Соловьев седой биография личная жизнь

Автор известнейших советских песен Василий Соловьёв-Седой – не только гениальный композитор, но и человек с необыкновенной судьбой.

Музыкант-самоучка из простой семьи добился всесоюзной славы. А написанная композитором всего лишь «неплохая», по его словам, мелодия стала настоящим музыкальным символом России.

Василий Павлович Соловьёв-Седой появился на свет 25 апреля 1907 года в Санкт-Петербурге. Интересно, что «аристократическая» двойная фамилия композитора образована от его дворового прозвища.

«Седым» Васю прозвали из-за светлых волос, которые моментально выгорали на солнце.

Отец Васи занимал почётную в те времена должность главного дворника на Невском проспекте. Мать была горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой, которая как-то подарила женщине граммофон и пластинки со своими записями.

Слушая эти песни, Вася навсегда полюбил прекрасный мир музыки. Мальчик уговорил родителей подарить ему балалайку и сам научился на ней играть.

Следующим шагом была гитара. Потом Вася организовал целый ансамбль, который играл прямо в подъезде и собирал слушателей со всех окрестных домов.

Соловьёв с детства обладал не только блестящим талантом, но и потрясающе энергичным, упорным характером.

Он окончил всего лишь трудовую школу и устроился на работу в кинотеатр уборщиком. Там юноша научился играть на пианино и так хорошо освоил этот инструмент, что его пригласили работать пианистом на радиостанцию.

В этот момент музыкант-самоучка задумался о получении серьёзного образования. Василий поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум.

Многие уже знали яркого молодого пианиста Василия «Седого», который начал пробовать свои силы и в создании собственной музыки. Соловьёв окончил техникум, а потом и консерваторию.

Там он получил новое прозвище Фа-си-ля Си-до, которым иногда даже подписывал свои произведения.

Музыка была страстью молодого композитора. Его песни моментально становились популярными. Василий начал получать награды и премии, его произведения исполнял сам Леонид Утёсов. В театрах с успехом шёл балет «Тарас Бульба», музыку к которому тоже написал Соловьёв-Седой.

В годы Великой Отечественной Василий организовал фронтовой ансамбль, который выступал на передовой и поддерживал боевой дух солдат.

В это время композитор продолжал писать музыку, а после победы тоже не раз возвращался к фронтовой теме. «Потому что мы пилоты», «Друзья-однополчане», знаменитые «Соловьи» – эти песни популярны и в наши дни.

Но самой известной песней, которая превратилась в символ России для всего мира, стали «Подмосковные вечера».

Со своей единственной супругой, пианисткой Татьяной, композитор познакомился в 30-е годы на отдыхе в крымском Судаке. Это была любовь с первого взгляда – молодые люди сразу почувствовали, что им легко и хорошо вдвоём.

А когда пришла пора уезжать, они неожиданно решили остаться. Соловьёва взяли на работу ведущим концертных программ, и пара поселилась в домике для артистов.

Вскоре бурный роман завершился свадьбой. В семье появилась дочка Наташа. Но по злой иронии судьбы она никогда не слышала песен своего знаменитого отца, потому что родилась глухой.

Однако девочка унаследовала от Василия Павловича упорный характер и яркие артистические способности. Наталья стала знаменитой актрисой Московского театра мимики и жестов.

Жизненный путь прославленного композитора окончился 2 декабря 1979 года.

Соловьёв-Седой считал себя счастливым человеком. У него была прекрасная семья и дело всей жизни – любимая работа. Его песни до сих пор знает и любит вся огромная страна.

© Biografia.Ru, 2019 г.

Источник

Россия отмечает 110-летие со дня рождения великого композитора Василия Соловьева-Седого

Василия Павловича по праву называли «Маршалом песни». Его проникновенные произведения исполняли Марк Бернес и Эдита Пьеха, Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Луи Армстронг и Карел Готт. Знаменитые «Подмосковные вечера» на заключительном концерте исполнил победитель Первого конкурса им. П.И. Чайковского Ван Клиберн. Песни Соловьева-Седого звучали на фронте и в мирное время, на Всемирном фестивале молодежи и студентов и на домашних праздниках.

