Татьяна шестакова актриса личная жизнь

Татьяна шестакова актриса личная жизнь thumbnail

Татьяна Шестакова

Татьяна Шестакова

Татьяна Борисовна Шестакова. Родилась 23 октября 1948 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер. Лауреат Государственной премии СССР (1986). Заслуженная артистка РСФСР (1987). Народная артистка РФ (1995). Жена режиссера Льва Додина.

Татьяна Шестакова родилась 23 октября 1948 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В 1972 году окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, курс З.Я. Корогодского и Л.А. Додина.

В 1972-1975 годах играла в Ленинградском ТЮЗе, среди ее работ: «Наш Чуковский»; «Наш цирк»; «Наш, только наш»; «Открытый урок».

В 1975-1981 годах служила в Ленинградском театре Комедии им. Н.П. Акимова, среди ее работ: «Романтики» Сирано де Бержерака; «Баня» В. Маяковского; «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского; «Сказки Арденнского леса» У. Шекспира; «Муза» А. Никитина (реж. П. Фоменко); «Свадьба» А.П. Чехова (реж. П. Фоменко).

В 1981-1984 годах играла в Ленинградском БДТ, среди ее работ: Соня – «Дядя Ваня» А. Чехова; «Кафедра»; «Кроткая» (на сцене МХАТа).

С 1973 года начала сниматься в кино, дебютировав в фильме «Соленый пёс».

Известность к ней пришла в 1974 году после главной роли в музыкальном фильме-сказке «Царевич Проша» режиссера Надежды Кошеверовой. Татьяна Шестакова сыграла принцессу.

Татьяна Шестакова в фильме “Царевич Проша”

Татьяна Шестакова Царевич Проша

Снималась в кино о середины 1980-х годов. Заметными стали роли в картинах «На всю оставшуюся жизнь» (Клава Мухина), «Человек, которому везло» (Надя), «Ненаглядный мой» (Фаина), «Подсудимый» (Анна Ефремова), «Иди и смотри» (мать Флёры), «Где-то гремит война» (Августа).

Татьяна Шестакова в фильме “На всю оставшуюся жизнь”

Татьяна Шестакова На всю оставшуюся жизнь

Татьяна Шестакова в фильме “Подсудимый”

Татьяна Шестакова Подсудимый

Далее актриса всецело сосредоточилась на театральной сцене.

С 1984 года служит в Ленинградском Малом драматическом театре – Театре Европы, в котором стала одной из ведущих актрис.

Работы Татьяны Шестаковой МДТ – Театре Европы:

Лизавета Пряслина – «Дом» по Ф. Абрамову;
Анфиса – «Братья и сестры» по Ф. Абрамову;
Анна – «Звезды на утреннем небе» А. Галина (также режиссёр);
Мать Иисуса, Идеалистка, Она – «В сторону солнца» А. Володина;
Соня – «Все течет» В. Гроссмана;
Лебядкина – «Бесы» по Ф. Достоевскому;
Марта – «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста;
Раневская – «Вишнёвый сад» А. Чехова;
Элегантная дама – «Роберто Зукко» Б-М. Кольтеса;
Катя и жена Прапорщика – «Клаустрофобия» по мотивам русской современной прозы;
Генеральша – «Пьеса без названия» А. Чехова;
Соня – «Чевенгур» А. Платонова;
Коломбина – «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской;
Молли – «Молли Суини» Брайена Фрила;
Аркадина – «Чайка» А. Чехова;
Анна Семёновна Штрум – «Жизнь и судьба» по В. Гроссману;
Мэри Тайрон – «Долгое путешествие в ночь» по Юджину О`Нилу;
Анфиса – «Три сестры» А. Чехова;
Клавдия – «Портрет с дождём» по сценарию А. Володина;
Жена Миллера – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера;
Нина – «Он в Аргентине» Л. Петрушевской (также — режиссёр);
Шарлотта Ивановна — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (реж. Л. Додин).

В 1986 году стала лауреатом Государственной премии СССР за исполнение ролей Лизаветы и Анфисы в спектаклях «Дом» и «Братья и сестры» по Ф. Абрамову на сцене МДТ.

