Тарас шевченко биография личная жизнь
Биография
Большинство людей, читая художественные произведения, редко задумываются о судьбе автора. А зря, ведь порой биография писателя, поэта или прозаика способна затмить эпичностью и драматичностью (или комичностью) его произведения. Яркий пример подобного утверждения – Тарас Григорьевич Шевченко.
Детство и юность
Родился будущий поэт и художник 25 февраля 1814 года. Произошло это событие в селе Моринцы, расположенном в Киевской губернии.
Родители Тараса – простые крепостные крестьяне у племянника князя Потёмкина, сенатора Василия Энгельгардта. Григорий Иванович Шевченко, отец мальчика, часто не бывал дома из-за того, что чумаковал – возил продавать панскую пшеницу в города вроде Киева и Одессы. Мать Тараса, Катерина Якимовна Бойко, дни напролёт работала на панских полях. Именно поэтому воспитанием будущего поэта занимались дед и старшая сестра Екатерина.
В 1816 году семья Шевченко перебирается в Кирилловку – село, которое спустя годы назовут в честь поэта. В Кирилловке Тарас проводит своё детство и встречает первую любовь Оксану Коваленко.
Дом Григория Ивановича и Катерины Якимовны. Рисунок Тараса Шевченко
В 1823 году из-за повышенных нагрузок Катерина Якимовна умирает. В том же году отец Тараса женится второй раз на вдове Оксане Терещенко и она вместе с тремя своими детьми перебирается в дом Шевченко. Мачеха сразу же невзлюбила Тараса, поэтому мальчик искал защиты у своей старшей сестры, а после смерти отца в 1825 году принимает решение совсем уйти из дома.
С 1826 по 1829 год Тарас бродяжничает и подрабатывает где только можно. Первым местом серьёзной работы становится приходская школа дьяка Павла Рубана. Именно в ней Шевченко знакомится с основами чтения и письма. Следующим местом работы становится община дьяков-иконописцев – у них Тарас узнаёт основы рисования. Помимо подобной работы, Шевченко приходится иногда пасти овец, собирать урожай и помогать старикам с дровами для печи.
В 1829 году устраивается в качестве прислуги к новому помещику – Павлу Васильевичу Энгельгардту. Первое время работает поваром, а потом становится личным помощником Софии Григорьевны Энгельгардт, которая преподаёт Тарасу французский язык. В свободное от работы время мальчик продолжает рисовать.
Однажды София Энгельгардт увидела эти рисунки и тут же показала мужу. Тот оценил талант мальчика, прикинул, что из него может получиться неплохой личный живописец и отправил Тараса в Виленский университет. Наставником мальчика становится популярный портретист Ян Рустем.
Автопортрет Тараса Шевченко
Через полтора года Энгельгардт отправляет Шевченко в Петербург – для расширения кругозора и обучения у тамошних мастеров. В 1831 году под руководством Василия Ширяева Тарас принимает участие в росписи Большого театра.
Пять лет спустя, в Летнем саду происходит знаковое для Шевченко событие – знакомство с земляком педагогом Иваном Сошенко, который выводит Тараса в свет, познакомив с поэтом Василием Жуковским, художником Карлом Брюлловым и одним из руководителей Императорской Академии художеств Василием Григоровичем. Они симпатизируют юноше и признают его художественный талант, поэтому всячески стараются помочь решить вопрос с выкупом Тараса у Энгельгардта.
Но помещик не хочет просто так отпускать Шевченко, ведь он уже столько денег вложил в этого парнишку. Переговоры затягиваются надолго и уже начинает казаться, что выкуп невозможен, но в голову Сошенко приходит гениальная идея. Суть идеи заключается в том, чтобы устроить лотерею, в которой будет разыгран портрет Жуковского, написанный Брюлловым. Победитель получает портрет, а все вырученные деньги пойдут на выкуп Шевченко.
Лотерея прошла в Аничковом дворце. Организовать это мероприятие помог граф Михаил Вельгурский. Желающих выиграть портрет набралось довольно много, всего было выручено 2500 рублей. Вся эта сумма была передана 22 апреля 1838 года Энгельгардту. Шевченко больше не был крепостным. Первым его решением становится поступление в Академию художеств.
«Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога – великое счастье быть свободным человеком: делаешь, что хочешь, и никто тебя не остановит», – пишет в своём дневнике Шевченко о тех временах.
