Софья пилявская личная жизнь дети
Биография
Как и артистка Театра Красной армии Любовь Добржанская, актриса МХАТа Софья Пилявская имела польские корни. Однако, когда отец первой получал именное оружие за доблестную службу царской власти, второй боролся с монархическим режимом в России.
Детство и юность
Родители Софьи обвенчались в Санкт-Петербурге, где Станислав Пилявский учился на юридическом факультете университета. В российской столице появился на свет и старший брат актрисы, названный в честь отца. Софья родилась в мае 1911 года в Красноярске, куда сослали на вечное поселение ее папу.
Уже в 4 классе девочка всерьез увлеклась театром: сама ставила спектакли в школе и, по сути, ничем больше не…
Опубликовано Евгенией Бабахановой Понедельник, 18 мая 2020 г.
Софья Пилявская в детстве
У родителей будущей актрисы, друживших со ссыльным Авелем Енукидзе, в услужении находились кухарка, дворник и няня. Деньги «сибирякам поневоле» присылали мама, отчим отца и старшая сестра матери. Была у ссыльных и дача на берегу Енисея.
После рождения Софьи в Красноярск на год приезжала ее бабушка. Затем девочку отвезли в Польшу, где крестили тройным именем Софья Аделаида Антуанетта. Впрочем, актриса предпочитала, чтобы друзья и родные ее называли Зосей.
В младенчестве Соня переболела всеми детскими инфекциями, в 3 года — оспой, а в 7 (уже в Петрограде) — сыпным тифом. Однако девочка росла бойкой, и старший брат ее слушался. В детстве Пилявская дебютировала на сцене, сыграв Муху на подмостках красноярского театра.
Когда девочке было 5 лет, в родительском доме в качестве гостьи поселилась ссыльная Елена Смиттен, вместе с которой в конце 1916 года отец Сони и Стаса уехал в Петроград. Родители Пилявской разошлись, но остались друзьями. В 1917 году уже жившая в городе на Неве мать актрисы приютила и вылечила больную и беременную соперницу. Елена родила единокровную сестру Софьи и Станислава — Наташу.
Софья Пилявская в молодости
В 1919 году, после ряда приключений, будущая актриса с матерью и братом поселились в коммунальной квартире в Москве. Пилявский-старший с молодой женой и новорожденной дочерью в это время жил в Кремле, в кельях Чудова монастыря. Мужчина дослужился до должности председателя специальной коллегии Верховного суда СССР, однако в 1937 году его расстреляли. От репрессий Софью спасло заступничество Константина Станиславского.
На актрису Пилявская выучилась в драматическом классе сестры Константина Сергеевича — Зинаиды Соколовой, куда поступила со второй попытки. В первый раз родственница Станиславского отвергла девушку из-за сильного польского акцента. Год Софья работала над произношением, и речь уроженки Красноярска стала безупречной.
Личная жизнь
Замуж актриса, отличавшаяся внешней красотой и царственной осанкой, вышла за коллегу по МХАТу Николая Дорохина. Супруг, праздновавший день рождения на день позже Софьи, обожал красавицу-жену. Увидев в музее статую Венеры, Николай воскликнул:
«Моя Зося-то получше будет».
Однако личная жизнь Пилявской недолго была счастливой.
Муж Софьи Станиславовны скончался за полчаса до наступления Нового 1953 года в квартире Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, куда супруги пришли, чтобы отмечать праздник. Причиной смерти мужчины стал сердечный приступ. Больше Пилявская замуж не выходила, детей у актрисы не было.
Театр и фильмы
Репертуар Пилявской во МХАТе был очень широк — от Ночи в «Синей птице» Мориса Метерлинка до Маши в «Половчанских садах» Леонида Леонова, от миссис Чивли в «Идеальном муже» Оскара Уайльда до Бабки в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. И все же предпочитала Софья Станиславовна участвовать в постановках по произведениям русских классиков, особенно Антона Чехова. В комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» актриса в молодости играла свою тезку, а в пожилом возрасте — Хлестову.
Софья Пилявская и Николай Дорохин. Красивая сказка с грустным концом.
