Ведищева биография личная жизнь

Ведищева биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Ведищев и Вайс.

Аида Семёновна Веди́щева (урождённая Ида Соломоновна Вайс; род. 10 июня 1941, Казань) — советская и американская певица, наиболее известная как исполнительница популярных песен из кинофильмов («Песенка о медведях», «Помоги мне», «Лесной олень») и мультфильмов («Колыбельная медведицы»), а также первая исполнительница песни «Товарищ».

Биография[править | править код]

Родилась в Казани перед самой войной в семье доктора медицинских наук, профессора Соломона Иосифовича Вайса (1886—1968), заведующего кафедрами одонтологии Иркутского медицинского института, терапевтической стоматологии Казанского стоматологического института и стоматологии Казанского ГИДУВа, и Елены Митрофановны Емельяновой, зубного врача Иркутской областной стоматологической клиники.

С 1951 года семья жила в Иркутске. В Иркутске окончила музыкальное училище, где играла в студенческом театре музыкальной комедии, и затем институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский. По окончании института уехала в Москву и пыталась поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но попытка не удалась. Благодаря красивому, сильному голосу начала певческую карьеру.

На сцене стала выступать с начала 1960-х годов как эстрадная певица Харьковской филармонии. Пела в оркестре О. Лундстрема, затем в оркестре Л. Утёсова.

С 1966 давала сольные концерты с ансамблем «Мелотон», пела также в ВИА «Голубые гитары» И. Гранова. В 1966 году стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни. Всесоюзную известность получила, спев в 1966 году «Песенку о медведях» в фильме «Кавказская пленница» (пластинка разошлась семимиллионным тиражом).

В 1968 году за песню «Гуси, гуси» получила диплом на фестивале в Сопоте. Далее последовали песни: «Вулкан страстей» («Помоги мне») из фильма «Бриллиантовая рука» (1968), популярная в те годы песня «Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…», 1970), «Лесной олень» (из фильма «Ох уж эта Настя!», 1972), «Синяя вода» и другие.

Несмотря на успех у слушателей, ей, как и некоторым другим певцам (В. Мулерман, Л. Мондрус, М. Кристалинская), чинили препятствия[1][2]: не всегда упоминали в титрах фильмов, не разрешали концерты, не выпускали на гастроли за границу. По мнению, разделяемому, в частности, Фёдором Раззаковым, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио С. Г. Лапина[3][4]. Например, песню «Лесной олень» исполнил в финале «Песни-73» Большой детский хор центрального телевидения и всесоюзного радио[5][6]. С середины семидесятых имя певицы исчезло и из титров кино и мультфильмов с её участием. Однако сама певица рассказывает, что она впала в немилость со стороны официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте:

«Я сразу подружилась с европейскими звездами — Геленой Вондрачковой, Радмилой Караклаич, Карелом Готтом. И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: „Советские войска вошли в Прагу“. Что тут началось! Карел Готт со словами „Я не могу петь, когда Родина в опасности“, покинул конкурс. Мне было так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут ещё из Москвы посыпались начальственные звонки: „Ведищевой — не петь!“ Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на „бис“ и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты».

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По её утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке:

«Приказом Минкульта размагнитили все мои записи. Об этом я узнала случайно, будучи на гастролях в Узбекистане. Но я человек скрупулёзный, все свои песни после выступлений переписывала для себя, собрала свою фонотеку […]. Самое главное, что мне удалось вывезти, — моя фонотека. Её не хотели пропускать. Не положено. Оставьте! И тогда я запела „Помоги мне!“ на весь аэропорт. Вот так спасла меня песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой»

В Америке Ведищевой пришлось начать певческую карьеру с нуля, поступить в театральный колледж и пройти четырёхлетний курс обучения, изучая американский кинематограф, танец. Вначале поселилась в Нью-Йорке, затем переехала в Лос-Анджелес. Создала собственный театр и собственное телешоу на калифорнийском ТВ. Единственная эстрадная певица из России, добившаяся безоговорочного признания в Америке[8][9]. Выступает под псевдонимом Amazing Aida. Исполняет в основном американский репертуар — песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов; кроме того, песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.

Впоследствии стала реже выступать, но начала сама писать песни. Среди её песен — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!».

