Уильям тернер биография личная жизнь

Уильям тернер биография личная жизнь thumbnail

Биография

Уильям Тёрнер — известный британский художник-романтик, творчество которого отличалось новаторским подходом к изображению пейзажей. Он использовал преимущественно акварель и масло, предпочитая яркую палитру цветов. Несмотря на то, что поздние картины мастера не были приняты современниками, сейчас трудно переоценить вклад Тёрнера в мировую живопись.

Детство и юность

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер появился на свет приблизительно 23 апреля 1775 года в одном из районов Лондона под названием Ковент-Гарден. Отец будущего художника Уильям профессионально занимался изготовлением париков, а в конце 1770-х основал парикмахерскую. Когда мальчику было 10 лет, он переехал к своему дяде в столичный пригород Брентфорд. Причиной этому послужила душевная болезнь матери Уильяма и сложившаяся из-за этого тяжелая обстановка в семье.

Автопортрет Уильяма ТёрнераАвтопортрет Уильяма Тёрнера / Тейт Британия

Живя у родственника, мальчик начал интересоваться изобразительным искусством. Завершив учебу в школе в конце 1780-х годов, Тёрнер снова перебрался в Лондон, где нашел работу у топографов и архитекторов. Одним из них стал известный английский художник Томас Малтон.

Зимой 1789-го Уильяма, которому на тот момент было 14 лет, зачислили в Королевскую академию художеств. Принимал вступительный экзамен у юноши сэр Джошуа Рейнолдс, являющийся портретным живописцем. В дальнейшем, будучи студентом влиятельного учебного заведения, Тёрнер с удовольствием слушал лекции художника, повлиявшего на творчество акварелиста.

Живопись

За время учебы в академии начинающий художник досконально исследовал полный курс лекций об идеалистическом направлении в искусстве, рассказанных первым президентом художественного заведения. Спустя год после начала учебы работа Уильяма, написанная акварелью, выступила экспонатом на местной ежегодной выставке.

Первая картина Уильяма Тёрнера "Водяная мельница"Первая картина Уильяма Тёрнера “Водяная мельница” / Википедия

Дебютную картину маслом, удостоившуюся экспозиции, Тёрнер создал в 1790-м. Впоследствии произведения художника на регулярной основе выставлялись в академии. В 1791 году он получил должность художника-сценографа в опере “Пантеон”, располагавшейся на Оксфорд-стрит, а также подрабатывал учителем живописи.

Уильям с должным вниманием относился к изучению творчества как мастеров прошлого, так и современных живописцев. Перенимая особенности чужих работ, он пересматривал их образы и выражал собственные ощущения.

Картина Клода Лоррена "Отплытие царицы Савской"Картина Клода Лоррена “Отплытие царицы Савской” / Лондонская национальная галерея

Интересным фактом является то, что мужчина с особенным восхищением относился к живописи Клода Лоррена: по словам Тёрнера, он не смог сдержать слез, увидев его картину, получившую название “Отплытие царицы Савской”. Акварелист утверждал, что такая бурная реакция связана с тем, что ему никогда не доводилось увидеть прежде что-то подобное.

Спустя много лет, когда Уильям заработал известность, он доверил хранение картины “Дидона, основательница Карфагена”, к которой относился как к непревзойденному шедевру, Национальной галерее. Он попросил лишь об одном — чтобы произведение соседствовало с “Отплытием царицы Савской”. Тёрнер подробно изучил профессиональную биографию Лоррена, в том числе альбомы с его гравюрами Liber Veritatis, которые были вдохновлены рисунками зрелого творческого периода французского художника.

Картина Уильяма Тёрнера "Дидона, основательница Карфагена"Картина Уильяма Тёрнера “Дидона, основательница Карфагена” / The Athenaeum

Позже Уильям организовал выпуск собственного альбома, озаглавленного Liber Studiorum и воспроизведенного в аналогичной технике, что и рисунки Лоррена. Издание предназначалось для того, чтобы начинающие художники использовали его в качестве учебника. Гравюры в нем распределялись по тематическим разделам — живопись историческая, архитектурная, бытовая и мифологическая, пейзажи горные и морские.

