Василий шукшин биография личная жизнь смерть
Василий Шукшин — биография
Он был невероятно разносторонним человеком – актером, режиссером, писателем. Василий Шукшин старался многое успеть и наверстать, как будто знал, что ему отмерен слишком короткий жизненный путь. Иногда судьба скручивала его так, что единственным спасением было спиртное, в котором он топил боль израненной души. И все же Шукшин остался в памяти потомков истинно народным, потому что очень хорошо знал проблемы и переживания этого самого народа.
Всенародная любовь и слава пришла к актеру Василию Шукшину после выхода фильма «Калина красная».
Василий Шукшин: начало большого пути
Родился Василий Шукшин 25 июля 1929 года в маленькой деревушке Сростки на Алтае. У родителей мальчика было крепкое крестьянское хозяйство. В те годы таких называли «середняками». Но долго хозяйствовать им не дали, пришлось вступать в колхоз. Отец Василия, Макар Шукшин, прошел обучение, и даже успел поработать на молотилке механизатором. Но в 1933-м мужчина все равно был репрессирован и расстрелян. Реабилитировали его только в 1956-м, посмертно.
В 1933-м маме Василия Шукшина было всего 24 года. Она осталась совсем одна с двумя малолетними детьми. Кроме Василия в семье подрастала дочь Светлана. Женщина не представляла, как будет выживать, иногда даже собиралась наложить на себя руки. От родственников помощи ждать не приходилось – они все были в очень бедственном положении, с кучей малолетних ребятишек.
Фото: Василий Шукшин в детстве
Может от безысходности, а может она действительно что-то чувствовала к односельчанину Павлу Куксину, но Мария Сергеевна приняла его предложение и вскоре вышла за него замуж. Павел стал настоящим отцом двум детям. Но и этому браку не суждено было быть долгим. Началась война, Павла призвали на фронт, и буквально через год семья получила на него похоронку. Василий очень любил своего отчима, и вспоминал его только теплыми словами.
После окончания семи классов, Василий поступил а автомобильный техникум в Бийске, и уехал туда жить. Но до диплома он так и не дотянул, в середине третьего курса Шукшин бросает учебу, и возвращается в родную деревню. Он устроился на работу в колхоз, потому что семья остро нуждалась в деньгах. В колхозе парень задержался ненадолго, уже в 1946-м он снова уезжает из деревни.
С 1947-го по 1949-й Шукшин успел поработать слесарем в Калуге и Владимире. В 1949 году его призвали в армию, в это время он трудился в поселке Бутово под Москвой.
Василий Шукшин служил на флоте. Сразу он попал на Балтийское море матросом, потом на Черное, в качестве радиста.
Именно в армии Василий открыл в себе талант литератора. В свободное от вахты время, он занимается написанием небольших рассказов. Первыми слушателями его сочинений стали сослуживцы. Василия Шукшина досрочно комиссовали из армии, по причине язвенной болезни. Он и раньше жаловался на язву желудка, у него были сильные приступы обострения болезни. Во время службы случился один из таких приступов, после которого медики «списали» его под чистую, за один день.
Вернувшись из армии, Шукшин получил аттестат о среднем образовании. Правда для этого ему пришлось сдать все экзамены экстерном. После этого ему предложили работу в школе – преподавать русский язык. Спустя немного времени Василия переманили в родные Сростки, где он стал директором в школе трудовой молодежи. Поработав некоторое время, Шукшин понимает, что эта работа не для него, и хорошего педагога из него все равно не получится. Молодой человек рвется в Москву, ему хочется реализоваться, как сценаристу.
В 1955 году Василий Шукшин оказывается в Москве, и подает документы во ВГИК, на специальность сценарист. Семья поддержала его в этом решении, срочно была продана корова, и все деньги от выручки дали Василию с собой.
Мнения приемной комиссии разделились, некоторые преподаватели предлагали абитуриенту с фактурной внешностью идти в актеры. Но по воле судьбы Шукшин оказался на режиссерском факультете.
Именно в те годы Василий Шукшин дебютировал как писатель. Он дал почитать свои рассказы наставнику – Михаилу Ромму, и тот посоветовал разослать их по нескольким московским издательствам. Первым откликнулся журнал «Смена», который напечатал рассказ Василия Шукшина «Двое на телеге».
