Теодор курентзис биография личная жизнь
Биография
Среди талантливых дирижеров, дарящих миру музыку, особенно выделяется Теодор Курентзис. Этот обаятельный артист привлекает внимание публики не только своей виртуозной игрой, но и творческими достижениями. Где бы ни появился роскошный брюнет, все внимание неизменно переключается только на него, начиная от слабого пола и заканчивая любопытными папарацци.
Детство и юность
Теодор Курентзис родился 24 февраля 1972 года в столице Греции — Афинах. По знаку зодиака он Рыбы. С первого дня жизнь Теодора тесно переплеталась с музыкой. Родители будущего артиста, как только ребенку исполнилось 4 года, отдали горячо любимое чадо в музыкальную школу. В раннем детстве юное дарование осваивало азы игры на клавишных инструментах, познавало таинство звучания скрипки.
Талантливый дирижер вырос под звуки классической музыки. Известно, что каждое утро мама будила сына игрой на фортепьяно. Родительница, работавшая проректором Афинской консерватории, привила Курентзису любовь к иллюзорному миру звуков. Помимо прочего, младший брат дирижера также связал жизнь с музыкой, став композитором.
В 15-летнем возрасте Теодор окончил теоретический факультет греческой консерватории, а спустя год завершил курс обучения игры на струнных инструментах. Все в руках Теодора горело и спорилось. Инструменты любили молодое дарование, на что тот отвечал им взаимностью. После окончания консерватории юноша приступил к урокам по вокалу.
Теодор Курентзис в молодости
В 1990 году одаренный музыкант организовал свой собственный оркестр, играющий камерную музыку. Теодор самостоятельно подбирал репертуар, занимался с членами коллектива, просуществовавшего четыре года. После дирижер пришел к выводу, что ему необходимо продолжить обучение, чтобы достичь новых вершин.
Мало кто знает, но уже в молодости Теодор увлекся музыкой русских композиторов, постоянно ее слушал и изучал. Поэтому неудивительно, что в 1994-м дирижер приехал в культурную столицу России со взвешенным решением покорить ее своим мастерством и талантом. В тот год гениального музыканта сразу взяли на курс Ильи Мусина в консерваторию Санкт-Петербурга. Известно, что в процессе учебы Теодор прошел стажировку в питерском оркестре Юрия Темирканова.
Стоит отметить, что преподаватели Курентзиса уже тогда прочили вундеркинду великое будущее, отзываясь о нем исключительно в положительном ключе. В беседах с представителями СМИ артист не раз говорил, что все, чего он добился, — заслуга его мудрых наставников. Окончив консерваторию, молодой дирижер с головой погрузился в работу.
Личная жизнь
В отличие от большинства звезд, дирижер со всемирно известным именем с удовольствием общается с представителями прессы, рассказывая журналистам подробности личной жизни и о планах на ближайшее будущее.
Теодор был женат. В свое время сердце молодого человека покорила изящная балерина Мариинского театра Юлия Махалина. Об отношениях двух звезд тогда писали все СМИ. Правда, этот союз не был долгим, в семье так и не появились дети. Теодор оформил с женой развод, и каждый пошел своей дорогой.
Сейчас музыканту приписывают неимоверное количество романов, однако о своих женщинах Теодор предпочитает молчать.
Устроившись в пермский театр, Курентзис выбрал оригинальное место для проживания. Он поселился в деревенском коттедже, в часе езды от города. Тайну дома дирижера зрителям открыла телеведущая Наталья Барбье.
Теодор старается выделять время для полноценного отдыха. Как правило, он отправляется в творческий отпуск на 2 месяца. Но не всегда отъезды связаны с отдыхом. Осенью 2019 года музыкант объявил об отмене собственных концертов с симфоническим оркестром штутгартского радио по состоянию здоровья.
Творчество
На протяжении пары лет виртуоз сотрудничал с Владимиром Спиваковым и национальным оркестром, с которым он даже побывал на международных гастролях. Затем была работа с оркестром имени Петра Чайковского и кругосветное путешествие по США, Болгарии и горячо любимой Греции. Новым витком в карьере Курентзиса стала работа дирижером в московском театре, в котором Теодор отыграл 2 постановки великого Джузеппе Верди.
За время карьеры Теодор посетил превеликое количество фестивалей и конкурсов, а также сыграл пару сотен различных мировых и российских произведений.
