Софья пилявская биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 января 2019;
проверки требуют 10 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пилявская.
Со́фья Станисла́вовна Пиля́вская (4 (17) мая 1911, Красноярск, Енисейская губерния — 21 января 2000, Москва) — советская российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1991). Лауреат Сталинской премии ll степени (1951).
Биография[править | править код]
Родилась 4 (17) мая 1911 года в Красноярске, в семье с польскими корнями.
В 1931 году окончила драматический класс З. С. Соколовой.
С 1931 года — актриса МХАТ имени М. Горького (МХАТ).
Во время войны, в октябре 1941 года МХАТ был эвакуирован в Саратов, актёры жили на первых порах прямо в здании Саратовского ТЮЗа, лишь в ноябре 1942 года вернулись в Москву.
С 1954 года — педагог Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (с 1972 года — профессор).
После разделения театра в 1987 году служила в МХАТ имени А. П. Чехова до 2000 года[2].
Автор мемуаров «По долгу памяти» (1993).
Долгое время проживала в доме №5/7 по Глинищевскому переулку в Москве.
Умерла 21 января 2000 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья[править | править код]
- отец — Станислав Станиславович Пилявский, по национальности поляк; член ВКП(б) (бывший член Партии социал-демократов Польши и Литвы); председатель Спецколлегии Верховного суда СССР. Арестован 13 сентября 1937 года. Приговорён: ВКВС СССР 25 ноября 1937 года, расстрелян 26 ноября 1937 года. Место захоронения — Москва, Донское кладбище. Реабилитирован 28 мая 1955 года ВКВС СССР.
- муж — Николай Иванович Дорохин (1905—1953), актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1948).
Звания и награды[править | править код]
- заслуженная артистка РСФСР (1947)
- народная артистка РСФСР (30 января 1963 года) — за большие заслуги в области советского театрального искусства[3]
- народная артистка СССР (21 декабря 1991 года) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства[4]. С. Пилявская, А. Пугачёва и О. Янковский были последними, кто был удостоен этого звания
- Сталинская премия второй степени (1951) — за роль Христины Падера в фильме «Заговор обречённых» (1950)
- орден Почёта (12 июля 1996 года) — за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд[5]
- орден Трудового Красного Знамени (26 октября 1948 года)
- Благодарность Президента Российской Федерации (23 октября 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра[6]
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
МХАТ имени М. Горького[править | править код]
МХАТ имени А. П. Чехова[править | править код]
Роли в кино[править | править код]
Архивные кадры[править | править код]
- 2002 — Дом актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская (документальный)
- 2002 — Софья Пилявская (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2006 — Дань восхищения (документальный)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- МХТ им. Чехова — Софья Станиславовна Пилявская
- Пилявская Софья. «Одиночество, поскольку равных — нет». (недоступная ссылка)
Софья Пилявская. Грустная жизнь
Софья Пилявская всю жизнь “прослужила” в МХАТе им. Чехова. Хотя сама никогда не разделяла театры на «ефремовский» и «доронинский». Наверное, потому, что для нее Художественный театр мог быть, да и был, только один. Тот, который создали ее великие учителя — Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Первая встреча с «Ка. Эс.»
ПЕРВАЯ встреча с Константином Сергеевичем состоялась, когда будущей актрисе было всего 9 лет. Пилявская вместе с матерью и старшим братом (отец, женившись на другой женщине, жил и работал в Кремле) делили квартиру с артистами Большого театра Александром Богдановичем и Марией Гуковой.
И вот однажды маленькую Соню удивило странное оживление, творившееся в их коммуналке. «Сегодня к нам придет очень важный дядя, — объяснила ей причину суматохи дочь Богдановича Таня. — Он самый главный в Художественном театре. Такой же, как Шаляпин в Большом».
