В каком году родилась ольга остроумова
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2019;
проверки требуют 24 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Остроумова.
О́льга Миха́йловна Остроу́мова (род. 21 сентября 1947, Бугуруслан, (Оренбургская область), РСФСР, СССР) — советская и российская актриса. Народная артистка РФ (1993). Лауреат Государственной премии СССР (1979).
Биография[править | править код]
Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).
Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед. Отец Ольги был школьным учителем физики, мать — хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. В семье Остроумовых кроме Ольги ещё две дочери и сын: Раиса, которая работала инженером водного транспорта, в настоящее время пенсионерка; Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре; и Георгий, который в своё время работал на Байконуре, а сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.
Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.
Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем.
В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета[3].
В 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись.
Последняя и самая светлая любовь к Ольге Остроумовой пришла неожиданно. Встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла в кафе “Фиалка” на вечере, в котором оба участвовали. В кафе было прохладно, и Гафт одолжил Остроумовой свой пиджак, после концерта они разговорились, и он пригласил Ольгу в ресторан. Это и стало началом истории их любви, которая продолжается уже больше 20 лет. Они стали встречаться, осторожно приглядывались друг к другу. И вдруг Гафт пропал на 4 месяца. Он сразу почувствовал, что эта женщина – особенная, но сомневался, смогут ли они быть вместе. Позже в квартире Остроумовой раздался звонок и голос в трубке признался, что «больше не может без нее жить». «Будем считать, что первый акт закончился, а антракт затянулся», – пошутила она. Они расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу еще во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».
Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».
Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живёт и работает в Москве.
Семья[править | править код]
- отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника);
- мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
- сёстры — Раиса и Людмила;
- брат — Георгий;
- первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
- второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель;
- дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983);
- внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012);
- третий муж (с 1996) — Валентин Гафт[4] (род. 1935), актёр. Народный артист РСФСР (1984).
Награды и премии[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1982)
- Народная артистка Российской Федерации (16 декабря 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[5]
- Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Мани Поливановой
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность[6]
- Орден Почёта (15 августа 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства[7]
- Орден Дружбы (28 марта 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность[8]
- премия имени А. Довженко.
- «Серебряная нимфа» (Италия) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978)
- Царскосельская художественная премия (2007).
- Звезда Театрала (2015)
- Фигаро (2017)
Театральные работы[править | править код]
- «Синяя Роза» (по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец»). Режиссёр: Александр Марин — Аманда Вингфилд
Московский ТЮЗ[править | править код]
- «Мещане» М. Горького — Елена
- «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина
Театр на Малой Бронной[править | править код]
Дебют в спектакле по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Своей дорогой».
- «Варвары» М. Горького — Лидия
- «Враги» М. Горького — Татьяна
- «Веранда в лесу» — Лида
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
- «Лето и дым» — Роза
- «Лунин, или смерть Жака» — Она
Театр «Эрмитаж»[править | править код]
- «Здравствуйте, господин де Мопассан»
Театр им. Моссовета[править | править код]
- «Вдовий пароход» — Анфиса
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Елизавета Андреевна Протасова
- «Орнифль, или Сквозной ветерок» — Ариана
- «Завтрак с неизвестными» — Маша
- «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева
- «У врат царства» — Элина Карено
- «Мадам Бовари» Г. Флобера — Эмма Бовари
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская
- «Муж, жена и любовник» — Дарья Ивановна
- «Учитель танцев» Лопе де Вега — Фелисьяна
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг
- «Не будите мадам» — Роза