С 1989 года неоднократно посещала Советский Союз, затем — Россию. Принимала участие в фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве.

В начале 1990-х годов ей был поставлен диагноз «рак третьей степени[источник не указан 3037 дней]». Несмотря на предостережения врачей, она настояла на операции и прошла курс химиотерапии, и болезнь отступила[10][11].

В середине 90-х Ведищева увлеклась религией и стала исполнять помимо эстрадных песен и религиозные. Она записала сразу несколько кассет под названием «На духовной волне с Аидой Ведищевой». Эти кассеты многим людям вернули веру в жизнь, вылечили от страшных недугов.

В 1998 году Ведищева поставила шоу «Мисс Свобода — для нового тысячелетия».

После теракта 2001 года написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его статуе Свободы. Мюзикл шёл в 2007 году на Бродвее[10].

Сегодня Ведищева по-прежнему живет в Лос-Анджелесе. Она выступает с собственной программой как в США, так и за их пределами (в 1997 году состоялись ее гастроли в Израиле). Приезжала она несколько раз и в Россию, однако это были чисто деловые поездки. Во время одной из них — в январе 1998 года — Ведищева пообещала своим бывшим соотечественникам, что обязательно приедет к ним с концертами. Однако как скоро это произойдет — и произойдет ли вообще — покажет будущее.

В 2017 году в Екатеринбурге в Театре музыкальной комедии был поставлен спектакль «Оттепель. Мелодии судьбы», посвященный творчеству трёх звезд советской эстрады — Нины Бродской, Аиды Ведищевой и Ларисы Мондрус.

В 2018 году Аида Ведищева передала в коллекцию Фонда историка моды Александра Васильева два концертных платья 1970-х годов, одно из которых создано по эскизу художника Бориса Мессерера в мастерских Большого театра[12].

Семья[править | править код]

  • Первый муж — Вячеслав Ведищев, артист цирка — эквилибрист.
    • сын Владимир, бизнесмен и музыкант.
  • Второй муж — Борис Дверник, пианист, руководитель ансамбля «Мелотон».
  • Третий муж — Джей Маркофф, бизнесмен.
  • Четвёртый муж — Наим Беджим (по настоящее время).

Песни[править | править код]