Литература
Период с момента поступления в Императорскую Академию художеств и до ареста в 1847 году является наиболее плодовитым для Шевченко в литературном плане. В 1840 году выходит культовый сборник его поэтических произведений «Кобзарь», который ещё при жизни поэта не единожды переиздаётся. В 1842 году Тарас публикует свою историко-героическую поэму «Гайдамаки».
На следующий год Шевченко решает отправиться в путешествие по Украине, чтобы повидаться со старыми знакомыми и найти вдохновение для нового творчества. Его музами тех времён становятся Анна Закревская и Варвара Репнина-Волконская – первая была женой помещика, у которого гостил Тарас, а вторая была княжной. После этой поездки Шевченко написал стихотворение «Тополя» и поэмы «Катерина» и «Еретик».
На родине произведения поэта встретили довольно тепло, однако реакция столичных критиков было полностью противоположной – они осуждали поэзию Шевченко за провинциальную простоту (все произведения были написаны на украинском языке).
Картина Тараса Шевченко “Собор св. Александра”
В 1845 году Тарас вновь отправляется на Украину, чтобы погостить в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) у старого знакомого врача Андрея Козачковского. По неподтверждённой информации, поэт ездил поправить своё здоровье. В пользу этой теории свидетельствует написанное в том году «Завещание» Шевченко. В этом же году выходят его поэмы «Наёмница» и «Кавказ».
Погостив у Козачковского, Тарас устраивается художником Археографической комиссии, прямо там же в Переяславле. Его главная задача на тот момент – делать зарисовки археологических и исторических памятников города (Покровский собор, каменный крест Святого Бориса и прочее).
В 1846 году поэт перебирается в Киев, куда его пригласил другой давний знакомый – историк и публицист Николай Костомаров. Костомаров вербует Шевченко в новообразовавшееся Кирилло-Мефодиевское братство. Поэт не сразу понимает, что оказывается втянут в тайную политическую организацию. Осознание приходит тогда, когда начинаются аресты участников общества.
Доказать прямую привязанность Тараса к братству не удаётся, но настырный начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии князь Алексей Орлов находит стих Шевченко «Сон», в котором видит высмеивание правительственного режима и призыв к бунту. В качестве наказания 30 мая 1847 года поэта отправляют в отдельный Оренбургский корпус для выполнения рекрутской повинности. Также Шевченко запрещают писать и рисовать, что становится для Шевченко серьёзным ударом.
Прижизненное фото Тараса Шевченко
Всячески помочь Тарасу пытаются поэт Жуковский, граф Алексей Толстой и княжна Варвара Репнина-Волконская. Единственное, чего им удаётся добиться, это разрешение Тарасу писать письма. В письме Козачковскому Шевченко пересылает стих «Ляхам» («Полякам»), написанный о служащих с ним выходцах из Польши.
Вернуться к художественной деятельности, пусть и ненадолго, удаётся во время экспедиции к Аральскому морю (1848-1849). Генерал Владимир Афанасьевич Обручев тайно разрешает сделать Шевченко рисунки аральского побережья (для отчёта об экспедиции). Но кто-то узнаёт об этом и докладывает руководству. В результате генерал получает серьёзнейший выговор, а Шевченко отправляют на новое место, которым становится военное Новопетровское укрепление (ныне город Форт-Шевченко в Казахстане).
Здесь также действует запрет на рисование, поэтому Тарас пробует лепить из глины и снимать фото (дагерротипы). С глиной не сложилось, а фотосъёмка в то время была слишком дорогим удовольствием. Шевченко опять начинает писать, но на этот раз уже прозаические произведения на русском языке – «Художник», «Близнецы» и другие. Исключение – стих «Хохлы» (1851).
В 1857 году, после очередного ходатайства графа Фёдора Петровича Толстого поэта отпускают на волю – император Александр II отменяет наказание, назначенное его отцом Николаем I.
Личная жизнь
Выйдя на свободу, Шевченко задумывается о создании семьи. Первой попыткой жениться считается предложение, которое в письменном виде поэт предоставил Екатерине Пиуновой. До этого поэт продвигал эту молодую актрису театра и надеялся, что она согласится, но ошибся. О второй попытке практически ничего неизвестно, кроме того, что девушку звали Харита и она была крепостной.