Фильмы
Кинематографическая биография Шукшина началась в том же году. Ему предложили эпизод в ленте «Тихий Дон», где он перевоплотился в матроса. Дебют был очень удачным, и спустя некоторое время Василию уже предложили роль главного героя в ленте «Два Федора».
После этого Шукшина начали звать на съемочную площадку практически постоянно. В качестве актера он был более востребован, чем на режиссерском поприще. Но Василию хотелось самому создавать картины, причем начиная с написания сюжета, до работы на съемочной площадке.
Дебютом Шукшина как актера, режиссера и сценариста одновременно, стала картина «Из Лебяжьего сообщают». По мнению критиков, она была не очень интересной, но зато Василий получил бесценный опыт создания масштабного кино, умения работать с сюжетной линией.
Следующая картина под названием «Живет такой парень», стала по-настоящему успешной. В основу сценария легли рассказы Шукшина «Классный водитель» и «Гринька Малютин». Роль главного героя досталась Леониду Куравлеву – однокурснику Василия по театральному вузу. После этой картины о Шукшине заговорили всерьез, а он выработал только ему присущую творческую манеру.
Герои Шукшина были обычными людьми из народа, но их судьбы иногда складывались очень неоднозначно. Он сам был выходцем из той среды, поэтому обладал уникальной способностью смотреть на мир их глазами, органично вживаясь в образ. Шукшин обладал своеобразным режиссерским стилем, который нельзя было спутать ни с каким другим.
В 1974-м зрители увидели его последнюю авторскую работу – картину «Калина красная». Она была отмечена многочисленными престижными наградами различных кинофестивалей, и нашла отклик в сердцах миллионов зрителей.
На первом месте у Шукшина всегда была работа, и даже обострившаяся язва не прерывала съемочный процесс.
У Василия Шукшина была масса замыслов, которые он хотел воплотить на экране, но видимо, судьбе было угодно распорядиться иначе. Он хотел начать работы над фильмом о Степане Разине, и очень много времени уделял изучению этой тематики. Шукшин проникся духом той эпохи, записывал интересные факты, работал над сценарием и планом съемочных работ. В это время его приглашают в другие проекты, но актер отказывается, потому что все силы бросил на Разина. Но в те годы от режиссера мало что зависело, и проект Шукшина зарубили, по причине несвоевременности и затратности. В 1972-м ему в качестве альтернативы дали снимать картину «Печки-лавочки».
Главную роль Шукшин хотел отдать Леониду Куравлеву, но тот был занят, и посоветовал Василию самому сыграть центрального персонажа. Критики высоко оценили его актерский талант, подчеркнув мастерское перевоплощение в образ.
Свою последнюю главную роль в последнем в своей жизни фильме актер сыграл в ленте «Они сражались за Родину». Шукшин скончался, когда съемки картины находились на завершающем этапе.
Литература
Василий Шукшин был человеком творческим и очень разноплановым. Он не только снимал кино и сам в нем снимался, но и создавал литературные произведения. В 1963-м он выпустил книгу «Сельские жители», после этого стал автором двух романов, нескольких десятков повестей и рассказов, которые легли в основу к фильмам.
Книги Василия Шукшина стали достоянием золотого литературного фонда. Отдельное внимание хочется обратить на сказку «До третьих петухов», написанную Шукшиным, и приподнимающую завесу над феноменом под названием «русский человек».
Личная жизнь
Официально Василий Шукшин женился только один раз – на Марии Шумской. Она была его первой любовью еще со школы, но супружеской жизни не получилось. Шукшин звал ее в Москву, но Мария боялась не справиться с неустроенным столичным бытом, и отказалась. Свадьба состоялась в 1955 году, и Василий поехал один, а в 1957-м вернулся в деревню за разводом. Он сказал, что любит другую женщину.
Василий Шукшин с семьей
Этой другой женщиной была Виктория Софронова, дочка писателя А.Софронова. Мария наотрез отказалась разводиться с Шукшиным, и так до самой его смерти и числилась в официальных женах. Василию ничего не оставалось делать, как объявить об «утере» паспорта, чтобы снова жениться. В 1965-м Виктория родила от Василия дочь – Катерину Шукшину.