  • Август (Я. Френкель – И. Гофф)
  • Аве Мария (музыка — Д. Родригос, стихи — Д. Чашников)
  • Арифметика, 1969 (музыка — В. Хвойницкий, стихи — Н. Олев)
  • Ах, Наташа (музыка — В. Шаинский, стихи — Л. Ошанин)
  • Баллада о Чернобыле (? – А. Ведищева)
  • Бархатный сезон (музыка — Л. Лядова, стихи — Л. Бунина)
  • Бесприданница (Р. Мануков – А. Вериго)
  • Будешь ты (музыка — С. Ковальский, стихи — В. Сергеев)
  • Будь со мною прежним, 1968 (музыка — В. Шаинский, стихи — А. Нагорняк)
  • Будь, что будет (музыка — Я. Френкель, стихи — М. Танич)
  • Весна – это музыка (Р. Майоров – А. Ольгин)
  • В лесу прифронтовом (М. Блантер – М. Исаковский)
  • Всё равно ты будешь мой, 1969 (музыка — А. Зацепин, стихи — Л. Дербенёв)
  • Гололёд, 1969 (музыка — А. Зацепин, стихи — Л. Дербенёв)
  • Гуси-гуси, 1967 (музыка — С. Пожлаков, стихи — Н. Малышев)
  • Две души (музыка — В. Шаинский, стихи — С. Островой)
  • Две минуты (музыка — Э. Ханок, стихи — Д. Костюрин)
  • Двое (музыка — В. Гамалия, стихи — Ф. Лаубе)
  • Девчонки в туфельках идут (М. Табачников – Я. Хелемский)
  • Детство (музыка — В. Шаинский, стихи — А. Осипова)
  • Дорожная песня, 1968 (музыка — А. Зацепин, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Если б я была тобой (музыка — В. Шаинский, стихи — Б. Брянский)
  • Если любишь ты (музыка — Ю. Антонов, стихи — Л. Дербенев)
  • Если улыбаются веснушки (музыка — Е. Птичкин, стихи — М. Пляцковский)
  • Жизнь Леонардо да Винчи (А. Мажуков /обр./ – Л. да Винчи)
  • Журавли (музыка — Э. Ханок, стихи — А. Досталь)
  • Загадай желание (музыка — И. Гранов, стихи — Д. Иванов)
  • Звёздная наша пристань (А. Пахмутова – Н. Добронравов)
  • Звезды (музыка — М. Табачников. стихи — Я. Хелемский)
  • Знают только звёзды (А. Двоскин – В. Петров)
  • Когда любовь жива (А. Бочел – В. Сергеев)
  • Колыбельная (музыка — А. Мажуков, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Колдунья (музыка — Р. Майоров, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Корабль воспоминаний (испанская песня, стихи — С. Каминский)
  • Куда же вы спешите, 1968 (музыка — Б. Савельев, стихи — Л. Дербенёв)
  • Лесной олень, 1971 (музыка — Е. Крылатов, стихи — Ю. Энтин), из к/ф «Ох уж эта Настя!»
  • Любовь (музыка — О. Фельцман, стихи — Н. Олев)
  • Любовь не вернуть (музыка — П. Фишер, стихи — Д. Чашников)
  • Медовый аметистовый (М. Кручинин – К. Подраевский)
  • Мелодия любви (музыка — H. Norma, стихи — Д. Чашников)
  • Моё счастье море унесло (музыка — А. Днепров, стихи — А. Ведищева)
  • Моя мечта (музыка — J. Kosma, стихи — В. Сергеев)
  • Море, ты и я (музыка — И. Таку, стихи — А. Ведищева)
  • Надежда, Вера, Любовь (музыка — В. Де Вам, А. Ведищева, стихи — А. Ведищева)
  • Найди меня, 1969 (музыка — В. Хвойницкий, стихи — Г. Бейлин)
  • Напрасно спорил ты (музыка — Б. Савельев, стихи — В. Харитонов)
  • На рассвете (музыка — Ю. Казарян, стихи — В. Саакова)
  • Не родись красивой, 1970 (музыка — Р. Майоров, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Не уйти (музыка — Ю. Чичков, стихи — В. Сергеев)
  • Окна светятся (В. Гамалия – И. Шаферан)
  • Отзовись (музыка — С. Пожлаков, стихи — Н. Малышев)
  • Откровенная песня (Окна светятся) (музыка — В. Гамалия, стихи — М. Танич)
  • Очи чёрные (Ф. Герман – Е. Гребёнка)
  • Песенка вполголоса, 1969 (музыка — С. Заславский, стихи — М. Пляцковский)
  • Песенка о медведях, 1966 (музыка — А. Зацепин, стихи — Л. Дербенёв)
  • Песня о весне, 1968 (музыка — А. Зацепин, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Песня о Душанбе, 1968 (музыка — А. Зацепин, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Подмосковные вечера (В. Соловьёв-Седой – М. Матусовский)
  • Поезда (музыка — Р. Майоров, стихи — Н. Олев)
  • Полярный огонёк (М. Табачников – Я. Хелемский)
  • Помоги мне (А. Зацепин – Л. Дербенёв)
  • Последние дни уходящего лета (музыка — Р. Майоров, стихи — Д. Иванов)
  • Прилетай на Гавайи (А. Ведищева – В. де Вам)
  • Просто возраст мой такой, 1970 (музыка — Б. Савельев, стихи — М. Пляцковский)
  • Прощай, мама (английская песня, стихи — В. Сергеев)
  • Прощание с Братском (дуэт с Ю. Пузырёвым, музыка — А. Пахмутова, стихи — С. Гребенников, Н. Добронравов)
  • Пьяниссимо (итальянская песня, стихи — Д. Чашников)
  • Разве тот мужчина (музыка — О. Фельцман, стихи — Р. Гамзатов)
  • Сентябрины (музыка — В. Шаинский, стихи — А. Поперечный)
  • Синяя вода (музыка — В. Шаинский, стихи — Ю. Энтин)
  • Смешной паренек (музыка — В. Шаинский, стихи — В. Аленин)
  • Смуглянка (А. Новиков – Я. Шведов)
  • Солдатский котелок, 2005 (В. де Вам, А. Ведищева — Э.Варес)
  • Старый сад (музыка — Р. Орлов, обр. В. Махлянкина, стихи — Л. Дербенёв), русскоязычная версия польской песни «Jiesienny pan» (музыка — Roman Orłow, стихи — Wojciech Młynarski)
  • Старые часы (музыка — Б. Савельев, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Стожары (музыка и стихи — В. Навескин)
  • Твоя вина (музыка — Е. Мартынов, стихи — А. Дементьев, Д. Усманов)
  • Товарищ (музыка — О. Иванов, стихи — А. Прокофьев)
  • Ты приносишь мне рассвет (музыка — Е. Мартынов, стихи — А. Дементьев, Д. Усманов)
  • Утро было розово (С. Турлянский – А. Прокофьев)
  • Уходим в старину (?)
  • Человек придумал песню, 1966 (музыка — И. Гранов, стихи — Л. Дербенёв)
  • Черёмуха (музыка — В. Шаинский, стихи — В. Харитонов)
  • Чёрный кофе (музыка — В. Шаинский, стихи — А. Алшутов)
  • Чёт или нечёт, 1969 (музыка — В. Гамалия, стихи — И. Шаферан)
  • Чунга-чанга (в дуэте с А. Гороховым, музыка — В. Шаинский, стихи — Ю. Энтин)
  • Шаги по траве (музыка — М. Легран, стихи — И. Резник)
  • Элефтерия (О. Фельцман – Ц. Солодарь)
  • Я буду ждать тебя, 1968 (музыка — А. Зацепин, стихи — О. Гаджикасимов)
  • Я люблю тебя, Москва (музыка — А. Абрамов, стихи — Л. Иванова)
  • Я на подвиг тебя провожала (Н. Богословский – В. Лебедев-Кумач)
  • Я о сердце своём говорю (И. Гранов – Э. Радов)
  • Я так люблю тебя, 1973 (Музыка и слова Т. Комо)
  • Ямщик не гони лошадей (Я. Фельдман – Н. Риттер)
  • Ясным солнечным днём (М. Мишунов – И. Морозов,Л. Дербенёв)
Читайте также:  Биография марата башарова личная жизнь

