Станислав ростоцкий биография личная жизнь дети
Биография
Станислав Ростоцкий – советский кинорежиссер, известный публике по фильмам «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо». Его проекты дважды номинировались на престижную награду «Оскар» и получали государственные премии. Ростоцкий при жизни был признан зрителями и коллегами по цеху.
Детство и юность
Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в городке под названием Рыбинск, расположенном в Ярославской области. Будучи единственным и обожаемым сыном врача Иосифа Болеславовича и домохозяйки Лидии Карловны, Стас рос в любви и внимании. В детские годы ребенок много времени проводил в деревне, где его научили ценить простое и вечное: труд, природу, честность и порядочность.
Режиссер Станислав Ростоцкий
Юношеские годы мальчика пришлись на сложное время, когда бытовые условия были не приспособлены для комфортной жизни, а продуктов постоянно не хватало. Одежду приходилось донашивать за старшими, но это не заботило подростка. Он с любовью относился к привычной жизни, людям и тяготам, которые наблюдал.
Станиславу Ростоцкому довелось пожить в советской коммуналке, где совместное существование нескольких семей создавало неповторимую атмосферу, незнакомую современному обществу. В такой обстановке шло воспитание будущего режиссера, который лелеял мечту о профессии с 5 лет. В этом возрасте Ростоцкий увидел картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и решил посвятить себя созданию фильмов.
Станислав Ростоцкий в молодости
Судьба благоволила Станиславу. В 16 лет он волей случая оказался на пробах к картине Эйзенштейна «Бежин луг». Там он и свел личное знакомство с постановщиком. Молодой человек не постеснялся рассказать о своих амбициях и обрел в лице режиссера наставника и друга. Следуя наставлениям Эйзенштейна, Ростоцкий начал изучать литературу, искусство и другие науки, набираясь знаний и опыта.
Получив образование в школе, Станислав Иосифович поступил в Институт философии и литературы, планируя последующее обучение в Институте кинематографии. Но война не позволила его намерениям исполниться. ВГИК эвакуировали, а амбициозного юношу призвали в армию. С 1943 года Ростоцкий защищал родину на фронте. Родительский дом не готовил его к тем ужасам, с которыми пришлось столкнуться в боях. Опыт, вынесенный из военных лет, нашел отражение в творчестве постановщика.
Фильмы
Станиславу Ростоцкому повезло работать под началом Григория Козинцева, занимавшегося съемками на «Ленфильме». Полученные навыки и приятная рекомендация от мэтра были проходным билетом в мир кинематографа. В 1952 году Ростоцкий стал самостоятельным режиссером. Он, подвергаясь влиянию современных тенденций оттепели, снимал картины на производственные темы, повествуя о жизни в селе. О ней Станислав Иосифович знал не понаслышке, поэтому ему удавалось создавать глубокие и проникновенные ленты.
Режиссер Станислав Ростоцкий
Снятая Ростоцким картина «Земля и люди» не сразу попала на экран. Созданная по рукописи, запрещенной к печати, лента становилась откровением о реальном положении вещей в селе. Худсовет воспрепятствовал премьере и окрестил режиссера контрреволюционером. Фильм увидел свет после 20 съезда партии и был чрезвычайно популярен.
В 1957 году была снята картина «Дело было в Пенькове», повествующая о герое по имени Матвей и конфликте, который имел место между ним и общепринятой системой ценностей. Главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Лента принесла актеру большую популярность и любовь публики.
Вячеслав Тихонов и Станислав Ростоцкий
Новой картиной, врезавшейся в сердца миллионов, стал фильм «Доживем до понедельника». Он дал начало новому для советского кинематографа направления юношеского кино. События происходили в школе и описывали взаимодействие двух разных поколений. Из общения представители обоих выносят уроки. Съемки фильма проводили в кратчайшие сроки, и спустя 3 месяца после старта первых кадров проект был готов. Это и спасло картину от забвения на полках.
Премьера планировалась на Всесоюзном съезде учителей, и мало кто был уверен в ее успехе. Вопреки ожиданиям, проект встретили с восторгом. В 1962 году лента получила Государственную премию СССР и стала обладателем приза Гран-при в рамках Московского международного кинофестиваля.
