Сыновья ивана грозного и их судьба
У Ивана IV Грозного было 8 детей от трех разных жен, однако, волею судьбы до взрослого возраста дожить удалось только двум его сыновьям: Ивану и будущему царю Федору I Иоанновичу.
Дети от первого брака с Анастасией Романовной
Царевна Анна Ивановна
(10 августа 1549 — 20 июля 1550)
Старшая дочь супругов рожденная на втором году брака прожила меньше года. В честь её рождения Иваном Грозным был заложен храм Иоакима и Анны. Спустя неделю девочка была крещена в Новодевичьем монастыре, тамже была погребена после смерти.
Царевна Мария Ивановна
(17 марта 1551 — 8 декабря 1552)
Вторая дочь в семье Ивана Грозного и Анастасии Романовны, также умерла во младенчестве. Царевну захоронили в Вознесенском монастыре в Московском Кремля. Как и многие другие, данный монастырь был разрушен большевиками, после чего останки девочки перенесли в одну из подземных палат Архангельского собора.
Царевич Дмитрий Иванович
(Старший)
(октябрь 1552— 4 (6) июня 1553)
Первый сын Ивана Грозного и его долгожданный наследник родился, когда царь возвращался с победой из казанского похода. случайно погиб младенцем. В 1552 году тяжело заболевший Иван Грозный заставил бояр принести присягу свему сыну-младенцу. Часть бояр присягнула сразу, другие противились, понимая, что управлять от имени царя-младенца будут те, кто первыми проявил лояльность. Некоторые из бояр поддержвали кандидатуру двоюродного брата Ивана — Владимира Андреевича Старицкого.
Когда царь выздоровел и разобрался в ситуации, он пришел в расстройство, однако репрессий не последовало. Тем не менее, произошедшее стало причиной усиления подозрительного отношения Ивана к боярам и лично Владимиру. Юный царевич скончался 6 июня 1554 года при не выясненных обстоятельствах.
Царевич Иван Иванович
Илья Репин (1844-1930).
(28 марта 1554 — 19 ноября 1581) — первый из детей царя, достигший взрослого возраста. Сопровождал отца на различных церемониях, участоввал в походах, но не играл существенной роли в управлении государством. Предлагался отцом и некоторыми представителями польской знати в качестве претендента на польскую корону для объединения Речи Посполитой и Московского Царства против крымских татар и турок.
Трижды женатый, Иван так и не смог оставить наследника. Две из трех жен царевича были сосланы Иваном Грозным в монастырь «за бездетность», а третья, по одной из версий, стала причиной ссоры между отцом и сыном во время которой Иван получил удар царским посохом в висок и вскоре скончался.
В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Ивана Васильевича и царевича Ивана Ивановича. Исследования останков царевича показали превышение допустимого содержания ртути 32 раза, в несколько раз мышьяка и свинца.
Биография
Царевна Евдокия Ивановна
(26 февраля 1556 — июнь 1558)
третья дочь и пятый ребёнок в семье Ивана Грозного и Анастасии Романовны, умерла во младенчестве. Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими, очевидно, были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора.
Царевич Фёдор I Иванович
(31 мая 1557, Москва — 7 (17) января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.
Прозванный «Блаженным» за свою склонность к церковной деятельности и добродушность, со слов отца, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». Незадолго до смерти, Иван Грозный сформировал опекунский совет, должный помогать мало сведущему в политике сыну управлять государством.
Во время его правления среди прочих членов совета возвысился Борис Годунов, устранивший сильных соперников посредством интриг и впоследствии занявший трон Московского царства после смерти Федора Иоанновича. Единственная дочь Федора, Феодосия, умерла во младенчестве.
Сын от второго брака с Марией Темрюковной
Царевич Василий Иванович
(март — 3 мая 1563)
Единственный ребёнок Ивана Грозного и Марии Темрюковны, 4-й сын царя, умер в возрасте пяти недель. Месяц спустя после его смерти, в июне по доносу Саблука Иванова — дьяка князя Владимира, начался сыск по делу княгини Ефросиньи Старицкой и её сына Владимира по обвинению в злом умысле против царской семьи.
