Валентина караваева биография личная жизнь

Валентина караваева биография личная жизнь thumbnail

У актрисы Валентины Караваевой странная и горькая судьба: начало жизни обещало ей так много, а конец ее был ужасен. Первая же роль в кино сделала ее звездой, но она же оказалась и последней, не считая двух небольших, эпизодических…

Караваева очень рано стала известной, она прославилась на всю страну во время войны, с ее фотографией на груди солдаты шли в бой, а угасала актриса долго и трудно, в полном одиночестве. За роль Маши Степановой в знаменитом фильме военных лет “Машенька” она в свои 22 года стала лауреатом высшей государственной награды тех лет – Сталинской премии. А полное ее забвение продолжалось тридцать лет.

Родилась Караваева 28 мая 1921 года в городе Вышний Волочок в сыром бараке, в семье нищих родителей. Ее назвали Аллой, но это имя ей не нравилось, и она потребовала сменить его на Валентину.

Чего она добивалась, когда девочкой писала письмо Сталину в Кремль? (Прямо так и написала на конверте: “Москва. Кремль. Дорогому товарищу Сталину”. И письмо дошло!). Чтобы ей предоставили возможность учиться и стать актрисой, потому что этого она хотела больше всего на свете. И не просто актрисой, а великой актрисой, так как она чувствовала в себе огромный талант, который рвался наружу и не давал ей покоя.

Уже в тринадцать лет Валя знала, кем станет, и об этом повествуют разрозненные странички ее чудом сохранившегося детского дневника. Невероятно, но на письмо девочка получила ответ: семиклассницу из провинциальной школы пригласили в Москву учиться в киношколе “Мосфильма”. Валя сбежала в столицу тайком от родителей, оставив записку “Еду в Москву, чтобы стать артисткой”, потому что знала: они бы ее не отпустили. Дошедшей пешком до “Мосфильма” новоиспеченной студентке предоставили место в общежитии, дали стипендию, а самое главное – определили на курс знаменитого Юлия Ройзмана, режиссера популярных в 30-е годы фильмов “Летчики” и “Последняя ночь”.

Кадр из фильма "Машенька"

Когда сценарист фильма “Машенька” Евгений Габрилович впервые увидел Валентину Караваеву, она не произвела на него никакого впечатления. Более того – показалась ему серенькой и невзрачной. Но стоило ей только начать играть, как Габрилович не смог сдержать своего восхищения – актриса ничего не изображала, это была настоящая жизнь ее Машеньки.

Могла ли она знать, что пройдет совсем немного времени, и трагическая случайность сбросит ее с вершины всенародной славы в самую бездну отчаяния? “Единственная, дорогая моя матушка, что-то очень мне тяжело, сердце рвется. Машенька для меня – это жизнь. Пусть все, все будет отнято у меня, но чтобы я стала горячей, хорошей Машенькой”, – писала она матери во время работы над фильмом. “Пусть все будет отнято у меня” – разве Караваева подозревала, что эти нечаянно оброненные слова сбудутся?

Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"

В 1943 году Ройзман пригласил Караваеву сняться в своем новом фильме “Небо Москвы”. Обычно он никого не снимал дважды, но для молодой звезды почему-то сделал исключение. В Куйбышеве, где шли съемки, актриса попала в автокатастрофу – машина, в которой она ехала, на полном ходу врезалась в трамвай. Водитель погиб на месте, а Валентину без сознания отвезли в ближайший военный госпиталь. Состояние потерпевшей было крайне тяжелым, но ее все же спасли. Как оказалось – для дальнейших мучений. Когда Валентина пришла в себя, врачи сказали ей: “Детей иметь не сможете”. “А сниматься? Сниматься смогу?” – простонала актриса. “Посмотрим”, – ответили ей. А что смотреть – все и так ясно: нежное лицо Валентины пересекал длинный багровый шрам. О кино можно было забыть, но не получалось. Зато кино сразу же забыло о Валентине Караваевой – ведь теперь она не могла выдерживать крупные планы.

