
1971 – По страницам любимых опер
1972 – Воскресный музыкант – оперный певец
1977 – Моя Кармен – Хосе
1978 – Для Вас
1979 – Отелло – Отелло
1980 – Чио-чио-сан (фильм-спектакль) – вокал
1986 – Встречи в субботний вечер (фильм-концерт) – исполнение песни «Рассвет» Р. Леонкавалло
2002 – Царская ложа
Дискография Владимира Атлантова:
«Борис Годунов» М. Мусоргского (дирижёр М. Эрмлер)
«Пиковая дама» П. Чайковского (дирижёр М. Эрмлер)
«Тоска» Дж. Пуччини (дирижёр М. Эрмлер)
«Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (дирижёр М. Эрмлер)
«Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Ф. Мансуров)
«Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (дирижёр М. Эрмлер)
«Иоланта» П. Чайковского (дирижёр М. Эрмлер)
«Каменный гость» А. Даргомыжского (дирижёр М. Эрмлер)
«Князь Игорь» А. Бородина (дирижёр М. Эрмлер)
«Евгений Онегин» (дирижёр М. Ростропович)
«Паяцы» (дирижёр Л. Гарделли)
«Хованщина» (дирижёр К. Аббадо)
«Пиковая дама» (дирижёр С. Одзава)
Записи русских романсов (П. Чайковский, С. Рахманинов, В. Абаза, П. Булахов, Б. Шереметьев, А. Гурилёв, Л. Малашкин, Н. Листов, А. Обухов) с аккомпаниатором Ф. Халиловой, а также в сопровождении секстета солистов оркестра Большого театра
«Концертная серенада» – песни и арии из оперетт на итальянском, испанском, немецком и английском языках (А. Лара, Ф. Легар, Ч. Бракко, Ф. Тости, С. Гастольдони, Д. М. Феррили, Н. Бродский, Р. Леонкавалло, Э. де Куртис, Н. Валенте, В. Д’Аннибале, Э. ди Капуа, А. Буцци-Печчиа, Э. Каннио)
Награды и звания Владимира Атлантова:
– Заслуженный артист РСФСР (14.02.1967);
– Народный артист РСФСР (19.07.1972);
– Народный артист СССР (25 мая 1976 года) – за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
– 2-я премия на II Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1962, Москва);
– 1-я премия и золотая медаль III Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1966, Москва);
– 1-я премия III Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии (1967, Болгария);
– 4-я премия Международного конкурса вокалистов в Монреале (1967, Канада);
– Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1978) – за исполнение партии Дон Жуана в оперном спектакле «Каменный гость» А. С. Даргомыжского;
– Два ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1981);
– Почётное правительственное звание «каммерзенгер» (Австрия, 1987).
последнее обновление информации: 12.05.2020
Атлантов Владимир Андреевич, биография которого представлена ниже, признан одним из лучших оперных певцов СССР и в свое время пользовался признанием специалистов и зрителей во многих странах Европы. Хотя артисту сегодня уже 77 лет, и он давно завершил свою певческую карьеру.
Отец и мать
Очень часто даже для самых преданных любителей оперы остается неизвестной биография исполнителя. Владимир Атлантов родился в далеком 1939 году в Ленинграде. Его родители также имели отношение к искусству. Отец — А. П. Атлантов — был знаменитым оперным певцом (бас) и солистом Ленинградского (бывшего Мариинского) театра оперы и балета им. Кирова, а также МАЛЕГОТа. Мать – Мария Александровна – имела приятное лирическое сопрано и большую часть жизни проработала вместе с супругом. В свое время она была воспитанницей Смольного института благородных девиц и смогла привить сыну прекрасные манеры, которые немало помогли ему при изображении благородных героев. После завершения певческой карьеры Мария Александровна Елизарова служила консультантом по вокалу в Кировском театре и работала со многими выдающимися актерами и актрисами оперной сцены.
Владимир Атлантов: биография (молодые годы)
Будущая звезда советской оперной сцены провел все свое детство за кулисами театра. Благодаря родителям, он начал заниматься сольным вокалом очень рано, с шести лет. Окончив Академическую хоровую капеллу им. М. Глинки и получив специальность дирижер хора, Атлантов был принят на подготовительное отделение Ленинградской госконсерватории. Через 2 года он стал студентом вокального факультета этого известного вуза, поступив в класс П. Г. Тихонова и А. Н. Киреева. Там у него были обнаружены определенные вокальные проблемы. Они возникли из-за неправильных навыков певческого дыхания, приобретенных в результате хорового пения в детстве. Для их разрешения Атлантов по своей личной просьбе был переведен в класс Н. Болотиной. Кроме того, он использовал метод Карузо, о котором знал из книги о великом теноре. В результате проявленной настойчивости и трудолюбия, Атлантову удалось преодолеть все трудности и уже в 1962 году его приняли стажером в труппу родного для него Кировского (Мариинского) театра. Спустя год, получив диплом консерватории, он был зачислен туда на должность солиста.