Сын от незаконного брака с Марией Нагой
Царевич Дмитрий Иванович
(Дмитрий Углицкий)
Царевич Дмитрий Иванович (19 октября 1582, Москва — 15 мая 1591, Углич) — князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Погиб при невыясненных обстоятельствах в 1591 году, был запрещен к упоминанию при богослужениях по приказу царя-брата Фёдора, на том основании, что он рождён в шестом браке и поэтому является незаконнорождённым.
Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти. По официальной версии правительства Василия Шуйского Дмитрий погиб от руки наёмников Бориса Годунова.
В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминавшее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем.
Биография
Таким образом судьба детей Ивана IV Грозного оказалась не менее трагична, чем у их отца.
Loading…
Архангельский собор. Торцы надгробий царя Ивана IV и его сыновей царевича Ивана Ивановича и царя Федора Иоанновича
Дети Ивана IV Грозного — первое поколение русских царевичей и царевен. Несмотря на то, что царь был женат множество раз и имел большое потомство, до взрослого возраста дожили только два его сына: будущий царь Федор Иоаннович и его старший брат Иван (умер в 1581 году).
Первый брак[править | править код]
Больше всего детей родила царю Анастасия Романовна.
Анна[править | править код]
Царевна Анна Ивановна — первенец супругов – прожила меньше года (10 августа 1549 — 20 июля 1550). В честь её рождения был заложен храм Иоакима и Анны. Погребена в Новодевичьем монастыре.
Мария[править | править код]
Царевна Мария Ивановна (Мария Иоанновна) (17 марта 1551 — 8 декабря 1552[1]), вторая дочь Ивана Грозного и Анастасии Романовны, умерла во младенчестве[2].
Погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле. После разрушения монастыря большевиками, её останки были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас.
В 2007 году сотрудники Музеев Московского Кремля (группа по изучению захоронений некрополя Вознесенского собора) исследовали и захоронение царевны. Несмотря на плохую сохранность крышки гробика, впервые удалось прочесть эпитафию этого захоронения[3]:
«Лета 7060 ноября в 18 день на память святых мученик Платона и Романа преставися благоверная царевна Мария» «Лета 7060 декабря 8 ден на память преподобнаго отца Потапия вечер против 9 — го зачятия святыя Анны егда зачат святую Богородицу… час нощи преставися царевна великая княжна Мария дщи царя великого князя Ивана Ивановича всея Руси»[4].
Дмитрий[править | править код]
Царевич Дмитрий Иванович (Старший) (октябрь 1552— 4 (6) июня 1553), первый сын и долгожданный наследник, случайно погиб младенцем.
Погребен в Архангельском соборе «в ногах» своего деда, Василия III.
Иван[править | править код]
Царевич Иван Иванович (28 марта 1554 — 19 ноября 1581) — первый из детей царя, достигший взрослого возраста.
Был трижды женат, но умер бездетным. Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Фёдором в правой части алтаря собора, за иконостасом.
Мерные иконы[править | править код]
Предполагают, что с рождением Ивана связано возникновение традиции писать в честь рождения царского ребёнка мерные иконы. Поскольку среди древнейших икон, написанных к крещению трех сыновей Ивана Грозного отсутствует икона его первенца, Дмитрия, ученые предположили, что традиция написания родимых икон берет своё начало именно с момента рождения Ивана. Сохранились 3 мерные иконы:
- «Святой Иоанн Лествичник» (1554) — Иван Иванович (царевич)
- «Святой Феодор Стратилат» (1557) — царь Фёдор Иоаннович
- «Святой Димитрий Солунский» (1582) — царевич Дмитрий Углицкий
«Иоанн Лествичник»
«Феодор Стратилат»
«Димитрий Солунский»
Евдокия[править | править код]
Царевна Евдокия Ивановна (Евдокия Иоанновна) (26[5] февраля 1556 — июнь[6] 1558), третья дочь и пятый ребёнок Ивана Грозного и Анастасии Романовны, умерла во младенчестве[2].
Лицевой летописный свод о её рождении сообщает: «В том же месяце в 26 день, в среду на второй неделе Поста, родилась царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси дочь царевна и великая княжна Евдокия от его царицы и великой княгини Анастасии».
