Татьяна яковлева биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 декабря 2016; проверки требуют 9 правок.
Татья́на Алексе́евна Я́ковлева (фр. Tatiana Yacovleff), в первом замужестве Яковлева дю Плесси (фр. Yacovleff du Plessix), во втором — Яковлева дю Плесси-Либерман (англ. Yacovleff du Plessix-Liberman) (25 марта (7 апреля) 1906, Санкт-Петербург — 28 апреля 1991, Уоррен, штат Коннектикут) — французский и американский модельер женской одежды, художник-дизайнер русского происхождения. Возлюбленная и адресат двух любовных стихотворений Владимира Маяковского в 1928—1929 годах. Жена художника и редактора Александра Либермана.
Биография[править | править код]
Париж[править | править код]
Ко времени знакомства с Владимиром Маяковским в Татьяне Яковлевой была, по словам Эльзы Триоле, «молодая удаль» и «бьющая через край жизнеутверждённость, разговаривала она захлёбываясь, плавала, играла в теннис, вела счёт поклонникам»[1].
Роман с Владимиром Маяковским[править | править код]
Осенью 1928 года тридцатипятилетний Владимир Маяковский собирался в кругосветное путешествие, которое обернулось всего лишь поездкой во Францию. Одной из основных целей французской поездки была покупка автомобиля для Лили Брик. В Париже он случайно встретил нью-йоркскую знакомую, которая сообщила ему, что в это время в Ницце отдыхала его бывшая американская возлюбленная Элли Джонс с их общей двухлетней дочерью. 20 октября Маяковский выехал в Ниццу, захватив с собой двух молодых, говорящих по-французски «знакомиц» — вероятно, для того, чтобы скрыть истинную цель поездки от Лили, знавшей о каждом его шаге от живущей в Париже своей сестры Эльзы Триоле. Однако, на вопрос Элли, почему он приехал не один, ответил: «Я не хотел смущать тебя». Всю ночь они проговорили в номере Маяковского, в котором Элли осталась из-за проливного дождя, и уснули под утро. Близости между ними не было: Элли боялась снова забеременеть и понимала бесперспективность будущих отношений. Уже 25 октября Маяковский вернулся в Париж, откуда на следующий день написал в Ниццу письмо. Элли ответила, но уже следующее её письмо, на которое она не получила ответа, ушло в Москву, куда собирался уехать Маяковский — но не уехал: в день возвращения из Ниццы в Париж он встретил Татьяну Яковлеву[2].
Встреча Татьяны Яковлевой и Владимира Маяковского была подстроена Эльзой Триоле. 25 октября Татьяна позвонила доктору Сержу Симону с жалобой на тяжёлый бронхит, и он велел ей немедленно прийти на приём. Надежда, русская жена Симона, тут же позвонила Эльзе и пригласила её с Маяковским. Эльза, жившая с Луи Арагоном в той же гостинице, что и Маяковский, попросила только что приехавшего из Ниццы Маяковского сопроводить её на приём к доктору Симону, где Маяковский и увидел Яковлеву[3].
Эльза и раньше играла по отношению к Маяковскому роль «свахи», подставляя ему подходящих женщин. Маяковский, уже долгое время не имевший физической близости с Лилей Брик, влюблялся, но Лилю продолжал любить «на первом месте». Сама Лиля в то же время меняла любовников, но тройственный семейный союз Маяковского, Лили Брик и Осипа Брика, в котором Маяковский после Великой Октябрьской социалистической революции стал главным кормильцем, оставался неизменным, а Лиля оставалась единственной музой поэта с их первой встречи в 1915 году[4].
Причин для организации встречи Маяковского и Яковлевой могло быть две. Лиля могла узнать (через ту же Эльзу) о встрече Маяковского с дочерью и Элли Джонс и опасаться эмиграции Маяковского в США вместе с ними. Хорошее материальное положение Лили и звёздный статус музы великого поэта в этом случае потерпели бы в СССР полный крах. Чтобы избежать этой гипотетической ситуации, она могла попросить Эльзу найти Маяковскому женщину, способную «перебить» возможное желание Маяковского. Но и сама Эльза, которая в это время жила в Париже в большой бедности, была заинтересована в задержке стремящегося вернуться в Москву Маяковского: всё время его присутствия в Париже она пользовалась его кошельком. Именно этим могла быть вызвана поспешность, с которой была организована встреча и выбрано место (приёмная врача) — ведь встречу можно было устроить в любой из последующих дней в любом парижском кафе[4].
