Слова бывшей жене злые

Слова бывшей жене злые thumbnail

1

Теперь приставка «бывшие» у нас…
Немного странно и немного скверно,
Ведь был у нас с тобою точно шанс
Друг другу оставаться вечно верным…

Не сберегли наш брачный мы с тобой союз
И не смогли друг другом наслаждаться…
Пришел конец! Теперь нет брачных уз
И нам пришлось с тобой, увы расстаться!

Но не забыть мне сладких тех минут,
Когда тебя я звал своей женою…
И билось сердце трепетно об грудь…
Мне было хорошо всегда с тобою…

2

Мне было хорошо с тобой,
Когда была моей женой,
Но время шло и ты менялась,
Какой была уж не осталась,

Куда-то все тогда пропало,
Любви, как будто в миг не стало,
Друг другу стали не нужны,
Что будем дальше делать мы?

3

Когда любовь ушла
Ты понимаешь с полуслова
И голос больше не родной,
С которым просыпался снова ты и снова

Когда любовь ушла
Тебе достаточно ее лишь взгляда
Что бы понять, что все давно ушло,
Что все давно ушло и больше ничего не надо

Когда любовь ушла
Тебе достаточно лишь нотки в ее тоне,
Что бы понять спасать любовь не нужно
Пускай спокойно в безразличие тонет

Когда любовь ушла
Достаточно лишь вспомнить все хорошее что между вами было
И если вспомнив на душе твоей не тает лед,
Тогда «the end» любовь здесь больше не живет
Любовь о вас забыла…

4

За нашими плечами — годы счастья,
Хоть мы сейчас с тобою врозь.
Тебе желаю много счастья,
Пусть я уже лишь просто гость.

Пусть наши дети подрастают,
Не зная ни нужды, ни слез,
Минуты жизни улетают,
И ты меня прости за все!

Живи в достатке, пониманьи,
Спеши навстречу переменам,
Мы под одними небесами,
И жизнь цени без промедленья!

5

Ты забрала с собою счастье,
Что окрыляло много лет.
И не в моей отныне власти
Семейный воссоздать дуэт.

Конечно,я тебя обидел
Самовлюбленный эгоист.
Себя вел хамски,не предвидел,
Что допишу последний лист.

Той книги,что творили вместе
В любви,надежде и добре,
Где стала ты моей невестой
В прекрасном,чудном декабре.

Все было:трудности и беды,
Но чувств огонь горел в груди.
Добились мы с тобой победы,
Проблемы были позади.

Но испытанья медных труб
Мне оказались не под силу?!
Прости каналью*,лучший друг,
Храни тебя Господь и милуй!

Хорошие стихи бывшей жене

Болело сердце и душа,
Когда ушел я от тебя!
И думал всё, порвалась нить,
Уже ничто не изменить!
Семья, ответственность,
Дитё, о чём я думал ё моё?
В один момент вас потерял,
И в бездну сам себя вгонял!
Как вспоминать мне не легко,
Спасибо Богу далеко!
А далеко те дни худые,
Когда мы были молодые!
Сейчас немного стали старше,
Беречь же надо года наши!
И вот тебе малыш скажу,
Что без тебя я не могу!
Не мог и год назад, и два,
Да и сейчас, потом, всегда!
Всегда приходишь ты во снах,
Мы вместе, там на облаках!
Вот просыпаюсь, тебя нет,
На это всё один ответ!
Я был дурак, никчёмной тварью,
Не мог ценить твоё старанье!
Прошу прощенья у тебя,
Теперь уж искренне, любя!
Не буду больше ошибаться,
Как нет нужды мне где-то шляться!
Твои глаза, улыбка, губки,
Без них страданье, боль и муки!
Люблю тебя малыш, душой,
И мысли только об одной!
Одна лишь ты, моё сердечко,
Ты в моих мыслях будешь вечно!
Плохим не буду, не хочу,
Уж лучше сразу к палачу!
Давай хоть каплю доверять,
Ты будешь мне и проверять!
Я искренне всё говорю,
А если хочешь повторю!
Те дни, недели без тебя,
Рвалось внутри, тебя храня!
Ещё раз девочка, прости,
Ты верь, не злись и не грусти!
Я понял в жизни лишь одно,
Любить тебя мне ведь дано!
Мы испытания пройдём,
Но всё же останемся вдвоём!
Тут нет красивых слов малыш,
Как ты всегда мне говоришь!
Те чувства что горят во мне,
Отражены в каждой строке!
Что говорить, искать слова?
Ты знаешь, что люблю тебя!
Не перестану никогда,
И верен буду как всегда!
Я обещаю вас ценить,
Лелеять, холить и любить!
Заботой нежно окружу,
Не лжи, не фальши не скажу!
Родной мой милый человечек ,
Внутри меня ты будешь вечно!
Такое счастье для меня,
Что встретил как-то я тебя!