Крестил её, по одним сообщениям, Афанасий[7]. Однако в Лицевом летописном своде записано: «И в тот же Пост, в четвертое воскресенье, крестил её в Чудовом монастыре архистратига Михаила, а принял её от купели Макарий, митрополит всея Руси, а священнодействовал Андрей, протопоп Благовещенский».
Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, Её останки находятся в подземной палате южной пристройке Архангельского собора, куда, вместе с прочими, были перенесены после разрушения монастыря большевиками..
Летопись сообщала:
«…Не стало Царевны Евдокии дщери Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, того же дни похранена бысть у Вознесения в манастыре у Родителей Царских, а не стало её дву годов»[8].
Евдокия оставила по себе крайне малый след. Не сохранившийся Чудов монастырь в московском Кремле имел к ней некоторое отношение: «с северной стороны монастыря над задними воротами ещё при Иване Грозном была построена надвратная церковь Иоанна Лествичника с приделом Евдокии мученицы в честь рождения дочери царя Евдокии. Этот храм неоднократно менял своё посвящение и в семидесятые годы XVIII века был перестроен в колокольню»[9].
Кроме того, «вероятно, перед иконостасом Преображенского собора Соловецкого монастыря слева от царских врат в особом киоте находилась не сохранившаяся икона Владимирской Богоматери. Вот её описание 1582 г.: „Пречистые образ Умиление в киоте створчатой под окладом, а на затворных створках на одной Иван Предтеча, а над главою мученица Евдокия, а на другой Иван Лествичник, а над главою мученица Анастасия, обложен серебром золочен“. Нетрудно убедиться, что все перечисленные святые являются патрональными святыми царской семьи: Иоанн Предтеча — Ивана IV, мученица Анастасия — царицы Анастасии, Иоанн Лествичник — царевича Ивана, мученица Евдокия — царевны Евдокии. Вероятно, образ является царским вкладом. Несложно установить, когда это могло произойти, — между рождением царевны Евдокии в 1556 г. и рождением царевича Федора Ивановича в 1557 г.»[10]
Надгробие её, по сообщению Пановой, – среди безымянных[4].
Фёдор[править | править код]
Фёдор Иоаннович (11 мая 1557 — 7 января 1598) — второй из детей царя, достигший взрослого возраста, позже царь[11]. Имел единственную дочь — Феодосию Фёдоровну.
Похоронен вместе с отцом и братом Иваном в алтаре Архангельского собора.
Второй брак[править | править код]
Вторая жена царя, Мария Темрюковна, была его супругой 6 лет. Известно лишь об одном ребёнке от этого брака.
Василий[править | править код]
Царевич Василий Иванович (Василий Иоаннович) (март — 3 мая 1563)[12] — единственный ребёнок Ивана Грозного и Марии Темрюковны и 4-й сын царя. Умер в двухмесячном (пятинедельном) возрасте.
Ребёнок родился во время удачной войны царя Ивана с Литвой, известие о новорожденном привез тот же Василий Траханиотов, встретив царя во время его триумфального возвращения из Полоцка. «Царь возвратился в Москву так же торжественно, как из-под Казани: в Иосифовом монастыре встретил его старший сын, царевич Иван; на последнем ночлеге к Москве, в селе Крылатском, встретили его младший сын, царевич Феодор, брат Юрий, ростовский архиепископ Никандр с другими епископами», пишет Соловьев[13]. Карамзин описывает:
21 Марта, когда Государь ехал Крылацким полем, явился Боярин Траханиотов с вестию, что Царица родила ему сына Василия. У церкви Бориса и Глеба, на Арбате, стояло Духовенство с хоругвями и крестами: Иоанн благодарил Митрополита и Святителей за их усердные молитвы; Святители благодарили Царя за мужество и победу. Он шел в торжестве, от Арбата до соборов, среди Вельмож и народа, среди приветствий и восклицаний, точно так, как по взятии Казани… Не доставало народу единственно любви к Государю, а Государю счастия: ибо его нет для тиранов! — новорожденный Царевич жил только пять недель.
Царевич получил имя, очевидно, в честь своего полного тёзки – деда Василия III Ивановича, отца Ивана Грозного. 22 марта отмечается день памяти священномученика Василия Анкирского, в честь которого мальчик мог быть крещен, учитывая, что по святцам отчитывали только вперед.