Станислав Ростоцкий на съемках фильма «А зори здесь тихие»
Одним из главных проектов в фильмографии Станислава Ростоцкого стал «А зори здесь тихие». Фильм, снятый по повести Бориса Васильева, рассказывал о непростых судьбах юных девушек, столкнувшихся с суровыми реалиями войны. Их подвиг режиссер описал в картине, которая сегодня считается классикой. Она получил номинацию на «Оскар» и была лауреатом международных кинофестивалей.
На создание ленты автора вдохновила и личная история. В одном из боев Ростоцкого спасла от гибели некая Анна Чегунова. Девушка буквально вынесла бойца из пекла и дала возможность выжить. Судьба не пощадила спасительницу режиссера. Ее личная жизнь после войны сложилась удачно, Анна обзавелась семьей, но спустя время врачи обнаружили у женщины рак мозга. К финалу съемок картины Анна уже потеряла зрение, но благодарный Ростоцкий привез ее на презентацию ленты и описывал происходящее на экране вслух.
Станислав Ростоцкий на съемках фильма «Белый Бим Черное ухо»
В своих работах режиссер уделял большое внимание героям, человеку и его эмоциям. Лучшие качества персонажей постановщик освещал в первую очередь. Образы в его фильмах узнаваемы. Героям хочется сопереживать и волноваться за их будущее. Проектом, берущим за душу каждого зрителя, оказался фильм «Белый Бим Черное ухо». Картина стала обладателем Ленинской премии и Гран-при Чешского кинофестиваля.
Личная жизнь
В молодости Станислав Ростоцкий пользовался популярностью у представительниц прекрасного пола, поэтому его знакомая Нина Меньшикова и не рассчитывала на взаимность.
Станислав Ростоцкий и его жена Нина Меньшикова
Точки над «i» расставили случай и творческая командировка, в которой молодые люди оказались вместе с Владимиром Красильщиковым. Забота и внимание Нины сделали свое дело, и Ростоцкий влюбился. Решительность девушки произвела на него впечатление. В скором времени Нина Меньшикова стала женой режиссера.
Ростоцкий снял возлюбленную в некоторых кинолентах. Актриса появлялась в кадре «Доживем до понедельника» в образе учительницы и в роли Веры Кругловой в картине «Девчата».
Андрей Ростоцкий, Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова
В браке двух талантливых деятелей искусства родился сын Андрей Ростоцкий. Как это часто случается в ситуациях, когда дети идут по стопам родителей, продолжая их дело, молодой человек также посвятил себя творчеству.
Смерть
Биография Станислава Иосифовича Ростоцкого богата на события, а фильмография полна проектов, которые продолжают жить после кончины автора. Режиссер умер в 2001 году. Причиной смерти стал сердечный приступ, настигнувший его за рулем автомобиля. Постановщик ехал в Выборг, чтобы участвовать в кинофестивале «Окно в Европу».
Могилы Станислава Ростоцкого и Нины Меньшиковой
Могила Ростоцкого находится на Ваганьковском кладбище. Там же похоронены его супруга и сын.
Сегодня фото Станислава Ростоцкого дополняют методические издания и учебники по режиссуре кино.
Фильмография
- 1955 – «Земля и люди»
- 1957 – «Дело было в Пенькове»
- 1959 – «Майские звёзды»
- 1962 – «На семи ветрах»
- 1966 – «Герой нашего времени»
- 1968 – «Доживём до понедельника»
- 1972 – «А зори здесь тихие»
- 1977 – «Белый Бим Чёрное ухо»
- 1980 – «Эскадрон гусар летучих»
- 1985 – «И на камнях растут деревья»
- 1989 – «Из жизни Фёдора Кузькина»
Андрей и Станислав Ростоцкие | Фото: fb.ru и chtoby-pomnili.net
21 апреля исполняется 96 лет со дня рождения режиссера Станислава Ростоцкого, известного по фильмам «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Эскадрон гусар летучих». Ему довелось пережить немало испытаний на своем веку: режиссер прошел через войну, потеряв ногу и едва не лишившись жизни. Его ангелом-хранителем почти 50 лет оставалась его жена, актриса Нина Меньшикова, которая отказалась от многих ролей, чтобы уделять больше внимания мужу и сыну. Андрей Ростоцкий продолжил творческую династию и стал известным актером и каскадером. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась спустя год после смерти отца.