Дни рождения они отмечали вместе: Зося родилась…
Опубликовано Евой Лениной Среда, 10 апреля 2019 г.
Софья Пилявская и Николай Дорохин
В кино Пилявская дебютировала в 1949 году, сыграв в фильме «Сталинградская битва» безымянную женщину с ребенком. Эта же лента стала последней в фильмографии мужа Софьи Станиславовны: Николай Дорохин исполнил роль Никиты Хрущева.
В пропагандистской ленте Михаила Калатозова «Заговор обреченных» актриса создала образ одного из руководителей антисоветского путча — министра продовольствия Христины Падеры. Фильм заканчивался поражением заговорщиков и словами руководителя компартии страны, где происходят события, — «Нас спас Иосиф Сталин!». Сценаристом обеих картин Пилявской выступал автор теории бесконфликтности в литературе Николай Вирта (настоящая фамилия — Карельский).
В ленте «В начале века», посвященной биографиям Владимира Ульянова-Ленина и его жены Надежды Крупской, Пилявская перевоплотилась в революционерку Веру Засулич. Фильм, действие которого происходило не только в Санкт-Петербурге, Женеве и Мюнхене, но и в родном для актрисы Красноярском крае, не упоминалось, что бывшая народница-террористка негативно отнеслась к Октябрьскому перевороту 1917 года, считая его контрреволюционным.
В кинокартинах «Доживем до понедельника» и «Горянка» Софье Станиславовне достались роли учительниц. Причем если в драме о судьбе дагестанской девушки, отказавшейся выходить замуж без любви, персонажа Пилявской зовут Вера Васильевна, то в ленте Станислава Ростоцкого героиня актрисы безымянна. За 6 лет до картины «Доживем до понедельника» артистка снялась в другом фильме Станислава Иосифовича «На семи ветрах».
Софья Пилявская в фильме «Покровские ворота»
Самая знаменитая роль Пилявской — Алиса Витальевна, тетушка главного героя Костика в 2-серийной лирической комедии Михаила Козакова «Покровские ворота».
За 17 лет до телефильма, рассказывающего о хитросплетении судеб обитателей московской коммуналки, актриса снялась в другой картине по произведению Леонида Зорина — киноповести Виктора Соколова «Друзья и годы», украшением которой стала музыка Вениамина Баснера.
Последнюю роль в кино Софья Станиславовна сыграла за полтора года до кончины. Старуха-кухарка в альманахе Дмитрия Брусникина и Зиновия Ройзмана «Чехов и Ко» в исполнении Пилявской вышла очень убедительной.
Смерть
В 1993 году Софья Станиславовна издала мемуары. Книга выходила под названиями «По долгу памяти» и «Грустная книга». В конце жизни актриса, в молодости дружившая с вдовами Антона Чехова и Михаила Булгакова, дружила с Наиной Ельциной.
Пилявская умерла 21 января в Кремлевской больнице. Могила актрисы находится на Новодевичьем кладбище Москвы.
Фильмография
- 1949 — «Сталинградская битва»
- 1950 — «Заговор обреченных»
- 1957 — «Шторм»
- 1961 — «В начале века»
- 1963 — «Все остается людям»
- 1965 — «Герой нашего времени»
- 1965 — «Друзья и годы»
- 1967 — «Анна Каренина»
- 1968 — «Живой труп»
- 1968 — «Доживем до понедельника»
- 1972 — «Сибирячка»
- 1975 — «Горянка»
- 1980 — «Путь к медалям»
- 1982 — «Покровские ворота»
- 1998 — «Чехов и Ко»
Софья Пилявская. Грустная жизнь
Софья Пилявская всю жизнь “прослужила” в МХАТе им. Чехова. Хотя сама никогда не разделяла театры на «ефремовский» и «доронинский». Наверное, потому, что для нее Художественный театр мог быть, да и был, только один. Тот, который создали ее великие учителя — Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Первая встреча с «Ка. Эс.»
ПЕРВАЯ встреча с Константином Сергеевичем состоялась, когда будущей актрисе было всего 9 лет. Пилявская вместе с матерью и старшим братом (отец, женившись на другой женщине, жил и работал в Кремле) делили квартиру с артистами Большого театра Александром Богдановичем и Марией Гуковой.