Погребён, как предполагают, в Архангельском соборе[14]. Его надгробие не сохранилось. Исследователи Кремля пишут: «Разумеется, в истории московского великокняжеского некрополя не все ясно. Ряд древних погребений утрачен, вероятно, до постройки здания в начале XVI в. Среди забытых захоронений одно, относящееся ко второй половине XVI в.: царевича Василия, сына Ивана Грозного и Марии Темрюковны»[15].
Месяц спустя после его смерти, в июне, по доносу Саблука Иванова, дьяка князя Владимира, начался сыск по делу княгини Ефросиньи Старицкой и её сына, Владимира по обвинению их в злом умысле против царской семьи[16].
Другие женщины[править | править код]
Рака царевича Дмитрия в Архангельском соборе и его икона
Третий и четвёртый браки царя были бездетными из-за быстрой смерти его жён. Следующие «жёны» царя с точки зрения православной церкви его супругами не являлись, а были сожительницами (см. Жёны Ивана Грозного). О существовании детей от них ничего не неизвестно, за исключением ребёнка Марии Нагой, родившей последней.
Дмитрий[править | править код]
Последний ребёнок царя, царевич Дмитрий Иванович (19 октября 1582 — 15 мая 1591) умер в возрасте 8 лет, но не при жизни своего отца, а уже в правление брата Фёдора.
Был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня, что подтверждает отношение к нему как к «незаконнорожденному», а не члену династии. После превращения Дмитрия в святого Василием Шуйским в 1606 году, его останки («нетленные святые мощи») были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля.
См. также[править | править код]
- Список русских царевичей
- Список русских царевен
Примечания[править | править код]
Судьба сыновей
У Ивана Грозного было несколько сыновей. Но судьба у всех оказалась несчастливой. Самый первый сын Ивана IV Дмитрий (от Анастасии) умер в младенчестве. Второй сын Иван (тоже от Анастасии) выжил и стал надежей царя, правой рукой отца в делах опричных. Однако ему не суждено было унаследовать трон: Иван Грозный убил его в припадке ярости. Третий сын Грозного и Анастасии – Федор – в конце концов стал царем после Ивана Грозного. Четвертый сын Василий (от Марии Темрюковны) умер в младенчестве. А пятого сына, тоже Дмитрия (от Марии Нагой), убили в Угличе. При Федоре, тихом и болезненном юноше, фактически правил его шурин (брат жены) Борис Годунов. Со смертью Федора закончилась династия Рюриковичей. Следующим царем был избран Борис Годунов.
ИВА?Н ИВА?НОВИЧ (03.03.1554–19. 11.1581 гг.) царевич, второй сын царя Ивана IV Васильевича Грозного от первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Родился уже после гибели младенца Дмитрия, первенца Ивана IV, поэтому считался старшим сыном царя и наследником престола. Иван Иванович всюду следовал за отцом, присутствовал на приемах иностранных послов, участвовал в военных походах. В годы опричнины иногда участвовал в расправах, осуществленных по приказу царя.
С сер. 1560-х гг. имел свой небольшой двор. Был начитанным человеком, хорошо знал Священное писание, Жития святых. В 1579 г. он лично написал канон св. Антонию Сийскому и переработал его Житие. Иван Иванович был трижды женат. В 1571 г. царь лично выбрал сыну первую жену – Евдокию Сабурову. В том же году она была пострижена в монахини. В 1574 г. женой царевича стала Феодосия, дочь рязанского сына боярского М. Т. Петрово-Солового. В 1579 г. ее также отправили в монастырь. В обоих случаях причиной разводов стала бездетность жен. В 1580 г. Иван женился в третий раз – на Елене, дочери И. В. Шереметева Меньшого.
9 ноября 1581 г. в Александровской слободе между царем и Иваном Ивановичем произошла ссора. Иван IV Грозный ударил сына посохом. Через десять дней царевич умер. С. П.
ФЕ?ДОР ИВА?НОВИЧ (31.05.1557– 06.01.1598 гг.) – царь с марта 1584 г., последний русский государь из династии Рюриковичей.