Первая этюдная поездка Тёрнера случилась в 1791 году. Впоследствии художник постоянно отправлялся в европейские путешествия — в Швейцарию, Францию, Италию, делая зарисовки с помощью походной палитры. Уильям оставил после себя поистине великое наследие — более 10 тыс. набросков и рисунков.

Картина Уильяма Тёрнера "Дождь, пар и скорость"Картина Уильяма Тёрнера “Дождь, пар и скорость” / Лондонская национальная галерея

Работы, запечатленные в походных альбомах, неоднократно становились основой для акварелей живописца, которые он создавал в Лондоне. За свою творческую жизнь мужчина часто возвращался к очень старым своим эскизам.

Уильям Тёрнер, будучи известным художником, получил должность члена-корреспондента Королевской академии 4 ноября 1799-го. Спустя 2 года его произведение “Рыбаки в море” было выставлено в академии, после чего обрело огромный успех и огласку. Художник Бенджамин Уэст сравнил творчество представителя романтизма с голландским живописцем Рембрандтом. 10 февраля того же года Уильям получил статус самого молодого художника, достигшего статуса королевского академика.

Картина Уильяма Тёрнера "Рыбаки в море"Картина Уильяма Тёрнера “Рыбаки в море” / Тейт Британия

Живописец постоянно работал над улучшением своей техники, посвящал много времени изучению связей между геологией и архитектурой, а также особенностям движения воздуха и воды. К началу 19-го века он достиг абсолютной выразительности и силы в своих акварелях, которые обычно присущи живописи маслом.

В своем творчестве Уильям не использовал прием детализации, создавая инновационный вид пейзажа, с помощью которого передавал свои переживания и воспоминания. На картинах Тёрнер воспроизводил образ людей во время пикников, прогулок и полевых работ. С чуткостью и любовью рисуя человека, мастер передавал на полотнах то, насколько несовершенна его природа и насколько герой слаб перед окружающей средой — одновременно спокойной и грозной, но постоянно равнодушной.

Картина Уильяма Тёрнера "Поле при Ватерлоо"Картина Уильяма Тёрнера “Поле при Ватерлоо” / Artchive

В 1807-м Уильям устроился на работу в Королевскую академию на должность преподавателя перспективы. Он составил программу обучения таким образом, чтобы она охватывала не только вопросы, непосредственно касающиеся заявленного предмета, но и гораздо более широкий круг тем. Лекции Тёрнера представляли собой переосмысление курса Рейнолдса и обращались к любимой теме художника — вопросу “живописи поэтической”.

Уильям Тёрнер обрел особую популярность после написания картин, которые посвящены войнам с Наполеоном — “Поле при Ватерлоо” и “Трафальгарское сражение”.

Живописец в первый раз побывал в Италии в 1819 году. Он посетил Турин, Милан, Рим, Венецию и Неаполь, где занимался изучением творчества современных местных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Рафаэль.

Картина Уильяма Тёрнера "Трафальгарское сражение"Картина Уильяма Тёрнера “Трафальгарское сражение” / Тейт Британия

Вместе с путешествием в Италию картины Уильяма стали более яркими, а их палитра — интенсивнее с доминированием базовых цветовых сочетаний. Также в его творчестве появилась новая венецианская тема, которая стала особенной для художника. Он 3 раза побывал в Венеции — в 1819-м, 1833-м, 1840-м, поэтому воспоминания об этом городе отражались и на полотнах.

Однако не всех удовлетворяли успехи Тёрнера — коллекционер и художник сэр Джордж Бомон откровенно критиковал «вольность» и «аляповатость» его произведений. А чуть позже новаторство и инновационность в творчестве Уильяма, которые предвосхищали этапы живописи конца 19-го — начала 20-го веков, вызвали неоднозначную реакцию современников.