Надежда Эльзы на лёгкий флирт не оправдалась: Маяковский влюбился в Татьяну Яковлеву с первого взгляда. Он и раньше, никогда не видя, слышал о Татьяне и даже передавал ей через своих парижских знакомых приветы. Татьяна так вспоминала первую встречу:
Войдя к нему <Сержу Симону> в гостиную, я увидела хозяина, Эльзу Триоле и высокого, большого господина, одетого с исключительной элегантностью в добротный костюм, хорошие ботинки и с несколько скучающим видом сидящего в кресле. При моём появлении он сразу устремил на меня внимательные серьёзные глаза. Его короткий бобрик и крупные черты красивого лица я узнала сразу — это был Маяковский[3].
Татьяна сильно кашляла, но на сей раз озабоченного личной гигиеной Маяковского это не остановило, и он вызвался проводить её домой. В холодном такси он снял с себя пальто и укрыл ей ноги[3].
С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно[3].
После этого Маяковский и Татьяна стали встречаться ежедневно. Лиле он перестал писать и лишь две недели спустя отправил телеграмму, в которой сообщил о покупке автомобиля Renault. О том, что цвет автомобиля ему помогала выбирать Татьяна, он сообщать не стал. В то же время с Татьяной, как и со всеми предыдущими своими женщинами, он постоянно говорил о Лиле. Часто видевший их в это время парижский знакомый вспоминал[3]:
Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюблённого. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом[1].
Бертран дю Плесси, замужество, рождение дочери[править | править код]
Александр Либерман[править | править код]
Немецкая оккупация, бегство в США[править | править код]
«Страна Либермания»[править | править код]
Смерть[править | править код]
Семья и родственные связи[править | править код]
- Дед со стороны отца — Евгений Александрович Яковлев (1857—1898), российский инженер, изобретатель отечественного двигателя внутреннего сгорания. Основатель и владелец первого российского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан»).
- Бабушка со стороны отца — Софья Петровна Кузьмина (?—1939), российский математик.
- Дед со стороны матери — Николай Сергеевич Аистов (1853—1916), российский артист балета, режиссёр.
- Родители:
- Отец — Алексей Евгеньевич Яковлев, после эмиграции в США Алексис Джексон (1881—1950, по другим сведениям 1964), российский архитектор.
- Мать — Любовь Николаевна Яковлева (урождённая Аистова).
- Дядя — Александр Евгеньевич Яковлев (1887—1938), русский художник.
- Тётя — Александра Евгеньевна Яковлева (сценический псевдоним Сандра, 1889—1979), российская и французская оперная певица, вокальный педагог.
- Сестра — Людмила Алексеевна Яковлева (1908—?), французская балерина, актриса, модель.
- Единокровный брат (от брака отца с Зинаидой Васильевой) — Евгений Алексеевич Яковлев.
- Мужья:
- Бертран дю Плесси (1902—1940), французский дипломат.
- Александр Семёнович Либерман (1912—1999), французский и американский художник, скульптор и редактор.
- Дочь — Франсин дю Плесси Грей (урождённая дю Плесси, 1930—2019), американская писательница.
- Зять — Клив Грей (1918—2004), американский художник.
- Внуки:
- Таддеус Айвз Грей.
- Люк Александр Грей.
Библиография[править | править код]
Неопубликованные источники и публикации Татьяны Яковлевой[править | править код]
- Машинопись магнитофонной беседы Геннадия Шмакова с Татьяной Яковлевой (1980-е годы).
О Татьяне Яковлевой[править | править код]
Книги[править | править код]
- Triolet Elsa. Écrits intimes 1912—1939 / Édition établie, préfacée et annotée par Marie-Thérèse Eychart. — Paris, 1998.
- Аксёнкин А. ТАТА (Татьяна Яковлева). ТАТА (Tatyana Yakovleva): Каталог / Вступ. ст. С. Стрижнёвой; На русском и английском языках. — М.: Государственный музей В. В. Маяковского, 2003. — С. 216. — ISBN 5-09-009338-3.
- Francine du Plessix Gray. Them: A Memoir of Parents. — New York: The Penguin Press, 2005. — 530 p. — ISBN 1-59420-049-1.