Родился будущий композитор в Петрограде в семье выходцев из крестьян. Отец Васи долго прозябал, пока не устроился главным дворником на Невском проспекте 139. Мать трудилась горничной у знаменитой певицы того времени Анастасии Вяльцевой. Артистка пророчила ей большое будущее и намеревалась ее определить в хористки. Но муж сказал кельнерше свое веское нет, и та вынуждена была покориться, сосредоточившись на воспитании ребенка. В утешение она получила от Вяльцевой несколько пластинок, которые мотивировали Василия на занятия музыкой.

Персональные «университеты» Василия  начались в кинотеатре, где он сначала помогал киномеханику, а потом подрабатывал тапером. Озвучивал передачи радиогимнастики, из-за чего был вынужден каждый день тащиться в пять утра на запись. Однажды Соловьев-Седой опоздал всего на две минуты, однако ведущий сказал все, что о нем думает, забыв при этом выключить микрофон.

Учился в Третьем музыкальном техникуме в классе Петра Борисовича Рязанова — выдающегося педагога-наставника многих советских композиторов. Занимался на композиторском отделении вместе с прославленным Никитой Богословским. В 1931 году весь курс техникума перевели в Ленинградскую консерваторию, которую Соловьёв-Седой окончил в 1936 году по классу композиции у того же Рязанова.

Как это ни цинично прозвучит, Великая Отечественная война  дала серьезный драматический импульс творчеству Соловьёва-Седого. В период 1941—1945 гг. он написал около 70 песен, стяжавших ему всенародную любовь; среди них «Вечер на рейде» (стихи А. Д. Чуркина), «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три — на стихи А. И. Фатьянова), «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?» (стихи В. И. Лебедева-Кумача), «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая» (обе — на стихи М. В. Исаковского), «Матросские ночи» (стихи С. Б. Фогельсона). В 1945 появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход» — «Потому что мы пилоты» (стихи А. И. Фатьянова) и «Пора в путь-дорогу» (стихи С. Б. Фогельсона); в том же году в Куйбышеве состоялась премьера его оперетты «Верный друг».

Настоящей удачей для Соловьева-Седого стала написанная в соавторстве с Михаилом Матусовским песня «Подмосковные вечера». Ее тандему заказали для фильма «В дни спартакиады». Озвучивать проходную документалку друзья взялись без особого энтузиазма. Соловьев-Седой извлек из загашников мелодию двухлетней давности, а Матусовский набросал текст, который потом в пух и прах раскритиковал Марк Бернес, наотрез отказавшийся петь про «движется и не движется» и «смотришь искоса низко голову наклоня». Потом песня стала популярной во многом во время исполнения Владимира Трошина.

Постоянным соавтором Соловьева-Седого был Алексей Фатьянов. «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», «Перелётные птицы», «Друзья-однополчане» и знаменитые «Соловьи». Вдова поэта рассказывала, как её супруг и Соловьёв-Седой сочиняли песни: «Лёша ранним утром шел к Васе в гостиницу «Москва», где тот всегда останавливался и жил в одном и том же номере с роялем. Брали водку, много, закуску. Сначала выпивали бутылку и лишь затем шли к инструменту. К вечеру под роялем выстраивалась целая батарея бутылок, и была готова очередная прекрасная песня. Так они и жили: ели, пили, гуляли, сочиняли. Вася был очень весёлый, легкий, остроумный, компанейский. А его музыка! Гений, он и есть гений».

К сожалению, обильные возлияния стали для Василия Павловича на определенном этапе не источником вдохновения, а тупиком. Композитор Серафим Туликов вспоминал, как на отдыхе в Доме композиторов в Рузе Соловьев-Седой с другом Борисом Мокроусовым повадились ходить на другую сторону Москвы-реки в шинок, любовно названный ими «Мокроусовкой». Жены, прознав о досуге благоверных, стали караулить их с утра у моста. Тогда собутыльники в обход всех кордонов форсировали реку вброд по шейку и успевали еще до обеда «дойти до кондиции». Особенно тяжел был путь назад. А в столовой Дома композиторов за старым буфетом у Соловьева-Седого всегда была припрятана бутылка водки и он, отлучаясь то за солью, то за горчицей, незаметно напивался во время трапезы практически на глазах у жены.