Третья невеста Шевченко тоже была крепостной. Звали её Лукерья Полусмакова. Поэт вложил много денег в её образование, снимал девушке квартиру, покупал еду, одежду и книги. Тарас хотел выкупить её у помещика, но отказался от этой идеи после того, как застал её в спальне с одним из репетиторов. Больше Тарас Шевченко о женитьбе не думал, вместо этого вновь ударившись в творчество, результатом которого стал «Букварь южнорусский» – первый из запланированных им учебников.
Лукерья Полусмакова и Варвара Репнина-Волконская
Возвращаясь к личной жизни поэта, стоит также упомянуть о его более ранних романах. Первой любовью поэта стала девушка из села Кирилловка Оксана Коваленко. В сороковые годы любовницами поэта были Анна Закревская (именно ей посвящён стих «Если б встретились мы снова») и Варвара Репнина-Волконская.
Агата Ускова
В годы службы в Новопетровском укреплении Шевченко тайно встречался с Агатой Усковой, которая была женой местного коменданта. Имеется информация и о других романах поэта, но достоверных подтверждений нет.
Смерть
Умер поэт в Санкт-Петербурге, где и был первично похоронен. Произошло это в 1861 году, на следующий день после дня рождения Тараса Григорьевича. Причина смерти – асцит (брюшная водянка). Считается, что виной этому заболеванию было чрезмерное употребление алкогольных напитков, к которым поэт пристрастился ещё в молодые годы. Поговаривают, что именно он организовал клуб «Мочемурдия», члены которого напивались и заводили душевные беседы о жизни, а в конце гулянки выбирали «Его Всепьянейшество».
Памятник Тарасу Шевченко в Одессе
Первым местом захоронения поэта стало Смоленское православное кладбище, однако позже перезахоронили на Чернечьей горе, согласно новому завещанию. В память о поэте переименованы многие населённые пункты, улица с его именем и памятник поэту есть практически в каждом населённом пункте Украины. Его имя носит даже небольшой кратер на Меркурии.
Библиография
- 1838 – «Катерина»
- 1839 – «К Основьяненке»
- 1840 – «Кобзарь»
- 1842 – «Гайдамаки»
- 1845 – «Дума»
- 1845 – «Завещание»
- 1845 – «Наёмница»
- 1847 – «Ляхам»
- 1851 – «Хохлы»
- 1855 – «Близнецы»
- 1856 – «Художник»
- 1860 – «Букварь южнорусский»
Критик Николай Добролюбов говорил: «Тарас Шевченко — поэт совершенно народный». Крепостной крестьянин, Шевченко получил свободу благодаря своим художественным способностям: деньги на выкуп собирали Карл Брюллов, Василий Жуковский и даже члены императорской фамилии. Однако главным его призванием была поэзия — сборник «Кобзарь» стал основой литературного украинского языка.
«Из него будет или что-то очень хорошо, или большой лодырь»: детство Тараса Шевченко
Тарас Шевченко. Автопортрет (фрагмент). 1843. Частное собрание
Тарас Шевченко. Хата родителей в Кирилловке (фрагмент). 1843. Частное собрание
Тарас Шевченко. Автопортрет (фрагмент). 1840. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко родился в селе Моринцы Киевской губернии (сегодня — Черкасская область в Украине). Его родители были крепостными крестьянами. Отец, Григорий Шевченко, отрабатывал барщину и возил на продажу барский хлеб в Крым. Чтобы прокормить семью, по ночам мастерил телеги, колеса и сани. Мать будущего поэта, Катерина Бойко, работала в поле. Тарас Шевченко был третьим ребенком: всего в семье воспитывалось шестеро детей.
В 1816 году семья переехала в деревню Кирилловка, откуда был родом Григорий Шевченко. Там будущий поэт провел свое детство. Родители были заняты, поэтому за детьми следила старшая дочь Екатерина. Позже Тарас Шевченко в повести «Княгиня» писал: «…и вот стоит предо мною наша бедная, старая, белая хата с потемневшей соломенной крышею и черным дымарем, а около хаты, на причилку яблоня с краснобокими яблоками, а вокруг яблони цветник, любимец моей незабвенной сестры, моей терпеливой, терпеливой, моей нежной няньки». По праздникам отец любил читать вслух жития святых, а дед рассказывал истории о гайдаматчине — бунтах Правобережной Украины против польских помещиков.