На самом деле родители Тани переживали из-за того, что им нечем было угостить важного гостя. «И вот звонок, — много лет спустя напишет Софья Станиславовна в своих мемуарах. — Александр Владимирович (Богданович. — Ред.) открывает входную дверь, жена рядом, и из-за их спин возникает фигура гиганта в шубе, шапка в левой руке, и где-то очень высоко надо мной — серебряная голова и сияющее улыбкой прекрасное лицо. С гостя снимают шубу… и уводят в столовую. Мы выползаем из нашего укрытия (из большого шкафа, где Зося — так звали Пилявскую друзья — вместе с Таней любили прятаться от взрослых. — Ред.) и начинаем детально изучать шубу, шапку и огромные фетровые боты с отворотами. И тут я ставлю свою ногу в тряпочной самодельной туфле поперек этого бота… Так я впервые «соприкоснулась» с великим Станиславским».
Как оказалось, Константин Сергеевич приходил приглашать соседку Пилявских преподавать в своей оперной студии. Та согласилась, благодаря чему Зося вместе с подругой получила возможность бывать в знаменитом особняке Станиславского в Леонтьевском переулке, где Ка. Эс. — так между собой называли великого режиссера актеры и студенты — проводил репетиции.
Через несколько лет, в 1937 г., Станиславский сыграет решающую роль в судьбе молодой артистки Пилявской. Попросту говоря, он спасет ей жизнь. Но все это произойдет позже.
А пока…
…ЗОСЯ решает посвятить себя театру. По окончании школы (учеба в которой, надо заметить, далась ей с большим трудом) она отправляется на прослушивание к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре К. С. И слышит от нее страшные слова: «Милая барышня. Должна вас огорчить. На русской сцене вам вряд ли удастся быть».
Виной всему был сильный польский акцент, с которым говорила Пилявская. Ее, кстати, и крестили в Польше, дав, как и положено в католических семьях, три имени — София Аделаида Антуанетта. По-русски девочка общалась только с друзьями, дома же — только по-польски. Ее мать до конца своих дней думала на этом языке и каждый раз, узнав о неприятностях дочери, восклицала: «Децко мое, Матка Боска!» Поэтому саму девушку акцент совершенно не смущал. Объявив сестре Станиславского, что читать будет басню Крылова «Ворона и Лисица», она вышла на середину комнаты и начала: «Ворроне где-то Бок посуау…»
«Приговор» актрисы, разумеется, расстроил Соню. Но надо было знать ее характер, чтобы предположить, что она откажется от мечты о сцене. Решимость и своеволие начали проявляться у нее с самого детства. В три года, когда мать, накрутив волосы дочери на папильотки, вышла из комнаты, Зося взяла со стола ножницы и срезала ненавистные бумажки вместе с волосами. А в тринадцать, узнав о решении матери перевести ее из обычной гимназии в польскую, девочка «впала в спячку» и разыгрывала летаргический сон, пока та не оставила свою идею…
Вволю наплакавшись после неудачного экзамена, Соня обратилась за помощью к князю Волконскому, известному логопеду. И уже через год, вновь представ перед Зинаидой Сергеевной, была зачислена в Студию Художественного театра. Театра, который…
…И стал ее судьбой
ЗДЕСЬ она познакомилась со своим будущим мужем, актером Николаем Дорохиным. Будучи только-только представленным Соне, Дорохин останавливал каждого, кто проходил мимо, и, указывая на нее, говорил: «Знакомься, моя жена».
Вскоре они действительно поженились. Какое-то время о браке знала лишь мать Зоси. От отца замужество дочери скрывали.
Он так и не успел познакомиться с зятем. Узнав о том, что Соня вышла замуж, Станислав Станиславович в один из выходных с женой и дочерью пришел в гости в новую отдельную квартиру, которую молодожены только-только получили. К сожалению, Дорохин в ту субботу находился на съемках, и знакомство перенесли на понедельник.
Однако в понедельник отец не позвонил. Приехав на следующий день в его квартиру — после Кремля Станислав Станиславович с новой семьей жил в четырехкомнатной квартире в Доме на набережной, — Пилявская увидела лишь опечатанную дверь кабинета. «Десять лет без права переписки» — таков был официальный ответ властей, истинный смысл которого стал понятен лишь в наши дни.
