Степан микоян личная жизнь дети
Стас Намин – известный советский музыкант периода 70-80-х годов. Одним из первых он “влился в рынок” и стал успешным независимым продюсером. С его легкой руки обрели популярность Дмитрий Ревякин и “Калинов мост”, Гарик Сукачев и “Бригада С”, Александр Васильев и “Сплин”, Сергей Мазаев и “Моральный кодекс”. Его детищем был и раскрученный англоязычный проект “Парк Горького”. Как руководитель продюсерского центра Намин организовывал в России крупные международные фестивали культуры.
Сейчас Стасу Намину 68 лет. Он продолжает активную работу, в последние годы много внимания уделяя живописи, фотографии и режиссуре, снимая документальные фильмы.
Стас Намин, внук Анастаса Микояна.
О том, что Стас Намин работает под псевдонимом, и о знаменитом предке музыканта мало кто вспоминает. Между тем, полное его имя по документам – Анастас Алексеевич Микоян.
Дед успешного музыкального продюсера – известный революционер и политический деятель Советского Союза Анастас Иванович Микоян. Подчеркивая продолжительность его “кремлевской жизни”, народ отпускал в адрес политика шутки: “От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича”. Действительно, Анастас Иванович достиг правительственных высот еще при Владимире Ильиче Ленине, а после благополучно работал на высоких должностях при Леониде Ильиче Брежневе.
Однако ровно и гладко было далеко не всегда. Семье Микоянов, как и всем советским гражданам в те годы, довелось пережить немало горестей и тревог.
Работа Анастаса Микояна-старшего
Легендарный советский политик проникся идеями большевизма еще совсем юным: уже в 1915 году, в возрасте 20 лет, вступил в партию и с головой окунулся в революционную борьбу.
Молодой революционер Анастас Микоян.
Проявив неординарные организаторские способности, целеустремленный молодой человек был замечен руководством и в 1919 году приглашен в Москву для “строительства нового государства”. Здесь он стал членом ВЦИК, сблизился со Сталиным и другими лидерами молодого советского государства.
По направлению партии Микоян работал на Кавказе и в Башкирии, занимался сельским хозяйством, внутренней и внешней торговлей СССР. Его идеи не всегда находили поддержку и одобрение у руководства. В частности, он рекомендовал перенимать зарубежный опыт, предлагал справляться с нехваткой продовольствия в отдельных регионах не дотациями, а развитием и повышением эффективности колхозов, промышленных предприятий.
В годы Великой отечественной войны Анастас Микоян руководил организацией продовольственного и вещевого снабжения армии.
В 1942 году произошло покушение на Микояна: прямо на Красной площади в него стрелял красноармеец-дезертир. В 1943 младшие сыновья Анастаса Ивановича, Вано и Серго, были задержаны и полгода провели в тюрьме. Берия подозревал, что “кремлевские подростки” создали антиправительственный заговор. Версия не подтвердилась, мальчишек отпустили.
В последние годы жизни Сталина Микоян впал в немилость у вождя. Поводом послужило несогласие Микояна с депортацией чеченов и ингушей. Смелая критика не понравилась Иосифу Виссарионовичу. Анастас Иванович был отстранен от должности министра торговли и заместителя председателя Совета министров.
Анастас Иванович (Ованесович) Микоян
От дальнейших репрессий Микояна спас приход к власти Никиты Хрущева, близким поверенным которого он стал. От имени советского правительства он занимался развитием сотрудничества с американцами и кубинцами. С 1964-го возглавлял Президиум ВС СССР, фактически занимая главную государственную должность. В ноябре 1965 года, после исполнения Анастасу Ивановичу 70 лет, его с почетом проводили на заслуженный отдых, сохранив, однако, членство в ЦК и Президиуме Верховного совета.
Анастас Иванович (Ованесович) Микоян скончался в 1978 году в возрасте 83 лет.