- «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка
- «Римская комедия (Дион)» Л.Зорин — Мессалина
Продюсерский центр Империал[править | править код]
- «Мадам, мы едем в Акапулько» (автор — Ив Жамиак, реж. Ольга Шведова)[9] — Нат
Арт-Партнёр XXI[править | править код]
- «Семейный ужин в половине второго» (реж. Михаил Цитриняк)
Фильмография[править | править код]
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1968 | ф | Доживём до понедельника | Рита Черкасова (дебют в кино) |
1970 | ф | Город первой любви | Нюра |
1971 | ф | Море в огне | Юля Приходько |
1972 | ф | А зори здесь тихие… | Женя Комелькова |
1974 | ф | Любовь земная | Маня Поливанова |
1976 | тф | Когда-то в Калифорнии | миссис Бэтси Беккер |
1976 | тф | Мартин Иден | Лиза Конноли |
1977 | ф | Судьба | Маня Поливанова |
1977 | ф | Хомут для Маркиза | Анна Ивановна, мать Родиона |
1979 | ф | Похищение «Савойи» | Валентина Соколова |
1979 | ф | Гараж | Марина |
1980 | ф | Тихие троечники | Рая |
1980 | тф | Мелочи жизни[uk] | Наташа Бунина |
1981 | ф | Василий и Василиса | Василиса |
1982 | ф | Безумный день инженера Баркасова | Софочка |
1982 | ф | Не было печали | Евгения, бывшая однокурсница Потапова |
1984 | ф | Столкновение | Рута |
1985 | ф | Сестра моя, Люся (фильм) | Клава |
1986 | ф | Время сыновей (фильм) | Людмила Кордина |
1986 | ф | Я сделал всё, что мог (фильм) | Анна Жилина |
1987 | ф | Башня | Кара Семёновна |
1987 | с | Дни и годы Николая Батыгина | Васена |
1987 | ф | Филёр (фильм) | Нина |
1988 | тф | Зимняя сказка (фильм, 1988) | снималась |
1989 | с | Женщины, которым повезло | Наталья |
1989 | ф | Чаша терпения | Елизавета Андреевна |
1990 | ф | Очарованный странник | Евгения Семёновна |
1992 | ф | Очень верная жена (фильм) | Полина Иванова |
1992 | тф | Прощальные гастроли (фильм) | Евгения Ростиславовна Чепалина |
1994 | ф | Уснувший пассажир | Галина Георгиевна |
1997 | ф | Змеиный источник | Тамара Георгиевна, директор школы |
1997 | ф | Не валяй дурака… | Полина |
1999 | тф | У врат царства (фильм) | Элина Карено |
2002 | тф | Новогодние приключения (фильм) | снималась |
2002 | док | Чтобы помнили: Алла Балтер | Имя персонажа не указано |
2002 | с | По ту сторону волков | медсестра Маша |
2003 | ф | Джокер (фильм, 2003) | Атуева |
2003 | с | Зачем тебе алиби? (телесериал) | Ада Дмитриевна |
2003 | с | Бедная Настя | Мария Алексеевна Долгорукая |
2003 | ф | Дни ангела (фильм) | Лиля |
2003 | ф | Фото (фильм) | Имя персонажа не указано |
2003 | с | Желанная (телесериал) | Мария Григорьевна |
2004 | с | Женщины в игре без правил | Мария Петровна Громова |
2004 | кор | Сын (фильм, 2004) | снималась |
2004 | с | Я тебя люблю (телесериал) | Светлана Георгиевна |
2004 | док | Борис Васильев. Чрезвычайный человек | Имя персонажа не указано |
2005 | с | Карусель (телесериал) | Екатерина Людвиговна |
2005 | с | Не родись красивой | Маргарита Жданова |
2006 | док | Андрей Ростоцкий: последний романтик | Имя персонажа не указано |
2006 | док | Эммануил Виторган и Алла Балтер. По обе стороны жизни | Имя персонажа не указано |
2006 | с | Большие девочки (телесериал) | Надежда Николаевна Федорчук |
2007 | тф | Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя | Элла, телережиссёр |
2007 | док | Жизнь без вранья. Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Ольга Остроумова. Очень личное | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова (телепередача): Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова (телепередача): Станислав Ростоцкий | Имя персонажа не указано |
2007 | с | Капитанские дети (телесериал) | Надя Гринёва |
2008 | док | Память о счастье (Семья Ростоцких) (документальный фильм) | Имя персонажа не указано |
2008 | с | Одна ночь любви | Дарья Матвеевна Урусова |
2009 | док | Зинаида Кириенко. Роковая красавица | Имя персонажа не указано |
2010 | док | Гафт, который гуляет сам по себе | Имя персонажа не указано |
2011 | с | Морпехи | Екатерина Кузьминична Морозова |
2012 | док | Евгений Матвеев. Всем сердцем — раз и навсегда | Имя персонажа не указано |
2012 | с | Ефросинья | Олимпиада Фёдоровна Журавская |
2014 | ф | Папа для Софии | Марина Александровна |
2015 | ф | Подлец | снималась |
2018 | с | Глаза в глаза | снималась |
2019 | ф | Ван Гоги | Людмила Васильевна |
Озвучивание[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Интервью Ольги Остроумовой киножурналу Наш Фильм
- Ольга Остроумова на сайте rusactors.ru
Ольга Остроумова — биография
У этой актрисы очень непростая судьба, поэтому она стала знаменитой только благодаря исключительной силе воли и мужественному характеру. Ольга Остроумова всегда воплощала на экране колоритных персонажей, несгибаемых и сильных духом. Именно за это она получила любовь миллионов зрителей, которые ждут от актрисы новых интересных работ.
