Симонов серова биография личная жизнь
Знаменитое стихотворение “Жди меня” Константин Симонов посвятил своей возлюбленной Валентине Серовой. Но красавица актриса совсем не умела ждать, а главное – не хотела.
В 1940 году в «Ленкоме» состоялась премьера спектакля «Зыковы». На сцене блистала звезда труппы, 22-летняя Валентина Серова, уже известная зрителям по кинокартине «Девушка с характером». Громче всех аплодировал эффектный брюнет в первом ряду. Валентина вспомнила, что видела это лицо раньше: молодой мужчина неизменно присутствовал на всех ее спектаклях.
Настойчивым поклонником оказался Константин Симонов, к тому времени довольно известный советский литератор. В его глазах читались не просто восторг и восхищение, а самая настоящая любовь. Однако Серова отвечать взаимностью не спешила: ведь ее сердце навеки отдано другому – человеку, которого уже нет в живых.
Валентина была вдовой: ее муж, летчик Анатолий Серов, погиб во время учебно-тренировочного полета, когда она ждала ребенка. Сейчас актриса воспитывала сына, названного в честь отца. Точнее, воспитывали няньки, сама же Валентина с головой ушла в работу. А 5-комнатные апартаменты сменила на скромную квартирку, лишь бы не думать об утраченном счастье, не вспоминать, как в небе над их домом самолет любимого мужа вычерчивал ее имя…
Серову часто обвиняли в ветрености и любвеобильности, что среди женщин ее профессии встречалось нередко. Но сама она была убеждена: в жизни каждого человека бывает всего одно большое чувство, и она его уже испытала. Вот только Симонов считал иначе. Он настойчиво ухаживал за актрисой, ради нее развелся с женой, оставив маленького сына. И написал для «Ленкома» пьесу «История одной любви», главная роль в которой предназначалась для Валентины. Она ее сыграла.
В конце концов крепость по имени Валентина Серова пала. Однако не все мечты поэта сбылись: он получил тело, но завладеть ее мыслями и душой ему не удалось.
Когда началась война, Константин Симонов ушел на фронт военным корреспондентом. Закончил войну в звании подполковника, выпустил несколько пьес, повесть, два сборника стихов, в числе которых гимн фронтовой любви – “Жди меня”. Все произведения Симонов посвятил “ВС” – своей музе Валентине Серовой. Его книги было не достать, поэтому стихи переписывались от руки на клочках бумаги в перерывах между бомбежками, а потом отправлялись любимым. Историки уверяют, что роль стихотворения «Жди меня» в поддержании духа советского народа была колоссальной.
Поэт стал любимцем Сталина, быстро сделал литературную и политическую карьеру. Но рядом с Валентиной боевой офицер становился ласковым и нежным, как котенок. Несмотря на отсутствие официальной регистрации брака, они были самой красивой парой, затмившей даже Орлову и Александрова. Увы, Серовой все это было не нужно. Она работала на съемках фильма «Сердца четырех», а в свободное время ездила с концертами по военным госпиталям. В одном из них она познакомилась с раненым маршалом Рокоссовским.
Это была любовь – большая, взаимная, настоящая. Серова уговорила маршала переехать в ее московскую квартиру, а Симонову честно сказала: между нами все кончено. Поэт встретил такую новость смиренно. «Перебесится», – решил он, а сам направился за подмогой к своему всесильному покровителю – Сталину.
Вождь вызвал к себе маршала и, глядя в глаза, спросил: «Чья жена Валентина Серова?» Рокоссовский отвел взгляд: «Константина Симонова». «Вот и я такого же мнения!» – ответил Сталин. Сразу нашлись пропавшие без вести законная супруга и дочь Рокоссовского, его самого отправили на боевое задание. А «блудная жена» Валентина Серова вернулась к «правильному» советскому поэту Симонову, который великодушно простил ее.
После окончания войны пара официально расписалась. Супругам выделили огромную квартиру в центре Москвы, дачу в Переделкино с выстроенным специально для Валентины бассейном -неслыханная роскошь по тем временам! Серова получила Сталинскую премию и звание «Заслуженной артистки РСФСР». Симонов -пост главного редактора журнала «Новый мир» и право выезжать за границу. Из своих командировок он привозил любимой Валечке сувениры: драгоценности, шубу из обезьяны, модельные туфли. Серова родила мужу дочь Машу, но из-за занятости родителей девочку отдали на попечение бабушки.
Казалось, живи и радуйся! Однако Валентина угасала, как цветок без воды. В ее глазах поселилась грусть, которую она глушила алкоголем. То и дело коллеги по гримерке замечали в карманах заграничных нарядов Серовой небольшие фляжки с фирменным коньяком. Иногда тайком изымали и прятали. Да что толку? Актриса доставала новые. Еще одной причиной ее переживаний был сын Анатолий. Оставшийся без должной материнской любви и так и не нашедший общего языка с отчимом, юноша попал в плохую компанию. Стал вести разгульный образ жизни, выпивать, за что был отправлен Симоновым в интернат. Однажды Анатолий пошел на преступление: вместе с друзьями ограбил и сжег чью-то дачу, в итоге получил срок.