7

О сделанном , прошу, не сожалей,
Не стоит об ушедшем горевать,
И о пустых надеждах слез не лей,
На сожаления и грусть минут не трать.

Лишь только светлое возьми из прошлых дней,
А что-то потеряешь, ну и пусть,
Ты встретишь много замечательных друзей,
А если и не много, ну и пусть.

Тебе для счастья хватит одного,
С кем ты пойдешь по жизни сквозь года,
И с ним будь счастлива, родная, и ни что
Не омрачит пусть ваши чувства никогда

8

Ты — самый настоящий идеал,
Красива, обаятельна, умна,
А я тебя, к несчастью, потерял,
Теперь ты — моя бывшая жена.

Хотел бы повернуть я время вспять,
Чтоб расставанья боль не допустить,
О, если бы ты знала, как опять
Мечтаю я с тобою рядом быть!

9

Нам было суждено не вместе быть
И разойтись, как будто бы, случайно…
С тех пор я не могу тебя забыть,
Ведь я люблю тебя необычайно!

Хочу на целый мир сейчас кричать
О том, что для тебя на все согласен!
Хочу тебе я вечером встречать,
Чтоб жизни путь был вовсе не напрасен!

Хочу тебя любить сильнее всех
И прошлого перевернуть страницу…
Хочу любить тебя я без помех
И снова на тебе хочу жениться

Обнять бы бывшую жену,
И замереть не разнимаясь…
Ведь не одну уже весну
Живем, возможно, в чём-то каясь.

Я знаю, есть ещё запас…
Он не расходован душою,-
Тот, чувств, годами сбитый пласт,
Что предназначен нам судьбою.

Тот пласт ведёт себя, как червь,
Он точит все души задворки,
И часто каждый сердца нерв,
Печёт, как чили – перец горький.

Когда бы не было любви,
Что в небесах нас породнила,
Сберёг бы нервы я свои,
И мир казался бы мне милым.

Но истощён я… истощён…
Я обворован и оболган,
Мой мир судьбою возмущён,
И каждый чувствуется орган.

А всё так просто… выход есть,
Простые в жизни есть решенья:
Глаза в глаза нам нужно сесть,
Друг к другу нам нужны движенья.

Но дважды в реку не войти,
И навсегда нам не напиться…
Назад не повернуть пути,
Как дважды не дано родиться.

11
В твоих глазах цвета бирюзы,
Застыли две прозрачные слезы,
Друг друга мы перестали понимать,
И решили, что не надо дальше лгать,

Много хорошего у нас было,
Но об этом ты наверно позабыла,
Как кольцо на палец надевал,
И клятву верности давал.

Годы шли, все изменилось,
И с каждым днем ты отдалилась,
Теперь ты бывшая жена,
Но как и прежде мне нужна!

12

Когда-то мы любили, а сейчас
От чувств одни воспоминанья,
Но огонек в сердцах не гас,
Ведь ты родная, как ни странно.

Люблю тебя как мать детей,
Как бывшую жену мою,
Живи красиво, без потерь,
Строй с радостью судьбу свою!