Семья Анастаса Ивановича Микояна
Единственная жена Анастаса Микояна – Ашхен Лазаревна Туманян – была рядом с мужем и в трудные годы становления молодой Советской Республики, и во время опалы, и в период повторного взлета. Не застала она лишь спокойной почетной “пенсии”, уйдя из жизни в 1962-м.
Анастас Иванович и Ашхен Лазаревна Микоян.
Вместе супруги воспитали пятерых сыновей.
Степан Микоян
Степан, родившийся в 1922-м, стал летчиком. После войны работал испытателем в конструкторском бюро своего дяди, Артема Ивановича Микояна. Испытывал не только МиГи, но и боевые истребительные самолеты ОКБ Сухого и Яковлева. В 1975 году за проведение испытаний МиГ-25 был удостоен звания Героя Советского Союза.
Степан Анастасович Микоян.
Степан Анастасович Микоян.
В 1978 году Степан Анастасович Микоян был отстранен от испытательных полетов (из-за возраста) и назначен заместителем главного конструктора столичного НПО “Молния”, ответственным за летные испытания. Принимал участие в разработке и управлении полетом космического корабля “Буран”.
Степан Микоян ушел из жизни в марте 2017 года.
В июне 1945-го Степан Микоян женился на своей ровеснице, Элеоноре Лозовской, дочери летчика-испытателя Петра Ивановича Лозовского. Элеонора Петровна – филолог, журналист.
Степан Анастасович и Элеонора Петровна с детьми.
Супруги вырастили троих детей:
- сына Владимира (1946 года рождения) – он стал биофизиком.
В своих воспоминаниях его дядя, Серго Анастасович, рассказывал, что Владимир всегда был честным, очень откровенным и часто подолгу разговаривал с дедом. Его прямолинейность привела к положению почти диссидентскому: после нескольких выступлений на комсомольских собраниях он долгое время был “невыездным”.
- дочь Ашхен (1949-го) – она, как и мама, стала филологом;
- сына Александра (1952-го) – стал музыкантом и автогонщиком (Алик, Алекс Микоян). Он играл в различных советских ВИА, работал вместе с Юрием Антоновым, своим двоюродным братом Стасом Наминым.
Алик Микоян (крайний слева) в период работы в группе Юрия Антонова “Аэробус”.
У Степана Микояна пятеро внуков: математик Александр (родившийся в 1972-м), историк Юлия (1972), экономист Дмитрий (1976), Кирилл (1995) и Антон (1996). Известно также, что в 1994 году у летчика Степана Микояна родилась правнучка Александра.
Владимир Микоян
Владимир Анастасович родился в 1924 году. Вслед за братом прошел обучение в летном училище, отправился на фронт. Был сбит и погиб в бою под Сталинградом в 1942-м.
Владимир Микоян.
Алексей Микоян
Алексей родился в 1925-м и, как и старшие братья, выбрал профессию военного летчика. Скончался в 1986-м.
В 1950-м женился на Нами Артемьевне (Арутюновне) Геурковой. Нами Артемьевна – журналист, историк-музыковед, общественный деятель В браке, продлившемся до 1965-го, родилось двое детей: в 1951-м – сын Анастас и в 1954-м – дочь Нина. Вторым мужем Нами Артемьевны стал заместитель министра культуры СССР Василий Феодосьевич Кухарский.
Алексей Анастасович и Нами Артемьевна Микоян с детьми Анастасом и Ниной.
Анастас Алексеевич Микоян – тот самый известный советский музыкант и российский музыкальный продюсер Стас Намин (как основу для своей сценической фамилии он использовал имя матери).
Стас Намин трижды женат: в коротком браке с Анной Исаевой у него родилась дочь Мария (1977). Когда девочке было 2 года, супруги разошлись, но продолжили общение. Анна Исаева работает директором “Центра Стаса Намина”. От Марии у музыканта есть внучка Ася.
