Виктор ардов биография личная жизнь муж дети фото

Виктор ардов биография личная жизнь муж дети фото thumbnail

Виктор Ардов

Виктор Ардов

Виктор Ефимович Ардов (настоящая фамилия – Зигберман). Родился 8 (21) октября 1900 года в Воронеже – умер 26 февраля 1976 года в Москве. Русский советский писатель, сатирик, драматург, сценарист, публицист, карикатурист. Отец актера Бориса Ардова. Дед актрисы Анны Ардовой.

Виктор Зигберман, более известный под псевдонимом Ардов, родился 8 (21 по новому стилю) октября 1900 года в Воронеже.

Предками Виктора Зигбермана с одной стороны были ашкеназы, с другой – сефарды. Он решил взять псевдоним Сефардов, позже сократил его до Ардов.

Отец – Ефим Моисеевич Зигберман, инженер-железнодорожник, выпускник Харьковского технологического института, член хозяйственного правления Воронежской еврейской общины, был членом конституционно-демократической партии.

Мать – Евгения Моисеевна Зигберман (урожденная Вольпян; 1881-1944).

Дед по матери – Моисей Гиршевич Вольпян, уроженец Вильны, провизор, владел в Воронеже аптекарским магазином.

Дядя по матери – Герасим Моисеевич Вольпян, выпускник медицинского факультета Императорского Харьковского университета, владел зубоврачебной лечебницей.

Дядя по матери – Вячеслав Петрович Волгин, советский историк, ректор МГУ (1921-1925), академик.

Брат – Марк Ефимович Зигберман, врач, работник МинЗдрава СССР, автор работ «Как гимнаст должен ухаживать за своими руками» (1938), «Основные данные по составлению и разбору вольных движений» (1938) и других.

Двоюродный брат – Яков Исаевич Нейштадт, известный советский и израильский шахматист, историк шахмат, шахматный теоретик, международный мастер ИКЧФ.

Виктор Ардов в молодости

Виктор Ардов в 1918 году окончил Первую мужскую гимназию в Москве.

Далее работал актёром и конферансье в кабаре «Нерыдай».

В 1925 году окончил экономический факультет московского Института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова.

С 1921 года начал публиковать собственные карикатуры с сопроводительным текстом в журнале «Зрелища» и впоследствии иллюстрировал свои сатирические сборники сам. Регулярно печатался в сатирических изданиях «Крокодил» и «Красный перец». Вместе с В.З. Массом сочинил комедию «Именинница», которая была поставлена Московским театром сатиры в 1924 году.

В соавторстве с Л.В. Никулиным в 1926 году написал комедии «Склока» и «Статья 114-я уголовного кодекса», в 1929-м – «Таракановщина». В 1937 году написал комедию «Мелкие козыри».

С 1927 года заведовал литературной частью Ленинградского театра сатиры.

Писал юмористические монологи для эстрадных артистов – В.Я. Хенкина, Р.В. Зелёной, А.И. Райкина, Б.Я. Петкера и других.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в газете «Вперёд к победе!», награждён орденом «Красной Звезды».

Автор более 40 сборников юмористической прозы – рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков. Написал киносценарии ко многим фильмам, в т.ч. «Светлый путь» и «Счастливый рейс».

Автор теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке.

Виктор Ефимович Ардов

Виктор Ардов умер 26 февраля 1976 года в Москве.

Посмертно в 1983 году была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам» о В. В. Маяковском, М. А. Булгакове, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, И. А. Ильфе, Е. П. Петрове, М. А. Светлове, Ю. К. Олеше, М. Е. Кольцове, И. В. Ильинском, Ф. Г. Раневской и других.

Популярны пародии Виктора Ардова из его цикла «Литературная штамповка, или Пиши, как люди» – как бы выглядел исторический роман, написанный на сюжет известной картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» писателем-почвенником («Царь перстами пошарил в ендове – не отыщется ли ещё кус рыбины?») и писателем-халтурщиком («Царь Иван Васильевич выпил полный кафтан пенистого каравая, который ему привёз один посол»).

Также широко известна его пародия на исторический роман «Встал рано: не спалось. Всю ночь в виске билась жилка», пародия на «шпиономанскую повесть» под названием «Бдительность младенца» и «руководство» по созданию штампованной драмы (также входящие в цикл «Литературная штамповка»).

Личная жизнь Виктора Ардова:

Дважды был женат.

Первая жена – Ирина Константиновна Иванова.

Вторая жена – актриса Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991). Состояли в браке с 1933 года.