Станислав Ростоцкий | Фото: spektrnews.in.ua
Когда началась война, Станислав Ростоцкий учился в Институте философии и литературы. В 1942 г. его призвали в армию, в 1943 г. он попал на фронт. В феврале 1944 г. режиссер был тяжело ранен – он попал под танк, у него была отдавлена нога. 12 часов он пролежал в болоте, уже не надеясь на спасение. К счастью, его стоны услышали находившиеся рядом солдаты и вытащили его с поля боя. Но спасти ногу уже не удалось – в госпитале его поставили перед выбором: либо ампутация, либо смерть. Операция прошла не очень удачно, и всю жизнь Ростоцкий страдал от сильных болей. Менять протезы приходилось ежегодно, привыкать к новой конструкции – по несколько недель. Однако окружающие даже не подозревали о том, что у него был протез, – кроме небольшой хромоты, его проблему больше ничего не выдавало, а жаловаться на свои беды он не привык.
Станислав Ростоцкий на съемках фильма *А зори здесь тихие*, 1971 | Фото: kino-teatr.ru
О войне режиссер говорить не любил, но все свои воспоминания и переживания он воплотил в своем творчестве. Возможно, поэтому фильм «А зори здесь тихие» получился таким проникновенным и лиричным. Его самого с поля боя вынесла женщина, о которой он рассказывал: «На фронте ее звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа – Бекетова. Она не видела картину «А зори здесь тихие…» – к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране… Таким образом, она сумела ее «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».
Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
Нина Меньшикова в фильме *Девчата*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru
Нина Меньшикова в фильме С. Ростоцкого *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
В 1944 г. Станислав Ростоцкий вернулся в Москву и поступил во ВГИК. С юных лет он оказывался в центре внимания в любой компании. Он был темпераментным, волевым, решительным – словом, из тех, кого называют «настоящими мужчинами». Во ВГИКе многие студентки были в него влюблены, ему прочили брак с Аллой Ларионовой – первой красавицей вуза. Однако его избранницей стала Нина Меньшикова, у которой не было ни толп поклонников, ни внешнего блеска, ни репутации femme fatale. Для многих его выбор был удивительным, но сам он никогда о нем не пожалел. Никто из поклонниц Ростоцкого не знал о том, что он был инвалидом, – Нина была первой, кому он признался в этом. Но девушку это ничуть не испугало. На вопрос о том, согласна ли она жить с инвалидом, она ответила: «Всю жизнь!»
Режиссер Станислав Ростоцкий | Фото: chtoby-pomnili.net
Станислав Ростоцкий | Фото: lenfilm.ru
«Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо», – позже запишет в дневнике режиссер. Меньшикова была талантливой актрисой и сыграла бы намного больше ролей, если бы не считала, что самая главная ее роль – жены и матери. К тому же сценарии, которые ей предлагали, очень часто браковал Станислав Ростоцкий. А однажды он даже приехал и забрал ее со съемок, узнав о том, что в его жену был влюблен оператор картины.
Режиссер Станислав Ростоцкий | Фото: polit.ru
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
В 1957 г. у пары родился сын, которого назвали Андреем. Нина Меньшикова признавалась, что самым счастливым моментом в ее жизни был тот день в роддоме, когда ей впервые принесли его кормить. Она старалась воспитывать его таким же, каким был его отец – сильным и мужественным. Андрей пошел по стопам родителе и выбрал для себя актерскую профессию. В фильме отца «Эскадрон гусар летучих» Андрей исполнил роль Дениса Давыдова, правда, в титрах он был указан под другим именем – Степан Степнов. Отец не хотел, чтобы все знали, что молодой актер – сын известного режиссера, и чтобы успехи сына объясняли только их родством. Но Андрей Ростоцкий и не давал поводов для переживаний – с молодых лет он стал самостоятельной творческой единицей и быстро завоевал популярность и любовь зрителей. Его прославили роли в фильмах «Дни Турбиных», «Они сражались за Родину», «Конец императора тайги».