Пусть и карьера в гору прет,
Ты — умница, дойдешь до цели!
А если с чем-то невезет –
Все сбудется, ты только верь!

13

Не сожалей о прошлом, не грусти,
Все, что было раньше отпусти,
Ведь в жизни так часто бывает,
Что любовь куда-то пропадает,
Выросла между нами стена,
И жаль, что ты мне больше не жена!

14

Прости меня… Быть может, это глупо,
Но все же извини, прошу, меня!
Расстались мы и в сердце словно ступор…
Настало время что-то поменять!

Мы оба как-то невпопад вспылили
И на эмоциях однажды разошлись…
Пусть не всегда с тобой в согласье жили,
Зато у нас была счастливой жизнь!

И вот пишу тебе, жена родная,
Пусть бывшая, но все еще жена!
Прости меня сейчас, я умоляю!
Ты мне, как воздух, словно жизнь нужна!

15

Расстались мы так глупо и жестоко…
Мы разошлись… и кто тому виной?
Мне без тебя порой так одиноко,
Что кажется, хоть точно волком вой…
Мне плохо без тебя, мне очень плохо!
Ты в каждом взгляде, в каждом жесте, вздохе…

Стихи бывшей жене до слез

Тебе стихи я снова посвящаю,
Теперь, как бывшей вновь своей жене!
За все тебя в стихах своих прощаю,
Прошу простить ошибки все и мне!

Хочу тебе я передать словами,
Как дороги минуты, что с тобой
Мы проводили в этой жизни сами
И говорю спасибо за любовь!

Не стоит обижаться очень сильно,
Ведь все мы люди грешные, поверь!
Жить без тебя мне дальше непосильно,
Не веришь? Хорошо! Сама проверь!

17

Моя бывшая жена, принимай подарки!
Пусть в твой праздник соловьи поют,
И на сердце будет очень жарко
От любви и счастья, что друзья дают!

День Рожденья ждем мы все, как чуда,
Словно дети, в сказку окунаясь,
Пусть сегодня вдруг из ниоткуда
Жизнь подарит смех, веселье, радость!

Будь всегда смела ты и активна,
Береги здоровье и покой души!
Ты очаровательна, слегка наивна –
Изменяться, милая, даже не спеши!

18

Мне не нужны причины, чтоб скучать
И, чтобы ждать тебя мне не нужны причины…
Тебя боялся очень потерять
И потерял… Развод, как день кончины…
Но верю, можно все еще вернуть
И вместе нам продолжить жизни путь!

19

Скажу тебе честно, что еще люблю,
И на других женщин я не смотрю,
Все еще как прежде, жду твоего звонка,
И стала как будто моя судьба нелегка…

Поверь, тяжело мне понимать,
Что не смогу тебя теперь обнимать,
На сердце у меня печаль и стужа,
Ты иногда хоть вспоминаешь бывшего мужа?

20

Красавица, умница, хоть и бывшая,
Ты мне дорога все равно!
Ты — пламя мое не остывшее,
Родная, пусть чувство прошло!

Остались признательность, обязательства,
Детишки, заботы, проблемы,
И общие обстоятельства,
Еще не закрытые темы.

Прими поздравления с праздником!
Пусть в доме твоем мир царит,
А жизнь будет радостной, сказочной,
Да время пусть тише бежит!

Источник

Многие ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, – и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницею; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач – Бог. Он действует на тебя ею как железом, и как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание – врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (см. Сир. гл. 25 и 26). Она дастся ему, как горькое лекарство, истребляющее греховные соки (2).

* * *

Жена, всегда находящаяся при своем законном муже, никогда не подвергнется гибели, не потерпит падения, не впадет в прелюбодеяние, если же она удаляется от мужа, то хотя бы среди Ангелов жила, легко подвергается соблазнам. Где, в самом деле, предаются своим грязным делам жены, удаляющиеся от законных мужей, как не у гробов мучеников, под предлогом молитвы устраивая здесь свидания с нарушителями брака и оскорбляя тем самых мучеников? А часто они даже и клянутся именем мучеников в верности своим беззаконным делам (3).