Нина Ольшевская – жена Виктора Ардова

Нина Ольшевская жена Виктора Ардова

У пары родились сыновья Борис Викторович Ардов (актер и режиссер-мультипликатор) и Михаил Викторович Ардов (литератор-мемуарист, протоиерей).

Пасынок – народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов.

Внучки – актриса Анна Борисовна Ардова и дизайнер Нина Борисовна Ардова.

Правнуки – актёры Антон Шаврин и Софья Ардова.

Виктор Ардов с сыновьями

Виктор Ардов с сыновьями

Виктор Ардов был дружен с рядом литераторов и деятелей российской культуры, которые подолгу жили в его квартире 13 в доме № 17 на Большой Ордынке. В их числе И. А. Бродский, А. И. Солженицын, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Тарковский, Ф. Г. Раневская и другие.

Особенно близка с семьёй Ардовых была Анна Ахматова, которая останавливалась в их доме во время своих визитов в Москву в 1934-1966 годах. Теперь во дворе дома Ардовых в Москве установлен памятник Анне Ахматовой.

Фильмография Виктора Ардова:

1966 – Коллекция Капы (фильм-спектакль) – автор

Сценарии Виктора Ардова:

1925 – Шпундик-кооператор (короткометражный)
1925 – Кто кого?
1928 – Запасец (короткометражный)
1932 – Веселая жизнь (анимационный)
1940 – Светлый путь
1949 – Счастливый рейс
1959 – В этот праздничный вечер
1960 – Секрет воспитания (анимационный)
1966 – Коллекция Капы (фильм-спектакль)

Библиография Виктора Ардова:

1926 – Библиотека Сатиры и Юмора. Сборник № 3
1927 – Любишь кататься (алименты). Библиотека сатиры и юмора
1927 – Приходите завтра. Библиотека сатиры и юмора
1927 – Кавардак в эфире. Библиотека сатиры и юмора
1930 – Сливки общества
1945 – Коварный лунатик
1956 – Сахар Мёдович
1956 – Ваши знакомые
1958 – Больное место
1960 – Кошмар районного значения
1963 – Образцы красноречия
1966 – Труд актёра
1967 – Бабушки, бабки, бабуси
1970 – Ошибка ЗАГСа
1972 – Цветочки, ягодки и пр.
1975 – Двое в одной проруби
1980 – Юмористические рассказы
1983 – Этюды к портретам
1987 – Советский юмористический рассказ 1920-1930-х годов
2005 – Великие и смешные
2011 – Смышлёные дети: сборник рассказов
2012 – Пуделиный язык: сборник рассказов

Источник

Сегодня мы поговорим о талантливом человеке, чье имя не всем знакомо, но который внес свой весомый вклад в развитие сатирической литературы. Виктор Ардов – это писатель, чьи работы до сих пор обсуждаются истинными ценителями этой области.

Он родился в начале века и прошел трудный путь через разные исторические события и переломные моменты в истории. И все это время он не переставал создавать литературные шедевры.

Виктор Ардов: семья

виктор ардов

Для начала мы бы хотели рассказать о самом главном – какие корни имеет этот талантливый литератор. Ардов Виктор Ефимович родился в 1900 году в октябре месяце. Точной даты рождения нет, так как в связи с обновлением календаря, все люди, родившиеся в тот период времени, имеют два дня рождения. Вот так и у Виктора – 8 или 21 октября.

Произошло это в Воронеже. Отец Виктора – Ефим Моисеевич Зигберман, инженер железнодорожник, окончил престижный в то время институт технологий в Харькове. Будучи евреем, он был членом национальной общины в Воронеже. Дедушка писателя был владельцем клиники по лечению зубов, в которой сам работал.

Как можно понять, рос Виктор в семье с хорошим достатком. Уже в восемнадцать лет он стал выпускником Московской гимназии для мальчиков и начал работать в кабаре. Там он выполнял роль конферансье, а также выступал как актер. Через семь лет Ардов уже окончил Московский институт народного хозяйства, где он проходил обучение на экономическом факультете.

Война и творчество

ардов виктор ефимович

Виктор Ардов, биография которого предлагается вашему вниманию, начал свой творческий путь в возрасте двадцати одного года. Сначала он принялся рисовать карикатурные зарисовки и сочинял к ним текст. Эти работы печатались в таких журналах как знаменитый «Крокодил» и «Красный перец». Позже он начал писать сатирические рассказы и делал иллюстрации к ним самостоятельно.

Еще до начала войны он успел создать множество комедий как самостоятельно, так и вместе с другими талантливыми писателями:

  • “Склока” (соавтор – Никулин Л. В.);
  • “Статья 114 уголовного кодекса” (соавтор – Никулин Л. В.);
  • “Таракановщина” (соавтор – Никулин);
  • “Именинница” (соавтор – Масс В. З.);
  • “Мелкий козырь”.