Заслуженная артистка РСФСР (20.07.1987).

В 1992 году – лауреат премии «Триумф».

Народная артистка РФ (25.04.1995).

В 2007 году актриса стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Анны Семёновны Штрум в спектакле «Жизнь и судьба» по В. Гроссману. За эту же работу была удостоена премии Правительства Санкт-Петербурга.

В 2000-е зрители увидели актрису в нескольких фильмах-спектаклях. В 2016 году на экраны вышел фильм-спектакль «Жизнь и судьба», в котором она исполнила одну из своих звездны ролей – Анну Семеновну Штрум.

Татьяна Шестакова в фильме-спектакле “Жизнь и судьба”

Татьяна Шестакова Жизнь и судьба

Личная жизнь Татьяны Шестаковой:

Муж – Лев Абрамович Додин, советский и российский театральный режиссер, сценарист, педагог, Народный артист Российской Федерации.

Татьяна Шестакова и Лев Додин

Татьяна Шестакова и Лев Додин

Татьяна Шестакова и муж Лев Додин

В декабре 2002 года Татьяна Шестакова, будучи в Париже, выбросилась из окна. Актриса получила переломы рук и ног. Как писали СМИ, это было связано с творческим кризисом, поскольку с главных ролей ее перевели на возрастные.

Фильмография Татьяны Шестаковой:

1973 – Соленый пёс – Надя
1974 – Царевич Проша – принцесса
1974 – Баллада о парнишке (фильм-спектакль)
1975 – На всю оставшуюся жизнь – Клава Мухина, санитарка
1978 – Человек, которому везло – Надя, жена
1982 – Дом (фильм-спектакль) – Лизавета
1983 – Ненаглядный мой – Фаина
1983 – Гори, гори ясно… – Ксюша Маркелова, станочница, односельчанка Парфёна
1985 – Подсудимый – Анна Ефремова, гражданская жена Скулова (озвучила Татьяна Иванова)
1985 – Иди и смотри (Come and See) – мать Флёры
1986 – Где-то гремит война – Августа
1987 – Кроткая (фильм-спектакль)
1989 – Звезды на утреннем небе (фильм-спектакль) – Анна
2008 – Бесы (фильм-спектакль) – Лебядкина Марья Тимофеевна
2009 – Пьеса без названия (фильм-спектакль) – Анна Петровна Войницева
2010 – Жизнь на сцене своей судьбы (документальный)
2016 – Жизнь и судьба (Life and Fate) (фильм-спектакль) – Анна Семеновна Штрум

Режиссерские работы Татьяны Шестаковой:

1989 – Звезды на утреннем небе (фильм-спектакль)

Источник

Оглавление

    Личная жизнь Льва Додина, его жены и дети
    Первая жена Льва Додина
    Биография талантливой актрисы — жены Льва Додина

Великий режиссер Лев Абрамович Додин в 1993 году был удостоен почетного звания Народный артист России и трех Госпремий нашей страны (1992, 2002, 2015), а еще ранее, в 1986 он стал лауреатом Государственной премии СССР. Всего имеет 16 государственных наград. Личная жизнь Льва Додина тесно связана с его творчеством. Женился талантливый постановщик дважды, и обе его супруги — актрисы.

Татьяна шестакова актриса личная жизнь

На фото: Лев Додин

Личная жизнь Льва Додина, его жены и дети

Прославленный Петербуржец родился 14 мая 1944, в г. Сталинск, в настоящее время г. Новокузнецк. С 1983 года он является худруком МДТ, а с 2002 года и по сей день — его директором. Кроме того, Лев Абрамович преподает в государственном институте сценических искусств Российской Федерации, где воспитал плеяду признанных артистов и режиссеров-постановщиков, к которым сам относится с сердечной теплотой и гордится ими, как мастерами театрального искусства.

