Вертинская и ефремов были любовниками
О многочисленных романах Олега Ефремова до сих пор много разговоров. Даже первые красавицы советского кинематографа не остались равнодушны к актеру. В том числе и эффектная Анастасия Вертинская. Казалось, эти 2 человека просто созданы друг для друга. Но роман, продлившийся около 20-ти лет, так и не закончился ЗАГСом.
Предпосылки романа
Безусловно, Вертинская и Ефремов еще до личного знакомства были наслышаны друг о друге. К тому моменту они оба уже стали известными артистами и исполнили главные роли не в одном фильме и спектакле. Оба пользовались популярностью у противоположного пола. В Олега Ефремова были влюблены не только советские зрительницы, но и его коллеги. Впрочем, актер мало кому отказывал. Даже законные супруги никогда не мешали Олегу Николаевичу крутить романы на стороне. Тогда Ефремов был женат на актрисе Алле Покровской. Вертинская, конечно, знала о том, что он не свободен, но она и не собиралась становиться ни женой, ни любовницей Ефремова. По крайней мере поначалу.
Анастасия Вертинская только что рассталась с Никитой Михалковым, в браке с которым родила сына Степана. Но у супругов оказались разные взгляды на семейную жизнь. По словам Вертинской, Михалков считал, что женщина должна «сидеть на даче и рожать детей» и ничего более. А Анастасия стремилась сделать карьеру. Спустя 3 года совместной жизни Михалков и Вертинская расстались. Поэтому замуж актриса вовсе не хотела, как не хотела и никаких отношений с кем бы то ни было.
Как в кино
Но Ефремов сумел покорить сердце Вертинской. Через год после того, как Вертинская пришла в «Современник», где служил Ефремов, они вместе оказались на гастролях в Узбекистане. Олег Николаевич вскарабкался по стене гостиницы в номер Анастасии и прочел артистке монолог Сирано де Бержерака. Вертинская растаяла. Она, дочь известного певца Александра Вертинского и артистки Лидии Вертинской, любила красивые театральные жесты. А Ефремов проделал все это, как на сцене. Так начался их роман. Чувства актеров разгорелись еще сильнее после съемок картины 1970 года «Случай с Полыниным», в котором Вертинская и Ефремов в сущности сыграли самих себя, то есть влюбленную пару.
На экране и в жизни за отношениями между Вертинской и Ефремовым наблюдала не только жена последнего, но и большая часть актерской братии. Впрочем, они ни от кого особенно не скрывались. Анастасия Александровна, обладая безупречным вкусом, даже пыталась привить его своему кавалеру. Она следила за внешним видом Олега Николаевича и даже сделала в его квартире ремонт. Вертинская надеялась на то, что Ефремов оставит ради нее семью. Как вспоминала сама актриса, она мечтала выйти за Ефремова замуж потому, что он никогда не напрягал ее всевозможными домашними хлопотами. Если холодильник был пуст, они просто отправлялись куда-нибудь поесть. «Ефремов, – говорила Вертинская, – давал мне жить как актрисе».
Причины расставания
Так длилось 20 лет. Как позже призналась Вертинская, Ефремов оказался самым «долговечным человеком» в ее жизни. Несмотря на внушительный срок, влюбленные в конце концов расстались. На страницах книги Федора Раззакова «Ефремовы. Без ретуши» на вопрос, почему они так и не соединили свои судьбы официально, Анастасия Александровна ответила: «Когда я хотела выйти за него замуж, он был женат, а когда он сам этого захотел, я его уже не любила». Кроме того, как заявила актриса, Олег Ефремов злоупотреблял алкоголем, а такой «тяжкий крест» она «взвалить на себя не могла».
Тем не менее Ефремов до сих пор остается чуть ли не единственным (кроме, конечно, Никиты Михалкова) человеком, о котором Вертинская охотно рассказывает журналистам. Причем всякий раз она отзывается об актере с неизменной теплотой.
Олег Николаевич Ефремов был не только гениальным режиссером и талантливым актером, но и настоящим похитителем женских сердец. Его любили первые красавицы страны, за него хотели выйти замуж самые известные актрисы, а он увлекался, очаровывался, но жениться, никогда не торопился.
У Ефремова было три жены – две из них официальные – Лилия Толмачева и Алла Покровская, а также гражданская – Ирина Мазурук.
Любимых и любящих женщин у режиссера было намного больше, но и среди них выделялись те, кто занимал в его сердце особое место.
В 1969 году Олег влюбился в красавицу Анастасию Вертинскую. На гастролях в Ташкенте мужчина залез в ее гостиничный номер просто по стене, и сделал это для того, чтобы прочитать монолог Сирано де Бержерака.
