Виардо полина биография личная жизнь

Полина Виардо (Pauline Viardot)
Полина Виардо (Pauline Viardot), полное имя – Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо (фр. Pauline Michelle Ferdinande García-Viardot). Родилась 18 июля 1821 года в Париже — умерла 17 (или 18) мая 1910 года в Париже. Испано-французская певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Возлюбленная Ивана Сергеевича Тургенева.
Полина Виардо родилась 18 июля 1821 года в Париже.
Она – дочь и ученица испанского певца и педагога Мануэля Гарсиа-старшего, сестра Марии Малибран и Мануэля Патрисио Гарсиа.
В 1837 году 16-летняя Полина Гарсиа дала свой первый концерт в Брюсселе.
В 1839 дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини в Лондоне, став гвоздём сезона. По мнению музыкальных критиков, несмотря на некоторые недостатки, в голосе девушки соединялись изысканная техника с изумительной страстью.
В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо, композитора и директора Théatre Italien в Париже. Будучи старше жены на 21 год, муж стал заниматься её карьерой.
В 1844 году в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Баттиста Рубини. Гастролировала в России также в 1845, 1846, 1853 годах.
Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес.
Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для неё. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием «Последний колдун» (фр. Le dernier sorcier).
Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные стили в своем творчестве.
Была автором романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, её близкого друга. Вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры.
Благодаря своему таланту, она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга (в течение 1843—1846 годов).
Виардо пела партию меццо-сопрано в Tuba Mirum («Реквием» Моцарта) на похоронах Шопена 30 октября 1849 г. Исполняла заглавную роль в опере Глюка «Орфей и Эвридика».
В 1863 Полина Виардо-Гарсиа оставила сцену, с семьей покинула Францию – её муж Луи Виардо был противником режима Наполеона III. Они обосновались в Баден-Бадене.
Полина Виардо
После падения Наполеона III семья Виардо вернулась во Францию, где Полина преподавала в Парижской Консерватории вплоть до смерти мужа в 1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен.
Среди её учениц были Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин.
В 1910 году Полина Виардо умерла, окруженная любящими родственниками. Похоронена на кладбище Монмартра в Париже.
Личная жизнь Полины Виардо:
Со своим мужем Луи Виардо она познакомилась благодаря Жорж Санд. 16 апреля 1840 года в Париже они поженились, а спустя два месяца Полина Виардо писала Жорж Санд из Рима: «Как вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер… Прекрасные качества для мужа, но достаточно ли этого?». Много лет спустя певица признавалась своему другу Рицу, что её сердце «немного устало от изъявлений любви, разделить которую она не может».
Муж был полной противоположностью темпераментной Полине. Едва ли этот брак можно было назвать счастливым. Луи любил жену и относился с уважением к её личности, не докучая ревностью. Но даже расположенная к нему Жорж Санд находила его «унылым, как ночной колпак», и записала в дневнике, что Полина любила мужа «без гроз и без страсти».
Полина Виардо и Луи Виардо
В браке с Луи Виардо родились дочери Луиза-Полина (1841-1918), Клоди (1852), Марианна (1854), в 1857 году — сын Поль.
По некоторым данным, отцом Поля был Иван Сергеевич Тургенев.
У Виардо было много поклонников. В частности, и знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав её исполнение в «Севильском цирюльнике».
Полина Виардо и Иван Тургенев
В 1845 году Тургенев оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырем детям Полины, как к своим собственным, и обожал её до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а её положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете.
Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий.
Кроме того, Полина Виардо общалась и с другими великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз.
Больше, чем любовь. Иван Тургенев и Полина Виардо
Полина Виардо является прототипом главной героини романа Жорж Санд «Консуэло».