- Тюрин Юрий. Татьяна. Русская муза Парижа. — М.: Гелеос, 2006. — 232 с. — ISBN 5-8189-0734-1.
- Коваленко С. А. «Звёздная дань». Женщины в судьбе Маяковского. — М.: Эллис Лак 2000, 2006. — 592 с. — 5000 экз. — ISBN 5-902152-13-5.
- Plessix Gray Francine du. Majakowskis letzte Liebe. — Berenberg Verlag, 2008. — ISBN 978-3-937834-27-6.
- Янгфельдт Бенгт. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг = Med livet som insats: Berättelsen om Vladimir Majakovskij och hans krets / Пер. со швед. Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта. — М.: КоЛибри, 2009. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-398-00417-7.
Статьи[править | править код]
- Якобсон Р. Неизвестные стихи Маяковского: [«Письмо к Татьяне Яковлевой»] // Новоселье (Нью-Йорк). — 1942. — № 2. — С. 57—62.
- Реформатская Н. Неизвестное стихотворение Маяковского [«Письмо к Татьяне Яковлевой»]: (К выходу нового Полного собрания сочинений поэта) // Новый мир. — 1956. — № 4. — С. 59—62.
- Якобсон Р. Новые строки Маяковского: I. …Примечания [к публикациям]: 1. Письмо Татьяне Яковлевой; 2. Сопроводительные стихи при посылке цветов [Т. Яковлевой]; 3. Надписи на книгах Маяковского, [подаренных Т. Яковлевой и Р. Якобсону]; II. Комментарий к поздней лирике Маяковского // Русский литературный архив. — Нью-Йорк: Гарвардский университет, 1956. — С. 176—178, 179, 180—206.
- Струве Г. [Рецензия на книгу: Русский литературный архив. Нью-Йорк, 1956; Отклик на публикацию Р. Якобсона «Новые строки Маяковского»] // Новый журнал. — 1957. — Т. 48. — С. 256, 259—262.
- Оксман Ю., Черёмин Г. Нью-Йоркский сборник материалов по истории русской литературы: [Отклик на публикацию Р. Якобсона «Новые строки Маяковского»] // Вопросы литературы. — 1957. — № 8. — С. 243, 248—254.
- Щербина В. Фальшивый комментарий: [Отклик на публикацию Р. Якобсона «Новые строки Маяковского»] // Литературная газета. — 6 февраля 1958 года.
- Воронцов В., Колосков А. Любовь поэта // Огонёк. — 1968. — № 16.
- Плесси Грей Фрэнсин дю. «…Одна из муз Маяковского» // Советская культура. — 8 декабря 1988 года.
- Катанян В. В. У Тани Яковлевой // Литературная газета. — 19 мая 1993 года.
- Савин О. Последняя любовь Владимира Маяковского // Сура. — 1993. — № 6.
- Крашенинников А. Ф., Савин О. М. Яковлевы // Пензенская энциклопедия / Гл. ред. К. Д. Вишневский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — ISBN 5-85270-234-X. (недоступная ссылка)
- Ефимова Марина. Звёздная жизнь последней любви Маяковского: [Рецензия на книгу: Francine du Plessix Gray. Them: A Memoir of Parents. The Penguin Press. New York. 2005. 530 pages.. Программа «Поверх барьеров»: Американский час с Александром Генисом] // Радио Свобода. — 31 мая 2005 года.
- vadbes. ОНИ: [Рецензия на книгу: Francine du Plessix Gray. Them: A Memoir of Parents. The Penguin Press. New York. 2005. 530 pages.] // Живой Журнал. — 7 октября 2006 года.
- Абаринов Владимир. Один, или вдвоём в Париже // Совершенно секретно.
- Абаринов Владимир. Одна, а не вдвоём в Париже // Совершенно секретно.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Татьяна Яковлева в базе данных биографического словаря «Российское зарубежье во Франции»
Elena-Luneva
3527
97 подписчиков
28 марта 2019
Татьяна Яковлева – бывшая любовь Владимира Маяковского, ставшая одной из самых ярких звезд русской эмиграции. Ее биография чрезвычайно причудлива: за долгую жизнь Татьяна сменила несколько фамилий и стран, была манекенщицей и шляпницей, дружила с самыми известными людьми своего времени.