Настя наполнила жизнь Ефремова новым светом, она стала настоящей музой для режиссера Ефремова, и практически была ему женой, хотя на момент их первой встречи у Олега была семья.
Роман длился много лет, Олег ушел от Аллы Покровской, с которой прожил 8 лет, но официально развелся с женой через 8 лет после ухода из семьи.
Настя знала толк во всем, что касалось красивой жизни, а Олег до встречи с ней даже не задумывался об имидже. Женщина принялась менять обстановку и «лепить образ» другого Ефремова.
Анастасия старалась создать уют и построить настоящую семью с режиссером. « Она преобразила квартиру, повесила люстры и занавески, купила мебель. Он начал по-другому выглядеть, в его гардеробе появились стильные свитера и курточки» – вспоминает дочь Ефремова от брака с Ириной Мазурук.
Ефремов и Вертинская в картине “Случай с Полыниным”
Вертинская восхищалась талантом Ефремова, она говорит о том периоде жизни так: «Я его обожала. Ему не нужно было, чтобы я готовила ему супы, всегда находилось, где поесть. Когда я хотела выйти за него замуж, это было невозможно, так как он был женат. А когда он сам захотел жениться, я его уже не любила».
Они вместе работали, им было интересно, Вертинская называла Ефремова своим учителем, с ним она проработала 12 лет, сначала в «Современнике», затем во МХАТе.
Олег Николаевич ничего не требовал от женщины в бытовом плане. Его вполне устраивала та жизнь, к которой он привык, и менять ему ее было ни к чему.
В картине «Случай с Полыниным» актеры исполнили главные роли и очень проникновенно изобразили чувственную любовь полковника и артистки, как считает Анастасия Александровна, они сыграли практически самих себя.
Одной из причин, из-за которой Вертинская не создала официальной семьи с Ефремовым, была его тяга к увеселительным напиткам. Анастасия Александровна понимала, что не сможет смириться с пагубной привычкой мужчины, а он никогда не откажется от того, к чему за много лет так привык. «Он был очень пьющим человеком. А это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не смогла».
Они расстались, но зла друг на друга не держали. Вертинская всегда отзывается о Ефремове с теплотой, говоря о режиссере «он был самым долговечным человеком в моей жизни».
Анастасия Александровна подчеркивает, что у нее бы единственный муж – Никита Михалков. Замужем за Александром Градским она, по ее мнению, не была, а два года, которые с ним прожила, считает несчастливыми. Мужчин в ее жизни было много, но мужьями она их назвать не может.
Ее двадцатилетний роман с Олегом Ефремовым, она склонна считать браком, об Олеге Николаевиче ей приятно рассказывать, как и о Никите Михалкове. Именно эти мужчины, по мнению Анастасии Вертинской, были достойными спутниками жизни. Никита подарил ей замечательного сына, а Олег «дал жизнь как актрисе».
После рождения дочери мы с Тамарой Акуловой поженились и прожили вместе довольно долго. Но, увы, едва она поступила во ВГИК, семья рухнула
Фото: Валерий Плотников
Начались наши уроки, которые плавно перетекали в разговоры о прекрасном, бессонные ночи. Первое время мы просто по-дружески общались. Но я же был, что называется, «богатый мэн» — машина, квартира, деньги. И как-то раз Настя пролепетала, растягивая гласные: «Ой, у ла-апочки нет холодильника, а надо морозить фрукты и готовить их на зиму…» Ну притащил я ей холодильник в подарок. Потом еще что-то, еще. Завязался роман, но продолжался он очень недолго. По-настоящему Настя любила, на мой взгляд, только одного человека — Олега Ефремова. Финал нашей истории получился весьма драматургический, как в кино. У Насти начались какие-то проблемы со здоровьем. «Привези-и ла-апоньке грана-аты», — нежным голоском просила она. А тогда найти хорошие гранаты было верхом чудодействия. Вскоре те же самые гранаты мне заказал Олег Табаков. А потом их же я увидел у нее на столе… Эти гранаты нельзя было спутать с другими — такие одни на всю Москву. И мне стало все ясно. Лишних вопросов я решил не задавать… Позже у Насти появился всем известный певец, который сразу перевез в ее квартиру свой рояль.