Когда Тарасу Шевченко исполнилось восемь лет, его отправили в церковно-приходскую школу. Учителем там был суровый дьяк Губский. Своих учеников он бил розгами за каждую провинность, а по субботам назначал в классе «консула», который сек всех без исключения. Шевченко вспоминал: «Ты, небораче, и сам не знал, что творил: так тебя били, и ты так бил и в простоте сердечной не усматривал в том греха. Мир праху твоему, бедный бродяга…» Знания давались писателю легко: он быстро научился писать и читать, хорошо складывал числа и знал наизусть основные молитвы. Шевченко мечтал стать художником и иногда крал у учителя деньги, покупал бумагу и рисовал коров и лошадей.
В 1823 году умерла мать Тараса Шевченко. Поэту на тот момент было девять лет.
Я видел ад… Там неволя, .
Работа тяжкая, никогда
И помолиться не дают.
Там мать добрую мою
Еще молодую — в могилу
Нужда и труд положила.
Отец остался один с пятью детьми. Дочь Екатерина, которая помогала с хозяйством, вышла замуж и уехала в соседнюю деревню. Спустя несколько месяцев Григорий Шевченко женился во второй раз. Его избранницей стала молодая вдова Оксана Терещенчиха. После смерти первого мужа она сама воспитывала троих ребят. «Не проходило часа без ссоры и брани между отцом и мачехой: мачеха особенно ненавидела меня, наверное, за то, что я часто бил ее слабого Степана», — вспоминал Шевченко.
В 1825 году писатель остался без отца: Григорий Шевченко простудился в одной из поездок и умер. В наследство сыну ничего не досталось. Завещание гласило: «Сыну Тарасу из моего хозяйства ничего не надо; он не будет кой-каким мужчиной; его будет или что-то очень хорошо, или большой лодырь, для его мое наследница или ничего не будет значит, или ничего не поможет». Чтобы не оставаться с мачехой, Тарас Шевченко устроился к дьяку Богорскому. За жилье писатель выполнял работу по дому и даже заменял его в делах — читал Псалтырь над покойными.
Шевченко прожил у церковнослужителя недолго. В надежде научиться рисовать он сначала стал учеником дьяка-маляра из соседней деревни, а потом пошел по селам в поисках учителя живописи. В Хлебновке он встретил маляра, который расписывал купола церкви. Мастер согласился взять ученика, однако потребовал у Шевченко справку от барина: по закону крепостной крестьянин должен был получить согласие помещика.
Брюллов, Жуковский, императрица: освобождение от крепостной зависимости
Тарас Шевченко. Портрет девочки с собакой. 1838. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Смерть Богдана Хмельницкого (фрагмент). 1836–1837. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Портрет П.В. Энгельгардта. 1833. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
В 1828 году Тарас Шевченко добрался до села Ольшана, где был дом барина Энгельгардта. Справку помещик не выдал, а отправил четырнадцатилетнего Шевченко работать на кухню.
Вскоре писателя перевели в город Вильно (сегодня — Вильнюс) и сделали «казачком»: он ездил вслед за господами и подавал им шубы. Ждать иногда приходилось часами, и в свободное время Шевченко рисовал. В автобиографии он писал: «Странствуя с обозом за своим дидычем в Киев, Вильно и в Петербург, на постоялых дворах крал он изображения разных исторических героев, как то: Соловья-разбойника, Кульнева, Кутузова, казака Платова и прочих с намерением скопировать их на досуге точь-в-точь». 6 декабря 1829 года барин со своей женой уехал на бал. Шевченко нашел пустую комнату в доме, зажег свечу и начал перерисовывать с открытки Атамана Платова. Он так увлекся, что не заметил возвращения помещика. Энгельгардт оценил способности «казачка» и захотел сделать из него домашнего живописца. С позволения барина Шевченко стал заниматься у местного художника.
В 1831 году Энгельгардт переехал в Петербург и увез за собой прислугу. Там Шевченко отдали в артель декоратора Василия Ширяева. Его держали в качестве подмастерья: Шевченко мешал охру и подносил краску художникам. Параллельно он пробовал писать акварельные портреты. «Однажды тот же Энгельгардт увидел у [друга Шевченко] Нечипоренка работу своего крепостного артиста, которая ему, верно, очень понравилась, потому что он начал употреблять его для снятия портретов с своих любимых любовниц, за которые иногда и награждал рублем серебра, не более», — писал Шевченко в автобиографии.