Андрей Ростоцкий с родителями | Фото: 24smi.org
Актер, режиссер, каскадер Андрей Ростоцкий | Фото: 24smi.org
Помимо актерских способностей, у Андрея Ростоцкого была хорошая спортивная подготовка – он считался одним из лучших в стране специалистов по фехтованию историческим оружием, стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью. Все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, а вскоре занялся и их постановкой. Он добился немалых успехов как актер, режиссер и каскадер, а также был известен как инструктор школы выживания. Вместе с ее основателем он совершил экспедицию по пещерам крымских гор и снял об этом документальный фильм. В фильме «Они сражались за Родину» Андрей исполнил свой первый каскадерский трюк, который воспроизводил ситуацию, случившуюся на войне с его отцом: его герой попадал под танк.
Андрей Ростоцкий в фильме *Дни Турбиных*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Петля*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru
Андрей Ростоцкий часто сам выбирал места для постановки трюков и самостоятельно их осматривал перед началом съемочного процесса. В мае 2002 г. он искал локацию для съемок своего фильма «Моя граница» в районе горнолыжного курорта под Сочи. Понадеявшись на свой профессионализм и хорошую спортивную подготовку, он попытался без страховки взобраться на горный склон у водопада «Девичьи слезы» и сорвался с большой высоты. Трагическая гибель 45-летнего актера и режиссера стала большим потрясением для всех, кто его знал, но самым большим ударом это было для Нины Меньшиковой, которая всего за год до этого похоронила мужа – Станислав Ростоцкий умер от сердечного приступа. Она пережила мужа на 6 лет, а сына – на 5.
Актер с женой и дочерью | Фото: kino-teatr.ru
Актриса и режиссер Светлана Дружинина рассказывала: «Говорят, каждому отмеряно количество шагов, слов, вздохов. Вероятно, вся его семья прожила какой-то такой бурный поток жизни, что совершенно невероятным образом вся семья очень быстро или ушла в мир иной, или ушла из кинодеятельности».
Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
Их союз был исключением из правил в актерской среде. Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова: полвека счастья не напоказ.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Станислав Ростоцкий
Станислав Иосифович Ростоцкий. Родился 21 апреля 1922 года в Рыбинске (ныне Ярославская область) – умер 10 августа 2001 года в Выборге Ленинградской области. Советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской (1980) и двух Государственный премий СССР (1970, 1975). Псевдоним – Степан Степанов.
Станислав Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в Рыбинске (ныне Ярославская область).
Отец – Иосиф Болеславович Ростоцкий (1890-1965), врач, имел польские корни.
Мать – Лидия Карловна Ростоцкая (1882-1964), домохозяйка.
С ранних лет увлекся кинематографом. Толчком стал просмотр картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Будучи подростком, он пробился на кинопробы к режиссеру и даже был утвержден на эпизодическую роль в картине «Бежин луг».
В 16 лет он пришел к Эйзенштейну и просил его научить снимать кино, на что Эйзенштейн посоветовал юноше учиться и побольше читать.
В 1940 году Станислав Ростоцкий окончил школу и поступил в Институт философии и литературы. Он рассматривал это как подготовительный этап к поступлению в в Институт кинематографии.
Планы Ростоцкого несколько спутала война. Хотя у него была болезнь позвоночника, но в феврале 1942 года он был призван в армию. Служил в 46-й запасной стрелковой бригаде. Затем, в сентябре 1943 года, попал на фронт – воевал гвардии рядовым в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе.