Тем временем мне предложили поставить мюзикл «Тощий приз» в Театре им. Моссовета. Вера Марецкая, народная любимица, являлась в театр в бабьих штанах по колено, в немыслимом ночном халате на пуговицах, с четырьмя «бранзулетками» Сталинской премии на груди. Она была любимой женщиной Завадского. И вот Вера Петровна — богиня, народная артистка СССР, четыре раза лауреат, неприбранная, тусклая, приходила на репетиции, а я, неуемный, напористый режиссер, кричал ей: «Танцуем самбу! румбу! пам-пам, унц-унц». На одном из таких прогонов Вера Марецкая сломала шейку бедра, ее увезли в больницу, а меня вызвал разъяренный директор: «Ты что мне народных артисток калечишь!» За отсутствием примы — а у нее была главная роль — спектакль закрыли. Но Завадский оказался просто гигантом, сказал: «Юр, поставь еще где-нибудь этот спектакль, уж больно он хорош! Хочешь, я напишу рекомендательное письмо?» Вскоре мне позвонили «сверху» и сообщили, что надо отправляться в Таллин — ставить «Тощий приз».
В тот период рядом со мной появилась Ирина — прекрасный человек и очень хороший художник по костюмам. Наш совершенно бешеный роман был в самом разгаре. «Бешеность» его заключалась в том, что я впервые встретил женщину, которая мне буквально поклонялась, боготворила. Она звала меня Джезус. Я взял Иру с собой, поехал в Таллин и никак не мог предположить, что еду навстречу самой непоправимой трагедии в своей жизни…
Для поиска главной героини мы объявили конкурс — нужна была очень яркая, эффектная артистка. В числе прочих пришла одна девушка… Она была шикарна во всех отношениях — красивая, умная, элегантная, и я выбрал ее на главную роль. Звезда знаменитого таллинского варьете. По тому времени просто Мэрилин Монро! Звали ее Эне. В один прекрасный вечер она сказала, что хотела бы обсудить дома кое-какие рабочие вопросы. И я в силу своей авантюристичности поехал на это домашнее свидание. Никаких романтических отношений даже не намечалось — она была шведских кровей и потому всегда вела себя крайне сдержанно. Тем не менее роман начался, как взорвавшаяся пороховая бочка. Не было ни прелюдий, ни фуги, ни интродукций — просто из двух углов комнаты навстречу друг другу бросились двое сумасшедших. А через энное количество часов нашего романа (как всегда, позже, чем нужно) выяснилось, что она замужем. И ее муж, белокурый Аполлон, богатый, респектабельный, с мировой славой, — известный советский теннисист Тоомас Лейус… Я в свою очередь вынужден был признаться, что тоже не один. Прошли дни, муж Эне вернулся из поездки, и первое, что она сделала, — посадила нас рядом и объявила Тоомасу, что за время его отсутствия полюбила другого. И никоим образом продолжать свою совместную жизнь с ним не может… Признаюсь, я был смущен, потому что в подобной ситуации спокойного разбирательства между мужем, женой и любовником оказался в первый раз.
Ефремовы. Без ретушиРаззаков Федор
Женщины Олега
Анастасия Вертинская
Как уже отмечалось, в 1969 году Ефремов впервые снялся в одном фильме со своей тогдашней супругой и коллегой по «Современнику» Аллой Покровской – фильм назывался «Свой». На тот момент их брак уже насчитывал семь лет, и это был своеобразный союз – свободный. Во всяком случае для Ефремова, который позволял себе увлечения на стороне, о которых знала не только его супруга, но и чуть ли не вся театрально-киношная общественность. Например, в тот момент, когда фильм «Свой» вышел на широкий экран 29 июня 1970 года, Ефремов закрутил роман с двадцатипятилетней актрисой Анастасией Вертинской, которая два года назад пришла в труппу «Современника». Но расскажем обо всем по порядку.
Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве, в творческой семье. Ее отцом был знаменитый певец Александр Вертинский (1889–1957), мамой – актриса Лидия Вертинская (Циргвава), известная широкому зрителю по ролям в таких фильмах, как: «Садко» (Птица – Феникс), «Дон Кихот» (герцогиня), «Новые похождения Кота в сапогах» (молодая колдунья), «Королевство кривых зеркал» (Анидаг).