Оркестр Music Aeterna и камерный хор New Siberian Singers, созданные Теодором, появились во время работы дирижера в Новосибирске. Эти музыкальные объединения стали известны по всему миру, а поездки с выступлениями по городам прибавили к армии поклонников творчества Курентзиса еще тысячи человек. В новосибирском театре оперы и балета Теодор дебютировал постановкой балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, хореографом которого выступила Алла Сигалова.
Впервые на одной сцене Чечилия Бартоли и Теодор Курентзис. 13 и 15 сентября на Люцернском фестивале два вечера с…
Опубликовано Teodor Currentzis Пятница, 13 сентября 2019 г.
Теодор Курентзис и Чечилия Бартоли
С этими коллективами Теодор в разное время осуществил концертные исполнения опер «Дидона и Эней» (Генри Перселл), «Орфей и Эвридика» (Кристоф Глюк), «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» (Вольфганг Амадей Моцарт), «Золушка» (Джоаккино Россини). Неоднократно дирижер участвовал в постановке оперы «Травиата».
Среди лучших спектаклей раннего периода его творческой биографии значится опера Джузеппе Верди «Аида». В 2004-м постановка была удостоена премии «Золотая маска». Через 3 года такого же успеха Теодор добился, представив на суд музыкальных критиков оперу «Золушка» Сергея Прокофьева.
Значимым событием 2007 года стала постановка «Реквиема» Верди в рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру». Дирижер изменил привычную концепцию произведения, использовав аутентичный состав оркестра, характерный для времени великого итальянского композитора.
with Patricia Kopatchinskaja
photo by Masha Mitroshina
Опубликовано Teodor Currentzis Пятница, 11 августа 2017 г.
Теодор Курентзис и Патриция Копачинская
В январе 2011 года Теодора назначили на пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Петра Чайковского. Известно, что тогда вместе с ним в Пермь переехала часть музыкантов оркестра Music Aeterna. После этого Курентзис поставил оперу «Иоланта» в Королевском театре в Мадриде.
Работа на территории Российской Федерации продолжается до сих пор. Сам Теодор не раз говорил, что останется здесь навсегда. Его влечение к русской музыке, фольклору настолько пронзительное, что покинуть края, ставшие ему родными, он уже не сможет. В 2014 году музыкант получил российское гражданство.
В 2017-м именитый дирижер продолжил колесить по миру, выступая в разных городах с концертной программой, состоящей из полюбившихся публике композиций. В конце ноября артист посетил Санкт-Петербургскую филармонию имени Дмитрия Шостаковича, Московскую консерваторию имени Петра Чайковского и концертный зал «Тонхалл» (Цюрих).
Ксения Собчак взяла интервью у знаменитого дирижёра Теодора Курентзиса afisha.mstrok.ru/33035
Бывший художественный…
Опубликовано Афиша Нижнего Тагила Четверг, 4 июля 2019 г.
Теодор Курентзис и Ксения Собчак
График выступлений был расписан по дням. Перед Новым годом любители классической музыки, проживающие в Новосибирске, Красноярске, Тюмени и Перми, также услышали концертное исполнение знакомых мелодий оркестром Music Aeterna.
Летом 2018 года Курентзис в сопровождении оркестра Пермской оперы в рамках Зальцбургского фестиваля исполнил 9 симфоний Людвига ван Бетховена.
Достоверно известно, что музыканта нет в «Инстаграме» и «Твиттере». О последних новостях из жизни Теодора поклонники узнают на официальном сайте дирижера. Там любой желающий может ознакомиться с расписанием ближайших концертов, а также материалами, связанными с творческой биографией звезды.
Verdi’s Requiem in New York
Photo by Alexandra Muravyeva
Опубликовано Teodor Currentzis Среда, 20 ноября 2019 г.
Теодор Курентзис и оркестр МusicAeterna
Теодор был приглашен на роль главного героя, советского физика Льва Ландау, в проект режиссера Ильи Хржановского — биографическую драму «Дау». Съемки были запущены в 2009-м, только спустя 10 лет в Париже состоялась мировая премьера фильма. Это единственная работа дирижера в художественном кино в качестве актера. В 2013-м Курентзис также снялся в документальной ленте Conduction.
Летом 2019 года руководство Пермского оперного театра объявило о расторжении контракта с художественным руководителем Теодором Курентзисом. О причинах своего ухода из театрального коллектива дирижер рассказал в интервью Ксении Собчак в ее шоу «Осторожно, Собчак!».
По словам маэстро, репетиционные условия в Перми оставляли желать лучшего. Но именно в таких «голодных» условиях Теодор сумел представить миру бессмертные произведения Густава Малера, Альфреда Шнитке. Уже осенью было достигнуто соглашение на проведение в 2020 году Дягилевского фестиваля. Гонорар дирижера составил порядка 600 тыс. руб.