Правда судьба дала ей шанс сыграть Нину Заречную в чеховской “Чайке” – роль, которой она бредила с детства, после того как в туберкулезной больнице ей в руки попал томик Чехова. Юрий Завадский пригласил ее на главную роль в своей постановке в Театре им. Моссовета. Современники вспоминали, что играла Караваева гениально. И что это была лучшая Чайка русского театра. Но сыграла она всего один спектакль, рассорившись с режиссером. Характер у нее был своевольный и принципиальный, особенно, если дело касалось театра.

На одном из дипломатических приемов Караваева познакомилась с английским дипломатом Чапманом. У них завязался роман. Несмотря на риск репрессий, она искренне полюбила иностранца. Об этом говорит ее письмо, сохранившееся в архиве: “Я встретила свою любовь и пойду за этой любовью на край земли”. К тому же Караваева надеялась, что зарубежные врачи ей помогут.

Английский дипломат Чапман. Фото: youtube.com

“Я не востребована здесь как актриса. Я – лауреат Сталинской премии, могу сыграть еще много ролей, если мне будет оказана медицинская помощь за границей. Я была и остаюсь советским человеком, верным коммунистической партии”, – вновь писала Караваева Сталину. И разрешение на выезд за границу с мужем было получено очень быстро.

Дважды ей делали пластические операции, но даже швейцарская медицина оказалась бессильна. Вместе с крушением надежд на восстановление красоты лица рухнуло и семейное счастье Караваевой. Напрасно муж умолял ее остаться с ним, предлагая хорошее содержание даже после развода, – Валентина была непреклонна. Ее неудержимо тянуло обратно на родину.

Валентина Караваева. Фото: youtube.com

Караваева вернулась в Советский Союз в 1950 году и никогда не пожалела о своем роковом решении. Из-за границы Валентина привезла шубы, платья, кружевное белье, туфли и быстродействующий яд на случай ареста. Ее не арестовали, чего она больше всего опасалась, но потребовали, чтобы она жила в городе своего детства Вышнем Волочке. Там Караваева играла в местном театре, где была, естественно, примой, но разве об этом она мечтала?

Год протомившись в провинции, она собрала вещи и все-таки уехала в Москву, где поселилась на нелегальном положении. Не имея своего угла, Караваева снимала жалкие комнатушки в коммунальных квартирах. Театр киноактера платил ей небольшую зарплату, за которой она из гордости не ходила, повторяя, что ни в чем не нуждается – деньги приносила ей домой секретарша.

Как же ей удавалось выживать в условиях полного одиночества? Возможно, она не испытывала ужаса, потому что не бежала от жизни, а создавала свой мир сама. Создавала его каждый день, с нечеловеческим терпением и упорством. Через боль, через отчаяние, через заброшенность… Валентина Караваева оставалась актрисой до последнего. Она делала то, что умела лучше всего в жизни – играть, создавать образы. Караваева была слишком большим дарованием, чтобы жить вне сцены и экрана. И пусть ее зрителями были обшарпанные стены и она сама. Царство теней, былой роскоши, тления и забвения… Что давало ей силы вновь и вновь произносить на камеру монологи Нины Заречной, которую она бесконечно любила? Она была больше актриса, чем женщина, и это многое объясняет в ее загадочной и страшной судьбе.

Караваева потеряла лицо, а вот голос ее – завораживающий, бархатный, с чуть заметной хрипотцой – оставался неувядаемым, не старел вместе с хозяйкой. Много лет она озвучивала зарубежные фильмы, где ее голосом говорили звезды Голливуда – Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис. Голос актрисы, наговаривающей на пленку свои любимые роли, тексты Толстого, Чехова, Ибсена, слышала из-за стены соседка, и когда вместо голоса в воздухе на несколько дней повисла звенящая тишина, та же соседка вызвала милицию…

Валентина Караваева. Фото: youtube.com 

“Горе не тому, кто страдает, а тому, кто заставляет страдать” – последние слова, которые донесла до нас иссохшая магнитофонная пленка с “Кометы”, – вспоминал сын великого Сергея Параджанова Георгий, снявший фильм о женщине-легенде “Я – чайка”. Была ли она безумна в последние годы жизни? Кто знает. Во всяком случае, соседи считали старую одинокую женщину сумасшедшей, но они были обычными людьми, не отмеченными Божьим даром.