Для писателя Ивана Тургенева такой женщиной стала певица Полина Виардо – «сажа да кости», как её за глаза называли в светском обществе. Именно она стала прототипом Консуэло в одноимённом романе Жорж Санд. За Полиной Тургенев следовал всю свою жизнь. Ради неё он оставил Родину, родных, друзей. Лев Толстой писал об этой в чём-то даже болезненной любви: «Он жалок ужасно. Страдает морально так, как может страдать только человек с его воображением», «Никогда не думал, что он способен так сильно любить…»
Полина Виардо. Фото: Commons.wikimedia.org
Осенью 1843 г. в Санкт-Петербурге гастролировала Итальянская опера. Бомонд пришёл посмотреть на молодое дарование – Полину Виардо. Среди зрителей был и Иван Тургенев. Давали «Севильского цирюльника». Выходит Розина… Сутулая, с крупными чертами лица, не слишком привлекательна даже для оперной дивы. Но голос! Знаменитый французский композитор Камиль Сен-Санс дал самую точную характеристику: «…Её голос, не бархатистый и не кристально-чистый, но скорее горький, как померанец…» В зале послышался шёпот, мужчины и женщины обсуждали достоинства и недостатки певицы. А Тургенев, затаив дыхание, следил за каждым её жестом. С этого вечера жизнь писателя разделилась на до и после этой встречи.
«Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые семь лет тому назад имел счастье говорить с вами, – пишет Тургенев в письме к Полине. – Дом этот находится на Невском, напротив Александринского театра; ваша квартира была на самом углу, – помните ли вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к вам… я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… а теперь позвольте мне упасть к вашим ногам».
Писатель был так поглощён своей любовью, что готов был закрыть глаза на то, что его избранница – замужняя женщина. Более того, он подружился с её супругом, известным критиком и искусствоведом Луи Виардо. Кстати, Луи уже давно не обращал внимания на «шалости» своей молодой жены. Этот русский писатель был далеко не первым поклонником, к которому госпожа Виардо проявляла благосклонность.
Раньше считалось, что отношения Виардо и Тургенева были чисто платонические. Но некоторые факты говорят совсем об ином (хотя все компрометирующие письма Полина Виардо уничтожила после смерти Тургенева). Есть предположения, что настоящим отцом сына Полины Виардо, Поля, был именно Иван Сергеевич Тургенев. В 1856 г. он заезжал к Полине в Куртанвель, где провёл с ней несколько недель. «Как я счастлив!» – писал Тургенев своим друзьям. А спустя девять месяцев после этого счастья у госпожи Виардо родился сын.
Правда, некоторые исследователи считают, что отцом Поля мог быть и другой её любовник – художник Ари Шеффер, и даже принц Баденский, с которым у Полины в это время тоже случился роман. Интересно, что в этот список потенциальных отцов никто не включил законного мужа Полины Луи Виардо.
1852-1853 гг. Ивану Тургеневу пришлось провести в своём имении – он оказался в опале у властей из-за резкого некролога на смерть Гоголя.
Писатель не находил себе места, такая долгая разлука с обожаемой Полиной сводила с ума. Неожиданно он узнал, что Виардо собирается сама приехать в Москву на гастроли. Тургенев решил во что бы то ни стало сбежать из имения. За вознаграждение ему помогли сделать фальшивый паспорт, с которым великий русский писатель и отправился в Москву на встречу со своей единственной и неповторимой Полиной.
Тургенев тяготился своим положением «поклонника-приживалы». Он даже пытался устроить свою личную жизнь без Полины. Но писатель, пытавшийся обмануть самого себя, только морочил невинным девушкам голову. В 1854 г. Иван Сергеевич начал ухаживать за 18-летней дочерью своего кузена – увлечение быстро сошло на нет.
Полина Виардо. Фото: Commons.wikimedia.org
То же произошло и с Марией Савиной, Марией Толстой, сестрой писателя Льва Толстого, которая ради Ивана Сергеевича даже развелась с мужем, – неслыханное дело по тем временам! Тургенев же, узнав об этом поступке потенциальной невесты, поспешил исчезнуть из её жизни.
Тем временем в России, в родительском имении, у Тургенева росла дочь Пелагея, рождённая от случайной связи барина с крепостной. Полина, узнав об этом, то ли в знак расположения, то ли из жалости предложила взять девочку на воспитание. С тех пор Тургенев уверился в том, что его возлюбленная – святая женщина. Он изменил имя ребёнка на Полинет и привёз её в дом Виардо. Но, как говорят, дочь Тургенева так и не смогла полюбить чужую женщину, которую отец навязал ей в матери.