Творчество Теодора Курентзиса освещается на телевидении. В свое время он становился гостем программ «На ночь глядя», «Нескучная классика». Брал интервью у музыканта и Владимир Познер.
Теодор Курентзис сейчас
В 2019 году дирижер переехал в Санкт-Петербург, куда пригласил артистов оркестра Musica Aеterna. Репетиционной базой музыкантов стал Дом радио. Здесь же Теодор и его коллеги провели круглый стол на тему «Музыка — это зеркало или то, что отражается в нем?».
В число ярких выступлений нового периода вошли концерты оркестра в большом зале «Зарядье 2019» и в Московской филармонии вместе со скрипачкой Патрицией Копачинской.
Сейчас Теодор Курентзис продолжает расширять репертуар своего оркестра новыми произведениями, а в начале апреля 2020 года состоялся релиз первой записи бетховенской антологии. Диск был создан на студии Sony Classical.
Дискография
- 2014 — Rameau – The Sound of Light
- 2014 — Mozart: Le nozze di Figaro
- 2014 — Mozart: Così fan tutte
- 2015 — Stravinsky: Le Sacre du Printemps
- 2016 — Tchaikovsky: Violin Concerto, Op. 35 – Stravinsky: Les Noces
- 2016 — Mozart: Don Giovanni
- 2017 — Tchaikovsky: Symphony No.6
- 2018 — Mahler: Symphony No. 6
- 2020 — Beethoven: Symphony No. 5
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 января 2020;
проверки требуют 68 правок.
Теодо́р Куре́нтзис (греч. Θεόδωρος Κουρεντζής — Тео́дорос Курентзи́с; род. 24 февраля 1972[1][2], Афины[3]) — российский дирижёр греческого происхождения, музыкант, актёр. Создатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna.
Биография[править | править код]
Родился в Афинах в музыкальной семье. Мать — пианистка,
брат Вангелино — композитор и пианист. С четырёх лет обучался игре на фортепиано, а с семи — на скрипке. В возрасте 12 лет поступил в Греческую консерваторию, где обучался на факультетах струнных инструментов и теоретическом, которые окончил в 1987 и 1989 годах соотвественно. Изучал композицию у Георгия Хаджиникоса (англ.)русск. и Б. Шрека, вокал у Диона Ариваса. Продолжил обучение в Афинской Академии у профессора Костаса Паскалиаса (англ.)русск., позже посещал мастер-классы Г. Габора. В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.
В 1994 году уехал в Россию, чтобы учиться дирижированию в Петербургской консерватории у легендарного дирижера Ильи Мусина. В 1999 году стал ассистентом дирижёра оркестра Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. С 2003 года — дирижёр НФОР. В 2004—2010 годах — главный дирижер НГАТОиБ в Новосибирске, где основал Оркестр и хор musicAeterna. В 2011—2019 годах был художественным руководителем Театра оперы и балета в Перми, куда перевез musicAeterna. Пермь впервые стала оперной столицей России. В 2019 году сделал musicAeterna независимым коллективом и перевез его в Санкт-Петербург, разместив в Доме Радио.
Сотрудничал с оркестрами «Виртуозы Москвы», БСО, РНО, ГАСО, «Новая Россия». Принимал участие в концертных программах Оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, Оркестра Мариинского театра. В 2011 году стал главным приглашенным дирижером, а с апреля 2017 — главным дирижером Оркестра Юго-Западного радио Германии.
В 2014 году принял гражданство России.
Творчество[править | править код]
Курентзиса называют неординарным дирижером, способным даже самый известный музыкальный материал интерпретировать по-новому. «Не ожидайте ничего похожего на то, что вы слышали», – так анонсировала The Times концерт Курентзиса с musicAeterna летом 2018 года.
Курентзис первым в России начал внедрять принципы исторически информированного исполнительства — направления в исполнительском искусстве, стремящегося точно воссоздать звучание музыки прошлого за счет игры именно на тех
инструментах, для которых она была написана (например, на смычковых с жильными струнами) в соответствии с принятой в ту или иную эпоху эстетикой и правилами игры. «Аутентистский подход, требующий особой и супервысокой профессионализации (в консерваториях ему практически не учат), у Курентзиса каким-то чудом сразу начал давать необычный эффект: любая музыка любых
эпох стала казаться остросовременной, а современная приобретала вневременные качества»[4]. Курентзис обновил традиционный для российского музыкального театра репертуар. С musicAeterna он работает над средневековой духовной музыкой, барочными операми, экспериментальными сочинениями современных авангардных авторов, в том числе и написанными по его заказу, как, например, хоровая опера «Tristia» Филиппа Эрсана (2016), опера «Cantos» Алексея Сюмака (2016), скрипичный концерт Сергея Невского (2015), опера «Носферату» Курляндского (2014).
