Татьяна пельтцер личная жизнь дети

Татьяна пельтцер личная жизнь дети thumbnail

Биография

Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков, но основу фильмографии артистки составляют картины, в которых она мать, бабушка, няня.

Актриса Татьяна Пельтцер

Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта. К слову, точного количества кинолент с участием Татьяны Ивановны никто не знает.

Детство и юность

Биография народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Татьяны Пельтцер началась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил Таню живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.

Татьяна Пельтцер в детстве с отцом Иоганном Робертовичем

Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.

Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерству она не училась — отсутствие образования мешало карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло поздно — почти в 50 лет.

Театр

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.

Татьяна Пельтцер в молодости

Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

Татьяна Пельтцер в театре

Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)

Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.

В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.

Народная артистка СССР Татьяна Пельтцер

С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».

Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».

Фильмы

Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль артистка получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пропылилась на полках 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.

Татьяна Пельтцер (кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»)Татьяна Пельтцер (кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»)

Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее.

Читайте также:  Ольга будина личная жизнь муж дети

Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в сказке «Морозко» и комедии «Укротительница тигров», бабушек в «Карантине», «Раз, два — горе не беда!», преподавателя в киноповести «Это мы не проходили», медсестру в «Медовом месяце», Бабу-Ягу в «Там, на неведомых дорожках».

Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги (кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках...»)Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги (кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках…»)

Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. В мелодраме «Вам и не снилось» у нее не совсем положительный образ: героиня читает чужие письма, придумывает всевозможные отговорки, только бы любимый внук не связывался с одноклассницей.

Не одно поколение зрителей выросло на сюжетах «Ералаша» с участием Пельтцер, на мультфильмах и радиопостановках, в которых звучит голос Татьяны Ивановны. Например, «Три толстяка», «Волк и семеро козлят», «Приключения домовёнка», «Ёжик плюс черепаха».

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.

Татьяна Пельтцер

Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.

Замуж Пельтцер вышла только раз за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого и зачем-то призналась в этом мужу. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер

Биографы так и не нашли ответа на вопрос, как женщине, по некоторым сведениям, получившей немецкое гражданство, удалось уцелеть в период репрессий, вернуть прежнюю фамилию и остаться жить в Москве.

Выдвигались предположения, что Пельтцер согласилась сотрудничать с НКВД, впрочем, не получившие подтверждения. Да и от депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зелёная, Борис Андреев и Мария Миронова. Они пошли в Министерство культуры и убедили чиновников в благонадежности артистки.

Татьяна Пельтцер в последние годы

Семьей актрисы стали отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в 1975-м.

Актриса была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она выглядела простоватой растеряхой, а в жизни оказалась педантом и аккуратисткой. Никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с Пельтцер, по отзывам коллег, было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

Смерть

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов. Отношения у этой пары были особые. Пельтцер ценила в молодом коллеге талант и открытость, а он осыпал ее только им двоим понятными комплиментами.

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов

Со временем «любимой бабушке страны» пришлось лечиться в психиатрической клинике. В 1992-м Пельтцер снова попала в больницу с нервным перенапряжением. Там актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причина смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.

Могила Татьяны Пельтцер

Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив — театру «Ленком». Памяти любимицы миллионов телеканал культура посвятил документальный фильм «Родное лицо».

Существует легенда, что незадолго до смерти к актрисе обратились с просьбой использовать ее фото в рекламе сигарет. Татьяна Пельтцер заметила:

“Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь… лишь бы не на туалетной бумаге!”.