Песни к кинофильмам[править | править код]

  • «Три плюс два», 1963 — «Пусть говорят» в дуэте с Геннадием Ниловым (музыка — А. Волконский, стихи — С. Михалков)
  • «Кавказская пленница», 1966 «Песенка о медведях» (музыка — А. Зацепин, стихи — Л. Дербенев)
  • «Красное, синее, зелёное»,1966 — «Уходим в старину» (музыка — Г. Фиртич, стихи — Д. Иванов, В. Трифонов)
  • «Белый рояль», 1968 «Дорожная песня», «Первая весна», «Песня о Душанбе», «Я буду ждать тебя» (авторы всех песен: музыка — А. Зацепин, стихи — О. Гаджикасимов)
  • «Бриллиантовая рука», 1968 — «Помоги мне» (музыка — А. Зацепин, стихи — Л. Дербенев)
  • «Ангел в тюбетейке», 1968 — «Все равно ты будешь мой» (музыка — А. Зацепин, слова — Л. Дербенев)
  • «В гостях у московской милиции» (фильм-спектакль), 1968 «Весна — это музыка» (музыка — Р. Майоров, слова — А. Ольгин)
  • «Ох уж эта Настя!», 1971 — «Лесной олень» (музыка — Е. Крылатов, стихи — Ю. Энтин)

Песни к мультфильмам[править | править код]

  • «Умка», 1969 — «Колыбельная медведицы» (музыка Евгения Крылатова, стихи Юрия Яковлева)
  • «Катерок», 1970 — «Чунга-чанга» в дуэте с Анатолием Гороховым, «Синяя вода».

Озвучивание[править | править код]

Припев песни «Товарищ» использован в озвучивании мультфильма «И мама меня простит», 1975.

Дискография[править | править код]

Пластинки, выпущенные всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия»[править | править код]

Гранд, гигант[править | править код]

1969 Поёт Аида Ведищева (гранд). 33Д—26625 Сторона 1: Любовь. Гололед. Старый сад. Смешной паренек. Громче. 33Д—26626 Сторона 2: Арифметика. Любовь не вернуть. Я буду ждать тебя. Весна — это музыка. Иду за счастьем.