С боями прошел от Вязьмы до Ровно. 11 февраля 1944 года под городом Дубно (Ровенская область) Станислав Ростоцкий получил тяжелое ранение. Он в своих мемуарах писал: «Еще раз вспыхнули ракеты. Вырвали из темноты Дубно. Я увидел стены крепости, церковь, возвышавшуюся над городом, танки, нескольких бойцов и вдруг рядом с собой, несмотря на окружающий грохот, ясно услышал: «Танк!» – и сразу вслед за этим из канонады и рева ночного танкового боя ясно выделился нарастающий звук мотора. Я хотел вскочить, но в это время что-то крепко схватило меня за пятку и потащило назад. Что-то огромное, неумолимое и жесткое навалилось на меня, сжало грудную клетку, обдало жаром и запахом бензина и жженого металла, стало на мгновение очень страшно, именно из-за полной беспомощности и невозможности бороться. «Готов парень. Отвоевался…» – громко и ясно сказал кто-то рядом. Стало обидно и страшно, что бросят. А я ведь жив. Жив или нет? Только дышать очень трудно, и рука не шевелится, и нога. Но надо встать. Встать во что бы то ни стало. Я с трудом оторвался от весенней слякоти, простоял, как мне показалось, очень долго и начал падать, но чьи-то руки подхватили меня».
Он был госпитализирован сначала в Ровно, а затем в Москву, перенес несколько тяжелых операций. Ему ампутировали ногу. Позже ему был установлен протез, с которым он проходил всю жизнь. В августе 1944 года он был признан инвалидом войны второй группы.
В сентябре 1944 года поступил в Институт кинематографии, который окончил в 1952-м, мастерская Г.М. Козинцева. Учился семь лет, поскольку одновременно с учёбой работал в картинах мастера на киностудии «Ленфильм».
Член ВКП(б) с 1951 года.
После окончания учебы его педагог Г.М. Козинцев характеризовал Ростоцкого как режиссёра, готового сразу работать в художественном кинематографе. Дипломную картину «Пути-дороги» закрыли и не выпустили на экраны по идейным соображениям.
В 1952 году получил направление на ЦКДЮФ имени М. Горького, где проработал всю жизнь.
Преподавал во ВГИКе.
Станислав Ростоцкий в молодости
Широкую известность получил в 1957 году после выхода на экраны фильма «Дело было в Пенькове», снятого по повести Сергея Антонова. Главные роли исполнили Вячеслав Тихонов (Матвей Морозов), Майя Менглет (Тоня Глечикова, молодой специалист из Ленинграда), Светлана Дружинина (жена Матвея). По сюжету в колхоз по распределению приезжает молодой специалист Тоня Глечикова. В нее влюбляется тракторист Матвей Морозов. Лариса, чувствуя, что муж охладел к ней, сильно ревнует его к Тоне. Знахарка Алевтина подговаривает Ларису отравить соперницу. Та сначала соглашается, но в последний момент не решается на убийство. Матвей, узнав об участии Алевтины, в наказание запирает её в погребе, за что получает тюремный срок. Возвратившись домой, Матвей видит уже подросшего сына и обеих любящих его женщин.
В 1968 году на экраны вышел другой знаменитый фильм режиссера – «Доживём до понедельника». Картина описывает три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы. В школу пришла преподавать английский язык недавняя выпускница школы Наташа Горелова (Ирина Печерникова). Историю в этой школе преподаёт бывший наставник Наташи – Илья Семёнович Мельников (Вячеслав Тихонов). Фильм вышел на экраны СССР осенью 1968 года и был тепло принят публикой. Несколько ранее фильм показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2-4 июля 1968 года в Москве. После просмотра фильма зрители стоя аплодировали его создателям и актёрам. В 1970 году фильм был удостоен Государственной премии СССР.
Но самым любимым зрителями стал легендарный военный фильм Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева, который вышел 1972 году. Как впоследствии вспоминал сам режиссёр, лента была снята в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в Карелии. У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда, старшине Федоту Васкову (Андрей Мартынов) присылают контингент в лице девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу. Находясь в самовольной отлучке, одна из бойцов – командир отделения Рита Осянина (Ирина Шевчук) – обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов. Вернувшись в расположение взвода, она докладывает об этом старшине, и тот принимает решение обезвредить врагов. Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова (Ольга Остроумова), Рита Осянина, Лиза Бричкина (Елена Драпеко), Галя Четвертак (Екатерина Маркова) и Соня Гурвич (Ирина Долганова) выступают на перехват гитлеровцев, возможной целью которых является Кировская железная дорога. Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит – Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один Васков. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с командиром.