Биография Татьяны Яковлевой началась в России. Она родилась в 1906 г. в Санкт-Петербурге, позже семья перебралась в Пензу. Революция и последующие тяжелые годы сильно повлияли на жизнь девушки, в 19 лет она приняла твердое решение уехать из страны.
Оформить визу и заграничный паспорт помог дядя Татьяны Александр Яковлев, популярный художник. Он жил во Франции и с удовольствием принял племянницу у себя. Переехав в Париж, девушка устроилась на работу в один из модных домов: в то время это был самый распространенный вариант для красивых русских эмигранток.
В Париже девушка жила вполне неплохо, она не только демонстрировала одежду, но и снималась для рекламы чулок. Плакаты с ее изображением украшали весь город, однако больших денег в то время подобные контракты не приносили.
Яковлевой было суждено стать одной из женщин, оказавших влияние на творчество Маяковского. Она единственная, кроме вечной музы Лили Брик, кому поэт посвятил стихи.
Встреча произошла в 1928 году во время одной из поездок Маяковского в Париж. Молодых людей познакомила сестра Лили Эльза Триоле. Поэта поразила необычная внешность Татьяны и ее высокий рост. При ближайшем знакомстве он оценил ее ум, острый язык и способность непринужденно вести беседу.
Притяжение возникло сразу, причем оно было взаимным. Маяковский и Яковлева встречались почти ежедневно, много гуляли, болтали, сидели в кафе. Когда пришла пора уезжать, Татьяна наотрез отказалась возвращаться в СССР. Маяковский уехал один, но даже после его отъезда Татьяна ежедневно получала цветы от его имени.
После расставания влюбленные долго переписывались, но постепенно накал страсти утих. Татьяна познакомилась с виконтом дю Плесси, Маяковский в Москве нашел новую пассию – актрису Наталью Брюханенко. Позже Яковлева вспоминала, что несколько раз порывалась вернуть отношения и всерьез подумывала переехать к поэту. Однако все метания прервало его самоубийство в 1930 году.
Татьяна всегда пользовалась успехом у мужчин. Ее запоминающаяся внешность и эксцентричные манеры привлекали самых известных людей. Среди поклонников числились Сергей Прокофьев и Федор Шаляпин. Однако сама Яковлева предпочла виконта Бертрана дю Плесси. Недоброжелатели утверждали, что честолюбивую девушку привлекал титул, а не его носитель. Роман закончился свадьбой, Татьяна сменила фамилию и стала вращаться в аристократических кругах.
Конец 30-х годов оказался тяжелым для Татьяны. Муж изменял ей, после нескольких крупных скандалов пара разъехалась. Затем она попала в автокатастрофу, пережила несколько пластических операций. От потрясений восстанавливалась на юге Франции, где познакомилась с Александром Либерманом. Ему было суждено стать вторым мужем Яковлевой.
Пара поженилась после смерти виконта дю Плесси, в 1941 году. В оккупированном Париже жить было невозможно, супруги перебрались в США.
В первые годы жизнь в Америке была непростой. Татьяна шила шляпки и продавала их под брендом «графиня дю Плесси». Падкие на громкие титулы американки охотно раскупали причудливые головные уборы. Позже Либерман стал арт-директором журнала Vogue, его карьера быстро пошла в гору. Семья жила вполне обеспечено, в браке родилась дочь.
Татьяна Либерман скончалась в возрасте 84 лет, оставив о себе множество легенд и слухов. Автором самых невероятных историй, правдоподобность которых невозможно проверить, была она сама.
Красивых женщин на свете много, они озаряют своим нежным светом каждую эпоху и все страны. Распоряжаются своей внешностью они по-разному. Одни рады семейному счастью и посвящают всю жизнь одному мужчине, которого любят и уважают, растят с ним детей и делят радости и горести до часа смертной разлуки. Другие, подобно бабочкам, порхают от одного «цветка» к другому. Иногда такой извилистый полет оканчивается благополучно, но далеко не всегда. Татьяна Алексеевна Яковлева, нашедшая свое упокоение в Коннектикуте, США, не относилась ни к первым, ни ко вторым. Она превратила свою красоту в талант, став профессиональной музой.
Кто она?