Читайте также:  Кто муж у актрисы ольги погодиной личная жизнь

Лев Додин в молодости

Лев Додин в молодости

Брат режиссера-постановщика 58 театральных представлений, шесть из которых, зарубежные (Нидерландская опера, Национальный театр, г. Хельсинки и др.) — доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН Давид Додин. А его дочь, заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра — Театра Европы Дина Додина, которая работает в МДТ вместе со своим дядей и под его общим руководством.

На фото: Додин Давид Абрамович

На фото: Додин Давид Абрамович

Дина Додина

Дина Додина

Лев Додин сегодня является почетным членом жюри театральных и литературных премий и дает мастер-классы у себя на родине и в других странах. Художественный руководитель Петербургского Малого драматического театра является также лауреатом многих престижных, как российских, так и иностранных премий, обладателем наград «Золотая маска» и «Золотой софит». Первая его жена — актриса Наталья Тенякова (род. 1944 г.).

Лев Додин на репетиции спектакля «Живи и помни»

Лев Додин на репетиции спектакля «Живи и помни»

Первая жена Льва Додина

Для Натальи Ленинград — родной и самый любимый город, в котором она родилась, окончила школу и, как и сам известнейший режиссер-постановщик, поступила в Государственный институт театра, музыки и кино. Наташа и ее будущий супруг познакомились еще в ее студенческие годы, когда девушка учились в ЛГИТМиКе, где с 1967 года он успешно преподает. После получения диплома, Наталья Максимовна была принята в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, где и берет начало ее творческая биография. Ее мужем стал Лев Додин.

Наталья Максимовна Тенякова - первая жена Льва Додина

Наталья Максимовна Тенякова — первая жена Льва Додина

Однако биография двух людей, подчиненных великой силе творчества, в конце шестидесятых резко изменилась. Работая над телеспектаклем, Наталья повстречалась с ее «интеллектуальным кумиром» Сергеем Юрским, в которого она сразу же влюбилась… В результате их рабочие отношения переросли в нечто большее, невзирая на то, что она была замужем за Львом Додиным, а Юрский состоял уже несколько лет в браке с несравненной Зинаидой Шарко. В 1970 году Наталья Тенякова вышла замуж во второй раз.

Сергей Юрский и Наталья Тенякова

Сергей Юрский и Наталья Тенякова

Биография талантливой актрисы — жены Льва Додина

Татьяна Борисовна Шестакова (род. 23 октября 1948, г. Ленинград) встретила свою судьбу еще будучи студенткой на факультете актерского мастерства в институте сценических искусств, где преподавал ее будущий муж. После получения диплома, в 1972 году, ее пригласили на первую роль в комедийное кино «Соленый пес», где выпускнице посчастливилось сыграть главную героиню этого фильма. С 1984 года она начала работать в МДТ, где трудится и до сих пор, периодически снимаясь в короткометражных, а также в драматических и мультипликационных фильмах.

Лев Додин и его жена Татьяна Шестакова

Лев Додин и его жена Татьяна Шестакова

Свою личную жизнь и отношения супруги не афишируют. Доподлинно известно, что своих детей у Льва Абрамовича и Татьяны Борисовны нет. Племянница Додина, Дина, которая пошла по стопам своего известнейшего дяди, практически, заменив им дочь, сейчас работает заместителем художественного руководителя в МДТ. Фото и видео материалы о замечательной творческой чете можно посмотреть на личном сайте Льва Додина.

Татьяна шестакова актриса личная жизнь

Жену Льва Додина, неповторимую в своем артистизме, зрители полюбили по таким фильмам, как «Царевич Проша»; «Гори, гори ясно…»; «Соленый пес»; «Человек, которому везло»; «Подсудимый»; «Ненаглядный мой»; «Иди и смотри»; «Где-то гремит война» и другим. Всего Татьяна Борисовна сыграла более шестидесяти персонажей в театре и кино, и сегодня с успехом продолжает свою работу. Ее труд отмечен такими наградами, как «Заслуженная артистка России» и «Народная артистка Российской Федерации».