Туликов считает, что алкоголь довел Соловьева-Седого до творческого кризиса и стал причиной его преждевременной смерти. «Он не мог держаться, – рассказывал Туликов своему биографу Юрию Зельникову. – Он потом в последние годы злой стал невероятно. Потому что молодежь, молодые находили новые средства в песне и шли вперед. А он остановился. Это его страшно бесило. Седой ездил на гастроли с концертами. Ну, типа творческих встреч. Старые песни его исполняли. Он уже не переносил всего нового, которое тогда появлялось. У каждого свой конец».

Василий Соловьев-Седой умер 2 декабря 1979 года и был похоронен на Литераторских мостках.  

Источник

Василий Соловьев родился 25 апреля 1907 года в городе Санкт-Петербург. Отец, Павел Павлович, служил главным дворником Невского проспекта. Мать, Анна Федоровна, работала горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошел от детского прозвища из-за очень светлых волос.

     В раннем детстве получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал трио с соседскими детьми: Сашей Борисовым, сыном прачки и кухонного рабочего и Шурой Виноградовым. Первыми «классическими» музыкальными впечатлениями Соловьева-Седого стали походы в Мариинский театр, куда его водил виолончелист, живший в их доме. Там мальчик слышал «Сказание о невидимом граде Китеже» Николая Римского-Корсакова, которым дирижировал Альберт Коутс, выступления Федора Шаляпина в операх «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.

     В 1923 году Соловьев-Седой окончил единую трудовую школу. Увидев в петербургском кинотеатре «Слон» пианино для тапера, стал по слуху подбирать известные мелодии и научился играть: с 1925 озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики, пианистом-импровизатором на Петербургском радио.

     По совету Алексея Животова с 1929 года Соловьев-Седой учился в Санкт-Петербургском центральном музыкальном техникуме, где его сокурсником являлся Никита Богословский. В 1931 году весь курс техникума перевели в Петербургскую консерваторию, которую Соловьев-Седой окончил в 1936 году по классу композиции у Петра Рязанова. В годы учебы работал композитором в Кукольном и Антирелигиозном театрах родного города.

     Хотя молодой композитор писал в разных жанрах, во второй половине 1930 годов определилось основное: лирико-песенное направление его творческой деятельности. В 1936 году на городском конкурсе массовых песен первой премии удостоены его песни «Парад» и «Песня о Ленинграде». В 1938 году начал писать музыку для кино, а уже через два года в Санкт-Петербурге и Москве состоялись премьеры балета Соловьева-Седого «Тарас Бульба».

     В годы Великой Отечественной войны жил в городе Оренбург, где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В эвакуации познакомился с поэтом Алексеем Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнером. Война дала мощный драматический импульс творчеству Соловьева-Седого.

     В период с 1941 по 1945 год написал около семидесяти песен, получивших всенародную любовь. Среди них: «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?», «Услышь меня, хорошая», «Матросские ночи». В 1945 появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход»: «Потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу». В том же году в Самаре состоялась премьера его оперетты «Верный друг».

     С 1948 года на протяжении двадцати шести лет Василий Павлович занимал крупные административные должности в Союзе композиторов: председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза Композиторов Санкт-Петербурга, секретарь Союза. Параллельно являлся депутатом Верховного Совета СССР III-V созывов.

     В послевоенное время творчество Соловьева-Седого достигло расцвета. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка»: одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица» стала самой популярной строевой в Советской Армии. В 1947 году композитор написал песенный цикл на стихи Алексея Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов. Песня на стихи Михаила Матусовского из документального фильма «В дни спартакиады» «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом страны во всем мире. Еще один шедевр композитора: «Вечерняя песня», ставшая неофициальным гимном Санкт-Петербурга.

     Среди других сочинений Соловьева-Седого: балет «В порт вошла «Россия», оперетты «Самое заветное», «Олимпийские звезды», «Восемнадцать лет», «У родного причала», «Жил-был Шельменко». Писал музыку к художественным, к мультипликационным, научно-популярным и документальным кинофильмам, музыку к драматическим спектаклям и радиопостановкам. Автор литературных сочинений: «За музыкальную правду эпохи». В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».

     Последние годы жизни композитор работал не столь интенсивно, как раньше. Одной из его последних работ, которую не успел закончить, стала музыка для кукольного спектакля по сказке Самуила Маршака «Терем-теремок». В это время Соловьев-Седой тяжело болел, что не помешало ему отметить 70-летие в 1977 году. В дом композитора на набережной реки Фонтанки № 131 пришли друзья, артисты, и юбилей композитора транслировался по телевидению.

