Вячеслав тихонович биография личная жизнь

Вячеслав тихонович биография личная жизнь thumbnail

Биография

Вячеслав Васильевич Тихонов появился на свет недалеко от Москвы в городке Павловский посад 8 февраля 1928 года. Семья жила в двухэтажном деревянном доме вместе с бабушкой и дедушкой. Отец Василий Романович по профессии был механиком, но трудился рабочим на ткацкой фабрике. Мать Валентина Вячеславовна работала в детском саду воспитательницей.

В 1941 году началась Великая Отечественная Война, в это время Вячеславу едва исполнилось 13 лет. Его родная школа превратилась в военный госпиталь, а сам он поступил в ремесленное училище на специализацию «токарь». После обучения парень начал работать на заводе по специальности, выполняя военные заказы и тем самым внося свою посильную лепту в Великую Победу.

Вячеслав ТихоновВячеслав Тихонов

Юные годы будущего актера были омрачены залпами взрывов и звуком выстрелов, но это не смогло убить детскую мечту стать актером. Тихонова с детства восхищали экранные киногерои: Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Николай Черкасов в роли Александра Невского и другие. В 1944 году Тихонов был зачислен на подготовительный курс Автомеханического института, но уже в 1945 году преподаватель ВГИКа Борис Бибиков принял юношу к себе в ученики.

Фильмы

Спустя три года с момента поступления во ВГИК состоялся телевизионный дебют молодого актера. Его премьерной ролью была роль Володи Осьмухина в кинофильме режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». После получения диплома в 1950 году Вячеславу было предложено сыграть в кинофильме «Мирные дни» режиссера Владимира Брауна. С выходом на экраны этой картины приглашения на съемки стали поступать значительно чаще.

Вячеслав Тихонов в фильме "Дело было в Пенькове"Вячеслав Тихонов в фильме “Дело было в Пенькове”

В том же году состоялся и театральный дебют Вячеслава Тихонова. Подмостки Театра-студии киноактера были первыми театральными подмостками, на которые ступила нога будущей звезды. Театральная карьера актера длилась семь лет, по истечении которых он был принят на постоянную работу в Киностудию имени Максима Горького. Именно это повлияло на решение Тихонова окончательно оставить театр и сконцентрировать все свои силы на кинематографических работах.

С конца 60-х Вячеслав Тихонов появляется на экранах в образах настоящих русских интеллигентов. Первым таким образом можно назвать роль учителя истории в лирическом фильме «Доживем до понедельника». Главные роли в этой пронзительной картине, ставшей культовой, исполнили Тихонов и Ирина Печерникова. Фильм дал отличный старт молодым артистам Ольге Остроумовой, Игорю Старыгину и Ольге Жизневой.

Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника»Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника»

Ряд «аристократичных» образов Тихонова продолжил князь Андрей Болконский в картине «Война и мир». Князем актер стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, которая очень тепло относилась к Вячеславу Васильевичу. Но по его словам эта роль за четыре года съемок буквально опустошила его, потому что пришлось входить в образ человека, во многом непонятного артисту.

Еще один благородный персонаж Вячеслава Тихонова – писатель, герой пронзительной ленты «Белый Бим, Черное Ухо».

Вячеслав Тихонов в фильме «Белый Бим, Черное Ухо»Вячеслав Тихонов в фильме «Белый Бим, Черное Ухо»

Следующие годы были по-настоящему «звездными» в карьере актера. За это время с его участием вышли такие легендарные картины, как «Карусель», «Семнадцать мгновений весны» и «Они сражались за Родину». Вячеслав Тихонов играл огромный диапазон ролей: от князей до разведчиков, от школьного учителя до офицера КГБ.

В телевизионной комедии Михаила Швейцера «Карусель», снятой по произведениям Антона Чехова, режиссером было собрано созвездие советских артистов. Кроме Тихонова тут снялись Жанна Болотова, Владимир Басов, Евгений Леонов и Леонид Куравлев.

Еще раз встретиться с блистательной Жанной Болотовой Вячеславу Тихонову повезло в экранизированном спектакле «Размазня», в основе которого тоже было произведение А. П. Чехова.

Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны»Вячеслав Тихонов в фильме «Семнадцать мгновений весны»

Но настоящая, оглушительная и громкая слава обрушилась на Тихонова после выхода 12-серийной ленты Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где Вячеслав Васильевич появился в образе разведчика Исаева-Штирлица. Премьера ленты состоялась в августе 1973 года. Это был самый триумфальный год в биографии Тихонова. Гонорар за роль по нынешним меркам оказался довольно скромным: всего 5500 советских рублей.

Забегая наперед, скажем, что сам Вячеслав Тихонов не очень радовался своему успеху в этой ленте, ведь для многих теперь он был «Штирлицем», и никем иным. А выпуск весной 2009 года цветной версии фильма 81-летний артист воспринял резко негативно, ведь Лиознова изначально задумала снимать ленту черно-белой.

Лента принесла славу всем участникам съемочного процесса: зрители боготворили Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Екатерину Градову и Василия Ланового.

Вячеслав Тихонов в фильме «По улицам комод водили»Вячеслав Тихонов в фильме «По улицам комод водили»

Но творческий путь артиста, несмотря на успехи и триумфы, был отнюдь не усеян розами: яркие внешние данные, которые, казалось бы, в актерской сфере деятельности должны были стать огромным плюсом, у Тихонова перешли в разряд минусов. Строгая идеологическая машина СССР считала его внешность слишком «нерусской», слишком «аристократической». Поэтому актеру снова и снова приходилось доказывать, что Вячеслав Тихонов – блестящий профессионал, «характерный» актер и самый что ни на есть русский по национальности.

В 1978 году в копилке актера появилась единственная комедийная роль – роль собственника комода в фильме Марка Генина «По улицам комод водили».

В конце семидесятых Вячеслав Тихонов становится телевизионным голосом генсека в документальной трилогии «Малая земля» по воспоминаниям Л.И. Брежнева. Желание слышать эти мемуары именно в исполнении Тихонова исходило от самого Леонида Ильича. С 1989 по 2009 год Вячеслав Васильевич был художественным главой ТПС «Актер кино».

Любовь Полищук и Вячеслав Тихонов в фильме «Любовь с привилегиями»Любовь Полищук и Вячеслав Тихонов в фильме «Любовь с привилегиями»

Финал 80-х был отмечен выходом на экраны драматической 2-серийной ленты «Любовь с привилегиями», в которой Вячеслав Тихонов и Любовь Полищук блестяще передали дух эпохи перестройки. Тихонов перевоплотился в высокопоставленного пенсионера Кожемякина, который на отдыхе в закрытом санатории познакомился с молодой красивой женщиной, ставшей его супругой. Драма происходит, когда Ирина (Любовь Полищук) узнает о роли мужа в страшной судьбе своего репрессированного и впоследствии расстрелянного отца.

Время перестройки обернулось для Тихонова непосильной ношей. Крах идеалов, которые определяли течение всей его жизни, и смена идеологии оказались слишком тяжелой психологической нагрузкой для актера. В этот период у него нет таких ярких ролей, какие были раньше. И это не свидетельство того, что его перестали ценить, как артиста. Скорее, отсутствие значимых ролей в ту эпоху говорит о том, что Вячеслав Тихонов сам перестал ценить кинематограф как часть идеологии.

Вячеслав Тихонов в фильме «Утомленные солнцем»Вячеслав Тихонов в фильме «Утомленные солнцем»

По словам Сергея Соловьева, артист не смог принять новое время, он даже отказался вести актерскую мастерскую в знаменитом ВГИКе. В эти годы Вячеслав Тихонов снимался не так уж много и преимущественно во второстепенных ролях. Он появился в драме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», в сериале Дмирия Астрахана «Зал ожидания», в картине «Берлинский экспресс». Но прежнего удовлетворения от работы на съемочной площадке, по словам биографа Наталии Корнеевой, он больше не получал, перемены в обществе вызывали у артиста сильнейший дискомфорт. Он отказывался от многих предлагаемых ролей, не желая играть проворовавшихся шулеров, коррупционеров-депутатов и спившихся генералов.