Татьяна Шестакова в фильме «Царевич Проша»

Татьяна Шестакова в фильме «Царевич Проша»

Она также является Лауреатом: Государственной премии России; премии «Триумф»; высшей театральной премии города Санкт-Петербург «Золотой софит», полученной в номинации «Лучшая женская роль». Народная и Заслуженная артистка России Татьяна Шестакова прожила вместе со своим мужем полевка. За это время в семейной биографии супругов было немало знаковых событий, но любовь и теплые нежные чувства они сохранили на всю жизнь.

Татьяна шестакова актриса личная жизнь

Лев Додин на церемонии вручения Государственных премий Российской Федерации

Лев Додин на церемонии вручения Государственных премий Российской Федерации

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шестакова.

Татья́на Бори́совна Шестако́ва (род. 23 октября 1948 года, Ленинград, СССР) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (1995). Лауреат Государственной премии СССР (1986).

Биография[править | править код]

Татьяна Борисовна Шестакова родилась 23 октября 1948 года в Ленинграде.

  • 1972 год — окончила актёрский факультет Российского государственного института сценических искусств, курс З. Я. Корогодского и Л. А. Додина.
  • 1973 год — первая роль в кино: главная героиня в драме с элементами комедии «Солёный пёс».
  • 1984 год — начало работы в театре МДТ, где Татьяна Борисовна трудится и поныне.

Личная жизнь[править | править код]

Муж: Л. А. Додин, российский режиссёр.

Театральные работы[править | править код]

Ленинградский ТЮЗ[править | править код]

  • «Наш Чуковский»
  • «Наш цирк»
  • «Наш, только наш»
  • «Открытый урок»

Ленинградский театр Комедии им. Н. П. Акимова[править | править код]

  • «Романтики» Сирано де Бержерака
  • «Баня» В. Маяковского
  • «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского
  • «Сказки Арденнского леса» У. Шекспира
  • «Муза» А. Никитина (реж. П. Фоменко)
  • «Свадьба» А. П. Чехова (реж. П. Фоменко)

Ленинградский БДТ[править | править код]

  • Соня («Дядя Ваня» А. Чехова)
  • «Кафедра»
  • «Кроткая» (1985, на сцене МХАТа)

Ленинградский Малый драматический театр — Театр Европы[править | править код]

  • Лизавета Пряслина («Дом» по Ф. Абрамову, 1980)
  • Анфиса («Братья и сестры» по Ф. Абрамову, 1985)
  • Анна («Звезды на утреннем небе» А. Галина, 1987, также режиссёр)
  • Мать Иисуса, Идеалистка, Она («В сторону солнца» А. Володина, 1987)
  • Соня («Все течёт» В. Гроссмана, 1988)
  • Лебядкина («Бесы» по Ф. Достоевскому, 1991)
  • Марта («Разбитый кувшин» Г. фон Клейст, 1993)
  • Раневская («Вишнёвый сад» А. Чехова, 1994)
  • Элегантная дама («Роберто Зукко» Б-М. Кольтеса, 1994)
  • Катя и жена Прапорщика («Клаустрофобия» по мотивам русской современной прозы, 1994)
  • Генеральша («Пьеса без названия» А. Чехова, 1997)
  • Соня («Чевенгур» А. Платонова, 1999)
  • Коломбина («Квартира Коломбины»[2]Л. Петрушевской, 1999)
  • Молли («Молли Суини» Брайена Фрила, 2000)
  • Аркадина («Чайка» А. Чехова, 2001)
  • Анна Семёновна Штрум («Жизнь и судьба» по В. Гроссману, 2007)
  • Мэри Тайрон («Долгое путешествие в ночь» по Юджину О’Нилу, 2008)
  • Анфиса («Три сестры» А. Чехова, 2010)
  • Клавдия («Портрет с дождём» по сценарию А. Володина, 2011)
  • Жена Миллера («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 2012)
  • Нина («Он в Аргентине» Л. Петрушевской, 2013, также — режиссёр)
  • Шарлотта Ивановна — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (2014, реж. Л. Додин)
Читайте также:  Людмила гаврилова актриса личная жизнь муж

Фильмография[3][править | править код]

— главная роль

Награды и премии[править | править код]