Валентина умоляла мужа использовать связи и облегчить судьбу ее сына, но Симонов отказал. Между супругами пробежала черная кошка. Константин вообще все чаще приходил к мысли, что Валентина не так уж и красива, к тому же наносит урон его политической карьере. А она ненавидела его за то, что со страниц своего журнала он клеймил талантливых поэтов и писателей, многие из которых были ее друзьями.
Однажды Валентина полетела вместе с мужем в Париж – на Симонова возложили миссию по возвращению в СССР эмигрантов. …Они сидели во французском ресторане, душевно беседовали, пили дорогое бордо. Симонов заливался соловьем, расписывая эмигрантам, как хорошо примут их на родине, со знанием психологии пытаясь вызвать у них щемящее чувство ностальгии. Ему это почти удалось, когда официант неожиданно пригласил литератора к телефону. Едва муж отошел, Валентина произнесла всего одну фразу, многим сохранившую жизнь: «Не верьте ему!» Ведь по возвращении на родину большинство эмигрантов были расстреляны или сгинули в лагерях. «Отец народов» измены не прощал…
Смерть Сталина стала ударом для Симонова. Поугасли и его чувства к Серовой. К тому же в его сердце жила новая любовь – к вдове его фронтового товарища Ларисе Жадовой. Поэт решился на развод. Он разменял шикарную квартиру, отселив бывшую жену в коммуналку, и убрал из всех своих произведений посвящение Серовой, оставив только «ВС» в «Жди меня». В новом браке у него родилась дочь. А Валентина тихо спивалась – за явку на репетиции в нетрезвом виде ее давно уволили из театра.
…Незадолго до нового 1976 года по телевизору показывали «Сердца четырех». Отовсюду из окон доносилась веселая песня: «Все стало вокруг голубым и зеленым…». А в это время, звеня пустыми бутылками, по улице ковыляла худая растрепанная женщина в спортивном костюме, изъеденной молью шубе и разных ботинках. Узнать в этой опустившейся алкоголичке бывшую красавицу и звезду экрана Валентину Серову было практически невозможно.
Через сутки актрису нашли мертвой в разграбленной собутыльниками квартире. Ей было всего 57 лет, она на год пережила своего сына-алкоголика. Константин Михайлович на похороны бывшей супруги не явился, но прислал огромный букет роз. А спустя четыре года не стало и его.
Автор: Марина Соболева
На дворе стоял морозный декабрь 1975 года. Прощание назначили на утро. В фойе Театра киноактера внесли гроб. Большая часть собравшихся на панихиду никогда не знали усопшую лично: просто пришли полюбопытствовать. Оно и к лучшему: ведь всех немногочисленных друзей и родственников умершей сковывал плохо скрываемый ужас от увиденного.
В гробу лежала старая, потрепанная жизнью женщина, со страшными ранами на лице, полученными в пьяных драках. Их не мог скрыть даже толстый слой грима. И только портрет, стоявший у изголовья, заставлял поверить в то, что она и невероятная красавица, звезда театра и кино Валентина Серова — один и тот же человек. Что случилось с прославленной актрисой, которая ушла от нас в 58 лет?
Валентина, тогда еще Половикова, родилась в Харькове то ли в 1917-м, то ли 1919-м году. Путаница произошла вот из-за чего. Когда будущая артистка решила поступать в Центральный техникум театрального искусства, то не прошла по возрасту — набор велся с 16 лет.
Девушка исправила заветные цифры в свидетельстве о рождении и стала постигать азы актерского мастерства. Тяга к нему ей досталась от матери: грубой, самовлюбленной и даже немного вульгарной женщины, но очень талантливой актрисы своего времени.
Отца — инженера-гидролога Василия Половикова — репрессировали. Мама зарабатывала на жизнь, и на ребенка времени не хватало. Поэтому детство малышка провела у бабушки с дедушкой в простой крестьянской семье. Потом долгие годы она будет сражаться с акцентом, приобретенным в то время.
Вале исполнилось 6 лет, когда мама забрала ее в Москву. Клавдия получила место в одном из столичных театров и часто брала дочь с собой на работу. Там и состоялся актерский дебют Валентины: она сыграла мальчика Давида в спектакле «Настанет время», где ее мать исполняла главную роль.