Сын царя Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. С 1573 г. неоднократно выдвигался кандидатом на польский трон. После гибели от руки Ивана IV его старшего сына Ивана (1582 г.) Федор стал фактическим наследником престола, хотя отец и считал его неспособным к управлению государством. Перед смертью Иван IV учредил в помощь Федору регентский совет из числа наиболее влиятельных бояр и двух думных дьяков – братьев Щелкаловых.
Первые годы царствования Федора Ивановича отмечены ожесточенной борьбой дворцовых группировок. По свидетельству современников, Федор Иванович мало уделял внимания государственным делам. Большую часть времени он посвящал дворцовому хозяйству, украшению кремлевских палат, делал щедрые взносы в монастыри. Любимой забавой царя были медвежьи бои.
С 1587 г. власть в стране фактически сосредоточилась в руках боярина Б. Ф. Годунова, на сестре которого – Ирине – был женат Федор Иванович. Годы пребывания Федора Ивановича на троне характеризовались постепенным оздоровлением хозяйственной жизни, находившейся в кризисном состоянии после Ливонской войны 1558–1583 гг. Правительство Годунова приняло ряд мер по дальнейшему закрепощению крестьян (введение урочных лет и др.) и усилению налогового бремени тяглового населения – главного источника пополнения казны.
Определенными успехами характеризовалась внешняя политика этого периода. В результате войны со Швецией 1590–1593 гг. Россия возвратила ряд городов Новгородской земли, отторгнутых в ходе Ливонской войны, развивались торговые связи с Англией и Францией. Завершилось присоединение Западной Сибири, укрепилась система обороны южных рубежей и др., заметно усилилось влияние России на Кавказе. В Сибири и на южных окраинах России возникли десятки новых городов и острогов.
Важным событием, свидетельствовавшим о консолидации единого Русского государства и усилении его позиций на международной арене, стало учреждение в 1589 г. патриаршества.
Впрочем, и меры в области внутренней политики, и внешнеполитические акции подпитывали нараставшие противоречия внутри страны и в отношениях с соседними странами – Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством, Османской империей, подспудно готовя системный кризис (смуту) нач. 17 в.
Федор Иванович умер, не оставив наследников: единственная дочь умерла в младенческом возрасте. Царица Ирина Федоровна после смерти супруга, несмотря на то, что ей формально присягнули все высшие бояре, удалилась в Новодевичий монастырь. Вопрос о новом русском царе должен был решать Земский собор. Впрочем, решение было почти предопределено: царем избрали брата овдовевшей царицы – всесильного Бориса Годунова. Вл. К.
ДМИ?ТРИЙ ИВА?НОВИЧ, Димитрий Иванович (19.10.1582–15.05. 1591 гг.) – царевич, сын царя Ивана IV Васильевича от седьмой жены Марии Федоровны Нагой, православный святой.
После смерти отца в 1584 г. и воцарения старшего брата Федора Ивановича Дмитрий Иванович вместе с матерью и ее родственниками жил в Угличе, который был передан ему в удел. Царевич погиб при невыясненных обстоятельствах во дворе своего теремного дворца.
Сразу после гибели Дмитрия Ивановича в Угличе произошел бунт, организаторами которого стали М. Ф. Нагая и ее брат М. Ф. Нагой. Нагие утверждали, что убийцу подослал Борис Федорович Годунов, чтобы устранить возможного наследника престола. Горожанами была разгромлена Приказная изба и убиты государев дьяк М. Битяговский, его сын Данила и племянник Никита Качалов – якобы виновные в гибели царевича.
Официальным расследованием этих событий руководил боярин В. И. Шуйский. Согласно материалам «Угличского дела», смерть Дмитрия произошла в результате несчастного случая: играя во дворе дворца остроконечным ножом («сваей»), он нанес себе рану во время внезапно начавшегося эпилептического припадка.
Однако в 1606 г. Шуйский, став царем, сам выдвинул версию гибели царевича от рук наемных убийц Годунова.
Широкая популярность в народе имени царевича, убежденность многих людей в его чудесном спасении привела к появлению ряда самозванцев, выступавших под его именем (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III).
Правительство Василия Шуйского предприняло энергичные меры для того, чтобы доказать истинность гибели царевича и утвердить образ невинно убиенного мученика. 3 мая 1606 г.
из Углича в Москву были перенесены и мощи св. Димитрия, Угличского страстотерпца.