У супругов Вертинских были две дочери – Марианна и Анастасия, и обе они пошли по стопам своих родителей, став актрисами. Так, младшая начала сниматься в кино с 15 лет, ярко дебютировав в фильме А. Птушко «Алые паруса» ролью Ассоль. А год спустя на экраны страны вышла еще одна картина с участием Анастасии Вертинской – «Человек-амфибия», которая стала лидером проката 1962 года. Все это сделало из восемнадцатилетней актрисы настоящую звезду тогдашнего советского кинематографа. Естественно, юной звезде и шагу нельзя было ступить, чтобы за ней не выстраивалась очередь из поклонников. Как вспоминает сама актриса: «C тех пор я боюсь толпы. В советские времена у нас ведь не было телохранителей, машин с затемненными стеклами. Я ездила в театральный институт[15] в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать. Еду на съемки в Ленинград, и в купе вваливаются четыре человека с коньяком. Я не пью, хочу спать, а не сидеть с этими людьми, но приходится. Это было жуткое насилие над личностью, оно угнетало меня всю жизнь…»
Однако и в училище Вертинской не было покоя, поскольку и там ее донимали поклонники. Один сумасшедший парень даже гонялся за ней с ножом по аудитории, грозился зарезать ее и покончить с собой. Еще была женщина, которая бросала ей в лицо песок, завидуя ее красоте и славе. Короче, Вертинской срочно требовалась сильное мужское плечо, которое смогло бы ее защитить (ее отец скончался еще в 1957 году). И она стала подыскивать себе достойного мужа. Сначала она встречалась с Андреем Мироновым – тоже сыном знаменитых артистов. Однако он оказался «маменькиным сынком». Тогда Вертинская выбрала другого юношу-мажора с хорошей родословной – Никиту Михалкова. За него она и вышла замуж, а 24 сентября 1966 года у них родился сын Степан.
Однако этот брак изначально был обречен на неудачу. Как отметит чуть позже сама Вертинская: «Двум сильным личностям в одной берлоге тесно». Как результат: в середине 1968 года Анастасия и Никита расстались. По ее же словам: «Развод явился для меня ужасной трагедией. Встретились два сильных человека в период своего формирования. Я по натуре не жена гения, не могу нигде быть вторым человеком, только первой… Я исступленно, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита конечно же шел своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины – сидеть на даче и рожать детей…»
В том же 1968 году Вертинская поступила в труппу «Современника», до этого больше года отработав в Театре имени Вахтангова. К тому моменту она из юной звезды превратилась в зрелую. За ее плечами были роли в таких советских кинохитах, как «Гамлет» (Офелия), «Война и мир» (Лиза Болконская), «Анна Каренина» (Кити Щербацкая).
В «Современнике» Вертинская с ходу вошла в репертуар, играя одну роль за другой в спектаклях: «Мастера» Р. Стоянова – Милкана, «Искусство комедии» Э. де Филиппо – Жена, «Голый король» Е. Шварца – Фрейлина, «Третье желание» В. Блажека – Модельерша, «Большевики» М. Шатрова – Девушка.
Роман Ефремова и Вертинской начался в середине 1969 года на гастролях в Ташкенте. Как гласит легенда, плененный красотой молодой актрисы Ефремов ночью залез к ней в номер по стене, после чего… прочел ей красивый монолог. Вертинская была женщиной обеспеченной, привыкшей к красивой жизни, поэтому, сойдясь с Ефремовым, для которого вопросы поддержания собственного имиджа никогда не стояли столь остро, она постаралась сделать из него стильного мужчину. Она сделала ремонт в его квартире, купила мебель, видимо втайне надеясь, что Ефремов растает и, подав на развод с Покровской, женится на ней. Но тот с этим делом не спешил. А пока, задумав в 1969 году ставить чеховскую «Чайку», определил Вертинскую на роль Нины Заречной.
Затем подоспело и кино, где любовники снимались вместе. Речь идет о фильме режиссера с «Мосфильма» Алексея Сахарова «Случай с Полыниным» по К. Симонову. В нем Ефремов и Вертинская играли возлюбленных: он – командира авиационного полка Николая Полынина, она – молодую московскую актрису Галину Прокофьеву. Вообще, это произведение было навеяно Симонову реальной историей времен войны – когда его тогдашняя супруга, знаменитая киноактриса Валентина Серова, увлеклась генералом Константином Рокоссовским. В повести рассказывалось о том, как в первые дни войны Галина вместе с фронтовой актерской бригадой была направлена на Карельский фронт. Именно там впервые услышал ее песни Полынин. Но вскоре актриса уехала, а комполка продолжал воевать, думать о Галине и писать короткие письма женщине, на которой решил жениться…
Роман Ефремова и Вертинской с перерывами будет тянуться не один год, а целое десятилетие (чем-то он будет напоминать отношения Ефремова с Ниной Дорошиной). По словам А. Вертинской: «Олег Николаевич с его огромным жизненным опытом дал мне жизнь как актрисе. Я его обожала. Ему не было нужно, чтобы я готовила ему супы, всегда находилось где поесть. Но в тот период, когда я хотела выйти за него замуж, это было невозможно, так как он был женат. А когда он этого сам захотел, я его уже не любила. При этом Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла…»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Анастасия
Настя – женщина потрясающей красоты, какой-то несовременной: наверное, только в старину существовали такие красавицы. Тоненькая, с лебединой шеей, с царственной осанкой, с тяжелыми пышными волосами. При этом она – обаятельная, начитанная, остроумная. Честно
Анастасия Николаевна
АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА (1867), жена в. кн. Ник. Ник., дочь короля Черногорского Ник. I, ее сестры и братья: Елена, королева итальянская, жена Виктора-Эммануила III; Данило, б. наследник черногорский; в. кн. Милица Ник.; принцесса Анна Батенбергская; Мирко,
Анастасия Артёмовна ДОМАНСКАЯ (КУРЛЯНДЧИК),
Конструктор
Новый, 1969 год, я встречала в Москве. Мы, группа студентов Белорусского политехнического института, проходили преддипломную практику на ЗИЛе.Я, без пяти минут молодой специалист, практиковалась в бюро, которое
Анастасия Ширинская
Гибель эскадры
Бабушка русского флота – так называют Анастасию Александровну Ширинскую-Манштейн, русскую женщину, живущую в Тунисе уже более 80?ти лет. Дочь командира эсминца «Жаркий» Александра Сергеевича Манштейна, она восьмилетней девочкой
Кто убрал Олега Дзюбу?