1974 Аида Ведищева (гигант). С60—05165 Сторона 1: Твоя вина. Вечный странник. Я верю. Когда любовь жива. Море, ты и я. Будешь ты. С60—05166 Сторона 2: Ты приносишь мне рассвет. Моя мечта. Я так тебя люблю. Мое счастье море унесло. Вчера все казалось прекрасным. Корабль воспоминаний.

Читайте также:  Алексей шутов биография личная жизнь

Миньоны[править | править код]

1967 Поет Аида Ведищева: Я не знаю. Если б я была тобой. Золушка. Пусть летят журавли.

1967 Поет Аида Ведищева: Человек придумал песню. Сентябрины. Дуй, ветерок. Если б я мальчишкою была.

1968 Поет Аида Ведищева: Чёрный кофе, Старые часы. Детство.

1969 Аида Ведищева: Будь со мною прежним. А ты. Куда же вы спешите. Я не знаю.

1969 Песни из к/ф «Белый рояль»: Дорожная песня. Первая весна. Песня о Душанбе. Я буду ждать тебя (Танго-пародия). Аида Ведищева.

1970 Поет Аида Ведищева: Не родись красивой. Аве Мария. Черемуха. Найди меня.

1970 Аида Ведищева: Ах, Наташа. Старый сад. Чет или нечет. Окна светятся.

1971 Аида Ведищева: Стожары. Не уйти. Все в мире как вчера. Две минуты.

1978 «Наша юность. Олег Иванов. Песни»: Наша юность. Комсомольское слово. Комсомольская песня. Товарищ. Поет Аида Ведищева.

Гибкие грампластинки[править | править код]

1968 Поет Аида Ведищева: Чёрный кофе, Старые часы. Детство.

1968 Аида Ведищева: Будь со мною прежним. А ты. Куда же вы спешите. Я не знаю.

1969 Аида Ведищева (запись на одной стороне): Все равно ты будешь мой. Будь, что будет.

1969 Аида Ведищева. Песни из к/ф «Белый рояль»: Дорожная песня. Первая весна. Песня о Душанбе. Я буду ждать тебя (танго-пародия).

1969 Аида Ведищева: Ах, Наташа. Старый сад. Чет или нечет. Окна светятся

1970 Поет Аида Ведищева: Не родись красивой. Аве Мария. Черемуха.

1972 Аида Ведищева: Стожары. Не уйти. Все в мире как вчера. Две минуты.

1974 Аида Ведищева: Если любишь ты. Утро было розово. Шаги по траве. Две души.

1974 Аида Ведищева: Моя мечта. Море, ты и я. Корабль воспоминаний. Мое счастье море унесло.

1975 Аида Ведищева: Пускай же. Прощай, мама. Только ты. Любовь.

Пластинки на 78 оборотов[править | править код]

1967 Песенка о медведях. Если б я мальчишкою была.

1967 Сентябрины. Дуй, ветерок.

1967 Гуси-гуси. Человек придумал песню.

1967 Я не знаю. Золушка.

1968 Пусть летят журавли. Будь со мною прежним.

1968 Чёрный кофе. Старые часы.

1969 Окна светятся. Дорожная песня.

1969 Будь, что будет. Все равно ты будешь мой.

1969 Ах, Наташа. Старый сад.

Фильмография[править | править код]

  • 2006 «Аида Ведищева. Где-то на белом свете». Документальный фильм
  • 2016 «Аида Ведищева. Играя звезду». Документальный фильм
  • 2019 «Легенды музыки. Аида Ведищева». Документальный фильм

Награды[править | править код]

  • КиноВатсон — «За высочайший вклад в искусство кино».[10]
  • Лауреат международной премии «Профессия — жизнь».