Актер снова женился в 1964-м. На этот раз его избранницей стала Лидия Александрова, которая играла в его картине «Живет такой парень». Они прожили три года, и расстались, потому что Шукшин постоянно заводил интрижки на стороне и слишком пристрастился к спиртному.
Ухаживал Шукшин и за Нонной Мордюковой, но никаких отношений между ними не было.
Потом в личной жизни актера появилась Лидия Федосеева, с которой он познакомился на съемочной площадке картины «Какое оно, море». Василий долго не мог решить, с какой из двух женщин ему связать свою судьбу, поэтому некоторое время жил с двумя Лидиями. В 1967-м в браке с Федосеевой у него родилась дочь Маша, в 1968- м он стал отцом дочери Ольги. С Лидией Федосеевой он прожил до самой смерти. Дочери пошли по стопам родителей, и сегодня они популярные актрисы. Мария стала соведущей программы «Жди меня».
Причина смерти
Его смерть остается неразгаданной загадкой уже долгие годы. Это случилось на съемках ленты «Они сражались за Родину». Василий Шукшин страдал от очередного приступа язвы желудка, которая в этот раз разгулялась не на шутку. Боли были настолько сильными, что актер иногда чуть не терял сознание. Некоторые говорят, что спровоцировала летальный исход его чрезмерная любовь к выпивке. Шукшин хоть и не пил уже несколько лет, но здоровье все равно было подорвано.
Фото: Могила Василия Шукшина
По другой версии, причиной смерти актера стало отравление. Федосеева потом вспоминала, что в последнее время Шукшин чего-то боялся, и иногда говорил, что опасность где-то рядом.
По мнению режиссера Сергея Бондарчука, Шукшин стал жертвой отравления. Он вспоминал, что Василий буквально перед началом работы над картиной прошел обследование, и его жизни ничего не угрожало, все было как обычно. Ходили слухи, что каюта, в которой обнаружили уже мертвого Шукшина, могла быть наполнена специальным «инфарктным» газом, выявить который невозможно вообще. В свидетельстве о смерти было записано, что актер умер от сердечного приступа. Это случилось 2 октября 1974 года, Василию Шукшину было всего 45.
Местом упокоения великого актера стало Новодевичье кладбище, где его и похоронили 7 октября 1974-го. Проститься с любимым актером пришли многочисленные поклонники, и практически у всех в руках была красная калина. Памяти Василия Шукшина посвятил свою песню Владимир Высоцкий.
Василий Шукшин видел, что между людьми стало больше ненависти и злобы, поэтому он хотел, чтобы его творчество несло добро и благополучие.
Актерская фильмография
- 1956 — Тихий Дон
- 1964 — Какое оно, море?
- 1970 — Любовь Яровая
- 1971 — Даурия
- 1975 — Они сражались за Родину
Фильмография режиссера
- 1964 — Живёт такой парень
- 1965 — Ваш сын и брат
- 1969 — Странные люди
- 1972 — Печки-лавочки
- 1973 — Калина красная
Ссылки
- Полная фильмография
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Здесь описана смерть Шукшина. Указаны события последнего дня жизни, причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.
Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 — 2 октября 1974
Причина смерти Василия Шукшина
По общепризнанной версии Василий Шукшин умер от сердечного приступа во сне. Это официальная, подтвержденная паталогоанатомом причина смерти.
Помимо этого существует ряд альтернативных версий, согласно которым Шукшину «помогли» умереть. В частности, такой версии придерживался друг Шукшина — Георгий Бурков, и даже сама Лидия Федосеева-Шукшина.
Сторонники альтернативных версии смерти в качестве причин смерти называют «интоксикацию», а так же некий «инфаркный газ».
Последний раз живым Василия Макаровича видел Георгий Бурков примерно в 4 часа утра. Однако уже в 10 утра была зафиксирована смерть Шукшина.
Дата и место смерти
Василий Шукшин умер на борту теплохода «Дунай» утром 2 октября 1974 года.