И вот однажды маленькую Соню удивило странное оживление, творившееся в их коммуналке. «Сегодня к нам придет очень важный дядя, — объяснила ей причину суматохи дочь Богдановича Таня. — Он самый главный в Художественном театре. Такой же, как Шаляпин в Большом».
На самом деле родители Тани переживали из-за того, что им нечем было угостить важного гостя. «И вот звонок, — много лет спустя напишет Софья Станиславовна в своих мемуарах. — Александр Владимирович (Богданович. — Ред.) открывает входную дверь, жена рядом, и из-за их спин возникает фигура гиганта в шубе, шапка в левой руке, и где-то очень высоко надо мной — серебряная голова и сияющее улыбкой прекрасное лицо. С гостя снимают шубу… и уводят в столовую. Мы выползаем из нашего укрытия (из большого шкафа, где Зося — так звали Пилявскую друзья — вместе с Таней любили прятаться от взрослых. — Ред.) и начинаем детально изучать шубу, шапку и огромные фетровые боты с отворотами. И тут я ставлю свою ногу в тряпочной самодельной туфле поперек этого бота… Так я впервые «соприкоснулась» с великим Станиславским».
Как оказалось, Константин Сергеевич приходил приглашать соседку Пилявских преподавать в своей оперной студии. Та согласилась, благодаря чему Зося вместе с подругой получила возможность бывать в знаменитом особняке Станиславского в Леонтьевском переулке, где Ка. Эс. — так между собой называли великого режиссера актеры и студенты — проводил репетиции.
Через несколько лет, в 1937 г., Станиславский сыграет решающую роль в судьбе молодой артистки Пилявской. Попросту говоря, он спасет ей жизнь. Но все это произойдет позже.
А пока…
…ЗОСЯ решает посвятить себя театру. По окончании школы (учеба в которой, надо заметить, далась ей с большим трудом) она отправляется на прослушивание к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре К. С. И слышит от нее страшные слова: «Милая барышня. Должна вас огорчить. На русской сцене вам вряд ли удастся быть».
Виной всему был сильный польский акцент, с которым говорила Пилявская. Ее, кстати, и крестили в Польше, дав, как и положено в католических семьях, три имени — София Аделаида Антуанетта. По-русски девочка общалась только с друзьями, дома же — только по-польски. Ее мать до конца своих дней думала на этом языке и каждый раз, узнав о неприятностях дочери, восклицала: «Децко мое, Матка Боска!» Поэтому саму девушку акцент совершенно не смущал. Объявив сестре Станиславского, что читать будет басню Крылова «Ворона и Лисица», она вышла на середину комнаты и начала: «Ворроне где-то Бок посуау…»
«Приговор» актрисы, разумеется, расстроил Соню. Но надо было знать ее характер, чтобы предположить, что она откажется от мечты о сцене. Решимость и своеволие начали проявляться у нее с самого детства. В три года, когда мать, накрутив волосы дочери на папильотки, вышла из комнаты, Зося взяла со стола ножницы и срезала ненавистные бумажки вместе с волосами. А в тринадцать, узнав о решении матери перевести ее из обычной гимназии в польскую, девочка «впала в спячку» и разыгрывала летаргический сон, пока та не оставила свою идею…
Вволю наплакавшись после неудачного экзамена, Соня обратилась за помощью к князю Волконскому, известному логопеду. И уже через год, вновь представ перед Зинаидой Сергеевной, была зачислена в Студию Художественного театра. Театра, который…
…И стал ее судьбой
ЗДЕСЬ она познакомилась со своим будущим мужем, актером Николаем Дорохиным. Будучи только-только представленным Соне, Дорохин останавливал каждого, кто проходил мимо, и, указывая на нее, говорил: «Знакомься, моя жена».
Вскоре они действительно поженились. Какое-то время о браке знала лишь мать Зоси. От отца замужество дочери скрывали.
Он так и не успел познакомиться с зятем. Узнав о том, что Соня вышла замуж, Станислав Станиславович в один из выходных с женой и дочерью пришел в гости в новую отдельную квартиру, которую молодожены только-только получили. К сожалению, Дорохин в ту субботу находился на съемках, и знакомство перенесли на понедельник.