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Два интервью
  2. ↑ Планида Аиды. В гостях у журнала «КРУГОЗОР» — легенда российской эстрады Аида ВЕДИЩЕВА Архивировано 31 марта 2010 года.
  3. Раззаков Ф., Федотова С. «А думать буду я!» / «Вечерняя Москва» № 149 от 12.08.2004  (Проверено 25 марта 2009)
  4. Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ: Тайны телевидения: От Сталина до Горбачёва. 1930-1991. — М.: ЭКСМО, 2009.
  5. ↑ Финальная передача «Песня-73»
  6. Раззаков Ф. За кулисами шоу-бизнеса. — М.: АСТ, 2004. — С. 193. — 942 с.
  7. ↑ Американская ария Аиды Ведищевой. – “Московский комсомолец”, №24927 от 1 декабря 2008 г. www.mk.ru. Дата обращения 17 июня 2016.
  8. ↑ Программа «Кумиры». Архивировано 11 февраля 2010 года. (недоступная ссылка с 15-03-2014 [2401 день] — историякопия)
  9. ↑ Аида Ведищева. Где-то на белом свете… (документальный фильм, автор сценария: Яков Дашевский, режиссёр: Елена Соловьева, выпущено: Россия, «ГолдМедиум», год выпуска: 2006.
  10. 1 2 3 «Звуки Аиды». Константин Иоч. «Российская газета» № 244 (4801) от 23 ноября 2008 г.
  11. ↑ Победившие рак. «Российская газета» (30 мая 2013). Дата обращения 10 июня 2017.
  12. ↑ Тамара Гвердцители и Алена Свиридова поздравили Александра Васильева с юбилеем. news.myseldon.com. Дата обращения 11 июля 2019.

Ссылки[править | править код]

  • Интервью «Независимой газете»
  • Аида Ведищева — певица за кадром («Копейка», 10 февраля 2006)
  • Где-то на белом свете… (недоступная ссылка) («Московский комсомолец») (недоступная ссылка с 18-06-2016 [1575 дней] — история)
  • Аида Ведищева: никто не хотел уезжать (Радио России)
  • Четыре мужа Аиды Ведищевой(«Собеседник»)
  • Аида Ведищева: «Не бойтесь начинать с нуля»

Источник

Биография

Аида Ведищева, настоящее имя которой Ида Вайс – советская и американская певица, известная российской публике как исполнительница песен из старых кинофильмов и мультфильмов. Самыми популярными композициями в исполнении Аиды Ведищевой стали «Лесной олень», «Песенка о медведях», «Помоги мне» и «Колыбельная медведицы».

Ида родилась в Казани накануне Великой Отечественной войны. Родители переехали в этот город из Киева по службе. Дело в том, что отец девочки, Соломон Иосифович, был профессором медицины и его пригласили читать лекции по стоматологии в местном университете. Впоследствии труды Соломона Вайса использовали в качестве учебных пособий по зубоврачебному делу в медицинских вузах страны. Непосредственное отношение к медицине имела и мама Елена Митрофановна Емельянова, хирург по специальности.

Певица Аида ВедищеваПевица Аида Ведищева

Ида росла артистичной, неординарной девочкой. В раннем детстве увлекалась танцами, садилась на шпагат. С четырех лет приобщалась к английскому языку, занимаясь с гувернанткой, прибывшей из Шанхая. Позднее, оканчивая школу, девушка выбрала английский язык, который в школе не изучала официально, и при этом сдала экзамен на отлично.

Когда дочери исполнилось 10 лет, чета Вайсов переехала в Иркутск. Ида, несмотря на профессии родителей, росла в окружении песен и творчества, так как родственники матери, которые жили с Вайсами в одной квартире, отлично играли на музыкальных инструментах и постоянно устраивали домашние концерты. С детства полюбила музыку и будущая звезда эстрады. Ида окончила музыкальное училище, стала играть на сцене в местном ТЮЗе и в Иркутском музыкальном театре.

По настоянию отца и матери девушка была вынуждена получить высшее образование в институте иностранных языков. И хотя училась там Аида Ведищева из-под палки, но освоенные английский и немецкий языки пригодились позднее. Тем не менее, чувствуя себя в душе артисткой, Ида уезжает в Москву и подает документы в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Девушка с легкостью прошла многоуровневые экзамены, но на последнем собеседовании получила отказ. Официальной причиной стала учеба в первом институте.

Аида Ведищева в молодостиАида Ведищева в молодости

Тогда Ведищева начинает певческую карьеру. Аида стала участницей Харьковской и Орловской филармоний, входила в состав оркестров Олега Лундстрема и Леонида Утесова, выступала с ансамблями «Мелотон», «Голубые гитары» и коллективом «Поющие новеллы».

Музыка

Известность певицы постепенно набирала обороты, а в 1966 году об артистке заговорили по всему Советскому Союзу. На экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой героиня Натальи Варлей голосом Аиды Ведищевой исполнила легкий романтический шлягер «Песенка о медведях». Ради записи этой песни режиссер вызвал Ведищеву с Дальнего Востока, где артистка была на гастролях. Пластинка с этой записью только в первые дни была продана в количестве 7 миллионов экземпляров.