О судьбе отца Софья Станиславовна узнала только полвека спустя: несколько дней его с другими арестантами в закрытом товарном вагоне возили вокруг Москвы, создавая видимость отправки на Север. А потом, доставив на Лубянку и не добившись нужных показаний, расстреляли.
Дочь врага народа
В театре Пилявской приказали написать заявление об уходе по собственному желанию. «Это все, что мы можем для вас сделать», — сказал ей директор. Однако Станиславский отказался завизировать заявление актрисы, тем самым оградив ее от неизбежных репрессий. В честь очередного юбилея МХАТа она даже получила звание заслуженной артистки, что было почти невозможным для «дочери врага народа».
«И это после того, как я фактически предала Станиславского, — рассказывала в конце жизни Пилявская корреспонденту «Театральной жизни». — Это, поверьте, печальная история. Больного Константина Сергеевича фактически изолировали его приближенные. К нему не допускали даже «стариков». А он, феноменальный выдумщик, убедил себя, что его покинули лучшие друзья и ученики. «Меня предали, — говорил он мне. — Но вы? Почему вы не используете мой опыт? Я же могу помочь вам. Почему вы не приходите ко мне учиться? Дайте мне слово, что вы придете ко мне». Я дала слово и, конечно, не сдержала обещания».
Пилявская до конца дней переживала из-за своего, как ей казалось, предательства. Вообще жизнь Софьи Станиславовны, несмотря на видимость благополучия — высокие награды, звания, роли, счастливой никак не назовешь. Потеряв мужа (он умер, едва переступив порог квартиры Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, за несколько минут до наступления 1954 г., ему было 48 лет), а через несколько лет и мать, она жила лишь театром и Школой-студией, в которой начала преподавать сразу после смерти мужа.
Друзей с каждым годом оставалось все меньше и меньше. Ушли Иван Москвин, Василий Качалов, Ольга Леонардовна, дружбой с которой актриса очень гордилась (вдова Чехова незадолго до смерти именно ей поручила постирать смертную рубаху Антона Павловича).
В конце жизни Пилявская осталась совсем одна. Наверное, только тогда ей стала понятна излюбленная фраза Книппер-Чеховой, часто повторяемая ею в последние годы: «Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…»
Софья Пилявская
Софья Станиславовна Пилявская. Родилась 4 (17) мая 1911 года в Красноярске – умерла 21 января 2000 года в Москве. Советская актриса театра и кино, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1947). Народная артистка РСФСР (1963). Народная артистка СССР (1991). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Исполнительница роли тети Костика в фильме «Покровские ворота».
Софья Пилявская родилась 4 (17 по новому стилю) мая 1911 года в Красноярске, где находился в ссылке ее отец.
По национальности – полячка.
Отец – Станислав Станиславович Пилявский, польский революционер, член ВКП(б) (бывший член Партии социал-демократов Польши и Литвы), председатель Спецколлегии Верховного суда СССР. Арестован 13 сентября 1937 года, расстрелян 26 ноября 1937 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище. Реабилитирован в 1955 году.
Крестили ее в Польше, она получила имя Софья Аделаида Антуанетта. Дома звали Зосей.
В 1931 году окончила драматический класс З.С. Соколовой.
С 1931 года – актриса Московского Художественного театра им. М. Горького (МХАТ). 72 года прослужила на сцене этого театра.
Ученица К.С. Станиславского. Когда в 1937 году арестовали ее отца, ее спас Станиславский, отказавшись визировать заявление об уходе из театра, которое актрису в срочном порядке заставили написать в дирекции МХАТа.
Софья Пилявская в молодости
С началом войны МХАТ был эвакуирован в Саратов, актёры жили на первых порах прямо в здании Саратовского ТЮЗа, в ноябре 1942 года вернулись в Москву.
После разделения театра в 1987 году служила в МХАТе им. А. Чехова до 2000 года.