Как постановщик Курентзис сотрудничает с ведущими мастерами западной сцены: Робертом Уилсоном, Ромео Кастеллуччи, Питером Селларсом, Теодором Терзопулосом. Совместно с Селларсом он создал диптих «Иоланта»/«Персефона», представленный в 2012 в Королевском театре Мадрида, и оперу Перселла «Королева индейцев» (2013), вышедшую на DVD на лейбле Sony Classical и получившую премию ECHO Klassik award. В 2017 году совместная постановка Курентзиса и Селларса открыла оперную программу Зальцбургского фестиваля: коллектив из России выступил в такой роли впервые. С тех пор musicAeterna стал постоянным участником фестиваля: в 2018 году был исполнен полный цикл симфоний Бетховена, а в 2019 году — «Идоменей» (совместно с Селларсом и Фрайбургским барочным оркестром). Совместно с Уилсоном Курентзис поставил в 2016 году «Травиата». Постановка была признана главным событием театрального сезона 2016/2017 в России, получив три награды Национальной премии «Золотая маска». Премьера драматической оратории «Жанна на костре», поставленной Курентзисом и Кастеллуччи, состоялась в 2018 году, став обладателем двух «Золотых масок».
Среди других ключевых постановок в карьере Курентзиса – «Пассажирка» Вайнберга с Венским симфоническим оркестром в Брегенце (2010), «Леди Макбет Мценского уезда» (2012), «Макбет» Верди (2016) в Цюрихе и «Золото Рейна» Вагнера (2015, Бохум).
Хронология творчества[править | править код]
- 2002 — дирижёр-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» Александра Щетинского (либретто А. Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля 2002 года.
- 2003 — дирижёр-постановщик балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского в НГАТОиБ (балетмейстер Алла Сигалова).
- 2004 — дирижёр-постановщик оперы Верди «Аида» в НГАТОиБ (режиссёр Д. Черняков). Спектакль удостоен премии «Золотая маска».
- 2005—2006 — концертные исполнения опер «Дидона и Эней» Пёрселла, «Орфей и Эвридика» Глюка (в редакции Берлиоза), «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» Моцарта. Дирижёр-постановщик спектаклей НГАТОиБ «Свадьба Фигаро» (режиссёр-постановщик — Т. Гюрбача) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссёр-постановщик — Г. Барановский). Становится одним из учредителей и арт-директоров, а в 2006 — соорганизатором фестиваля-школы современного искусства Территория.
- 2007 — концертное исполнение «Золушки» Россини. Спектакль НГАТОиБ «Золушка» стал лауреатом премии «Золотая маска», а Курентзис, дирижёр и музыкальный руководитель балета, награждён специальным призом жюри «За яркое воплощение партитуры С. С. Прокофьева». В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» представил публике «Реквием» Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, который звучал на премьере 1874 года. В сезоне 2007—2008 Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с оглушительным успехом (ссылка).
- 2008 — дебютировал в Парижской национальной опере в качестве дирижёра-постановщика оперы Верди «Дон Карлос» и выступил музыкальным руководителем постановки оперы Верди «Макбет», совместного проекта НГАТОиБ и Парижской национальной оперы. В 2009 премьера с огромным успехом прошла в Париже.
- 2009 — постоянный приглашенный дирижёр Большого Театра, где под его руководством состоялась премьера оперы Берга «Воццек» (постановка Д. Чернякова).
- 2012 — дирижёр-постановщик опер «Иоланта» и «Персефона» (режиссёр Питер Селларс) в мадридском театре Реал, а также «Медеяматериал» Паскаля Дюсапена в рамках 6-го Дягилевского фестиваля в Перми. Предлагает создать в Перми консерваторию с современной системой образования[5].
- 2015 — гастроли на Люцернском фестивале.
- 2017 — стипендиат (artist-in-residence) Люцернского фестиваля[6]. С оркестром «Pratum Integrum», объединившим лучших российских исполнителей старинной музыки на исторических инструментах, подготовил, исполнил и принял участие в записи СD первой русской симфонии — «Симфонии C-dur» Максима Березовского.
- 2018 — первый концерт musicAeterna под управлением Курентзиса на BBC Proms.