     Василий Соловьев-Седой скончался 2 декабря 1979 года. Похоронен великий композитор на Литераторских мостках Волковского кладбища северной столицы.

Балеты

«Тарас Бульба» (по повести Н. В. Гоголя, 1940, Ленинградский театр оперы и балета; 2-я ред. 1955; там же)
«В порт вошла «Россия» (1963, Ленинградский театр оперы и балета)

Оперетты и музыкальные комедии

«Верный друг» (1945, Куйбышевский театр оперы, балета и музыкальной комедии; Ленинградский театр музыкальной комедии)
«Самое заветное» (1951, Московский театр оперетты)
«Олимпийские звезды» (1962, Ленинградский театр музыкальной комедии)
«Восемнадцать лет» (1967, Ленинградский театр музыкальной комедии)
«У родного причала» (1970, Одесский театр музыкальной комедии)
«Вендетта» (1969)
«Брак по любви» («Свадьба с препятствиями»((Кемерово, 1971)
«Алмазные подвески» («Подвески королевы») (Ленинград, 1973)
«Жил-был Шельменко» (1978, Тернопольский театр музыкальной комедии)

Для симфонического оркестра

Лирическая поэма (не окон. 1933)
Поэма «Партизанщина» (1934)
Сюиты из балетов «Тарас Бульба» (1960), «В порт вошла „Россия“» (1961)

Для фортепиано и симфонического оркестра

Концерт (неоконч., 1935)

Для голоса и симфонического оркестра

Песни восставшей Венгрии (сл. А. Гидаша, 1932)

Для скрипки и фортепиано

Лирические прелюдии (1934)

Для виолончели и фортепиано

Две пьесы (1935)

Для фортепиано

Шесть вариаций (1930)
Сюита (1934)
Прелюд (1936)
Вальс «Красная стрела» (1951)

Для голоса, чтеца и фортепиано

Северная баллада (сл. Г. Я. Горбовского, 1967)

Для голоса и фортепиано

Сюита «Кресло, стул и табурет» (сл. А. Л. Барто, 1931)
Басни (сл. Д. Бедного, 1932)
Циклы на cл. С. А. Есенина (1936)
Светлые песни (Поэма о любви, cл. Г. Я. Горбовского, 1973)
Романсы на cл. А. С. Пушкина, М. А. Кузмина, А. А. Жарова, В. А. Бутягиной, Е. А. Вечтомовой

Музыка к драматическим спектаклям

«Глубокая провинция» М. А. Светлова (Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, 1935), «Слава» В. М. Гусева (Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, 1937), «Любовь Яровая» К. А. Тренева (Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, 1937), «Дружба» В. М. Гусева (Ленинградский реалистический тевтр, 1938), «Падь Серебряная» Н. Ф. Погодина (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1939), «Замужняя невеста» А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского, Н. И. Хмельницкого (Русский драматический театр БССР, 1944), «Летчики не умирают» И. В. Штока (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1948), «Поют жаворонки» К. Крапивы (Ленинградский театр Комедии, 1950), «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1951), «Иван Рыбаков» В. М. Гусева (Москва, Малый театр, 1954), «Дальняя дорога» А. Н. Арбузова (Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, 1958), «Весенние скрипки» А. П. Штейна (Московский театр им. Вл. Маяковского, 1959), «Василий Теркин» (по мотивам поэмы А. Т. Твардовского, Театр им. Моссовета, 1961), «Глеб Космачев» М. Ф. Шатрова (Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой, 1961), «Дождь – хорошая погода» М. Шатерниковой (Ленинградский театр Комедии, 1969), «Мария» А. Д. Салынского (Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, 1970)

Музыка к радиопостановкам

Радио-оперетта «Хорошая погода» (1934), «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (1936), «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина (1937), «Россия» (текст А. А. Прокофьева, 1944), «Азовское море» (пьеса Л. Г. Зорина, 1952).

