Валерия цветаева биография личная жизнь

Валерия цветаева биография личная жизнь thumbnail

Отец – профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), учёный-антик, углублённо занимавшийся исследованием итальянских каменных надписей. Главное его дело – собирание коллекций для университетского Музея – переросло на стадии организации и строительства здания музея в создание нового для России культурно-просветительного учреждения, которое как Музей изобразительных искусств имени Пушкина радует жителей России и приезжих со всего мира уникальными коллекциями скульптуры, живописи, графики уже более 100 лет (открыт в 1912 году). 
Мать Варвара Дмитриевна Цветаева (урождённая Иловайская, 1858-1890). Дед – знаменитый историк Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920), по учебникам которого учились гимназисты России нескольких поколений. А сёстры от второго брака отца с Марией Александровной Мейн – великий поэт ХХ века Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) и прозаик, мемуарист Анастасия Ивановна Цветаева (1894-1993), прошедшая через сталинский ГУЛАГ. 

На переломе 
эпох

Что двигало девушку из благополучной московской семьи в первые годы ХХ века? Валерия писала так: «В те годы самым сильным в моей жизни были ломившие меня душевные бури. 

Все политические интересы и группировки среди студенчества, аресты, расправы, потерпевшие среди тех, кого знала лично, война и её бедствия, террористические акты – всё это потрясало. 

Неотступно стоял вопрос: что делать? Где, чем я лично могу помочь? Обжигала мысль, что я живу в довольстве, никак мною не заслуженном. Хотелось войти в гущу жизни». Поэтому Валерия Цветаева помогала политзаключённым, носила в тюрьмы передачи, тёплые вещи, вела бесплатные занятия по истории в воскресных школах для рабочих, писала статьи для журналов и газет просветительского характера. Участвовала и в похоронах большевика Николая Баумана. 
Марина Цветаева так вспоминала свою старшую сестру: «Она после Екатерининского института поступила на Женские курсы Герье в Мерзляковском переулке, а потом в социал-демократическую партию, а потом в учительницы Козловской гимназии, а потом в танцевальную студию – вообще всю жизнь пропоступала». Отношения сестёр были неровными. В словах Марины о Валерии видна дерзость и ирония. Спокойной и дисциплинированной Валерии, которую закалили ранняя потеря матери и обучение в Екатерининском женском институте, было трудно с эмоциональными младшими сёстрами, к тому же хотелось самостоятельности, почему она и решилась хоть ненадолго расстаться с Москвой и родным домом.

В чернозёмном 
хлебном крае

О нашем городе в книге воспоминаний несколько страниц: «Тамбовская губерния, чернозёмный хлебный край, ветряные мельницы, конопляники…» Эти страницы напитаны степными запахами, ароматами Козловского базара, где большущую корзину винограда, груш, слив можно было купить за 90 копеек. Разумеется, столичную девушку расстроило отсутствие в городе стационарного театра (театр братьев Полянских она и не заметила), хороших певцов, тогда как в столице она могла слушать Шаляпина и Собинова… Комична описанная мемуаристом сцена в козловской бане, когда из пара и мглы перед учительницей выскакивали детские фигурки и приветствовали её. 
По деталям, припомненным Валерией Ивановной, можно представить, в каком доме она поначалу «снимала две большие с мебелью комнаты, балкон». С этого балкона можно было рукой дотянуться до колокольни Собора. Удары большого колокола, игра других колоколов произвели необычайное впечатление, сохранившееся в памяти Валерии Ивановны: «подбросило меня, как мяч, затрясло, как в лихорадке…». Без труда можно догадаться, что речь идёт о двухэтажном с мезонином доме купца П.М. Мачихина, доносящем до нас былое величие Соборной площади (ныне площадь имени Мичурина). Второй адрес Валерии Цветаевой пока непонятен («подальше от колоколов, от железнодорожных гудков»), а третий адрес, куда она съехала по весне, можно угадать по описанному большому оврагу в селе. Скорее всего, имелось в виду пригородное село Громушка, откуда молодая учительница ежедневно добиралась до города то в попутной тележке, а то и пешком.
Как и в Москве, Валерия Цветаева сблизилась в Козлове с рабочей молодёжью, занималась культуртрегерской работой (читала лекции по истории Земли, астрономии, о современном шаманстве), пока в связи с проведённой подпольной маёвкой не пошли аресты. 
В Козлов Цветаева по завершении учебного года больше не вернулась, но в её биографии навсегда остался Козловский эпизод. 