Только в 1998 году в карьере Тихонова случилась роль, которая пришлась ему по сердцу. В фильме-гротеске «Сочинение ко Дню победы», снятом режиссером Сергеем Урсуляком, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов и Михаил Ульянов играют ветеранов-фронтовиков, которых не устраивает действительность современной «новой России», и они улетают, куда глаза глядят, на самолете. Вячеслав Тихонов этой ролью выразил свое отношение к текущему положению вещей и общественному строю.

Читайте также:  Актриса анна михалкова биография личная жизнь

Вячеслав Тихонов в фильме «Бесы»Вячеслав Тихонов в фильме «Бесы»

Еще один яркий образ – роль Тихона в фильме по роману Ф. Достоевского «Бесы». Последним выходом актера на телевизионные экраны стал фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», в котором Вячеслав Тихонов сыграл Бога.

Вячеслав Тихонов был яркой личностью, высочайшим профессионалом и просто замечательным человеком. Он – Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат нескольких премий государственного значения, награжденный множеством орденов – в обычной жизни был простым, без звездных замашек человеком. Тихонову посвящен документальный фильм его близкого друга, кинорежиссера Станислава Ростоцкого «Профессия – киноактер». На ролях Вячеслава Васильевича выросло целое поколение, а его киногерои восхищают зрителей и сегодня.

В последние годы великий актер жил на своей даче на Николиной горе, избегая шумного общества. Журналисты прозвали его «великим отшельником» из-за нежелания общаться с прессой и «невыездного» способа жизни. Лучшие друзья актера давно ушли из жизни, и Вячеслав Тихонов в одиночестве коротал время у телевизора, пересматривая свои работы в кино и погружаясь в прошлое.

Личная жизнь

Вячеслав Тихонов не любил излишнего внимания к своей личной жизни и всегда старался держать эту сторону биографии в тени, подальше от посторонних глаз. Тем не менее, коллеги и биографы поведали журналистам о нескольких женщинах, сыгравших в жизни Вячеслава Тихонова ключевую роль. Его романы стали достоянием гласности, ведь звезде невозможно скрыть их от миллионов поклонников.

По некоторым сведениям, первой любовью великого артиста была Юлия Российская, с которой Тихонов познакомился в школьные годы. Поговаривают, что их близкие отношения длились три года, а дружеские – всю жизнь.

Вячеслав Тихонов и Нонна МордюковаВячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова

Но женился Вячеслав Тихонов не на Юлии, а на знаменитой Нонне Мордюковой, с которой познакомился во ВГИКе, а потом и снялся в «Молодой гвардии». Брак был зарегистрирован еще в студенческие годы. Нонна Мордюкова была женой артиста тринадцать лет и родила ему первенца Володю. Владимир Тихонов скончался в возрасте 40 лет: виной этому оказалось пагубное пристрастие к наркотикам и алкоголю.

Расставание с Нонной Мордюковой было целиком в духе Вячеслава Тихонова – интеллигентным и без лишних скандалов. Пара рассталась, по одним сведениям, из-за измены Мордюковой, по другим – влюбился сам Тихонов. Объектом его любви оказалась красавица-актриса из Риги Дзидра Ритенбергс. Их роман, поговаривают, длился четыре года, но Дзидра предпочла Вячеславу его коллегу Евгения Урбанского, за которого и вышла замуж.

Вячеслав Тихонов cо второй женой ТамаройВячеслав Тихонов cо второй женой Тамарой

Второй женой артиста стала переводчица Тамара Ивановна, которую он повстречал на озвучивании французского фильма «Мужчина и женщина», а во время работы над картиной «Доживем до понедельника» состоялось их бракосочетание. В этих отношениях Вячеслав Тихонов провел 42 года своей жизни. У супружеской пары родилась дочь Аня, которая после получения диплома ВГИКа стала актрисой и продюсером.

Вячеслав Тихонов с дочерью Анной и внукамиВячеслав Тихонов с дочерью Анной и внуками

Анна Тихонова подарила отцу двоих внуков – двойняшек Вячеслава и Георгия.