Однако в понедельник отец не позвонил. Приехав на следующий день в его квартиру — после Кремля Станислав Станиславович с новой семьей жил в четырехкомнатной квартире в Доме на набережной, — Пилявская увидела лишь опечатанную дверь кабинета. «Десять лет без права переписки» — таков был официальный ответ властей, истинный смысл которого стал понятен лишь в наши дни.
О судьбе отца Софья Станиславовна узнала только полвека спустя: несколько дней его с другими арестантами в закрытом товарном вагоне возили вокруг Москвы, создавая видимость отправки на Север. А потом, доставив на Лубянку и не добившись нужных показаний, расстреляли.
Дочь врага народа
В театре Пилявской приказали написать заявление об уходе по собственному желанию. «Это все, что мы можем для вас сделать», — сказал ей директор. Однако Станиславский отказался завизировать заявление актрисы, тем самым оградив ее от неизбежных репрессий. В честь очередного юбилея МХАТа она даже получила звание заслуженной артистки, что было почти невозможным для «дочери врага народа».
«И это после того, как я фактически предала Станиславского, — рассказывала в конце жизни Пилявская корреспонденту «Театральной жизни». — Это, поверьте, печальная история. Больного Константина Сергеевича фактически изолировали его приближенные. К нему не допускали даже «стариков». А он, феноменальный выдумщик, убедил себя, что его покинули лучшие друзья и ученики. «Меня предали, — говорил он мне. — Но вы? Почему вы не используете мой опыт? Я же могу помочь вам. Почему вы не приходите ко мне учиться? Дайте мне слово, что вы придете ко мне». Я дала слово и, конечно, не сдержала обещания».
Пилявская до конца дней переживала из-за своего, как ей казалось, предательства. Вообще жизнь Софьи Станиславовны, несмотря на видимость благополучия — высокие награды, звания, роли, счастливой никак не назовешь. Потеряв мужа (он умер, едва переступив порог квартиры Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, за несколько минут до наступления 1954 г., ему было 48 лет), а через несколько лет и мать, она жила лишь театром и Школой-студией, в которой начала преподавать сразу после смерти мужа.
Друзей с каждым годом оставалось все меньше и меньше. Ушли Иван Москвин, Василий Качалов, Ольга Леонардовна, дружбой с которой актриса очень гордилась (вдова Чехова незадолго до смерти именно ей поручила постирать смертную рубаху Антона Павловича).
В конце жизни Пилявская осталась совсем одна. Наверное, только тогда ей стала понятна излюбленная фраза Книппер-Чеховой, часто повторяемая ею в последние годы: «Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…»
Детство и юность
Пилявская Софья Станиславовна родилась в Красноярске в 1911 году теплым майским днем, 17 числа. Родители девочки были коренными поляками, а в России они оказались по принуждению. Семья из четырех человек (мать, отец, Софья и ее старший брат) прожили в Красноярске некоторое время, а затем переехали жить в Москву. Семья не нуждалась в средствах и жила хорошо. В 1920 году родители решили отправить маленькую Соню в школу – интернат, исходя лишь из лучших побуждений. Они думали, что так будет лучше для воспитания ребенка и престижа семьи. Когда мать привезла девочку в школу, то не заподозрила, какой ужас ее там ожидал. В первый же день малышку обижали, обзывали и украли почти все ее вещи. Помещения интерната были крайне плохими, а его жители – неблагополучными. Промучившись неделю Софья придумала план побега и осуществила его в день приезда матери. Родители раскаивались, а их маленькая дочь еще некоторое время вздрагивала по ночам от воспоминаний о жутком месте.
Творческий путь
Училась юная Соня хорошо, при этом она гордилась, что частенько не делала уроки и не выполняла определенные задания, ей удавалось все делать на ходу. По окончании четвертого класса она поняла, что ее призвание – это сцена. Так как семья Пилявских была польской, то частенько в их доме разговаривали на родном языке, но, чтобы поступить в МХАТ, Софье пришлось пойти на большие жертвы и много работать над устранением акцента. Так как желание было невероятно сильным, то юной особе все же удалось поступить в школу ее мечты, благодаря невероятному трудолюбию и упорству. В это время начался самый веселый период молодой актрисы, о котором она часто любила вспоминать. Сплоченная группа частенько собиралась компаниями и задорно проводила вечера. Между делом они могли репетировать, дурачиться и придумывать планы на жизнь.