Стажировка в «Ла Скала»
Еще в период учебы в вузе Владимир Атлантов исполнил партии (для тенора) Ленского в «Евгении Онегине», Хозе в «Кармен» и Альфреда в «Травиате». Они впоследствии на долгие годы вошли в репертуар певца.
В 1962 году В. Атлантов принял участие во Втором Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. Глинки и завоевал серебряную медаль. В качестве поощрения его направили на вокальную стажировку в известную школу усовершенствования певческого мастерства при миланском театре «Ла Скала». Там он занимался вокалом 2 сезона. В Милане певцы из разных оперных театров Советского Союза занимались у известного лирического тенора и педагога Э. Барра. За два сезон стажировки в «Ла Скала» Владимир Атлантов подготовил оперные партии Рудольфа и Герцога Мантуанского («Богема» и «Риголетто»), Ричарда («Бал-маскарад») и Каварадосси («Тоска»). Как впоследствии утверждал сам Владимир Атлантов, именно в Италии ему посчастливилось приобрести основные технические навыки вокала и научиться артистическому мастерству.
Дальнейшая карьера в Кировском театре
По возвращении из Милана в 1965 году Владимир Атлантов во время гастролей в столице спел партию Альваро в опере Джузеппе Верди «Сила судьбы». Присутствовавший на одном из спектаклей знаменитый импресарио из США С. Юрок пригласил певца в его первое зарубежное турне. Предполагалось, что Владимир Атлантов будет выступать на сцене всемирно известного Нью-Йоркского «Метрополитен-опера». Однако, как это часто бывало в Советском Союзе, американскому импресарио не удалось добиться официального разрешения на организацию поездку талантливого певца в Соединенные Штаты.
В 1966 году совсем еще молодой Атлантов исполнил на сцене театра им. Кирова одну из своих наиболее известных ролей партий, создав трагический образ Германа в опере «Пиковая дама» Чайковского.
В Большом театре
К 27 годам Владимир Атлантов, семья которого на протяжении десятилетий служила Мариинскому (Кировскому) театру, был уже известен далеко за пределами родного Ленинграда. Однако он не собирался останавливаться на достигнутом и в 1966 году принял участие в Третьем международном конкурсе им. П. Чайковского. По решению жюри он завоевал первую премию и золотую медаль. После этой победы его перевели на работу в столицу, в Большой театр, где он дебютировал еще в 1964 году в «Травиате» и в «Евгении Онегине».
В 1967 году Атлантов Владимир занял призовые места на престижных международных конкурсах в Монреале и в Софии.
В том же году, во время первых гастролей «по обмену» Миланского и Большого театров, певец выступил на сцене «Ла Скала». Не менее блистательно складывалась и его дальнейшая карьера.
В частности, на московской сцене он исполнил ведущие партии в таких известных оперных спектаклях, как:
- «Травиата» (Альфред).
- «Евгений Онегин» (Ленский).
- «Кармен» (Хозе).
- «Пиковая дама» (Герман).
- «Князь Игорь» (Владимир).
- «Чио-Чио-сан» (Пинкертон).
- «Дон Карлос».
- «Тоска» (Каварадосси).
- «Франческа да Римини» (Паоло).
- «Семен Котко» (Семен).
- «Иоланта» (Водемон).
- «Борис Годунов» (Самозванец).
- «Садко» и др.
Работа за рубежом
В 1988 году Атлантов Владимир покинул столицу и Большой театр, чтобы добиться мировой известности, выступая за границей. Первой ролью тенора за рубежом стала партия князя Андрея в опере «Хованщина» Мусоргского. Она ознаменовала начало карьеры Атлантова на сцене Венской оперы.
В 1989 году певец дебютировал в партии Самсона в опере «Самсон и Далила» (Сен-Санс) в театре Западного Берлина. За рубежом певец впервые исполнил также роли Ричарда в «Бале-маскараде» Верди и Луиджи в «Плаще» ДЖ. Пуччини. К числу партий наиболее часто исполняемых В. Атлантовым на европейских сценах были Канио, Герман и Отелло.
За границей тенор выступал на самых знаменитых оперных сценах мира: в «Ла Скала», «Ковент-гардене», «Метрополитен-опера», Венской опере (с 1988 по 1993 год), парижской «Опера Бастиль», Буэнос-айреском театре «Колон», а также перед любителями классической музыки в Гамбурге, Штуттгарте, Барселоне, Мюнхене, Западном Берлине, в римских Термах Каракаллы и пр.
Последний свой спектакль Атлантов Владимир Андреевич провел 1 марта 1996 года. Он состоялся на сцене оперного театра Дортмунда (Германия). Впоследствии Атлантов отмечал, что в детстве часто видел, как престарелые актеры и актрисы «цеплялись за свое место». Он тогда навсегда запомнил, какое жалкое зрелище представляли певцы-ветераны, пытающиеся изобразить влюбленных молодых героев, и решил уйти со сцены вовремя.