Второй женой Намина была певица Людмила Сенчина. Брак продлился 10 лет, но совместных детей в нем не появилось.
Третьей женой стала Галина, с которой продюсер живет и сейчас. В 1993 году в этом браке родился сын Артем. Сейчас он профессионально занимается живописью.
Нина Алексеевна Микоян – филолог, учитель русского языка, учредитель общественной организации “Союз женских сил”, создатель и директор “Центра непрерывного образования Святого Георгия Победоносца” для особенных детей (Вальдорфская школа 4308).
Нина Алексеевна Микоян, внучка Анастаса Микояна.
Иван (Вано) Микоян
Именно Вано, родившийся в 1927 году, в 1943-м оказался в гуще событий по расследованию “заговора кремлевских детей”. Истинной же подоплекой дела была несчастная любовь его одноклассника (подробности можно прочитать здесь).
Шестимесячный арест и высылка из столицы на 1 год не стали препятствием для поступления в ВУЗ. Иван Микоян получил высшее образование, стал авиаконструктором, работал в КБ над новыми моделями “МиГов”. В этом бюро он работал до самого ухода из жизни в 2016 году.
Вано Анастасович Микоян
Иван Анастасович был женат, стал отцом дочери Ольги и сына Анастаса, полного тезки своего отца. Ольга Ивановна работает в ЦВК “Экспоцентр”.
Серго Микоян
Младший из братьев, Серго, родившийся в 1929, стал единственным, кто не пошел в военную авиацию. Он избрал для себя профессию историка и публициста.
В 1943 году вместе с братом Вано 14-летний Серго обвинялся в участии в подростковой организации “Четвертый рейх”. Дело, закрученное Берией, рассыпалось. Но подросток провел 6 месяцев в тюрьме, затем был на 1 год выслан из Москвы. Этот год ссылки Серго и Вано провели в Таджикистане, под присмотром домработницы, которую смогла отправить к ним из Москвы мама.
Серго Микоян и Алла Кузнецова с детьми.
Тем не менее, поступил в МГИМО. После окончания института в 1952 году поступил в аспирантуру. Получил степень доктора исторических наук, стал признанным специалистом по Латинской Америке. С 1990 года работал по контрактам в США, сотрудничая с разными американскими университетами, исследуя научные архивы. Профессор Джорджтаунского университета (Вашингтон). Нередко выступал с лекциями в Европе. При этом продолжал жить в Москве вплоть до своего ухода из жизни в 2010 году.
Серго Микоян был трижды женат и стал отцом пятерых детей:
- Первой его супругой стала Алла Алексеевна Кузнецова, дочь первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Алексея Кузнецова, репрессированного в 1950-м году по “ленинградскому делу”. В этом браке родились сын Владимир, дочери Светлана и Каринэ. Однако уже в 1957-м, меньше, чем через 8 лет после свадьбы, Алла Микоян ушла из жизни из-за белокровия. Ей было всего 28 лет.
- Второй женой Серго Анастасовича стала Татьяна Николаевна, в 1976 году у них родился сын Гай-Сергей. Он подарил родителям внучек Мартиниану и Кристину. Окончив университет в США, младший внук Анастаса Ивановича Микояна остался там жить.
- Последней, гражданской, женой Серго Микояна стала Вера Юрьевна Игошина. В 1989 году у пары родилась дочь Анастасия.
Серго Микоян был видным специалистом по истории Латинской Америки.
Как рассказывал Серго Микоян, отец никогда не пользовался своим положением, чтобы помочь сыновьям “продвинуться”. Он вмешался лишь единственный раз: по просьбе Владимира, которого командование хотело оставить защищать небо Москвы, убедил начальство отправить парня на ускоренные курсы. После их окончания Владимир попал на передовую и погиб. “Эта протекция стоила моему сыну жизни”, – признавался позднее Анастас Иванович.