Борис Васильев рассказывал: «А зори здесь тихие» была представлена на «Оскара», и Станислав поехал в Америку. Вернулся без приза, но страшно счастливый: «Ты не представляешь, какому фильму мы проиграли! Гениальному фильму». Проиграли мы тогда «Скромному обаянию буржуазии» Бунюэля, и он искренне радовался чужому успеху. И еще одну важную вещь я скажу. При всей режиссерской жесткости на съемках, когда он монтировал фильм, он плакал».
Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. Картина стала одним из лидеров советского кинопроката 1973 года – её посмотрело около 66 миллионов человек.
Станислав Ростоцкий на съемках фильма “…А зори здесь тихие”
В 1977 году на экраны вышел полюбившийся зрителям фильм «Белый Бим Чёрное ухо» – экранизация одноимённой книги Гавриила Троепольского. По сюжету щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом – вместо чёрного он был белым с рыжим крапом, одно ухо чёрное. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин оказался в больнице, а Бим отправился искать его, собака оказалась бездомной. Сменив несколько хозяев, Бим в конечном счёте погибает, столкнувшись с человеческим равнодушием и жестокостью.
Во время первого проката фильм «Белый Бим Чёрное ухо» посмотрели более 20 миллионов зрителей. В 1978 году картина получила главную премию на кинофестивале в Карловых-Варах. Фильм номинировался на кинопремию «Оскар» в 1979 году как лучший фильм на иностранном языке. А работа Вячеслава Тихонова в этом фильме была удостоена Ленинской премии.
Станислав Ростоцкий на съемках фильма “Белый Бим Чёрное ухо”
По опросам журнала «Советский экран» три картины Станислава Ростоцкого – «…А зори здесь тихие», «Доживём до понедельника», и «Белый Бим Чёрное ухо» – признавались лучшими фильмами года.
Успешными стали также картины мастера, снятые в 1980-е годы: «Эскадрон гусар летучих», «И на камнях растут деревья», «Из жизни Фёдора Кузькина». В фильме «Эскадрон гусар летучих» в роли гусара Дениса Давыдова Ростоцкий снял сына Андрея, мгновенно ставшего знаменитым.
Режиссер является автором многочисленных статей в журналах «Искусство кино», «Советский экран», глав в сборниках воспоминаний об С.М. Эйзенштейне, Г.М. Козинцеве, А.Н. Москвине, Л.Ф. Быкове.
Был председателем жюри пяти Московских международных кинофестивалей – 1975, 1977, 1979, 1981 и 1983 годов.
Смерть Станислава Ростоцкого
Станислав Ростоцкий умер поздним вечером 10 августа 2001 года – за рулём собственного автомобиля по дороге из Высоцка в Выборг, куда он был приглашён в качестве почётного гостя на 9-й кинофестиваль “Окно в Европу”. Когда до места назначения оставались считанные километры, Ростоцкий внезапно почувствовал резкую боль в груди, остановил машину. Сидевшая рядом жена, актриса Нина Меньшикова, метнулась к телефону, вызвала «скорую», но бригада врачей сделать уже ничего не смогла.
Звонок от супруги на пульт «Скорой помощи» поступил в 23.02 10 августа 2001 года. Как позже говорил главврач Выборгской станции «Скорой медицинской помощи» Александр Койдан, режиссера можно было бы спасти, если бы у бригады интенсивной терапии, прибывшей по вызову бригады «Скорой помощи», был дефибриллятор, который работает от бортовой сети автомобиля.
Согласно медицинскому заключению, смерть наступила мгновенно от обширного инфаркта.
Похоронен 15 августа 2001 года в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 12А.
Могила Станислава Ростоцкого
В феврале 2002 года школе города Высоцка Ленинградской области было присвоено имя режиссёра Станислава Иосифовича Ростоцкого, который прожил в Высоцке более 15 лет.