Со временем в сознании людей утвердился образ Димитрия Угличского как заступника Русской земли и чудотворца. Автор одного из его житий – Димитрий Ростовский сравнивает его с первыми русскими святыми Борисом и Глебом, убитыми их братом Святополком.
Дни памяти: 15 (28) мая, 3 (16) июня. В. В.
БОРИ?С ГОДУНО?В (ок. 1552–13.04.1605 гг.) – царь с 1598 г.
Сын вяземского помещика Федора Ивановича Кривого-Годунова. По легенде, Годуновы и родственная им фамилия Сабуровых были обедневшими потомками татарского мурзы Чета, выехавшего из Золотой Орды на службу московскому князю ок. 1330 г.
После смерти отца Борис воспитывался в семье дяди Дмитрия Ивановича Годунова, который был зачислен в опричники, а вскоре стал царским постельничим. Борис женился на дочери Малюты Скуратова Марии Григорьевне. Родная сестра Бориса, Ирина стала женой царевича Федора Ивановича. В 1584 г. Борис Федорович получил чин боярина.
При царе Федоре Ивановиче Годунов стал одним из первых лиц в государстве, а с 1587 г. титуловался «царским шурином и правителем, слугой и конюшим боярином и дворовым воеводой и содержателем великих государств – царства Казанского и Астраханского». Чтобы не оставить без работников поместья служилых людей – главной военной силы того времени – Борис Федорович вынужден был проводить политику прикрепления крестьян к земле. Указом 1592/1593 гг. запрещался переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день, а указом 1597 г. устанавливался 5-летний срок сыска беглых крестьян.
На Земском соборе, созванном после смерти царя Федора Ивановича 17 февраля 1598 г., Борис Федорович избран на царство. Сестра Бориса царица Ирина Федоровна удалилась в Новодевичий монастырь и приняла там монашеский постриг.
Человек широко образованный и дальновидный, Борис первым из русских государей попытался приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации: покровительствовал иноземцам, сформировал из немецких наемников отряд телохранителей, намеревался открыть в Москве университет, приглашал иностранных мастеров – рудознатцев, сукноделов, часовщиков, архитекторов, послал русских юношей на учебу за границу (в Англию, Германию и во Францию).
При нем в Москве велось интенсивное строительство: появились первые богадельни, в Кремле сооружен водопровод с мощным насосом, поднимавшим воду из Москвы-реки, надстроен столп колокольни Ивана Великого, пограничный город Смоленск окружен мощной крепостной стеной, построенной зодчим Федором Конем. Венцом созидательных усилий Годунова должен был стать грандиозный собор «Святая святых».
Но всем замыслам Годунова помешало Смутное время. После летних заморозков 1601 и 1602 гг. в стране начался трехлетний голод, во время которого погибло до трети всего населения.
В 1604 г. в Россию с территории Польши начала вторжение армия самозванца Лжедмитрия I, объявившего себя законным наследником престола царевичем Дмитрием Ивановичем.
В разгар борьбы с этим авантюристом царь Борис скоропостижно скончался, возможно, он был отравлен. Его погребли в Архангельском соборе Кремля. Но после прихода к власти Лжедмитрия I, тела Бориса и его родных перевезли в Вознесенский Варсонофиевский монастырь на Сретенке и похоронили в пределах монастырской ограды. Позднее, при царе Василии IV Шуйском, прах Годуновых был перевезен в Троице-Сергиев монастырь. В. В.
ФЕ?ДОР БОРИ?СОВИЧ ГОДУНО?В (1589–10.06.1605 гг.) – царь с 14 апреля по 10 июня 1605 г.
Сын царя Бориса Федоровича Годунова и Марии Григорьевны, урожденной СкуратовойБельской. Молодой государь удивлял общавшихся с ним своими познаниями в науках. Им была собственноручно выполнена карта Российского государства. «Хотя и юн был, – писал о нем русский современник, – но смыслом и разумом всех превзыде. Злобы же и всякого нечестия отнюдь ненавистен был».