«Дунай» находился на причале возле хутора «Клетский» в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, где проходили съемки кинофильма «Они сражались за Родину»
В настоящее время «Дунай» после серии ремонтов стоит в Москве в районе «Москва-сити» на Краснопресненской набережной, и называется «Александр Блок». Там работает ресторан «Чайка»
Похороны
Церемония прощания состоялась 7 октября в московском «Доме кино»
Вспоминает кинооператор Анатолий Заболоцкий:
К концу панихиды Мария Сергеевна (мать В. Шукшина) просит меня вытащить из гроба калину, от нее сырости много: ее действительно много нанесли, и я, убирая маленькие веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и узелков… Много прошло возле гроба россиян, и они положили заветное Шукшину в гроб. Его хоронили как христианина. Во время последнего прощания Лидия Федосеева отдала мне скомканную прядь его волос, ничего не сказала. Я опустил в гроб и эти волосы (а может, по ним-то можно было определить, от какой же „интоксикации“ наступила смерть.
Похороны Шукшина. Видео
По нашим данным снимать на видео похороны Шукшина было нельзя — действовал официальный запрет. Однако, нам так же известно, что кинооператор Валерий Говченко все же осмелился снять уникальные кадры прощания с Шукшиным. Если среди наших читателей есть те, кто знает судьбу данной кинопленки — просим выйти с нами на связь.
Место захоронения Шукшина
Мария Сергеевна Шукшина — мать Василия Макаровича, собиралась похоронить сына в родном алтайском селе Сростки. Однако по настоянию друзей и коллег покойного согласилась на Москву.
Сначала местом захоронения было назначено Введенское кладбище, но после личного вмешательства Сергея Бондарчука близким Шукшина дали разрешение на Новодевичье.
Похороны прошли при гигантском скоплении публики. Попрощаться с любимым актером ехали из других городов, на кладбище шли буквально семьями.
Смерть Шукшина. Последний день.
Летом 1974 года Василий Шукшин участвовал в съемках знаменитого фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Съемки продолжались все лето и весь сентябрь и шли очень плотно. Настолько плотно, что Василий Макарович не мог улететь в Москву, чтобы лично присутствовать на праздничной линейке дочки-первоклашки.
Более того, Шукшин не смог посетить начавшийся 22 сентября в Болгарии фестиваль художественного кино, в ходе которого демонстрировался его фильм — «Калина красная».
Все это время Василий Макарович был активно задействован в натурных съемках. Однако ближе к началу октября все ключевые сцены были отсняты, съемки подходили к концу.
1 октября произошел знаменитый случай мистического совпадения, когда Шукшин, ожидая гримера, на обратной стороне пачки сигарет булавкой стал что-то рисовать красной краской. Георгий Бурков заинтересовался что тот рисует.
— Ну смотри: вот небо, дождь, горы, а в целом похороны. Картина «смерть в тумане».
Бурков, суеверно отобрал нарисованное. Тогда еще никто не знал, что жить Шукшину осталось меньше суток. Днем Василий Шукшин пытался позвонить в домой, но Лидия Николаевна все еще находилась в Болгарии.
В 17 часов съемочный день завершился. Бурков и Шукшин решили отправиться в баню. Но по дороге водитель машины, на которой ехали друзья нечаянно задавил кошку. Дикий визг смертельно раненого животного произвел тяжкое впечатление на Василия Макаровича. В баню он так и не пошел.
Вечером Шукшин с Бурковым вернулись на «Дунай», и в половине восьмого успели посмотреть прямую трансляцию хоккейного матча СССР-Канада. После чего все разошлись спать.
Однако примерно в 4 утра Георгий Бурков вышел в коридор и увидел там Василия Макаровича, который, держась за сердце, пожаловался, что «валидол не помогает». Георгий Иванович спустился в каюту к съемочной группе и принес капли Зеленина — специальную лекарственную настойку на травах, применяемую при неврозах сердца.
Бурков уложил Шукшина в кровать и предложил подежурить оставшуюся часть ночи возле него. На что Василий Макарович возразил, что охранять его не нужно, и отправил друга спать.
Бурков отправился в свою каюту. Проснувшись в 10 утра он немедленно отправился к Шукшину. Василий Макарович находился в каюте. Буркова насторожила некоторая неестественность позы спящего Шукшина. Георгий Иванович вышел в коридор, где навстречу ему шел актер Николай Губенко. Николай вошел в каюту, и решительно потряс Василия Макаровича за плечо, пытаясь разбудить. Однако Шукшин был уже мертв.