Картина Уильяма Тёрнера "Последний рейс корабля «Отважный»"Картина Уильяма Тёрнера “Последний рейс корабля «Отважный»” / Лондонская национальная галерея

Публика Викторианской эпохи, которая предпочитала реализм, практически не отличающийся от фотоискусства, а также приторный сентиментализм и более скромную цветовую гамму, с трудом воспринимала многие работы художника.

В 1830–1840-х годах Тёрнер все чаще слышал в свой адрес нелестные выпады от аудитории и критиков. У художника даже была репутация сумасшедшего из-за некоторых его работ, граничивших с абстракционизмом. В связи со всем этим королева Виктория отказалась возводить Уильяма в рыцари. Однако были и ярые защитники творчества британского живописца — писатель Джон Рёскин дал ему звание величайшего художника всех времен.

Личная жизнь

О личной жизни выдающегося художника известно крайне мало, он тщательно скрывал подробности своих отношений. С молодых лет и до самой смерти родителя, которая пришла в 1829-м, Уильям проживал вместе с ним. Отец являлся и помощником, и другом.

Документальный фильм “Цвет времени. Уильям Тёрнер”

Тёрнер так и не нашел женщину, которую готов был бы сделать своей официальной женой. Но долгие годы жил совместно с немолодой вдовой по имени Сара Дэнби. У пары родились двое детей, обе девочки. Далее Уильям 18 лет был в отношениях с Кэролайн Бут, живущей в Челси.

Смерть

Именно в Челси 19 декабря 1851 года жизнь художника оборвалась. Причиной смерти стало заболевание холерой. Последние слова Уильяма Тёрнера — “Солнце — это Бог”. Художника похоронили в соборе святого Павла рядом с могилой сэра Джошуа Рейнолдса.

Тимоти Сполл в роли Уильяма Тёрнера (кадр из фильма "Уильям Тёрнер")Тимоти Сполл в роли Уильяма Тёрнера (кадр из фильма “Уильям Тёрнер”)

В 2014-м вышел художественный фильм режиссера Майка Ли, повествующий о финальном этапе жизни английского художника-мариниста. Уильяма Тёрнера сыграл талантливый актер театра и кино Тимоти Сполл.

Картины

  • 1799 – “Автопортрет”
  • 1812 – “Снежная буря”
  • 1812 – “Переход Ганнибала через Альпы”
  • 1818 – “Дордехт”
  • 1835 – “Гранд-канал”
  • 1839 – “Последний рейс корабля «Отважный»”
  • 1840 – “Невольничий корабль”
  • 1844 – “Дождь, пар и скорость”
  • 1845 – “Восход с морскими чудовищами”
  • 1845 – “Замок Норем, восход”

Источник

Александр Генис: Живопись крупнейшего английского художника Тёрнера в последние годы переживает бурный ренессанс. Отчасти это связано и с глубоким интересом к его странной биографии.

Говорят, что Тёрнер заменил Англии сразу несколько школ живописи. Он был романтиком, реалистом, прото-импрессионистом и, как выяснилось после его кончины, предшественником абстракционистов. В 1851-м году, когда Тёрнер завершил свой успешный и плодотворный жизненный путь, в его мастерской осталось 500 незаконченных картин. Многие из них до сих пор оставляют зрителя в недоумении. Как в середине викторианского века мог появиться художник, создававший дерзкие нефигуративные картины, предвещающие самые смелые открытия ХХ века?

От Тёрнера, впрочем, можно было ждать чего угодно. Он всегда был разным, хотя и стремился к одному: к «эстетическому потрясению, внушающему зрителю восторг и ужас».

О новых работах, посвященных Тёрнеру рассказывает ведущая КО АЧ Марина Ефимова.