В основе – 
всегда художник

Валерия Ивановна Цветаева прошла большой и насыщенный жизненный и творческий путь. Работала в школах Москвы, собирала коллекции для школьного музея. Путешествовала по Европе с отцом, самостоятельно обследовала Алтай. Вдохновлённая идеями Айседоры Дункан, после революции вела студию танца «Искусство движения» при Московском профсоюзе работников образования в Москве. Среди её учеников знаменитый клоун Карандаш (М.Н. Румянцев), народный художник РСФСР А.И. Морозов и другие. Работала тренировщиком в оперной студии под руководством реформатора сцены К.С. Станиславского. После войны трудилась в Госцирке. В 1950-1960-е годы жила, как в детстве и юности, в городе Тарусе. Помогла дочери Марины Цветаевой 
А.С. Эфрон, вернувшейся из ГУЛАГа, обустроиться в Тарусе, где Ариадна Сергеевна готовила к публикации стихи и поэмы, прозу матери. В 1950-1960-е годы она писала и свою книгу.
В 2018 году в городе Иваново впервые вышли в полном виде воспоминания Валерии Ивановны Цветаевой под названием «Я в основе – всегда художник». Книгу подготовила к печати, написала вступительную статью, составила комментарии известный знаток жизни семьи Цветаевых кандидат исторических наук Елена Соснина.

Читайте также:  Сергей парамонов биография личная жизнь

Справка «МП»

Елена Борисовна  Соснина – кандидат исторических наук, член Союза журналистов РФ. Окончила исторический факультет Ивановского государственного университета. Работала в журналистике, преподавала историю и культурологию в Ивановском государственном химико-технологическом университете. Более десяти лет состояла научным сотрудником Музея семьи Цветаевых в Талицах (Иваново), Музея М.И. Цветаевой в Болшеве (Королёв, Московская обл.), затем – заведующим научно-экспозиционным отделом Музея промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина (Иваново). 

Источник

Лёра

(сводная сестра Валерия Ивановна Цветаева)

Ариадна Сергеевна Эфрон:

Валерия невзлюбила Марию Александровну с детских лет и навсегда, и если впоследствии разумом что-то и поняла в ней, то сердцем ничего не приняла и не простила: главным же образом — чужеродности самой природы ее собственной своей природе, самой ее человеческой сущности — собственной своей; этого необычайного сплава мятежности и самодисциплины, одержимости и сдержанности, деспотизма и вольнолюбивости, этой безмерной требовательности к себе и к другим и столь несхожего с атмосферой дружелюбной праздничности, царившей в семье при Варваре Дмитриевне, духа аскетизма, насаждавшегося мачехой. Всего этого было через край, все это било через край, не умещаясь в общепринятых тогда рамках. Может быть, не приняла Валерия и сумрачной неженской мощи таланта Марии Александровны, выдающейся пианистки, пришедшего на смену легкому, соловьиному, певческому дару Варвары Дмитриевны. <…>

Искренне любившая отца, Валерия вначале относилась к его младшим дочерям, своим сводным сестрам, с равной благожелательностью; приезжая на каникулы из института и потом, по окончании его, она старалась баловать обеих, «нейтрализовать» строгость и взыскательность Марии Александровны, от которой оставалась независимой, пользуясь в семье полнейшей самостоятельностью, как и ее брат Андрей. На отношение Валерии Ася отвечала со всей непосредственностью, горячей к ней привязанностью; Марина же учуяла в нем подвох: не отвергая Валериных поблажек, пользуясь ее тайным покровительством, она тем самым как бы изменяла матери, ее линии, ее стержню, изменяла самой себе, сбиваясь с трудного пути подчинения долгу на легкую тропу соблазнов — карамелек и чтения книг из Валериной библиотеки [1; 148,149–150].

Анастасия Ивановна Цветаева:

Лёра была на десять лет старше Марины и на двенадцать лет — меня. На семь с лишним лет старше ее родного брата Андрюши. Она никогда нас не обижала, заступалась за нас перед вспыльчивой мамой. С нами шутила, тормошила нас, поддразнивала (меня — за хныканье и заливчатый плач на «и»). Она была — особенная, ни на кого не похожая [15; 37].