Его произведение (“Именинница”) даже было поставлено в театре Москвы. Кроме того, автор писал замечательные юморески для таких знаменитых артистов как Аркадий Райкин и Рина Зеленая.

В возрасте двадцати семи лет Виктор стал заведующим литературным отделом театра в Ленинграде. А когда началась война, он не остался в стороне. В сорок втором писатель пошел добровольно на фронт и всю войну служил как военный корреспондент в звании майора. После окончания войны он был награжден и получил орден Красной Звезды.

Псевдоним: почему “Ардов”

виктор ардов биография

Виктор Ардов, рассказы которого пользовались большой популярностью в ту эпоху, не печатался под своим настоящим именем. По отцу он имел еврейскую фамилию Зигберман, но как будто забыл об этом, как только начал творить.

Многие задаются вопросом: почему такой псевдоним? Точного объяснения на данный момент нет, но есть одна самая вероятная версия. У евреев есть две субэтнические группы, которые иногда сходятся воедино в одной семье. Вот так стало и у Виктора. С одной стороны его предками стали ашкеназы, а с другой – сефарды. Писатель изначально взял себе фамилию Сефардов, но потом приставка каким-то образом отпала, и остался псевдоним Ардов.

Знаменитые друзья

виктор ардов рассказы

Ардов (Зигберман) Виктор Ефимович жил в одно время с великими деятелями литературы и со многими из них общался лично. С некоторыми он имел и очень тесные дружеские отношения. Изучив много разных источников, можно с уверенностью заявить, что среди друзей Виктора были такие знаменитые писатели как Маяковский В. В., Булгаков М. А., Зощенко М. М., Ильф И. А. и Петров Е. П., а также актриса Раневская Ф. Г. О них писатель рассказывает в своей книге воспоминаний.

А некоторые фамилии там упоминаются не просто как друзья или коллеги. Речь идет о людях, которые очень часто жили у него в московской квартире. О Бродском И. А., Пастернаке Б. Л., Цветаевой М. И. и других известных именах Ардов не раз говорил как о своих близких друзьях. Особенно тесно и он сам, и его близкие общались с Анной Ахматовой. Знаменитая поэтесса была настолько близка этой семье, что ее памятник был установлен во дворе их московского дома.

Личная жизнь

виктор ардов книги

Виктор Ардов был женат дважды. Первой женой его стала Ирина Иванова, о которой ничего не известно, кроме ее имени. Нет точных данных даже о том, когда именно произошло это событие в первый раз. Может быть, в то время существовала проблема с ведением документации, и поэтому сейчас существует много путаницы с восстановлением утраченой информации.

Но точно известно, что второй раз писатель женился в 1933 году. Его женой на этот раз стала актриса Ольшевская Нина. Она родила Виктору двух сыновей: Мишу и Борю. Кроме того у писателя был брат Марк, который работал, как и их дедушка, в области медицины и стал на этом поприще весьма знаменитым деятелем. Ардов поддерживал родственные отношения и с дядей по материнской линии – Вячеславом Волгиным, и с двоюродным братом Яковом. Вот в принципе и вся его семья.

Работы писателя

Виктор Ардов, книги которого до сих пор нас привлекают, стал автором сорока сборников, в которые включены юмористические рассказы, скетчи, очерки и фельетоны. Он написал сценарии к фильмам “Светлый путь” и “Счастливый рейс”.

Уже после смерти писателя, которая настигла его 28 февраля 1976 года, в Москве, была издана книга с его воспоминаниями под названием «Этюды». Список произведений Ардова очень большой, и практически каждый из них был весьма популярен в свое время. Выходили они, начиная с 1926 года под такими названиями:

  • «Любишь кататься»;
  • «Приходи завтра»;
  • «Кавардак в эфире»;
  • «Сливки общества»;
  • «Коварный лунатик»;
  • «Сахар Медович»;
  • «Ваши знакомые»;
  • «Больное место»;
  • «Кошмар районного значения»;
  • «Образцы красноречия»;
  • «Труд актера»;
  • «Бабушки, бабуси»;
  • «Ошибки Загса»;
  • «Цветочки, ягоды»;
  • «Двое в проруби».

После смерти писателя было издано еще несколько сборников:

  • В 1980 г. вышли «Юмористические рассказы»;
  • В 1987 г. – «Советский рассказ»;
  • В 2005 г. – «Великие и смешные»;
  • В 2011 г. – «Смышленные дети»;
  • В 2012 г. – «Пуделиный язык».