Прославилась Ольга Остроумова после премьеры фильма «Доживем до понедельника», а потом закрепила свой успех в картине «А зори здесь тихие».
Детство
Родилась Ольга Остроумова 21.09.1947 года в маленьком городишке Бугуруслан недалеко от Оренбурга. Семья девочки была большая и очень дружная. У Ольги было две сестры – Рая и Люда и брат Георгий. Их дом располагался недалеко от церкви, в нем было тепло и по-домашнему уютно. Отца звали Михаил Алексеевич, он был учителем физики и занимал должность регента при церковном хоре. Несколько поколений мужчин этой семьи были священниками, дедушка Ольги тоже имел духовный сан. Мама была домохозяйкой. Ольга любила свой дом и семью, и вынесла из детства только самые светлые воспоминания о том времени.
Фото: Ольга Остроумова в детстве
Остроумова всю жизнь помнила совместные чаепития на небольшой, уютной веранде, игру духового оркестра по воскресеньям, семейные застолья – эти воспоминания поддерживали девушку в трудных жизненных ситуациях.
Ольга хорошо училась в школе, была прилежным и послушным ребенком. Первый контакт с миром искусства произошел в десятилетнем возрасте. Мама повела девочек в театр, на постановку с участием своей подруги. Девочка была по-настоящему счастлива, и это ощущение праздника в душе осталось у нее на долгие годы.
У Ольги появилась мечта – стать актрисой, которая очень удивила родителей, но они не стали отговаривать дочь. Окончив школу в 1966-м, девушка уехала в столицу, чтобы поступить театральный институт.
Она выбрала ГИТИС, и была твердо уверена, что у нее все получится. В дорогу мама дала дочери свежеиспеченные пирожки и свое благословение. Никто даже и не предполагал, настолько важным оно будет для девушки, ведь ей предстояло преодолеть очень трудный путь к своей мечте.
Ольга впервые оказалась в большом городе, чужом и незнакомом, где не было ни одного родного человека. Она еле нашла институт, в который попала лишь под вечер, и чуть не опоздала на прослушивание. Остроумова успешно сдала все экзамены, хоть это было очень не просто. Ее приняли с первой попытки и зачислили на курс к В.А.Вронской.
Театральная карьера
Первым театром в биографии начинающей актрисы стал московский ТЮЗ, куда ее приняли в 1970-м, после получения диплома ГИТИСа. Эта сцена стала началом успешной карьеры. Ольга отдала этому театру три года, в совершенстве освоив за это время актерское мастерство. Через 3 года из театра ушел режиссер П.Хомский, который был ее первым наставником. Ольга тоже сменила сцену, выбрав на этот раз театр на Малой Бронной. Она попала туда с легкой руки своего сокурсника Андрея Мартынова.
Фото: Ольга Остроумова в театре
Обстановка в этом театре была очень теплая и дружеская. Режиссер Дунаев помог актрисе освоиться с репертуаром, и вскоре она была задействована во многих постановках. Затем руководителем театра стал А.Эфрос, с которым у актрисы сложились отличные отношения.
Кроме Остроумовой в основной труппе театра была целая плеяда известных артистов – Олег Даль, Алексей Петренко, О.Яковлева. В этот период Ольга много играет, она задействована в спектаклях «Враги», «Веранда в лесу», «Лето и дым». В 1984-м Эфрос ушел из театра, вслед за ним покинула эту сцену и Остроумова. Новым местом ее работы стал Театр миниатюр, под руководством М.Левитина.
Остроумовой достался репертуар ушедшей в декретный отпуск актрисы Любови Полищук. Первой работой Ольги в новом театре стала постановка «Здравствуйте, господин де Мопассан». Ей дали роль Маргариты в «Мастере и Маргарите», но спектакль так и не вышел по причине болезни режиссера.
И снова Ольга Остроумова меняет место работы. На этот раз выбор пал на Театр им.Моссовета. Первую роль она получила в спектакле «Вдовий пароход», режиссера Г.Янковской. Она сыграла Анфису. В этом театре актриса узнала, что такое скандалы и зависть коллег по сцене. Труппа была не в восторге от новой актрисы, и начала строить всевозможные козни. Но Остроумову не так легко выбить из седла – она была очень сильной и волевой, поэтому не стала опускаться до уровня выяснения отношений с коллегами и мстить им за нелюбовь к себе.