Театральные работы Софьи Пилявской в МХАТ им. М. Горького:
1931 – «Страх» А. Н. Афиногенова – стенографистка;
1931 – «Квадратура круга» В. П. Катаева – Тоня;
1932 – «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю – дама в сценах «Ужин» и «Бал»;
1933 – «У жизни в лапах» К. Гамсуна – горничная фру Юлианы;
1933 – «Вишнёвый сад» А. П. Чехова – старушка в III акте;
1933 – «Таланты и поклонники» А. Н. Островского – курсистка в сцене «На вокзале»;
1934 – «Елизавета Петровна» Д. П. Смолина – Мария Меншикова;
1935 – «Чудесный сплав» В. М. Киршона – Наташа;
1935 – «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука – Оля;
1936 – «Воскресение» по Л. Н. Толстому – Мариэтт;
1937 – «Синяя птица» М. Метерлинка – Ночь;
1937 – «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу – Мери;
1937 – «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому – 2-я дама;
1939 – «Половчанские сады» Л. М. Леонова – Маша;
1940 – «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Софья;
1942 – «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Маша;
1943 – «Последние дни» М. А. Булгакова – Александрина;
1945 – «Офицер флота» А. А. Крона – Тамара;
1947 – «Алмазы» Н. А. Асанова – Меньшикова;
1951 – «Идеальный муж» О. Уальда – миссис Чивли;
1953 – «На дне» М. Горького – Настя;
1953 – «Школа злословия» Р. Б. Шеридана – леди Снируэлл;
1954 – «Дачники» М. Горького – Юлия Филипповна;
1954 – «Лермонтов» Б. А. Лавренёва – Карамзина;
1956 – «Осенний сад» Л. Хелман – Кэрри Эллис;
1959 – «Всё остаётся людям» С. И. Алёшина – Наталия Дмитриевна;
1964 – «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Забелина;
1967 – «Чрезвычайный посол» А. С. и П. Л. Тур – Кристина Свенсон;
1971 – «Потусторонние встречи» по Л. В. Гинзбургу – Ильза Браун;
1971 – «Валентин и Валентина» М. М. Рощина – Бабка;
1973 – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского – Глумова;
1978 – «Репетитор» Г. И. Полонского – Ксения Замятина;
1982 – «Живой труп» Л. Н. Толстого – Анна Павловна;
1987 – «Колея» В. К. Арро – Елена Андреевна
Театральные работы Софьи Пилявской в МХАТ им. А.П. Чехова:
1988 – «Дядя Ваня» А. П. Чехова – Войницкая;
1988 – «Московский хор» Л. С. Петрушевской – Нета;
1989 – «Варвары» М. Горького – Богаевская;
1991 – «Красивая жизнь» Ж. Ануя – баронесса Мина фон Брахейм;
1991 – «Суперфляй» В. С. Розова по роману Н. В. Нарокова «Мнимые величины» – Софья Дмитриевна;
1992 – «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Хлёстова;
1996 – «Гроза» А. Н. Островского – Сумасшедшая барыня;
1997 – «Три сестры» А. П. Чехова – Анфиса
С 1954 года – педагог Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького, с 1972 года – профессор.
С 1948 года начала сниматься в кино, дебютировав в фильме «Сталинградская битва».
Яркой стала роль Христины Падеры, министра продовольствия и лидера Партии националистов в драме «Заговор обречённых» режиссера Михаила Калатозова. За эту работу она была удостоена Сталинской премии второй степени.
Софья Пилявская в фильме “Заговор обречённых”
Позже сыграла заметные роли в картинах «Серебристая пыль» (Дорис Стил), «В начале века» (Вера Засулич), «На семи ветрах» (Долли Максимовна Петрова), «Всё остаётся людям» (Наталья Дмитриевна Дронова), «Прямая линия» (Зорич), «Анна Каренина» (графиня Вронская), «Живой труп» (Анна Дмитриевна Каренина), «Сибирячка» (Лидия Семёновна Одинцова), «Выстрел в спину» (Клавдия Ивановна).
Софья Пилявская в фильме “В начале века”
Самой известной работой актрисы в кино стала роль Алисы Витальевны в музыкальной комедии «Покровские ворота» режиссера Михаила Козакова по одноименной пьесе Леонида Зорина. Фильм рассказывает о Москве и москвичах 1950-х годов. Героиня Софьи Пилявской – тетя Костика, которого сыграл Олег Меньшиков.