Уча своих детей и внуков самостоятельности, Микоян требовал от них убежденного служения народу и обществу. Это было главной ценностью в его понимании.
Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.
Степан Микоян – советский летчик-испытатель, авиаконструктор, Герой СССР, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени, всю жизнь был связан с самолетами. Именно он отвечал за управление знаменитым «Бураном» – космическим кораблем многоразового использования, испытания которого с большим успехом прошли в ноябре 1988 г.
Детские годы
Микоян Степан Анастасович, биография которого изложена в данной статье, родился в Тифлисе (сейчас это город Тбилиси) 12 июля 1922 г. Отец Анастас Иванович Микоян был известным советским партийным и государственным деятелем, а мать Ашхен Лазаревна Туманян. Их брак был долгим и счастливым. По словам самого Степана Микояна, он не помнил ни единого случая, когда бы его родители ссорились или повышали голос. Они всегда относились друг к другу с большой любовью и уважением.
В семье Микоянов было пятеро сыновей. Старшим из них был Степан. Его и троих младших детей назвали в честь знаменитых бакинских комиссаров – Серго Орджоникидзе, Алексея Джапаридзе, Степана Шаумяна и Ивана Фиолетова, с которыми Анастас Микоян всегда поддерживал дружеские отношения. Второго сына назвали Володей, так как он родился в год, когда умер В.И. Ленин. Все каникулы дети проводили на даче «Зубалово». По словам Степана Микояна, это была огромная территория, обнесенная высокой кирпичной стеной. А где-то в километре от нее находилась еще одна дача «Зубалово-2», где жил Сталин со своей семьей.
Так как Анастас Иванович был видным государственным деятелем, он дружил со многими людьми из окружения Иосифа Сталина, которые впоследствии были репрессированы. Степан знал их всех и с самого детства дружил с сыном вождя Василием Сталиным.
Увлечение небом
В 30-х годах прошлого века чуть ли не каждый подросток мечтал связать свою жизнь с самолетами. О небе тогда мечтали сотни тысяч советских школьников. Не стал исключением и старший сын Анастаса Ивановича Степан. К тому же этому увлечению способствовал еще и его дядя Артем Иванович, который к тому времени был начинающим авиационным конструктором.
В августе 1940 г. Степан Микоян вместе с другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую авиационную школу. Спустя год в начале сентября 1941-го он успешно окончил училище в г. Красный Кут (Саратовская обл.). После этого он был направлен в 8-й запасной авиаполк, дислоцировавшийся в небольшом поселке Багай-Барановка, расположенном чуть севернее Саратова. Здесь ему спешно пришлось переучиваться летать на самолете “Як-1”. В середине декабря того же года по распределению Степан Микоян (фото летчика представлены в статье) попадает в 11-й истребительный полк, входящий в состав 6-го ИАК ПВО и защищавший небо над Москвой.
Великая Отечественная война
Прибыв на место назначения, молодой летчик узнал, что его полк перед этим летал на штурмовки наземных немецких войск. Однако за весь декабрь и часть января 1942 г. ему так и не удалось ни разу вылететь на задание, так как крайне неблагоприятные погодные условия не позволяли проводить какие-либо активные действия в воздухе. С наступлением погожих дней Степан Микоян стал участвовать на своем самолете “Як-1” в полетах, целью которых являлось прикрытие советских воинских частей в районе города Волоколамска и, в частности, конницы генерала Л. М. Доватора, совершавшего время от времени рейды на уже оккупированную немцами территорию.
Не секрет, что довольно часто советские самолеты подвергались обстрелам из зенитных орудий противника. Так было и в один из январских дней 1942 г. Вражеские зенитки начали обстрел наших самолетов, к тому же резко испортилась погода и пошел сильный снегопад. Но, несмотря на это, эскадрилья сумела точно приземлиться на взлетно-посадочную полосу благодаря Степану Микояну, который хорошо знал расположения московских улиц, прилегающих к Центральному аэродрому Москвы, где и располагался его 11-й истребительный полк.