* * *

Когда мы беседуем со многими и говорим: почему ты не хорошо живешь, почему не ведешь строгой жизни? – то отвечают: как я могу, если не оставлю жены, если не оставлю детей? Почему же? Разве брак служит препятствием? Жена дана тебе помощницею, а не вредительницею. Разве не имел жены пророк? И, однако, брак не был препятствием для Духа; он и жил с женою и был пророком. Разве не имел жены Моисей? И, однако, он и рассекал камни, и изменял воздух, и беседовал с Богом, и умилостивлял божественный гнев. Разве не имел жены Авраам? И, однако, он стал отцом народов и Церкви; он имел сына Исаака, который также был для него поводом к добрым делам. Не вознес ли он [в жертву] сына, плод брака? Не был ли он и отцом и боголюбцем? Не оказался ли священником, принесшим в жертву собственную утробу, – священником и отцом? Не показал ли в себе природу побеждаемую и благочестие побеждающее, естественную привязанность покоряемую и благочестивые действия покоряющие, отца устраняемого и боголюбца увенчиваемого? Не видишь ли ты его всецело и любящим сына, и любящим Бога? И попрепятствовал ли ему брак? А что мать Маккавеев? Не была ли она женою? Не присоединила ли семерых сыновей к лику святых? Не видела ли их мучениками? Не стояла ли она при этом непоколебимая, как гора? Не стояла ли она, перенося мученичество с каждым из них и как мать мучеников не вытерпела ли седмикратное мученичество? Ведь когда они были подвергаемы пыткам, она сама принимала удар. Не без боли она принимала это, потому что была мать, и терзание природы оказывало свою силу; и, однако, она не была побеждена. Было море и волны, и, однако, как бушующее море укрощается, так и возмущаемая природа была покоряема страхом Божиим. Как она намастила их? Как воспитала их? Как представляла Богу сем храмов, статуй золотых или, лучше, драгоценнейших золота? (4)

* * *

Женам следовало бы быть любомудрее мужей, так как они по большей части привязаны к занятиям домашним. Оттого именно и Иаков был кротким, что жил дома и был свободен от внешних тревог; не без причины же Писание заметило о нем, как о «живущем в шатрах» (Быт. 25:27). Но и в доме, скажешь, много беспокойства. Это оттого, что ты сама того хочешь и сама себя окружаешь множеством забот. Муж, обращаясь на торжищах и в судилищах, очевидно, обуревается внешними хлопотами, как бы некоторыми волнами; а жена, сидя дома, как бы в некоем училище любомудрия, и сосредоточив в себе свои мысли, имеет возможность заниматься и молитвою, и чтением, и другими делами любомудрия. И как живущие в пустынях не имеют никого, кто бы беспокоил их, так и жена, находясь всегда дома, постоянно может наслаждаться тишиною. Если же иногда представится ей необходимость и выйти, то и тогда нет для нее повода к беспокойству. В самом деле, женщине нужно бывает выходить или для того, чтобы придти сюда, или когда надобно омыть тело в бане; затем большую часть времени она сидит дома. Поэтому она может и сама любомудрствовать, и, принимая растревоженного мужа, утешать и успокаивать его, разгонять излишние и тяжелые его мысли и, таким образом, снова отпускать его уже без тех неприятностей, какие он принес с собою с торжища, но с добрым расположением, которое приобрел дома. Подлинно, жена благочестивая и разумная скорее всего может образовать мужа и настроить его душу по своему желанию. Ни друзей, ни учителей, ни начальников не послушает он так, как свою супругу, когда она увещевает и дает советы. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, потому что он очень любит эту советницу. И я мог бы указать на многих суровых и неукротимых мужей, которые смягчены таким образом. Жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах и выходах, и в весьма многом другом; она во всем ему предана и соединена с ним так, как тело соединено с головою. И если она будет разумна и рачительна, то всех других превзойдет и победит в попечении о своем супруге.