Чтобы совершенствовать свои навыки, по ночам Шевченко ходил в Летний сад и срисовывал скульптуры. Летом 1835 года во время одной из таких прогулок в парке он познакомился с учеником Академии художеств Иваном Сошенко. Наброски крепостного настолько его впечатлили, что Сошенко решил представить Шевченко известным мастерам — Алексею Венецианову и Карлу Брюллову. Брюллов сразу же захотел взять его на свой курс в Академии художеств, но сделать это было непросто, ведь крепостные крестьяне не могли быть студентами.
История Шевченко стала известна в творческих кругах, и ему решили помочь. Портретист Аполлон Мокрицкий писал в дневнике от 7 марта 1836 года: «Кажется, это будет единственное средство — через Брюллова избавить его от тяжелых, ненавистных цепей рабства. Шутка ли: человек с талантом страдает в неволе по прихоти грубого господина». Переговоры с помещиком прошли неудачно: он не захотел дать Шевченко свободу. «Это самая крупная свинья в торжковских туфлях!» — сказал Брюллов после встречи. Во второй раз к Энгельгардту пошел Венецианов. Барин потребовал за Шевченко огромную по тем временам сумму: 2500 рублей — на эти деньги можно было купить целое поместье.
Тогда наставник цесаревича поэт Василий Жуковский устроил аукцион. Он разыграл в лотерею среди членов императорской фамилии свой портрет, который специально для аукциона написал Брюллов. Картина досталась императрице Александре Федоровне. Деньги собрали, и 22 апреля 1838 года Шевченко стал свободным. «…Никому не кланяюсь и никого не боюсь, окроме Бога, — великое счастье быть вольным человеком, делаешь, что хочешь, никто тебя не остановит», — писал в письме брату Шевченко 15 ноября 1839 года.
Учеба в Академии художеств и первые поэтические сборники
Тарас Шевченко. Прерванное свидание (фрагмент). Копия одноименной акварели Карла Брюллова. 1839–1840. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Сборник «Кобзарь». Санкт-Петербург: Типография Е. Фишера, 1840
Тарас Шевченко. Катерина (фрагмент). 1842. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Сразу после освобождения Тарас Шевченко поступил в Академию художеств и «вскоре сделался одним из любимых учеников-товарищей великого Карла Брюллова». В 1839 году его наградили серебряной медалью за этюд «Бойцы». Шевченко много времени проводил в библиотеке: читал Плутарха, Данте, Шекспира, Шиллера, Гейне, изучал историю античной Греции. Параллельно он рисовал акварельные портреты на заказ: после громкой истории его освобождения недостатка в клиентах не было.
Во время учебы в Академии Шевченко начал создавать свои первые литературные произведения. Поэт Евгений Гребёнка в письме своему другу Григорию Квитке-Основьяненко писал: «…здесь у меня один земляк Шевченко, что за упорный писать стихи, то пусть ему сей и тот! Как что напишет, то только цмокны и ударь руками по бедрам!» За первые несколько месяцев 1839 года Шевченко сочинил стихотворение о слепом барде «Перебендя», закончил балладу «Тополь» и поэму «Катерина» о трагической судьбе влюбленной девушки. А в 1840 году выпустил сборник «Кобзарь» на украинском языке. Книга была задумана как песенник кобзаря — народного исполнителя. Иллюстрации к изданию сделал знаменитый украинский художник Василий Штернберг.
Стихотворения г-на Шевченка ближе всего подходят к так называемым народным песнопениям: они так безыскусственны, что вы их легко примете за народные песни и легенды малороссиян: это одно уже много говорит в их пользу. — Автор не облекает своих чувств и поэтических мыслей в форму ямбов, хореев и проч.… а при всем том его стихи оригинальны: это лепет сильной, но поэтической души.
После выхода сборника «Кобзаря» Шевченко критиковали за использование украинского языка. Редактор литературного журнала «Библиотека для чтения» Осип Сенковский заявил, что поэт «противно искажает мнение и русский язык, подделываясь под хахлацький строй», а критик «Сына Отечества» Александр Никитенко назвал всю украинскую поэзию искусственной.