Аида ВедищеваАида Ведищева

Но советское начальство посчитало музыкальную композицию вульгарной. Крайней сделали молодую певицу, а не заслуженных деятелей культуры (композитора Александра Зацепина, поэта Леонида Дербенева). После выхода комедии на экраны обнаружилось, что имя Ведищевой не указано в титрах. Это стало первым ударом для Аиды.

Читайте также:  Владимир борисов биография личная жизнь

Через год хитом стала сольная композиция «Гуси, гуси», которая принесла молодой исполнительнице место дипломанта на международном музыкальном фестивале в Сопоте, польском варианте появившегося позднее «Евровидения». Несмотря на конфликт с советскими властями, Аида не побоялась выйти на сцену и получить заслуженные овации.

Популярностью пользовалась и следующая музыкальная композиция – «Вулкан страстей» из кинофильма «Бриллиантовая рука», которую также называют «Помоги мне». Фильм и песня ушли в народ, а певица получила очередное предупреждение от министерства культуры. От имени Екатерины Фурцевой артистке поступила телеграмма со словами «прекратить это безобразие».

Гимном молодежи 70-х годов стала песня «Товарищ», за исполнение которой Аида Ведищева получила премию от ВЛКСМ. Автор этого хита Олег Иванов тогда был обычным студентом-медиком и сам принес ноты знаменитой певице на ознакомление. Аида Ведищева не побоялась исполнить шлягер на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов, который транслировался по радио, и получить за это первое место. Позднее песня пополнила репертуар Льва Лещенко.

Также добавляли популярности Аиде песни «Лесной олень» из комедии «Ох, уж эта Настя!», «Пусть говорят» из романтической истории «Три плюс два», «Чунга-Чанга» из мультфильма «Катерок», «Колыбельная медведицы» из мультфильма о медвежонке «Умка», «Дорожная песня» из кинофильма «Белый рояль». Но если слушатели превозносили талант певицы до небес, то власти постоянно чинили артистке препятствия.

Певицу Ведищеву исключали из титров фильмов, не пропускали на телевидение, ограничивали с концертами. Более того, когда шлягер «Лесной олень» стал победителем в популярной программе «Песня года», эту композицию вместо Аиды пригласили исполнять Большой детский хор центрального телевидения и всесоюзного радио. В середине 70-х годов имя и фото артистки вовсе исчезли с афиш, а видеопленки и магнитные записи были размагничены и уничтожены. Если бы Ведищева не составляла собственный архив-фонотеку, то знаменитые песни были бы утеряны.

Эмиграция

Основной причиной немилости властей к Аиде Ведищевой было, как выяснилось позднее, не столько еврейское происхождение, а концерт в польском городе Сопоте. Как раз в тот момент советские войска вошли в чехословацкую столицу Прагу, а певица не поддержала эту агрессию. Более того, на концерте Аида исполнила песню Владимира Шаинского, который тоже находился в состоянии холодной войны с правительством собственной страны.

Аида Ведищева на сценеАида Ведищева на сцене

Устав от постоянных унижений и невозможности нормально работать, Аида решает покинуть родину. На пороге сорокалетия певица не побоялась начать новый этап в творческой биографии. В 1980 году Аида эмигрирует в США. Вот где пригодилось свободное владение английским языком. Женщина снова садится за парту и обучается в театральном колледже. Уже через два года артистка дебютирует с сольной программой в Карнеги-холл. Продюсером Аиды Ведищевой стал Джо Франклин, который ранее работал с Лайзой Миннелли и Барброй Стрейзанд. Интересно, что после переезда артистка поменяла цвет волос – вместе жгучей брюнетки Аида Ведищева перекрасилась в блондинку и остается ею до сих пор.

Позднее из-за проблем со здоровьем Аида Ведищева покинула Нью-Йорк и переехала в Калифорнию, где и основала собственный театр. Артистка взяла себе псевдоним Amazing Aida (Удивительная Аида) и умудрилась покорить новую страну. На новом месте артистка часто давала концерты в фешенебельном клубе «Фрайерс-клаб» в Беверли-Хиллз, где ранее блистали Фрэнк Синатра, Боб Хоуп.