Болезнь и смерть

Актер, который каждой своей ролью дарил людям частичку себя и своего сердца, умер в возрасте 81 года именно из-за неполадок с сердцем. В 2002 году Тихонов перенес инфаркт миокарда, в 2007 был госпитализирован в больницу из-за жалоб на сердечные боли.

В конце ноября 2009 года Вячеслав Васильевич был доставлен в Центральную клиническую больницу, где ему провели операцию на сердечных сосудах. Операция была сделана успешно, врачи отмечали тенденцию к улучшению состояния, но у актера неожиданно отказали почки, затем к искусственной вентиляции пришлось подключить легкие. 4 декабря 2009 года Вячеслав Васильевич Тихонов скончался. По мнению лечащего врача артиста, «свою роль сыграли и одиночество актера, и отсутствие должного ухода».

Прощание с Вячеславом ТихоновымПрощание с Вячеславом Тихоновым

Похороны великого артиста состоялись 8 декабря 2009 года. Тихонова отпевали в храме Христа Спасителя. По некоторым сведениям, Вячеслав Васильевич завещал похоронить его в одной могиле с сыном Владимиром на Кунцевском кладбище, но тело предали земле на Новодевичьем кладбище, рядом с Олегом Янковским. 

В самом конце мая 2013 года на могиле артиста установили величественный монумент работы скульптора Алексея Благовестнова.

Могила Вячеслава ТихоноваМогила Вячеслава Тихонова

В 2018 году в честь 90-летия со дня рождения Вячеслава Тихонова в Павловском Посаде планируется открытие памятника актеру.

После смерти отца Анна Тихонова нашла в его загородном доме большую коробку с письмами, дневниками и непроявленными пленками. Находка легла в основу документального фильма «Разговор по душам», вышедшего на экраны в 2014 году. Продюсером ленты стала дочь артиста.

Интересные факты

  • Имя «Вячеслав Тихонов» присвоено научно-исследовательскому судну геофизической разведки.
  • В 1945 году Вячеслав Тихонов попытался поступить во ВГИК, но получил отказ, потому что комиссия сочла его внешность «нефотогеничной».
  • По опросу журнала «Советский экран» в 1966 году Вячеслав Тихонов был признан лучшим актером.
  • На съемки в ГДР Вячеславу Тихонову пришлось взять 100 белых рубашек, так как костюмера за границу в целях экономии бюджета не взяли, а стирать было некому.
  • Над ролью Штирлица Вячеслав Тихонов работал в столичном аэропорту «Внуково». Он утверждал, что в ночном зале ожидания ему лучше думается. По неподтвержденным данным, в одну из таких ночей у него родилось предложение вставить в картину эпизод встречи Исаева с женой.

Вячеслав Тихонов в роли ШтирлицаВячеслав Тихонов в роли Штирлица

  • Своей лучшей работой в кино артист называл роль Матвея в картине «Дело было в Пенькове».
  • Сергей Бондарчук видел в роли князя Болконского в «Войне и мире» Иннокентия Смоктуновского. После его отказа роль предложили Олегу Стриженову, но тот был занят в другом проекте и тоже отказался. Тогда Екатерина Фурцева предложила Бондарчуку кандидатуру Тихонова.

Вячеслав Тихонов в роли Андрея БолконскогоВячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского

  • В юности на руке Вячеслава Тихонова появилась татуировка в виде слова «Слава», в течение всей последующей жизни он тщательно скрывал ее на съемках.
  • В одном из последних интервью с журналисткой Анной Велигжаниной Вячеслав Тихонов рассказал, что побывал у болгарской провидицы Ванги. По словам артиста, женщина ему предсказала события последних лет жизни, сказав, что Тихонов будет отшельником и «уйдет в декабре, где-то в 2000-х».
  • Вячеслав Тихонов был страстным футбольным болельщиком команды «Спартак». Кроме того он увлекался зимней рыбалкой. Любимым литературным произведением артиста был роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимым фильмом – «Большая жизнь».