Софья пилявская в молодости
Арест отца и травля
Став артисткой театральной школы, она часто ездила на гастроли со своими однокурсниками. Несмотря на ее большой успех и достижения, ей отказали в главной роли «Анны Карениной», взамен отблагодарив актрису квартирой. В конце тридцатых годов случился конфуз из-за отца Софьи. Однажды она договорилась встретиться с папой, но на связь он так и не вышел, а по приезду дочери на его квартиру, она обнаружила, что дома никого нет, а двери опечатаны. Тогда Пилявскую огорошила новость об аресте отца из-за сотрудничества с иностранными разведками. К сожалению, отца Софья больше так и не увидела, его расстреляли через пару месяцев после заключения. В это же время быстро разошлись слухи о трагедии в семье Пилявских, и Соне было предложено уволиться из театра по собственному желанию. В большом отчаянии актриса написала заявление и ушла домой. Ее одолевала большая депрессия, однако, через несколько дней раздался звонок, в котором ей сообщили, что она снова может приступить к актерской игре в театре. Станиславский попросту отказался подписывать заявление Софьи и выбросил его.
Роли
В военные годы театр также существовал, и труппа гастролировала по стране. Несмотря на тяжелую обстановку, актеры старались передать радостные эмоции зрителю, хоть иногда и не видели еды. Но даже об этом времени актриса вспоминала с любовью. В пятидесятых годах актриса начала преподавать в Московском художественном театре. Несмотря на ее нетипичное лицо актрисы, она все же снялась более чем в 20 картинах, за что и была награждена. Она участвовала в таких постановках, как «Анна Каренина», «Горе от ума», «Покровские ворота», «Красивая жизнь», «Московский хор», «На дне», «Половчанские сады», «Кремлевские куранты», и др. За время, которое она посвятила МХАТу, она потеряла много друзей и близких, которые работали вместе с ней на сцене, поэтому больше всего она не хотела дожить до столетнего юбилея театра, ощущая себя одинокой. Однако Пилявская все же дожила до этого события, которое состоялось в 1998 году. В это же время Президент РФ вручил ей заслуженный орден «За заслуги перед Отечеством».
Личная жизнь
Актриса была необыкновенно красива и не подходила под советские шаблоны женщин, наверное, поэтому в театре ее сразу приметил актер Николай Дорохин. Их союз был очень крепким, однако не принес им детей, о чем Софья сожалела до конца жизни. Муж актрисы так и не успел познакомиться со свекром, так как именно в этот период семья Пилявских переживала его арест. В это же время мужа Софьи начали прессовать органы с просьбами о сотрудничестве, на что получали постоянные отказы. От сильного давления Николай перенес друг за другом два инфаркта. Второй стал для него смертельным.
Дорохин и Пилявская
Муж актрисы умер в 1953 году в Новогоднюю ночь. С тех пор Софья встречала Новые года в одиночестве, храня верные традиции и память о любимом муже. Она всегда говорила о том, что нет мужчины достойнее, че Николай Дорохин, именно поэтому она не вышла замуж во второй раз. После скорой гибели мужа на актрису посыпались очередные новости о смерти близких ей людей. Сначала ее покинула мама, с которой были особенно близкие отношения, а в 1959 году ушла из жизни ее любимая подруга, актриса и жена Антона Чехова – Ольга Книппер. Софья тяжело переживала этот период и всегда чтила память тех, кто ушел из ее жизни, оставив ее одну. К концу жизни она выпустила «Грустную книгу», куда вложила все важные воспоминания о своей жизни.
Софья Пилявская ушла из жизни 20 января 2000 года в возрасте 89 лет. Ее похоронили в могиле любимого мужа рядом с Ольгой Книппер, Чеховы, Москвиным и другими ее хорошими приятелями при жизни.