“Кем была эта женщина и что в ней такого выдающегося?” – спросит наш современник. И будет прав в своих сомнениях. Ну да, знакомства она водила среди знаменитостей, с Марлен Дитрих дружила, принимала знаки внимания от Шаляпина, с Прокофьевым, случалось, музицировала в четыре руки, шляпки ее изготовления носили Эсти Лаудер и Эдит Пиаф (но это уже позже, в Америке).
О ней в нашей стране вряд ли кто узнал бы и сегодня, если бы Татьяна Яковлева и Маяковский не были связаны отношениями, выходящими за рамки дружбы. Обстоятельства жизни и смерти главного пролетарского поэта исследовались самым тщательным образом, хотя не вся информация подлежала широкому разглашению. В 1928 году он посетил Париж, о котором даже написал, что хотел бы здесь жить и умереть, если бы… О том, что произошло тогда в этом городе, теперь стало известно.
Роль Бриков
Их познакомила Эльза Триоле, сестра Лили. Об отношениях поэта с семьей Брик написано немало. Они были не просто странными, даже в наш век вседозволенности их, скорее всего, сочли бы извращенными. Влияние Лили Брик на Маяковского многие считали чудовищным, сам он страдал и все никак не мог освободиться. Оказавшись за границей, пролетарский труженик увлекся американкой Элли Джонс, которая от него забеременела, а потом и родила дочку. В том, чтобы эту связь пресечь, заинтересованными оказались слишком многие, от самой «Брички» (сестра действовала в ее интересах) до товарищей, занимавших в Москве самые высокие кремлевские кабинеты. Дополнительно у Эльзы были свои мотивы отвлечь поэта от назойливой миссис Джонс. Дело в том, что во время своего пребывания в Париже Владимир Владимирович щедро тратил свои гонорары, чем существенно поправил финансовое состояние сестры Лили Брик, а заодно и Луи Арагона, ее друга.
Выдающийся дядя
Родилась она в Санкт-Петербурге в 1906 году. О графских титулах или старинном боярском происхождении нам ничего не известно, из чего можно сделать вывод о том, что ни того ни другого не было. Брат отца Александр Яковлев был художником. Интересно то, что он стал одним из родоначальников дизайна, не только русского, но и вообще. Именно он помогал мсье Ситроену придавать эстетичный вид автомобилям, которые только начали строить во Франции. Собственно, именно дядя смог вытащить племянницу из совдеповской России в Париж, для этого он применил все влияние своего приятеля, французского короля легковых машин.
Первое впечатление
Нельзя уверенно утверждать, что Татьяне Яковлевой Маяковский сразу же очень понравился. Вокруг нее вились самые известные мужчины русской эмиграции, родовитые, талантливые, порой очень небедные, кроме этого, ее ослепительная внешность привлекала и тех, кого наши соотечественники в изгнании по привычке звали иностранцами. Зато Татьяна Яковлева просто не могла не нравиться. Более того, в нее невозможно было не влюбиться.
Несмотря на то что ответной симпатии эмигрантка никоим образом не выказывала, Маяковский проявил определенную настойчивость.
Письмо поэта
О первом же впечатлении, произведенном юной красавицей на поэта, говорит стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», написанное после знакомства, из которого становится совершенно ясно, что, несмотря на общепролетарскую направленность творчества, от его взгляда не ускользнула длинноногость, которой так не хватает в Москве. Восполнить этот дефицит он призвал Татьяну в парижском ресторане Petite Chaumiere, это было через три недели, а именно 24 декабря, в канун нового 1929 года. Отказ был максимально тактичным и выражался в недовольстве публичным чтением «Письма…» в кругу русскоговорящей общины и нежелании его публикации. Стих и в самом деле мог покоробить тонкий вкус ценителя изящной словесности своим ультимативно-агрессивным напором, угрозой взять избранницу хоть вместе с Парижем и пожеланием в случае несогласия «оставаться и зимовать».
Внешне поэт выглядел грубо, но в его сердце бушевала не страсть, а нежность. А она писала матери о том, что только один встреченный ею человек смог оставить след в ее душе. Подкупала красавицу его непохожесть на людей привычного круга, физическая и моральная колоссальность.
Произошло что-то очень важное после того, как расстались Татьяна Яковлева и Маяковский. Цветы, орхидеи, ежедневно доставлялись по ее адресу, невзирая на погоду и политическую обстановку. Во время гитлеровской оккупации они даже служили средством выжить, их можно было продать или обменять на продукты, настолько эти букеты были хороши. В каждом из них была карточка с надписью «от Маяковского».