Марина Ефимова: В Англии вышли сразу две биографические книги о художнике Джозефе Уильяме Тёрнере. Кроме того, принято решение поместить его автопортрет на купюру в 20 фунтов стерлингов. Что вызвало эту неожиданную вспышку любви к пейзажисту начала позапрошлого века, давно вставшему в ряд великих живописцев Англии?

По общему мнению, причина одна – художественный фильм 2014 г. «Мистер Тёрнер» режиссёра Майка Ли. Фильм охватывает последние 25 лет жизни художника, впрочем, сама жизнь мелькает в фильме лишь короткими (правда, впечатляющими) сценами. В основном же, это фильм об отношениях художника с предметом его страстной любви: с пейзажем, со светом (с восходом, туманом, грозой) и с кораблями – на водной глади, во время бури, в битвах, в людных гаванях или в открытом море на фоне закатного пожара. И ни один фильм, пожалуй, не подходил по своей эстетике так близко к живописи, как «Мистер Тёрнер». Этот фильм – о состязании художника с природой (чтобы не сказать: с Богом). Когда Тёрнер умирал, он, очнувшись от предсмертного забытья, вдруг, сказал: «Солнце – Бог!» и усмехнулся кощунственно. Это были его последние слова.

Судя по данным обеих биографических книг, английский актёр Тимоти Сполл с поразительной точностью передал в фильме характер старого художника:

Диктор: «Он был одержимым воркоголиком (оставил после себя 19 000 картин и рисунков); страстным созерцателем (чьи глаза всегда устремлены к горизонту в поисках нового «атмосферного сюжета»); человеком, который сам себе закон, и нелюдимом, повернувшимся спиной к людям и к обществу. Те, кто был с ним знаком, помнили его ворчуном, который не говорил, а мямлил, иногда тихонько рычал – выражая недовольство. Он не договаривал фраз и терзал синтаксис, но при этом прекрасно знал историю, Библию, мифологию и поэзию и даже сам писал стихи (которые, правда, показали, что язык – не его стихия).

Марина Ефимова: Родившийся в 1775 году и умерший в 1851-м, Тёрнер жил во времена, когда Англия вела войну с Наполеоном, занималась работорговлей и переживала индустриальную революцию, но художник не воевал за короля, не приветствовал индустриализацию и не боролся с рабством. Его сферой было наблюдение и изображение, а не общественная деятельность».

Правда, у него есть поразительная картина 1840 г. – «Корабль работорговцев, с которого сбрасывают в море трупы рабов». Но корабль этот – лишь еле видные мачты в зареве заката, а трупы рабов – черные штрихи в красочном месиве волн.

Карьера Тёрнера была безоблачной до последнего десятилетия жизни. Он постоянно выставлялся, умело находил покупателей и покровителей и был признан британской Королевской Академией художеств. Поэтому его биографам грозит опасность монотонности, тем более, что личная жизнь художника тщательно им скрывалась от чужих глаз. Франни Мойл, автор книги «Тёрнер. Необычайная жизнь в необычайные времена», выходит из положения, сосредоточившись именно на необычайных временах. Она описывает то, что видел Тёрнер во время своих бесконечных путешествий – например, в постреволюционной Франции:

Диктор: «Нервы английских джентльменов-путешественников напрягались не только от вида стоявших на площадях гильотин, но и оттого, что содержатели гостиниц разговаривали с ними, как с равными. Амьенский мир 1802 года был лишь кратким перерывом между войнами, которые на много лет лишили Тёрнера, тогда 28-летнего, путешествий по Европе. Он возобновил их (с еще большей страстью) только в 40 лет».

Марина Ефимова: Книга Мойл полна предположений и воображаемых сцен, но мастерские описания исторических коллизий и (по выражению одного рецензента) «метеорологических мелодрам на мольберте» художника, дополняют одно другое и создают живое ощущение «эпохи Тёрнера». Книга читается с увлечением.