Фильмография

  • 1953 – «Свадьба с приданым»
  • 1955 – «Солдат Иван Бровкин»
  • 1955 – «Максим Перепелица»
  • 1964 – «Приключения Толи Клюквина»
  • 1970 – «Приключения жёлтого чемоданчика»
  • 1972 – «Двенадцать месяцев»
  • 1973 – «Исполняющий обязанности»
  • 1974 – «Анискин и Фантомас»
  • 1979 – «Примите телеграмму в долг»
  • 1980 – «Дульсинея Тобосская»
  • 1982 – «Там, на неведомых дорожках…»
  • 1984 – «Рыжий, честный, влюблённый»
  • 1984 – «Формула любви»
  • 1985 – «После дождичка в четверг»
  • 1986 – «Кто войдёт в последний вагон»
  • 1989 – «Князь Удача Андреевич»
Читайте также:  Актер сергей горобченко личная жизнь фото с женой и детьми

Источник

Будучи убедительной матерью и энергичной бабушкой на сцене и в кино, в реальности Татьяна Ивановна Пельтцер не нянчила ни собственных детей, ни внуков. Не довелось… Пока Советский Союз методично внедрял и осваивал планы «пятилеток» в масштабах страны, союз Татьяны Пельтцер и немецкого инженера Ганса Тейблера распался, не преодолев даже первую «пятилетку» в рамках семьи. После этого Татьяна Ивановна так и не решилась еще раз примерить на себя роль жены не на сцене, а в жизни.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

Не родись красивой

Татьяна Пельтцер с отцом./ Фото: social.nastroenie.tv
Несмотря на отсутствие профильного образования, Татьяна Пельтцер стала одной из самых популярных, узнаваемых и любимых советских актрис. Внешне она всегда выделялась среди эталонных красавиц киношно-театральной среды своей неординарностью, яркой индивидуальностью. В детстве она с успехом играла в театре роль сына Анны Карениной. Зрители, растроганные талантом «мальчика», плакали, не догадываясь, что на самом деле аплодируют девочке.

С возрастом юная Татьяна стала понемногу превращаться если и не в прекрасного лебедя, то просто в интересную девушку. На нестандартных чертах лица, доставшихся ей в наследство от матери-еврейки и отца-немца, не раз останавливали взгляды потенциальные кавалеры. И лишь один из них сумел добиться взаимности.

Замуж – не напасть

Татьяна Пельтцер. Молодо, ветрено… / Фото: misstits.me

Настойчивого влюбленного звали Ганс Тейблер. Он был немецким коммунистом, философом и по совместительству инженером. В Москву приехал для учебы в школе Коминтерна. С Таней Пельтцер Ганс мог бы познакомиться, придя на спектакль с ее участием, если бы за несколько лет до этого юную актрису не уволили из труппы, признав «профнепригодной». Очень уж ее внешность шла вразрез с образами героинь, которых нужно было играть.

Еще до встречи с Гансом Татьяна устроилась работать машинисткой. Чувства к будущему мужу помогли ей пережить болезненный разрыв с театром. Немецкий коммунист влюбился в Пельтцер по уши. Первое время молодая семья жила в Москве, но затем Тейблер стал уговаривать жену поехать на его (и ее) историческую родину. Таня пошла на уступки супругу, сменив советскую столицу на немецкую.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

В «гостях» хорошо, а дома лучше

03. хххх./ Фото: izbrannoe.com

Вернувшись в Берлин уже женатым человеком, Ганс стал полностью финансово обеспечивать свою семью. Денег, которые знаток инженерного дела зарабатывал в автомобильной фирме «Опель», хватало на сытую, обеспеченную жизнь. Тейблеры жили на широкую ногу. Татьяна учила немецкий язык, общалась с местной театральной богемой и мечтала покорить Берлин своей актерской игрой.

В это время, в начале 1930-х годов, в Германии как раз начала формироваться нацистская партия. Молодой Татьяне Тейблер удалось побывать на одном из собраний и вживую увидеть Гитлера. Фюрер произвел на нее неприятное впечатление, отчасти подтолкнув к решению вернуться домой, в Москву.