События после смерти
Тело на самолете было доставлено в Волгоград, где было произведено вскрытие. Судмедэксперт в присутствии свидетелей установил, что смерть Шукшина не насильственная, диагноз сердечная недостаточность.
После вскрытия тело покойного было решено переправить в Москву на самолете в цинковом гробу. Но печальная весть о смерти всенародно любимого актера взволновала местных жителей настолько, что они сформировали стихийную траурную процессию, которая несколько часов не позволяла взлететь самолету.
Гроб в сопровождении Бондарчука, Буркова, Тихонова и Губенко был доставлен в морг Склифа. Несмотря на настойчивые просьбы повторного вскрытия не проводилось.
Дети Шукшина
У Василия Макаровича осталось двое дочерей:
- Мария Васильевна Шукшина
- Ольга Васильевна Шукшина
Фото Шукшина
Георгий Бурков (слева) последний, кто видел Шукшина живым. Фото: Кадр из фильма
45 лет назад, 2 октября 1974 года, умер знаменитый актер, писатель, режиссер. Ему было всего 45! По официальной версии, отказало сердце. Но до сих пор ходят легенды, что Шукшина убили. Насколько обоснованны подозрения?
Чужим голосом
В 1974 году режиссер Сергей Бондарчук снимал на Дону картину «Они сражались за Родину». Со звездным ансамблем актеров: Вячеслав Тихонов, сам Бондарчук, Юрий Никулин, Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Ростоцкий, Евгений Самойлов, Иван Лапиков, Георгий Бурков, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева и другие. Шукшин получил одну из главных ролей – бойца Лопахина. Артисты жили возле станицы Клетской на теплоходе «Дунай». Съемки завершались. Осталось несколько эпизодов. 4 октября Шукшин должен был вернуться в Москву.
2 октября в четыре утра Бурков, по его словам, вышел в коридор. Там стоял Шукшин, держась за сердце. «Валидол не помогает, нет ли чего покрепче?» Фельдшерицы той ночью, как назло, на теплоходе не было. Бурков нашел у кого-то капли Зеленина, Шукшин выпил их и ушел спать. Утром его ждали на последнюю досъемку. Не дождались. Часов в 11 зашли в каюту. Шукшин лежал на спине, не шевелился.
Тело доставили в Волгоград, где врач сделал вскрытие. Диагноз: «сердечная недостаточность». Из Волгограда цинковый гроб самолетом отправили в Москву, в морг Института Склифосовского. Друзья пытались добиться повторного исследования. Но им отказали, дескать, заключение о смерти уже есть.
В двух сценах с Нонной Мордюковой вместо него снялся Юрий Соловьев, а озвучивал Игорь Ефимов. Так что в фильме Василий Макарович говорит чужим голосом. В кинотеатрах СССР картину посмотрело более 40 млн зрителей.
На сердце не жаловался
Впервые о том, что Шукшина убили, я услышал еще в перестройку. От его ближайшего друга, оператора Анатолия Заболоцкого, снимавшего «Печки-лавочки», «Калину красную». В его московской квартире обычно останавливались писатели-«деревенщики»: Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин. Астафьев и свел меня тогда с Анатолием. Зашел разговор о Шукшине. Заболоцкий неожиданно заявил, что на самом деле его отравили. Признаюсь, я был шокирован. Хотя маститые «деревенщики» соглашались с Заболоцким.
Осенью 1996-го довелось попасть в Волгоград на шукшинские дни. Выбрав подходящий момент, я деликатно передал вдове, Лидии Николаевне Федосеевой-Шукшиной версию Заболоцкого.
Лидия Федосеева-Шукшина уверена: мужа убили! Фото: Кадр из фильма
Ее ответ ошеломил: «Я уверена: в ту ночь произошло убийство. Чего Вася и боялся последнее время. Он показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью: отец, семь дядьев и два двоюродных брата. Боялся, что разделит их участь. Предчувствие было. «Господи, дай скорее вернуться со съемок! Дай бог, чтоб ничего не случилось!» Случилось. Когда на разных уровнях заявляют, что не выдержало больное сердце Шукшина, мне становится горько. Вася никогда не жаловался на сердце. Мама моя в тот год сказала: «Вася, ты такой красивый!» – «Это полынь! – ответил он. – Я такой же крепкий, такой здоровый, что полынь степная». Он чувствовал себя прекрасно, несмотря на безумные съемки, ужасную войну, которую снимал Бондарчук.