Первое ранение
Всего за зиму 1941-1942 гг. молодой летчик в составе своего полка совершил 10 успешных вылетов, но 11-й для него мог оказаться роковым. 16 января во время прикрытия Истры его самолет по какой-то нелепой случайности был сбит младшим лейтенантом 562-го полка Михаилом Родионовым. Степан Микоян, биография которого могла бы на этом и закончится, все же сумел посадить свою горящую машину, как говорят летчики, прямо на брюхо. Падение советского самолета было замечено деревенскими подростками. Именно они дотащили обожженного, со сломанной ногой летчика до дороги, а там, найдя какие-то сани, доставили его в медсанбат.
Провинившегося Михаила Родионова собирались отдать под трибунал, а с лейтенантом Микояном разобраться после его выздоровления. Но это дело так и не дошло до суда. В начале июня 1942 г. старший лейтенант Родионов погиб в воздушном бою под Калугой, за что и был удостоен посмертно звания Героя СССР. А Степану пришлось залечивать свои раны еще в течение нескольких месяцев.
Новые самолеты
В августе 1942 г. в Люберцы на свое уже 3-е переформирование прибыл 434-й авиационный истребительный полк, который в последствие стал 32-м Гвардейским. Он знаменит тем, что в нем в свое время воевали 26 летчиков, которые получили звание Героев СССР. В совокупности они сбили более 520 самолетов противника. Тогда в 1942-м командиром полка был 24-летний Герой СССР Иван Клещев, а курировал это подразделение сам Василий Сталин.
Сын вождя с детства знал братьев Микоянов – Степана и Владимира. Сначала в полк взяли младшего из них, а чуть позже зачислили и второго. Уже после войны ветераны, служившие вместе с ними бок о бок, рассказывали, что оба брата были на редкость дисциплинированными, старательными и скромными, поэтому они практически сразу же влились в дружную полковую семью.
В начале сентября 1942 г. доукомплектованный личным составом полк, сев на транспортные самолеты, вылетел в Багай-Барановку. Здесь летчикам пришлось осваивать новые истребители “Як-7Б”, только что прибывшие прямо с Саратовского авиазавода. Через несколько дней пришел приказ о передислокации на другой полевой аэродром, расположенный вблизи совхоза «Сталинградский», который находился всего в 60 км от самого города. Клещевский полк был немедленно введен в состав 16-й армии.
Воздушные бои над Сталинградом
Первым боевым вылетом вновь сформированного полка командовал лично Иван Клещев. Увидев впервые Сталинград с воздуха, новички были поражены таким зрелищем. Степан Микоян позже вспоминал, что его взору предстал пылающий город. Черный дым от пожарищ поднимался на несколько километров вверх, а сквозь него проглядывались голубые воды Дона и Волги. В небе носились сотни самолетов, большинство из которых были немецкими истребителями и бомбардировщиками.
Как известно, командир полка Клещев всегда вводил новичков в воздушные бои постепенно. И, несмотря на то, что Степан Микоян уже имел некоторый боевой опыт в небе над столицей, он все же определил его к себе в ведомые. Такая тактика командира помогала молодым летчикам приобретать боевой опыт без лишнего риска.
Отстранение от полетов
Однако вторая половина сентября оказалась самой тяжелой: только за три недели воздушных боев полк уничтожил более 80 вражеских истребителей. Но и потери подразделения были огромными: 25 самолетов и 16 летчиков. В числе погибших был и младший брат Степана Владимир Микоян. Сам командир полка Иван Клещев получил тяжелое ранение.
После смерти брата Микоян Степан Анастасович был отстранен от полетов по приказу командования. В память о Владимире летчики на нескольких самолетах вывели надпись «За Володю!». В начале октября остатки авиаполка были отправлены в тыл. Несколько офицеров были удостоены звания Героя СССР, а Владимира (посмертно) и Степана наградили боевыми орденами Красного Знамени.