Фильмография

  • 1948 – «Молодая гвардия»
  • 1957 – «Дело было в Пенькове»
  • 1965 – «Герой нашего времени»
  • 1967 – «Война и мир»
  • 1968 – «Доживем до понедельника»
  • 1973 – «Семнадцать мгновений весны»
  • 1975 – «Они сражались за Родину»
  • 1977 – «Белый Бим Черное ухо»
  • 1978 – «По улицам комод водили»
  • 1984 – «ТАСС уполномочен заявить…»
  • 1989 – «Любовь с привилегиями»
  • 1994 – «Утомленные солнцем»
  • 2001 – «Берлинский экспресс»
  • 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви»

Источник

Вячеслав Тихонов — биография

Пожалуй нет ни одного человека на просторах нашей большой страны, который бы никогда не слышал об актере Вячеславе Тихонове. Его знают все. Даже если смотрели не все фильмы с его участием, то уж легендарного Штирлица видели наверняка. Он был простым парнем, а стал всенародным любимцем, самым титулованным артистом СССР и РФ. В нем видели секс-символ прошлого века и эталон настоящей мужской красоты.

Читайте также:  Кудрявцева биография личная жизнь

В фильмографии Вячеслава Тихонова очень много работ, которые вошли в сокровищницу кинематографа. Первую славу актеру принесла картина «Молодая гвардия», а всенародную любовь актер почувствовал после выхода картины «Семнадцать мгновений весны».

Детство

Родился Вячеслав Тихонов в Павловском посаде под Москвой 08.02.1928 года. Семья была самая обычная, к искусству никакого отношения не имела. Папа Василий Романович долгие годы трудился в должности механика на местной ткацкой фабрике. Мама Валентина Вячеславовна была воспитателем в фабричном детсаду. У них был свой деревянный двухэтажный дом, в котором жили еще дедушка и бабушка.

Фото: Вячеслав Тихонов в молодости

Слава любил ходить в школу, учеба давалась легко, особенно по математике, истории и физике. В те времена мальчишки часто делали себе татуировки, не удержался и Вячеслав. На его руке с детства красовалась надпись «Слава», которая потом во взрослой жизни очень мешала. Ему приходилось постоянно ее прятать, чтобы она не попала в кадр.

Детство мальчика закончилось в 13, когда в 1941-м началась война. В школе организовали госпиталь, куда свозили раненых с фронта, поэтому продолжать обучение пришлось в ремесленном училище.

Слава вместе с друзьями поступил туда учиться на токаря. Закончив учебу, Тихонов устраивается на военный завод, стоит за токарным станком с раннего утра до позднего вечера. Парень понимает, что это единственное, что он может сделать для фронта и для победы.

У Вячеслава было очень мало свободного времени, все отнимала работа на заводе. Но в те часы, когда не нужно было идти на смену, он старался провести в кинотеатре «Вулкан», расположенном недалеко от дома. Репертуар был исключительно героическим, а что еще нужно было мальчишкам его поколения. Он восторгался Чапаевым в исполнении актера Б.Бабочкина, Александром Невским, которого талантливо воплотил на экране Н.Черкасов. Любимыми актерами юного Славы были Михаил Жаров и Петр Алейников.

Юность

У Тихонова была мечта, о которой не знали даже родители. Он хотел стать киноактером, а семья мечтала, что их мальчик будет инженером или агрономом. Прислушавшись к мнению родных, Вячеслав в 1944-м поступает в Автомеханический институт, слушателем подготовительного курса. В следующем году парень все же решился осуществить свою давнишнюю мечту и отнес документы во ВГИК. Поступить на общих основаниях не получилось, парню сказали, что его внешность нефотогенична. Но, наверное, удача была на стороне талантливого абитуриента. После того, как экзамены закончились, его зачислили вне конкурса, в мастерскую к профессору Б.Бибикову. Именно он сумел рассмотреть в Тихонове недюжинный талант и забрал его к себе. Как показала жизнь, профессор оказался прав – Вячеслав стал великим артистом.

Фильмы

В 1948 году режиссер Сергей Герасимов пригласил Тихонова, тогда еще студента-третьекурсника на съемки картины «Молодая гвардия». Он предложил начинающему актеру стать Володей Осьмухиным. Эта роль принесла первую известность Вячеславу, его заметили, и стали приглашать сниматься.