Поэтому убеждаю: считайте это обязанностью и давайте надлежащие советы. Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока. Она погубила Авессалома; она – Амнона; она намеревалась – Иова; но она же избавила Навала от смерти; она спасла целый народ. Так, Деввора и Иудифь выказали доблести мужей – военачальников. Таковы же и многие другие жены. Поэтому и Павел говорит: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (1Кор. 7:16). И мы знаем, что в те времена Персида, Мариам и Прискилла приняли на себя подвиги апостольские. Этим-то женам и вы должны ревностно подражать, и не словами только, но и делами наставлять своего супруга. Как же мы можем учить его делами? Когда он увидит, что ты не злонравна, не расточительна, не любишь украшений, не требуешь излишних денежных доходов, но довольствуешься тем, что есть: в этом случае он непременно послушает и твоих советов. Если ты на словах будешь любомудрствовать, а на деле станешь поступать напротив, то он обвинит тебя в великом пустословии. А когда вместе с словами ты представишь ему наставление делами, тогда он похвалит тебя и скорее послушает. Так будет, например, когда ты не станешь искать ни золота, ни жемчуга, ни драгоценных одежд, но вместо этого скромности, целомудрия, благодушия, и, поступая так сама, будешь требовать того же и от него. Если же надобно что-нибудь делать для угождения мужу, то нужно душу украшать, а не тело наряжать и погублять. Не столько золото, которым ты украшаешься, сделает тебя любезною и приятною для него, сколько – целомудрие и ласковость к нему и готовность умереть за своего супруга. Это по преимуществу пленяет мужей. То украшение неприятно мужу, потому что приводит в стесненное положение его имение и требует больших издержек и забот; а это, о котором сказано выше, привяжет мужа к жене. Ласковость, дружба и любовь ни забот не приносят, ни издержек не требуют, но все противоположное. Притом тот наряд от привычки делается приторным; а украшение души цветет каждый день и возжигает сильнейший пламень. Итак, если хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет, и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни болезнь не уничтожает. Kрасоту телесную и время продолжительное разрушает, и болезнь истребляет, и многое другое, а что украшает душу, то выше всего этого. Кроме того, та красота и возбуждает зависть и возжигает ревность; а эта чиста от такой болезни и свободна от всякого тщеславия.

Таким образом, и в доме все будет идти лучше, и доходы будут изобильнее, когда золото не будет лежать вокруг твоего тела, не будет связывать твоих рук, но будет употребляться на необходимые нужды, как, например, на содержание слуг, на необходимое попечение о детях и на другие действительные потребности. Но если не так, если будет со всех сторон лежать пред глазами и стеснять сердце, то какая прибыль? Какая польза? Печаль сердца не позволяет замечать того, чем пленяются глаза. Ведь вы знаете, верно знаете, что, если бы кто увидел женщину, даже лучше всех украшенную, он не может находить в том удовольствия, когда у него душа болеет. Кто хочет находить удовольствие, тому наперед нужно быть веселым и иметь расположение к радости. Между тем, если золото все растрачено на украшение женина тела, а в доме обитает скудость, то для супруга нет никакого удовольствия. Итак, если желаете нравиться мужьям, приводите их в приятное расположение духа, а приведете их в это расположение, когда отвергнете наряды и украшения. Все это, по-видимому, имеет для него некоторую приятность во время бракосочетания; но впоследствии, с течением времени теряет свою цену. Если от привычки мы не очень удивляемся небу, которое так прекрасно, и солнцу, которое так блистательно, что ты не можешь сравнить с ним ни одного тела, то каким образом будем дивиться украшенному телу? Это говорю я, желая, чтобы вы украшались истинною красотою, которую заповедал Павел: «не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим. 2:9, 10). Или ты хочешь нравиться лицам посторонним и от них получать похвалы? Но это желание отнюдь не жены целомудренной. Впрочем, если хочешь, то и они будут очень любить тебя и хвалить за целомудрие. В самом деле, ту [любящую наряды] не похвалит ни один скромный и порядочный человек; похвалят разве люди распутные, или, лучше сказать, и они не похвалят, а напротив, станут говорить о ней худо, когда заметят, что ее бесстыдство возбуждает в них вожделение. А эту [целомудренную] и те, и другие, и все похвалят, так как не только не получают от нее никакого вреда, а, напротив, еще наставление в любомудрии. И от людей ей будет великая похвала и от Бога великая награда (8).