Как раз перед съемками Бондарчук устроил его на обследование в самую лучшую цековскую больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. У меня до сих пор хранятся кардиограммы.
Что странно: ни Сергей Бондарчук, ни Георгий Бурков, Николай Губенко, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов – ни один человек так и не встретился со мной позже, не поговорил откровенно о той ночи. Я так надеялась узнать именно от них, что же случилось на самом деле. Жора Бурков приезжал ко мне, но всегда с женой, дочкой или зятем. С Бондарчуком ездили несколько раз на фестивали, возили картину «Они сражались за Родину». Он тоже избегал встреч один на один. Чего боялись?»
Подозрения очевидцев
В той поездке осенью 1996-го Лидия Николаевна познакомила меня с председателем Волгоградского филиала Центра В. М. Шукшина Николаем Дранниковым. Вот что он мне тогда сообщил:
«Картину снимали в нашей станице Клетская. Многие жители сами участвовали в массовках. Неожиданная смерть Василия Макаровича потрясла всех. В станице до сих пор ходят разные толки. И поводы для этого есть. Еще жива Евгения Яковлевна Платонова, ее брали понятой. Евгения Яковлевна рассказывала, что, когда они приехали на «Дунай», все в каюте было разбросано. Будто кто-то что-то искал. А сам Шукшин лежал скорчившись. Это никак не вяжется с фотографией криминалистов, где Василий Макарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит.
А еще вызывают подозрение у станичников чистые сапоги. Зачем ему надо было мыть кирзачи? Ведь назавтра вновь с утра на съемку. Наши казаки гадают, кто и что смыл с его сапог».
Я хотел пообщаться с Платоновой, но в Клетскую мы тогда не попали. Зато позже была встреча с актером Алексеем Ваниным. «Вася очень любил Алексея. А тот трогательно заботился о здоровье Шукшина», – рассказывала мне Федосеева-Шукшина о своем киношном брате из «Калины красной».
Ванин тоже снимался в картине Бондарчука. Но роль бронебойщика была небольшой, и он раньше вернулся в Москву. Если бы остался на съемках, то мог бы спасти друга, говорил мне Алексей Захарович. Ванин тоже считал, что Шукшина убили. «Потом уже, когда Шукшин умер, на одной из творческих встреч подошел человек: «Я был на «Калине красной», когда вы снимали». – «А в каком эпизоде, что-то я не припомню?» – «Да нас посылали от Комитета (КГБ. – Ред.)». Какое он задание выполнял, спрашивать не стал. Правду все равно не сказал бы».
Василий Макарович очень много курил. Фото: Анатолий КОВТУН/TASS
«Кофе пей, а курить бросай»
Слова вдовы о хорошей кардиограмме Шукшина подтвердил оператор Анатолий Заболоцкий. «Перед глазами справка-заключение о смерти, где против типографской «Причина смерти» от руки было написано: сердечная недостаточность… Как же так? Перед самым началом съемок «Они сражались за Родину» Макарыч лежал в больнице в Кунцеве (Центральная кремлевская больница. – Авт.) по поводу язвы желудка. Лечащие врачи опекали его. Демонстрируя кардиограммы Макарыча, говорили (при мне это было): «Сердце у тебя – слава богу, кофе пока пей, а курить лучше бросай». Кофе он пил действительно много и курил одну сигарету за другой.
Все годы, сколько я знал Макарыча, он страдал язвой желудка. Доведет себя до сильной худобы, лицо землистое, и валится на месяц в больницу. В заключении о смерти – сердечная недостаточность, а язвы желудка нет, сказал врач, проводивший вскрытие. Вот это насторожило и тогда, и сейчас туманно».
За восемь лет – ни капли спиртного
Ходили сплетни, что Шукшин был запойным пьяницей, мол, водка его и сгубила в ту роковую ночь.