Она жила в игре и играла в жизни. Чем же измерить степень гениальности и безумия в человеке? А может быть, одно подразумевает другое? То, чем Караваева занималась последние тридцать лет жизни иначе, чем высоким безумием, не назовешь. В Валентине Караваевой таилось и притягивало к себе редкое сочетание лучезарности, надежды и печали. И, наверное, печали в ней было все-таки больше…

…По всей маленькой однокомнатной квартире на проспекте Мира с обтянутыми черным полотном стенами валялись километры отснятой кинопленки. Любительская кинокамера струбциной была привернута к стулу, на столе теснились флаконы с химикатами для проявки и склеивания пленки. На стене висел простой бумажный экран, в углу стоял старенький катушечный магнитофон “Комета”. Казалось: тронь что-нибудь и все рассыплется в прах. Пахло сыростью, плесенью, безысходностью и одиночеством. А она, хозяйка квартиры, всеми забытая, старая и нищая актриса, лежала на полу, раскинув руки, в ледяной воде (прорвало водопровод) в полуистлевшем, некогда роскошном платье. Над ней словно парила белая птица – подвешенная к потолку чайка, сделанная хозяйкой из проволоки, бумаги и перьев. Врачи констатировали, что смерть наступила между 25 и 30 декабря 1997 года.

ЧИТАЙТЕ “ДНИ.РУ” В “ТЕЛЕГРАМЕ” – ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ И ПОДАРКИ

Источник

Биография

Судьба Валентины Караваевой вдохновила Юрия Буйду на написание романа «Синяя кровь». В биографии актрисы были письма Иосифу Сталину и Екатерине Фурцевой, смена имени, эмиграция и возвращение в СССР, ДТП и пластические операции, брак с британским дипломатом и попытка суицида, всесоюзная слава в молодости и одиночество с нищетой в старости.

Детство и юность

Единственное, что точно известно из детства Караваевой — это место и дата рождения. Будущая актриса появилась на свет в Вышнем Волочке Тверской губернии в 1921 году.

Мать и отец, о которых Караваева сообщала в анкетах противоречивую информацию, назвали дочь Аллой, но девочка заставила изменить в паспортном столе имя на Валентину. По одной информации, уроженка Вышнего Волочка «превратилась» в Валю в 5 лет, по другой — в 10, когда решила стать артисткой и сочла имя Алла непригодным для карьеры.

Валентина Караваева в молодости

В детстве Караваева болела туберкулезом. Медсестра, пожалевшая девочку, заточенную в больничных стенах, принесла ей том Антона Чехова. Рассказы и повести понравились пациентке, но наибольшее впечатление произвела пьеса «Чайка». Перечитывая произведение, девочка все больше ощущала себя Ниной Заречной, вместе с героиней произносила «Я — чайка!» и грезила о сцене.

Выздоровев, бывшая Алла формально вела жизнь обычной юной жительницы Страны Советов — ходила в школу, стала пионеркой. Но и на уроках, и на собраниях Валентина как молитву повторяла монологи и диалоги из полюбившейся пьесы.

Пионерка написала Сталину о мечте стать артисткой и приносить пользу советскому народу. Случилось чудо: Валю пригласили учиться в школу при «Мосфильме». Девочка не сообщила семье о переписке.

Получив летом 1935 года справку об окончании семи классов и оставив родителям короткую записку, Караваева сбежала в Москву. Валентину зачислили на курс Юлия Райзмана и предоставили койку в общежитии.