Царь Федор Годунов управлял страной меньше двух месяцев. После смерти Бориса Годунова основные части русского войска перешли на сторону самозванца Лжедмитрия I. В столице вспыхнуло восстание против Годуновых. Федор Борисович был сведен с престола и вместе с матерью заключен под стражу на старом боярском дворе Годуновых. Из лагеря Лжедмитрия I в Серпухове прибыл дворянин М. А. Молчанов. 10 июня 1605 г. Федор Борисович и его мать были задушены Молчановым и его подручными. Официально объявили о смерти Годуновых от «зелья» (яда). В. В.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
2. Правление Бату и его сыновей
Основы Золотой Орды как автономного государства внутри Монгольской империи заложил хан Бату после своего возвращения из венгерского похода в 1242 г. Четыре года спустя, во время путешествия Иоанна де Плано Карпини в Монголию, очертания
ОТНОШЕНИЕ СЫНОВЕЙ К ОТЦУ
Согласно адата у кумыков уважение, оказываемое сыном отцу, было в такой форме:Сын не садился при отце, стоял и слушал при нем, отвечая лишь на его вопросы. При отце он не ел, не курил, исполнял всякое приказание отца беспрекословно, не рассуждая о
Тайна сыновей волчицы
В течение столетий древние тюрки (или, как правильнее их называть, «тюркюты»), потомки рода Ашина, ведущие свою родословную от волчицы и царевича-калеки, были рабами-плавильщиками жужаней. Они добывали железную руду в горах Алтая, плавили металл в
Глава 15
НИЗВЕРЖЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИРОДА
Тем временем с новой силой вспыхнули грязные интриги вокруг сыновей Ирода. Результаты посредничества царя Каппадокии Архелая, попытавшегося в 9 году до н.э. примирить членов царского дома, оказались еще недолговечнее, чем такая же
ОРДЕН «СЫНОВЕЙ ГЕРМАНА»
Наряду с орденами Odd Fellows и друидов в Соединенных Штатах играет выдающуюся роль орден «Сыновей Германа».Орден этот, являющийся в настоящее время самым сильным и верным оплотом немецкой культуры в Северной Америке, возник в Ныо — Иорке более 60 лет
БРАТСТВО СЫНОВЕЙ МАЛЬТЫ
Основанное в 50–х годах XIX в. в Нью — Йорке, есть не что иное, как собрание глупцов, которые зло и глупо высмеивают обычаи и обряды тайных обществ, представляя их в карикатурном
51
Убиение Аргама и его сыновей
Возмужав, Артавазд стал человеком храбрым, себялюбивым и гордым. Из зависти к старому Аргаму он побудил отца подвергнуть его опале за то, что тот якобы замыслил стать царем над всеми. Лишив его таким способом сана, он сам завладевает вторым
Земля царских сыновей
Раджастхан — самый западный штат Республики Индия — до 1947 г. назывался Раджпутаной, что дословно означает «Земля царских сыновей». История этого края, полная романтических легенд о героических деяниях раджпутских воинов, принадлежит к наиболее
Судьба города — судьба людей
Среди столиц Европы Берлин сегодня, пожалуй, отличается своей новой энергетикой. Его центр продолжает застраиваться, перестраиваться, его окраины обновляются. Но и седой старины в нем достаточно. А стоит пройтись по Унтер-ден-Линден к
Глава 5. Странствия сыновей Солнца
Наука пока еще не ответила на вопрос, где находится колыбель человечества. Да и не известно, появился ли человек вначале в каком-то одном месте или же в нескольких одновременно. В качестве факта, установленного наукой, можно считать
2.7.2. «Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей
В повести «Марфа Посадница» Н. М. Карамзин назвал Марфу Борецкую «последней гражданкой новгородской». Таково было мнение Карамзина-писателя, отличавшееся от оценок Карамзина-историографа.
II.1. Наречение сыновей
Имя основателя семьи (род. ок. 935–940), отца Мануила Комнина Эротика и Никифора Комнина, К. Варзос реконструирует как Исаак (Исаакий), исходя лишь из новогреческого (и, шире, общебалканского) обычая наречения сына в честь деда по отцу, так как его
Отношение сыновей к отцу
Согласно адата у кумыков уважение, оказываемое сыном отцу, было в такой форме:Сын не садился при отце, стоял и слушал при нем, отвечая лишь на его вопросы. При отце он не ел, не курил, исполнял всякое приказание отца беспрекословно, не рассуждая о