В 1841 году Шевченко написал историческую поэму «Гайдамаки» о восстании против помещиков. В произведении он описывал жестокость крепостного права и гнев народа. Вскоре была закончена большая поэма «Марьяна-монашка». Несмотря на критику, поэт продолжил писать на украинском языке. Литератор Григорий Квитка-Основьяненко писал Шевченко: «Спасибо Вам, не смотрите в глаза тем… что, вмившы нашего языка и не разобрав в ней ничего, кричат… Спасибо, что плюете на это, но не перестаете писать. Пишите, пишите, пусть Вам Господь поможет».
В 1842 году Шевченко отправился в путешествие по Швеции и Дании. После этой поездки он написал поэму «Гамалия» о морских походах запорожских казаков. Весной 1843 года поэт поехал в Украину: он хотел посетить родные места и встретиться с семьей. «Был на Украине… Был везде и все плакал: разорили нашу Украину…» — вспоминал Шевченко. Он много ездил по стране: был в Киеве, побывал в Полтавской и Черниговской губерниях. В дороге поэт начал писать произведение «Сон» о тяжелом положении крестьян.
А вон умирает в бурьяне под тыном
опухший, голодный ребенок! А мать
угнали пшеницу на барщине жать.
А вон видишь? Очи, очи!
Куда деться с вами?
Вернувшись в Петербург, Шевченко все меньше интересовался живописью. В мае 1844 года поэт написал поэму «Сова». История о вдове, которая сошла с ума из-за призыва в армию единственного сына, была основана на реальных событиях. Параллельно он работал над серией гравюр «Живописная Украина». Шевченко хотел изобразить ее политическую историю. Деньги от продажи альбома должны были пойти на выкуп его старшей сестры. Однако нужную сумму собрать не удалось.
В 1845 году Шевченко окончил Академию художеств и получил звание «неклассного художника». Он устроился живописцем в Киевскую археологическую комиссию и уехал из столицы. Через несколько месяцев после отъезда в Переславле Тарас Шевченко написал «Завещание» — одно из самых значительных для своего творчества стихотворений.
Как умру, похороните
на Украйне милой,
Посреди широкой степи
выройте могилу…
«Стихи возмутительного содержания»: десятилетняя ссылка поэта
Тарас Шевченко. Автопортрет (фрагмент). 1848–1849. Национальный музей им. Андрея Шептицкого, Львов, Украина
Тарас Шевченко (в центре) с членами Кирилло-Мефодиевского братства. Фотография: glavred.info
Тарас Шевченко. Среди товарищей (фрагмент). 1851. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
В Киеве Шевченко познакомился с историком Николаем Костомаровым. «Достаточно было около часа поговорить с этим человеком, чтобы в полной мере сойтись с ним и услышать в него сердечное привязанность», — говорил Костомаров об авторе «Кобзаря». В 1846 году по приглашению историка Шевченко стал членом Кирилло-Мефодиевское братства — тайной политической организации. Ее целью была отмена крепостного права и создание славянских демократических республик.
Это был уже не кобзарь, а национальный пророк. Восторжено счастьем, наукой и поэзией, мне казалось, будто бы перед нами произошло то, чего дизнав на себе ветхозаветных посол Господень … Киевская интеллигенция, лучче сказать, плодюща ее часть, охватывала украинского барда глубоким почитанием.
В апреле 1847 года по доносу одного из студентов всех членов тайного общества арестовала полиция. Во время обыска у Шевченко нашли поэму «Сон», где он критиковал режим. Шеф жандармов Алексей Орлов писал в докладе Николаю I: «Шевченко… сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома». Следствие длилось два месяца. Поэта сослали рядовым солдатом в Оренбургскую губернию. На докладе император собственной рукой написал: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать».
Участь Шевченко пытались облегчить его влиятельные друзья в Петербурге: графы Андрей Гудович и Алексей Толстой. Однако их попытки ни к чему не привели. «Все прежние мои страдания в сравнении с настоящим были детские слезы», — писал в дневнике Шевченко. В 1848 году поэта назначили в экспедицию на Аральское море. Руководитель похода, исследователь Алексей Бутаков, решил помочь поэту и взял его в качестве художника. Чтобы обойти запрет на рисование, Бутаков и оренбургский военный губернатор Владимир Обручев пошли на хитрость и не стали прописывать в бумагах обязанности Шевченко. За время экспедиции он нарисовал около 350 акварельных пейзажей и портретов. После возвращения из поездки о снисходительности к поэту узнали в Петербурге. Обручеву и Бутакову объявили выговор, а Шевченко отправили еще дальше от столицы — в Новопетровское укрепление (сегодня — Форт-Шевченко, Казахстан).