04. хххх./ Фото: m.gazeta.ru

Впоследствии режиссер Марк Захаров вспоминал, что Татьяна Ивановна (то ли в шутку то ли всерьез) раскритиковала мужскую привлекательность немецкого лидера. Хотя поговаривают, что актрисе не понравилось совсем другое: восторженная реакция, которую визгливый Адольф Гитлер вызывал у многих своих соотечественников. Конечно, далеко не все восхищались личностью фюрера.

Из-за политических взглядов Гитлера страну покинул немецкий театральный режиссер Эрвин Пискатор, незадолго до этого предложивший русской актрисе и жене своего друга Тейблера роль в спектакле. С профессиональной реализацией Татьяне Ивановне пришлось повременить, поэтому мысли о возвращении в Союз стали одолевать молодую актрису всё чаще.

В Москву, в Москву!..

Театру Сатиры Татьяна Пельтцер посвятила около 30 лет./ Фото: misstits.me

Она любовалась красотами Берлина, но отчаянно тосковала по своей семье и сцене. За 4 года благополучной и обеспеченной семейной жизни ей стало особенно сильно не хватать всего, что связано с родиной. И Татьяна Ивановна вернулась домой. Без супруга. О причинах ухода от мужа она не сказала ни одному человеку. Теперь уже театр спасал ее от тоски по своему любимому Гансу.

Приход к власти в Германии нацистов, Вторая мировая, тяжелое послевоенное время – и невозможность узнать, что случилось с мужем, пусть и бывшим. Всё это время Татьяна, вернувшая после приезда в Москву свою девичью фамилию, не знала, что антифашист Ганс Тейблер спасся в Швейцарии, что у него новая семья – жена и ребенок. Им удалось повидаться почти через 40 лет в Карловых Варах.

По воспоминаниям подруги, актрисы Ольги Аросевой, встреча Татьяны Ивановны и Ганса прошла тепло и непринужденно. Эти люди не были друг другу чужими и – кто знает! – возможно, пронесли свое чувство сквозь долгие годы разлуки. Хотя и поговаривают, что причиной развода супругов мог стать адюльтер юной Татьяны. Тем не менее, после Карловых Вар бывшие супруги стали часто видеться. Впоследствии у Пельтцер гостил внук ее немецкого мужа.

В Театре Сатиры, которому актриса посвятила около 30 лет своей творческой жизни, у нее случился служебный роман. Иван Бодров был женат, но Татьяна Ивановна всё же надеялась устроить свою личную жизнь. Оказалось – не судьба. Делиться своей личной жизнью Татьяна Пельтцер не любила. Зато она самой главной телевизионной бабушкой всего Советского Союза и внесла значимый след в историю театра.

Читайте также:  А лобоцкий актер личная жизнь жена и дети

БОНУС

Главная бабушка Советского Союза./ Фото: aloha-plus.ru

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

И сегодня из уст в уста в театральной среде передаются история,
как Татьяна Пельтцер перестала быть жертвой нацизма.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180118/37505/

Источник

В советском кинематографе было множество прекрасных актрис, но лишь одна из них всегда своим появлением на экране вызывает у меня особые чувства.

Она не была очень красива, да и мало кто помнит ее молодой, но она всегда казалась такой близкой и родной как…бабушка. Кем она, по сути, и была для всей советской детворы. Ее имя-Татьяна Пельтцер.

Начало

Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. Ее отцом и единственным учителем актерского мастерства был театральный, а в будущем и киноактер Иоганн (Иван) Пельтцер. Уже в 10-летнем возрасте она получила первый гонорар в качестве актрисы. А с 16 лет устроилась на постоянную службу в театр. Но, не имея высшего образования, ей приходилось постоянно переходить из одного театра в другой, неоднократно переезжая из столицы в провинцию и обратно.

Татьяна Пельтцер

В середине 20-х годов Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в СССР. В 1927-м они оформили брак, а в 1930-м переехали в Германию. Однако спустя год фрау Тейблер развелась с мужем, вернулась на родину и вновь стала Пельтцер. Больше замужем она никогда не была…

Татьяна Пельтцер рассказывала, что находясь в Германию в одной из пивной наблюдала за речью Гитлера, который ей сразу не понравился.