– Ерунда! – возмущенно сказала мне Лидия Николаевна. – Вася не брал в рот ни капли почти восемь лет.
Анатолий Заболоцкий работал с Шукшиным с 1969 года до самых последних дней. «Часто слышу: Шукшин загубил себя сам – перегружался работой и пил. Так вот клятвенно свидетельствую: с 1969 года ни разу ни с кем он не выпил. Даже на своих днях рождения не тронул спиртного, а нам разливал без паузы». Однажды я спросил его: «Как это тебе удается? Был в Чехословакии и пива там не попробовал!» Он прохаживался по номеру гостиницы: «Был я у одного старичка доктора, который лечил Есенина, и из той беседы вынес: только сам я, без лекарств, кузнец своего тела. Надо обуздывать себя. И стал я строжить свое тело и язык, и вот уже семь лет держусь в форме. Все искушения гашу работой». И как же он работал! – рассвет его не сваливал в кровать: кофе и сигареты, и – вперед!
Не единожды слышал от него: «Буду жить 75 лет». Шутил: «В 73 года, под занавес жизни, буду и водку пить, и самогонку, но не шампанское. И почему Чехов перед смертью попросил шампанского?»
Тайну унес в могилу Бурков?
Похоже, не зря актер Георгий Бурков, последним общавшийся в ту роковую ночь на теплоходе с Василием Макаровичем, боялся оставаться один на один с его вдовой.
«Есть, есть тайна в смерти Шукшина, – утверждал Алексей Ванин. – Многое мог бы поведать Жора Бурков. Но он унес тайну в могилу. Раз двадцать мы приглашали Жору, чтобы откровенно поговорить о последних днях Шукшина. Он всегда соглашался, но ни разу не пришел».
Вот и Анатолий Заболоцкий говорил мне, что Бурков всегда нервничал, когда он просил его рассказать о последних часах жизни Шукшина. И каждый раз по-разному излагал ход событий. То говорил, что в каюте, когда они зашли ночью, стояла чашка кофе, которую Шукшин не заказывал. Наутро чашка исчезла. То про запах корицы в каюте после смерти Макарыча – так, дескать, пахнет «инфарктный» газ, вызывающий остановку сердца. Позже на вечерах памяти Шукшина, по словам Ванина, «Жора напивался вусмерть». В сильном подпитии намекал друзьям, что Макарыч умер не своей смертью, но он, дескать, не может открыть всю правду. Сам Бурков тоже умер рано – в 57. От той же «сердечной недостаточности».
Возможно, он видел убийцу (или убийц). Ведь их каюты были рядом. И Буркова предупредили, чтобы он держал язык за зубами, иначе…
МИСТИКА
Рисовал свои похороны
«В сентябре 1974 года мы ехали мимо Новодевичьего монастыря к «Мосфильму», – рассказывал Анатолий Заболоцкий. – Весело было на душе – «Разин» запущен в работу, везем добрые вести из Госкино… Шукшин рассуждает: «Премии и ордена нынче не имеют значения, а вот Новодевичье кладбище, если снимем «Разина», пожалуй, завоюем», – и потер ладони».
Новодевичье – самое престижное кладбище СССР. Не прошло и месяца – Шукшина там и похоронили. Напророчил?
Мистические приметы появлялись еще не раз. В фильме «Они сражались за Родину» жене Шукшина предложили роль вдовы. Лидия Николаевна отказалась. Но муж уговорил: «Ты не вдову играй, а женщину». В конце съемок она действительно стала вдовой.
«За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, – вспоминал Юрий Никулин. – Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то на обратной стороне пачки сигарет «Шипка». Сидевший рядом Бурков спросил: «Что ты рисуешь?» – «Да вот видишь, горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны… Картина «смерть в тумане».
Бурков обругал его, вырвал пачку и спрятал в карман».