Наиболее известные партии
К числу самых лучших работ тенора относится партия Отелло. Она стала одной из наиболее ярких в карьере певца в Большом театре. Именно в ней воплотились темперамент певца, его лиричность и трагедийная патетика. После выступления Атлантова в роли ревнивого мавра в столице и за рубежом, пресса писала, что русский певец признан лучшим Отелло. За эту партию в 1972 году в Висбадене он был награжден премией «Золотое перо критики», а спустя 6 лет, он в числе 7 лучших теноров планеты выступил в концерте в театре «Сан-Карло» Неаполя, посвященном 100-летию Энрико Карузо.
Немало споров вызвало и исполнение партии Самозванца в опере «Борис Годунов» Мусоргского. Атлантов изобразил своего героя натурой незаурядной. Такая трактовка радикально отличалась от той, к которой привык зритель. Ведь многие певцы видели в Самозванце простака, который возомнил из себя самодержцем, тогда как в персонаже Атлантова ощущалась скрытая сила и отчетливо проступали черты дерзкого, но в то же время расчетливого и трезвого честолюбца.
Зрителю запомнился также созданный певцом образ Каварадосси. В нем Атлантов выявил жажду жизни героя ради любви. При этом в любом фрагменте партии тенор неизменно подчеркивал духовный стержень, формирующий натуру героя, являя его зрителю, как человека независимого, свободолюбивого, мужественного и гордого.
Телеспектакли и фильмы
К счастью, каждый желающий сегодня может увидеть лучшие спектакли с участием Владимира Атлантова. Это возможно благодаря тому, что они были сняты на пленку. К числу телеспектаклей, в которых главные роли исполняет В. Атлантов, относятся оперы «Садко», «Пиковая дама», «Отелло» и «Хованщина».
Кроме того, певец снялся в нескольких фильмах-операх:
- «Моя Кармен».
- «Каменный гость».
- «Отелло».
- «Такая большая любовь».
Аудиозаписи
С участием В. Атлантова на заводе фирмы «Мелодия» были выпущены пластинки со звукорядом опер «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Тоска» и «Чио-Чио-Сан» (на итальянском языке), «Царская невеста», «Франческа да Римини», «Иоланта», «Каменный гость» и «Князь Игорь». Несколько грампластинок с его известными партиями были растиражированы и за рубежом. В их числе арии из опер «Евгений Онегин» (записано в Париже), «Паяцы», «Хованщина» и «Пиковая дама».
В. Атлантов в сопровождении секстета оркестра Большого театра и с аккомпаниатором Ф. Халиловой сделал также записи русских романсов П. Чайковского, С. Рахманинова, Б. Шереметьева, В. Абаза, Н. Листова, П. Булахова, А. Гурилева, Л. Малашкина и А. Обухова. В 1985-1987 годах им был записан аудиодиск «Концертная серенада». В сборник вошли арии из популярных оперетт на итальянском, немецком, испанском и английском языках.
В новом столетии
В сентябре 2002 года Владимир Атлантов (оперный певец) дал ряд мастер-классов в своей альма-матер — Санкт-Петербургской консерватории. В том же году он принял участие в концерте, состоявшемся в рамках празднования 300-летнего юбилея города на Неве. Кроме того, на Пятом конкурсе имени Римского-Корсакова им был учрежден спецприз «За артистизм». Эта награда, по настоянию маэстро, досталась В. Сулимскому.
Сегодня актер живет в Вене и часто приезжает в Москву. По его словам, в свое время он выбрал для проживания австрийскую столицу, так как там наиболее благоприятный климат для сохранения певческого голоса.
Жена
Певец почти 55 лет женат на Тамаре Андреевне Милашкиной. Она окончила Московскую консерваторию и с 1858 года выступала на сцене Большого театра. В 1961-1962 годах певица стажировалась в «Ла Скала». По возвращении на родину актриса выступала в столице, на сцене Большого театра, исполнив там более двух десятков ведущих партий в самых знаменитых оперных спектаклях. В 1988 году она оставила сцену и вместе с супругом уехала в Вену.
В 1958-1988 годах она, обладая великолепным лирико-драматическим сопрано, являлась одной из наиболее успешных солисток Большого театра. В 1973 году Милашкиной было присвоено звание Народной артистки Советского Союза.
Дочь
У Тамары Андреевны Милашкиной и Владимира Андреевича есть дочь — Лада. Она родилась в 1963 году, после возвращения родителей из миланской стажировки. Лада Владимировна Атлантова не сделала певческую карьеру, однако также выбрала музыкальную профессию, став пианисткой. Сегодня она занимает пост декана музыкального факультета РГСАИ.
Награды
В 1976 году Владимир Атлантов, биография, творчество и личная жизнь которого вам уже известны, получил звание Народного артиста СССР. Кроме того, он является лауреатом Госпремии РСФСР им. Глинки и каммерзенгером Венской государственной оперы. В 1971 и 1981 году В. Атлантов был награжден 2 орденами Трудового Красного Знамени.
Теперь вы знаете, кто такой Владимир Андреевич Атлантов. Биография, награды и личная жизнь певца вам также известны, а его творчество доступно и сегодня благодаря сохранившимся до наших дней аудиозаписям и фильмам-операм.