Личная жизнь Станислава Ростоцкого:
Жена – Нина Евгеньевна Меньшикова (1928-2007), советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Они познакомились в Институте кинематографии. Ростоцкий учился на более старшем курсе. Нина сразу влюбилась в Станислава, но пять лет таила свои чувства, стараясь всё время находиться где-то рядом с ним. Ростоцкий же был уверен, что она к нему равнодушна. Их отношения начались в деревне, куда Ростоцкий отправился с коллегой работать над сценарием, а Нину они пригласили в качестве кухарки. Там он признался ей, что является инвалидом: с фронта он пришел с протезом вместо ноги, кроме того, ему приходится каждый раз делать уколы от боли, чтобы носить протез. «Будешь жить с инвалидом?», – спросил Ростоцкий. «Всю жизнь!», – не раздумывая ответила Нина. Вскоре они поженились.
25 января 1957 года у пары родился сын – Андрей Ростоцкий, актёр, кинорежиссёр, каскадёр. Он погиб 5 мая 2002 года у водопада Девичьи слёзы (окрестности Сочи), сорвавшись с 30-метровой высоты.
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова
Станислав Ростоцкий с женой и сыном
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова счастливо прожили в браке сорок пять лет.
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова. Больше, чем любовь
Фильмография Станислава Ростоцкого:
1935-1936 – Бежин луг – эпизод
1964 – Я – кинолюбитель (документальный)
1995 – Чтобы помнили. Екатерина Савинова (документальный)
1998 – На ножах – Синтянин
2002-2009 – Разведенные мосты – человек с удочкой на табуретке
Режиссерские работы Станислава Ростоцкого:
1955 – Земля и люди
1957 – Дело было в Пенькове
1959 – Майские звёзды (Májové hvézdy)
1962 – На семи ветрах
1963 – Зимние этюды (короткометражный)
1965, 1966 – Герой нашего времени
1968 – Доживем до понедельника
1972 – … А зори здесь тихие
1976 – Белый Бим Черное ухо
1979 – Профессия – киноактёр (документальный)
1980 – Эскадрон гусар летучих (в титрах – Степан Степанов)
1985 – И на камнях растут деревья (Trees Grow on the Stones Too / Dragens fange)
1989 – Из жизни Фёдора Кузькина
Сценарии Станислава Ростоцкого:
1957 – Дело было в Пенькове
1962 – На семи ветрах
1965, 1966 – Герой нашего времени
1970 – Как стать мужчиной (киноальманах)
1972 – … А зори здесь тихие
1976 – Белый Бим Черное ухо
1979 – Профессия – киноактёр (документальный)
1985 – И на камнях растут деревья (Trees Grow on the Stones Too / Dragens fange)
1989 – Из жизни Фёдора Кузькина
Призы и награды Станислава Ростоцкого:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (12 июня 1964);
Почётное звание «Народный артист РСФСР» (29 сентября 1969 года) – за заслуги в области советской кинематографии;
Народный артист СССР (1974);
Ленинская премия (1980) – за фильм «Белый Бим чёрное ухо» (1977);
Государственная премия СССР (1970) – за фильм «Доживём до понедельника» (1968);
Государственная премия СССР (1975) – за фильм «А зори здесь тихие…» (1972);
Премия Ленинского комсомола (1974) – за фильм «А зори здесь тихие…» (1972);
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 июня 1996) – за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
Орден Ленина (20 апреля 1982 года) – за большие заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения;
Орден Октябрьской революции;
Орден Трудового Красного Знамени;
Орден Отечественной войны I степени;
Орден Красной Звезды;
Орден Дружбы (КНР);
Почётный знак «За развитие рыбного хозяйства России»;
ВКФ (Третья премия, фильм «Дело было в Пенькове», 1959);
ВКФ (Вторая премия, фильм «Майские звезды», 1960);
МКФ в Сан-Себастьяне (Диплом, фильм «Герой нашего времени», 1967);
МКФ в Москве (Золотой приз, фильм «Доживем до понедельника», 1969);
МКФ в Венеции (Памятный приз, фильм «А зори здесь тихие…», 1972);
ВКФ (Первая премия, фильм «А зори здесь тихие…», 1973);
МКФ в Карловых Варах (Большой приз жюри «Хрустальный глобус», фильм «Белый Бим Черное Ухо», 1978);
ВКФ (Приз «За вклад в развитие советского исторического фильма», фильм «И на камнях растут деревья…», 1986);
КФ «Окно в Европу» в Выборге (Почетный приз «За вклад в киноискусство», 1997)