Уже в 1934 г. Серова снимается в своей первой картине — «Груня Корнакова», потом будет «Строгий юноша» (1936). Но настоящая слава найдет ее в «Девушке с характером» (1939). Там Валентина воплотила на экране образ красивой и отважной Кати Ивановой. После выхода ленты в прокат актрисе стали приходить тысячи писем с признаниями в любви от мужчин и восхищенными комплиментами от женщин, которые хотели бы быть на нее похожи.
В титрах «Девушки» Валентина фигурирует как Серова. Фамилию, которую артистка пронесет через всю жизнь, она получила после свадьбы с легендарным летчиком, прославленным героем гражданской войны в Испании — Анатолием Серовым.
Это была любовь с первого взгляда. Они познакомились и немедленно расписались. Он мог провожать ее вечером на Ленинградском вокзале в Москве, а уже утром прилететь в Ленинград, чтобы встретить Валентину на Московском вокзале. Пара жила в роскошной пятикомнатной квартире в Лубянском проезде и была счастлива как никто другой. Через некоторое время Валентина поняла, что ждет ребенка. Стала более тревожной и с замиранием сердца провожала мужа на очередное задание.
В тот роковой день он улетел вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко на испытания нового самолета. А у Валентины — премьера. Играли пьесу Максима Горького «Зыковы». Валентина сидела на гриме, когда к ней зашел худрук Театра имени Ленинского комсомола Иван Берсенев и сказал: «Анатолию очень нехорошо… Он погиб».
Преодолевая боль, беременная вдова вышла на сцену и не сорвала спектакль. Ее большой любви был отмерен всего только год. Спустя три месяца после смерти мужа она родит сына, которого назовет в честь отца — Анатолием.
В те дни ее часто приглашали на приемы в Кремль. Сам Сталин сажал Валентину рядом с собой. Но разве ей было до этого дело? Единственный раз, когда она воспользовалась покровительством вождя, была ее просьба предоставить новую квартиру. Конечно, ей немедленно дали другое жилье. Мать злилась, а знакомые крутили пальцем у виска: из хором на Лубянке Серова уехала в “двушку” на Никитской. Но находиться там, где все напоминало о любимом, у нее просто не было сил.
Тем временем ее фото постоянно печатались в газетах, а люди часами стояли в очередях в кино и театр, чтобы увидеть там Валентину Серову. По популярности с ней могли тягаться лишь Любовь Орлова и Марина Ладынина. Поклонники донимали актрису везде. Однажды Валентина заметила, что буквально на каждом спектакле «Зыковы» в первых рядах сидит молодой человек с букетом цветов и «прожигает» ее взглядом. Это был молодой поэт Константин Симонов. Так началось их знакомство и связь, которая разрушила жизни двоих.
Он завоевывал ее в лучших традициях романов: писал проникновенные и откровенно интимные письма, засыпал цветами и развелся с женой. Валентина не торопится говорить «да» или «нет». Она работала над новым фильмом «Сердца четырех». Этот лирический водевиль должен был выйти на экраны в 41-м. Но началась война, и чиновники сочли кощунственным показывать комедии в такое время. Зато выпустили в прокат «Весенний поток» (1941), где она сыграла воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и вытаскивает из передряг самого безнадежного ученика.
Тем временем Симонов отправляется на фронт. В один из своих приездов домой, в 1941 году, сидя на даче у Льва Кассиля, он пишет стихотворение «Жди меня» и посвящает его Валентине Серовой.
Его публикуют в «Правде» с посвящением — «В.С.». И их роман становится достоянием всей страны. Вслед за стихотворением в 1942 году у Симонова выходит в свет поэтический сборник «С тобой и без тебя». И снова: «Валентине Васильевне Серовой». Как сказали бы сегодня: sold out. Книжку нельзя было достать даже по блату, а стихи из него переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт.
«Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил».
И Валентина сломалась. В 1943 году они сыграли тихую свадьбу, когда Симонов приехал с передовой, где служил фронтовым корреспондентом. В том же году на экраны выходит фильм «Жди меня» по мотивам знаменитого стихотворения. В главной роли — Валентина Серова. Она сыграла женщину, которая не хочет верить в гибель мужа на войне и верно ждет его возвращения.
В 1945 г. наконец-то выходит в прокат картина «Сердца четырех» — и это снова невероятный успех для Валентины Серовой. А за следующую свою работу — «Композитор Глинка» (1946) — актриса получает Сталинскую премию и звание заслуженной артистки. И это в 29 лет!
Вместе с Симоновым они много путешествовали. Так, например, в 1946 году они приехали в Париж, где поэт проводил кампанию по возвращению на Родину творческой интеллигенции. Он рисовал им радужные перспективы, тогда как на деле многие из возвратившихся сгнивали в лагерях. В один из таких парижских ужинов в компании с Иваном Буниным, Тэффи (Надеждой Лохвицкой), Борисом Зайцевым, когда официант, прервав горячий рассказ Симонова о том, как «хорошо в стране советской жить», отзовет его к телефону, Серова тихо скажет: «Не слушайте его, не верьте…». Она могла быть заносчивой, грубой, но никогда лживой или злой.