Марина Ивановна Цветаева:

Бескровное смуглое лицо, огромные змеино-драгоценные глаза в венце чернейших ресниц, маленький темный сжатый рот, резкий нос навстречу подбородку, — ни национальности, ни возраста у этого лица не было. Ни красоты, ни некрасоты. Это было лицо — ведьмы [7; 37].

Анастасия Ивановна Цветаева:

Из нас она отличала Мусю — за резкую определенность желаний и нежеланий, ум, характер, раннее развитие — и часто пробовала отстоять ее от маминой строгости. Муся платила ей пылкой любовью.

Лёра поселилась на антресолях, в моей бывшей детской, рядом с Андрюшиной комнаткой, через две двери от нашей детской. С мамой у нее бывали нелады; мы чуяли это, не разбираясь в причинах, не понимая их.

<…> Ее комната была — особый мир. Моему уму он был недоступен, но волновал и влек. Муся имела доступ к ее книжному шкапу (мамы ее, чем-то отличавшемуся от всего нашего): невысокий, ореховый, необычной формы, с двумя узкими зеркалами на створках. На полках жили непонятные книги (английские), в них цвели немыслимой красоты цветные картинки. Сердце от них пылало, как те лужайки, озера и Цветущие рощи и облака, — и, раз, по наг стоянию Муси, мы вырезали самое восхитившее, грубым, безвозвратным движением ножниц, причинившим Лёре столько же горя, сколько мечталось счастья от этого — нам! [15; 37]

Марина Ивановна Цветаева:

<…> В комнате Валерии, обернувшись книжным шкафом, стояло древо познания добра и зла, плоды которого — «Девочки» Лухмановой, «Вокруг света на Коршуне» Станюковича, «Катакомбы» Евгении Тур, «Семейство Бор-Раменских» и целые годы журнала «Родник» я так жадно и торопливо, виновато и неудержимо пожирала, оглядываясь на дверь. <…> Но было еще — другое. В Валерииной комнате мною, до семи лет, тайком, рывком, с оглядкой и ослышкой на мать, были прочитаны «Евгений Онегин», «Мазепа», «Русалка», «Барышня-Крестьянка», «Цыганы» — и первый роман моей жизни — «Anais». В ее комнате была любовь, жила — любовь, — и не только ее и к ней, семнадцатилетней: все эти альбомы, записки, пачули, спиритические сеансы, симпатические чернила, репетиторы, репетиции, маскирования в маркиз и вазелинение ресниц — но тут остановка: из глубокого колодца комода, из вороха бархаток, кораллов, вычесанных волос, бумажных цветов, на меня — глазами глядят! — серебряные пилюли. Конфетки — но страшные, пилюли — но серебряные, серебряные съедобные бусы, которые она почему-то так же тайно — загораживаясь спиной и лбом в комод — глотала, как я — лбом в шкаф — «Жемчужины русской поэзии». Однажды меня озарило, что пилюли — ядовитые и что она хочет умереть. От любви, конечно. Потому что ей не дают выйти замуж — за Борис-Иваныча или Альсан-Палча? Или за Стратонова? Или за Айналова? Потому что ее хотят выдать замуж за Михаил-Иваныча Покровского!

Читайте также:  Актер тимур ефременков биография личная жизнь

«Лёра, а мне можно съесть такую пилюлю?» — «Нет». — «Почему?» — «Потому что тебе не нужно». — «А если съем — я умру?» — «Во всяком случае, заболеешь». Потом <…> обнаружилось, что пилюли — самые невинные, contre les troubles[22] и т. д. — самые обычные барышнинские, но никакая нормальность их применения не вытравила из меня странного образа желтолицей молодой девушки, тайно наедающейся из комода сладкого ядовитого серебра.

Но не только ее семнадцатилетний пол царил в этой комнате, а вся любовность ее породы, породы ее красавицы-матери, любви не изжившей и зарывшей ее по всем этим атласам и муарам, навек-продушенным и недаром так жарко-малиновым [7; 36–37]

Анастасия Ивановна Цветаева:

Ее милое, внезапно приближавшееся на миг, с улыбкой, лицо, шутливое слово, лакомство в руку и звук ее пения — чистый высокий голос, — романсы и песни, где дышало, сияло изящество, прихоть и грация — отзвук, быть может, времен до наших, живших некогда в доме. И были цветы, маслом, на кусках светлой клеенки, на шелку подушек — рукой Лёры.