Летом прошлого года столицу Крыма и близлежащие окрестности сотрясали ночные взрывы. Взрывались бензоколонки, магазины, кафе, офисы, автомобили. Пострадавших «со стороны», как правило, не было. Но трупы были. Как впоследствии утверждали информаторы,
Женщины Олега
Таня
Лидерские качества Ефремова чрезвычайно импонировали не только уркаганам, но и девочкам, с которыми его сводила тогда судьба. Много позже на многочисленные упреки своей мамы в его чрезмерной любвеобильности Ефремов заявит: «Помнишь, в детстве у меня
Женщины Олега
Жена – Лилия Толмачева
В процессе учебы в Школе-студии Ефремов пережил несколько любовных романов. Так, одно время он был увлечен одной из самых красивых студенток студии Ириной Скобцевой, но, когда она предпочла ему Алексея Аджубея (чуть позже она станет
Женщины Олега
Все примы ЦДТ
Столь короткий брак Ефремова и Толмачевой объяснялся несколькими причинами. И одна из них – нашему герою было мало одной женщины, поэтому он позволял себе романы на стороне, в частности в стенах ЦДТ. В начале 50-х там работало больше трех
Женщины Олега
От Галины Волчек к Ирине Мазурук
Как уже говорилось, в период зарождения «Студии молодых актеров» Олег Ефремов «крутил любовь» со своей единомышленницей – Галиной Волчек. Далеко не красавицей, но зато дочерью известного кинематографиста – оператора и
Женщины Олега
От Ирины к Нине
В конце 50-х Ефремов жил в гражданском браке с Ириной Мазурук. Это был не самый благополучный союз. Каждый из супругов изменял другому (например, у Ефремова тогда тянулся его многолетний роман с Ниной Дорошиной, которая, окончив в 1956 году
Женщины Олега
Испорченная свадьба
Как мы помним, еще с середины 50-х Ефремов крутил любовь с актрисой Ниной Дорошиной. Причем в этом тандеме роли были следующие: Дорошина любила, а Ефремов позволял себя любить. При этом в ЗАГС они не шли, предпочитая жить гражданским браком.
Женщины Олега
Третья жена – Алла Покровская
Как это ни парадоксально, но Ефремов с середины 50-х крутил любовь с Ниной Дорошиной, но жениться предпочитал на других женщинах. Сначала это была Ирина Мазурук (она родила ему дочь Анастасию), потом Алла Покровская (она родит ему
Женщины Олега
Светлана Родина
В середине 70-х Ефремов по-прежнему был женат на матери своего сына Михаила – Алле Покровской. Но к тому времени это был чисто формальный брак, поскольку супруги жили гостевым браком и у каждого была своя личная жизнь. Поэтому они хотя и жили
Олег
Дочь Анастасия
Раз уж речь зашла о детях Ефремова, то самое время вспомнить и его дочь от первого брака (с Ириной Мазурук) – Анастасию, которая в 1977 году отметила 20-летие и была уже вполне самостоятельным человеком. Напомним, что официальной регистрации в ЗАГСе у
Анастасия
Дети – они же внуки Олега Ефремова
Как мы помним, первенец Олега Ефремова – дочь Анастасия – окончила ГИТИС и стала театроведом. Она работает в СТД помощником Александра Калягина, который служил в МХАТе у ее отца.У Анастасии родились трое детей: два сына – Олег