Аида Семеновна стала первой эстрадной певицей из России, безоговорочно покорившей Америку. В XXI веке этот успех повторят Лена Катина и Юлия Волкова, участницы группы Группа “Тату”, но девушки все-таки выступают в другом жанре.

А Аида специализировалась на бродвейских мюзиклах, причем сама писала музыку. Также артистка исполняла русские и цыганские романсы, еврейские народные песни. В репертуаре Ведищевой были шлягеры и на английском, и на русском языках, это песни позднего периода «Баллада о Чернобыле», «Старый сад», «Я вернусь, Москва!», «Жизнь – это музыка», «Рождество». Кроме того, перу Аиды принадлежит мюзикл «Шедевр и поющая Свобода», посвященный теракту 11 сентября 2001 года.

Певица Аида ВедищеваПевица Аида Ведищева

Песни в исполнении Аиды Ведищевой в Советском Союзе выходили на больших пластинках и миньонах. Единственный диск в стиле ретро артистка выпустила в 2002 году и назвала его «Где-то на белом свете». В альбом вошли 18 треков, уже полюбившихся публике. Позднее стали появляться клипы, в которых использовались кадры из кинофильмов и концертной хроники 60-70-х годов.

Личная жизнь

Первый раз Ида Вайс вышла замуж в 20 лет. Супругом певицы стал артист цирка, акробат Вячеслав Ведищев. Муж дал Аиде новую фамилию, а сама девушка добавила одну букву к имени, чтобы постараться избежать антисемитских настроений, царящих тогда в руководстве Совгосконцерта. В первом браке у Аиды родился единственный ребенок – сын Владимир. Но с Вячеславом у артистки жизнь не сложилась, так как молодые были разными людьми.

Борис Дверник и Аида ВедищеваБорис Дверник и Аида Ведищева

Второй супруг Борис Дверник работал пианистом и руководил ансамблем «Мелотон», в котором певица выступала. Несмотря на то, что Аида была старше на 9 лет, супруги отлично ладили и расстались уже по ту сторону океана. Причем артистка до сих пор не может объяснить даже самой себе – почему. Позднее Дверник покончил жизнь самоубийством.

Джей Маркафф и Аида ВедищеваДжей Маркафф и Аида Ведищева

Когда Ведищевой было 45 лет, певица снова вышла замуж. Новым избранником стал миллионер Джей Маркафф, поляк по происхождению, старше ее на 15 лет. Первые годы Аида наслаждалась отдыхом, но затем захотела вернуться к певческой карьере. Супруг оказался против, союз затрещал по швам, и они разошлись. Правда, бракоразводный процесс протекал тяжело и длился три года.

Аида Ведищева и Наим БеджимАида Ведищева и Наим Беджим

В начале 90-х годов врачи обнаружили у знаменитой певицы рак третьей степени. Это уже запущенная стадия, и Ведищевой не рекомендовали делать операцию. Но Аида, которую поддерживал только один друг, израильский бизнесмен Наим Беджим, настояла на своем. Певица сделала операцию, прошла курс химиотерапии, и в итоге болезнь оказалась побеждена. После пережитых трагических событий Ведищева вышла замуж за того, кто был все это время рядом с ней – за Наима Беджима. Супруги до сих пор счастливы вместе.

Аида Ведищева сейчас

Сейчас певица периодически навещает родину. В 2016 году в честь юбилея Аиды Семеновны в эфире Первого канала состоялась премьера документального фильма «Аида Ведищева. Играя звезду». Не забывает советскую исполнительницу и публика. В 2017 году в Екатеринбурге в Театре музыкальной комедии был поставлен спектакль «Оттепель. Мелодии судьбы», посвященный творчеству трех звезд советской эстрады – Нины Бродской, Аиды Ведищевой и Ларисы Мондрус.

Дискография

  • 1967 – «Песенка о медведях»
  • 1967 – «Аида Ведищева»
  • 1968 – «Человек придумал песню»
  • 1968 – «Будь со мною прежним»
  • 1969 – «Поет Аида Ведищева»
  • 1969 – «Песни из к/ф «Белый Рояль»
  • 1970 – «Не родись красивой»
  • 1974 – «Твоя вина»
  • 2002 – «Где-то на белом свете»

Источник