Первое письмо матери уроженка Тверской губернии отправила только через 6 лет после бегства, когда вузовский наставник утвердил Караваеву на главную роль в фильме «Машенька». Начинающая актриса написала, что готова пожертвовать всем, лишь бы сыграть героиню «правдиво и горячо». С принесения этого обета над девушкой завис меч судьбы. Роль Машеньки Валентине удалась, но за триумф артистка заплатила непомерно большую цену.

Личная жизнь

В 1944 году в тыловом Куйбышеве Караваеву, самого молодого лауреата Сталинской премии в СССР, персональный водитель вез на съемки следующего художественного фильма Райзмана «Небо Москвы». На полном ходу автомобиль врезался в трамвай. Шофер погиб, а актриса попала в госпиталь, в котором лечили раненых бойцов Красной армии.

Когда Валентина пришла в сознание, врачи сообщили пациентке, что детей она иметь не сможет. Но девушку волновало не продолжение рода, а возобновление артистической карьеры. К несчастью, на лице Караваевой остался шрам, поставивший крест на честолюбивых мечтах. Она обивала пороги киностудий, но везде получала отказы.

Приобретенный дефект внешности, многолетний роман с полковником Александром Константиновичем, фамилия которого в мемуарах не сохранилась, и «железный занавес» не помешали актрисе выйти замуж за английского дипломата Джорджа Чапмена и уехать с супругом в Великобританию. Существует версия, что на изменения в личной жизни Валентину подтолкнули органы государственной безопасности, и за рубежом артистка выполняла секретное задание.

Валентина Караваева со шрамом после аварии

Конечно, Караваева писала просительные письма в Кремль. В первом умоляла выпустить ее за границу, чтобы при помощи европейской медицины ликвидировать шрам и вновь служить советскому кинематографу. Во втором, с мольбой о возвращении, каялась в ошибках и обличала капитализм. К метаниям Валентины советское правительство отнеслось удивительно лояльно, удовлетворив обе просьбы. Для не менее известной артистки Зои Федоровой роман с американцем в те же годы вылился в отбывание наказания в сталинских лагерях.

Вопреки ожиданиям актрисы, лечение на деньги мужа в лучших клиниках Женевы не только не избавило ее от шрама, но и частично парализовало лицо. С тех пор Караваева на все фото снималась в единственном ракурсе, при котором косметический дефект не был виден. Наряды, украшения и даже собственный мини-театр, организованный Валентиной с русскими эмигрантами, не смогли примирить артистку с оторванностью от советских зрителей. Возможно, окончилось выполнение секретной миссии.

Несмотря на мольбы Джорджа, Караваева в начале 50-х годов XX века вернулась в СССР. Последним подарком супруга, убежденного, что в Советском Союзе Валентину будут пытать, и через 2 года после ее отъезда погибшего в автокатастрофе, стали 2 капсулы с ядом. Когда бывшая звезда убедилась в невостребованности на родине, то выпила ядовитое зелье. Однако врачи в третий раз спасли Караваевой жизнь.

Валентина Ивановна не утратила умения писать просительные письма. Благодаря посланию, адресованному Фурцевой, постаревшая исполнительница главной роли в «Машеньке» сменила комнату в коммуналке на однокомнатную квартиру на проспекте Мира в Москве.

Театр и фильмы

Дебютировала в кино Караваева в 1939 году ролью безымянной подружки главной героини, сыгранной Зоей Федоровой, в фильме Бориса Барнета «Ночь в сентябре». Лента обличала вредителей, пытавшихся помешать шахтерам-стахановцам.

Картина «Машенька» снималась для подъема боевого духа советских солдат и была наполнена лиризмом. Каждый боец после просмотра фильма верил, что дома ждет верная подруга и, говоря словами Михаила Исаковского из песни «Огонек», «все, что было загадано, все исполнится в срок». Как и Валентина, Юлий Райзман, а также соавтор сценария Евгений Габрилович за «Машеньку» удостоились Сталинской премии.

После аварии фильмография Караваевой пополнилась только одной значительной ролью. В 1964 году Эраст Гарин (король из знаменитой экранизации пьесы Евгения Шварца «Золушка») снял Валентину в фильме по другой известной шварцевской пьесе «Обыкновенное чудо». Сам режиссер по традиции создал в картине образ сказочного монарха.