* * *

Из всех зол злейшее – злая жена! Если она бедна, злоба ее доставит ей богатство. А если богатство уже в ее распоряжении, оно удваивает ее злобу; нестерпимое животное, неизлечимая болезнь, неукротимый зверь – вот что она тогда. Я знаю, что аспидов можно приручить лаской, а львы, тигры и леопарды укрощаются и делаются ручными. А злая жена неукротима; притесняемая, она неистовствует, ласкаемая – надмевается. Если ее муж – начальник, она день и ночь нашептывает ему про убийства и козни, как Иродиада Ироду; если муж ее беден, она возбуждает его к зависти и ссорам; наконец, если она сделается вдовою, тогда уж сама принимается всех беcчестить. Страх Господень не обуздывает ее языка; она не боится ни Бога, ни будущего Суда, законов любви не признает. Даже предать на смерть собственного мужа для злой жены ничего не значит. В самом деле, праведного Иова его жена побуждала ускорить свою кончину богохульством. «Похули Бога, – говорила она, – и умри” (Иов. 2:9). О, злое существо! О, нечестивое желание! Не тронулась жалостью при виде страданий человека, у которого все тело кишело червями и, словно горячими углями, было осыпано гнойными струпьями; не смягчилась при виде мук и предсмертного томления, с конвульсиями и прерывающим дыханием; не прониклась состраданием, видя обнаженным и лежащим в навозе того, кто некогда выступал в царской багрянице; не вспомнила ни своих прежних отношений к нему, ни того, сколько добра и славы получила она чрез него. А вместо всего этого – «похули Бога и умри». Вот благодарность жены! Вот пластырь, смягчающий боль! Вот закон супружеской любви! Говорил ли он когда-нибудь, когда тебе случалось болеть, такие слова? Не старался ли, напротив, молитвами и благодеяниями смягчить твою болезнь? А ты, не довольствуясь постигшим его временным наказанием, хочешь навлечь на него и вечное, побуждая его к богохульству? Не знаешь разве, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32)? Хочешь видеть и другую супругу такой же злобы? Вспомни Далилу. Сильнейшего Сампсона она остригла, связала и предала иноплеменникам. Своего собственного мужа, разделявшего с нею ложе, она обольщала, обманывала, усыпляла своими ласками и своим лицемерием. Вчера любила, а сегодня обманула; вчера ублажала любовью, а сегодня погубила обманом. А разве он не был красив? Да кто в то время был красивее его, носившего на голове семь завитков, образ седмеричной благодати? Или разве он не был силен? Но кто же был сильнее его, когда он и страшного льва задушил на пути своими руками, и тысячу иноплеменников избил одною ослиною челюстью? Или он не был свят? Настолько был свят, что когда однажды, томясь жаждою и не находя воды для ее утоления, помолился Богу, то по его молитве из мертвой ослиной челюсти, бывшей в руках у него, истекла вода, и утолена была его жажда. И столь прекрасного, столь сильного и столь святого мужа его собственная жена, связав, как врага, предала иноплеменникам. Но как же женщина могла одолеть столь сильного мужа? Она воспользовалась его добротою, ночью выведала от него его силы и затем нагого связала его крепкими ремнями. Не даром Премудрость возвещает тебе: «от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Мих. 7:5). Какой, скажи мне, зверь и когда замышляет что-либо подобное на своего самца? Какая змея ищет погубить своего супруга? Какая львица готовит смерть своему самцу? Видишь, как истинны слова Премудрости: «нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости женской» (Сир. 25:17)? Одним словом, кто имеет злую жену, пусть так и знает, что это ему награда за беззакония. Это опять подтверждается Премудростью: жена злая мужу беззаконному дана будет за его злые дела (9).