Войну Микоян закончил в звании капитана и был удостоен двумя боевыми наградами. За время военных действий он успел провести лишь несколько боев против самолетов противника, но, согласно документам, на его боевом счету числится 6 групповых побед.
Учеба в инженерной академии
В 1945-м победном году Микоян женится на своей давней знакомой Элеоноре, дочери летчика-испытателя Петра Лозовского, который трагически погиб во время полета на истребителе “И-4”. После свадьбы молодой человек поступил в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского на инженерный факультет. Слушателям, у которых уже была летная практика, разрешали пилотировать самолеты, находящиеся в распоряжении академии. Учебный полк находился тогда в пос. Белопесоцком недалеко от Каширы. Впоследствии троим из них предстояло освоить новейшие реактивные истребители.
Для своего дипломного проекта Микоян Степан Анастасович выбрал непростую и довольно смелую по тем временам тему. Она касалась сверхзвукового фронтового истребителя. Скорее всего, всю информацию о разработке будущего самолета “МиГ-19” он получил от своего дяди Ануша Микояна.
Дипломным проектом Степана руководил знаменитый В.Ф. Болховитинов, который еще в довоенный период занимался строительством тяжелых бомбардировщиков “ДБ-А”, а позже и созданием первого в Советском Союзе ракетного истребителя “БИ”. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Микоян со своими однокурсниками профессиональными летчиками и инженерами-механиками стояли у самых истоков создания реактивной авиации.
Напряженная работа
В августе 1951 г. Степан Ананстасович попал на летно-испытательную должность в ГК НИИ Военно-воздушных сил. Здесь он в течение долгих 23 лет занимался испытанием различных боевых самолетов, принадлежащих ОКБ Яковлева, Микояна и Сухого. Он, как никто другой, успешно совмещал работу летчика с должностью ведущего инженера НИИ.
С 1975 г. Степан Микоян – Герой Советского Союза. Он заслужил это высокое звание за испытание новейшего перехватчика “МиГ-25”. За все время своей работы ему удалось освоить 102 типа различных летательных аппаратов, проведя при этом в воздухе более 3,5 тыс. часов.
Программа «Буран»
В 1974 г. Степан Анастасович по решению медкомиссии был отстранен от испытания боевых машин, однако ему разрешалось работать на вертолетах и транспортно-пассажирских самолетах. В 56-летнем возрасте он понял, что ему не удастся в очередной раз успешно пройти медкомиссию, поэтому пришлось принять предложение о переходе на другую работу.
В апреле 1978 г. Микоян становится заместителем главного конструктора НПО «Молния». Здесь Г. Е. Лозино-Лозинский создавал орбитальный корабль многоразового использования «Буран». В этих условиях как нельзя кстати пришелся накопленный за многие годы работы опыт Степана Анастасовича, касающийся организации летных испытаний, когда было принято решение создать атмосферный аналог корабля, названного «Изделием 002». Летными испытаниями, стендовой и технической подготовкой летчиков занимался именно Микоян. Он же отвечал и за управление настоящим «Бураном» в его первом и последнем полете в космос.
Мемуары
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что генерал-лейтенант авиации Степан Микоян практически всю свою жизнь посвятил самолетам, а точнее, их пилотированию. И даже будучи 70-летним седовласым генералом он неоднократно сам управлял машиной “Як-18Т”.
Несмотря на свою занятость, он все же нашел время для написания книги. Биографические, по своей сути, мемуары точно отобразили жизнь в Советском Союзе и все то, чем жил и как работал ее знаменитый автор Степан Микоян. «Воспоминания военного летчика-испытателя» вышла сначала в Великобритании, а затем и в России. Эта книга вызвала живой интерес не только у авиаторов, но и простых людей, которым небезразлична история своего государства.