В театре Валентина Ивановна сыграла чуть больше ролей, чем в кино. Перед замужеством актрисе довелось создать образ Нины Заречной в спектакле Юрия Завадского в Театре имени Моссовета. Чеховскую «Чайку» Караваева ставила и в эмиграции.

Валентина Караваева в фильме «Обыкновенное чудо»

После возвращения на родину артистке предложили присоединиться к труппе Вышневылоцкого драматического театра. Однако Валентина вернулась в столицу СССР и в 50-х годах XX века выходила на сцены московского Театра имени Александра Пушкина и Театра-студии киноактера, а также занималась дубляжом.

Карьере уроженки Вышнего Волочка препятствовал не только шрам, но и скверный характер. Когда Валентине доводилось играть в театре, актриса принималась объяснять режиссерам, что они не понимают авторский замысел. Когда Караваева дублировала зарубежные фильмы, то не воспроизводила интонации западных звезд (среди которых были Марлен Дитрих и Грета Гарбо), а воплощала в голосе собственное видение ролей.

С конца 60-х годов до кончины Валентина Ивановна играла в собственном «театре», в котором была актрисой, режиссером, зрителем и критиком. На деньги, вырученные от продажи подаренных Джорджем шуб, Караваева купила кинокамеру на штативе, проектор и бобинный магнитофон.

Ежедневно артистка разыгрывала перед камерой «Чайку», иногда заменяя любимую пьесу на «Вишневый сад» и «Анну Каренину». Затем проявляла пленку и просматривала результат, отмечая актерские ошибки. С наступлением следующего дня все продолжалось по кругу. Моноспектакль, продолжавшийся почти 30 лет, вдохновил режиссера Георгия Параджанова на создание документального фильма «“Я — Чайка”. Тайна жизни актрисы Караваевой».

Смерть

На могиле Валентины Ивановны на Хованском кладбище датой смерти указано 12 января 1998 года. Однако точный день кончины артистки, в финале своей трагедии затопившей соседей, не известен.

Могила Валентины Караваевой

Вскрывшие дверь милиционеры обнаружили в квартире, кроме тела Караваевой в театральном наряде, жуткую нищету, чудом сохранившиеся пленки с моноспектаклем и самодельную скульптуру чайки.

Фильмография

  • 1939 — «Ночь в сентябре»
  • 1940 — «Будни»
  • 1940 — «Закон жизни»
  • 1940 — «Суворов»
  • 1942 — «Машенька»
  • 1942 — «Тоня»
  • 1957 — «Повесть о первой любви»
  • 1964 — «Обыкновенное чудо»
  • 1966 — «Весёлые расплюевские дни»

Источник

В один миг ее жизнь перевернулась, жгучая боль пронизывала все тело, она старалась найти в себе силы бороться и не опускаться до отчаянья. Женщина перестала смотреть на себя в зеркало, она не верила, что обезображенное глубоким шрамом лицо принадлежит ей…

Валентина Караваева

В Тверской губернии, Вишний Волочек 28 мая 1921 года родилась чудная малышка, родители её назвали Аллой. Уже с самого детства никто не сомневался, кем станет девочка. Она пела, плясала и всем говорила: «Я актриса». Вот только имя ей казалось, не подходящим для кинозвезды. В пять лет, она нарекла себя Валентиной и с этим именем прожила всю жизнь.

Закончив семилетку, Валентина уезжает в столицу. Родителям оставляет на столе записку «Еду в Москву, чтобы стать артисткой».

И она действительно поступила в Школу-студию при «Мосфильме», блестяще сдав экзамены. Валентина училась на курсе Райзмана, которой в 1942 году снял фильм «Машенька».

Режиссер очень тщательно подбирал для своей картины артистов. На роль Алёши Соловьева пригласил молодого, талантливого Михаила Кузнецова. На роль Машеньки пробовалось много актрис, Валентина просто заболела героиней. Она измором взяла Райзмана и тот утвердил настырную актрису на роль. Первые пробы были неудачные, но девушка сумела со второй попытки сыграть так, что уже никто не сомневался, перед ними Машенька.

фильм “Машенька”

Премьера фильма состоялась в 43-м году. Вся съёмочная группа получила Сталинскую премию. Для солдат, девушка стала символом надежды, любви, она вселяла веру в победу. Бойцы понимали, они сражаются за своих любимых и родных людей.

Валентина чувствовала себя счастливой, ее талант признали. Юлий Райзман предлагает ей сняться в фильме «Небо Москвы».

Окрыленная актриса едет на съемки. Водитель автомобиля не справился с управлением и со всей скоростью врезался в трамвай. Он погиб мгновенно, а Валентину в тяжелом состоянии срочно доставили в больницу. Врачам удалось спасти жизнь актрисы, когда она пришла в себя, ей сообщили: «Рожать, Вы не сможете». Она не обратила внимания на эти слова, ее волновало совсем другое.

фильм “Машенька”

— А сниматься? —с надеждой в голосе, спросила девушка — Сниматься я смогу?!

Врач, отведя в сторону взгляд, тихо произнес: «Посмотрим…». Валентина поднесла зеркало к лицу и увидела глубокий шрам, протянувшийся от уха до подбородка.

Помня былые заслуги актрисы, ей оплачивают номер в гостинице «Москва», принимают на работу в один из столичных театров. В то время становиться модным приглашать некогда известных артистов на всевозможные приемы. На одном таком званом обеде она познакомилась с атташе Великобритании Чапменон. За дипломатом велась слежка в Советском Союзе, его считали засланным шпионом. Хотя его семья считалась самой уважаемой и состоятельной в Британии. Молодой человек стал ухаживать за актрисой, за их романом пристально наблюдало КГБ и когда они решили пожениться, Валентине пришлось просить разрешение на брак.

В своем прошении, она отметила, что ей нужна квалифицированная медицинская помощь за границей. Обезображенное лицо после аварии не дает ей возможность сниматься в кино и играть на сцене. Покинуть Россию она смогла в 1945 году. Коллеги обвиняли ее в предательстве, дескать, променяла Родину на деньги и пластические операции.

фильм “Машенька”

Но это было не совсем так, мужа Караваева искренне любила и хотела быть с ним вместе. Конечно, о своей внешности она заботилась, хотела быть прежней, за это ее судить невозможно.

Приехав в Британию, Караваева быстро изучила английский язык и вскоре свободно им владела. Они много путешествуют с мужем, встречаются на званых обедах с великими мира сего, Валентина знакомится с Черчиллем. Но эта светская жизнь наложила свой отпечаток на характер женщины. Она могла накричать на прислугу, устроить грандиозный скандал по пустякам. Праздность быстро наскучила Валентине, актриса организовывает при русской общине театр в Женеве, сама является режиссером и примой.

В Швейцарии Караваевой сделали две пластические операции, шрам удалось лишь частично убрать. По неизвестным причинам у неё онемела верхняя губа и это доставляло огромный дискомфорт. Семейная жизнь потихоньку стала скатываться в низ, Караваева тоскует по Родине и говорит мужу, что уедет домой. Чапмен уговаривал жену остаться. Предложил развод и хорошее содержание, лишь бы хоть изредка видеться с любимой женщиной. Да и не безопасно было возвращаться в Россию, шел 1950 год, ее могли арестовать и как многих артистов отправить на каторгу.

фильм “Машенька”

Но Караваева была неумолима, она подолгу оббивала пороги Советского посольства. Через полгода ей дали разрешение, в обмен на признание своих ошибок и преимущества советского строя.

Россия встретила ее довольно неплохо, КГБ актрису не трогало, старые друзья относились не очень доброжелательно, но все равно она была счастлива, что опять дома.

Ей не разрешили жить в столице, и актриса приехала в родной Вишний Волочек, устроилась в местный театр, где год блистала на подмостках. Но мечта играть на сцене московских театров не покидала Валентину, она грезила о чеховской «Чайке».

На свой страх и риск Карабаева решается приехать в Москву и готовится к репрессиям. Когда принесли повестку в Министерство иностранных дел, она собрала в узелок самое необходимое и смело пошла на встречу своей судьбе. Но ее никто не арестовал, пришло письмо от родственников мужа. Они сообщали о его гибели в автокатастрофе и отказывали ей в наследстве. Свободно вздохнув, Валентина подписывает бумаги, что не претендует на наследство, хотя говорилось о гигантской сумме.

фильм “Обыкновенное чудо”

Своего дома у актрисы не было, она снимала комнату в коммуналке. В течение десяти лет она оббивала пороги и забрасывала письмами Министра культуры Фурцеву, пока наконец-то получила отдельное жилье.

Её пригласили работать в театр имени Пушкина, актриса была задействована во втором составе группы. Но так и не смогла сыграть в спектаклях, постоянно ссорилась с режиссером и актерами. Караваева понимала, ей надо быть мягче, неуживчивый характер мешает общаться с коллегами.

В 1964 году Эраст Гарин пригласил актрису сняться в фильме «Обыкновенное чудо» на роль придворной дамы Эмилии, хозяина волшебника играет Алексей Консовский (роль принца в сказке «Золушка»). Это единственная большая роль, на которую пригласили актрису с того времени, как она вернулась с эмиграции. В 1966 году Караваева снялась в картине «Весёлые расплюевские дни», небольшой эпизод, фамилии актрисы даже нет в титрах.

Валентина Караваева

Она в буквальном смысле слова нищенствовала. Изредка ее приглашали дублировать роли, в 78-м Валентина последний раз озвучивала картину «Смерть на Ниле». Ее хрипловатый голос навсегда останется в фильмах «Всё о Еве», «Красное и чёрное», «Моя бедная любимая мать», «Огни рампы».

Чтоб хоть как-то сводить концы с концами Караваева продала все свои драгоценности, шубы, меха. Ей приносили мизерную зарплату, которую выделял театр киноактера.

Караваева редко выходила в свет, а если ее видели, то выглядела она как все старушки, чистенько, но казалось одежда вот-вот рассыплется от ветхости. В волосах актрисы всегда был красный бант.

В течение двадцати лет, Валентина играла перед любительской камерой у себя дома, проявляла плёнку, пересматривала ее на прикрепленном бумажном экране. На столе стоял старенький катушечный магнитофон. Актриса записывала звук и по несколько раз прослушивала свой голос. Сама шила костюмы любимых героинь Анны Карениной, Кармен, Нины Заречной.

Валентина Караваева

Время шло, и камера фиксировала ее старение. Вот Заречная в пятьдесят лет, шестьдесят, семьдесят…

Однажды в доме произошла водопроводная авария, все жильцы обратились с жалобой, кроме Караваевой. Еще соседи заметили, что несколько дней из квартиры странной старушки не слышаться голоса. Дверь пришлось взломать, на полу, в холодной воде лежала актриса, окруженная спутанной кинопленкой, листками бумаги и испорченными костюмами.

Свою маленькую комнату она превратила в мини-павильон, кухня была гримерной, а старый, обшарпанный топчан служил актрисе сценой, она называла его «моя ложа любви».

Валентина Караваева

Валентина Караваева умерла перед камерой на 77 году жизни. Дату смерти записали 25 декабря 1997 год. Хлопоты по организации похорон взяла на себя Гильдия актеров. А ее личные вещи передали в Музей кино, в частности дневник «Пути человеческие», который актриса вела на протяжении многих лет.

О жизни и трагедии актрисы режиссер Георгий Параджанов снял документальный фильм «Я – Чайка». Основой для материала стала 16-миллиметровая пленка.

Актриса снимала себя и в течение многих лет реанимировала свою израненную душу.

Понравилась статья? Что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Источник