* * *

Нет ничего срамнее жены сластолюбивой, нет ничего отвратительнее жены, преданной пьянству; цвет лица ее увядает, ясность и кротость глаз помрачаются, как бы от какого облака, закрывающего лучи солнечные. Это – дело, свойственное не свободному человеку, но рабу, и крайне неблагородное. Как неприятна жена, дышащая зловонным и испортившимся вином, отрыгающая испарения гнилого мяса, отягченная так, что не может встать, раскрасневшаяся больше надлежащего, беспрестанно зевающая и дремлющая! Не такова жена, воздерживающаяся от сластолюбия: она почтенна, целомудренна и благообразна, так как доброе расположение души придает много красоты и телу (10).

* * *

Жена есть пристань и важнейшее лекарство для [ищущих] благодушия. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, возвратившись с торжища: а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовишь сам себе опаснейшее кораблекрушение. Итак, пусть не будет этого, а пусть будет то, о чем я говорю. Если случится в доме что-нибудь прискорбное по ее вине, то утешай ее, а не увеличивай скорби, хотя бы ты лишился всего имущества, это не будет прискорбнее неприязни с сожительницей; какую бы ты ни представил вину, ничто не будет несноснее раздора с женой. Потому пусть любовь к ней будет для тебя драгоценнее всего. Если должно носить тяготы друг друга, то тем более – жены. Если она бедна, не укоряй; если неразумна, не осуждай, а лучше постарайся научить ее; ведь она – член твой; вы – одна плоть. Но, скажешь, она болтлива, склонна к пьянству, гневлива? В таком случае должно не гневаться, а скорбеть, молиться Богу, увещевать, вразумлять ее и делать все, чтобы истребить ее страсть. Если же будешь бить и мучить ее, то не исцелишь ее болезни; грубость исправляется кротостью, а не взаимной грубостью. Вместе с тем не забудь и о награде от Бога. Если ты, имея возможность отвергнуть ее, не сделаешь этого по страху Божию, но станешь сносить недостатки ее из уважения к закону, возбранившему отвергать жену, как ни велика была бы болезнь ее, ты получишь неизреченную награду, и еще прежде награды – великую пользу, сделав ее более благопокорной, приучив и себя к большей в отношении к ней кротости.

Рассказывают, что один из внешних философов [Сократ], имея жену злую, болтливую и склонную к пьянству, на вопрос, для чего он терпит ее, отвечал, что она служит для него домашним училищем и упражнением любомудрия: я, говорил он, упражняясь ежедневно с нею, делаюсь более кротким и с другими. Вы пришли в восторг? А мне весьма прискорбно, что язычники любомудрием превосходят нас, которым заповедано подражать Ангелам или, лучше, заповедано подражать в кротости самому Богу. Сказанный философ по этой причине не изгонял своей злой жены, а некоторые говорят, что по этой причине он и женился на ней. Но, так как многие из людей не бывают настолько благоразумны, то я советую наперед всячески стараться о том, чтобы избирать жену благонравную и исполненную всякой добродетели; если же случится сделать ошибку и ввести в дом свой невесту недобрую и даже негодную, тогда подражать этому философу, всеми мерами исправлять ее и считать это дело важнее всего. Kупец не спускает в море корабля и не принимается за торговлю прежде, нежели заключит со своим товарищем условия, которые обеспечили бы взаимное их спокойствие. Так и мы будем принимать все меры, чтобы внутри своего корабля сохранять всяческий мир с сообщницей житейского поприща; тогда и все прочее будет у нас спокойно, и мы безопасно переплывем море настоящей жизни. Об этом мы должны заботиться более, нежели о доме, рабах, деньгах, полях и даже делах гражданских; всего драгоценнее должно быть для нас то, чтобы не иметь вражды и распри с своей сожительницей; тогда и все прочее пойдет у нас хорошо, и в делах духовных мы будем иметь большую благоуспешность, с единомыслием неся бремя настоящей жизни (12).

Источник