  • 1986 — лауреат Государственной премии СССР — за спектакли «Дом» и «Братья и сёстры» Ф. А. Абрамова, поставленные на сцене ЛГМДТ.
  • 1987 — Заслуженная артистка РСФСР (20 июля 1987 года) — за заслуги в области советского театрального искусства[4].
  • 1992 — лауреат премии «Триумф».
  • 1995 — Народная артистка Российской Федерации (25 апреля 1995 года) — за большие заслуги в области искусства[5].
  • 2007 — лауреат высшей театральной премии города Санкт-Петербург «Золотой софит»[6] в номинации «Лучшая женская роль»[7].
  • 2007 — лауреат премии Правительства города за роль Анны Семёновны Штрум в спектакле «Жизнь и судьба» по роману В. Гроссмана.
  • 2008 — Орден Почёта (1 сентября 2008 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[8].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Страшный рок над театром Европы
  • Человек дня — петербургская актриса Татьяна Шестакова

Источник

Татьяна шестакова актриса личная жизнь Театр Европы, более известный как Додинский театр, или Малый драматический театр Санкт-Петербурга переживает очередной кризис. Обошлось пока что без смерти. Ведущая актриса театра Татьяна Шестакова, жена Льва Додина в Париже в конце декабря прошлого года выбросилась из окна. Она выжила, отделавшись переломами рук и ног.

Сам режиссер уже несколько месяцев находился в депрессии, не появлялся в театральном институте на своем курсе, приостановил репетиции “Мастера и Маргариты”.

У Татьяны Шестаковой, по словам сотрудников театра, в последнее время был творческий кризис, поскольку с главных ролей ее перевели на возрастные.

О Додинском театре мрачные легенды ходят давно. Наиболее сильный шок у поклонников театра был после самоубийства известного артиста Владимира Осипчука, которое последовало несколько лет назад.

Это был затяжной творческий кризис актера, возможность жить без театра, столкнувшаяся с невозможностью жить дальше в нем. Впрочем, точных причин не знает никто. Да это и неважно.

Смерть Осипчука закрепила за театром мрачную славу Дома, откуда уйти невозможно.

Для актера стать учеником Додина было равно тому, чтобы вступить в добровольное рабство, отдать за успех душу. Они все становились у Додина крупными звездами — не на час, на всю жизнь. Но за это надо было отречься от себя, сложив жизнь к ногам Мастера. Таков его творческий метод и тут ничего не поделать.

У многих в последний момент сработал инстинкт самосохранения, как у Максима Леонидова — он почувствовал, что надо бежать…

“- Максим, вы ведь в свое время закончили в Ленинграде Театральный институт. Среди ваших учителей был Лев Додин, который считается сегодня одним из лучших театральных режиссеров. У вас не возникало желания поработать в одной команде со своим знаменитым учителем?

– Было такое. Когда я ушел из группы “Секрет” и не собирался еще уезжать в Израиль, у меня состоялся серьезный разговор со Львом Абрамовичем. Мы даже решили, что я, наверное, приду работать в его театр. Но потом я испугался и испугался совершенно закономерно. Потому что, учась у Льва Додина, я прекрасно понимал, что такое его театр. Это абсолютное стопроцентное в театре и больше нигде. Это нужно отдать всего себя не только театру, но и непосредственно Льву Абрамовичу. Дело в том, что это особая режиссура, особые театральные отношения. В общем, это не для меня. Я довольно свободолюбивый парень и мне тяжело так безоговорочно отдавать себя в руки пусть даже и любимого учителя.”

Но многие выбирали иной путь, и Осипчук был из них.

Додинский театр выковыривает из зрителя далеко спрятанные переживания, взывает к атавизмам сознания, будит рефлексы на уровне симпатической нервной системы. Но это дается актерам ценой собственной колоссальной работы, ценой жизни в иной системе координат. Ценой отказа от дневного света — в театральном зале, как известно, нет окон, а почти все время они проводят там.