Песни

Умолот (сл. С. З. Полоцкого, 1931)
Баллада «Солдаты» (на cл. Э. Толлера, 1932)
Баллада «Есть край за горами» ((на cл. Э. Толлера, 1932)
В Нижнем Новгороде с откоса (сл. Б. П. Корнилова, 1933)
В том краю, где бор (сл. А. Д. Чуркина, 1933)
Выходи сегодня на залив (сл. А. Д. Чуркина, 1933)
Другу (cл. А. Чуркина, 1933)
На лыжи (сл. П. Ойфы, 1933)
Частушка (сл. В. Б. Азарова, 1934)
Сказ о коннике (сл. А. Д. Чуркина, 1936)
Хоровод (сл. В. Б. Азарова, 1936)
Эх, колеса! (сл. П. Белова, 1936)
Гибель Чапаева (сл. З. Н. Александровой, 1936)
Парад (сл. А. И. Гитовича, 1936)
Песня о Ленинграде (сл. Е. И. Рывиной, 1936)
Казачья кавалерийская (сл. А. Д. Чуркина, 1936)
Песня о лыжном переходе (сл. В. Б. Азарова, 1937)
Едем, братцы, призываться (на cл. А. Д. Чуркина, 1938)
Простая песенка (сл. А. А. Прокофьева, 1938)
Уходит судно в дальний рейс (сл. П. Белова, 1938)
Таежная (сл. В. М. Гусева, 1938)
Песня балтийцев (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1939)
Встань (сл. собств., 1939)
Песенка Оли (сл. Е. А. Вечтомовой, 1939)
Встреча Буденного с казаками (на cл. А. Д. Чуркина, 1941)
Гармоника (сл. A. Фатьянова, 1941)
Комсомольская военная (сл. Н. Верховского, 1941)
Отечественная война (сл. А. Л. Решетова, 1941)
Песня смелых (сл. А. А. Суркова, 1941)
Вечер на рейде (сл. А. Д. Чуркина, 1941)
Играй, мой баян (сл. Л. Н. Давидович, 1941)
Возвращение (сл. B. М. Гусева, 1942)
Вступительная песенка прифронтового театра «Ястребок» (сл. собств., 1942)
Выше голову (сл. А. Фатьянова, 1942)
Жди меня (романс, cл. К. М. Симонова, 1942)
Катерочки (сл. Р. Ромен, 1942)
Морячка (сл. М. В. Исаковского, 1942)
Над Родиной грозные тучи (сл. И. П. Уткина, 1942)
Походная (сл. А. И. Гитовича, 1942)
С милой сердцу Кубани (сл. В. М. Гусева, 1942)
Уральская походная (сл. C. Стрижова, 1942)
Уральцы бьются здорово (сл. А. Л. Барто, 1942)
Вася Крючкин (сл. В. М. Гусева, 1942)
О чем ты тоскуешь, товарищ моряк? (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1942)
Гаданье (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Ехал казак воевать (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Как казак в плен попал (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Баллада о Матросове (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Не тоскуй, моя царица (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Обиделись девушки (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Шел отряд сторонкой (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Южно-Уральская (cл. А. Фатьянова, 1943)
Березка золотая (cл. В. М. Гусева, 1943)
Весенняя песня (cл. В. М. Гусева, 1943)
Россия (cл. В. А. Дыховичного, 1943)
Шел солдат (cл. В. А. Дыховичного, 1943)
Танкоград (сл. Б. Гольдберга, 1943)
Шахтерская застольная (сл. М. Д. Львова, 1943)
Шахтерская клятва (сл. В. Винникова, 1943)
На солнечной поляночке (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Как за Камой за рекой (сл. В. М. Гусева, 1943)
Песня мщения (сл. А. И. Фатьянова, 1943)
Когда песню поешь (сл. В. М. Гусева, 1943)
Было нас четыре друга (сл. Л. Н. Давидович, 1944)
Дело было к вечеру (сл. Л. Карелиной, 1944)
Ехали казаки (сл. М. М. Вершинина, 1944)
Разговор (сл. С. Б. Фогельсона, 1944)
Узкая скамеечка (сл. Б. Гольдберга, 1944)
Не тревожь ты себя, не тревожь (сл. М. В. Исаковского, 1944)
Соловьи (сл. А. И. Фатьянова, 1944)
Ничего не говорила (сл. А. И. Фатьянова, 1944)