Это странное семейство – супруги Виардо, их дети, Иван Тургенев, его дочь, обитавшие практически под одной крышей, – вызывало множество пересудов у добропорядочных европейцев. Но Тургенев не обращал на это внимания. Ведь для него самым главным в жизни была его Полина.
Хотя Виардо совершенно не походила на тургеневских девушек, которых воспевал в своих книгах её поклонник. Тургенев практически всегда советовался с музой – Полиной по поводу своего творчества. Да и сама Виардо, не стесняясь, утверждала: «Ни одно произведение Тургенева не попадало в печать, прежде чем он не показал его мне».
3 сентября 1883 г. Тургенев умер от рака на руках своей уже престарелой возлюбленной.
Полина пережила его на 27 лет. После её смерти была найдена рукопись писателя под названием «Тургенев. Жизнь для искусства». Говорят, что из этих строк можно было многое узнать об этом странном романе между двумя совершенно разными людьми. Но рукопись пропала.
В своих произведениях Тургенев открывал читателю мир русского дворянства, а его женские образы, так называемые «тургеневские девушки», считаются эталонными описаниями российских дворянок. Читайте 20 цитат великого писателя>>
Полина Виардо. Яндекс – поиск.
Полина Виардо. Полина Мишель – Фердинанда Гарсиа. Безобразная красавица, проклятая цыганка. Артистка: и до смерти, и в рождении, и по родству и – навсегда. С проклятием, и – без!
От роду имела Полина выразительные бархатные глаза, длинные музыкальные пальцы, пристрастие к музыке необыкновеннейшее: более двухсот пятидесяти композиций обнаружено после ее смерти, ее рукою, ее пером написанных.
Она составляла музыкальные сборники пьес, дописывала тщательно свои вокальные партии. Иногда сочиняла их сама. Написала оперу «Последний колдун» ( в соавторстве с И. Тургеневым). Вокальные композиции «Девушки Кадикса», «Хабанера», «Тореадор».
Темперамент страстного влечения к жизни унаследовала мадемуазель Гарсиа от своих родителей: отца музыканта и изумительного педагога и вокалиста в операх Россини Мануэло дель Популо Висенте Гарсия и матери – актрисы, певицы и педагога Хоакины Ситчес – Брионес, взыскательной красавицы до старости, умершей в восемьдесят три. Увидевшей славу дочери.
С трех лет с маленькой Полиной музыкою занимался требовательный отец, после его смерти – мать, а потом и сам маэстро Джоакино Россини, которого уговорили давать девочке уроки. С тех пор ее жизнь – сцена и только сцена: спектакли и уроки, занятия с педагогами, артистические вечера в кругу композиторов и исполнителей.
Полина – Мишель свободно делала музыкальные переложения романсов Шуберта для гитары и транскрибировала, совершенно по новому, мазурки Шопена. Никто так не и делал, ни до нее, ни после. Разве что – Ференц Лист!
И умерла она тоже – сочиняя музыку или что то переводя, в кресле, будто бы – уснула! Не писала по русски, но понимала язык северный и снежный, и говорила, скоро и бегло, с прелестным и пристрастным несовершенством, как тонкая артистка., В неделю разучив, пела «Соловья» Алябьева так, будто русское полноголосье от самой колыбели знала!
О ней сочиняли книги, очаровывавшие полмира, С нее оригинально и творчески пылко списана Консуэло знаменитая бродяжка – босоножка мадам Санд, истинно преданная музыке, пению, имевшая страстную, пленительную душу и взор, всегда горящий, как у волшебниц или фей.
С 16 лет Полина Гарсиа – на сцене, ею покорены были подмостки «Гранд – Опера», Лондонского Королевского театра, Итальянского театра в Париже. Голосом, характером, преданностью музыке, темпераментом способностью угадывать и поощрять таланты Виардо вдохновляла музыкантов и артистов на создание новых произведений, техник, опер, сюжетов, партий.
Для нее писали оперы Мейербер, Берлиоз, Гуно. Даже Брамс, строгий и неуживчивый, так очаровался Виардо, что написал для ее прекрасного голоса, который сочетал в себе альт и меццо -сопрано, богатейшую на ноты и фиоритуры «Альтовую рапсодию».