В 1941 году, когда враг приближался к Москве и начались репрессии против советских немцев, только справка о том, что ее мать была еврейкой, спасла Татьяну Ивановну от выселения в Сибирь.

Успех

В дальнейшем были 9 лет “неустроенности”: разные города, разные театры, разные работы. А в 1940 году, наконец, она обрела свою счастливую сцену-Театр Миниатюр. Там она играла почти всё – короткие юмористические пьески (скетчи), сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в бытовых ролях.

Татьяна Пельтцер ( в центре)

Именно Театр Миниатюр послужил трамплином для начала кинокарьеры.

Уже в своем четвертом по счету фильме – «Счастливый рейс», она впервые сыграла роль бабушки. Хотя на тот момент ей было только 44 года, а ее внучка по фильму (актриса Вера Орлова) в реальности была младше Пельтцер лишь на 14 лет.

Татьяна Пельтцер в фильме “Счастливый рейс”

В 1947 году Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, который стал для нее вторым домом. Здесь она получила роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым» , который в 1953 году был экранизирован и с большим успехом показан в кинотеатрах огромной страны. Так к актрисе пришла всесоюзная известность, Пельтцер было 49 лет.

После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» ее называли «матерью русского солдата», а в продолжении дилогии под Пельтцер специально переписали роль, сделав ее более весомой.

на похоронах Леонида Харитонова, исполнителя роли Бровкина, к удивлению всех присутствующих был возложен венок с надписью “От мамы”. Оказалось, этот венок прислала Татьяна Пельтцер, которая и в жизни относилась к Харитонову как к сыну.

Расцвет карьеры Пельтцер пришелся на 70-е . В этот период у актрисы было много заметных ролей в театре и кино. В 1972 году она стала народной артисткой СССР – первой в истории Театра сатиры. А в 1977 году, после 30 лет работы в этом театре, она ушла в Ленком к Захарову. Последние ее роли были почти без слов, но зал все равно встречал любимую актрису долгими овациями, стоя, со слезами на глазах…

Татьяна Пельтцер на сцене

Татьяна Ивановна полюбилась зрителям, в первую очередь, за роли учительниц, соседок, мам, а главное, бабушек. В своих образах она могла сочетать удивительную теплоту и невероятную взрывную энергию. Только ее бабушки могли в одной сцене ласково гладить внука, а в следующей уже танцевать на крыше, прыгать с забора или кататься “верхом” на троллейбусе.

Татьяна Пельтцер в тележурнале “Ералаш”

Личная жизнь

Но, несмотря на потрясающих “кинобабушек”, в реальной жизни Пельтцер ею никогда не была. В 1953 году на прощании со Сталиным из-за давки у нее случился выкидыш и в дальнейшем иметь детей она уже не могла. Таким образом, ее семьей был только отец, который умер в 1959 году.

Долгие годы Татьяна Ивановна поддерживала дружеские отношения с бывшим мужем Гансом Тейблером, несмотря на противодействие со стороны его новой супруги. Сын Тейблера от второго брака даже жил некоторое время у Пельтцер в Москве. А когда спустя почти полвека после развода актриса отдыхала в Карловых Варах, Тейблер приехал повидаться с нею, и пожилые, 70-летние, люди с большим и шумным скандалом выясняли кто же был виноват в их разводе.

Уход

В последние годы актриса страдала от болезни Альцгеймера, а 1992-м она сломала шейку бедра, что для 88-летнего человека – настоящая трагедия!

Ровно 27 лет назад, 16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Анна, работавшая у нее уже больше 20 лет. Совершив необходимые процедуры, она угостила Татьяну Ивановну ее любимой сигаретой. Актриса выкурила ее и спустя пару часов умерла…

Источник