О системе координат — в мире Додинского театра — свой язык и свои персонажи. О Додине уже написано как о Мастере, создавшем театральную школу и метод. О жертвах метода пока не написано, вероятно, потому, что они — добровольные и — во имя искусства. В переводе с театрального это значит — святые.

“Додин не употребляет слово “замысел”, тем более его сниженные варианты вроде пресловутой “задумки”. Его заменяет странное на посторонний слух существительное сговор и производные от него глаголы сговориться, сговариваться. Эти осторожные слова означают уровень взаимопонимания, достигнутый участниками работы, в противовес единоличной, персональной идее режиссера, выходящего к остальным участникам репетиционного процесса с замыслом.

Слово “репетиция” употребляется в разговорах с администрацией, художественно-постановочной частью, на пресс-конференциях и т.п. Артистам же и участникам известно слово проба, в общем, соответствующее немецкому “die Probe” (проба, опыт, испытание, образец, репетиция). Французское “la repetition” (повторение, репетиция) в корне противоречит творческой философии Додина, это будет ясно позднее. Нет места в лексике Додина и “прогону” – одному из самых распространенных словечек театрального арго. Если в процессе постановки спектакля пьеса или какая-либо ее крупная часть играется без остановок — это называется сквозная проба. Слово проба означает также и “этюд” – репетиционное сочинение артистов. При этом часто можно услышать этюдное самочувствие, не всегда в положительном смысле, в зависимости от ситуации.

В репетиционной и учебной работе нет “перерывов” или “антрактов” – всегда паузы. Пауза — содержательный структурный момент, когда накапливаются новые мысли, представления, видения, по додинской терминологии — внутренние тексты. На памяти автора в конце репетиции или урока ни разу не прозвучало “закончили” или “на сегодня всё” и т.п. Вместо этого говорится “на этом прервемся”, что, очевидно, можно не комментировать.

Читайте также:  Алиса виноградова актриса личная жизнь

Почему-то Додин не любит глагол “уйти” в его буквальном значении, означающем направление движения. Он предпочитает глагол разойтись, видимо, в силу его не такой уж полной завершенности.

В творческой лаборатории Додина сфера слова едва ли не доминирует. Все его основные идеи, намерения, импульсы выражаются преимущественно через слово, всегда оригинальное и выразительное. Шестичасовой монолог — не такая уж большая редкость в биографии Додина, педагога и режиссера. Автору по крайней мере трижды довелось быть свидетелем такой формы общения со студентами и артистами. И все три раза Додину было что сказать.

При этом отношение Додина к слову по меньшей мере двойственно. Он не любит академических терминов в работе. Большинство театральных слов с его точки зрения заплесневело, а иные так субъективно толкуются, что надежнее пользоваться своими собственными. Отсутствие спецтерминологии в общепринятом виде объясняется и одной из личных фобий Додина: страхом оказаться в рабстве у слов на подсознательном уровне. Их беспросветная власть исследовалась в спектаклях “Повелитель мух”, “Бесы”, “Клаустрофобия”, “Чевенгур”, отчасти в “Гаудеамусе”.

Вообще лингвистический анализ режиссерско-педагогического метода Додина мог бы дать любопытные результаты. Изменения в творческой психологии ощутимы уже на уровне словаря. Вот высказывания пятнадцатилетней давности: “…я уверен: сегодняшнего зрителя нужно надолго и основательно выбить из его привычного течения жизни… Зрителя, который заскочил в театр, надо заставить понять… Для меня сегодня идеал театра — это не тот, который легко укладывается в мое привычное течение жизни, а тот, что вырывает меня из него, ставит под сомнение, требует что-то пересмотреть”.

Слав почти что пророческие. И срок исполнился. Надо что-то пересмотреть. Срочно, потому что поступок Шестаковой — острый сигнал к тому, чтобы пересмотреть.

Актеры Додину преданы самозабвенно, по-детски, впитав его пиетет к процессу рождения театра, и отождествляя режиссера с творцом театра.