Диплом об окончании ВГИКа актер получил в 1950-м и сразу снялся в ленте «Мирные дни», режиссера В.Брауна. После премьеры этого фильма режиссеры уже всерьез заинтересовались молодым актером, и предложений стало намного больше.

В том же 1950-м Тихонов вошел в состав труппы в Театре киноактера и впервые оказался на его сцене. Этим театральным подмосткам актер отдал семь лет своей творческой биографии. В 1957-м он получил постоянную работу на киностудии им.Горького, поэтому с театром пришлось распрощаться, чтобы достичь больших успехов на кинематографическом поприще.

В том же 1957-м Тихонов снялся в картине «Дело было в Пенькове» режиссера С.Ростоцкого, в котором он стал трактористом Морозовым. После показа фильма актер понял, что такое народное признание.

В 1958-м ему предложили героическую роль в картине «Чрезвычайное происшествие», снятой режиссером В.Ивченко. Вячеслав сыграл Райского – веселого матроса из Одессы, который храбро сражается с захватчиками его судна.

После такого удачного старта Тихонов стал востребованным, и с 1959-го до 1963 года выходят еще шесть картин с его участием. В одной из них, под названием «Жажда» актеру пришлось перевоплотиться в разведчика, работающего в глубоком немецком тылу. Эта роль стала в какой-то степени репетицией – Вячеслав впервые надел немецкую форму и стал советским агентом.

Вторая половина 60-х привела актера Тихонова на вершину актерского мастерства. Ему дали роль князя Болконского в картине «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука. Этот персонаж достался Тихонову благодаря Е.Фурцевой, которая в то время была министром культуры и благоволила актеру. Впоследствии Тихонов вспоминал, что эта работа далась ему очень нелегко, он выходил со съемочной площадки, чувствуя полное опустошение. Актеру нужно было органично смотреться в образе, хотя многое из него было непонятным и даже чуждым самому Вячеславу.

Еще один герой актера Вячеслава Тихонова очень запомнился зрителю. Это был учитель истории Мельников в картине «Доживем до понедельника», снятой режиссером С.Ростоцким. Он показал скромного, честного и порядочного учителя, который может найти общий язык с учениками. Кроме Тихонова в картине можно увидеть Ирину Печерникову, Ольгу Остроумову, Игоря Старыгина, О.Жизневу.

Карьера Тихонова резко пошла в гору и ему предлагают участие в самых разных проектах. В конце 60-х актер снимается в фильмах «Карусель», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны». Его роли разноплановые, но актеру удалось найти нужный формат для каждой из них и на экране он смотрится очень органично.

В картине «Карусель» актерский состав был по-настоящему звездным. Зрители могли увидеть Жанну Болотову, Владимира Басова, Евгения Леонова, Л.Куравлева. Следующая встреча Тихонова с актрисой Ж.Болотовой состоялась в телеспектакле «Размазня» снятого по произведению Чехова.

Но такой славы, которая обрушилась на актера после показа «Семнадцати мгновений весны», у него не было ни до того, ни после. Тихонов стал известным настолько, что его Штирлица знали даже дети. Съемки продолжались с 69-го по 72-й, картина должна была выйти к Дню Победы, но из-за политических соображений увидела свет только 11 августа 73-го. Все двенадцать серий не давали расслабиться, зритель переживал за Штирлица от первой до последней минуты фильма. Этот фильм стал самым звездным в карьере великого артиста. Его узнавали на улице, просили автограф и называли не иначе, как Штирлиц. Вячеслав отвечал очень сдержанно, ему не нравилась эта ассоциация с образом. Картину показывали за рубежом, куда пригласили всю съемочную группу вместе с режиссером Т.Лиозновой. Тихонову выплатили гонорар за эту роль в сумме 5500 рублей и впоследствии не добавили ничего, несмотря на рекорды проката.

В 2009-м было принято раскрасить картину «Семнадцать мгновений весны», на что Тихонов очень резко ответил, что к этому безобразию он не имеет ни малейшего отношения. Лента была задумана как черно-белое кино, и ни в каких раскрашиваниях не нуждалась.