Ее страстная влюбленность в испанскую народную музыку и способность воспринимать, интерпретировать, исполнять музыку разных стилей и направлений, позволила ей создать и развивать в дальнейшем уникальную по технике школу пения, вокального искусства,
В ней уникальным образом сочетались традиции вокального мастерства ее отца – выдающегося тенора, и новые приемы исполнения партий, сольных номеров. Позволяющие представить публике не только всю красоту и глубину голоса, но и полную силу драматического изображения характера оперного персонажа, образа вокальной партии, героя песни, романса, арии.
В Полине Виардо Гарсиа поражает прежде всего и всегда – творческая, ошеломляющая энергия и сила веры в таланты.
Не свои, а в чужие. Шарль Гуно сочинил свою первую оперу «Сафо» совершенно безвестным. Полина Виардо так верила в оригинальность и силу его музыки и Дара, что несмотря на неуспех произведения , певица и выдающаяся драматическая актриса, сама, со скрытым блеском и страстью сердца, исполняла из этой оперы арии в своих концертах и дала композитору возможность расплатиться со своим кредиторами и продолжать писать музыку.
· Много лет преподавая музыку и вокал в Парижской консерватории мадам Виардо – Гарсия создала свою школу исполнительского искусства. В ней блистали Дезире Арто – Падилья, Фелиция Литвин, Елизавета Лавровская, Наталия Ирецкая.
· Сам стиль и манера преподавания мадам Виардо были очень экспрессивны и довольно жестки, и необычны. Певица – прима требовала строгой дисциплины, умения владеть глубоким дыханием и управлять чувствами на сцене, одновременно и стремясь их выражать. Соблюдать эти требования было непросто, но классы артистки Виардо всегда были полны учениками, желающими постичь ее секреты.
· Полина Виардо, кстати, встречала немало препятствий на своем пути в возможности преподавать, составлять репертуар, издавать сборники пьес, открыть собственный музыкальный театр, но всегда преодолевала все трудности, что встречались у нее на пути.
Виардо, как артистка неординарная и очень сильного темперамента, пела на пяти и более языках, свободно, раскованно, для нее был открыт весь мировой оперный репертуар в то время, и она исполняла, совершенно свободно травестийные партии – «Орфея» в опере – переложении Гектора Берлиоза. И партии более женственные, высоко альтовые: Розину в «Севильском цирюльнике», например, бисируя вокалом своим на многих европейских сценах. От ее партии в этой опере был без ума Тургенев, он и влюбился в нее после этого спектакля и именно тогда решился следовать за нею повсюду, где бы она не была, с кем бы ни жила и чем бы не занималась.
Она писала Тургеневу совершенно потрясающие, обворожительные по простоте и изысканности слога письма. Мы знаем лишь двадцать из них. Например, вот это:
«
Куртавнель
10 сент. 1850 г.
Большая гостиная, 11 ч.
Здравствуйте, мой милый Тургенев. Как вы медлите с письмами! Мы каждый день ожидаем почтальона и каждый день он оставляет нас голодными и печальными. Может быть, сегодня! Небо восхитительно. Летний ветер колышет деревья, во дворе. Три петуха горланят вовсю — маленький, белый, тот, с которым вы так часто сражались, и два его отпрыска. Вот как мы здесь расположились… Мануэль сидит подле меня и переписывает мексиканские песни. Мама вяжет (siс) рядом. Дальше Берта пишет письмо медленно и мелким почерком, так что оно, возможно, будет закончено не раньше чем через четыре часа. Племянник мой Мануэль читает Мольера, Шарль* занят своей партитурой у окна, что справа от малой башенки. Дядя занимается испанским с Луизеттой. Марикита шьет подле него. Г-жа Гуно принимает лекарства в своей комнате. Луи уехал в Вилар с Густавом и Султаном. Вот, видите, все как в прежние времена, когда вы были здесь. Лишь вас не хватает в этом уютном и мирном гнезде. Вас нет, и горе, которое испытывают от этого наши сердца, заменяет нам ваше дорогое присутствие и сопровождает нас всякое мгновенье дня, уверяю вас. Воспоминание о вас живет с нами во всех наших делах с утра до вечера. Вы знаете все наши привычки уже в течение 7 лет, они остаются прежними, так что, в какой бы час дня вы ни подумали о нас, вы знаете, где нас искать, вы можете увидеть, чем мы заняты. Но вы, бедный друг, как знать, что делаете вы, как следить за вами взглядом, если вы не сообщаете о своей жизни? Ну вот, опишите-ка мне ваш день. Он будет путеводной нитью моему воображению. В вашем одиночестве не должно быть много разнообразия. Сообщите также, приходят ли мои письма вовремя. Ставя на них номера, это легко узнать».