Хотя им с Симоновым действительно было хорошо жить в СССР. Серова считалась главной светской львицей советского бомонда. Роскошная квартира, дачи в Переделкино и на Черном море, куча помощниц по хозяйству. В 1950-м рождается долгожданный ребенок — дочка Машенька.
Но Валентина несчастлива. Причин было много. Во-первых, Симонов настоял, чтобы пасынка, с которым у него не сложились отношения, отправили в интернат. Во-вторых, в СССР началась кампания по борьбе с космополитизмом, которую возглавил Симонов и из-за которой страдали близкие Серовой люди. Плюс долгие командировки мужа, ее уход из Ленкома, где она провела 14 лет своей жизни… Валентина начала пить.
«Что с тобой, что случилось? Почему все сердечные припадки, все дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…» — будет писать ей Симонов.
«Я бесконечно мучаюсь сознанием, что твоя работа постоянно становится между мною и тобою. Я замечаю охлаждение при виде того, что именно в то время, когда самая сильная любовь влечет меня к тебе, ты предаешься так страстно погоне за славою и отличиями», — отвечала она.
Так они и не услышат друг друга. Приглашения на съемки постепенно иссякнут. Как и предложения сыграть в новой пьесе. Муж будет все реже появляться дома и в конце концов уйдет к другой женщине в 1957 году.
Мать Валентины, Клавдия Половикова, отсудит у нее право опеки над дочерью. Отныне она не подпустит Валентину к малышке ни на шаг, а когда девочка сама начнет принимать решения — будет слишком поздно: Серова сопьется окончательно. И воспоминания о матери у Марии навсегда останутся ужасно тяжелыми и гнетущими.
«Запах пыльных книг, пролитого вина, папиросного дыма и высыхающего актерского грима — это запах моего детства, это ее комната… Над ворохом бумаг сидит женщина с копной изведенных пергидролем волос. Опухшие веки, резкие морщины. Над ее головой портретный снимок: красивое лицо, ненатуральность позы, улыбки, взгляда — чуть-чуть. Типичный снимок актрисы в роли. Как предсказано было: «…И постарев, владелица сама себя к своим портретам приревнует…». И эти два лица принадлежат одному человеку — не так давно актрисе в зените славы и теперь забытой почти всеми, исстрадавшейся, спившейся женщине. Моей матери… Мать была в жизни такой, какой была в его стихах: «Злой и бесценной, проклятой — такой нет в целой вселенной другой под рукой».
Последними работами Валентины Серовой в кино стали три небольшие роли: в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973). В какие-то редкие моменты просветления, когда она безуспешно пыталась вылечиться от своего недуга, Серова выпросит и выстрадает их.
«Простите меня за настырность, — пишет она в ЦК КПСС, — но больше нет сил висеть между небом и землей! Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют.
Я готова на любой театр, только бы работать. Я недавно прочла несколько отрывков и статей о бывших преступниках, возвращенных к жизни, которым помогли стать людьми дружеские руки, добрые человеческие отношения, доверие. Неужели я хуже других? Помогите… Глубоко уважающая Вас В. Серова».
Во время съемок она действительно как-то держалась, но потом все снова возвращалось на круги своя. И после очередного отказа на киностудии («нет, Валечка, для вас нет ничего») ей приходилось распродавать свои личные вещи, чтобы выжить и выпить.
В последний раз она появится на публике 10 декабря 1975 года, когда придет в Театр киноактера (где она числилась) за зарплатой. И внезапно услышит брошенное ей в спину: «Это кто, Серова? Та самая? А я думала, она умерла».
Меньше чем через неделю подруга актрисы, которая так и не смогла дозвониться, приедет к ней домой и обнаружит в коридоре израненное и уже остывшее тело 58-летней Валентины. За полгода до этого из жизни уйдет сын Серовой Анатолий. Точно так же, как и его мать, от пьянства…
…Панихида в Театре киноактера все не начиналась, никто не решался подойти к микрофону и сказать несколько слов. Но вдруг из магнитофона зазвучала мелодия из кинофильма «Жди меня» и голос Валентины Серовой, исполняющей песню. И люди, будто бы очнувшись, стали выходить к гробу и говорили, говорили, говорили…
Симонов не приехал, прислав 58 красных гвоздик. Он не забыл, но и не простил слабости Валентины, из-за которой умерла его любовь.
«Я не могу тебе писать стихов —
Ни той, что ты была, ни той, что стала».
«…То, что было у меня с твоей матерью, — скажет он перед смертью их общей дочери Марии, — было самым большим счастьем в моей жизни… И самым большим горем».