После того, как фильм вышел на экраны, популярность обрушилась не только на Тихонова. Резко знаменитыми стали Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Екатерина Градова, В.Лановой.

Еще одна работа в фильмографии актера заслуживает внимания – картина «Белый Бим, Черное Ухо», того же режиссера С.Ростоцкого, снятая в 1977 году. В ней Тихонову досталась роль писателя.

Читайте также:  Анатолий васильев биография личная жизнь дети

В творческой биографии великих людей не все и не всегда бывает гладко. То, что раньше считалось преимуществом, переходит в разряд недостатков. Так случилось и с актером Вячеславом Тихоновым. У него была незаурядная внешность, благодаря которой удалось воплотить в жизнь многочисленных персонажей с «аристократическими» корнями. Именно эта внешность, по мнению идеологов СССР, была неподходящей для советского человека. Поэтому, чтобы остаться в кинематографе и получать новые роли, актеру каждый раз приходится доказывать свой профессионализм и свою принадлежность к русскому народу.

В 1978-м творческая биография актера пополнилась комедийной работой – картиной «По улицам комод водили»режиссера М.Гевина, где он перевоплотился во владельца того самого комода.

В конце 70-х Тихонову по просьбе Леонида Ильича Брежнева поручили читать текст, сопровождающий показ документального фильма «Малая земля», созданный по мемуарам Генерального секретаря. Заключительную часть под названием «Воспоминания» Тихонов читал во время прощания с Брежневым 11ноября 1982 –го.

В период 1989 по 2009 годы Тихонов занимал должность художественного руководителя ТПС «Актер кино».

В самом конце 80-х выходит еще один фильм с участием Вячеслава Тихонова – «Любовь с привилегиями», где действие происходит в перестроечное время. Герой Тихонова – пенсионер Кожемякин, до этого занимавший высокий пост в правительстве. Он приехал на отдых в закрытый санаторий и познакомился с женщиной(Любовь Полищук), которой предложил стать его женой. Кульминационным моментом фильма стало известие о том, чем занимался Кожемякин в годы сталинских репрессий и как его действия отразились на отце новоиспеченной супруги.

Перестроечный период очень тяжело сказался на творчестве актера Тихонова. Рухнуло все, что до этого было важным и несокрушимым, во что он верил и чему поклонялся. Сменилась идеология, и эта смена тяжело повлияла на психологию артиста. Он почти не снимается. Но не потому, что не зовут, а потому, что Тихонов сам отказывается от того низкопробного кино, куда его приглашают.

Актеру Тихонову никак не удавалось найти что-то общее с наступившими временами, он отказывается от ведения мастерской в своем родном ВГИКе. Этот период был самым застойным в карьере актера, картин было очень мало, роли в основном второго плана. Тихонов ответил согласием на предложение режиссера Никиты Михалкова сняться в ленте «Утомленные солнцем». Потом была работа в картинах «Зал ожидания» и «Берлинский экспресс». Но работа перестала быть творчеством и удовольствия от нее Тихонов не испытывал. Актер находился в состоянии полнейшего дискомфорта, продолжал отказываться от работы, не представляя себя в качестве шулера, коррупционного депутата или пропойцы-генерала.

В 1998-м режиссер Сергей Урсуляк решил снять картину о людях старой закалки, которые так и не смирились с наступлением перемен в обществе. Фильм назывался «Сочинение к Дню победы», и кроме Тихонова там можно увидеть Олега Ефремова и Михаила Ульянова. По сюжету они ветераны ВОВ, которые не приемлют всего, что происходит в их новой стране и улетают на самолете. Эта роль Тихонова была своеобразным протестом против наступившего времени и строя.

Еще одна запоминающаяся работа великого мастера сцены – картина «Бесы», в которой он стал Тихоном. А самой последней работой Тихонова была роль в картине «Андерсен. Жизнь без любви» режиссера Эльдара Рязанова. В фильме Вячеслав Тихонов перевоплотился в Бога.