И была боль от горячих щипцов у виска, когда Лёра нас завивала и, смеясь, нам внушала: «Pour etre belle, il faut souffrir»[23]. И были граненые пробки от флаконов духов, — как от них пахло! И голова кружилась от сломанных в гранях радуг, огней, искр…

Помню споры о том, хорош или плох запах модных тогда духов «Пачули»; детское упоение нюхать выдыхавшиеся запахи пустых, из-под духов, пузырьков причудливых форм; страстную любовь к одним и оттолкновение от других; одни пузырьки были любимые, другие — противные и враждебные; это определялось сразу, с первого нюха. <…>

Любовь к необычайному, только совсем иначе, чем мама, поддерживала в нас и Лёра, устраивала, сама принимая участие, «живые картины» — «пантомимы», освещенные бенгальским огнем. Зала — темным жерлом — фоном; гостиная пылала вспышками зеленого — малинового — желтого великолепия. Лица были мертвенны, горящи, фееричны. Мы все на миг — сказочны. Жадно лилось это фантастическое вино, и мило улыбалось нам родное лицо Лёры, строя гримасы, отвращая меня от рева (что «кончилось»), обещая, что будет — еще… Во всем она помогала нам <…>[15; 38].

Марина Ивановна Цветаева:

Она после Екатерининского института поступила на Женские курсы Герье в Мерзляковском переулке, а потом в социал-демократическую партию, а потом в учительницы Козловской гимназии, а потом в танцевальную студию, — вообще всю жизнь пропоступала [7; 37].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

ГЛАВА 7. НАША СТАРШАЯ СЕСТРА ЛЁРА. ПЕНИЕ ЛЁРЫ. ЕЕ И МУСИНЫ КНИГИ. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ
Как Муся зналась мной с первых лет вблизи меня, так Лера, старшая, зналась где-то вдали. Она появлялась и исчезала, и память первых детских лет моих о ней – туманна. Но среди фотографий я время от

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941)
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в семье выдающегося профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), основателя Московского музея изобразительных искусств имени А. С.

Ася
(младшая сестра Анастасия Ивановна Цветаева)
Валерия Ивановна Цветаева:Младшая сестра Ася, подвижная, находчивая, ловкая, в детстве с мальчишескими ухватками, была небольшого роста, худенькая, с легкими светлыми волосами, нежным цветом лица, как и Марина, и тоже

Гондла и Лера
Свое первое письмо Николай Гумилёв начинает со строк, вместе с которыми Гондла и Лера впервые появляются в драматической поэме «Гондла». Ни одного конкретного источника «Гондлы» не существует. Пьеса рождена воображением поэта. Ее ритм (трехстопный анапест)

Анастасия Ивановна Цветаева

Анне Герман

Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться…
Позвольте, я в любви Вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Я вас люблю, я думаю о вас,
Вы для меня – смятение отныне.
Покорно жду ответа ваших глаз,
И

ТРОИЦА ЕЛОЧЕК: МУСЯ, ЛЁРА, АСЯ
– Мы были три папины дочки. Сестра Валерия была старше меня на 12 лет и на 10 лет старше Марины, С тех лет, что я себя помню, у нас в саду росли три елочки: одна была Мусей, вторая – Лёрой, третья – Асей. Они росли напротив наших светелок. В 1959 году,

Читайте также:  Вячеслав тихонов биография личная жизнь видео

Сводная сестра
Ангелина Александровна Блок
Екатерина Сергеевна Герцог:С Ангелиной я сразу подружилась. Это была прелестная, милая девушка, умная, развитая. Внешность ее очень подходила к ее имени. Я звала ее Ангелочком.Ко мне она почему-то сразу почувствовала симпатию.

Из-за фашистов мамина сестра сошла с ума
Буякова Валентина Ивановна, 1934 г. р
К началу войны и осады Севастополя мне было всего восемь лет. Но картины и впечатления, все пережитое в то страшное время до сих пор не стерлись из моей памяти.Я родилась 23 января 1934 года в

Лера
Ей нравилось шокировать теток из НИИ, куда ее устроили по знакомству секретарем генерального директора. Лера сидела в приемной в строгих пуританских платьях. Облегающее по фигуре из блестящей ткани, длинное до пят платье с капюшоном сменялось белой блузкой с

Источник

Валерия Ивановна Цветаева

Валерия Цветаева известна как сестра Марины Цветаевой. Но мало кто знает, что Валерия сама была очень интересной личностью.