Как мы видим, с годами работы писателя не потеряли актуальности. Ведь юмор не имеет ни границ, ни преград. Именно это мы и можем наблюдать в творчестве знаменитого сатирика Виктора Зигбермана (Ардова).

Источник

Алексей Викторов

Друг поэтов, юморист

В 20-е годы прошлого века его рассказы не уступали по популярности произведениям Зощенко, Ильфа и Петрова. А потом его перестали печатать. И потому что еврей, и потому что дом его был всегда открыт для «опальных» литераторов. В нем подолгу в «лихие» для каждого времена жили Ахматова и Пастернак, Бродский и Солженицын. Именно так, помогая несправедливо униженным – деньгами, кровом, добрым словом или анекдотом, Виктор Ардов постепенно затмил свой образ писателя образом настоящего человека. И сегодня, спустя 115 лет со дня его рождения, самое время об этом вспомнить.
Виктор Ардов родился 21 октября 1900 года в семье Ефима Моисеевича Зигбермана – члена хозяйственного правления Воронежской еврейской общины. Вскоре семья переехала из Воронежа в Москву, поселившись на Гоголевском бульваре в здании, принадлежавшем Иерусалимскому подворью. Окончив располагавшуюся неподалеку Первую мужскую гимназию, Виктор поступил на экономический факультет Института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Одновременно начал подрабатывать актером и конферансье в кабаре «Нерыдай», где и понял: все увиденные и подслушанные истории нужно записывать, потому что это невероятно смешно.
Для начала берет псевдоним, меняя свою «неудобную» в те времена еврейскую фамилию «Зигберман» на русскую, но отдавая при этом дань своим корням. Бытует мнение, что фамилия Ардов – это сокращение от Сефардов, коими были его предки по материнской линии. Но его сын, Михаил Ардов, в одном из интервью скажет: «Я не знаю точно, он мне никогда об этом не говорил, но до сих пор, когда отыскивают его реальную фамилию, ее всегда перевирают и вместо “Зигберман” пишут “Зильберман”. Может быть, ему это надоело, я об этом не спрашивал. Но то, что в русской печати с русской фамилией как-то удобнее было выступать, мягко выражаясь, это очевидно, конечно».
Как бы то ни было, в 1921 году под фамилией Ардов молодой сатирик публикует свои первые карикатуры, а позже и юмористические рассказы в журналах «Зрелище», «Огонек», «Красный Перец». «Некогда они были друзьями, – начиналась, к примеру, сатирическая миниатюра Ардова “Нашелся”. – Потом расстались надолго. А когда встретились лет через двенадцать, то все связи между ними были оборваны. И разговаривать им, в сущности, было не о чем. Но и молчать – как-то неудобно… Вот они стояли друг против друга и тужились, придумывая: о чем бы потолковать?.. Один из них придумал. Он начал так: – Да, вот, значит… а скажи… хотя – нет… кхм… дааа… Да! Вот я что хотел тебя спросить: сестры-то у тебя – всё еще близнецы?»
С таким простым, понятным каждому юмором его произведения становятся одними из самых популярных у читателей: в редакцию приходят письма с просьбами напечатать больше миниатюр этого автора, и редакторы их с удовольствием исполняют. В итоге, например, в сборнике «Советский юмористический рассказ 20–30-х годов» на первом месте стоят сочинения Виктора Ардова с его 26 рассказами, следом идет Зощенко с 25 рассказами, потом Ильф и Петров с 19 произведениями и далее по уменьшению.
Но знали его не только по его литературному творчеству, но и по не менее литературному окружению. Первой женой начинающего писателя стала Ирина Константиновна Иванова, считавшаяся самой красивой гимназисткой Москвы. Говорят, за ней ухаживал Осип Брик. Известен случай, когда, находясь с ней в обществе, при отсутствии Лилии Юрьевны к Брик обратился Маяковский, находившийся там же: «Ося, от Лилечки уже ушли, сейчас ей одной страшно дома быть, поэтому кому-то из нас надо ехать домой». На что Брик на него посмотрел и сказал: «Вот ты и поезжай, Володя. А я останусь с Ириной Константиновной».
Второй женой стала уже известная ко времени женитьбы в 1933 году актриса Нина Антоновна Ольшевская, пятилетний сын которой, будущий знаменитый артист Алексей Баталов, стал его пасынком. Чуть позже родятся и продолжатели знаменитого рода Ардовых: в 1937 году литератор-мемуарист Михаил Викторович Ардов, а в 1940 году актер и режиссер-мультипликатор Борис Викторович Ардов. К слову, семья и будущие поколения обладали уже врожденным талантом, поэтому помимо сыновей знаменитыми будут и его внучка – актриса Анна Борисовна Ардова, и правнуки – актеры Антон Шаврин и Соня Ардова.