Как рассказывал Михаил Козаков, «Покровские ворота» вышли во многом благодаря Софье Пилявской. Она не только блестяще сыграла свою роль, но когда киношное руководство запретило картину, Софья Станиславовна пошла на прием к главе Гостелерадио СССР Сергею Лапину и смогла спасти фильм.
Софья Пилявская в фильме “Покровские ворота”
Автор мемуаров «По долгу памяти», которые были опубликованы в 1993 году.
Софья Пилявская скончалась 21 января 2000 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с мужем.
Личная жизнь Софьи Пилявской:
Муж – актер Николай Дорохин, также играл в МХАТ.
Муж актрисы имел больное сердце. Первый инфаркт перенес в 33 года. 31 декабря 1953-го они пошли отмечать Новый год к Ольге Книппер-Чеховой. Но на входе в квартиру Николай Дорохин оступился, сильно ударился головой о порог и через несколько часов умер.
Софья Пилявская и Николай Дорохин
Пилявская пережила мужа на 46 лет, замуж больше не выходила. Все эти годы она наряжала елку в ночь с 31 декабря на 1 января и встречала праздник одна.
Долгое время проживала в доме №5/7 по Глинищевскому переулку в Москве.
Фильмография Софьи Пилявской:
1948,1949 – Сталинградская битва – женщина с ребенком (нет в титрах)
1950 – Заговор обречённых – Христина Падера
1953 – Серебристая пыль (Silver Dust) – Дорис Стил
1953 – Анна Каренина (фильм-спектакль) – жена посланника
1957 – Шторм – игуменья
1961 – В начале века – Вера Засулич
1962 – На семи ветрах – Долли Максимовна Петрова
1963 – Всё остаётся людям – Наталья Дмитриевна Дронова, жена
1964 – Свет далёкой звезды – Ксения Петровна Прохорова
1965 – Друзья и годы – мать Григория
1965 – Герой нашего времени – старуха
1965 – Максим Максимыч. Тамань
1966 – Старшая сестра – член приемной комиссии
1967 – Прямая линия – Зорич
1967 – Анна Каренина – графиня Вронская, мать Вронского
1968 – Портрет Дориана Грея (фильм-спектакль) – Леди Нарборо
1968 – Живой труп – Анна Дмитриевна Каренина
1968 – Доживем до понедельника – учительница
1970 – Боян Чонос (фильм-спектакль) – мать
1972 – Час жизни (фильм-спектакль)
1972 – Сибирячка – Лидия Семёновна Одинцова, мать Марии Сергеевны
1974 – Предварительная защита
1975 – Горянка – Вера Васильевна, учительница
1976 – Сибирь – фрау Бауэр
1976 – На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) – Глафира Климовна Глумова
1979 – Выстрел в спину – Клавдия Ивановна
1980 – Путь к медалям (甦れ魔女) – бабушка Тани
1981 – Репетитор (фильм-спектакль) – Зинаида Сергеевна
1982 – Покровские ворота – Алиса Витальевна, тетя Костика
1985 – Несмотря на преклонный возраст (фильм-спектакль) – Ева Самойловна, жена Обручева
1988 – Работа над ошибками – пожилая актриса
1997 – Три сестры (фильм-спектакль) – Анфиса, няня
1998 – Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль) – Войницкая
1998 – Чехов и Ко – старуха-кухарка
Награды и звания Софьи Пилявской:
Заслуженный артист РСФСР (1947);
Народный артист РСФСР (1963);
Народный артист СССР (1991) – за большие заслуги в развитии советского театрального искусства. С. Пилявская и О. Янковский были последними, кто был удостоен этого звания;
Сталинская премия второй степени (1951) – за роль Христины Падера в фильме «Заговор обречённых» (1950);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1998);
Орден Почёта (1996) – за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд;
Орден Трудового Красного Знамени (1947);
Благодарность Президента Российской Федерации (1998) – за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства и в связи со 100-летием Московского Художественного академического театра