Поэт и женщины
Про Владимира Маяковского нельзя сказать, что он был человеком влюбчивым. Его романы известны и отличаются некоторой необычностью, как и многие другие факты биографии поэта. Женщины отвечали ему взаимностью, но проявляли определенную опаску, буйный нрав в сочетании с брутальной внешностью, как и психическая неуравновешенность, пугали их. Татьяна Яковлева исключения не составляла, ее и влекло к Маяковскому, и одновременно отталкивало от него, она чувствовала необузданность его характера и зыбкость отношений, а ей, как любой другой женщине, хотелось надежности.
Почему стрелялся Маяковский
За границу поэта пускать перестали, и он в отчаянии сказал в начале 1929 года, что может застрелиться, если не увидит свою любимую женщину. Следует, однако, отметить и тот факт, что попытки самоубийства случались у него и ранее, причем по аналогичным поводам, но дама фигурировала другая – Лиля Брик. Скорее всего, всерьез он стреляться не собирался, а пистолет не заряжал. Связывать удавшуюся попытку с личностью Яковлевой также не представляется возможным, на тот момент объектом вожделения Маяковского была уже другая женщина – Полонская, бывшая замужем. Она не желала ради сомнительного счастья стать женой официально признанного гениальным поэта бросать актерскую карьеру и мужа, которого она, по собственным словам, по-своему любила. Вполне вероятно, что роковой выстрел был случайным, на это указывает пустая обойма, причиной смерти стал оставшийся в стволе патрон, скорее всего, забытый. Таким образом, версия, по которой Татьяна Яковлева была последней несчастной любовью, спровоцировавшей суицид, имеет, конечно, право на существование, но, скорее, как один из элементов образа роковой женщины-вамп, из-за которой мужчины стреляются направо и налево.
Жизнь после Володи
Так что же осталось от этой давней романтической истории? Сохранилось очень мало фото Татьяны Яковлевой и Маяковского, на которых они изображены вместе. Ее письма к поэту были уничтожены соперницей – Лилей Брик. Его послания сохранились. Факт ежедневной доставки цветов в течение десятилетий от поэта также подтверждается множеством свидетельств. Вот, собственно, и все.
Биография Татьяны Яковлевой может многим женщинам показаться завидной. Она дважды выходила замуж и оба раза по-своему удачно. Виконт Бертран дю Плесси стал тем, кто спас ее от Володи (по собственному ее признанию). Он дал звучный титул, кроме того, что немаловажно, материальную стабильность, ну и Фрэнсин, дочку. Первый муж, хоть и нелюбимый, но уважаемый, погиб во время войны.
Счастье с Либерманом
Вторым супругом стал Александр Либерман, с которым она прожила весь остаток жизни, по всей видимости, самый спокойный и счастливый ее период. До последних дней она считала себя русской, употребляла в пищу экзотические для Коннектикута кисель и гречневую кашу, принимала гостей с родины. Татьяна Яковлева любила общаться с соотечественниками и вела светский образ жизни, с огромным удовольствием устраивала вечеринки, балы и рауты. В общении со знаменитостями она проявляла приятную непосредственность, могла сказать Марлен Дитрих, устроившейся на ее диване, что если та прожжет ей сигаретой обивку, то она ее прибьет. Кристиан Диор тоже был в восторге от ее шуток и афоризмов.
Королева шляпок
Яковлева считалась «королевой шляпок». Денег этот титул не приносил, а дизайнерская работа была, скорее, хобби и одновременно прекрасной темой для разговоров со знаменитыми подругами. Главное, что ей удавалось – это убедить их в том, что именно этот фасон делает их неповторимыми, после чего они уходили с покупками очень довольные и «похожие на призовых лошадей» (по ее ироническому замечанию).
Муж, Алекс, охотно печатал в журнале «Вог» статьи о талантливых людях, что помогало им прославиться. В семье царил лад и мир.
В этой благостной обстановке Татьяна дю Плесси-Либерман, урожденная Яковлева, покинула этот бренный мир в 1991 году, попросив супруга «уступить ей дорогу». Как настоящий джентльмен, он подчинился. Ничего выдающегося она в жизни не создала, если не считать элегантного образа. Она просто была музой.