Ягода (сл. В. Винникова, 1944)
Баллада о солдатском сне (сл. А. А. Прокофьева, 1944)
Наша Родина – Россия (сл. А. А. Прокофьева, 1944)
Далеко иль недалечко (cл. А. И. Фатьянова, 1945)
Далеко родные осины (cл. А. И. Фатьянова, 1945)
Дождик (cл. А. И. Фатьянова, 1945)
Звездочка (cл. А. И. Фатьянова, 1945)
Песня про незадачливого штурмана (cл. А. И. Фатьянова, 1945)
Про Васеньку (cл. А. И. Фатьянова, 1945)
У лесной опушки (на cл. А. В. Софронова, 1945)
У-2 (cл. С. Б. Фогельсона, 1945)
Перед боем (сл. собств., 1945)
У лесной опушки (сл. А. В. Софронова, 1945)
Давно мы дома не были (сл. А. И. Фатьянова, 1945)
Краснофлотская бабушка (cл. А. В. Софронова, 1945)
Матросские ночи (сл. С. Б. Фогельсона, 1945)
Пора в путь-дорогу (сл. С. Б. Фогельсона, 1945)
Мы, друзья, перелетные птицы (cл. А. И. Фатьянова, 1945)
Услышь меня, хорошая (сл. М. В. Исаковского, 1945)
Наш город (сл. А. И. Фатьянова, 1945)
Едет парень на телеге (сл. Н. В. Глейзарова, 1946)
На лодке (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1946)
Песня о краснодонцах (сл. С. Г. Острового, 1946)
Василек (сл. А. Д. Чуркина, 1946)
До скорой встречи (cл. С. Б. Фогельсона, 1946)
Застольная (cл. С. Б. Фогельсона, 1946)
Песня нахимовцев (cл. С. Б. Фогельсона, 1946)
Пляс-перепляс (cл. С. Б. Фогельсона, 1946)
На лодке (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1946)
Страдание (cл. А. И. Фатьянова, 1946)
Веселая песенка о начальнике станции (cл. А. И. Фатьянова, 1947)
Разговорчивый минер (сл. А. И. Фатьянова и С. Б. Фогельсона, 1947)
Где же вы теперь, друзья-однополчане? (сл. А. И. Фатьянова, 1947)
Стали ночи светлыми (сл. А. И. Фатьянова, 1947)
Тропки-дорожки (сл. А. И. Фатьянова, 1947)
Поет гармонь за Вологдой (сл. А. И. Фатьянова, 1947)
Золотые огоньки (сл. А. И. Фатьянова, 1947)
Моя родная сторона (сл. С. Б. Фогельсона, 1947)
Человеку человек (сл. Н. Д. Лабковского и Б. С. Ласкина, 1947)
Комсомольская прощальная (сл. А. А. Галича, 1947)
Простимся, ребята, с отцом-командиром (cл. А. И. Фатьянова, 1948)
Солнце встает (сл. Л. И. Ошанина, 1948)
Стой! Кто идет? (сл. С. Погорельского, 1948)
Где ж ты, мой сад? (сл. А. И. Фатьянова, 1948)
Студенческая попутная (сл. С. Б. Фогельсона, 1949)
Марш нахимовцев (сл. Н. В. Глейзарова, 1949)
Песня колхозной невесты (cл. С. Б. Фогельсона, 1949)
У родного Иртыша (cл. Н. В. Глейзарова, 1949)
Пастушонок (сл. собств., 1940-е гг.)
Золотые руки (сл. Н. Глейзарова, 1950)
Версты (сл. Л. И. Ошанина, 1951)
Студенческая песня (cл. Л. И. Ошанина, 1951)
Ночи белые стоят над Ленинградом (сл. С. Б. Фогельсона, 1951)
Песня о садах (обе на cл. А. Д. Чуркина, 1952)
Мой друг – коммунист (сл. С. Б. Фогельсона, 1952)
Камыши (сл. А. Д. Чуркина, 1952)
Азовская партизанская (сл. Л. Г. Зорина, 1952)
Самовары (сл. Н. В. Глейзарова, 1953)
Летняя песенка (сл. Н. В. Глейзарова, 1954)
Степь кругом (сл. Н. Д. Лабковского, 1954)
Студенческая песня (сл. С. Б. Фогельсона, 1954)
Что нам ветры (сл. А. И. Фатьянова, 1954)
В путь (сл. М. А. Дудина, 1955)
Зорька догорает (сл. Н. В. Глейзарова, 1955)
Ленинградская весенняя (сл. С. Б. Фогельсона, 1955)
Праздничная (сл. А. И. Фатьянова, 1955)
Станция «Снегири» (сл. М. Л. Матусовского, 1955)
Фестивальная песенка (сл. Н. В. Глейзарова, 1956)
Подмосковные вечера (сл. М. Л. Матусовского, 1956)
Если бы парни всей земли (сл. Е. А. Долматовского, 1957)
Дорога, дорога (сл. С. Б. Фогельсона, 1957)