Ивановский художник Александр Морозов занимался балетом у Валерии Цветаевой, в музее Александра Морозова сохранились письма, написанные Валерией Цветаевой Александру Морозову. Завязалась ли их дружба от того, что у Валерии отец был родом также из Иваново (в те времена село Талицы Владимирской Губернии), или от того, что их объединял балет, любовь к искусству, творчеству, трудно сказать.

Время своего детства, жизнь в Москве в доме в Трехпрудном Марина и Анастасия Цветаевы описывали по-детски возвышенно, лирически, что и не удивительно, там они росли, там с ними была их мать, так рано ушедшая. Валерия же могла воспринимать их с позиции старшего и ее восприятие не могло не отличаться от восприятия ее сестер и брата.

Валерия Цветаева написала «Записки», книгу воспоминаний о своем отце, сестрах, матери и окружающих их людях. «Записки» Валерии Цветаевой изданы не были. Цензура, которая не оставляла людям надежду, узнавать правду о событиях прошлого, не пропустила «Записки» к печати. Но «Записки» были опубликованы в книге «Безо всякого вознаграждения», изданной Ивановским музеем Ивана Цветаева в Новоталицах. Именно эта книга попала ко мне в руки, и я погрузилась в энергетику личности Валерии Цветаевой. Сразу по фотографиям Валерии заметно как она красива и как похожа внешне на свою мать Варвару Дмитриевну Цветаеву, урожд. Иловайскую.

Также с первых страниц книги бросается в глаза отличие воспоминаний Валерии Цветаевой от воспоминаний Анастасии Цветаевой, они не так возвышены как воспоминания Анастасии.

Некоторые моменты задевают за живое  и вызывают собственные воспоминания. Например, Валерия описывает как в детстве очень хотела игрушечную скрипку, а деньги закончились и отец затерял кошелек в карманах, дома кошелек нашелся в этих самых карманах, и Валерия поняла, что счастье было так достижимо, но не сбылось. Много лет спустя, брату Андрею купили настоящую скрипку, «вдруг всколыхнулось во мне давно забытое желание: с каким трепетом взяла я скрипку в руки. И… ничего. Только сознания мимо прошедшего счастья – оно стало ненужным… Но тебе, красная с темным грифом игрушечная скрипка «детского праздника», тебе моя память за счастье жгучего желания».

Как часто я ощущала подобное. То что было таким желаемым ранее, становится ненужным потом. Но правда же какой трепет вызывает само желание…

Что меня удивляет в воспоминаниях Валерии и воспоминаниях о ней. Что она могла быть не по годам мудрой. У нее не складывались отношения со второй женой своего отца, Марией Александровной Мейн, и она умела уклониться по возможности от общения с ней. И была всегда ласкова с детьми своего отца от второго брака с Марией Александровной Мейн, никогда в ней не чувствовалось ревности, зависти, детского соперничества. Но вот Ася и Марина не так заботились о старшей сестре. «Плохо, что попадая в Техпрудный, почти всегда уходишь с сумятицей на душе. Зашла в комнату Аси. Вижу – новинка! В золотой старинной, с закругленными углами рамке «Дама в синем» Сомова. Какая прелесть! И как удачно именно это обрамление!

Да, но приглядевшись: «Ася, а где же рисунок, что был в этой рамке?» – «Рисунок?» – «Головка итальянского мальчика, рисунок моей мамы. Куда ты его дела?» – «Не помню! Я и не знала…»

Но тут же вижу: мой шкаф-«горка» полон книг…

– «Ася, это твои книги, а где же все мое, что тут было?»

– «Не знаю, я попросила вынести»…»

Больно читать такое (выдержка из книги «Безо всякого вознаграждения»)? Мне – да. Все вещи оказались на чердаке. Что-то просто валялось, что-то было уже разбито или сломано. Наверное, неординарным личностям многое простительно, такими были Марина и Ася. Но, может быть, была по своему права и Валерия, которая взяла венецианское зеркало с чердака и закрыла дверь с мыслью, что все кончено.

© Адель

Источник