“- Я сейчас вспоминаю, что перед премьерой “Чайки” в питерском Малом драматическом театре актер Петр Семак получил серьезную травму шеи. Он настоял, чтобы премьеру не откладывали, играл в гипсовом воротнике, потому что не хотел подводить свой театр, своего режиссера…

– Значит, в театре у Льва Додина создана команда и сформированы определенные ценности.”

Это не совсем так. Потому что сформированы не ценности, а сверхценности, и если в системе происходит второй страшный сбой — пришло время сверхценности эти менять, иначе — рухнуть всему миру. Как рушится театральное здание Театра Европы на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге: “Мы побывали во многих театральных школах Европы, оттуда к нам обращаются за помощью, за советами, с просьбами о всякого рода стажах и курсах, но мы не можем здесь принять коллег, потому что если я их поведу по нашей лестнице, то их хватит кондрашка. Когда-то эта лестница была не менее безобразна, ее никак не хотели чинить. Но вдруг, на наше счастье, пронесся слух, что приедет тогдашний первый секретарь обкома — кажется, на спектакль “Братья и сестры”. Обрадованный директор тут же позвонил в райком партии, прислали бригаду рабочих и всю лестницу обили железом, прикрыв многовековую гниль. Первый секретарь обкома не приехал, но долгие годы лестница выглядела пусть и странно по архитектурным признакам, но, по крайней мере, пристойно. Сегодня все отодрано, и снова многовековая гниль высунулась наружу. Среди всего этого ходим, репетируем. Конечно, никого молодого я туда пустить просто не могу, мне стыдно.” – Говорит Лев Додин о здании театра…

Но Додинский театр жив не лестницей, а кулисами — духом кулис, атмосферой, которую создает Додин. Говоря об успехе, он немного лукавит.

” – За рубежом, как, впрочем, и дома, публику влечет встреча с подлинным искусством, — считает Лев Додин. — Никого нельзя заманить и заставить терпеливо высидеть в зрительном зале длительное время (а ведь наш спектакль в трех частях по роману Достоевского “Бесы” длится около 10 часов!), если происходящее на сцене не созвучно с мыслями и переживаниями публики. Актеры с предельной искренностью и страстью делятся размышлениями о современных моральных и духовных проблемах, которые волнуют всех. Считаю, что именно эту искренность и злободневность как раз и ценит зритель, будь то в Париже, Лондоне, Брюсселе, Амстердаме или в Петербурге.”

Зритель ценит не искренность, зритель чувствует, как на додинской сцене из артиста вытекает настоящая жизнь, как тратится на него, зрителя, кровь и плоть, и потому театр Додина — настоящий.

“- Чувства художественной растерянности избежать не удается, потому что постоянно находишься в состоянии растерянности перед тем, что хотел бы выразить. Художественная растерянность — неотъемлемое свойство человека, который хотел бы что-то сказать. Когда сказать нечего, тогда немоты нет, слов хватает. А вот когда сказать и понять хочется многое, тебя охватывает немота, которую преодолеть очень трудно. Иногда хочется не раскрывать рта. Но я думаю, это не потому, что отстаешь от ритма сегодняшней жизни. Как от нее можно отстать? Сегодняшняя жизнь бьет тебя по голове своими событиями, унижает своим отношением к культуре. Она делает тебя беззащитным от кого бы то ни было. Она взрывает небоскребы в Нью-Йорке и дома в Москве. От чего ты отстаешь? Ты теряешься от того, что не можешь рассказать историю про небоскреб? Но ты и не должен ее рассказывать. Просто в том спектакле, который ты делаешь, сказываются твои нервы, которые это пережили. Если ты делаешь спектакль своими нервами, то волей-неволей этот небоскреб рухнет и в твоем спектакле. Если ты делаешь спектакль чем-то другим, ты тем более не будешь испытывать никакой растерянности, потому что все рецепты ясны и понятны.”

Додинский небоскреб рухнул. Из окна в Париже. Надо теперь, чтобы уцелел мастер. Потому что все жизни актерские в додинском театре, как ниточки, зажаты в его руке. Они без него не могут, не хотят, не умеют. Они решили так сами, и это было последним решением. Или — предпоследним, что — самое страшное.

Источник