В этом же театре Ольга была задействована в постановке «Мадам Бовари», сыграв главную роль. Эта работа принесла заслуженную награду – премию им.Станиславского. У актрисы было много ролей, но самыми любимыми в этом театре она считает постановки «Белая гвардия», «Учитель танцев», «Вишневый сад», «Серебряный век».
Фильмы
Биография в кино актрисы Остроумовой началась с картины «Доживем до понедельника», которая стала настоящей классикой отечественного кинематографа. Ей досталась роль первой красавицы класса – Черкасовой. Этот образ пришелся по душе многочисленным поклонникам актрисы, особенно мужчинам. А вот настоящую всесоюзную любовь Ольга познала после выхода фильма «А зори здесь тихие», в котором сыграла Женю Камелькову.
Эту ленту смотрели не только в Союзе, но и далеко за его пределами. После этой картины Остроумова получила массу предложений от разных режиссеров, но всем отказала. Дело в том, что все персонажи были похожи на ее Камелькову, а актрисе не хотелось зацикливаться в одном амплуа.
Сама Остроумова любит картину «Василий и Василиса», и свою героиню Василису считает лучшей своей работой в кино. В 1975-м вышла картина «Любовь земная», где Ольга сыграла Маню Поливанову, ставшую впоследствии одной из самых любимых ролей. Вскоре после этой работы, Остроумовой предложили сняться в фильме «Судьба», режиссера Евгения Матвеева. Эти две картины были награждены Золотыми медалями им.Довженко и Государственной премией Советского Союза.
Сотрудничала Остроумова и с режиссером Эльдаром Рязановым. Он пригласил ее на съемки картины «Гараж», где ей предстояло стать профессорской дочерью. Актрисе не очень нравился ее персонаж, потому что она никогда не относила себя к золотой молодежи. Ей хотелось стать незаметной, потому что на фоне тех звезд кинематографа, которые снимались в этом фильме, она чувствовала себя малоопытой и неуверенной начинающей актрисой. В картине можно было увидеть В.Гафта, Ию Савину, Вячеслава Невинного, Лию Ахеджакову.
После выхода картины «Гараж», Ольга два года не снимается, отдавая все время и силы театру. Затем зрители снова увидели любимую актрису в лентах «Не было печали» и «Безумный день инженера Баркасова». В 90-х фильмографию актрисы пополнили семь замечательных работ, среди которых выделяется картина «Змеиный источник». Примечательна она тем, что в этой ленте у Остроумовой отрицательный персонаж – директор школы.
Очень удачными получились последние работы актрисы. Это роль в триллере с элементами мистики «По ту сторону волков», где Ольга стала супругой главного героя, сыгранного блестящим Валентином Гафтом. И еще одной работой гордится актриса Ольга Остроумова – ролью княгини Марии Долгоруковой в сериале «Бедная Настя». Актриса долго думала, браться ей за эту роль или нет, но вскоре ее любовь ко всему новому победила, и эксперимент оказался очень удачным.
Личная жизнь
Первый раз Ольга Остроумова вышла замуж за однокурсника из ГИТИСа Бориса Аннабердыева. Но они были слишком молоды и легкомысленны и вскоре разошлись. Впоследствии Борис сделал себе карьеру на киностудии «Туркменфильм», где работал в качестве режиссера-кинодокументалиста.
Фото: Ольга Остроумова с мужем
В 1973-м Ольга вышла замуж во второй раз. Она влюбилась в Михаила Левитина, писателя и режиссера. В 1975-м у них родилась дочка Ольга, в 1983-м сын Михаил. Супруги назвали детей своими именами. Дочка пошла по маминым стопам и стала актрисой, сын – режиссером, как папа. Их брак длился 20 лет, но все равно дал трещину и в 1993-м супруги развелись. Дети были не в восторге от решения мамы, особенно когда в их жизни появился третий супруг Остроумовой – Гафт.
В 1996-м Остроумова стала официальной женой Валентина Гафта, с которым счастлива по сегодняшний день. Дети подросли и приняли мамин выбор. С Гафтом их связывает уважение и взаимопонимание.
Ольга Остроумова считает свою личную жизнь трудной, но счастливой, ведь у нее есть все, что нужно женщине – любимый муж, дети и внуки.
Избранная фильмография
- 1968 Доживём до понедельника
- 1972 А зори здесь тихие…
- 1977 Судьба
- 1979 Гараж
- 1982 Не было печали
- 1989 Женщины, которым повезло
- 1990 Очарованный странник
- 1994 Уснувший пассажир2002 По ту сторону волков
- 2003 Бедная Настя
- 2008 Адмиралъ
- 2019 Ван Гоги
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.