В последний вечер Бурков и Шукшин поехали на «газике» в баню к знакомому станичнику. На обратном пути водитель задавил кошку. Плохая примета. Шукшин переживал. Наутро его не стало.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Макарычу бы понравилась эта легенда»
– Версия об убийстве хороша для детективного романа, – сказал в интервью «Комсомолке» писатель Алексей Варламов, автор биографии Шукшина в популярной серии «ЖЗЛ». – Он собирался приступить к съемкам своего главного фильма «Я пришел дать вам волю» о Степане Разине, а у этого фильма было много врагов. Но если смотреть буквально – с милицейской, медицинской точки зрения, – все версии об убийстве не находят документального подтверждения. Просто люди любят сказки, и страшные сказки – даже больше, чем добрые. Гораздо интереснее думать, что кого-то коварно убили, чем предполагать суицид, как в случае с Есениным или Маяковским, или ненасильственную смерть от сердечного приступа, как в случае с Шукшиным.
Впрочем, Шукшин и сам очень любил мифологизировать свою судьбу. Такой поворот сюжета хорошо укладывается в канву его жизнетворчества. Идея, что его убили, очень бы ему понравилась.
ВОПРОС – РЕБРОМ
Кому он мешал?
Кто убийцы? Конспирологи называют разные версии: власти, русофобы, конкуренты, завистники…
Властям убирать Шукшина вроде не было никакого резона. Он никогда не был антисоветчиком. Но, с другой стороны, планировался фильм «Степан Разин». Мечта всей жизни Шукшина. По его роману «Я пришел дать вам волю» – о крестьянском восстании 1670 – 1671 годов. Он был бы сценаристом, режиссером, исполнителем главной роли. Для Алексея Ванина в картине была большая роль Кондрата – соратника Разина.
«Работая над сценарием, Макарыч говорил: «Копаешь и докапываешься до того, что в России через каждую сотню лет происходят бунты. Разин, Пугачев, Болотников, декабристы, революция. Только народ начинает жить, власти его махратят».
– Чем ему был так дорог «Степан Разин»? – спросил я Ванина.
– Тем, что это был противовес всей гнили, гадости в стране. Душа у него болела за все, что происходит с Россией. Потому ему долго не разрешали снимать эту картину. А когда наконец позволили, Василий Макарович неожиданно умер.
Запускать «Разина» должны были еще в 1970-м.
– Но в том же 1970-м худсовет киностудии имени Горького закрыл подготовительные работы по «Разину», – вспоминал Анатолий Заболоцкий. – Киновед Кира Парамонова убеждала, что ничего, кроме насилия, в фильме не будет. Но Вася не оставлял мечты о главном фильме своей жизни. Добился встречи с членом Политбюро, председателем Совета министров РСФСР Геннадием Вороновым. Благодаря ему сценарий приняли в Госкино.
– В пору застоя, после разгрома «Пражской весны-68» фильм о бунтаре действительно был опасен для властей.
– Но остановить Васю было невозможно. Он весь отдался картине. При мне Шукшина назначали в фильм «Они сражались за Родину». «Да как же я могу сниматься, я же должен делать «Разина»!» – «Вот сыграешь, и получишь «Разина», – заявил председатель Госкино Ермаш.
Да уж, остановить Василия Шукшина в стремлении снять главную картину жизни могла только смерть. И она остановила. Или остановили?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Шукшину понравилась бы версия, что его убили враги»
Накануне юбилея выдающегося писателя и режиссера мы поговорили о нем с доктором филологических наук, ректором Литературного института им. Горького, писателем и автором биографической книги «Шукшин» Алексеем Варламовым (подробности)
ЕЩЕ
45 лет назад в прокат вышла «Калина красная» – фильм о воле и тоске, разбередивший всю Россию
Премьера картины Василия Шукшина состоялась 25 марта 1974 года
Известно, что Василий Шукшин мечтал снять фильм о Степане Разине. Эта тема и этот герой стали для него практически наваждением. Но фильм о Разине должен был стать масштабным и очень дорогим. Ради него Шукшин перешел со студии им. Горького, где снимал всю жизнь, на «Мосфильм» с его огромными производственными мощностями, – но даже там запустить фильм «Я пришел дать вам волю» было трудно. В результате Шукшин решил снять что-нибудь «полегче», на современную тему – и быстро, за год, сделал самую главную свою картину, «Калину красную». (подробности)
«Комсомолка» рекомендует
Опасные приключения, загадки истории и лихо закрученная детективная интрига – все это в бестселлере «Тайна трех государей». Ищите на shop.kp.ru и в нашем фирменном магазине по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.
АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.