Биограф Шайнс в своей книге «Тёрнер. Жизнь в искусстве» выбрал другой путь. Он сосредотачивается на «битвах кистей», на художественных веяниях времени. В отличие от книги Мойл, первый том его труда рассчитан на знатоков и искусствоведов. Он описывает историю каждой картины Тёрнера, каждой его художественной находки.

Диктор: «Исследование техники его акварелей показало, что Тёрнер неустанно улучшал свое мастерство. Будучи начинающим художником, он уже использовал 60 тонов красок, тогда как его предшественники-пейзажисты использовали только 18».

Марина Ефимова: Главным техническим (так сказать) достижением Тёрнера и особенностью его стиля было то, что он использовал технику акварели, работая маслом. Это придавало световому фону его картин небывалый эффект воздушности, подвижности, эфемерности. Но главное – и тут уж дело, видимо, не только в технике – картины Тёрнера всегда дают ощущение некоего божественного присутствия, ощущение судьбы, а не просто, скажем, гибели корабля в бурю. Критик Джон Рёскин, который первым открыл Тёрнера для широкой публики, написал о нём:

Диктор: «Тёрнер – художник, который сосредотачивается не на локальной правде события, а умеет волнующе воспроизвести всё настроение Природы».

Марина Ефимова: Все же читателю интересно узнать, каким человеком был художник Тёрнер. И тут биографам нечем нас порадовать. Они пытаются оценить картину «Корабль работорговцев» как свидетельство аболиционизма художника, но оба признаются, что это не помешало ему вложить деньги в рабовладельческую ферму на Ямайке. Тёрнер не заботился о матери (которую они с отцом заперли в сумасшедший дом) и терпеть не мог жену, оставленную им с двумя малолетними дочерьми – к которым он тоже был явно равнодушен. Правда, известно, что он любил отца: тот жил с ним до самой своей смерти и помогал сыну в работе. Любовная жизнь Тёрнера скрыта от биографов, поэтому они фантазируют, строя свои фантазии на слухах (например, о несчастной любви художника, которая целый 1796 год не давала ему работать), или на его рисунках – например, на скетче, сделанном в Швейцарии в 1802 году. На нём смутно угадываются две обнажённые женские фигуры, раскинувшиеся на постели. Биограф Мойл, в своих стараниях сделать Тёрнера более человечным и близким читателю, предполагает, что художник провел ночь, полную удовольствий, с двумя молодыми швейцарками. А строгий Шайнс считает, что Тёрнер просто морализировал.

Один факт последних 25-ти лет жизни художника известен доподлинно – у него были две женщины, которые жили по разным адресам и не знали о существовании друг друга. Поэтому режиссер Майк Ли имеет полное право на свою интерпретацию этих отношений (не знаю, насколько близко к истине). Тёрнер оставил жить в своем доме женщину-калеку, бессловесную и по-собачьи преданную ему. А сам поселился у милой, весёлой и независимой женщины – вдовы, у которой он снял комнату с видом на море. Решающим моментом в их отношениях, если верить фильму, были ее удивительные слова, адресованные новому жильцу – ворчуну-художнику: «Мне кажется, – сказала она, – в вас есть много того, что выше моего понимания. Я думаю, вы – человек каких-то огромных возможностей и прекрасных чувств».

Тёрнер всю жизнь экспериментировал в живописи, двигаясь от реализма к тому, что позже получило название «импрессионизм». Разочарованные посетители музеев называли его последние картины «мазнёй» и даже пустили слух, что художник слепнет, а вот Клод Монэ именно эти работы изучал особенно детально. Однако автор статьи о Тёрнере в американской энциклопедии так отделяет его живопись от импрессионизма:

Диктор: «Хотя поздние работы Тёрнера импрессионистичны, и он – очевидный предшественник французской школы, Тёрнер, тем не менее, всегда стремился не просто точно изобразить оптический феномен, но выразить духовность мира».