В этом живом и артистичном письме видна вся глубокая, живая, необыкновенно естественная, оригинальная и притягательная натура певицы, большой артистки и сердечного человека, умевшего скрасить минуты жизни других и ценящего каждого мгновение бытия.
В другом письме она рисует картину очередной оперной премьеры: «28 апреля 1851 года: «В пятницу я пела в «Пророке» в последних спектаклях с Роже, который уезжает в конце месяца. Это был мой 99-ый спектакль и, признаюсь, после такого количества представлений в опере остается немного красот, к которым я еще чувствительна. Ощущаю, как они с каждым разом уменьшаются. Однако, к моему великому удивлению, публика, кажется, не замечает моей внутренней холодности! Ах, ведь она не так строга, как артист, которому приходится быть своим собственным судией. <…> …в среду снова «Пророк»! Мне хочется написать небольшое письмо Мейерберу по поводу моей 100-й Фидес*. Я обязана ему благодарностью за то, что он 100 раз сделал меня матерью таких высоких и здоровых парней!».
Да. Они с Тургеневым говорили обо всем, кроме любви. Кроме чувства, которое их связывало много лет. Или оно было односторонним? Любил только Тургенев? Трудно говорить, трудно спорить с разными мнениями. Сама Полина Виардо выше всего на свете ставила искусство и в свете его жила и дышала. О любви она говорила несколько возвышенно и в то же время – просто:
“Я не могу сформулировать свою веру,— писала она 1 января 1859 года Ю. Рицу, — но я твердо убеждена что душа бессмертна и что все любови встретятся однажды — великие любови, какова бы ни была их природа, лишь бы они были достойны (любви). Чтобы достичь этого, может быть, необходимо испытание множеством существований в разных сферах, в мирах уровнем выше и прекраснее <…>. Все, что я знаю, это то, что есть божественная искра, которая не погибнет и которая в конце концов станет частью большого Света”.
Именно в свете “божественной искры”, смягчающей высокую трагедию обычного жития, которым было полно земное бытие их обоих: болезни, скорби, потери, неудачи, увлечения, ссоры, разлуки, разочарования, и следует оценивать их неординарную и долгую любовь, их чувства, их возвышенную сердечную дружбу, которая для многих исследователей жизни Тургенева составляет загадку, раздражительный и непонятный фантом, предмет дискуссий, споров, открытий. Сам факт существования этого чувства меж двумя столь неординарными личностями, есть, на мой взгляд, мощное явление божественной сути жизни вообще во всех ее ипостасях. И тем более в самой блистательной форме – соединения душою и разумом, телом и сердцем.
Так было у Полины, мадам Виардо и у Ивана Тургенева. В разные моменты их жизни перевешивала разная составляющая: физическая, духовная. Потом они как то сумели найти гармонию, отделить одно от другого. Стать сердечными друзьями, собеседниками, творческими союзниками. Это так много на одну жизнь. На одну Судьбу на двоих. Судьбу, которую многие называли проклятой. Или возвышенной. Кому как было удобно, угодно, привычно..
Ясно одно: ошеломительно – божественная не красавица Полина Гарсиа Виардо была для Европы, для Тургенева, для многих, кто с ней соприкоснулся не только проклятием, но и ослепительной звездой, кометой, харизматическим знаком, утешительной, ярчайшей мечтой для краткого мига, что зовется просто и емко – человеческой Жизнью. Она была ее сутью для величайшего романиста и сердцеведа века прошлого, для нас, потомков. Мне думается, чем дальше от нас образ мадам Виардо и самого писателя, тем яснее и ярче мы понимаем это. И потому опасаемся к этим образам подходить с обывательскою мерою, как бы нам того не хотелось.