Вечерняя песня (сл. А. Д. Чуркина, 1957)
Горят огни вечерние (сл. С. Б. Фогельсона, 1957)
Над рекой Одер (сл. М. Л. Матусовского, 1957)
Не испанская серенада (cл. М. Матусовского, 1957)
Куплеты (сл. С. Б. Фогельсона, 1958)
С добрым утром, комсомольцы (сл. А. Д. Чуркина, 1958)
Старому другу (сл. М. Л. Матусовского, 1958)
Версты (сл. Л. И. Ошанина, 1959)
Солдат – всегда солдат (сл. М. Л. Матусовского, 1959)
Любите свой завод (сл. А. Д. Чуркина, 1959)
Новгород Великий (сл. А. А. Прокофьева, 1959)
Улица Московская (сл. М. Л. Матусовского, 1959)
Хороший сон (cл. М. Л. Матусовского, 1960)
Баллада о солдате (сл. М. Л. Матусовского, 1961)
Там, говорят, бураны (сл. Л. И. Ошанина, 1961)
Баллада об отце и сыне (сл. Е. А. Долматовского, 1961)
Карнавал (cл. А. Д. Чуркина, 1961)
Я не зову (cл. А. Д. Чуркина, 1961)
Про цирк (сл. М. Л. Матусовского, 1962)
Что такое не везет (cл. М. Л. Матусовского, 1962)
Ровесники-погодки (сл. Л. И. Ошанина, 1962)
В белую ночь (сл. С. Б. Фогельсона, 1963)
Вновь в черемухе душистой (сл. А. И. Фатьянова, 1963)
Курганы (сл. Е. А. Долматовского, 1963)
На Дунае (сл. М. Л. Матусовского, 1963)
Сестры, сестры (сл. Л. И. Ошанина, 1963)
Вечерняя песня (сл. А. Д. Чуркина. 1963)
Раз-два! (сл. С. Б. Фогельсона, 1964)
Берег северный (сл. С. Б. Фогельсона, 1964)
Караганда (сл. С. Б. Фогельсона, 1964)
Марш молодых рыбаков (сл. С. Б. Фогельсона, 1964)
Нева (сл. С. Б. Фогельсона, 1964)
Три подружки (сл. С. В. Погореловского, 1964)
Добрый край, Азербайджан (совм. с Т. А. Кулиевым, cл. К. М. Симонова, 1964)
Огненные годы (сл. Е. А. Долматовского, 1964)
Посошок (сл. Е. А. Долматовского, 1964)
София – Москва (совм. с Д. Добриевым, cл. В. Башева, 1964)
В вечерний час (сл. С. Д. Давыдова, 1965)
Долгожданная (cл. А. Д. Чуркина, 1965)
Песня о неизвестном солдате (cл. А. Д. Чуркина, 1965)
Никто не забыт (сл. М. Л. Матусовского, 1965)
Песня о неизвестном матросе (сл. М. Л. Матусовского, 1965)
Что солдату надо (сл. С. Б. Фогельсона, 1965)
Ап-чхи! (сл. Е. Гвоздева, 1967)
Гимн Родине и солдату (сл. М. Кривицкого, 1967)
Наши девочки (сл. М. И. Танича, 1967)
Пермь (сл. Г. Я. Горбовского, 1967)
Письмо из экспедиции (сл. Г. Я. Горбовского, 1967)
Порхов (сл. Г. Я. Горбовского, 1967)
Ходит умница по городу (cл. Г. Я. Горбовского, 1967)
Песня о командире И. В. Зуеве (сл. школьника Никиты Марунова, 1967)
И я остаюсь на войне (сл. М. И. Танича, 1968)
Лирическая песня (cл. А. Д. Чуркина, 1968)
Партизанская (cл. А. Д. Чуркина, 1968)
Плывут теплоходы (сл. В. Н. Орлова, 1968)
Суздаль (сл. М. Л. Матусовского, 1968)
А снег повалится (сл. Е. А. Евтушенко, 1969)
Куранты (сл. М. Л. Матусовского, 1969)
Разговор с городом (сл. Ю. Капустина, 1971)
Комсомолом гордится страна (сл. М. С. Пляцковского, 1971)
Песня солидарности (сл. собств., 1971)
О почтальонах (сл. М. И. Ножкина, 1972)
Сестренка (сл. Я. А. Голякова, 1972)
Солдат влюбиться не успел (сл. Е. А. Долматовского, 1972)
Двадцатый век (сл. С. Б. Фогельсона, 1973)
Пионерская песня (сл. С. Б. Фогельсона, 1973)
Коньки, коньки… (сл. С. Б. Фогельсона, 1974)
Шикарный баритон (сл. Г. Я. Горбовского, 1974)
Иду, пою, улыбаюсь (сл. С. Б. Фогельсона, 1975)
Обелиски (сл. М. Румянцевой, 1975), цикл «Мой современник» (сл. С. Фогельсона, Г. Горбовского, А. Шутко, М. Румянцевой, 1975)
Песня о России (сл. Г. Я. Горбовского, 1973)
В жизни так случается (сл. Н. Д. Лабковского)