Все, кто знал Вячеслава Тихонова, отмечают, что он был профессионалом с большой буквы, ярким и незаурядным человеком. Он имел многочисленные награды и премии от правительства, звание Народного артиста СССР и Героя соцтруда, ордена и медали, но при этом оставался обычным человеком, у которого напрочь отсутствовала звездная болезнь.

После смерти Тихонова, режиссер С.Ростоцкий, один из ближайших его друзей, снял документальную ленту «Профессия – киноактер», посвященную памяти великого артиста. Герои Тихонова служили примером не одному поколению подрастающих мальчишек, их любили, ими восторгались, на них старались быть похожими.

Остаток жизни Тихонов провел практически в одиночестве, у себя на даче, расположенной на Николиной горе. Он не любил шумное общество, избегал журналистов и почти нигде не бывал. Тихонов получил звание «великого отшельника» за свой закрытый образ жизни. На тот момент никого из друзей уже не было в живых, единственным «другом» актера стал телевизор, где он смотрел доброе старое кино и вспоминал о прожитых годах.

Личная жизнь

Вячеслав Тихонов никогда не афишировал свою личную жизнь. Он не хотел, чтобы то, что происходило в семье, становилось предметом для слухов и сплетен. Но вездесущим журналистам удалось раскопать факты о всех женщинах, которые сыграли в судьбе артиста решающую роль.

Фото: Вячеслав Тихонов с женой

Впервые Тихонов влюбился в Юлию Российскую, с которой был знаком со школьной скамьи. Они были близки на протяжении трех лет, а потом всю жизнь дружили.

В 1950-м Тихонов женился первый раз. Его избранницей стала Нонна Мордюкова, сокурсница по ВГИКу. Они прожили в браке 13 лет, в 1950-м у них родился сын Владимир. Он прожил всего сорок лет и умер от наркотиков и алкоголя.

Они расстались тихо и без скандалов. Причиной одни источники назвали измену жены, другие – измену мужа. Поговаривали о романе Тихонова с актрисой Дзидрой Ритенбергс, но ничего серьезного из этих отношений не получилось.

Второй раз Вячеслав Тихонов женился на женщине по имени Тамара. Она работала переводчицей и озвучивала фильм французских режиссеров «Мужчина и женщина». Их брак длился более 40 лет. В 1969 году они стали родителями дочери Анны. Девушка тоже училась во ВГИКе, на актерском факультете. В 2005 году Тихонов стал дедушкой близнецов Вячеслава и Георгия.

Смерть

Военное детство, смерть сына, трудности и переживания не могли не сказаться на здоровье Вячеслава Тихонова. Первый инфаркт случился у актера в 2002-м, в 2007-м актер снова попал в больницу из-за проблем с сердцем.

В 2009-м Тихонову стало совсем плохо, и он опять оказался на больничной койке в Центральной клинической больнице. Актеру сделали операцию, состояние начало стабилизироваться, но перестали работать почки и легкие. Врачи попытались спасти Тихонова, но все оказалось напрасным – его не стало 04.12.2009 года. Лечащий врач был уверен, что это произошло из-за одиночества и ненадлежащего ухода за ним.

Фото: Могила Вячеслава Тихонова

Прощание с великим актером прошло в храме Христа Спасителя. Еще при жизни он просил похоронить его рядом с сыном, но дочь решила по-своему, и местом упокоения стало Новодевичье кладбище, недалеко от Олега Янковского.

В 2013 году могилу Вячеслава Тихонова украсил монумент, автором которого стал скульптор А.Благовестнов.

Избранная фильмография

  • 1948 Молодая гвардия
  • 1954 Об этом забывать нельзя
  • 1959 Майские звёзды
  • 1965 Герой нашего времени
  • 1968 Доживём до понедельника
  • 1971 Егор Булычов и другие
  • 1973 Семнадцать мгновений весны
  • 1974 Повесть о человеческом сердце
  • 1977 Белый Бим Чёрное ухо
  • 1981 Отпуск за свой счёт
  • 1987 Апелляция
  • 1992 Бесы
  • 1993 Кодекс бесчестия
  • 1994 Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы
  • 1998 Зал ожидания
  • 2006 Андерсен. Жизнь без любви

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник