Вадим репин скрипач биография личная жизнь

Вадим репин скрипач биография личная жизнь thumbnail

Виртуоз, покоривший сердца самых искусных меломанов и почитателей классики, музыкант из Новосибирска с мировым именем – Вадим Репин, скрипач. Фото маленького Вадима, дающего один из первых своих концертов, представлено в статье. С тех пор его стали называть ребенком-вундеркиндом.

Ранние годы

В 1971 году в новосибирском роддоме на свет появился будущий гений – Вадим Репин, скрипач. Биография его практически с самого рождения пестрит яркими концертами и ошеломительным успехом с юных лет.

вадим репин

В возрасте 5 лет, не успев взять скрипку в руки, юный виртуоз дает свой первый концерт спустя полгода. Под эгидой наставника Захара Брона Вадим с юношеских лет выигрывает золото в самых серьезных конкурсах. В 18 лет он становится самым молодым призером за всю историю, победив в конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе.

Он начинает выступать в самых престижных концертных залах, сотрудничая с самыми именитыми дирижерами мирового уровня. На данный момент Вадим Репин входит в ТОП-5 самых высокооплачиваемых скрипачей мира.

Становление гения

Ввиду такого стремительного успеха было бы справедливым решить, что Вадим – потомственный музыкант, с детства окруженный профессиональными скрипачами и творческой атмосферой.

вадим репин скрипач биография

Однако это совсем не так, он вырос в обычной, среднестатистической семье. Его отец был художником, а мать работала медсестрой. Вадим Репин очень тепло отзывается о матери, считая свой успех исключительно ее заслугой, ведь именно мама первая заметила музыкальные способности сына.

Уже с детства маленький Вадим проявлял интерес к музыкальным игрушкам, он мог часами подбирать мелодии, услышанные по радио. Когда мальчику исполнилось 5 лет, мать отвела его в музыкальную школу. В то время как его соратники по саду мирно посапывали в тихий час, Вадим Репин отправлялся на урок сольфеджио и очень гордился собой.

Мама бросила работу и самоотверженно посвятила все свое время музыкальному развитию сына. Несмотря на отсутствие у нее музыкального образования, женщина с удовольствием училась вместе с мальчиком.

Мама Вадима Репина всегда воспитывала в сыне скромность, что, вероятно, не дало развиться звездной болезни у юноши. Даже после оглушительного успеха в столь раннем возрасте родители не относились к сыну как к вундеркинду, поощряя скромное поведение.

Первая скрипка

Самым первым инструментом музыканта была скрипка, сделанная новосибирским мастером Михаилом Дефлером, о котором Вадим до сих пор вспоминает с благодарностью. Однако уже в возрасте 11 лет ему посчастливилось получить свою первую скрипку Страдивари, которую для него достал сам министр культуры из государственной коллекции.

Несмотря на то что Вадиму очень нравился его первый инструмент, а полученная Страдивари была не полноразмерная, с ней у него открылись новые возможности. Это была единственная в своем роде скрипка в мире, ее звучание не отличалось от “взрослых” форматов. Спустя еще 3 года 14-летний Вадим Репин получает полный Страдивари.

вадим репин скрипач фото

Однако в данный момент виртуоз играет на скрипке Гварнери. Музыкант объясняет это тем, что скрипки Страдивари своим совершенством и элегантностью в какой-то степени диктуют свои правила, направляя звук в сторону божественного, неземного звучания. Гварнери, в свою очередь, был известен тем, что словно вырубал свои скрипки из куска дерева. На первый взгляд они казались бесформенными и грубыми, на деле же они обладают идеальными пропорциями и широким диапазоном звукоизвлечения, что завоевало сердце Вадима Репина.

Личная жизнь

Публике недостаточно владения одним фактом того, что Вадим Репин – скрипач. Биография, жена, дети, фото из семейного архива – вот какие подробности зачастую интересуют любопытных поклонников.

 вадим репин скрипач биография жена

Известно, что гений из Новосибирска был дважды женат, сейчас находится в счастливом браке с балериной Светланой Захаровой. Есть сын от предыдущего брака, со Светланой воспитывает дочь.

Музыкант желает представать перед общественностью исключительно как Вадим Репин – скрипач. Биография, жена, дети – все это является неким табу для обсуждения. Вадим считает, что его личная жизнь не должна становиться общественным достоянием, и всячески ограждает частную жизнь от вторжения прессы.

Секрет счастливого брака

Во всем мире широко известно, что Вадим Репин – скрипач. Биография, жена – эти темы очень интересуют женскую часть поклонников его творчества. После новости об очередном разводе музыканта-виртуоза интерес женщин снова возрастал, однако завидный жених сейчас абсолютно счастлив в третьем браке со Светланой Захаровой.

вадим репин скрипач биография жена дети

Несмотря на нежелание освещать свою личную жизнь, Вадим охотно признается в любви к своей супруге во всевозможных интервью. Он поэтично и пылко описывает супружеские чувства, считая, что их многое объединяет в духовном и эмоциональном плане.

Ввиду своей творческой деятельности оба супруга часто находятся в разъездах, на гастролях в разных уголках планеты, порой их разделяют десятки тысяч километров. Скрипач однажды признался в одном интервью, что чувствует себя неполноценным, когда любимая так далеко.

Сама Светлана, успешная прима-балерина мирового масштаба, считает, что одним из ключевых факторов счастливого брака является общность взглядов и бесконечная любовь к искусству. Супруги часто посещают театры и выставки, с упоением обсуждают увиденное и услышанное, делятся друг с другом своими ощущениями и видением.

Новорожденная дочь – муза и второе дыхание

Вадим Репин с супругой Светланой Захаровой стали счастливыми родителями в 2011 году. Как признается сам Вадим, рождение дочери открыло в нем новые грани, дочь для него является неиссякаемым источником вдохновения, счастья и энергии.

У музыканта также подрастает сын от предыдущего брака. Скрипача часто спрашивают, хотелось бы ему, чтобы дети шли по стопам родителей, однако он не настаивает конкретно на музыкальной карьере, хотя отмечает, что было бы неплохо, если бы они развивались в творческих направлениях. Известно, что его сын очень поглощен спортом.

Ввиду катастрофической занятости обоих родителей и плотности гастрольного графика воспитание дочери взяла на себя мама Светланы. Творческая чета все же старается как можно больше времени проводить с дочкой, путешествуя всей семьей.

График скрипача расписан на 2-3 года вперед

Вадим не скрывает, что руководствуется тремя факторами при принятии решения о проводимых концертах: финансовая составляющая, престижность мероприятия и дружба. Такие критерии отбора пришлось составить в силу занятости и большого количества предложений.

Серьезные концерты мирового уровня, как правило, планируются за несколько лет до проведения, поэтому гастрольный график Репина бывает часто забронирован на 2-3 года. Скрипач сетует на то, что составление расписания выступлений – дело сложное, довольно часто приходится отказываться от заманчивых предложений.

вадим репин скрипач биография жена дети фото

При этом музыкант старается придерживаться определенного лимита и не давать больше ста концертов за год, так как ставит качество превыше всего. Репин не раз упоминал о необходимости восстанавливаться после концерта, в последнее время в этом ему помогает роль отца и любимого супруга.

Источник

Человечество знает не так много вундеркиндов, способности которых к деятельному возрасту бы не угасли. Ими обычно полнятся и музыкальные, и художественные, и математические школы, но, что называется, “в финал” выходят единицы. Именно таков Вадим Репин. Новосибирский юный скрипач, покоривший мир, не остановился в своём развитии, не потерялся среди самых высоких имён музыкальной современности.

вадим репин

Самый лучший скрипач

Начинал он стремительно и блистательно. Уже через шесть лет после того как впервые провёл смычком по струнам, Вадим Репин выиграл Международный конкурс Венявского в Люблине, получив золотую медаль. Тогда он был одиннадцатилетним. А в четырнадцать он уже гастролировал по миру: Хельсинки, Берлин, Мюнхен, Токио…

В пятнадцать Вадим играл в Нью-Йорке, в Карнеги-холле. В семнадцать он победил на Международном конкурсе в Брюсселе – одном из самых престижных. Причём тогда он стал самым молодым лауреатом в истории этого соревнования. Королева Бельгии была так растрогана его игрой, что подарила ему гражданство. Теперь Вадим Репин может свободно жить и в этой стране тоже. Великий музыкант двадцатого века И. Менухин назвал молодого скрипача самым совершенным из всех, кого он слышал, лучшим из всех ныне живущих.

Читайте также:  Александра назарова биография личная жизнь

вадим репин биография

Взлёт не окончен

С той поры самые лучшие оркестры мира почитают за честь играть одну музыку с таким виртуозом, как Вадим Репин. Выступления состоялись с Берлинским, Бостонским, Кливлендским и Чикагским оркестрами, с “Ла Скала” и филармоническими оркестрами Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Амстердама. Теперь премии, которые когда-либо получал Вадим Репин, уже и не пересчитать. Участвуя в самых знаменитых и престижных фестивалях, он практически всегда забирал самые большие награды.

Музыкальные фестивали в мире проводятся разнообразные. Исторические, такие как Зальцбургский, пропускать нельзя, и все понимают, почему. Есть еще очень популярные, такие как Промс, там играть интересно и полезно. А есть такие атмосферные, неформальные, полные общения, как, например, швейцарский в Вербье, не посетить который означает словно оставить себя без сладкого. Так считает Вадим Репин. Биография его пополняется всё новыми и новыми фактами: сколько притязаний, столько и побед.

вадим репин скрипач биография

Концерты

Теперь у него около ста концертов в год на лучших площадках мира. Его партнёры по сцене всегда блестящи: Юрий Башмет, Марта Аргерих, Николай Луганский, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Евгений Кисин… Всех перечислить просто невозможно. Самое главное то, что Вадим Репин, скрипач от бога, всё ещё набирает высоту, и взлёт его не окончен. Современная жизнь неимоверно ускоряется, и этой гонке противостоять трудно, однако же необходимо.

Музыкант должен восстанавливаться после каждого концерта, который забирает массу энергии и почти все душевные силы. Концертные планы у профессионалов, таких как Вадим Репин – скрипач, составляются на несколько лет вперёд и только в самых исключительных случаях меняются. Причиной может послужить юбилей у кого-либо из друзей-музыкантов, тогда к ста концертам в год прибавляется ещё один. А ведь у Вадима далеко не один друг среди коллег. Да и другие ситуации довольно часто складываются так, что играть дополнительно просто необходимо. Где же берёт силы для такого напряжённого концертного графика Вадим Репин?

вадим репин фото

Состояние счастья

Когда человек счастлив, он может и горы свернуть. А причины для приподнятого эмоционального состояния весьма значительны с тех пор, как поженились Вадим Репин и Светлана Захарова. Дочь (фотографии этого маленького счастья не будет, родители берегут девочку от посторонних глаз) сделала творческую энергию исполнителя просто необъятной. И, конечно, сама музыка вдохновляет и придаёт сил.

Вадим Репин на своих концертах играет только те сочинения, которые не отбирают, а дарят радость, подпитывают своей мощью за счёт полученного от их исполнения удовольствия. Например, он всегда с восторгом играет Брамса и сам отмечает то, что каждая нота в сочинениях этого композитора приводит его в экстаз. Очень любит скрипач романтический стиль в музыке и много произведений такого плана имеет в репертуаре. А из нового, современного, он включил в концертные программы скрипичный концерт – потрясающее произведение, написанное Джеймсом Макмилланом специально для Вадима Репина.

вадим репин и светлана захарова дочь фото

Музыкальная школа

Никогда в семье его ни одного музыканта не было, и вдруг появился вундеркинд – Вадим Репин, скрипач. Биография его как музыканта началась в пять лет, когда 31 августа малыша привели записывать в музыкальную школу. Он хотел на ударные инструменты или на баян. Но оказалось, уже поздно, все места на этих отделениях были заняты. Дали Вадиму в руки скрипку и сказали, что если не понравится, то придётся прийти пораньше, но в следующем году.

Скрипка полюбилась мальчику до такой степени, что родители пересмотрели свои планы на оставшуюся жизнь. Отец Вадима был художником-оформителем, а мама – медсестрой. В дальнейшем папа зарабатывал на жизнь, а мама целиком отдала себя таланту сына и его поддержке. Она не имела абсолютно никакого музыкального образования и училась одновременно с Вадимом, слушая его и вникая в самую суть. Это полное материнское самопожертвование Вадим чрезвычайно высоко ценит, тем более что именно мама заметила, что маленький сын чисто, чётко и быстро подбирает услышанные песенки на любом инструменте.

После первого конкурса

Когда одиннадцатилетний Вадим получил почти все премии конкурса Венявского (и главную – первую, и в разных группах несколько знаков отличия, и от жюри, и от публики), встал вопрос о том, что делать дальше, как развивать успех? Мудрый педагог – знаменитейший сегодня и почти неизвестный тогда Захар Брон, подготовил Вадима к назначенной встрече с Тихоном Хренниковым. Мальчик за две недели выучил труднейший скрипичный концерт, чтобы порадовать этого прекрасного композитора.

Звёздной болезни начаться было неоткуда и некогда – одиннадцатилетний скрипач занимался более шести часов в сутки только своим инструментом. Да и мама жёстко пресекала любые попытки возгордиться. А Тихон Хренников очень полюбил Вадима Репина, так же, как своего ученика Максима Венгерова. Часто проходили авторские вечера композитора, где мальчики концертировали совместно с Женей Кисиным – вундеркиндом-пианистом. Счастливое и беззаботное было время!

вадим репин

Скрипки

Вадиму повезло с концертной скрипкой, сделанной чрезвычайно талантливым новосибирским мастером Михаилом Дефлером, но когда Тихон Хренников настоял в министерстве культуры на том, что этот мальчик достоин лучшего инструмента в мире, ему была выдана из государственной коллекции скрипка Страдивари. Горизонты перед юным талантом открылись просто необозримые.

Детская, трёхчетвертная (единственная в мире, кстати), она звучала как полноценная взрослая. А через три года, опять благодаря хлопотам Тихона Николаевича, Вадим Репин уже играл на полном Страдивари – Страдивари Венявского. Почти все знаменитые скрипки имеют имена, потому что у каждой своя биография. Этим инструментом пользовался сам Венявский, когда работал в Мариинском театре.

Но потом, взрослея, Вадим предпочёл Гварнери, потому что в инструментах школы Страдивари практически нет ничего земного, они безупречны, они в облаках поют божественными голосами. То есть эти скрипки каким-то образом задают исполнителю правила игры, которые тот не в состоянии нарушить. Гварнери сделал свои инструменты более философскими: они тоже с “заоблачным” красивым звуком, но и земным, “некрасивым” звучать умеют, не противятся, когда это нужно. А часто это бывает просто необходимо, особенно если играть современную музыку, которой у Вадима в репертуаре много.

вадим репин скрипач

Три поколения

Уже не первый раз в 2015 году в Новосибирске состоялся Транссибирский арт-фестиваль, где выступило три поколения скрипачей одной школы, в том числе сам Захар Брон и его замечательный ученик Вадим Репин. Фото выше ярко показывает, сколько экспрессии, сколько энергии приносят на сцену исполнители, по синхронному взмаху смычков видно – движение не остановилось!

В программе были самые виртуозные из известных скрипичных пьес – Сарасате, Равеля, Паганини… За дирижёрским пультом камерного оркестра стоял Захар Нухимович Брон. Играли юные, ещё далеко не восемнадцатилетние воспитанники этого мастера-педагога. Их музыка изумляла слушателей.

Исполнение Вадимом Репиным и Захаром Броном сонаты Прокофьева «до мажор» для двух скрипок было венцом этого великолепного почти трёхчасового концерта. Зал встал и долго не отпускал своих любимцев, ведь это они написали название родного Новосибирска на всех картах мировой культуры самыми крупными буквами.

Источник

Как принято у вундеркиндов, творческая биография скрипача Вадима Репина отличается блистательной стремительностью. В пять лет новосибирский мальчик взял в руки скрипку, в одиннадцать – завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского в Польше, четырнадцатилетним подростком Вадим уже выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки, а в пятнадцать лет сыграл в знаменитом Карнеги-холле в Нью-Йорке. Победа в Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе была завоевана Репиным в семнадцать лет, что сделало его самым молодым победителем в истории этого престижного состязания.

«Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», – отзывался о Вадиме Репине один из величайших музыкантов ХХ века Иегуди Менухин, а берлинская газета Tagesspiegel назвала его «Лучшим скрипачом из ныне живущих».

Читайте также:  Актриса катя кузнецова биография личная жизнь

Репин выступает с лучшими оркестрами мира – Бостонским симфоническим и Берлинским филармоническим, Чикагским симфоническим и Кливлендским, оркестром «Ла Скалa», филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, амстердамским Концертгебау. Его партнерами в концертных программах были замечательные исполнители Марта Аргерих, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Николай Луганский, Евгений Кисин, Борис Березовский. Участие в престижных фестивалях в Голливуде, Тэнглвуде, Равинии, Гштааде, Рейнгау, Вербье и ВВС Proms, многочисленные награды и премии, до 100 концертов в год на лучших музыкальных сценах мира – творческая судьба Вадима Репина продолжает стремительный взлет. Совсем недавно к профессиональным радостям прибавилась родительская: в семье Вадима Репина и примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой родилась дочь Анна.

» Вадим, вы участник многих музыкальных фестивалей по всему миру. Какие из них, на ваш взгляд, невозможно пропустить, как бы ни был занят музыкант?

Есть разные фестивали. Одни исторически престижные, на которых желательно показываться, – как Зальцбургский, например. Есть очень популярные – такие, как Промс. Другие отличаются особой атмосферой – как уникальный неформальный фестиваль в Вербье (Швейцария), где в течение двух недель музыканты имеют возможность пообщаться друг с другом, посетить концерты коллег, отойти от стресса напряженных графиков.

» Я обратила внимание, что ваше расписание составляется так, чтобы вы не давали более 100 концертов в год.

Можно, конечно, делать по нескольку концертов в день или вообще играть как сеансы в кинотеатре – в два, в четыре, в шесть часов. Жизнь сейчас ускоряется неимоверно, и каждый человек выбирает для себя силу сопротивления этой гонке. Бывают, конечно, сложные ситуации: мы ведь планируем концерты на два­три года вперед, а организаторы часто могут точно назвать дату события только после того, как утвердят бюджет или по другим соображениям. Вот и получается, что тебе звонят с предложением принять участие в каком­то очень важном гала­концерте за шесть месяцев до события, а у тебя на это время два года назад уже запланировано что­то другое. И стоишь перед выбором – как говорится, и хочется, и колется. Когда составляешь расписание, для принятия решения важны три вещи: дружеские отношения, престиж, финансовая сторона. Если два из этих трех факторов присутствуют – можно соглашаться. Если только один – как правило, приходится говорить «нет»; разве что это уж очень важный фактор – либо у кого­то из друзей­музыкантов юбилейная дата, либо гонорар невероятный. Момент принятия решений присутствует практически ежедневно.

» Сколько времени требуется, чтобы восстановить силы и сыграть концерт так, как вы считаете нужным?

Одним словом тут не ответишь. Чисто физиологически организму требуется двое суток на восстановление. Морально – все зависит от эмоционального состояния. Если у тебя период подъема, то можно сыграть и шесть концертов в день, сил на все хватит. Вопрос в том, где человек черпает эти эмоции.

» А откуда вы черпаете силы?

В данный момент у меня состояние какого­то необъятного счастья. (У Вадима и Светланы Захаровой, примы­балерины Большого театра, несколько месяцев назад родилась дочь Анна. – Прим. ред.). К тому же должен признаться, что и в самой музыке я черпаю огромное количество эмоциональной энергии. Поэтому стараюсь играть только те произведения, которые из меня делают зверя!

» Какие композиторы вас более всего вдохновляют?

Я в полном восторге от Брамса. Каждая написанная им нота приводит меня в экстаз. Исполнять и слушать музыку этого композитора, и любую музыку романтического периода, для меня огромное счастье. Из новой музыки, например, концерт Макмилана, который он написал специально для меня, – потрясающее произведение.

» А у вас не возникало желания самому писать музыку?

Баловался иногда, пробовал какие­то каденции почиркать, но чтобы отдельное полноценное произведение написать – такого пока не произошло.

» Вы единственный музыкант в семье?

Да. Отец работал художником­оформителем, рисовал огромные – 10 на 20 метров – плакаты для кинотеатров. А мама по профессии медсестра, но, проработав какое­то время по специальности, затем полностью посвятила себя моему музыкальному росту. При этом, не имея никакого музыкального образования, мама училась музыке вместе со мной.

Такое самопожертвование вызывает у меня чувство глубокой преданности и благодарности, которое меня никогда не покидает. Это мама заметила, что я все время просил игрушки по принципу «чем громче – тем лучше». Мне очень нравилось подбирать на инструментах мелодии, которые я слышал по радио. И в день, когда мне исполнилось пять лет, мама отвела меня в музыкальную школу. Это было 31 августа, перед самым началом учебного года, и в классе баяна или ударных инструментов, которые я к тому времени освоил, уже не было мест. Так что мне дали в руки скрипку и сказали маме: или пусть учится играть на скрипке, или приходите на следующий год. Так началась моя скрипичная эпопея. Я, конечно, еще ходил в детский сад, но днем, в тихий час, когда всех детей укладывали спать, я отправлялся в музыкальную школу. Большей гордости, наверное, я в своей жизни не испытывал! (Смеется.)

» Кажется, вам было всего одиннадцать лет, когда у вас появилась возможность играть на скрипке Страдивари?

Я выиграл в юношеском музыкальном конкурсе Венявского в Польше. Помню, получил тогда кучу денег – мне дали несколько премий в разных группах плюс премию жюри, премию публики и т. д. Вот уж мы подарков тогда навезли домой! Это был мой первый успех, и мой учитель Брон стал думать, как этот успех развить. Была назначена встреча с композитором Тихоном Хренниковым. Готовясь к ней, я за две недели выучил его концерт. Приходилось играть по 6 часов в день, а ведь мне тогда было всего одиннадцать лет.

» А вы понимали тогда всю важность ситуации?

Нет, для меня это была скорее очень приятная игра; я думал: раз у меня первая премия, значит, я – лучший! Но мама эту звездную болезнь так жестко пресекала, что у меня потом даже комплекс развился, что я слишком уж нескромный – даже когда молчу! Хренников чисто по­человечески любил меня и Максима Венгерова, который также у него учился игре на скрипке, помогал и поддерживал нас. Мы часто играли авторские вечера Хренникова. Женя Кисин также принимал участие – получались очень праздничные красивые концерты. Счастливое было время!

Что касается скрипки Страдивари, то Хренников уговорил министра культуры выдать мне скрипку Страдивари из государственной коллекции. Хотя мне и очень повезло со скрипкой талантливейшего новосибирского мастера Михаила Дефлера, на которой я играл до того, со Страдивари передо мной открылись совершенно иные горизонты! Несмотря на то, что это был единственный в мире трехчетвертной по размеру инструмент этого мастера (возможно, был исполнен на заказ для ребенка или женщины маленького роста – точной истории я не знаю), но звучал он как полноценная взрослая скрипка. Позже, когда мне исполнилось четырнадцать лет, также благодаря Хренникову у меня появился полный Страдивари – он назывался Страдивари Венявского. Именовался он так потому, что на этом инструменте Венявский играл в свою бытность концерт­ мейстером Мариинского театра. Кстати, благодаря ему появилось столько знаменитых прекрасных балетных соло для скрипки: Венявский отказывался играть балеты, если специально для него не дописывали какое­нибудь феноменальное соло!

» Тем не менее, вы Страдивари все-таки изменили – с Гварнери?!

Гварнери всегда был моим слабым местом, и вот уже многие годы я играю на скрипках этого мастера. Трудно объяснить разницу между скрипками Страдивари и Гварнери в словах, но главное, наверное, все­таки в различии подхода к звукоизвлечению. Скрипки Страдивари по самой своей сути не по­земному красивы, обладают божественным звуком, витают в облаках. И поэтому мне кажется, что инструменты Страдивари своей элегантностью, красотой и благородством в какой­то мере диктуют условия игры. У Гварнери же кроме этих качеств имеется большой радиус красок в сторону «некрасивости», то есть, если нужно «гавкнуть» или передать какие­то более приземленные человеческие чувства, его скрипки незаменимы.

Читайте также:  Эния биография личная жизнь

Сейчас у меня скрипка Bonjuor Гварнери 1743 года. Она настолько прекрасна визуально, что можно с ума сойти, когда на нее смотришь, – один из самых харизматичных инструментов в мире. О Гварнери часто говорят, что он свои скрипки словно топором вырубал. И моя нынешняя скрипка – апофеоз такой топорной работы, при совершенно волшебных пропорциях и потрясающем звуке.

» Как вы ее нашли?

Она сама нашлась. Друг (по моей наводке) купил эту скрипку и решил дать ее мне в пользование. Конечно, без элемента везения здесь не обошлось!

» Лидерство и партнерство – важные составляющие карьеры музыканта…

Каждый музыкант обладает врожденным чувством лидерства и ощущением сотрудничества, отклика. Если они не сбалансированы, возникают огромные диспропорции. Когда я исполняю какие­то концерты с пианистом, мы оба являемся полноценными участниками. Нет такого, что он мне аккомпанирует, – мы играем на равных. И выступая с оркестром, я также пытаюсь выстроить игру так, чтобы оркестр являлся полноправным участником и исполнение произведения в такой же мере зависело от оркестра, как и от солиста. Нужно уметь найти этот баланс. Когда, к примеру, в произведении главный музыкальный материал идет у кларнетиста или группы инструментов, ты сам должен превратиться в тарелочку с голубой каемочкой, чтобы преподнести их в лучшем свете.

Удивительно, как, играя с хорошим партнером какое­то произведение, можно вообще не обменяться ни одним словом, но своей фразировкой, звуком столько всего рассказать друг другу! Иногда, если играешь с высококлассным музыкантом, даже хорошо, что репетиций мало: не теряешь времени на ненужную болтовню, зато получаешь такой кайф, когда понимаешь друг друга на сцене без слов.

» Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с дирижером Гергиевым.

В первый раз мы с Валерием играли, когда ему было около тридцати лет, а мне – всего четырнадцать. Так что наше сотрудничество длится многие годы. Для меня всегда огромная радость играть с Гергиевым. После концерта ощущаешь не состояние опустошения, а, наоборот, такой мощный заряд, что надо еще два концерта сыграть, чтобы успокоить этот взрыв энергии!

Как­то раз мы с Валерием без репетиций отыграли концерт Чайковского в Карнеги­холле. Конечно, мы этот концерт уже играли раньше на других площадках и запись сделали, но все­таки это был Карнеги­холл! Помню это необыкновенное состояние, когда каждый участник оркестра был на подъеме, какая­то бешеная энергетика лилась! К тому же, в тот день для меня это был рекорд Гиннесса: в один вечер пришлось сыграть два концерта в Нью­Йорке – первое отделение с местной филармонией, а второе – с Гергиевым в Карнеги­холле.

» Мне кажется, что с женой Светланой у вас идеальное взаимопонимание и благодаря музыке. И это огромное счастье, когда два близких человека так глубоко чувствуют и понимают друг друга!

Я бы определил наши отношения простой фразой: когда она находится на расстоянии взгляда от меня, я чувствую себя полноценным. Когда же это расстояние увеличивается (порой это бывает до нескольких тысяч километров), я ощущаю ущербность и половинчатость. И тут уже неважно, понимает она меня или нет: просто мне ее катастрофически не хватает на всех уровнях – эмоциональном, физическом, духовном. Наши отношения – это необъяснимое словами чувство подъема 24 часа в сутки.

» Вашей со Светой дочке несколько месяцев, и еще рано говорить о ее будущем. Вашему сыну от первого брака скоро исполнится пять лет. Думаете, будет музыкантом?

Надеюсь, что он будет заниматься чем­то творческим, не обязательно играть на инструменте, очень уж сложная у музыкантов профессия, и, что самое ужасное, нет надежды на облегчение: с каждым сезоном становится все труднее не только оставаться на плаву, но и идти вперед. Сейчас сын весь в спорте.

» Вы планируете поселиться в Вене: этот город дает специальный статус музыкантам.

Да, это так. И к Москве близко. Хочется иметь европейскую базу…

» Почему не Лондон в таком случае?

Я очень люблю бывать в Лондоне, но жить предпочитаю в Вене. Пять лет прожил в Монте­-Карло, семь – в Женеве, в Германии восемь лет, а еще были Рим и Амстердам.

» Удалось освоить языки стран, в которых вы жили?

Знаю английский, немецкий, итальянский, французский, ну и русский немного. (Смеется.) Труднее всего пришлось с языком в Швейцарии: почту, которую я получал, прочитать не мог и просто выбрасывал. В результате вечно стоял у них в списках разыскиваемых… (Смеется.)

» Какой город вы глубоко чувствуете, считаете своим?

Очень люблю Париж, мог бы долго там жить. Мне трудно ответить на этот вопрос. Думаю, если бы Светлана сейчас в Лондоне постоянно жила, он бы стал для меня главным городом и я мог бы здесь жить и работать. На данный момент меня больше всего тянет Москва. А Вена – как вторая европейская база, чтобы, если между концертами перерыв всего в два дня, можно было передохнуть, отдышаться без длительных перелетов. Вена ведь очень красивый и спокойный город с многовековыми традициями классической музыки. К тому же, пробки в 4 часа дня заканчиваются; зима и лето – настоящие, зимой снег, летом жара. Мне там нравится.

» Не было соблазна взять в руки дирижерскую палочку?

Дирижерство – это своего рода волшебство, в чем­то сродни танцу. Человек, стоящий перед оркестром, при помощи жестов должен, с одной стороны, навязать, с другой – помочь, с третьей – повести за собой, с четвертой – дать каждому высказаться… Это очень сильная профессия, полная неразгаданных секретов. Очевидно, что дирижер должен быть тоталитарной личностью, тираном, обладать тем, что итальянцы называют «лицо – как задница». Мне, к примеру, излишняя чувствительность мешала бы стать дирижером. Если на меня кто­нибудь из оркестра не так посмотрит, я могу очень сильно обидеться, замкнусь и замолчу… Хотя в процессе работы и репетиций многому можно научиться. Когда я стою на сцене как скрипач, чувствую стопроцентную уверенность в себе и часто делаю оркестрантам гораздо больше замечаний, чем дирижер. Причем неважно, кто при этом стоит за пультом – пусть хоть звезда мировой величины! Но стоит мне отложить скрипку и взять в руки палочку, я моментально становлюсь очень уязвимым. И поэтому я в это дело пока не суюсь. Как любой музыкант я понимаю, что оркестр – самый совершенный и уникальный инструмент в мире. Конечно, хотелось бы попробовать себя в дирижерстве, но на то, чтобы избавиться от такого рода неуверенности и комплексов, понадобится много времени, которое пришлось бы просто инвестировать в эту профессию (как в свое время в скрипку). И потому когда это произойдет – я не знаю.

» А есть произведения, которые вы еще не исполняли, но очень хотели бы сыграть?

О, список очень длинный! Стараюсь понемножку его выполнять, готовлю один­два новых концерта в год. Нужно, во­первых, время, а во­вторых – какой­то душевный позыв, против которого не можешь устоять. На следующий сезон я уже решил, что буду играть Пятый концерт Вьетана. Хотелось бы сыграть концерт Элгара – одну из жемчужин скрипичной музыки.

Источник.

Источник