- 2019 — гастрольный тур по Японии (Токио, Осака) и дебют Нью-Йорке в концертном зале The Shed. Подписал контракт на проведение Дягилевского фестиваля в 2020 году[7]. Услуги художественного руководителя оценили в 600 тысяч рублей[8].
Дискография[править | править код]
На лейбле Alpha Records
- Перселл: Дидона и Эней. 2008
- Моцарт: Реквием. 2011
- Шостакович: Симфония №14. 2011
На лейбле Harmonia Mundi[en]
- Шостакович: Фортепианные концерты. 2012
На лейбле Sony Classical Records[en]
- Моцарт: Le nozze di Figaro, 2014
- Рамо: The Sound of Light. 2014
- Моцарт: Cosi fan tutte, 2014
- Стравинский: Весна священная, 2015
- Чайковский: Концерт для скрипки с оркестром / Стравинский «Свадебка», 2016
- Моцарт: Don Giovanni, 2016
- Чайковский: Шестая симфония, 2017
- Малер: Шестая симфония, 2018
- Бетховен: Симфония №5, 2020
Кино[править | править код]
- 2009 — исполняет роль Льва Ландау в биографической драме И. Хржановского «Дау»[9].
- 2013 — участвует в документальном фильме «Conduction» режиссера Алексея Логинова.
- 2020 — вместе с Сергеем Нурмамедом снимает фильм “План Б” — о судьбе музыкантов оркестра musicAeterna в период коронавируса Covid-19.
Гражданская позиция[править | править код]
Ещё будучи в Новосибирске, подал заявку на получение российского гражданства[5], которая была удовлетворена весной 2014 года[10].
В начале апреля 2015 года опубликовал открытое письмо, в котором выразил беспокойство по поводу решения министерства культуры о снятии с должности директора НГАТОиБ Бориса Мездрича[11]:
«Сложно представить, что есть люди, которые настолько устали от свободной России, что скучают по стукачеству и репрессиям советского прошлого… Выходит, страшные уроки истории нас ничему не научили… Не значит ли это, что наступают времена, когда свободно творить мы сможем только за пределами нашей страны? Ну а здесь будут играться только правительственные концерты и музыка, которую заказывает начальник в соответствии со своими вкусами?»
В августе 2017 года поддержал Кирилла Серебренникова, обвинённого в хищениях[12]:
«Интеллигентного человека, не оказывающего сопротивления, хватают и уводят в тюрьму люди в масках, как преступника. Такое грубое обращение и предвзятое отношение к художнику недопустимо. Это дискредитирует саму систему правосудия в нашей стране. Если так будет продолжаться, режиссеры будут бояться делать свою работу, которая требует свободы высказывания и поиска нового языка. А если государственная система лишится доверия, мы пропали.»
В июне 2018 года в программе Владимира Познера дирижер так прокомментировал свои заявления[13]:
«Я не писал их [письма], чтобы оказать влияние на министерство культуры. Я писал их ради человеческой поддержки тем людям, которым она была необходима. Я не занимаюсь политикой, мне она не интересна. Последние три тысячи лет ничего не изменилось в политическом мире. И я не испытываю надежды. Проблема в человеке.»
В этом же интервью Теодор Курентзис рассказал почему он выбрал Россию в качестве своего дома:
«Я люблю Россию, людей. Мне здесь лучше, чем в Германии. То, что говорят про русскую душу, не сказки. Мы много ночей с друзьями на кухне решали мировые проблемы. Это очень утопическая страна.»
Награды и премии[править | править код]
- Командор ордена Феникса (2018, Греция)[14].
- Орден Дружбы (29 октября 2008 года, Россия) — «За большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом»[15].
- Лауреат премии «Золотая маска»:
- 2007 — Специальная Премия Жюри музыкального театра: опера «Золушка», Новосибирский театр оперы и балета
- 2008 — Специальная Премия Жюри музыкального театра: опера «Свадьба Фигаро», Новосибирский театр оперы и балета
- 2011 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Воццек», Большой театр
- 2013 — Лучшая работа дирижера в балете: балет «В сторону Дягилева», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
- 2013 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Cosi fan tutte», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
- 2015 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Королева индейцев», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского[16]
- 2017 — Лучшая работа дирижера в опере: опера «Травиата», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
- 2018 — Специальная Премия Жюри музыкального театра: спектакль «Cantos», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
- 2018 — Лучшая работа дирижера в балете: балет «Золушка», Пермский Театр оперы и балета им. Чайковского
- «Строгановская премия» (2013) — «За высокие достижения в области культуры и искусства»
- KAIROS-Preis: 2016[17]