Фильмография

Композитор

1938 – Одиннадцатое июля
1940 – Будни
1940 – Небеса
1940 – Приятели
1945 – Небесный тихоход
1946 – Первая перчатка
1949 – Счастливого плавания! (совм. с Л. А. Ходжа-Эйнатовым)
1952 – Навстречу жизни
1954 – Чемпион мира
1955 – В один прекрасный день
1955 – Девушка-джигит
1955 – Доброе утро
1955 – Максим Перепелица (песня «В путь», слова М. Дудина)
1956 – Она вас любит!
1956 – Песня табунщика
1957 – Всего дороже
1958 – Очередной рейс (совм. с М. А. Глухом)
1959 – Верные сердца (музыка песен, песня «Я письмо заветное напишу тайком и тебе пошлю его с белым голубком…», слова М. Матусовского)
1959 – Невские мелодии
1959 – Повесть о молодоженах (песня детдомовцев «Дом над Невой», слова А. Хазина)
1959 – Жеребенок (короткометражный)
1960 – Конец черной топи (анимационный)
1960 – Осторожно, бабушка! (текст песен Б. Семенова, С. Фогельсона)
1961 – В трудный час
1961 – Иван Рыбаков
1962 – Душа зовет (короткометражный) (используемая песня, текст песни А. Чуркина)
1963 – Огни московского метро (документальный)
1964 – Весенние хлопоты
1964 – Донская повесть
1964 – Зеленый дом
1964 – Когда песня не кончается (совм. с др.)
1965 – Давайте знакомиться: месяц Май (фильм-спектакль) (совм. с др.)
1965 – Залп «Авроры»
1965 – Первый посетитель
1965 – Песня летит по свету (анимационный) (песня «Подмосковные вечера» в обработке И. Шахова)
1966 – Песни в пути (документальный)
1966 – Товарищ песня (киноальманах)
1968 – Виринея
1970 – Любовь Яровая
1971 – Шельменко-денщик
1972 – Поют пионерские горны (документальный) (используемая музыка)
1973 – Волны над нами (фильм-спектакль) (текст песни С. Фогельсона)
1973 – Открытая книга
1974 – Незнакомый наследник (тексты песен С. Льясова, Н. Малышева)
1975 – Любовь останется (фильм-спектакль) (совм. с др.)
1975 – Фитиль (киножурнал) (сюжет № 151 «Летающие тарелки»)
1976 – Сладкая женщина
1979 – Таежная повесть
1985 – Легенда о мушкетерах (фильм-спектакль) (используемая музыка)

Роли

1964 – Когда песня не кончается – дирижер и пианист, выступление у памятника «Медный всадник»
1965 – Семь советских песен (документальный) – Ленинград, Дом композиторов, за роялем, записывает ноты

Участие в фильмах

1964 – Я – кинолюбитель (документальный)
1966 – Песни в пути (документальный)
1971 – Поговорить нам необходимо… (документальный)
1974 – Споемте, друзья… Василий Соловьев-Седой (документальный)

Архивные кадры

1987 – …Все, что на сердце у меня… (документальный)
2005 – Как уходили кумиры (документальный)

Источник