Марина Ефимова: Возможно, именно поэтому английского живописца Джозефа Миллорда Уильяма Тёрнера официально относят к эпохе Романтизма.

Источник

   Быть новатором в самом консервативном государстве Европы совсем нелегко. Это требует мужества и уверенности в своей правоте. Особенно сложным бывает прокладывать новые пути в изобразительном искусстве. Уильяму Тернеру это удалось…

   23 апреля 1775 года в семье лондонского цирюльника Тернера родился сын Уильям. Детство мальчика не было счастливым, виной всему душевная болезнь матери. По характеру Уильям был неразговорчивым, даже замкнутым. Близким человеком для него был только отец, который души в сыне не чаял и активно поддерживал его во всех творческих начинаниях.

   Цирюльня Тернеров располагалась в самом центре торгового Лондона, в квартале Ковент-Гарден. С детства Уильям полюбил рисование и всякую возможность использовал для того, чтобы убежать на берег Темзы и заняться любимым делом. Отец юного художника выбирал из работ сына лучшие акварели, вставлял в рамку и вывешивал на стенах своего заведения. Клиенты часто обращались к хозяину цирюльни с просьбой продать какую-то из работ, что Тернер-отец и делал, хваля сына за то, что пополняет семейный бюджет.

   Среди клиентов Тернеров были и профессиональные художники, которые искренне заинтересовались работами юного дарования. Именно по рекомендации известных живописцев сын цирюльника Уильям Тернер был принят в Королевскую академию, ему тогда исполнилось 14 лет, а учителем его стал великий Рейнольдс .

   Прошел только один год, а одна из акварелей Тернера была включена в экспозицию ежегодной выставки Академии. В истории чопорной и так зависимой от всевозможных традиций Англии до этого не бывало, чтобы в такой солидной выставке принимал участие 15-летний художник…

   Популярность молодого художника росла стремительно. Его манера, сложившаяся под влиянием французских мастеров романтизма, нравилась англичанам. Очень скоро Тернер стал финансово независимым от отца и переехал в престижный район города.
В 1802 году 27-летний художник стал самым молодым академиком в истории Англии. Теперь он мог выставлять свои работы без предварительного согласования с комиссией, стал творчески полностью свободным.

   Тернер был мастером многогранным и основательным. Чтобы научиться точнее передавать на холсте движение воды и воздуха, он серьезно изучает физические законы, посещает лекции по естественным наукам. Постепенно его работы становятся все революционнее и идут вразрез с модой.

   Благодаря поддержке меценатов, Тернер отправляется на Континент, чтобы совершенствовать мастерство. Из этой поездки мастер привозит целый ряд картин, которые считаются шедеврами его творчества. Критика захлебывается от восторгов. Один из теоретиков даже сравнивает его с Рембрандтом, что является высшей похвалой для художника.

   Тернер в своем творчестве стремится передавать поэтичность и изменчивость живой природы, постепенно перестав уделять внимание деталям, а также выбирая все более контрастное сочетание цветов. Подобная вольность и эмоциональность все меньше нравится публике, привыкшей к фотографической точности живописцев, сентиментальной сладости работ и блеклой “гармоничной” цветовой гамме. Чем более абстрактными становились работы мастера, тем критичнее воспринимало общество его новые работы. Все закончилось тем, что публика стала считать мастера не совсем психически здоровым.

   Королева Виктория отклонила представление художественной общественности о даровании сыну цирюльника рыцарского титула. Художник все больше замыкался в себе и часто пропадал в маленькой квартирке, которую купил для одной из своих женщин.

   19 декабря 1851 года художник умер на руках своего врача. Долгое время его позднее творчество оставалось забытым и недооцененным.

Только к началу 20 века стало ясно, что импрессионизм своими корнями уходит не в творчество художников “барбизонской школы”, а в работы английского художника Уильяма Тернера, сына лондонского цирюльника.

Источник