В 1850 году поэт прибыл в форт. Шевченко вспоминал о строгом штабс-капитане Потапове: «То, бывало, ни с того ни с сего начнет у него карманы выворачивать, чтобы посмотреть, нет ли у него чего написанного или нарисованного. То начнет глумиться над ним за недостаточно громкий и не «солдатский» ответ на вопрос…» В 1853 году у крепости сменился комендант: заведовать делами стал полковник Ираклий Усков. Шевченко подружился с Усковым и его семьей: обедал каждый день в его доме, в свободное время играл с детьми и учил их рисовать. Жена коменданта Агафья Ускова вспоминала: «Так как Шевченко был очень развитой человек, с прекрасной памятью, то темы для разговоров во время прогулок были очень разнообразны. Сначала Шевченко очень боялся моего мужа, считал его деспотом; мне много приходилось с ним спорить, и я наконец достигла того, что они сблизились».
Несмотря на запрет, Шевченко начал писать произведения. В короткие сроки поэт закончил повесть «Княгиня», «Художник» и «Близнецы».
Последние годы Шевченко: гравюры и букварь украинского языка
Тарас Шевченко. Украинские девушки (фрагмент). 1858. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Притча о работниках на винограднике (фрагмент). 1858. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Букварь южнорусский. Санкт-Петербург: Типография Гогенфельдена и Ко, 1861
В 1857 году вице-президент Академии художеств Петр Толстой смог добиться для Шевченко освобождения. Писатель Иван Тургенев вспоминал: «…мы приняли его с дружеским участием, с искренним радушием. С своей стороны он держал себя осторожно, почти никогда не высказывался, ни с кем не сблизился вполне: всё словно сторонкой пробирался. Он посетил меня несколько раз, но о своей изгнаннической жизни говорил мало; лишь по иным отрывочным словам и восклицаниям можно было понять, как солоно она пришлась ему и какие он перенес испытания и невзгоды». Шевченко увлекся гравюрой, свободное время проводил в Эрмитаже. В 1859 году поэт уехал в Украину. Он хотел купить себе усадьбу на берегу Днепра и поселиться на родине. На одном из вечеров Шевченко прочитал свои антикрепостнические стихи в малознакомой компании местных помещиков. На него написали донос, и в начале лета 1859 года поэта арестовали и выслали обратно в Петербург.
Шевченко вернулся к занятиям гравюрой и в 1860 году получил звание академика по гравированию меди. Поэт также составил букварь на украинском языке и хотел написать учебник по арифметике для сельских школ, но не успел: в 1861 году Тарас Шевченко скончался в своей мастерской. Сначала его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге, но через два месяца гроб перевезли на Украину и перезахоронили на Чернечьей горе недалеко от города Канева.
Интересные факты
Тарас Шевченко. Наказание колодкой (фрагмент). 1856–1857. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. Автопортрет (фрагмент). 1851. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
Тарас Шевченко. В кабаке (фрагмент). 1856–1857. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина
1. В 1835 году вместе с художниками артели Ширяева Тарас Шевченко расписывал потолки Большого театра в Петербурге (сегодня — Петербургская консерватория). Крепостной подмастерье подружился с персоналом театра и после реконструкции ходил на театральные представления бесплатно.
2. Один генерал едва не выкупил Тараса Шевченко из мести. Незадолго до освобождения у Шевченко заказал портрет генерал. Когда работа была готова, заказчик ее не принял и отказался платить. Тогда Шевченко пририсовал к портрету намыленную бороду и продал его для вывески цирюльнику, у которого обычно стригся генерал. Офицер очень разозлился и уже обратился к помещику Шевченко, чтобы выкупить крепостного, но не успел: прошел аукцион, и поэт получил свободу.
3. Во время поездок по Украине Тарас Шевченко остро реагировал на несправедливость по отношению к крепостным крестьянам. Часто поэт сразу же уезжал из гостей, как только видел насилие. Иногда Шевченко покидал дома так спешно, что оставлял свои рукописи.
4. Несмотря на запрет рисовать, комендант Новопетровского форта Усков позволял Шевченко расписывать летнюю беседку и кибитки. Более того, в саду Ускова была вырыта специальная землянка, в которой поэт прятал свои рисунки и поэмы.