Первоначально молодая семья жила в одной комнате коммунальной квартиры, но стараниями Виктора Ардова вскоре они купили себе квартиру в первом писательском кооперативе. Здесь жили Булгаков и Мандельштам. Здесь же Ардовы познакомились и с Ахматовой, которая позже станет практически членом их семьи. Из этого дома, правда, Ардовы вскоре все-таки уедут, обосновавшись на Большой Ордынке, дом 17, квартира 13. Эта «нехорошая» квартира станет легендарным местом. Радушие хозяев превратило ее в любимое место отдыха и задушевных бесед для Михаила Булгакова, Осипа Мандельштама, Михаила Зощенко, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Мате Залка, Юрия Олеши, Михаила Светлова, Фаины Раневской, Лидии Руслановой, Бориса Пастернака, Лидии Чуковской, Дмитрия Шостаковича… Список можно продолжать бесконечно долго.
Все они обожали Ардова, который слыл юмористом и остряком. Рассказывают, что когда в Союзе писателей он, познакомившись и договариваясь с кем-то о встрече, произнес: «Моя фамилия – Ардов», находящийся неподалеку поэт Твардовский вмешался в разговор, сказав: «Какая неприятная фамилия». Виктор Ефимович, не раздумывая, повернулся к нему и ответил: «Это потому, что она составляет ровно середину Вашей». Или был еще случай с Маяковским, который только-только привез из Парижа новенький «Рено». Поскольку он был первым поэтом в Москве, кто приобрел иностранный автомобиль, ему не терпелось похвастаться. «Ардик, – спросил Маяковский, – вы на улице не видели мой “Рено”»? «Ни хрено я там не видел», – ответил Ардов.
Он писал и рассказы, и пьесы, и сценарии для кинокомедий, в том числе – «Светлый путь», «Счастливый рейс». В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Вернувшись, продолжил писать, к тому времени уже опубликовав около 50 книг. Возможно, совпадение, но после постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград” от 14 августа 1946 года» его творчество перестало быть востребованным. В этом постановлении обрушивались с критикой на Зощенко и Ахматову, которые были близки Ардову. Анна Ахматова вообще подолгу жила в его доме. Здесь ее всегда ждала отдельная комната, которая во время ее отсутствия считалась «детской» для Алексея. Более трех десятилетий квартира была своеобразной московской резиденцией великой поэтессы. Поэтому не случайно, что памятник ей поставлен именно возле дома Ардовых на Большой Ордынке, и открывал его Алексей Баталов.
Возможно, именно в этом сердечном отношении ко всем и есть причина того, что в один прекрасный момент в квартире Виктора Ардова перестает звонить телефон, перестают поступать заказы на новые произведения, не публикуются уже готовые. К тому же Виктор Ардов никогда не сидел в президиумах, не выступал на собраниях. Он вообще относился к власти, мягко сказать, сдержанно. «Политика кнута и пряника известна еще со времен Древнего Рима, но большевики и тут ввели некое новшество, – как-то сказал Ардов. – Они первыми догадались выдавать кнут за пряник». К тому времени его отца расстреляли по прямому указанию Троцкого, родителей жены репрессировали.
Тем не менее даже в годы, когда стало привычным «неузнавание» при встречах на улице старых и добрых знакомых лишь потому, что они имели отношение к «врагам народа», Виктор Ардов продолжал радушно всех встречать. А его радушие в то время было сродни мужеству. Известно, что Лидия Русланова, арестованная как жена генерала Крюкова за его поддержку опального маршала Жукова, в ссылке получала посылки и деньги от Виктора Ардова. И именно к нему пришла она сразу по приезде в Москву после заключения. Говорят, Ардов встретил ее словами: «Лидка, слушай новый анекдот!» Вот так просто, но одновременно мудро, без слез и сразу с настроем показал, что всё тяжелое кончилось и жизнь продолжается. И таких примеров его человечности – огромное количество. Конечно, пройдут годы, сменятся руководители страны, его произведения начнут изредка печатать. Некоторые выйдут уже после его смерти в 1976 году. В книге воспоминаний «Этюды к портретам» («Великие и смешные») он расскажет о тех, с кем был дружен, – великих и общепризнанных поэтах, писателях, актерах, людях. Но в жизни каждого из них своеобразным островком доверия и доброго воспоминания проходит он, Виктор Ардов. Возможно, это и объясняет то, почему его произведения не так популярны. Ведь образ писателя в нем затмевается его образом настоящего человека.

21.10.2015

Источник